На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государства в модернизации российской экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра экономической теории
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: «Экономическая теория»
студента           Алексеева Михаила Вадимовича
группа                  113
факультет          таможенного дела
на  тему: «Роль государства в модернизации российской экономики»  
 
 
 
 
 
 
 
 

Владивосток
2011

Содержание

 
Введение…………………………………………………..………………….……3
1. Роль государства в рыночной экономике………………………...…..….……5
    1.1. Экономические функции государства………….……..……………….5
    1.2. Методы и инструменты государственного регулирования……….…..7
    1.3. Зарубежный опыт влияния государства на экономику..……..…..…..12
2. Роль государства в модернизации экономики……………………………….15
    2.1. Необходимость и сущность модернизации…………………..…....….15
    2.2. Взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации....22
    2.3. Условия и перспективы осуществления успешной      модернизации……………………………………………………….……….25
Заключение……………………………………………………………..…………30
Список использованных источников…………………………………….……...32 
 
 
 

  
 
 
 
 

 

Введение 
 

    Во  всех  экономических системах государство  регулирует экономику. Такое регулирование  в современной рыночной экономике осуществляется в наименьших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.
    Цель курсовой работы – определение роли государства в модернизации экономики.
     Задачи:
    – изучить функции, методы и инструменты государственного регулирования;
    – рассмотреть зарубежный опыт государственного регулирования экономики государства;
    – выяснить роль государства в модернизации экономики;
    – рассмотреть условия и перспективы осуществление модернизации экономики в России.
      Мотивом к выбору темы курсовой работы послужили  следующие проблемы: экономическая нестабильность в стране, недостаточное государственное регулирование, необходимость модернизации экономики в России, исчерпание экспортно-сырьевого потенциала государства и посткризисные явления, оказывающие влияние на благосостояние страны.
      Важнейшая задача России в модернизации состоит  в переходе от сырьевой экономики к экономике знаний, к инновационной стратегии. По индексу текущей конкурентоспособности Россия пока занимает 70-е место в мире. Проблема заключается в том, что Россия не обладает современными организационными и социальными технологиями. Отсюда вытекает необходимость и значимость присутствия государства в развитии и регулировании российской экономики. 

        В первой главе рассмотрены методы, инструменты и функции государственного регулирования, проанализирован опыт государственного регулирования в разных странах, определена роль и значимость государства в рыночной экономике. В главе описаны экономические функции государства, необходимые для успешного координирования и стабилизации экономики.
      Во  второй главе проанализированы особенности осуществления модернизации, обоснована необходимость модернизации, определена сущность модернизации, проиллюстрирована взаимосвязь государства и бизнеса. Особое внимание уделено перспективам осуществления модернизации в российской экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Роль государства  в рыночной экономике  

    1.1. Экономические функции  государства 

     Важнейшие функции государства – экономические. Существуют различные мнения, оценивающие вмешательство государства в экономическую жизнь страны. По мнению сторонников либеральной экономики, влияние должно быть минимальным. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на экономические процессы.

     Ответить  однозначно нельзя, так как это зависит от конкретной исторической ситуации. В 30-е гг. ХХ в. транспорт, энергетика и металлургия определяли ход экономического развития. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. СССР достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

     Однако  ситуация стала резко меняться в  начале 60-х гг. Научно-технический  прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность  и мобильность демонстрировали  малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной  инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии, то это послужит причиной для изменения направления развития производительных сил. Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

     Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:

     – формирование и осуществление правовой и социальной деятельности;

     – поддержание конкуренции на рынках;

     – перераспределение доходов;

     – перераспределение ресурсов;

     – стабилизация экономики страны.

     Данные  экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.

     В ходе макроэкономического регулирования  государство выполняет следующие  экономические функции:

     – разрабатывает и утверждает правовые основы экономики;

     – определяет приоритеты макроэкономического развития т.е. выделяет среди макроэкономических целей те, которые являются важнейшими на данном этапе экономического развития;

     – обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику;

     – осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определённой экономической политики;

     – дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность;

     – решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества1.

     Наряду  с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Необходимо обрести «золотую середину», с одной стороны обеспечить эффективный контроль и регулирование экономических процессов, а с другой – не сковывать деловую активность бизнеса, а стимулировать развитие экономики для достижения социально-экономического процветания государства.

