На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 
1 Денежно-кредитная  политика 

1.1 Сущность, цели, задачи и принципы ДКП 

    1.2  Инструменты ДКП 

    1.3 Трансмиссионный  механизм ДКП: подходы к рассмотрению 

1.4 Виды и типы ДКП 

    2 ДКП в Республике Беларусь на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3 
5 
 
 

9 

15 

22 
 

25 

43 

45
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Темой настоящей курсовой работы является: «Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь».
     Основными целями любого государства в области  экономики являются обеспечение  устойчивого экономического роста, высокий уровень занятости, стабильности внутренних цен, а также внешнеэкономическое  равновесие. Эти цели реализуются  в процессе разработки и проведения экономической политики.
     Денежно-кредитная  политика центрального банка является составной частью единой государственной  экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются  показатели, которые необходимо достичь  экономике в определенные этапы  времени, в частности, развитие рынка  капиталов, развитие банковской и платежной  систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики  на деньги и т.д. Все эти вопросы  регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.
     Денежно-кредитная  политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это  происходит потому, что посредством  монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической  системе. Механизм воздействия денежно-кредитной  политики на основные переменные народнохозяйственного  комплекса, а также результат  корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.
     Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование предложения  денег, поддержание покупательной  способности национальной валюты. В  период производственного спада, стагнации  увеличение денежного предложения  стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают  предложение денег.
     Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с  Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей  развития, которые утверждаются специальной  программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть  результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
     Тем не менее, развитие денежно-кредитной  сферы затрагивает целый ряд  не решенных наукой и практикой проблем. Это позволяет сделать вывод, что при осуществлении денежно-кредитного регулирования экономики нет  полной системности и весьма актуальна  проблема совершенствования денежно-кредитного механизма: определения краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей и задач, подходов к организации  денежно-кредитной системы, которые обеспечат достижение необходимых результатов. В этой связи выбранная тема курсового исследования является актуальной.
     Объектом  исследования является сфера денежно-кредитных  отношений в Республике Беларусь, предметом - денежно-кредитная политика государства.
Целью курсовой работы является изучение теоретических  и практических аспектов денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на современном  этапе.
     Для реализации целей курсовой работы поставлены следующие задачи:
    рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
    определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
     - рассмотреть практическое осуществление денежно-кредитной политики Национальным банком Республики Беларусь, уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.
     В своей работе я попытаюсь рассмотреть  основные вопросы денежно-кредитной  политики: какими методами и инструментами  пользуется  Национальный Банк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Денежно-кредитная политика 

      Сущность, цели, задачи и принципы ДКП
 
     Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним  из основных инструментов регулирования  экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. [11].
      Банковская  система в рыночной экономике  является обычно двухуровневой и  включает центральный банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки. Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также  куплей и продажей ценных бумаг.
      Центральный банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы  страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также финансовым агентом  правительства. Центральный банк может  выступать как продавец и покупатель на международных денежных ранках и  координировать зарубежную деятельность частных банков. Денежно-кредитная (монетарная) политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики.
     Принципы  денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь [10]:
     - четкое ее определение, раскрытие  конечной цели или промежуточных  целевых ориентиров;
     - обеспечение прозрачности денежно-кредитной  политики, что предполагает ясность  функций и задач Национального  банка, процедуры принятия и  доведения до сведения общественности  решений Национального банка  о денежно-кредитной политике, доступность  для общественности информации  о результатах этой политики;
     - самостоятельное определение Национальным  банком механизма применения  инструментов денежно-кредитной  политики, направленных на достижении  ее целей, а также своевременное  разъяснение участникам экономических  отношений, широкой общественности  изменений параметров и структуры  инструментов денежно-кредитной  политики.
     Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля [3, с.361].
     Основные  направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками[3, c. 362].
     В совокупности функций центральных банков (в том числе Национального банка Республики Беларусь) выделяют:
     - функцию разработки денежно-кредитной  политики (формулирование целей  политики, определение набора инструментов  для достижения целей);
     - функцию реализации политики, установления  определенных условий использования  инструментов для достижения целей [1].
     Разработка  денежно-кредитной политики опирается  на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей  и основных задач денежно-кредитной  политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций  денежно-кредитных показателей, конкретизацию  направлений совершенствования  банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка  ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др. [4, с. 459].
     Процесс денежно-кредитного регулирования  включает два этапа. На первом национальный банк воздействует на параметры денежно-кредитной  сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства.
      Соответственно  различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными  целями являются: устойчивые темпы  экономического роста, высокий уровень  занятости, относительно стабильный уровень  цен, равновесие платежного баланса  страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому  необходимо установить их иерархию. Промежуточными целями являются: денежная масса, ставка процента, обменный курс. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране [2, c. 26].
     Процесс формулирования целей денежно-кредитной  политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
     На  втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.
     На  третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др).
     На  четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков [2, c. 28].
     В Республике Беларусь важнейшими условиями  обеспечения высоких темпов долговременного  экономического роста являются достижение и сохранение финансовой стабильности, в основе которой – низкий уровень  инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической  политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и  поддержание ее на низком уровне. Таким  образом, конечная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь – обеспечение с помощью монетарных инструментов (с учетом мер экономической политики правительства Республики Беларусь) снижения инфляции. [9].
     Учитывая  отсутствие прямого механизма воздействия  на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики Национальным банком применяется система промежуточных  целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели.
     Стратегические  цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь [9]:
    обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы;
    содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста;
    повышение реальных денежных доходов населения;
    рост инвестиций и сбережений.
     Таким образом, денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
     Основная  задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса [8].
     При осуществлении денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь [8]:
    повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
    оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
    расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Инструменты ДКП
 
     Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования.
     Методы  регулирования денежно-кредитной  политики классифицируются по ряду признаков [4, с. 459]:
    в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);
    по срокам воздействия – кратко- и долгосрочные;
    по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
    по форме воздействия – прямы и косвенные;
    по числу объектов – общие и селективные.
     Прежде  всего, важнейшими являются прямые (административные) и косвенные (экономические), а также  общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные  для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей и т.д. [4, с. 460].
     Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяются при регулировании  банковских систем. В условиях слабо  развитого государственного финансового  рынка и при кризисе кредитной  системы инструменты прямого  воздействия эффективны. В то же время их использование может  вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего  рынка на зарубежные рынки и в  теневую экономику.
     С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного  изменения основных параметров финансового  рынка. При этом косвенные инструменты  вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям  центрального банка и далее, посредством  этих изменений, - на денежно-кредитные  отношения в государстве. Так, уровень  процентных ставок центрального банка  влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование – на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты  являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет  к появлению диспропорций в денежно-кредитной  сфере, что следует отнести к  достоинствам данного механизма.
     Общие методы влияют на весь кредитный рынок  и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные  виды кредита либо применяются к  ограниченному перечню банков. [4, с. 462].
     В разных странах на разных стадиях  развития финансового рынка применяются  различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.
     В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы [4, с: 463]:
    рефинансирование банков;
    процентные ставки по операциям центрального банка;
    обязательное резервирование;
    валютные операции;
    операции на открытом рынке;
    прямые количественные ограничения;
    установление ориентиров роста денежной массы;
     Механизмы рефинансирования представляют собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.
     Центральным банком используются следующие инструменты  рефинансирования:
    переучет векселей;
    ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего – предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список  и принадлежащих банку на праве собственности;
    ломбардный кредитный аукцион;
    операции РЕПО и др.
     Процентная  политика (изменение учетной ставки) — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с помощью которого национальный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков [3, с. 372].
     Процентная  политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения  внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В  этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую (ставка значительно  превышает уровень инфляции), мягкую (ставка меньше уровня инфляции) и нейтральную  процентную политику (ставка умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению  с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического  распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий  за счет ресурсов коммерческих банков).
     Во  всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение –  замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение  процентных ставок центрального банка  непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничением верхнего предела  их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры  экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.
     С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все  больше зависят не от абсолютного  уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность  процентной политики определяется ее гибкостью. Как правило, используя  процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.
     Обязательное  резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам. [3, с, 374].
     Система обязательного резервирования выполняет  следующие функции: контрольную (за расширением денежной ассы путем  изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает  диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и  платежеспособности банков.
     Коммерческий  банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещенном в центральном  банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем  бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.
     Норматив  резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и  представляет собой процентное отношение  суммы минимальных резервов к  абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия  различают нормативы общие (установленные  ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части  обязательств или кредитов).
     Устанавливая  и пересматривая норматив резервных  требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру  и динамику доходных активов, на уровень  прибыльности кредитных организаций.
     При использовании данного инструмента  денежно-кредитной политики следует  учитывать, что даже небольшие изменения  норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре кредитных  операций. Частые и значительные изменения  резервных норм могут даже привести к нарушению денежно-финансового  равновесия экономики. Поэтому они  осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства
     Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные  акты, реальные механизмы регулирования  внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам, создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентам счетов в национальной валюте и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банка за пределами страны.
     Национальный  банк Республики Беларусь совместно  с уполномоченными государственными органами устанавливает порядок  ввоза в республику и вывоза за ее переделы драгоценных металлов и  драгоценных камней, используемых при  осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и  национальной валюте; контролирует осуществление  банками валютных операций; определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены  на банки, и меры ответственности, применяемые  к банкам за нарушение валютного  законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п. [9]
     Операции  на открытом рынке, проводимые эмиссионным банком, состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и на валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Как центральный банк изменяет цену продажи (покупки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная – избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения.
     Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки  и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонне процедуры. При проведение операций на открытом рынке используются различные  виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор  механизма операции зависит от объекта  и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.
     На  открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа  краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они  могут быть и конфиденциальными  на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральные банки  используют операции валютного СВОПа.
     В Республике Беларусь осуществляется процентная политика. Достижение конечной цели денежно-кредитной  политики в условиях ориентации на поддержание стабильного обменного  курса предполагает необходимость  усиления роли процентной ставки в  качестве инструмента денежно-кредитной  политики. Принципиально это означает переход от управления объемом денежного  предложения к управлению ценой  денег в экономике. Данная задача решается путем повышения роли ставки рефинансирования как основной процентной ставки Национального банка. [9]
     Процентная  политика направлена на поддержание  положительных в реальном выражении  процентных ставок по операциям банков для привлечения срочных депозитов  и предоставления кредитов в белорусских  рублях. Политика процентных ставок по инструментам Национального банка  проводится прежде всего для сглаживания  колебаний ставок на краткосрочном  денежном рынке.
     Важными условиями эффективности осуществления  процентной политики в Республике Беларусь является недопущение рефинансирования банков по льготным процентным ставкам (ниже ставки рефинансирования) и финансовая устойчивость банков. При этом банкам не устанавливаются размеры процентных ставок и других параметров по операциям  с денежными средствами физических и юридических лиц.
     Значимым  элементом повышения прозрачности и эффективности реализации денежно-кредитной  политики и формирования экономических  ожиданий участников рынка в соответствии с целями денежно-кредитной политики является раскрытие информации о  совершаемых операциях, об обязательном резервировании, о динамике ликвидности банковской системы.[9]
     По-прежнему операционной целью останется ставка однодневного (овернайт) межбанковского рынка кредитов в национальной валюте, на котором осуществляется основной объем операций. В то же время  обеспечивается реализация принципа, при которой величина процентной ставки на краткосрочном рынке приближается к уровню ставки рефинансирования.
     Кроме того, Национальный банк Республики Беларусь проводит снижение уровня нормативов отчислений в фонд обязательного  резервирования. Это метод направлен  на постепенное выравнивание нормы  обязательного резервирования по различным  категориям привлеченных средств без  предоставления льгот и преференций  банкам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Трансмиссионный механизм ДКП: подходы к рассмотрению
 
