На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Понятие, функции государства

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА  
 

4.1 Многозначность  термина «государство». Основные  подходы к определению понятия  государства 

Понятие «государство»  относится к разряду тех категорий, содержание которых в наибольшей степени зависит от миропонимания. Существование различных мировоззренческих  систем влечёт многоаспектность в понимании  и определении государства.   
Формирование представлений  о государстве происходило в  течение длительного периода  времени. И с самых давних времён люди по-разному воспринимали государство.
Так древние народы ассоциировали государство с  личной связанно-стью человека и общества, которая носила, чуть ли не телесные, осязаемые формы:
 в древнем Китае  государство – поднебесное, находящееся  под властью неба и управляющее  всеми земными делами через  своего представителя (императора); 
в древней Индии  – это высший сверхчувствительный  организм, частями которого являются люди;
в античном мире –  это «полис» - сообщество граждан, живущих  на одной земле, имеющих общих  богов и общую судьбу.
В арабском мире государство  понималось как место, где господствует ислам.
В России формирование понятия государства начинается с XVI века. В это время государство  связывается с появлением единого  центра власти на всех русских землях. В XIX веке термин «государство» приобретает  вполне европейское содержание. На смену «Богом данного» государства  приходит «человеком сделанное».     
В современной юриспруденции  существует несколько трактовок  государства, сформированных в рамках различных мировоззренческих систем:
- государство - социальный  организм (органические теории).
- государство - идея, фикция (Петражицкий) 
- комбинация прав  и обязанностей, юридическое лицо (Г. Кельзен)
- социальный институт, особая система властных отношений,  придающих обществу определённую  политическую форму  (П. Сорокин,  С. Франк).  
В широком смысле государство может пониматься как  особая система властных отношений, придающих обществу определённую политическую форму.
В узком смысле государство  – это существующий в обществе аппарат управления людьми.
Конкретное наполнение термина «государство» как правило, зависит от контекста, в котором  этот термин употребляется. Например, в контексте ст. 65 Конституции  РФ, где перечисляются субъекты РФ, входящие в состав России, термин «государство»  употребляется как синоним термину  «страна» и обозначает не только высшие органы, наделённые властью, но и территорию, на которую эта власть распространяется, и население, проживающее на данной территории.  
 

4.2  Сущность и  признаки государства 
 

Сущность государства  – это главное в нём, определяющее его назна-чение и функционирование. Многие учёные склонны связывать  сущность государства с принадлежностью  и осуществлением государственной  власти. Такое видение сущности государства  раскрывается в рамках двух подходов: классового и общесоциального.
Классовый подход к  определению сущности государства  традиционно связывается с марксистской теорией, усматривающей принадлежность политической власти господствующему  классу, который осуществляет её, опираясь на силу и принуждение. Классовая  сущность обычно предписывается недемократическим, диктаторским государствам.
Общесоциальный подход к определению сущности государства  исхо-дит из того, что первоисточником  власти является народ, осуществляющий её в интересах большинства. В  развитых демократических странах  существование государства связано  не столько с классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями  и интересами, что предполагает созидательное  сотрудничество разных сил. Такое государство  направляет свою деятельность на обеспечение  социального компромисса.
Анализ сущности государства требует учёта обоих  подходов.       
Независимо от того, какой сущностью обладает государство, ему принадлежат особые признаками, позволяющие отличать его от других социальных институтов, таких как  политические партии, профессиональные союзы, корпорации и др.
Среди этих признаков  следует назвать такие:
1. Политическая публичная  власть.
Власть – это  способность чьей-либо воли воздействовать на волю другого, подчинять её себе. Государство, используя власть, стремится  установить границы возможного и  должного в обществе поведения, определённого  порядка, который называется правовой порядок.
Наряду с государственной  властью в обществе может существовать власть в рамках семьи, общественного  объединения, религиозной общины и  других организаций. Такая власть распространяется на участников этих организаций.
Особенность государственной  власти заключается в её публичности. Государство притязает на роль универсального представителя всего обще-ства. В  такой роли оно выступает внутри своих границ (например, судебные решения  принимаются именем Российской Федерации) и во внешних отношениях с другими  государствами или международными организациями.
С формальной стороны  публичность государственной власти означает, что в обществе выделяется специальный аппарат управления состоящий из чиновников (государственных  служащих), призванных принимать меры, направленные на реализацию общих социальных интересов. Используя свои властные полномочия, чиновники решают экономические,  политические, социальные, культурные и иные задачи.
2. Территориальные  организации населения. 
Государство охватывает всех без исключения людей, проживающих  на данной территории и имеющих личную устойчивую правовую связь с государством, порождающую взаимные права, обязанности  и ответственность (гражданство  или подданство). Территориальные, а  не кровно-родственные связи между  людьми характеризуют практически  все современные государства. Территориальный  принцип деления населения приводит к необходимости определения  границ, установлению целостности (территориальной  неприкосновенности) любого государства, появлению систем центрального и  местного управления.
К территории внутри государственных границ относится: суша, в том числе недра и  континентальный шельф, внутренние и внешние (12 морских миль) территориальные  воды, воздушное пространство. К  государственной территории приравниваются речные морские и воздушные суда, передвигающиеся под флагом государства. Военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а  гражданские воздушные и морские  суда – в водах и воздушном  пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.     
Государственная территория может подвергаться изменениям. Это  должно происходить на основе свободного и ясно выраженного волеизъявления народа (например, референдума). Формами  изменения территории государства  может быть присоединение соседней территории, или уступка, передача части  территории другому государству.
3. Связанность с  правом.
Государство распространяет своё влияние практически на все  сферы жизнедеятельности общества. Государству присуща способность  решать любые вопросы, затрагивающие  общие интересы. 
Оно обладает монопольным  правом издавать закреплённые в юридических  источниках    и распространяющиеся на всех правовые нормы. Такой возможностью не обладает больше ни одна другая властная организация. Право является основным средством выражения властных велений.
В то же время само государство в своей организации  и деятельности руководствуется  правовыми нормами. В соответствии с законами и подза-конными актами строится вся система государственных  органов и органов местного самоуправления. Президент, министры, прокуроры, судьи  – все выстраивают свою деятельность в соответствии с принципами и  нормами права, подчиняются им.
4. Государственный  суверенитет. 
Государственный суверенитет  представляет собой политико-правовое свойство государства, заключающееся  в возможности самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику, решать поставленные задачи.
Суверенитет государства  имеет внутренний и внешний аспекты. Госу-дарство осуществляет деятельность независимо от власти иностранных держав, которые не могут навязывать ему  свою волю (независимость вовне). Кроме  того, государство имеет приоритет  над всеми другими властными  организациями этого же общества (верховенство внутри).
5. Государственная  символика. 
К символике государства  обычно относят его название, государственный  флаг, герб и гимн. Как правило, по поводу государственной символики  принимаются специальные законы, содержащие точное описание всех составляющих символов. 
Подводя итог вышесказанному, сформулируем определение государ-ства, которое в общем виде включало бы все его существенные признаки.
Государство – это  обладающая суверенитетом, публичная  властная политическая организация  общества, охватывающая всех его членов, про-живающих на данной территории и  распространяющаяся на все сферы  его жизнедеятельности.  
 

