Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное принуждение как способ воздействия на субъект правоотношения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема : Государственное принуждение как способ воздействия на  субъект правоотношения
Содержание
Введение
1. Государственное принуждение
1.1. Понятие государственного принуждения
1.2. Виды государственного принуждения
1.3. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения
Заключение
Список литературы
Введение
В последние десятилетия  вопрос о трактовке юридической  ответственности является одним  из самых дискуссионных в отечественной  правовой науке. Юридический энциклопедический  словарь характеризует ответственность  как государственное принуждение  к исполнению требований права; правоотношение, каждая из сторон которого обязана  отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом. Юридическая ответственность трактуется в данном случае как вид социальной ответственности, всегда связанный  с возможностью применения принудительной силы государства и выраженный в  санкциях правовых норм. Попытаемся осветить это понятие более широко. Большинство  граждан сознательно выполняют  требования законов и других нормативных  актов. В то же время уже сама возможность  принуждения, присущая праву, способна психологически побудить к определенному - законопослушному - поведению и, следовательно, оказать стимулирующее воздействие  на поведение граждан. Представление  об обязательности права складывается из идеи о его социальной ценности и понимания необходимости применения мер государственного принуждения , гарантирующих исполнение закона. Отсюда и проистекает социальная значимость ответственности, которая заключается как в ответственности граждан за противоправные действия, так и в ответственности должностных лиц за выполнение возложенных на них обязанностей. Следовательно, с точки зрения права, юридическая ответственность - это ответственность граждан за противоправные действия, это «применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке».
Некоторые ученые рассматривают  государственное принуждение как правоотношение между государством и гражданином, при котором государство в лице своих органов имеет право наказать правонарушителя, а он обязан претерпеть это наказание. По этим взглядам, у правонарушителя возникает как бы обязанность претерпеть определенные лишения, установленные государственно-властным путем за правонарушение. Но это все же слишком формальное и идеализированное понимание государственное принуждение, т. к не всякий правонарушитель, особенно преступник, принимает на себя обязанность «претерпеть» наказание, напротив, он всячески стремится его избежать.
Актуальность темы настоящей работы объясняется тем, что государственное принуждение как самостоятельный институт общей теории права занимает в ней одно из центральных мест, поскольку она является важной мерой защиты интересов личности, общества и государства. В вышеизложенном обосновании мы видим, как актуальна и важна сегодня тема государственного принуждения. Поэтому мною и выбрана эта тема для курсовой работы, в которой далее будет подробно рассмотрено понятие государственного  принуждения , её принципы, виды и цели.
Целью настоящей работы является определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать понятие, сущность, функции, цели, признаки, принципы, основания и виды государственного принуждения , а также глубже и шире изучить проблемы юридической ответственности, определить и комплексно охарактеризовать и проанализировать.
Объектом настоящей  работы является государственное принуждение как самостоятельный институт общей теории права.
Предметом настоящей  работы являются взаимосвязанные и  неотъемлемые элементы государственного принуждения как самостоятельного института общей теории права.
В основу работы положены: логический метод, системный, сравнительный  и статистический. Использование  данных методов помогает глубже и  шире подойти к изучению темы.
Количество источников, рассматриваемых юридическую ответственность, представлено довольно широко. Подробнее  данную тему рассматривают авторы: Лазарев, Васильев А.М., Хропенко, Иваненко О.Ф., Братусь С.Н., Недбайло П.Е. и другие. В своих работах они старались глубже и шире подойти к изучению данной темы.
1. Государственное принуждение
1.1 Понятие государственного принуждения
Для нормальной жизни  любого общества необходим определенный порядок, урегулированность общественных отношений, которые достигаются с помощью социальных норм, определяющих правила поведения людей. Однако эти нормы действуют лишь тогда, когда они выполняются. Государственное принуждение - осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организации, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов. В течение столетий право и насилие отожествлялись, особенно - в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется уполномоченными на то государственными органами, выступает одним из методов управлением гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрала и которому следует то или иное лицо. Без принуждения не может обойтись ни одно государство.