      Трансмиссионный механизм денежно-кредитной  политики представляет собой каналы ее влияния на организацию и функционирование экономики. Эти каналы охватывают процесс от принятия решений денежными властями до конкретного механизма воздействия денежных шоков на реальный сектор экономики с учетом обратных связей, т.е. реакции денежных властей на изменение ситуации в экономике после реализации мер в области денежно-кредитной политики. Структура передаточного механизма состоит из цепочек макроэкономических переменных, передающих изменения в денежно-кредитной политике, и зависит от конкретных условий, особенностей поведения экономических субъектов, структуры финансовой системы страны и методов денежно-кредитной политики. Существуют теоретические разногласия между кейнсианцами и монетаристами относительно передаточного механизма денежно-кредитной политики .[11]
     Кейнсианский  подход. Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:
     Рыночная  экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними  «пороками». Поэтому государство  должно регулярно использовать различные  инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.
     Цепочка причинно-следственных связей предложения  денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения  является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный  эффект - к изменению номинальном  ВНП. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: 

     Y=C+G+I+NX,                 (1.1) 

     где Y ? номинальный объем ВНП, 
           С ? потребительские расходы,
           G ? государственные расходы на покупку товаров и услуг,
            I – частные плановые инвестиции,
           NX – чистый экспорт. 

