На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности использования в экскурсионном обслуживании памятников военно-оборонительной архитектуры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


              Частное учреждение образования
    “Институт предпринимательской деятельности” 

                    Кафедра международного туризма 
 

                        КУРСОВАЯ РАБОТА
                по дисциплине “Экскурсоведение”
        на тему: Особенности использования в экскурсионном обслуживании памятников военно-оборонительной архитектуры 
         
         

Студентка
Факультет ВЭДиП,
3-й курс, Д81ЭТ                                                                         А.Т. Стемплевская  
 

Руководитель
доцент                                                                                         Н.А.Гончарук 
 
 

                                                  

                            Минск 2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                  1Теоретические  аспекты организации экскурсий по памятникам военно-оборонительной архитектуры
1.1Сущность, признаки и функции экскурсии
1.2Особенности подготовки и проведения военных экскурсий
3 
 
4
7
2 Ресурсный  потенциал Республики Беларусь по каждой области 2.1Ресурсы Брестской области
2.2Ресурсы Витебской области
2.3Ресурсы Гродненской области
2.4Ресурсы Минской области
2.5Ресурсы Могилевской области
2.6Ресурсный  потенциал Республики Беларусь для проведения экскурсий с использованием памятников военно-оборонительной архитектуры
 
9 12
13
17
18
19
3Современное  состояние и перспективы развития экскурсий с использованием памятников военно-оборонительной архитектуры 3.1Современное состояние экскурсионного обслуживания
3.2Перспективы развития экскурсий с использованием памятников военно-оборонительной архитектуры
3.3Технологическая  карта экскурсии “Крепости Беларуси”                          
 
 
20 24 

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ А 29
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ПРИЛОЖЕНИЕ  В
ПРИЛОЖЕНИЕ  Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
30 31
33
34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность  данной курсовой работы обусловлена  тем, что в настоящее время  экскурсионная деятельность представляет собой один из основных туристских продуктов, и требует нового подхода  к ее организации в связи с  развитием  туристского рынка. Развивается  и сама экскурсия, и путь ее развития идет по линии изменения ее сущности.   Первоначально экскурсия была прогулкой, которая преследовала практические задачи. Затем перед ней встали научные  задачи. Стремление улучшить воспитательную и учебную  работу превратили экскурсию в один из видов  массовой культурно-просветительской, агитационной и учебной работы,  имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения.
    В настоящее время экскурсия является неотъемлемой частью культурно-просветительской, научной, учебной,  общеобразовательной  и культурно-воспитательной работы. Экскурсия занимает важное место  в жизни человека – она  содействует  всестороннему развитию и воспитанию личности.
    Военно-исторические маршруты - одна из особенностей белорусского туризма. Ведь это не только памятники, обелиски или братские могилы, но и военно-инженерные сооружения (рвы, окопы, блиндажи, доты), крепости, землянки, боевая техника, места бывших сражений, боевые реликвии и личные вещи участников сражений, которые хранятся в местных музеях.
    Память  о войне. Она не стирается и  не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных  людей или одного поколения. Это память народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание.
    Целью курсовой является изучить и проанализировать ресурсный потенциал Беларуси по данной тематике. Поставленной цели соответствуют  следующие задачи:
    -изучить  особенности подготовки и проведения  военно-исторических экскурсий
    -рассмотреть  ресурсы по каждой области  Беларуси 
    -рассмотреть  состояние и перспективы развития  экскурсий по памятникам военно-оборонительной  архитектуры.
      Предмет исследования составляют теоретические  и практические аспекты экскурсионного обслуживания памятников военно-оборонительной архитектуры.
    Методологическую  основу исследования составляют следующие  методы познания: общенаучный, диалектический, системный, анализа и синтеза, нормативно-логический, научной абстракции.
    Информационной  базой исследования послужили учебно-методические пособия по экскурсоведению, энциклопедические  справочники, статьи и публикации, посвященные  памятникам военно-оборонительной архитектуры. Кроме того, в данной работе были широко использованы Интернет - источники. 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИЙ ПО ПАМЯТНИКАМ ВОЕННО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ 

