На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестирование инновационного проекта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение  …………………………………………………………………………..3
I. Теоретическая часть……………………………………………....................…5
1.1. Сущность  и основные характеристики инновационного  проекта…….…..5
1.2. Направления  инвестирования и особенности  инвестирования инновационных проектов……………………………………………………..….9
      Принципы и методы оценки экономической эффективности инвестиций
в инновационный  проект ………………………………………………….……16
II. Практическая часть. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) инновационного проекта. ………………………………………………26
Заключение  ……………………………………………………….…….……...30
Список  литературы ………………………………………………...….………..31
Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Актуальность  темы исследования в курсовой работе обусловлена тем, что инновации  выполняют особую функцию в системе воспроизводства – функцию порождения изменений, что позволяет оценить их как источник саморазвития и самоорганизации предпринимательских систем и как важнейший внутренний процесс и структурообразующий элемент. Инновации, составляя основу преобразований в социально-экономических системах, воздействуют на структуру, определяют темпы и масштабы экономических процессов и сопутствующих им структурных изменений.
    Инновации определяют будущее развитие компании и предполагают подчас довольно значительные изменения в производстве, маркетинге, управлении фирмы. Компании подходят к инновациям в самом широком смысле, используя как новые технологии, так и новые методы работы, осваивая новые методы достижения конкурентоспособности или находя лучшие способы конкурентной борьбы при использовании старых способов. Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. В своем большинстве они оказываются достаточно простыми и некардинальными, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. Особое значение на современном этапе развития инновационной деятельности является процесс инвестирования инновационных проектов.
      Значительный  вклад в разработку теоретических, методологических и практических аспектов инновационного развития и управления инновационной деятельностью был  сделан такими отечественными учеными-экономистами, как Аньшин В. М., Валдайцев С. В., Валинурова Л. С., Власкин Г. А., Гаврилов А. И., Глазьев С. Ю., Гохберг Л. М., Гукова А. В., Дежина И. Г., Завлин П. Н., Зайцев Б. Ф., Ильенкова С. Д., Кабалина В. И., Казанцев А. К., Миндели Л. Э., Мухамедьяров А. М., Сафронова А. А., Скопина И. В., Тихомиров Н. П., Фатхутдинов Р. А., Фоломьев А. Н. и др. 
Проблемам инвестирования инновационных процессов и венчурного инвестирования, в частности, посвящены исследования Аммосова Ю. П., Власова А. В., Гулькина П. В., Давидюка Г. В., Дагаева А. А., Каширина А. И., Каржаува А. Т., Лукашова А. В., Никконен А. И., Нехорошевой Л. Н., Пилипенко П. П., Роговой Е. М.,  Семенова А. С., Шеховцова М. В. и др.

      Объектом  исследования является инвестирование инновационных проектов.
      Предметом исследования является совокупность организационно-экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе инвестирования инновационных проектов.
      Цель  работы заключается в исследовании особенностей инвестирования инновационных  проектов, а также разработке методических и практических рекомендаций по управлению инвестированием инновационных проектов.
      Задачами  курсовой работы являются: раскрыть сущность инновационного проектирования; рассмотреть  инновационную деятельность как  объект инвестирования; рассмотреть практический пример инвестирования инновационного проекта и оценить его эффективность.
      Теоретическую основу работы составляют зарубежные и российские исследования в области инвестиционного и инновационного менеджмента, теории корпоративных финансов, экономического анализа, стратегического управления, оценки бизнеса; федеральное и региональное законодательство, касающееся  инвестиционной и инновационной деятельности.
      В процессе работы применялись приемы системного исследования, абстрактно-логического, сравнительного и экономического анализа.
      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 