В литературе есть точка  зрения, что если законодательство последовательно и четко выражает идею справедливости и свободы, то государственное  принуждение к соблюдению юридических  норм будет оправданным и в  свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. В основном это выражено в государствах с тоталитарным режимом. Фактическим  основанием применения государственного принуждения является чаще всего  правонарушение, а также иные нежелательные  для других граждан, общества и государства  правовые аномалии. Например, уклонение  лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей (если это не образует состав преступления). Естественной формой реакции общества на такое поведение является применяемое  в отношении данного лица государственное  принуждение - к исполнению возложенных  на человека, но невыполненных им юридических  обязанностей (принудительное взыскание  алиментов на воспитание ребенка, принудительное изъятие вещи у незаконного владельца  и передача ее собственнику и т.д.). В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные  принудительные акции могут применяться  и не в связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий  и обеспечения общественной безопасности - таможенные досмотры, досмотры багажа в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися  из мест лишения свободы и др. Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые  особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом. Основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме. В этих актах установлены виды и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, права граждан на защиту. Чем чётче и яснее (полнее) регламентирована процедура государственного принуждения, тем надёжнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами. В четвёртых, оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено прежде всего на воспитание добропорядочного гражданина.
Государственное принуждение  разнообразно по видам и охватывает:
а) предупреждения правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных  организационно правовых мероприятий - осмотр неисправных механизмов и  приостановление их эксплуатации, эвакуацию  из районов стихийного бедствия и  др.
б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного  поведения - задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у  него орудий преступлений и т.д.); в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление доброго имени и д.р.); г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф и д.р.).
Государственное принуждение  характеризует собой государственную  власть и является одним из методов  её осуществления, одним из способов регулирования социального поведения  субъектов общественной жизни. Социальное назначение принуждения очень широкое, оно выполняет положительные  функции побуждая членов общества к социальным необходимым действиям, мотивируя необходимое поведение субъектов общественной жизни в интересах всего общества.
1.2. Виды государственного принуждения
По своему конкретному  содержанию государственное принуждение  делится на физическое и психическое (психологическое). Оба эти вида принудительного воздействия различны по содержанию, но выражают общую сущность. Тот или иной вид государственного принуждения определяется сферой воздействия на объект. Мерой физического воздействия обращены к физической (личной или материальной) стороне существования субъекта, в то время как психическое государственное принуждение непосредственно обращено на психику человека. Физическое принуждение строго индивидуализировано, а психическое принуждение может быть направлено и на коллектив лиц, хотя и в этом случае оно «рассеивается» по индивидам.
Объект психического государственного принуждения имеет  сложную структуру: в психике  человека взаимодействуют рациональная, эмоциональная и волевая сферы. Внешнее поведение людей в  индивидуальных поступках или в  составе определенной группы продиктовано их внутренней психической деятельностью, при этом волевые акты психики  порождаются как мыслями, так  и чувствами, взаимовлияющими друг на друга. Воздействуя на разум и  чувства извне, можно предопределить волю человека, сформировать её «изнутри»  и пробудить к проявлению в  виде волевого действия. Задача психического принуждения состоит в возбуждении  такого мотива поведения, который, вступая  в борьбу с иными мотивами, должен преодолеть их и склонить субъекта к требуемому поведению. Как правило, это мотив страха перед неблагоприятными последствиями неповиновения, желания  избежать их. С внешней стороны  он выражается в воздействии на сознание и волю лица правовой нормы или  акта ее применения, содержащих государственно-властный запрет или предписание определенного поведения. Функция психического государственного принуждения - предупреждения правонарушений. Психическое государственное принуждение тесно связано с убеждением.
Непосредственным  объектом физического принуждения  является физическое бытие субъектов  общественной жизни. Физическое государственное  принуждение выражается в физическом воздействии на общественное положение, имущество, денежные средства лиц или  их объединений. Воздействуя на этот объект, можно повлиять на сознание лица и таким образом мотивировать необходимое поведение. Б. Т. Базылев в диссертации «Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе» разграничивает понятие государственное принуждение и наказание. Наказание осуществляется путем применения государственного принуждения, так как иным образом, добровольно, оно, как правило, не реализуется.