1.1 Сущность, признаки  и функции экскурсии 

    В современное понятие сущности “экскурсия” (от лат. поездка) вкладывается коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных  мест, музеев и т.п. в учебных или  культурно-просветительских целях  под руководством экскурсовода. [15. стр.4]
    Понятие “экскурсия” согласно толкованию Б.В Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего  мира, построенный на заранее подобранных  объектах в естественных условиях или  расположенных в цехах промышленного  предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института,  залах, музея, выставки и др. Показ  чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы. [2]
    В основу любой экскурсии положены следующие принципы:
    -принцип  научности, т.е все факты, события,  теоретические положения даются  в научной трактовке, получают  объективную оценку с позиции  тех отраслей современной науки,  к которым они имеют отношение.
    -принцип  доступности; определяется тем,  насколько понятно излагается  материал и насколько он по  своему содержанию доступен конкретной  аудитории, соответствует ее общеобразовательному  уровню, уровню готовности к восприятию.
    -связь  с жизнью; обеспечивается за счет  постоянного обновления экскурсионного  материала в соответствии с  теми изменениями, которые происходят  в обществе.
    -принцип  доходчивости и убедительности; обеспечивается отбором наиболее  понятных и убедительных примеров  и фактов, использованием различных  сравнений, умелым подбором доказательств,  ссылками на источники, демонстрацией  копий подлинных документов.
    Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты  физических и духовных сил. Благодаря  своей наглядности, доходчивости, эмоциональности  экскурсия является чрезвычайно  эффективной формой передачи знаний экскурсантам, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает  сильное воздействие на формирование духовного облика человека.Каждой экскурсии  присущи определенные признаки, при  отсутствии которых ее нельзя считать  таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии:
    - протяженность по времени, обычно  от академического часа до  одного дня; 
    - наличие экскурсионной группы (индивидуальная  экскурсия либо групповая);
    - наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода, имеющего специальное образование  и аттестованного в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь;
    - осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; 
    - знакомство с объектами в движении  и на остановках в частности,  с выходом из автобуса;
    - четко определенная тема, являющаяся  стержнем этого осмотра, диктующая  его направление. 
    К присущим экскурсии признакам следует  еще добавить непременное наличие  у нее цели и задач, которые  диктуют выбор экскурсионных  объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего  остального, из чего она состоит.
    Но  главным признаком экскурсии  является обязательное использование  при ее проведении экскурсионного метода, т.е. единства показа и рассказа, при  первичной и определяющей роли показа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ  анализом, пояснениями, историческими  справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и  экскурсии. Показывая объект, экскурсовод  дает пояснения, учит экскурсантов правильно  воспринимать увиденное, давать объективную  оценку событиям, явлениям, фактам, связанные  с этим объектом. Таким образом, экскурсовод  целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого  мероприятия. А сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности  хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.
    Основные  функции экскурсии:
    - функция научной пропаганды. Она  способствует распространению научных,  политических, философских, художественных  и других взглядов идей и  теорий.
    - функция информации. Экскурсия в  соответствии со своей темой  содержит информацию по конкретному  разделу знаний: о достижения  исторической науки, медицины,  биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном  и культурном строительстве. Значительная  часть информации на экскурсии  подтверждается показом объектов.
    - функция организации культурного  досуга. Под досугом подразумевается  та часть нерабочего времени,  которая остается в распоряжении  человека. Экскурсию относят к  той группе занятий, которая  определяется термином “учеба  и самообразование”. Являясь формой  культурного досуга, экскурсия обеспечивает  удовлетворения и формирования  духовных потребностей человека.
    -функция  расширения культурно-технического  кругозора. Любая экскурсия способствует  расширению кругозора человека, так как ее участники получают  знания по истории, в области  искусства, архитектуры, литературы, экономики. Экскурсия помогает  конкретизировать имеющиеся знания  экскурсантов, увидеть то, что они  знали из письменных источников, школьных программ, лекций.
    - функция формирования интересов  человека. Задача экскурсии- сообщить  знания аудитории и вызвать  интерес у людей конкретной  отрасли знаний [19. стр.19] 
 