     I. Теоретическая часть 

1.1. Сущность и основные  характеристики инновационного  проекта 

    Инновационный проект - частная форма организации  и управления инновационным процессом (инновационной деятельностью), результатом которой служит конкретная инновация (инновационный продукт).1
    Итогом  разработки инновационного проекта  служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
    Реализация  инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок  инновационного продукта.
    Цель  инновационного проекта - создание новой  или изменение существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной  и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
    Разработка  инновационного проекта включает в  себя две основные стадии:
    1. Предынвестиционная. Поиск и обоснование  жизнеспособности инновационной  идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования.
    2. Инвестиционная. Вложение денег  и материальное воплощение проекта.
    Поскольку выведение на рынок инновационных  продуктов, как правило, требует  инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.
    Разработка  инновационного проекта начинается с поиска идеи.
    Поиск идеи для инновационного проекта  может производиться: - на основе последних  научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов  потребителей)
    Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
    Жизнеспособность  идеи зависит от множества факторов:
- уникальность  проекта, наличие конкурентов  и похожих проектов;
- наличие  научных разработок и исследований по данному проекту;
- наличие  очевидной пользы (выгоды) для потребителя,  заложенной в инновационном продукте;
- наличие  потребности в продукте, портрет  потребителя, объем рынка; 
- соотношение  затрат на реализацию проекта  и коммерческого эффекта; 
- наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита;
- масштабность  проекта, сроки исполнения и  окупаемости, необходимость дополнительных  вложений;
- маркетинговая  стратегия, варианты позиционирования  продукта;
- уровень  профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта;
- юридическая  защищенность проекта - соответствие  законодательству, необходимость получения  сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения  поддержки со стороны государства
(субсидий, льгот).2
    В результате анализа всех указанных  факторов делается предварительное  решение об инвестировании. После  этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое  обоснование, их согласование и утверждение.
    Логическим  завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.
    Вторая  фаза - реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.
    Каждый  инновационный проект должен содержать  следующие основные разделы:
    1) Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
    2) Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
    3) Продукт, его характеристика;
    4) Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
    5) Стратегия маркетинга инновационного продукта;
    6) Организация производственного процесса;
    7) Организация управления;
    8) Риски и их страхование;
    9) Стратегия финансирования.3
    Инновационные проекты могут классифицироваться в зависимости от области применения на: исследовательские;  научно-технические; организационные.
    По  уровню  решения   инновационные  проекты    подразделяются    на:
федеральные; региональные; принимаемые на уровне предприятия, организации.
    По  типу инновации подразделяются на: новый товар;  новая услуга; новый  метод производства;  новый метод  управления;  новый рынок; новый источник сырья.4
    По  отношению к уже имеющимся системам - подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков - поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества
    Инновационные проекты также бывают по степени  завершенности - конечные и промежуточные, по времени исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
    Особенности инновационного проектирования заключаются в следующем:
    1. Каждый инновационный проект  должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта  должна иметь основу в форме  научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться под потребителя и опираться на научные разработки.
    2 Сложность прогнозирования результатов  и как итог - повышенные риски.  Появление нового всегда связано  с высоким риском непринятия  обществом. Консерватизм в этом  плане присущ не только большей части общества, но и большинству российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.
    3. Разработка и внедрение инновационного  проекта - творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.
    4. Организация работы участников  проекта. Наличие свободной воли  и высокой мотивации участников  проекта делает привычную организацию  труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.
    5. Отсутствие привычных стандартов  для инновационного проекта. Даже  самая четкая концепция проекта  может претерпеть серьезные изменения  в процессе разработки.
    Таким образом, инновационное проектирование является сложным комплексным процессом, требующим тщательной подготовки и  инвестирования. 

1.2. Направления инвестирования  и особенности  инвестирования инновационных проектов 

