На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Международному праву"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопросы к зачету «МП»
    Понятие МП.
    Функции МП.
    Система МП.
    Основные принципы МП.
    Понятие нормы МП.
    Структура норм МП.
    Международные правоотношения.
    Источники МП.
    Международный договор.
    Субъекты МП.
    Признание и правопреемство в международном праве.
    Территория в международном праве.
    Мирные средства разрешения споров.
    Ответственность и санкции в международном праве.
    Понятие и виды международных договоров.
    Заключение, исполнение и прекращение международных договоров.
    ООН и ее главные органы.
    Специализированные учреждения ООН.
    СНГ, его цели.
    Понятие и источники права внешних сношений.
    Понятие и источники права международной безопасности.
    Понятие населения в международном праве.
    Право убежища.
    МП в период международных конфликтов.
    Ответственность за международные преступления.
    Понятие и источники международного экономического права.
    МП окружающей среды.
    Понятие космического права.
    Международное сотрудничество по специальным вопросам.
    Органы внешних сношений государства.
 
 
 

1.Понятие МП. МП–особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в договорах, заключаемых государствами.
МП действует в рамках международной системы, рассматриваемой в двух аспектах:
а) международная  система в широком плане:
- субъекты  – все субъекты международных  отношений (государство, их объединения,  международные организации, государственно-подобные  образования, неправительственные организации, международные конференции, международные суды, ТНК, Ю и ФЛ);
- отношения  между субъектами международной  системы (политические, экономические,  НТ, культурные и т.д.);
- правовые  системы, в том числе и национальные  в рамках которых осуществляется регулирование отношений между субъектами международной системы).
Не все  субъекты международной системы  являются субъектами МП, равно как и не все отношения, возникающие здесь, можно назвать международными.
МП регулирует только публично-правовые отношения между ограниченным кругом субъектов международной системы (государства, нации, международные организации, государственно-подобные образования).
б) международная  система в узком плане:
- государства,  НОД, международные организации,  государственно-подобные образования – субъекты международного права;
- отношения  между субъектами МП – международные отношения;
- особая  правовая система, действующая  в отношениях между субъектами  МП – международное публичное право.
Международные отношения – это политические, экономические, торговые, культурные, военные и иные отношения между субъектами МП, а МП – это совокупность и система юридических норм, регулирующих международные отношения, которые и составляют его предмет.
МП как  особая правовая система – это:- особый предмет правового регулирования;- особые объекты;
- особые  субъекты;- особые источники и  порядок нормообразования;- особый  порядок принуждения к соблюдению  норм МП. 

2.Функции МП. - основные направления воздействия МП на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Функции многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.
Основное  социальное назначение МП заключается в организации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации. Результатом действия МП является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.
Юридическими функциями МП можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
Стабилизирующая функция состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным.
Регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.
Охранительная функция состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушений международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом. 
 
 
 
 
 
 
 

