На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные тенденции развития мирового рынка

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических  связей,
экономики и права» в г. Тольятти  

Экономический факультет
Кафедра экономики 
 

Реферат
по дисциплине «Международные экономические отношения»
ТЕМА: «Основные тенденции  развития мирового рынка»  

                                               Выполнил:   
                                               студент 2 курса
                                               очной формы обучения,
                                               группы МЭ-22
                                               Полханова Марина
                                               __________________________ 

                                               Проверил –
                                               Е.А. Юрченко, преподаватель
                                                                                 __________________________                                 
 

Тольятти, 2008 г.  
 

Содержание 

    Введение……………………………………………………………………….3
   Глава 1. Мировой рынок……………………………………………………...5
      Понятие мирового рынка и его основные черты………………....5
      Классификация рынка……………………………………………...6
     Глава  2 Структура и тенденции развития международной торговли……...7
      2.1. Структура и основные товаропотоки  мировой торговли………..…9
     2.2. . Ценообразование в международной  торговле………………...….10
     Глава  3.  Мировой рынок товаров………………………………………..…13
     Глава  4. Мировой рынок услуг……………………………………..……….15
     4.1. Рынок технологий и инжиниринговых  услуг……………....………16
     4.2. Рынок туристических услуг…………………………………………19
     4.3. Мировой рынок информации………………………………………..20
     4.4. Рынок арендных услуг……………………………………...………..21
     4.5.Рынок  консультационных услуг……………………………………..23
     Глава  5. Россия и ее место на мировом рынке………………..……………24
     5.1. Структура внешней торговли……………………….………………24
     5.2. Место России на мировом рынке…………………..……………….25
     5.3. Место ВПК на мировом рынке…………………...…………………26
     5.4. Перспективы внешнеторговой деятельности  России…...…………27
     Заключение………………………………………………………...…………29
     Список  использованной литературы…………………………...…………..31 
 
 
 
 
 

Введение 

     Одним из наиболее доминирующих факторов современной  мировой экономики является процесс  глобализации, которую характеризуют  трансграничное движение капиталов, международная  торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. В свою очередь, фундаментом  процесса глобализации мира является геоэкономика как новая парадигма  мироустройства. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных  системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы.
     На  систему мировой торговли также  оказывают воздействие транспортные и телекоммуникационные технологии. В результате ускорилось перемещение  сырьевых ресурсов, товаров и услуг; произошли качественные перемены на финансовых рынках. Теперь в течение  одного операционного дня капиталы могут перетекать из страны в страну, из региона в регион, как бы далеко друг от друга они ни находились. Транснациональные корпорации получили возможность координировать производство в разных частях света. Благодаря  электронным средствам международной  связи резко сократились информационные и транспортные издержки.
     Движущей  силой глобализации выступают высокие  наукоемкие технологии, которые облегчают  международный обмен, приводят к  увеличению доли экспорта и импорта, включают региональную экономику в  систему всемирного разделения труда. Это, в свою очередь, приводит к всеобщей либерализации внешней торговли и денежных рынков различных стран, к интернационализации производства и сетей сбыта продукции, к  быстрому и широкому освоению технологий, благодаря которым международные  потоки товаров, услуг и капитала становятся беспрепятственными и идущими  с более высокими скоростями. Промышленное производство вовлеченных в этот процесс государств подвергается реорганизации, поскольку продукция отдельных стран перешагивает через их границы, а предприятия выходят на финансовые рынки мира. В условиях глобализации структура производства и финансов различных стран становится взаимосвязанной и взаимозависимой. Процесс сопровождается ростом числа заграничных трансакций, а эффектом является новое международное разделение труда, в котором создание национального богатства в большей степени зависит от хозяйствующих субъектов других стран1.
          Открытость и прозрачность экономики,  государства и общества - очевидные  атрибуты современного экономического  развития - вызвали принципиальные  изменения в межгосударственном  сотрудничестве в мире. В последние  два десятилетия наступил перелом:  прежние протекционистские тенденции,  связанные с нефтяным кризисом, пошли на убыль, развернулся  процесс постепенного сокращения  величины таможенных барьеров  и растущего признания необходимости  либерализации международных экономических  отношений.
     Любое государство, если оно хочет получить максимальную выгоду в рамках современных  экономических отношений, должно проводить  сбалансированную, рациональную внешнюю  экономическую стратегию. Во-первых, необходимо, чтобы либерализация  торговых и финансовых оборотов осуществлялась на основе национальных интересов страны в соответствии с двусторонними  и многосторонними соглашениями. Во-вторых, все более широкое распространение  приобретает политика увеличения открытости на новых условиях - в рамках интеграционных союзов, куда входят несколько стран.  
 