4.3 Функции государства 
 

Функции государства  – это основные направления его  деятельности по реализации стоящих  перед данным государством задач.
Традиционно конкретные функции государства выделяют по предметному (отраслевому принципу).
Большинство современных  государств  осуществляют свою деятель-ность  в экономической, политической, культурной, социальной и других сферах. Эти  сферы деятельности государства  и определяют содержание его основных функций.   
Экономическая функция  государства состоит в управлении экономическими процессами от общего регулирования в открытых обществах  с рыночной экономикой, до централизованного  планового управления в закрытых обществах.
Государство разрабатывает  долгосрочные экономические программы  развития, определяет чёткую налоговую  политику, создаёт благоприятные  условия для развития приоритетных отраслей экономики, деятельность которых  приносит наибольшую пользу обществу. Кроме того, государство формирует  бюджет и контролирует его исполнение, осуществляет непосредственное хозяйственное  руководство государственным сектором в экономике (предприятиями, учреждениями и т.д.).
Государство устанавливает  определённый порядок налоговых, тамо-женных, акцизных и других сборов. Такие  сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета, а, следовательно, делают реально исполнимыми  важные государственные программы  и проекты, обеспечивают нормальное функционирование всего государственного аппарата.    
 Государство осуществляет  и иные направления экономической  дея-тельности.
Социальная функция  государства заключается в создании общих позитивных условий жизнедеятельности  людей.
К таким условиям относится высокий уровень жизни  населения,  осу-ществление мер, направленных на сглаживание фактического социального  неравенства. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правообеспечительная  функция государства заключается  в поддержании определённого  порядка в обществе (правопорядка). В государстве существует целая  система правообеспечительных органов (милиция, суд, прокуратура и т.д.), призванных обеспечить порядок общественных отношений, отвечающий интересам всех и каждого члена общества, принципам  свободы и справедливости поведения.
Правообеспечительная  деятельность проявляется в осуществлении  органами публичной власти правового  информирования, толковании (разъяснении) содержания прав и свобод, консультировании по правовым вопросам, проведении юридически значимых мероприятий и др.
В то же время, нарушение  действующих правил поведения (правона-рушение) негативно воспринимается и обществом, и государством. В юридических  источниках предусматриваются меры юридической ответственности за совершение правонарушения. Поведение  правонарушителя общественно порицается.            
Культурно-образовательная  функция государства состоит  в формировании и поддержании  определённой государственной идеологии, воспитании граждан в духе патриотизма, способствовании одобрению существующей власти большинством граждан. Осуществление  этой функции напрямую связано с  развитием науки, культуры и образования, укреплением сотрудничества и взаимодействия между представителями разных национальных культур.
В юридической литературе выделяются и иные функции государства (например, природоохранная, которая  заключается в разработке и осуществлении  программ по охране окружающей среды, и другие).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.