3.Система МП. включает: 1) отрасли МП – совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП в одной какой-либо широкой области международного сотрудничества (право международных договоров, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.);
2) институты МП – совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)
в международном  праве сформировались следующие отрасли:
1)право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов МП и включает в себя также институты признания и правопреемства); 2)право международных договоров; 3)право международных организаций;4)право международных конференций и совещаний; 5)право внешних сношений; 6)право международной безопасности;7)международное гуманитарное право;8)МП в период международных конфликтов; 9)право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;10) международное морское право; 11)международное воздушное право; 12)международное космическое право;13)международное атомное право;14) право охраны окружающей среды;15)международное экономическое право.
Международно-правовой институт — более мелкий элемент правовой системы. Он представляет собой группу международных норм, регламентирующих более или менее однородные отношения. Примерами могут служить институт гражданства в гуманитарном праве, институт действительности договоров в праве международных договоров и др.
4.Основные принципы МП.1. Неприменение силы (п.4, ст.2 устава ООН, Декларация о принципах МП 1970г., определение агрессии, принятая ГА ООН в 1974г. ЗАСБСЕ др.). Устав ООН определил целью избавление грядущих поколений от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются в общих интересах, запрещение угрозы силой образом, несовместимым с уставом ООН.
2. Мирное разрешение споров (Парижский пакт об отказе от войны 1928г., п.3 ст.2 устава ООН, ст.5 Пакт Лиги арабских государств, ст.3 Хартии ОАЕ, ЗАСБСЕ). Каждое государство разрешает свои споры с другими государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
3. Территориальная целостность государств (п.4, ст.2.Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗАСБСЕ). Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.
4. Нерушимость границ (Декларация о принципах МП, ЗАСБСЕ). Государства должны воздерживаться от действий направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
5. Суверенное равенство (п.1, ст.2. Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ). Все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права присущие суверенитету.
6. Невмешательство (п. 7 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ). Государство, международная организация не в праве вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.
7. Равноправие и самоопределение народов (Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах МП 1970г.).
Все народы имеют право свободно определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.
8. Сотрудничество государств (ст. 1 Устава ООН, Декларация о принципах МП). Государства независимо от различий их систем обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях международных отношений.
9. Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, Парижская хартия для новой Европы 1990г.). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития человечества.
10. Добросовестное выполнение международных обязательств (п. 2 ст. 2 Устава ООН, Великие конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 г.г., ЗА СБСЕ). В своем законодательстве и практике государства, как субъекты МП, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.
5.Понятие нормы МП. МП (как и внутригосударственное право) состоит из юридических норм. Международно-правовая норма — это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами МП и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.
Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:
1) согласование  воль субъектов МП относительно правила поведения;
2) дача  субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованных правил поведения.
Иногда  эти две стадии могут совпадать  по времени, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согласование текста договора (правила поведения) и одновременно придание согласованному тексту силы международной договорной нормы.
Существуют международно-правовые нормы, которые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).
В отличие  от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего МП, носящей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юридическую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.
Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:
1) согласование воль субъектов МП относительно правила поведения;
2) согласование  воль этих субъектов относительно  придания данному правилу поведения высшей юридической силы в данной правовой системе;
3) дача  субъектами МП согласия на юридическую обязательность согласованного правила поведения.
Императивные  нормы МП образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечивость. Императивными нормами являются основные принципы МП, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недопустимо. 

6.Структура норм МП. (гипотеза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила.
Специфика международных отношений заключается  в том, что субъекты МП сами выполняют роль гаранта принятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты МП чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по отношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосударственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов — гипотезы и диспозиции.
Гипотеза  международно-правовой нормы содержит описание условий, при наличии которых применяется правило поведения. Согласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Диспозиция  нормы МП указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверждающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, нарушено, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипотеза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).
Иногда  международные нормы состоят  лишь из одной диспозиции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынужденного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.
Санкция как элемент международно-правовой нормы встречается редко. Международные нормы содержат санкции главным образом применительно к правоотношениям частного характера. Например, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответственность перевозчика за груз. 