 
 

  Глава 1. Мировой  рынок 

      Понятие мирового рынка и  его основные черты
     Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.
     Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:
- он  является категорией товарного  производства, вышедшего в поисках  сбыта своей продукции за национальные  рамки; 
- он  проявляется в межгосударственном  перемещении товаров, находящихся  под воздействием не только  внутреннего, но и внешнего  спроса и предложения; 
- он  оптимизирует использование факторов  производства, подсказывая производителю,  в каких отраслях и регионах  они могут быть применены наиболее  эффективно;
- он  выполняет санирующую роль, выбраковывая  из международного обмена товары  и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить  международный стандарт качества  при конкурентных ценах. 
     Мировой рынок является производным от внутренних рынков стран. Вместе с тем он оказывает  активное обратное влияние на макроэкономическое равновесие обособленных хозяйственных  систем.
     Товар, находящийся на мировом рынке  в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры  совокупного спроса и совокупного  предложения, через которые каждый из участников может оценивать и  адаптировать параметры своего производства.
Выступая  сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает  обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и  для кого нужно производить. В  этом смысле мировой рынок оказывается  первичным по отношению к производителю  и является центральной категорией международной экономики.
Главным внешним признаком существования  мирового рынка является передвижение товаров и услуг между странами.
     Сегменты  мирового рынка определяются как  традиционными факторами производства  землей, трудом и капиталом, так и  относительно новыми  информационной технологией и предпринимательством, значимость которых возрастает под  влиянием современной научно-технической  революции.
Рынки товаров и услуг, капиталов и  рабочей силы, сформировавшиеся на наднациональном уровне, являются результатом  взаимодействия мирового спроса, мировых  цен и мирового предложения, испытывают на себе влияние циклических колебании, функционируют в условиях монополии  и конкуренции. 

1.2. Классификация рынка  

     С течением веков происходила все  более глубокая специализация рынков. На данный момент можно привести следующую  классификацию:
1) по  специализации рынки делятся  на: товарные и рынки услуг  (транспортных, туристических, консультационных);
2) по  объемам сделок на: розничные  и оптовые; 
3) по  номенклатуре на: фондовые (ценных  бумаг); валютные; рынки капиталов;  рынки ссудных капиталов; фьючерские  рынки; рынки опционов; рынки рабочей  силы; рынки интеллектуальной собственности  (патентов, лицензий, авторских прав, ноу-хау); рынки вооружений и военной  техники; рынки металлов, зерна,  нефти, газа;
4) по  значимости на: сильно влияющие  на международную экономику (мировой  валютный рынок, нефтяной рынок); слабо влияющие на международную  экономику (локальный рынок зерна  или с/х продукции);
5) по  форме организации на: биржевые (рынок  ценных бумаг, рынок зерна); внебиржевые  (рынок автомобилей) 
6) по  степени монополизации на: монополизированные (на рынке энергоресурсов в  нашей стране господствуют такие  гиганты как ГазПром, Лукойл, РосНефть); немонополизированные (таких очень  мало, в основном они существуют  на первоначальных стадиях функционирования  рынка);
7) по  официальности на: официальные; неофициальные  (серый рынок, черный рынок).  

Глава 2 Структура и тенденции развития международной торговли 

     Международная (внешняя) торговля - древняя и традиционная форма международных экономических  отношении. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла  и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора  времени, различия традиций, национальных денег и т.д.
     Роль  внешней торговли в международных  экономических отношениях постоянно  возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и  благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно  Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые  были сгруппированы по торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили  отмеченную выше причинно-следственную связь.
     Внешняя торговля оценивается с помощью  базовых понятии экспорта, импорта  и внешнеторгового оборота. Экспорт - это количество товаров (в натуральном  или стоимостном измерении), вывезенных из страны. Импорт - это количество товаров (в натуральном или стоимостном  измерении), ввезенных в страну из-за границы. Вся сумма экспорта и  импорта страны представляет ее внешнеторговый оборот. Если обозначить внешнеторговый оборот  В, экспорт Э, импорт И, то формула оборота внешней торговли В = Э + И. При этом следует помнить, что оборот внешней торговли страны рассчитывается в стоимостных единицах, поскольку включает разнородные товары, не сопоставимые в натуральном измерении. По отдельным товарам можно измерить экспорт и импорт в натуральных единицах (штук, тонн, метров).
Весьма  важным понятием является баланс внешней  торговли. Если обозначить баланс внешней  торговли страны   Б, то формула  баланса внешней торговли:
Б = Э - И
Баланс  внешней торговли может иметь  положительную или отрицательную  величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о  положительном или отрицательном  сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового  баланса означает возникновение  пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует  активный торговый баланс страны.
Для анализа  развития такого многогранного явления, как внешняя торговля, применяется  система показателей. Некоторые  показатели отражают темпы роста  мировой торговли. К таковым, например, относится показатель темпов роста  мирового экспорта (Т):
ТЭ = (Э1:Э0) * 100%;
где Э1 - экспорт текущего периода,
Э0 - экспорт  базисного периода.
Кроме того, применяется ряд показателей, характеризующих зависимость экономики  страны от внешней торговли. К таковым  относятся:
экспортная  квота (Кэ):
Кэ = (Э / ВВП) * 100%,
где Э - стоимость экспорта,
ВВП - валовой  внутренний продукт страны за год;
 импортная  квота (Ки);
Ки = (И / ВВП) * 100%,
где И - стоимость импорта,
ВВП - валовой  внутренний продукт страны за год.
         Международная торговля (МТ) - это  наиболее традиционная и старая  форма МЭО. В течение многих  лет МТ остается одной из  наиболее динамичных сфер мировой  экономики. Роль МТ в МЭО  постоянно возрастает, но ее рост  не был равномерным. Это не  меняло общей тенденции ее  развития. Специальными исследованиями (Мирового банка) установлена  причинно-следственная связь между  ростом МТ и ростом мирового  производства, хотя это вывод  не бесспорен.
Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как суммы стоимости экспорта всех стран мира. 