1.2 Особенности подготовки  и проведения военных  экскурсий 

    Одной из форм патриотического воспитания населения являются военно-исторические экскурсии. По своему содержанию они  классифицируются на:
    -экскурсии  по памятным местам, связанным  с борьбой народа за независимость;
    - по памятным местам воинской  славы («По местам боев в  Минском «котле», разгроме французов  в 1812 г.);
    - по военно-инженерным сооружениям  («Брестская крепость»);
    - связанные с жизнью и деятельностью  отдельного героя («Судьбы опаленные  войной»).
    Экскурсии на военно-историческую тему могут  посвящаться как истории войны  или отдельной военной компании, так и конкретному историческому  событию или подвигу.
    Цель  всех этих экскурсий — воспитание любви к Родине, патриотизма, уважение к прошлому, истории страны.
    Принцип построения военно-исторических экскурсий  — хронолого-тематический. Все экскурсии  строятся на показе конкретных событий, которые произошли в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть  историческое место, узнать о тех  событиях, которые здесь проходили, приезжают экскурсанты.
    Методика  проведения экскурсий на данную тематику одна и та же, что и проведение других экскурсий, но есть и свои особенности.
    Соотношение общего и местного материала требует  правильного подхода: общий материал не должен преобладать над местным. Вместе с тем, конкретные (местные) события  должны раскрываться на общем фоне, т. е. местный (конкретный) материал экскурсовод  должен связывать с общей задачей, стоящей в то время перед войсками фронта, армии, дивизии, для того чтобы  подчеркнуть их взаимосвязь и  историческое значение, выявить роль местных событий с осуществлением планов командования по разгрому врага.
    Последовательность  общего и локального материала экскурсии  может быть различной. Как правило, местный материал излагается при  показе конкретных объектов экскурсии, общий во вступлении к теме экскурсии, выводах, логических переходах в заключении экскурсии.
            Важное значение имеет использование экспозиции музеев (например, в Брестской крепости, «Линия Сталина» и т. д.).
    Экскурсовод должен уметь читать карты, схемы, правильно  использовать различные документы: копии приказов, боевые донесения, текст  этих документов нужно зачитывать, а не цитировать по «памяти».
    Среди методических приемов показа чаще всего  используется прием реконструкции. Места сражений спустя много лет  стали совершенно иными, поэтому  перед экскурсоводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место  таким, каким оно было в годы военных  действий и, ориентируясь на какой-нибудь сохранившийся след дерево, ров, траншею, а затем воссоздать и само событие. Прием реконструкции тесно связан с приемом локализации: «…Именно здесь, на этом месте…» Среди приемов  рассказа — исторический анализ, описание, справки. Кроме того, на таких экскурсиях используются и особые методические приемы. Прежде всего это показ  объектов в движении. При показе объектов в движении есть свои особенности. В этом случае экскурсионный автобус  не останавливается у объекта, а  лишь снижает скорость. Экскурсовод  показывает объект и рассказывает о  нем во время движения экскурсовод заранее ориентирует группу на экскурсионный объект.
    Как методический прием здесь используются виды движения:
    - движение экскурсантов вблизи  объекта с целью его лучшего  наблюдения;
    - замедленное движение вокруг  комплекса объектов;
    - при показе объекта в движении  рассказ опережает показ;
    - движение вокруг объекта с  выходом из автобуса, или в  автобусе.
    Чрезвычайно важную роль в экскурсиях на военно-историческую тему имеет «портфель экскурсовода»: карты, схемы, фотографии, магнитофонные  записи, кинофильмы, диафильмы и  т. д.
    Очень широко используется методический прием  рассказа — цитирование: выдержки из приказов, дневниковых записей, воспоминаний непосредственных участников событий.
    Памятники военной истории позволяют воссоздать на экскурсиях яркие страницы отечественной  истории, активно содействуют патриотическому  воспитанию. Их использование в туристско-экскурсионных  маршрутах вызывает у экскурсантов особого рода сопереживания и  размышления, глубоко затрагивая каждого. Они играют огромную воспитательную роль, содействуя формированию нравственных идеалов, прежде всего у подрастающего  поколения.
    По  информации Министерства спорта и туризма, в настоящее время в республике существует около 170 экскурсионных  маршрутов на военно-историческую тему. В эти экскурсии включены самые  разнообразные памятники военной  истории: мемориальные комплексы, обелиски, братские могилы, крепости, землянки, боевая техника, места былых сражений и  т. п. 
 

