На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкуренция: содержание, формы и методы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ   
  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
(РОСОБРАЗОВАНИЕ)
___________________________________________________________________________________________________________________
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский институт лингвистики»
Факультет  международного менеджмента
Специальность «Менеджмент организации»
Форма обучения: заочная 

РАБОТА  ПО ПРОЙДЕННОМУ КУРСУ
студента ___________ учебной группы
Макеева Виктора Юрьевича
(ФАМИЛИЯ,  ИМЯ, ОТЧЕСТВО) 

По дисциплине: «История экономики».
Тема: «Конкуренция: содержание, формы и методы».
Руководитель:_______________________                                                                                                                                                    (ученая степень, звание)
_______________________________________________________
                                                                                                                                                                                                            (ФАМИЛИЯ, ИНИЦИАЛЫ) 
 
 

«_____» ______________ 2010 г.
МОСКВА 2010 г.
                   СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………………………....3                                                                               
  1. Конкуренция. Виды конкуренции………………………………………………...5
1.1 Понятие и условия возникновения  конкуренции…………………………………...5    
1.2 Функции конкуренции………………………………………………………………..5
1.3 Виды конкуренции……………………………………………………………………7                                                        
  2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции……………....10
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция……………………………………………..…10                         
2.2 Монополистическая конкуренция………………………………………………….10                            
2.3 Олигополия…………………………………………………………………………...12                                                                 
2.4 Чистая монополия…………………………………………………………………....13                                                                                          
3. Методы обеспечения конкурентоспособности…………………………………..16
3.1Факторы определяющие конкурентоспособность………………………………….17
  4. Особенности конкуренции  в  России……………………………………………23        
   Заключение……………………………………………………………………………27                                                                      
   Список использованной литературы……………………………………………...28                            
 
 

  
 
 
 
 
 
 

                                 Введение
     Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший  организм, состоящий из огромного  количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных  структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
     При рассмотрении структурной  организации рынка определяющее  значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
     Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.
     Рыночный характер экономических  отношений означает свободу выбора  для покупателя и продавца. Механизм  рынка действует через соотношение  спроса и предложения, что предполагает  необходимую подвижность цен,  конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
     Сегодня  ни одна  серьезная  компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.     Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований.     Доходы же торгового предприятия являются исходной финансовой базой коммерческого расчета, так как представляют собой основу формирования прибыли.
     Прибыль является конечной целью  и движущим мотивом развития  предприятия. Развитие предприятия  полностью зависит от величины  получаемой прибыли. Она используется в торговых предприятиях для развития материально-технической базы на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социального развития коллективов, выплаты отдельных видов материального поощрения работникам, дивидендов акционерам и т.д..Кроме того, доходы и прибыль являются основными экономическими показателями, характеризующими эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его развитие и успешность работы на потребительском рынке.
     Анализ российской действительности  не обнаруживает признаков кризиса  перепроизводства и наличия платежеспособного  населения, пресыщенного товарами  и услугами. Потребительский бум  постепенно набирает обороты,  позволяя компаниям успешно существовать на рынке и продавать товары и услуги невысокого качества. Однако ситуация складывается так, что получать прибыль с каждым годом становится все сложнее, т.к. у потребителя быстро формируется вкус, возрастают требования к преподнесению товара, имиджу производителя, дизайну упаковки и т.д. Постепенно на первый план выйдет конкурентоспособность компании, т.е. соответствие производимых товаров и услуг, цены, сервиса, рекламы и т.д. условиям рынка.  Целями данной работы является всестороннее рассмотрение категории «конкуренция», обзор видов конкуренции, а также рассмотрение распределения доходов и методы обеспечения конкурентоспособности. 
 
 
 

                                                     
                                     
                    1. Конкуренция. Виды конкуренции.
        Понятие и условия возникновения конкуренции.
 
     Конкуренция - это соперничество,  экономическая борьба, состязательность  между продавцами - производителями  за право получения максимальной  прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль.
     Конкуренция принуждает производителей  учитывать интересы потребителя,  а значит, и интересы общества  в целом. В ходе конкуренции  рынок из множества товаров  отбирает только те, которые нужны  потребителям. Именно их удается  продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
     При наличии конкуренции на  рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.                                                               
                   1.2    Функции  конкуренции.
     Конкуренция направляет ограниченные  ресурсы в те отрасли и виды  деятельности, на продукцию и  услуги которых имеется спрос. Это называется функцией размещения.     Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д. Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.
     Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует  возникновению и существованию  устойчивой монопольной власти  на рынке. Например, монополист  может назначить цену, но конкуренция  предоставляет покупателю возможность  выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.
     Конкуренция способствует установлению  равновесной цены, уравнению спроса  и предложения. На чисто конкурентном  рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает                                                   товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара,  т.е., когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства.
     Макконнелл отмечает, что «в условиях  чистой конкуренции руководствующиеся  мотивом прибыли предприниматели  будут производить каждый товар  до той точки, в которой цена  и предельные издержки уравниваются».  Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.
     Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит «уравнительницей» цен,  то можно сделать вывод, что  при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии.
     Следовательно, конкуренция играет  важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.                                                
        Виды конкуренции.
     Конкуренцию можно разделить  по трем признакам:
1. по методам осуществления;
2. по отраслевой принадлежности;
3. по степени свободы.
     По методам осуществления конкуренцию  можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция: стремление добиться успеха за счет снижения цен, должна базироваться на снижении себестоимости продукции; искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается, предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.   Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность,                                                     перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн,  удобство обслуживания и др., конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.                                       
     По отраслевой принадлежности  различают внутри - и межотраслевую  конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
     По степени свободы подразделяют  на совершенную (свободную) и  несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это  свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Свободный вход на рынок и выход с него. Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом. Т.о., свободная конкуренция и абсолютная монополия полностью исключают друг друга. Сравнение их признаков дается в табл. 1.1                                               
.
                                                                                                  Таблица 1.1
                 Свободная конкуренция  и абсолютная монополия.
Состояние   рыночных          отношений
Свободная конкуренция Абсолютная  монополия
Виды  собственников Мелкие  единоличные собственники Собственники  крупных хозяйственных объединений
Число участников рынка Много покупателей и продавцов Один
Независимость участников рынка друг от друга Имеется Нет
Цель  противоборства Достижение  лучших условий торговли Установление  полного господства на рынке
Установление  рыночной цены одним участником Невозможно Возможно
 