7.Международные правоотношения. Результатом реализации международно-правовых норм являются международные правоотношения — отношения, урегулированные этими нормами.
Состав международных правоотношений образуют субъекты, содержание и объекты.
Под субъектами правоотношений понимаются участники правоотношений, имеющие международные субъективные права и юридические обязанности. Субъектами международных правоотношений могут быть государства, нации, борющиеся за независимость, международные организации, государствоподобные образования, юридические лица (предприятия и организации), физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды), т.е. все те лица и образования, чье поведение регулируется нормами МП.
Содержание правоотношений образуют международные субъективные права и юридические обязанности участников.
Субъективное  право — это право, принадлежащее  конкретному субъекту международного правоотношения.
Юридическая обязанность — это должное  поведение субъекта. Если субъективным правом можно не воспользоваться, то от юридической обязанности участник правоотношения отказаться не вправе.
Субъективные  права и юридические обязанности  взаимосвязаны: право одного участника правоотношения соответствует обязанности другого.
Объектами международных правоотношений могут быть предметы материального мира (территория, имущество, неимущественные права и т.д.), неимущественные блага (жизнь, здоровье и т.д.), поведение субъектов правоотношений (действие или бездействие), результаты деятельности субъекта (совершившееся событие, произведенный предмет и т.д.).
При характеристике международных правоотношений следует учитывать, что правоотношения невозможны без юридических фактов.
Юридические факты в международном праве — это конкретные обстоятельства, с которыми МП связывает возникновение, изменение или прекращение международных правоотношений. Юридические факты, как правило, указаны в гипотезе международно-правовой нормы.
В зависимости  от волевого содержания юридические  факты в международном праве (как, впрочем, и во внутригосударственном  праве) подразделяются на события и действия. События не связаны с волей субъектов правоотношения (например, стихийное бедствие). Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и противоправными (правонарушения).
Существующие  международные правоотношения крайне разнообразны.
В зависимости  от функционального назначения международных  норм можно различать регулятивные и охранительные международные правоотношения. Регулятивные правоотношения — это отношения, возникающие на основе норм МП, устанавливающих правила поведения субъектов. Эти отношения вытекают из правомерного поведения участников международного общения. Охранительные правоотношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов и предназначены для восстановления нарушенных прав и наказания правонарушителя.
Можно выделять также материальные и процессуальные правоотношения. Материальные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов правоотношений. Процессуальные правоотношения возникают на базе процессуальных норм и фиксируют процедуру реализации прав и осуществления обязанностей, порядок разрешения споров и рассмотрения дел о правонарушениях.
По субъектному  составу различают межгосударственные правоотношения и правоотношения немежгосударственного характера.
По форме  различаются международные правоотношения в собственном смысле слова (т.е. отношения, в которых права и обязанности их участников зафиксированы конкретно и четко) и правоотношения — состояния (т.е. отношения, в которых права и обязанности носят обобщенный характер, например, состояние в гражданстве).
По времени  существования можно выделять срочные  и бессрочные правоотношения (например, при заключении бессрочного договора между государствами). 
 
 

 

8.Источники МП. - это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
Специфика источников МП: 1) нормы МП устанавливаются субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласование и, следовательно, общую волю; 2) субъективному праву предусмотренных нормами МП субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов МП.
Исходя  из этого, источники МП можно рассматривать как: - источники субъективных прав;
- источники  субъективных обязательств субъектов международных правоотношений.
Основными источниками МП являются:
1) международный  договор – письменное соглашение  субъектов МП относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;
2) международный  обычай – правила поведения  субъектов МП, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы. В функции Гос.Ассамбл.ООН входит содействие прогрессивному развитию кодификации МП (ст. 13 Устава ООН) Прогрессивное развитие – подготовка международных договоров по вопросам, которые еще не урегулированы международным правом, или по которым право еще недостаточно развито в практике государств. Кодификация МП – более точное формулирование и систематизация норм МП в тех областях, где имеется обширная государственная практика, прецеденты и доктрины. Это производится с помощью Комиссии МП (ст. 15 Положения о Комиссии МП).
Вспомогательными источниками МП являются:
1) решения  международных судебных органов;
2) доктрина  МП;
3) резолюции  – рекомендации международных  организаций;
4) национальное  законодательство и национальная  судебная практика, которые должны  приниматься во внимание при  характеристике международно-правовой  позиции государства.
Общее и особенное международного договора и международного обычая как источника МП:
I) Общее: - образуются в результате взаимных действий и имеют идентичную природу – согласование воль субъектов МП; - обязательный характер; - несоблюдение или нарушения ведет к одинаковым правовым последствиям: прекращения действия, требование удовлетворить претензии; - единство механизмов обеспечения.
II) Особенное:- различные способы создания договорной и обычной нормы; - договор представляет собой четко выраженный во времени процесс (создание, действие, прекращение) – у обычая это проследить сложно; - договорная норма подтверждается ссылкой на текст документа, обычная – практика государств;
- способы  выражения; - договор подлежит толкованию, тогда как обычай этого института не знает; - обычай идет вслед за практикой, международный договор не только фиксирует практику, но и создает ее;
- только  с договорной нормой связан  такой прогрессивный институт  МП как кодификация.
 