2 РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО КАЖДОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Ресурсы Брестской  области                          
                       Брестская крепость
    Брестская крепость представляет собой памятник оборонной архитектуры XIX века.
    Она расположена в западной части  Бреста. Была возведена в середине XIX века на месте древнего городища, на островах, образованных реками Западный Буг и Мухавец, их рукавами и искусственными каналами. Проект крепости, разработанный  русскими военными инженерами К. Опперманом, Малецким и А. Фельдманом, был утвержден  в 1830 году. Первый камень крепости был  заложен 1 июня 1836 года. Открыта она  была 26 апреля 1842 года.
    22 июня 1941 года гарнизон крепости  одним из первых принял на  себя удар немецко-фашистских  захватчиков.[4]
    Мемориальный  комплекс «Брестская крепость–герой»  был создан в 1969–1971 г. г. на территории Брестской крепости для увековечения подвига участников ее обороны
    Комплекс  расположен в восточной части  Цитадели. Каждый композиционный элемент  ансамбля несет большую смысловую  нагрузку и оказывает сильное  эмоциональное воздействие.
    Главный вход решен как проем в виде пятиконечной звезды в монолитном железобетонном массиве, опирающемся на вал и  стены казематов. Сколы звезды, пересекаясь, образуют сложную динамическую форму. Стенки-пропилеи облицованы черным лабрадоритом. С внешней стороны основания  укреплена доска с текстом  Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года о присвоении Брестской  крепости почетного звания «Крепость–герой».
    От  главного входа торжественная аллея  ведет через мост к площади  Церемониалов. Слева от моста находится  скульптурная композиция «Жажда» —  фигура советского воина, который, опираясь на автомат, тянется с каской к  воде. В планировочном и образном решении мемориала важная роль принадлежит  площади Церемониалов, где проходят массовые торжества. К ней примыкают  здание Музея обороны Брестской  крепости и руины Белого дворца.
    Композиционным  центром ансамбля является главный  монумент «Мужество» — погрудная  скульптура воина (выполнена из бетона, высота 33,5 м), на ее обратной стороне  — рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической  обороны крепости: «Атака», «Партийное собрание», «Последняя граната», «Подвиг  артиллеристов», «Пулеметчики».
    Над обширным пространством доминирует штык-обелиск (цельносварная металлоконструкция, облицованная титаном; высота 100 метров, вес 620 тонн). В 3-ярусном некрополе, композиционно  связанном с монументом, захоронены останки 850 человек, на установленных  здесь мемориальных плитах — имена  216-ти. Перед руинами бывшего инженерного управления в углублении, облицованном черным лабрадоритом, горит Вечный огонь Славы. Перед ним — отлитые в бронзе слова: «Стояли насмерть, слава героям!».
    Недалеко  от Вечного огня — Мемориальная площадка городов–героев Советского Союза, открытая 9 мая 1985 года. Под гранитными плитами с изображением медали «Золотая Звезда» установлены капсулы  с землей городов–героев, доставленной сюда их делегациями. На стенах казарм, руинах, кирпичах и каменных глыбах, на специальных подставках установлены  мемориальные доски в виде отрывных листков календаря 1941 г., которые  являются своеобразной хроникой героических  событий.
    Органично вписывается в архитектурную  композицию крепости Свято-Николаевский гарнизонный храм.
    На  обзорной площадке представлено артиллерийское вооружение середины XIX века и начального периода Великой Отечественной  войны. Сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка (бывший арсенал), развалины оборонительной казармы, разрушенное здание клуба 84-го стрелкового  полка. Вдоль главной аллеи — 2 пороховых погреба, в крепостных валах — казематы, помещение полевого хлебозавода. По дороге к Северным воротам  выделяются Восточный форт, развалины  санчасти и жилых построек.
    Пешеходные  дорожки и площадь перед главным  входом покрыты красным пластобетоном. В вечернее время включается художественно-декоративная подсветка, состоящая из множества прожекторов и светильников красного, белого и зеленого цветов. У главного входа звучат песня А. Александрова «Священная война», сообщение о вероломном нападении на нашу Родину войск немецко-фашистской Германии (читает Ю. Левитан), у Вечного огня — мелодия Р. Шумана «Грезы».  