    Итак, мы видим, что образуется  видовое многообразие в понятии  конкуренция вследствие существования  различных моделей рынка и  от условий классификации.                                                               
                                  
     2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.  
     Взаимодействие между продавцами  и покупателями происходит на  рынке. Решение продавцов и  покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара  будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.                                2.1 Совершенная (чистая) конкуренция.
     К совершенной (чистой) конкуренции  относятся внутриотраслевая конкуренция  (между производителями однородной  продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
     По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
     Основные характеристики совершенной  (чистой) конкуренции:
1. на рынке большое количество  покупателей и продавцов, каждый  занимает относительно малую  долю рынка данных товаров;
2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
3. свободный доступ к рынкам  новых продавцов и возможность  такого же свободного выхода  из них, вход и выход из  отраслей абсолютно свободен;                                                  
4. наличие полной и доступной  информации для участников обмена  о ценах и их изменениях, о  продавцах и покупателях; экономические  субъекты должны располагать  одинаковым объемом информации  о рынке.
  2.2 Монополистическая конкуренция.
Основными формами своеобразного соединения двух противоположных видов взаимодействия объектов рынка выступают: а) монополистическая  конкуренция и б) олигополия. О  новом состоянии рынка дает представление  табл. 2.1 

                                                                                                 Таблица 2.1
                       Формы сочетания  конкуренции и  монополии.
Параметры состояния рынка
    Монополистическая             конкуренция
          Олигополия
Число продавцов Много Мало
Барьеры входа на рынок и выхода из него Нет Обычно  есть
Дифференциация  продукта Есть Возможна
Участие фирм в контроле над ценами Цена  индивидуализированного продукта  контролируется Нелегальный контроль
 
     Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
     Монополистическая конкуренция  - самый распространенный тип  рынка, наиболее близкий к совершенной  конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
    Основные характеристики монополистической  конкуренции:
1. относительно большое число некрупных  (мелких) фирм;                                                   
2. эти фирмы производят разнообразную  продукцию, продукт каждой фирмы  в чем-то специфичен, потребитель  легко может найти товары-заменители  и переключить свой спрос на  них;
3. сохраняются возможности относительно  легкого вступления в отрасль  новых производителей.
     Неценовая конкуренция - главное  оружие монополистической конкуренции.  Особое значение в ней приобретает  реклама. Проникновение на рынок  монополистической конкуренции  довольно легкое; достаточно предложить  товар со свойствами, которые  заинтересуют покупателя. Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.
   2.3 Олигополия.
     Олигополия - это рынок, на котором  доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.     Характерная особенность олигополистического рынка - взаимосвязь фирм: любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.
    В условиях олигополии возможна  как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы  соперничества обычно менее эффективны. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера.                                                 
      Поскольку продукцию производят крупные предприятия, затраты на производство за счет эффекта масштаба снижаются. В условиях олигополии неценовые методы конкуренции - от рекламы до экономического шпионажа - оказываются эффективнее, поэтому используются чаще. Вступление в олигополистический рынок ограничено. Нужны значительные капитальные вложения, чтобы создать предприятие, способное противостоять фирмам, уже контролирующим данный рынок. При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности - цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену. 
 
 
 

  2.4 Чистая монополия.
   Чистая монополия - это рынок,  на котором один продавец противостоит  множеству покупателей. Даже полное  отсутствие конкурентов внутри  страны не исключает их наличия  за рубежом.
    Монополия предполагает, что одна  фирма является единственным производителем какой - либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы - монополиста.
     Понятие «монополия» имеет двоякий  смысл: под монополией понимают, во-первых, крупное предприятие, занимающее ведущее положение в определенной отрасли; во-вторых, положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.
     Цель монополии - получение сверхприбыли  посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
Основные  черты чистой монополии:
1. единственный продавец - производитель;                                                   
2. товарная дифференциация отсутствует,  отсутствие товаров-заменителей;
3. продавец осуществляет практически  полный контроль над ценами;
4. очень трудные условия вхождения  в отрасль новых предприятий.  По сути дела, вход оказывается  заблокированным условиями.
     Различают несколько типов монополий:
1. Естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.