2.1. Структура и основные  товаропотоки мировой  торговли  

     Международная торговля оценивается в двух аспектах:
1)    товарная структура внешней торговли
2)    географическая структура
     При изучении структуры мировой торговли следует учитывать, что в статистических сборниках товары группируются в  соответствии с различными международными торговыми классификациями. Большинство  стран (в том числе с 1991 г. и Россия) перешли на использование Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.
Наиболее  динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологичной  продукцией, что, в свою очередь, стимулирует  межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. В то же время торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения (табл. 29.1).
     Для географического распределения  мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в  середине 90-х гг. на них приходилось  около 70% мирового экспорта. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована  в основном на рынки промышленно  развитых стран, и их доля в мировой  торговле составляет около 25% мирового товарооборота. Значение в мировой  торговле стран  экспортеров нефти в последние годы значительно снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских. 

2.2. Ценообразование  в международной  торговле 

     Характерной чертой мировой торговли является наличие  особой системы цен - мировых цен. В их основе лежат интернациональные  издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам основных факторов производства (капитала, труда, различных видов природных и  материальных ресурсов) на создание данного  вида товаров. Интернациональные издержки производства формируются под преимущественным влиянием стран, являющихся  главными поставщиками данных видов товаров  на мировой рынок. Кроме того, значительное влияние на уровень мировых цен  оказывает соотношение спроса и  предложения на данный вид товара на мировом рынке. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных систематических и устойчивых  экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах  мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих  видов товаров.
         В условиях рыночной экономики  ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем  рынке, осуществляется под воздействием  конкретной рыночной ситуации. В  принципиальном плане само понятие  цены сходно и для характеристики  внутреннего рынка, и для характеристики  внешнего. Цена, в том числе в  международной торговле, - это денежная  сумма, которую намерен получить  продавец, предлагая товар или  услугу, и которую готов заплатить  за данный товар или услугу  покупатель. Совпадение указанных  двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
     1)  Общеэкономические, т.е. действующие  независимо от вида продукции  и конкретных условий ее производства  и реализации. К ним относятся:
     ·    экономический цикл;
     ·    состояние совокупного спроса и  предложения;
     ·    инфляция.
     2)  Конкретно экономические, т.е.  определяемые особенностями данной  продукции, условиями ее производства  и реализации. К ним относятся:
     ·    издержки;
     ·    прибыль;
     ·    налоги и сборы;
     ·    предложение и спрос на этот товар  или услугу с учетом взаимозаменяемости;
     ·    потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
     3)  Специфические, т.е. действующие  только в отношении некоторых  видов товаров и услуг:
     ·    сезонность;
     ·    эксплуатационные расходы;
     ·    комплектность;
     ·    гарантии и условия сервиса.
     4) Специальные, т.е. связанные с  действием особых механизмов  и экономических инструментов:
     ·    государственное регулирование;
     ·    валютный курс.
     5) Внеэкономические, политические; военные.
     Под мировыми ценами понимаются цены крупных  экспортно-импортных сделок, заключаемых  на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие  «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров  и услуг, имеющих организационные  международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических  экспортно-импортных сделках крупных  фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно  относится состояние спроса и  предложения.
     Также ценообразование зависит от типа конкуренции на мировом рынке:
     ·    рынок совершенной (чистой) конкуренции;
     ·    рынок чистой монополии;
     ·    рынок монополистической конкуренции;
     ·    рынок конкуренции немногих поставщиков  олигополия.
     При обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь  четкое представление о характере  сделки, диктующей особенность «отбора» цены:
     ·    использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
     ·    цены в условиях оплаты наличными;
     ·    цены, формирующиеся в рамках обычных  коммерческих сделок. 