                                          Каменецкая Вежа
    Каменецкая  Вежа располагается на высоком холме рядом с полноводной когда-то рекой Лесной. На 30 метров возвышается величественное строение. Коронованные прямоугольными зубцами мощные стены придают Веже подобие большой шахматной фигуры - ладьи. 
      В XIV в. ее многократно осаждали  рыцари-крестоносцы, штурмовали  войска польского князя Мазовецкого,  литовских князей Витовта и  Ягайло. В XVII в. в Каменце у  стен крепости шли ожесточенные  бои между армиями Речи Посполитой  и Московского государства. [1. стр115]
    Строение  было построено по приказу валынского князя Виктора Васильковича архитектором Олексой. Внешний вид Вежи необычайно прост: пояс и зубцы — единственный пластический элемент, который позволяет применить строгий романский стиль с элементами ранней готики. Однако башня производит величественное впечатление. Это достигается ее расположением на холме, монолитностью сооружения и лаконизмом деталей.
    Башня круглая с наружным диаметром 13,6 м при толщине стен 2,5 м. Фундаменты, стены и свод башни выполнены  из большемерного кирпича. Пять ярусов, или этажей, башни, прорезанные окнами-бойницами, соединялись между собой внутренней деревянной лестницей. Связь между отдельными этажами была не только по внутренней лестнице: с третьего яруса можно было добраться до верхней площадки башни по каменным ступеням, устроенным в стене. Общая площадь этажей превышала 300кв.м, что позволяло во время обороны разместить на них много воинов. Каменецкая Вежа была важным фортификационным сооружением на западной границе Волынского княжества и не раз защищала княжеские земли от набега врагов. 
    Сейчас  Каменецкая Вежа приспособлена для размещения филиала Брестского областного краеведческого музея, являясь практически единственным памятником подобного рода архитектуры Беларуси периода Средних веков. В ее окрестностях часто проводятся средневековые рыцарские турниры.
    Особенности архитектурного размещения объектов в  Брестской области представлены в приложении А. 
 

 2.2 Ресурсы Витебской  области 

                  Костел Святого  Иоанна Крестителя
    Костел  Святого Иоанна Крестителя расположен в деревни Камаи, неподалеку от Постав. Храм в стиле суровой готики был построен в 1606 году на средства местного графа Яна Рудомина-Дусяцкого
    Камайский храм имеет план близкий к квадрату. Интерьер имеет зальный характер. Костел сочетает элементы готики, ренессанса и барокко. На воротах красуется родовой герб графа – владельца Камаи Яна Рудомина-Дусяцского.
    В XVII веке костел горел. После восстановления и пристройки часовни с усыпальницей в подвале (1778 год) приобрел современный вид. В художественном отношении наибольший интерес представляет западный фасад с двумя цилиндрическими башнями голландского типа (изначально их было четыре). Башни высотой 16 м и диаметром свыше 5 м и общий «серьезный вид» сооружения говорят о том, что костел изначально строился как оборонительный.Во время многочисленных войн он выполнял функцию крепости. Интересная деталь: в стены башен вмурованы пушечные ядра. Они остались еще со времен Северной войны со шведами – храм пострадал от обстрелов врага, и в память об этом люди вмуровали ядра в стены.
    Старый  костел имеет свои крипты – подвалы, где хоронили священников и местных жителей. Предполагают, что от храма до старого кладбища проходит подземный ход, который полностью или частично сохранился. Но его поиском намеренно никто не занимался, поэтому подтвердить или опровергнуть что-либо на этот счет пока нельзя.
    Внутреннее  убранство костела заслуживает  особого внимания. Во многом оно сохранилось благодаря тому, что и в советское время костел имел статус памятника архитектуры и не исполнял роли хозяйственного строения. Резные позолоченные алтари, орган XVIII века, фрески, иконы.
    В Камайском храме есть уникальный орган, который оборудован мехами для подачи воздуха в трубы. Мехи приводятся в движение мускульной силой человека. Не так давно органу исполнилось 100 лет. В первой половине XX века на нем играл знаменитый в свое время музыкант Бронислав Рутковский, потомки которого и по сей день живут в здешних местах.
    Особенности архитектурного размещения Костела Святого Иоанна Крестителя представлены в приложении Б. 
 