 
 
 
    1.2. Методы и инструменты  государственного  регулирования 
 

    Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие предполагает использование административных методов. Косвенное – только экономических методов.
    Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями  в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов. Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования, а также системы административных методов регулирования.
    Разрушение  системы административно-командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы, – необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике. Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка.
    Административные, или прямые, методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Они не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации, базируются на силе и авторитете государственной власти, включают меры запрета, разрешения и принуждения, предусматривают организацию управления предприятиями, государственного сектора экономики государственной собственности. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.  

    К методам административного воздействия относятся:
    целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам;
    установление «кредитных потолков» — ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности;
    прямой контроль за установлением уровня % ставок – это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов.
    Также административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования.
    Следующая категория инструментов государственного регулирования –  экономические методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде. Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Набор инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы: экономическое прогнозирование, программирование экономического развития, бюджетирование, индикативное планирование. Экономическое прогнозирование – предвидение будущего состояния экономики и сопряженных с ней сфер.
    Экономический прогноз – исходная основа для определения целей, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.
    Программирование  экономического развития – разработка и реализация программ развития всей экономики или отдельных ее сфер (регионов, многоотраслевых комплексов и т. д.). Программы экономического развития – основной инструмент прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.
    Бюджетирование  экономического развития представляет собой разработку и реализацию государственного бюджета страны как инструмента воздействия государства на ход экономического развития. Государственный бюджет представляет собой основной документ реального управления экономическим развитием страны.
    Индикативное  планирование представляет собой многоэтапный процесс, включающий разработку плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых показателей, стимулирование агентов производства следованию в своей деятельности наметкам индикативного плана.
    Индикативный  план – основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.
    Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике.
    Высшая  форма государственного регулирования  экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.
    Наряду  с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством 2:
       – приватизация;
    – поощрение конкуренции;
    – ограничение и изменение роли правительства;
    – реформа цен: отмена контроля;
    – присоединение к мировой экономике;
    – общественная поддержка: отношения  и ценности;
    – макроэкономическая стабильность;
    – иностранная помощь.
    При помощи описанных  инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами, действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
    Отдельные инструменты государственной экономической  политики могут употребляться в  различных целях, в различных  сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей  будет меняться место того или  иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период3. Основными направлениями влияния государства на экономику является кредитно-денежная политика и фискальная политика.
          Кредитно-денежная политика –  это совокупность государственных  мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Осуществляет кредитно-денежную политику ЦБ страны. Основным объектом кредитно-денежного регулирования со стороны ЦБ выступает наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков), регулирование структуры и объема денежного оборота ЦБ осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инструментов и методов.
          Основные цели и задачи кредитно-денежной  политики:     
          - устойчивый экономический рост;
          - полная занятость;
          - обеспечение устойчивой национальной  валюты и стабильности цен;
          - устойчивый платежный баланс;
          - выработка правил денежного  обращения, их регулирование и  контроль за их выполнением;
          - воздействие на экономическую  конъюнктуру путем изменения  находящихся в обращении денег.
    Инструменты кредитно-денежной политики:
    - прямого регулирования (лимиты  кредитования, регулирование ставки  процента)
    - косвенного регулирования (изменение  нормы обязательных резервов, изменение  ставки рефинансирования, операции  на открытом рынке).
    Основные  инструменты кредитно-денежной политики:
    - денежная эмиссия – рост наличных денег в обращении;
    - резервная политика – установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов);
     - валютная политика – оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране, продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая – увеличивает
    - политика открытого рынка – продажа и покупка ЦБ ценных бумаг
    - учетная политика – установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку.
          В зависимости от экономической  ситуации ЦБ проводит политику  «дешевых» или «дорогих» денег.
          Если в экономике имеют место  недоиспользование производственных мощностей, безработица, ЦБ прибегает к политике «дешевых денег», делает кредит дешевым и легкодоступным. Для этого необходимо способствовать увеличению предложения денег. С этой целью предпринимаются следующие действия:
          - покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке у банков и населения;
          - понижение норм обязательных  резервов;
          - понижение учетной ставки.
          Увеличение денежного предложения  понизит учетную ставку, вызовет  рост инвестиций и повышение  деловой активности.
          Если в стране наблюдается  инфляция, то следует проводить  политику «дорогих денег», которая  делает кредит дорогим и труднодоступным.  Для сокращения денежного предложения  проводятся следующие меры:    
          - продажа государственных ценных  бумаг;
          - увеличение нормы обязательных  резервов;       
          - увеличение учетной ставки.
          Если резервы банка окажутся  малы против вкладов, то банки  сократят ссуды и другие операции, связанные с расходом денег.  Денежное предложение сократится, процентная ставка повысится. Ее рост сократит инвестиции, ограничит инфляцию.4
    Фискальная  политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства - это экономические механизмы, с  помощью которых достигаются  цели, поставленные перед фискальной политикой.
    Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование  различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики.
    В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
    - увеличение государственных закупок;
    - снижение налогов;
    - увеличение трансфертов.
    Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
    - сокращение государственных закупок;
    - увеличение налогов;
    - сокращение трансфертов.  
 