1.3. Юридическая ответственность как вид государственного принуждения
Юридическая ответственность  традиционно разрабатывалась в  правовой науке как ответственность  ретроспективная, то есть она напрямую связывается с противоправным поведением. По отношению к субъектам права  юридическая ответственность приобретает  государственно-принудительный характер. Это происходит из-за того, что государство, закрепляя нормы права, определяет юридическую ответственность независимо от воли и желания правонарушителей. Государственное принуждение в  жизни проявляется через различные  формы, порой не связанные с юридической  ответственностью. Таким образом, юридическую  ответственность отличает не просто государственное принуждение, а  лишь государственное принуждение  к исполнению норм права. Последнее  выражается в различных видах  деятельности правоохранительных органов. Во-первых, в контроле за юридически значимым поведением субъектов права. Во-вторых, в деятельности компетентных органов по расследованию и установлению фактов правонарушений. В-третьих, в  применении к правонарушителям предусмотренных  законом санкций. Государственное  принуждение к исполнению норм права  характеризуется также тем, что  сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Юридическая ответственность проявляется  в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после  установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава  правонарушения. Таким образом, состав правонарушения есть фактическое основание  юридической ответственности, а  норма права - правовое основание, без  нее юридическая ответственность  не существует. Определенно, правонарушение и юридическая ответственность  неразрывны, так как правонарушение всегда и сразу порождает юридическую ответственность. Реальное содержание и меру юридической ответственности за совершение правонарушителем противоправного общественно опасного деяния выражается в применении к нему санкции. Главным в правовом положении правонарушителя является обязанность ответить за содеянное, возникающая вследствие совершения им правонарушения, заключающаяся в неблагоприятных последствиях личного или имущественного характера, определяемых санкцией правовой нормы. Причем законом предусмотрена не только обязанность отвечать за содеянное, но и обладание объемом прав. Вернемся к санкции, она представляет собой: неблагоприятные последствия правонарушения, указанные в соответствующей норме права, которые применяются к правонарушителю компетентными органами. Применение санкции в правовом государстве одновременно связано с общественным осуждением правонарушителя, причиняющего вред общественным или личным интересам. Хотя не все санкции носят карательный характер (ограничивают права и возлагают обязанности на правонарушителя), но все они имеют в виду применение государственного принуждения через исполнение обязанности под принуждением и содержат в себе неблагоприятные для него последствия, которые и являются юридической ответственностью. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и реализуется через применение этой нормы компетентным государственным органом. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой принудительно исполняемую обязанность, которая возникла в связи с правонарушением и реализуется в конкретном правоотношении.
Суммируя вышесказанное, можно определить, что юридическая  ответственность - это установленные  законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для  него последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном  государством. Юридическая ответственность, являясь одной из форм социальной ответственности, в то же время по целому спектру признаков отличается от всех других видов. Прежде всего, она  всегда оценивает прошлое: это ответственность  за действие (бездействие), которое  уже имело место, произошло, то есть юридическая ответственность - ответственность  ретроспективная. Этим юридическая  ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности, обращенных в будущее. Далее, юридическая  ответственность устанавливается  за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. Увы, весьма часто  можно встретить штампы , когда «прописывают» в законопроектах ответственность за соблюдение правовых положений: за достоверную информацию ( а надо за недостоверную), за выполнение договорных обязательств (а надо за нарушение и т.п.). О связи юридической ответственности с государством уже упоминалось. Но здесь важно подчеркнуть, что только государство устанавливает меры этой ответственности и только органы государства их осуществляют в порядке, который также устанавливается государством. И меры эти всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные, физические, политические и иные. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет какой-либо урон, обременение, а не только принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель возвращает не только похищенную вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение. Юридическая ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, помещение больного в психиатрическую больницу или таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.
В конце 60-х годов  в советской юридической науке  появилось понятие позитивной правовой ответственности, чаще всего толкуемое  как синоним правомерности. С  тех пор многие; советские правоведы  стали рассматривать юридическую  ответственность в двух аспектах : в позитивном и в негативном/ретроспективном/. Сторонники теории «позитивной правовой ответственности» понимают под ней обязанность граждан совершать действия, соответствующие природе общественного строя, «добросовестно и точно выполнять установленные законом правила поведения». Таким образом, границы понятия «ответственность» были существенно размыты, потеряв свою правовую однозначность; позитивную ответственность - «сознание долга» - стали определять как «юридическую ответственность в широком смысле слова», а ответственность, являющуюся следствием правонарушений, - как юридическую ответственность «в узком или в собственном смысле». Ответственность в узком смысле, по мнению сторонников теории «двух аспектной правовой ответственности», всегда имеет негативный характер и представляет собой «правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за уже совершенные правонарушения, за попрание тех требований, которые содержатся в нарушенных нормах права.». Идея "двух аспектной правовой ответственности" неоднократно подвергалась критике, поскольку в рассуждениях о позитивной ответственности правовые явления теоретически смешиваются с такими понятиями правосознания и этики как "чувство долга", "добросовестное отношение к своим обязанностям", "ответственность", "осознание необходимости правомерного поведения". Указывалось, что в принципе недопустимо объединять в одном определении сознательное отношение честного человека к исполнению своего социального долга и противоправное поведение правонарушителя. На наш взгляд, следует согласиться с теми авторами, которые считают, что признание юридического характера позитивной ответственности не только не соответствует природе явления, но и усложняет решение многих проблем в юридической науке, ибо означает ликвидацию юридической ответственности как специфического правового явления. Между тем, правовым выражением ответственности граждан всегда была и остается только юридическая ответственность, поскольку позитивная ответственность личности всегда имеет этическое либо социальное, но не юридическое содержание.