2.3 Ресурсы Гродненской  области 

                        Лидский замок
    Лидский замок — военно-оборонительное сооружение XIV в. Он был возведен в те годы, когда натиск крестоносцев достиг наибольшей силы. Чтобы закрыть рыцарям доступ в глубь Великого княжества Литовского, князь Гедимин в 1323 г. приказал заложить в Лиде каменный замок. Новый боевой форпост принеманских земель возводили около 5 лет.
    Взяв  за основу тип рыцарского кастеля, зодчие творчески подошли к решению  сложной задачи. Исходя из местных  строительных традиций, они создали  мощное сооружение, которое могло  надежно защитить от врагов. За его  стенами отныне находили пристанище жители не только города, но и соседних селений.
    Строители удачно использовали рельеф местности, выбрав болотистую низменность, где  речушка Каменка впадала в  речку Лидею. На искусственном острове, насыпанном из песка и гравия, был  возведен Лидский замок. Стены его  в плане напоминают трапецию, большое  основание ее смотрит на север, откуда чаще всего угрожала опасность. Перед  северной стеной (длина ее около 93,5 м) находился глубокий широкий ров, который, видимо, наполняли водой. Северную стену (длина около 80 м) прикрывали болотистые берега Каменки и Лидеи. Длина  западной и восточной стен равнялась  соответственно 84 и 83,5 м.
    Археологические и письменные источники свидетельствуют  о том, что на всех этажах Лидского замка находились покои и залы. На нижнем с кирпичным сводом была тюрьма, выше — суд и архив. Жилые  помещения занимали верхние этажи.
    Замок очень сильно пострадал в ходе жестокой русско-польской войны, и в  начале восемнадцатого столетия был  разрушен. Ощутив мощь новейшей техники  и оружия, стены замка не выдержали, и замок был взят в 1659 году штурмом. А в 1702 году его полностью разрушили.
    В начале двадцатого столетия в замке начали проводить восстановительные работы. Сегодня Лидский замок полностью отреставрирован.[18. стр.200] 

                           Мирский замок
    Мирский замок — оборонительное укрепление и резиденция в городском посёлке Мир Гродненской области.
    Мирский замок — каменное строение, основная часть которого воздвигнута в XVI-XVII веках. На первом этапе строительства, продолжавшемся около 4 лет (предположительно 1522—1526 гг.) были возведены 4 башни, соединенные стенами, длина которых составляет по 75м. Таким образом, внешний вид замка (сохранившийся до наших дней) представляет собой квадрат. Высота башен, имеющих одинаковую форму в виде восьмигранных призм, стоящих на четырехгранных, варьирует в пределах 23—25 м, высота стен — 10—12 м. Стена, обращенная к западу (на дорогу к Вильне), имеет еще одну башню посередине — она и является единственным входом в замок. Эта, пятая по счету, башня поражает своей живописностью и изяществом. Однако в ее подвале была размещена тюрьма, а на втором этаже размещалась каплица (отсюда же опускали металлическую решетку, защищавшую деревянные въездные ворота). 
    В 1655 Мирский замок становится добычей казаков под предводительством гетмана Ивана Золотаренко, взявших крепость штурмом. Последовавшая за этим война с Россией и Северная война почти на 80 лет приносят в замок разрушение и запустение. Лишь в 30-х годах XVIII века полностью восстановленный и обредший Парадный зал, Зал для танцев и Портретную галерею он предстает перед светской публикой. В «итальянском» саду вновь зацветают цитрусовые, растет инжир, кипарис, самшит, красное и лавровое деревья.
    В 1939 году, после присоединения Западной Белоруссии к СССР, Мирский замок был национализирован. До 1941 года в нём размещалась производственная артель, а во времена немецкой оккупации — еврейское гетто и лагерь для военнопленных. После освобождения в 1944 году и до 1956 года в замке жили люди, что привело к частичной утрате отделки его интерьеров. [7]
    В 1947 году замок взят под охрану государства. В январе 1987 года стал филиалом Государственного художественного музея БССР. В 1988 году ему присвоен статус историко-культурной ценности национального значения. В октябре 1992 года появилась музейная экспозиция в юго-западной башне, а в 1995 году открыта въездная башня. В декабре 2000 года замковый комплекс «Мир» включён в Список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО. 