     Глава 3.  Мировой рынок  товаров 

     Углубляющееся международное разделение труда  ведет к повышению роли внешней  среды в современной экономике, ключевую роль в которой играет мировой  рынок товаров и услуг.
     Мировой товарный рынок подразделяют на три  основные группы:
   1) рынок базовых товаров (сельскохозяйственная  продукция и продукция добывающей  промышленности);
   2) рынок средне- и низкотехнологичных, в основном трудоинтенсивных  готовых изделий и полупродуктов; 
   3) рынок высокотехнологичной продукции. 
     Первая  группа (базовые товары), доля которой  непрерывно уменьшается, является рынком сбыта продукции развивающихся  стран и части стран с переходной экономикой. Поскольку качество базовых  товаров более или менее одинаково, здесь основной формой соперничества  выступает ценовая конкуренция, а формой противодействия ей - картельные соглашения (типа ОПЕК), субсидии сельскому хозяйству.
     Доля  двух последних групп в международном  обмене имеет стабильный рост.
     В группе среднетехнологичных готовых  изделий конкурируют преимущественно  развивающиеся страны, точнее группа так называемых “догоняющих стран”. Конкуренция здесь приобретает  все более жесткий характер из-за активного выхода на эти рынки  стран с переходной экономикой.
     Рынок высокотехнологичной продукции  представляет собой сферу ожесточенной конкуренции между развитыми  странами, вовлеченными в гонку научно-технических  инноваций и не заинтересованных в появлении на мировом рынке  новых конкурентов.
     Существующее  разделение государств мирового сообщества на государства-поставщики сырья и  государства-собственники финансовых и интеллектуальных ресурсов ведет  к увеличению разрыва в душевых  показателях ВВП между развитыми  и развивающимися странами.
     В целом, основные тенденции на мировом  рынке можно охарактеризовать, как  обострение конкуренции, рост монополизации  торговли, повышение требований к  технико-экономическим показателям  товаров. Все это побуждает фирмы  еще более активизировать работу по совершенствованию производства, форм и методов сбыта, организовывать за рубежом сборочные предприятия, создавать собственные или смешанные  торговые фирмы за границей. Наибольшее значение в мировой торговле имеет  продукция обрабатывающей промышленности: на ее долю приходится 3/4 мирового товарооборота. Особенно быстро растет доля таких  видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологичной продукцией, что, в свою очередь, стимулирует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера.
     Наряду  с обычными экспортно-импортными операциями, т.е. торговыми контрактами между  продавцами и покупателями, за последние 2 десятилетия на мировом рынке  большое распространение получила практика сбыта и покупки товаров  на аукционах, биржах и торгах.
     Международный аукцион - способ продажи отдельных  партий товаров, которые по очереди  выставляются для осмотра и продаются  тому из присутствующих покупателей, который  предложил наивысшую цену. На международных  аукционах продаются пушнина, немытая  шерсть, табак, чай, некоторые пряности, предметы антиквариата,  скаковые лошади и т.д.
     Товарная  биржа - важная разновидность международного товарного рынка оптовой купли-продажи  массовых, преимущественно сырьевых и сельскохозяйственных товаров. Реализация продукции осуществляется без  предварительного осмотра по образцам и стандартам при заранее  установленных размерах минимальных партий. Товарная биржа  не предполагает фактического наличия  товара в момент сделки, заключаемой, как правило, на строк 8-14 месяцев  с учетом особенности товара, в  том числе сезонности его производства.
     Что касается торгов, то они представляют собой такую форму торговли, когда  покупатель машин, транспорта или оборудования объявляет о своем намерении  закупить продукцию или выдать заказ  на строительство и приглашает фирмы, желающие предложить свои товары или  услуги, представить к объявленному сроку свои предложения, из которых покупатель выбирает наиболее выгодное. Из всех торгов, организуемых на мировом рынке, 80 % проводятся для развивающихся стран. Эти государства предпочитают торги, т.к. эта форма закупки позволяет им выбрать продукцию по приемлемой цене.
     Глава 4. Мировой рынок  услуг 

     В настоящее время в мировом  хозяйстве наряду с рынками товаров, рабочей силы и капитала быстрыми темпами развивается рынок услуг.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.