9.Международный договор – регулируемое МП соглашение, заключенное государствами и или другими субъектами международного права. Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенции, устав международной организации, протокол.
Сторонами международных договоров  выступают только субъекты МП. В соответствии с Венской конвенцией 1969 года, «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». В свою очередь, правоспособность международной организации заключать договоры «регулируется правилами этой организации».
Объектом  международного договора являются отношения субъектов МП по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект МП может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.
Под целью  международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты МП, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.
Классификация международных договоров
Классификация по кругу участников: - двусторонние (т.е. договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько); - многосторонние: 1) с неограниченным числом участников (универсальные, общие), 2) с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).
Классификация по возможности присоединения других участников: - закрытые (т.е. договоры, участие в которых зависит от согласия их участников); - открытые (т.е. договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).
Классификация по объекту: - договоры по политическим вопросам, - договоры по правовым вопросам, - договоры по экономическим вопросам и т.д.
Форма и структура международных  договоров
Договор может заключаться в письменной или устной форме. Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространённой формой является письменная.
К структуре  договора относятся его составные  части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.
Преамбула является важной частью договора, поскольку  в ней часто формулируется  цель договора. Кроме того, преамбула  используется при толковании договора. Основная часть договора делится  на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т.д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д. 

10.Субъекты МП - участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе МП и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.
Субъектами  МП принято считать:1) государства — основные субъекты, 2) международные межправительственные организации, 3) государствоподобные образования, 4) национально-освободительные движения
Все эти  субъекты обладают международной правосубектностью, который включает в себя такие  важные права как: 1) заключение договора 2) быть членами международных организаций 3) участвовать в работе международных  конкуренций 4) иметь свои представления дипломатические и консульские. Современные тенденции развития норм о правах человека позволяют некоторым исследователям говорить о том, что и индивиды являются в определенном смысле субъектами МП. Также на сегодняшний день стоит вопрос о признании субъектами МП транснациональные корпорации. Не являются субъектами МП международные неправительственные организации.  
 
 
 
 

11.Признание и правопреемство в международном праве. Изменения, непрерывно происходящие в мире, воздействуют на состав субъектов международных отношений, в том числе на субъектов МП, а это вызывает два юридических вопроса: 1) о признании новых субъектов МП; 2) о правопреемстве.
Международно-правовое признание — это акт государства, которым оно считает целесообразным вступить в юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть:
1.вновь возникшее государство; 2. новое правительство; 3. нация или НОД, борющиеся за независимость; 4. восставшая или воюющая сторона; 5. международная организация.
Можно говорить о двух доктринах признания: 1) конституитивной — признание рассматривается как конституирование нового субъекта МП; 2) декларативной — признание есть констатация факта появления нового субъекта МП.
Формы признания МП. - Юридическая форма, которая выступает в двух видах:
1) де-юре  — признание в полном объеме, когда устанавливаются официальные  отношения, признается право государства  распоряжаться своим имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, иммунитет  от юрисдикции иностранных судов. Признание де-юре влечет за собой, установление дипломатических отношений;
2) де-факто—  когда по соглашению устанавливаются  отношения в одной из областей  международных связей государств (консульские, торгово-экономические). Носит временный, переходный характер (выражение неуверенности, что данное государство достаточно долговечны или жизнеспособны).
- Фактическая форма, или признание (ad hoc) — признание в каждом конкретном случае и только для него. Эта форма признания не создает юридической базы для будущих отношений. Государства или правительства вступают в официальный контакт с друг другом вынужденно, для решения каких-либо конкретных вопросов, но вместе с тем не желают признавать друг друга.
Способы признания МП: - явно выраженное; - молчаливое (подразумеваемое).
Юридические последствия признания: 1)создание правовых условий для сотрудничества; 2)возможность установления дипломатических отношений и заключения международных договоров; 3)признание национального законодательства друг друга; 4)наступление судебного иммунитета; 5)решение вопросов правопреемства.
Межгосударственным  правопреемством называется переход международных прав и обязанностей одного государства к другому. Это может затрагивать и других субъектов МП, в частности, международные организации.
Вопросы преемства урегулированы в двух международных договорах:
1) Венской  Конвенции о правопреемстве государств  в отношении международных договоров 1978 г.
2) Венской  Конвенции о правопреемстве государств  в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.
Объектом  правопреемства выступают: 1) международные договоры;2)государственная собственность, долг, архивы;3) границы; 4)членство в международных организациях.
Вопрос  о правопреемстве возникает при: 1)появлении нового государства в результате социальной революции; 2)деколонизации; 3)разделении или отделении частей государства; 4)объединении нескольких государств в единое; 5)частичных территориальных изменениях государства. 