                           Мурованка
    Знаменитый  храм-крепость в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположился в 3 километрах от деревни Можейково, Щучинского района, Гродненской области. Возведенная в 1524 году, в готическом стиле, Мурованка сегодня не только является памятником оборонного белорусского зодчества, но и считается историко-культурной ценностью мирового значения. 
    Необычные формы церкви натолкнули некоторых  исследователей на мысль, что примером для строительства этой крепости послужили мусульманские минареты. Храм представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение. Двухметровые стены венчает высокая двухскатная крыша. Грозный и воинственный вид храму придают угловые цилиндрические башни с двумя ярусами бойниц для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Кирпичные стены Мурованки украшают многочисленные белые неглубокие ниши.
    Вход  в западной стене раньше закрывался железными дверями и имел оборонительную решетку, которая опускалась сверху на цепях через специальный проем. 
    Баталии русско-польской войны 1656 года, негативно  сказались на облике церкви. Но тот факт, что Карл XII в 1706 году лично распорядился обстрелять храм-крепость, свидетельствует о ее впечатляющей мощи. Церковь стояла в запустении до тех пор, пока император Александр I, пожелавший однажды осмотреть ее, приказал незамедлительно начать реставрацию. В 1805 году от удара молнии обрушилась крыша храма, что растянуло ремонт на долгие годы и привело к тому, что во время ремонтных работ 1871-1872 годов изменился фасад и внутреннее содержание строения: западные башни подросли, появилась колокольня, исчезли винтовые лестницы в восточных башнях, ведущие к бойницам, часть из которых заложили кирпичом. 
    Ежегодно 21 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в этом древнейшем белорусском храме совершают праздничную литургию. 

                  Церковь Святого Архангела Михаила 
    Церковь Святого Архангела Михаила (Михайловская церковь)- церковь в деревне Сынковичи древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. 
    План  храма — слегка вытянутый прямоугольник  с трехнефным членением, где все  нефы имеют почти одинаковую ширину. Граненые столбы, на которые опираются  крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего  пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это  чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей.
    Оригинальный  прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма  имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под  одним покрытием. 
    Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных  между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием, по существу, превращает крышу постройки с  трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию  и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви начала XVI в. в Вильнюсе, подтверждая гипотезу о единстве архитектуры православных храмов в Великом Княжестве Литовском. 
    В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества. К первых можно отнести архитектурный  поясок, охватывающий апсиды, и две  восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды  в правой апсиде — элементы готики. Фронтоны церкви, составляющие большую  часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными  декоративными нишами, которые снимают  впечатления тяжеловесности стены.[8] 

                       Гродненская крепость
    Гродненская крепость (или Старый замок)- исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений - возник на месте поселения XI в. на высоком и крутом холме, на правом высоком берегу Немана, при впадении в него речки Городничанки. С конца XIII в. на протяжении более ста лет существовавший здесь деревянный замок подвергался многочисленным осадам крестоносцев. В 1398 г. сооружения были уничтожены сильным пожаром. На их месте вырос новый, каменный замок.
    Вопрос  о возведении мощного в будущем оборонительного сооружения – Гродненской крепости – стоял на повестке еще в 1795 году, после присоединения Гродно к Российской империи. Первые проекты крепости появились 1807 году. Однако наиболее полный и содержательный план укреплений был представлен лишь в 1880 году.
    Опорные пункты, земляные валы, проходы и проволочные заграждения – все строилось вплоть до августа 1915 года, когда начались бои по защите Гродно.
    Возведенные на возвышенностях вокруг Гродно форты представляли собой сложные военные сооружения. Согласно проекту, они были рассчитаны на длительную оборону и хорошо замаскированы: с предполагавшейся стороны наступления противника их почти не было видно. Они как бы слегка «вырастали» из-под земли окрестных возвышенностей и, немного закругляясь вовнутрь, имели хорошее обозрение вперед и по флангам.
    Неприступные  исполины длиной до 150 метров прикрывали фасадную, или, как еще ее называли, «парадную» сторону Гродненской крепости. Ряды бетонных ступеней вели к основной линии обороны. Последняя представляла собой цепь углублений (ячеек для воинов), которые расположились по всей длине фронта. Рассчитаны они были на каждого взятого в отдельности бойца и предназначены для ведения огня с положения стоя. В ячейках были предусмотрены специальные ниши для хранения запасов патронов и гранат.
    Внутренние  дворы фортов были покрыты большими земляными валами, которые были ограждены  колючей проволокой. Со двора по многочисленным ходам можно было попасть в погреба-комнаты, где располагались низшие чины русской армии (солдаты). Сквозь бетон наружу выступали металлические трубы с множеством отверстий. Это были так называемые воздухозаборники. Даже сейчас в подземелье VI форта Гродненской крепости всегда свежо – воздухозаборники работают.
    После августовских боев 1915 года Гродненская  крепость утратила свое стратегическое значение, но сохранившиеся фортификационные сооружения до сих пор поражают воображение.
    Особенности архитектурного размещения объектов в  Гродненской области представлены в приложении В. 
 