    1.3. Зарубежный опыт  влияния государства  на экономику 
 

    Китай 

    Проиграв  опиумные войны в 40-50-х годах XIX столетия, Китай был вынужден подписать кабальные договоры, открывшие порты страны для иностранной торговли, предоставившие иностранцам экстерриториальные права и зафиксировавшие таможенные пошлины на пятипроцентном уровне. Тогда наступила полная глобализация и свобода торговли. Даже опиум, который англичане производили в Индии, в Китае стал продаваться без ограничений по требованию англичан, не имевших других конкурентоспособных товаров для оплаты чая, импортируемого из Китая. Таким образом, китайские таможенные тарифы были одними из самых низких в мире.  Меры, принятые для достижения положительных результатов в экономике:
    экспортно-ориентированная промышленная политика;
    протекционизм;
    наукоемкий экспорт;
    накопление валютных резервов;
    технологии в обмен на рынок.
    Одними  из основных в модели трансформации  экономической системы являются: ведущая роль правительства, высокий  уровень сбережений, поддержка национального  производителя при развитии экспорториентированного  производства, поощрение экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, привлечение иностранных инвестиций, создание стабильной макроэкономической обстановки в стране. Также следует отметить, что мелкие и средние предприятия проданы, превращены в управляемые персоналом акционерные компании, многие крупные и сверхкрупные государственные предприятия акционированы, реструктуризированы, слиты с другими. В настоящее время частный сектор производит большую часть продукции. Активность частного сектора создала конкурентные условия для государственных предприятий. Выступая на состоявшемся в Пекине Китайско-японском форуме по вопросам развития малого и среднего бизнеса, Чжу Хунжэнь отметил, что в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства министерство промышленности и информатизации продолжит усилия по совершенствованию законодательных и нормативных актов, а также соответствующих политических установок, усилению и улучшению работы по оказанию финансовых услуг малым и средним предприятиям, созданию для предприятий данной категории многообразных систем кредитных гарантий, усилению финансовой и налоговой поддержки, совершенствованию системы обслуживания и оказанию помощи таким предприятиям в освоении внутреннего и зарубежного рынков 5.
    Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в социально-экономическом развитии Китая. В настоящее время количество малых и средних предприятий, зарегистрированных в торгово-промышленных административных ведомствах страны, составляет 10,23 млн. На их долю приходится 99% от общего числа предприятий Китая.
    Япония 

    Начало  войны на Корейском полуострове  предотвратило сползание Японии в затяжную послевоенную депрессию. Японцы в полной мере воспользовались  представившимся шансом, запустив масштабную программу поддержки промышленного  роста. Послевоенный экономический рывок Японии – одна из самых впечатляющих в истории мировых модернизаций.
    Меры, принятые для достижения положительных  результатов в экономике:6
      земельная реформа;
      промышленная политика;
      помощь бизнесу;
      политика протекционизма;
      экспортное преимущество;
      высокотехнологичная продукция.
    Сердцевина  японской модели – это приобретение и освоение технологий, а также увеличение экспорта на открытые рынки с высокой платежеспособностью. Речь идет о рынках Америки, Европы, а сегодня и ряда других стран с более высоким уровнем расходов на производство товаров. На мировом рынке Япония – поставщик продукции сложных наукоемких отраслей промышленности, современных конструкционных материалов. Япония занимает одно из ведущих мест в мире по производству промышленного радиоэлектронного оборудования, бытовых электронных приборов, роботов и гибких производственных систем.
    Начиная с 1960-х годов, Япония вошла в полосу массового потребления, что необыкновенно  поддержало экономический рост. Впервые средняя семья могла позволить себе даже небольшой автомобиль. Вначале росту экономики, безусловно, помогли США, позволив японцам наращивать объем экспорта в Америку, для того, чтобы иметь хорошую витрину азиатской демократии. Но даже потом, когда у США начались с Японией торговые войны, это не остановило роста японской экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.