Смешение понятий  юридической ответственности особенно недопустимо в условиях построения правового государства, так как  критерии "позитивной ответственности" абстрактны, недоказуемы, а их использование  лишило бы реального содержания явления  правовой действительности. Так, например, в советский период одним из видов  правомерного поведения граждан  считалась социальная активность, понимаемая как поддержка и содействие политике КПСС и советского правительства. Сегодня  же, в условиях демократии и возможности  открытого политического противостояния, вряд ли можно утверждать, что социальная активность, например, оппозиционных правительству партий и группировок имеет позитивный с точки зрения господствующей идеологии характер. Следовательно, только юридической ответственности как одной из разновидностей социальной ответственности присущи такие специфические свойства, как конкретность, доказуемость, практическая осуществимость, исполнимость средствами юридического процесса. Государство, государственные органы не могут благодушно взирать на все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юридическая ответственность.
Как самостоятельный  и необходимый элемент механизма  правового регулирования юридическая  ответственность характеризуется  тремя специфическими признаками:
1) представляет собой  вид государственного принуждения,
2) единственным основанием  применения ответственности выступает  правонарушение;
3) выражается в  применении негативных, отрицательных мерк лицу, совершившему правонарушение.
Юридическая ответственность  как вид государственного принуждения  характеризуется тем, что таким  способом приводится в действие санкция  нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы  права не возникают само собой, автоматически. Перевод санкции из сферы долженствования  в сферу практической деятельности осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю  одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Государство предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает его исполнить  предписанное реально. Воля и желание  правонарушителя в данном случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя добровольно  исполнить предписанное, требуемое  поведение будет обеспечено соответствующими государственными органами. Так, лицу, совершившему административное или  гражданское правонарушение, дастся возможность добровольно исполнить  меру государственного принуждения - заплатить  штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом обязательства  по договору. Однако, если такие действия не будут совершены к определенному сроку, то принудительные меры будут проведены судебным исполнителем, или иным органом. Уголовное наказание чаще всего осуществляется мерами государственного принуждения с момента вынесения приговора. Юридическая ответственность является государственным принуждением, однако, далеко не всякая принудительная мера государства является юридической ответственностью. В механизме правового регулирования властно- организованная сила государства проявляется по самому широкому кругу отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений отдельных лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения в материальных благах при наличии экстремальных ситуаций и по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией  юридической ответственности, можно  назвать следующие:
1) реквизицию имущества,  изымаемого у собственников по  решению государственных органов  в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных обстоятельств,  носящих чрезвычайный характер;
2) меры, проводимые  в профилактических, предупредительных  целях (проверка документов у  водителей транспортных средств,  надзор за состоянием противопожарной  безопасности предприятиях, в организациях  и учреждениях, санитарно- эпидемиологический, таможенный надзор, ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с проведением каких-либо массовых мероприятий);
3) принудительные  меры применяемые в целях пресечения противоправных деяний и их вредных последствий (административное задержание правонарушителя, принудительные меры медицинского характера, назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в состоянии невменяемости; истребование собственником имущества у добросовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).
Основное отличие  юридической ответственности от иных форм государственного принуждения  состоит в том, что она применяется  за совершенное правонарушение. Ответственность  носит ретроспективный характер, поскольку представляет собой реакцию  государства на прошлое и только противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного, профилактического  характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией государства  на правонарушителей и поэтому справедливо  не рассматриваются как вид юридической  ответственности. Равным образом нельзя рассматривать в качестве юридической  ответственности меры принудительного  медицинского характера, применяемые  к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим расстройством. Ибо это противоречило бы основным принципам современного права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый институт государственного принуждения к лицам, которые совершают общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем порядке. Не несет юридической ответственности и добросовестный приобретатель, поведение которого с точки зрения законности является безупречным. Имущество возвращается собственнику в силу приоритетности его прав на имущество перед правами добросовестного приобретателя. Добросовестный приобретатель лишается только имущества, которым он незаконно владел и пользовался. Каких-либо дополнительных, негативных мер к нему не применяется. Между тем, юридическая ответственность характеризуется не только требованием государства реально исполнить обязанность, но и возложением на правонарушителя дополнительных обязанностей, которых бы он не имел, действуя правомерно. Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть психологическими, имущественными или организационно-правовыми. Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения правонарушителя. Отрицательная оценка выражается в признании его виновным в совершении противоправного деяния и определении ему конкретной меры ответственности, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами психологического порядка -- предупреждением, объявлением замечания или выговора. Негативные последствия выражаются в переживаниях правонарушителем данных мер и самого факта привлечения к юридической ответственности. В то же время его имущественные и иные права остаются неизменными, такими, как они сложились до принятия решения о применении ответственности. Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки, отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества. Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест, лишение специального права, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок или пожизненно. Суть юридической ответственности как лишения, ограничения прав и интересов правонарушителей состоит в их штрафном характере. Лицо не имело бы этих последствий, если бы его действия были правомерны. Благодаря применению юридической ответственности правонарушитель не только ничего не приобретает, а, наоборот, утрачивает большие ценности по сравнению с благом, приобретенным незаконным путем. Лишения штрафного, карательного порядка, которые вынужден претерпевать правонарушитель, применяются к нему в целях его перевоспитания, развития в его сознании установок на правомерное поведение неукоснительное следование действующим нормам права. И, как показывает практика борьбы с правонарушениями и преступлениями, юридическая ответственность по-прежнему остается наиболее эффективным средством воздействия на правонарушителей. Попытки их исправления мерами общественного воздействия путем передачи на поруки трудовому коллективу не дали ожидаемых результатов, и ныне действующий УК не предусматривает этого способа исправления и перевоспитания правонарушителей. Юридическая ответственность применяется в рамках специального правоохранительного отношения которое возникает между компетентным органом государства и правонарушителем. Это отношение носит властно-распорядительный характер. Органы государства правомочны принимать обязательные для правонарушителя предварительные решения, в том числе:
1) являться по их  вызову;
2) участвовать в  мероприятиях, проводимых в процессе  сбора доказательств совершенного  правонарушения;
3) надлежащим образом  исполнить примененную санкцию.
Таким образом, юридическая  ответственность -- это психологические, имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное им правонарушение.
В механизме правового  регулирования юридическая ответственность  выполняет три функции - общепревентивную, частнопревентивную и правовосстановительную. Устанавливая санкцию нормы права, государственный орган воздействует на сознание граждан и иных лиц. Каждый осознает меры, которые будут применены к нему в случае несоблюдения соответствующего запрета или возложенной обязанности. Угроза наступления такой ответственности может усиливаться эффективной деятельностью государства по выявлению правонарушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции нормы к конкретным лицам, осознание реальности юридической ответственности выступает действенным предупредительным средством, удерживающим большую часть населения от правонарушений. В этом и заключается общепревентивная функция юридической ответственности.
Частнопревентивная функция ответственности состоит в применении санкции к правонарушителю конкретной нормы. Правоохранительное отношение, которое возникает между органом государства и правонарушителем завершается принятием решения, какую конкретно меру должен претерпевать правонарушитель. Частнопревентивная функция, однако, не может сводиться к неоправданной жестокости наказания. Голыми репрессиями государству никогда не удавалось достичь всеобщего и беспрекословного законопослушания. Современное законодательство требует от правопременителя учитывать и тяжесть совершенного правонарушения, и личность правонарушителя, и форму его вины.
Правовосстановительная функция юридической ответственности направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив наказание или взыскание, правонарушитель должен также выполнить и возложенные на него обязанности. Законодательство допускает также замену реального исполнения обязательства денежной и иной компенсацией. Обязанность компенсировать вред, причиненный неправомерными действиями, полностью распространяется на государство и его органы. Граждане, пострадавшие от незаконных действий государственных органов и должностных лиц, имеют право требовать от государства полного возмещения причиненного материального ущерба. Так, государство наиболее часто возмещает вред, причиненный гражданам незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным содержанием под стражей и по некоторым другим основаниям. При определении способов исполнения обязательств правонарушителем в первую очередь учитываются права управомоченных лиц, возможность наиболее полного удовлетворения их интересов в максимально короткие сроки и надлежащим образом. В любом случае положение правонарушителя не должно улучшаться вследствие несвоевременного или ненадлежащего исполнения каких- либо своих обязательств. Понятно, что не всякий вред, причиненный правонарушениями, можно восполнить или компенсировать. И, тем не менее, правовосстановительная функция органически дополняет действие других функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.
Необходимо иметь  ввиду, что в условиях демократизации государственно- правовой и общественной жизни страны, совершенствования законодательства, механизма его действия значение позитивной ответственности возрастает, в то время как сфера использования государственного принуждения сужается. В государстве, законы имеют конструктивную силу, способствуют развитию свободы, предприимчивости, инициативе, граждане заинтересованы в сознательном и добровольном их соблюдении, проявляют действительное отношение к правовым предписаниям. И чем полнее отражены в законах интересы граждан, и чем надёжнее они защищены, тем меньше совершается правонарушений, а стало быть снимается сама необходимость привлечения к ответственности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.