2.4 Минская области 

                       Линия Сталина
    Линия Сталина — в 1930-х годах система  узловых оборонительных сооружений на «старой» границе СССР, состоявшая из укрепрайонов от Карельского перешейка  до берегов Чёрного моря.
    В Советском Союзе эти укрепрайоны  официально никогда не называли «Линией  Сталина». Так их именовала только немецкая пропаганда и западная пресса.
    Строительство первых тринадцати укрепрайонов началось в 1928 году
Эти укрепрайоны  были протяжённостью от 50 до 150 км по фронту, включали передовые позиции и  препятствия глубиной до 12 км и основные позиции глубиной около 4 км. Сейчас «Линия Сталина» – один из наиболее грандиозных фортификационных ансамблей на территории Беларуси. Он был создан к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне по инициативе благотворительного фонда "Память Афгана" при поддержке Президента Республики Беларусь. Комплекс создавался методом народной стройки, в которой принимали участие государственные и общественные организации, предприятия различных форм собственности, энтузиасты. Основная тяжесть труда по созданию музея легла на плечи подразделений инженерных войск Вооруженных Сил Республики Беларусь. Открыт комплекс 30 июня 2005 года. Он призван не только увековечить грандиозную систему оборонительных укреплений районов "Линия Сталина", но и стать символом героической борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
    Историко-культурный комплекс "Линия Сталина" представляет собой военно-исторический музей  под открытым небом. Историческую основу музея составляют ДОТы Минского укрепрайона. В музее воссоздан и оборудован ротный участок укрепрайона. Военные  инженеры восстановили два пулеметных ДОТа, артиллерийский полукапонир, командно-наблюдательный пункт. По довоенным чертежам воссоздано инженерное оборудование местности. В  экспозиции есть все виды окопов, траншей  и противотанковых рвов различных  профилей, позиции для стрелковых отделений, блиндажи для укрытия  личного состава, окопы для орудий, надолбы – деревянные, бетонные, металлические, проволочные заграждения различных типов. В военно-историческом музее собрана наиболее полная в Беларуси экспозиция всей, стоявшей на вооружении в различные годы, начиная со времен войны, военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия. В музее собрана уникальная экспозиция российских, польских и немецких бронеколпаков, сохранившихся еще с первой мировой войны.
    Особенности архитектурного размещения Линии Сталина  представлены в приложении Г. 
 

2.5 Ресурсы Могилевской  области
                        
                       Бобруйская крепость
    Крепость  в городе Бобруйске является памятником фортификационного искусства первой половины ХIХ века. Бобруйская крепость представляет собой комплекс памятников фортификационного и градостроительного искусства. На протяжении всей её истории крепость использовалась как военный объект. Долговременные оборонительные постройки были сделаны из кирпича, имели сводчатые перекрытия, бойницы. На территории Беларуси такого типа крепостей только две – Бобруйская и Брестская (при этом в Брестской крепости отсутствуют некоторые типы укреплений, которые сохранились в Бобруйской крепости). Сохранившиеся казематированные и земляные укрепления являются памятниками военной архитектуры. Военные и гражданские здания на территории крепости решены в едином стиле – классическом и являются примером ансамблевой застройки территории.[3]
    Мощное  строение с почти симметричными  очертаниями было приближено к форме  квадрата, который лишь слегка «изгибался»  внутрь, повторяя очертания реки Березины.
    В планировке крепости были учтены многие нюансы, необходимые для ведения  оборонительных действий. В северной и восточной частях укрепления были добавлены кварталы, где и построили  казармы, госпиталь, склады и пороховые  погреба. Парадная площадь, с каменным собором и домом коменданта, находилась на краю крепости.
    И стоит отметить, что столь скорое возведение Бобруйской крепости в полной мере оправдало себя во время боевых действий в 1812 году: гарнизон крепости стойко выдержал 4-месячную осаду наполеоновских войск.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.