      Зарубежный  опыт свидетельствует, что одним из наиболее эффективных вариантов решения проблемы инвестиций в инновации является развитие венчурного инвестирования, позволяющего обеспечить адаптацию национальной экономики к общемировым тенденциям инновационного развития за счет качественного управления коммерциализацией перспективных нововведений. Детальный анализ состояния венчурной инвестиционной деятельности в РФ показал, что венчурное инвестирование динамично развивается, а его структура свидетельствует о том, что эти вложения постепенно начинают выполнять свою основную функцию – способствовать развитию реального сектора экономики в новых, высокотехнологичных отраслях. В процессе данного исследования уточнены и систематизированы факторы развития российского рынка венчурных инвестиций, которые показывают, что на современном этапе отраслевые, масштабные и территориальные предпочтения венчурных инвесторов по инновационным проектам в РФ существенно отличаются от аналогичных в США и Западной Европе. Региональные венчурные фонды с участием как отечественного, так и иностранного капитала с момента начала своей инвестиционной деятельности в РФ не стремятся вкладывать средства в высокотехнологичные проекты, придерживаясь стратегии минимизации рисков. Зарубежные венчурные фонды предпочитают вкладывать средства лишь в компании, работающие на устойчивых рынках с низкой эластичностью цен, и где деловой цикл не приводит к исчезновению потребительского спроса во времена спада. Проведенный в исследовании анализ показал, что одной из основных задач поддержки венчурного предпринимательства являются поиск «точек соприкосновения» интересов двух ключевых фигур процесса венчурного инвестирования и разработка на их основе мер по эффективному управлению инвестиционными потоками, направленных на достижение согласованных целей. Взаимосвязь этих целевых установок иллюстрирует рис. 1.
      Исследование  механизмов взаимодействия инноватора и инвестора в процессе венчурного инвестирования позволяет утверждать, что, несмотря на разные подходы к  процедуре коммерциализации новшества, существуют точки соприкосновения, цели и стратегические задачи, удовлетворяющие интересам обеих сторон. Такие задачи, как сокращение издержек, рациональное использование мощностей предприятия, привлекаемых инвестиций, нахождение инновационным товаром собственной рыночной ниши, удовлетворяют обоюдным интересам.
 

Рис. 1. Взаимосвязь  целевых установок и интересов  инноватора и инвестора
в процессе венчурного инвестирования
      Концепция управления проектом, основанная на максимизации его стоимости, является одной из самых эффективных, поскольку изменение стоимости за период, будучи критерием эффективности хозяйственной деятельности, учитывает практически всю информацию, связанную с реализацией инновационного проекта. Более того, мера достижения установленной генеральной цели – максимизации стоимости компании – выступает критерием эффективности работы и инвестора, и инноватора. И поэтому целесообразно данную цель установить в качестве ориентира деятельности компании, получившей венчурное инвестирование, на заданный срок.
      Однако, рассматривая в целом кругооборот  венчурного капитала, следует отметить, что он не ограничивается лишь фазой  инвестирования. Немалую долю сил  и средств венчурного предпринимателя  занимают прединвестиционный этап, в течение которого он должен выбрать перспективные проекты, и постинвестиционный этап, на котором происходят оценка качества реализованных решений, распределение доходов между участниками венчурного инвестирования и корректировка стратегии на будущее.
     Комплексная модель организации венчурного инвестирования инновационных проектов представлена на рисунке 2. При этом под венчурным  фондом понимается совокупность венчурных  инвестиций, предназначенных для  вложения в инновационные проекты, включая те, которыми распоряжаются корпоративные организации, партнерства с ограниченной ответственностью и другие инвестиционные организации.
    Согласно  предлагаемой модели процесс венчурного инвестирования представлен в виде трех основных блоков (прединвестиционная, инвестиционная, постинвестиционная стадии).
    Первый  блок соответствует этапу создания венчурного фонда, который формируется  на срок от 3 до 8 лет.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Комплексная  модель организации
венчурного  инвестирования инновационных проектов
     Основной  объект вложения венчурного фонда –  доли в компаниях на стадии старт-ап. Цель фонда – рост капитализации  проинвестированных компаний и получение  прибыли от продажи долей в компаниях на «выходе» различными способами. Процесс отбора и изучения компаний для инвестиций является в значительной степени формализованным. Он состоит из двух стадий – первоначального отбора (deal flow) и последующего «тщательного изучения» – due diligence. Их цель – выявить лучшие компании из множества возможностей для инвестирования.
     Второй  блок – «инвестиционная стадия»: наиболее длительная по времени стадия венчурного процесса, содержанием которой  является «hands-on-management», содействие росту компании. На этой стадии фонд определяет сильную менеджерскую команду и помогает им развить административную и финансовую инфраструктуру компании, программы поощрения персонала, включая премию по результатам работы. Кроме того, специалистами венчурного фонда проводятся консультации по правовым и финансовым вопросам, венчурный фонд способствует повышению прозрачности деятельности инновационной компании, представители фонда избираются в Совет директоров для стратегического консультирования, способствуют формированию партнерств и союзов между руководством компаний и ключевыми фигурами в России и других странах. В некоторых случаях венчурный фонд финансирует задолженность компаний-партнеров. Однако непосредственным управлением операциями компании фонд не занимается.
      Третий  блок – «постинвестиционная стадия»  – состоит в подготовке «выхода» из проекта, определении оптимального момента и путей «выхода», а  также в ряде процедур, связанных  с решением стратегических вопросов деятельности фонда. Продажа происходит на пике стоимости компании, когда вырученные средства могут многократно превышать первоначальные
вложения.5
      Для достижения оптимального результата целесообразно  пошаговое выполнение всех представленных процедур в последовательности. Игнорирование специалистами венчурного фонда отдельных этапов способно привести к утрате контроля над процессом венчурного инвестирования или к существенному замедлению кругооборота венчурного капитала.
      Впечатляющие  результаты развития малых высокотехнологичных предприятий в странах с развитой рыночной экономикой достигнуты благодаря возникшему сплаву опыта и профессионализма, демонстрируемого обоими участниками венчурного процесса. Инвесторы стремятся к тому, чтобы, осуществив выход из капитала компании-реципиента, они получили бы такой высокий уровень доходности на осуществленные инвестиции, который не смог бы обеспечить никакой другой альтернативный способ вложения средств. Это и будет являться основным критерием оценки целесообразности венчурного инвестирования рассматриваемого проекта. В этой связи оценка целесообразности венчурного проекта, определение стоимости компании, как свидетельствуют результаты проведенного анализа, являются одной из чрезвычайно важных процедур в процессе управления венчурными инвестициями.
     При этом применение классических методов  в венчурных проектах затруднено в силу отсутствия необходимых данных об аналогах для сравнения венчурных  компаний, сложности адекватной оценки затрат на возмещение интеллектуальных активов, представляющих основную ценность в инновационной компании, необходимости учета высокой степени неопределенности внешней среды функционирования венчурной компании.  