12.Территория в международном праве - пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и МП.
По правовому  режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.
Территории  со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.
Территории  с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами. 

13.Мирные средства разрешения споров- средства, применяемые субъектами международного права в целях урегулирования международных споров в соответствии с принципами мирного решения международных споров. В соответствии со ст. 33 Устава ООН в качестве таких средств используются переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Этот перечень не является исчерпывающим: международному праву известны и другие средства - добрые услуги, консультации, комиссии по разрешению споров. Кроме того, в соответствии с Уставом ООН разрешением международных разногласий могут заниматься Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН. Указанная система средств сложилась в ходе длительной международной практики и продолжает развиваться. Переговоры, арбитраж относятся к наиболее ранним средствам, тогда как судебное разбирательство, использование международных организаций стали применяться сравнительно недавно - с ХIХ-ХХ вв. В последние десятилетия широкое признание получили консультации, представляющие собой одно из эффективных средств разрешения споров. В соответствии с принципом мирного разрешения споров, относящимся в современном международном праве к основополагающим, спорящие стороны обязаны урегулировать свои разногласия исключительно мирным путем с помощью перечисленных выше или каких-либо иных средств по их собственному выбору. Принцип свободы выбора этих средств закреплен в ст. 33 Устава ООН и означает, что использование того или иного средства должно происходить по взаимному согласию и на основе свободного волеизъявления сторон. Такое согласие на обращение к какому-либо определенному средству, как правило, фиксируется в договорном порядке.  

14.Ответственность и санкции в международном праве. Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступлений: 1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей; 2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.
Судить  военных преступников могут как  специально созданные международные  суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.
Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами МП в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.
Санкции не могут иметь превентивного  действия; их цель — защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов МП. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.
Соотношение ответственности  и санкций в  международном праве
Международно-правовые санкции (в отличие от большинства  видов внутригосударственных санкций) не являются формой международной ответственности: категории МП не всегда идентичны понятиям национального законодательства.
Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:
1) санкции — это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя; 2)санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью санкций является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности; 3)санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность; 4)санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям. Их применение не зависит от воли правонарушителя; 5)основанием применения санкций является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов.
Международно-правовые санкции — это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами МП для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности. 