      Принципы  и методы оценки экономической  эффективности инвестиций в инновационный проект
 
    При осуществлении инвестирования инновационных проектов необходимо руководствоваться следующими принципами (см. табл. 1).
    Таблица 1 

Система принципов управления инвестированием  инновационных проектов6 

Наименование  принципа Характеристика
1 2
Принцип обеспечения возвратности, срочности, платности инвестиций Инвестором  предполагаются не безвозмездные вложения, а инвестирование в целях приумножения своего капитала, для чего планируется  возврат средств через определенный период с полученной доходностью
Принцип обеспечения более высокой доходности инвестированных вложений Поскольку смысл  деятельности инвестора заключается  в поиске возможностей для высокого и сверхвысокого дохода при реализации инновационных проектов, сферу интересов  инвестора составляют  проекты  и компании квадранта «высокий риск – высокий доход»
Принцип взаимного доверия инвестора  и инноватора Для инвестора  решающим фактором в выборе наиболее привлекательной для инвестиций компании при прочих равных условиях являются опыт, квалификация менеджмента  и одинаковое понимание стратегических задач управления компанией
Принцип контроля хода реализации проинвестированного  проекта Инвестор заинтересован  в возможности управления проинвестированным предприятием («living with company»), для чего он использует различные рычаги контроля за принятием ответственных стратегических решений. В свою очередь, в ходе совместной деятельности и своеобразного обучения основатели стартапа приобретают у венчурных капиталистов необходимые знания в области управления бизнесом, бухучета, маркетинга, а также полезные связи и контакты
Принцип учета инвестиционных рисков Поскольку инвестирование предполагает работу с проектами  повышенного риска, связанного с  начальной стадией развития компаний, нестабильностью рынков сбыта, нестабильными  характеристиками товара и т.д., любой венчурный инвестор проводит определенную работу по минимизации рисков
 
     Перечисленные принципы составляют основу управления инвестированием. С учетом общей  рыночной практики и системы управления инвестированием инновационных проектов данные принципы должны соблюдаться участниками инвестиционной деятельности на всех стадиях инвестирования – от мобилизации капитала до распределения дохода.
    При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой  определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.
    Если  в качестве инвестора выступает  сам инициатор инновации, то при  принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.
    Руководство компании — инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой  инвестиций — вложить временно свободные  средства в банковские депозиты или  государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств. 7
    Что касается влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли, то, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее необходимо соизмерять с масштабами производства. Это связано с тем, что средняя отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Иногда крупные компании умышленно занижают цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.