15.Понятие и виды международных договоров. Международный договор - явно выраженное соглашение субъектов МП, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанности. Для юридической полноценности международных договоров необходимо:
- согласование  воли субъектов МП, - равноправие сторон
Международный договор можно классифицировать:
1. Статус  участников– межгосударственные, межправительственные, межведомственные.
2. Число  участников – двусторонние и  многосторонние.
3. Условие  участия – общие и с ограниченным  числом участников.
4. Объект - политические, экономические и  по специальным вопросам.
Важное значение для международного договора играет договорная форма:
1. Язык  – посредством, которого согласованная  воля субъектов ясное проявление  вовне. Международный договор  существует как соглашение, воплощенное  в тексте.
2. Структура  договора: a) Преамбула, б) Основная часть, в) Заключительная часть.
В настоящее  время широкое распространение  получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное  указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора.
3. Наименование. Однако в МП не существует  общепризнанной классификации таких  наименований.  

16.Заключение, исполнение и прекращение международных договоров. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.
В полномочиях  не нуждаются: 1)Глава государства; 2)Глава правительства; 3)Министр иностранных дел.
Заключение международного договора представляет собой процесс, включающий:
1. Согласование текста  договора: - выработка согласованного текста путем переговоров; - принятие текста договора, выражающееся в особой процедуре голосования; - аутентификация– удостоверение того, что текст окончательный и не может быть изменен уполномоченными; - иногда встречается условное подписание, когда подпись уполномоченного нуждается в последующем одобрении правительством или другим компетентным органом.
2. Способы выражения  согласия сторон на обязательность договора:
- подписание; - ратификация; - присоединение, принятие, утверждение договора.
Различают два вида недействительности МД:
- абсолютная  недействительность (ничтожность); - относительная недействительность (оспоримость).
Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е. порождать права и обязательства с момента вступления в силу, который определяется сторонами в договоре.
Как правило, это может быть момент подписания или момент обмена или же сдачи  на хранение ратификационных грамот.
Срок  действия международного договора определяется в самом договоре. Договоры бывают срочные и бессрочные. Если срок действия договора истекает, то он может  пролонгироваться (продлятся, до истечения  срока) на условиях, предусмотренных  договором. Обеспечение выполнение международного договора: 1) международные гарантии; 2) международные организации и конференции;
3) создание  специальных международных комиссий; 4) внутригосударственные меры.
Толкование  международного договора - это выяснение того в чем согласились стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным, в соответствии с обычном смыслом употребляемых в нем терминов и в свете его объекта и целей.
3. Прекращение действия международного договора
Это означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязательства. Все способы прекращения международного договора можно подразделить: 1) правомерные и недозволенные; 2) волевые и автоматические.
К волевым  способам прекращения международного договора относятся: - отмена; - новация; - денонсация; - аннулирование.
Автоматические  способы прекращения договора: - истечение срока действия договора; - наступление отменительного условия; - прекращение существования субъекта, договора; - гибель договорного объекта; - появление новой императивной нормы МП; - война.
Разрыв  дипломатических и консульских  отношений между участниками  договора не влияет на правовые отношения, установленные этим договором, кроме  случаев когда дипломатические или консульские отношения необходимы для его выполнения.
17.ООН и ее главные органы. ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы  её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
Генеральная Ассамблея
Занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.
У Генеральной  Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные  сессии.
Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.
Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 декабря 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов, Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий:
Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
Комитет по вопросам разоружения и международной  безопасности (Первый комитет)
Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет)
Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет)
Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый  комитет)
Комитет по административным и бюджетным  вопросам (Пятый комитет)
Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет)
В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители  Председателя, председатели главных  комитетов, которые избираются с  учетом принципа справедливого географического  представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.
Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН  могут созываться по любому вопросу  по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. До конца 2006 года было созвано около 30 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.
Чрезвычайные  специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН  или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после  получения такого требования Генеральным  секретарём ООН.
Совет Безопасности
Несёт главную ответственность за поддержание  международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться  все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето.
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета — постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава — «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом (пункт 2 статьи 23). 
 
 
 

18.Специализированные учреждения ООН. Это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в спец.областях и связанные с ООН. Связь устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Их можно разделить на след. группы: -соц-го характера (Международная Организация Труда (МОТ) и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)); -культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО-по вопросам образования, науки и культуры, ВОИС-Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности); -экономические (ЮНИДО-по промышленному развитию); -финансовые (МБРР-Международный Банк Реконверсии и Развития, МВФ-Международный Валютный Фонд, МАР-Международная Ассоциация Развития, МФК-Международная Финансовая Корпорация); -в области сельского хозяйства (ФАО-продовольственная и сельскохозяйственная организация, ИФАД-Фонд сельскохозяйственного развития); -в области транспорта и связи (ИКАО-гражданской авиации, ИМО-морская, ВПС, МСЭ-союз электросвязи); -в области метрологии (ВМО).  

19.СНГ, его цели. СНГ — межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.
Создание организации
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Белоруссия) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств (известно в СМИ как Беловежское соглашение).
В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал  своё существование как субъект  МП и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.
Крупнейшие  города СНГ — Москва, Санкт-Петербург, Киев, Минск, Ташкент.
Цели  организации
СНГ основано на началах суверенного равенства  всех его членов, поэтому все государства-члены  являются самостоятельными субъектами МП. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями.
Основными целями организации являются:
1) сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; 2)всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; 3)обеспечение прав и свобод человека; 4)сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; 5)взаимная правовая помощь; 6)мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: 1) обеспечение прав и основных свобод человека; 2) координация внешнеполитической деятельности; 3) сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; 4)сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; 5)охрана здоровья и окружающей среды; 6)вопросы социальной и миграционной политики; 7)борьба с организованной преступностью; 8)сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ
Органы  СНГ
Высшим  органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества.  

20.Понятие и источники права внешних сношений. Право внешних сношений – это совокупность принципов и норм, создающих правовую основу для отношений, в которых участвуют государства и другие субъекты МП, регулирующих правовое положение и деятельность органов внешних сношений государств и их персонала, а также вопросы привилегий и иммунитетов межправительственных организаций и их сотрудников.
     В настоящее время основными источниками права внешних сношений являются:
1. Венская  конвенция о дипломатических  сношениях 1961 г.
2. Венская  конвенция о консульских сношениях 1963 г.
3. Конвенция  о специальных миссиях 1969 г.
4. Конвенция  о предотвращении и наказании  преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.
5. Венская  конвенция о представительстве  государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.
     В отношении ООН и ее специализированных  учреждений действуют:
     Конвенция о привилегиях и  иммунитетах ООН 1946 г.
     Конвенция о привилегиях и  иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. и др.
     Право внешних  сношений включает: а) дипломатическое право; б) консульское право; в) право специальных миссий; г) дипломатическое право международных организаций.
     В каждой из этих составных  частей права внешних сношений есть общий предмет правового регулирования – официальная деятельность государств в международных отношениях с помощью соответствующих органов внешних сношений.
      21.Понятие и источники права международной безопасности. Право международной безопасности – это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актов агрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений.
Юридическую основу права международной безопасности составляют такие принципы как:
1) Основные  принципы МП: -неприменение силы или угрозы силой; -мирное разрешение международных споров; -невмешательство во внутренние дела; -разоружение; -сотрудничество государств.
2) Специальные  принципы права международной  безопасности: - равная безопасность; - ненанесение ущерба; - равенство и одинаковая безопасность; - неделимость международной безопасности.
      Источники: 1. Устав ООН. 2. Договоры, сдерживающие гонки ядерных вооружений в пространственном отношении: Договоры: Об Антарктике 1959 г., О нераспространении ядерного оружия 1968 г., О запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (Тлателолко 1967 г.), О безъядерной зоне в южной части Тихого океана (договор Раратонга 1985 г.). 3. Договоры, ограничивающие наращивание вооружения в количественных и качественных отношениях: Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия 1996 г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений 1993 г. 4. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предусматривающие их уничтожение. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г. 5. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Соглашение о линии прямой связи между СССР и США 1963, 1971. Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске межконтинентальных ракет с подводных лодок 1988 г.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.