     Кейнсианцы  отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег  и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный Банк при  проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом  экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится  величина ВНП). Наращивание денежного  предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может  снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно  высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует  о том, что ценные бумаги слишком  дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение  денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать  на это, так как ниже определенного  уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует  на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП .[6]
       Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая  процент важнейшим параметром, отдает  предпочтение денежно-кредитному  регулированию. Он полагает, что  с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.
     Для этого Кейнс предлагает проводить  политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность  более полно удовлетворять потребность  в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки  потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость  достигают равновесия на более высоком  уровне. Рост доходов в свою очередь  означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.
     Однако  практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти не реагируют  на понижение ставки процента, денежно-кредитное  регулирование является малоэффективным  методом, стимулирующим приток инвестиций.
      Общий спрос на деньги изменяется обратно  пропорционально процентной ставке. Рост номинального ВНП будет сдвигать кривую спроса вправо и наоборот. Предложение  денег – некоторая постоянная величина, не зависящая от процентной ставки. Денежно-кредитная политика (т.е. изменение предложения денег) способствует установлению ставки процента, но сама процентная ставка не воздействует на предложение денег. В данном случае именно реальная, а не номинальная  ставка процента будет влиять на принятие инвестиционных решений. Здесь мы исходим  из постоянства цен и предполагаем, что равновесная ставка процента является реальной (рис 1.1)
         

     Рисунок 1.1 – Денежный рынок 

     Равновесная ставка процента определяет кривую спроса на инвестиции. При r* предприятиям выгодно инвестировать I* (рис 1.2).  Изменение процент-ной ставки скорее влияет на инвестиционный компонент общих расходов, чем на изменение расходов на потребление. Инвестиционные расходы являются более крупными по размеру и долгосрочными по природе по сравнению с потребительскими, поэтому процентные ставки именно через этот канал способны воздействовать на производство, занятость и уровень цен.
      
     Рисунок 1.2 – Спрос на инвестиции 

     На  рис. 1.3 представлена простая доходно-расходная  модель частной закрытой экономики  для определения равновесного уровня ВНП (Y*), при котором сбережения равны инвестициям I*.
     
     Рисунок 1.3 – Равновесный ВВП 

      Какие варианты денежно-кредитной политики могут применяться, если:
      - равновесному ВНП на уровне  Y* сопутствуют безработица и недоиспользование производственных мощностей, то центральный банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рост инвестиций и ВНП;
      - равновесному уровню ВНП (Y*) соответствует инфляция спроса, то центральный банк прибегает к политике дорогих денег, которая   понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.
      Изменения величин процентных ставок, инвестиций и ВНП будут зависеть от определенной формы кривых спроса на деньги и  спроса на инвестиции. Чем круче  кривая спроса на деньги, тем сильнее  будет влияние изменения предложения  денег на процентную ставку (рис 1.1). Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций и на ВНП, чем  более пологой будет кривая спроса на инвестиции (рис 1.2).
      Существует  проблема обратной связи, которая усложняет  результативность денежно-кредитной  политики. Надо признать, что уровень  ВНП также может определять равновесную  ставку процента (движение от рис. 1.3 к  рис. 1.1). Эта связь существует, т.к. относящийся к спросу на деньги для  сделок компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВНП. Рост ВНП, вызванный политикой  дешевых денег, в свою очередь  увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя усилия политики дешевых денег по понижению процента, и наоборот..[6]
      Таким образом, кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной политики можно  представить следующим образом.
      Изменение денежно-кредитной  политики – изменение  резервов коммерческих банков – изменение  денежного предложения  – изменение процентной ставки – изменение  инвестиций – изменение  номинального ВНП.
        По мнению кейнсианцев, в цепи  причинно-следственных связей есть  много слабых звеньев, в результате  чего денежно-кредитная политика  является ненадежным средством  стабилизации по сравнению с  фискальной политикой. Она будет  неэффективной в случае, если:
      - кривая спроса на деньги относительно  полога, а кривая спроса на  инвестиции относительно крута  (рис. 1.1, 1.2);
      - возможно нестабильное смещение  кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменений  процентной ставки на инвестиционные  расходы не проявится или ослабнет (рис. 1.2);
      - если коммерческие банки не  будут отвечать, к примеру, политике  дешевых денег выдавать ссуды,  а население не проявит желания  брать кредиты.
     В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь  эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговая политика, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложения подчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранении стабильности цен.
     Монетаристский  подход. В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма - монетаризм. [5]
     Главный теоретик современного монетаризма  – известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма  таковы:
     Монетаризм  базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат  некомпетентного вмешательства  государства в экономику, которое  надо свести к минимуму.
     Корреляция  между денежным фактором (массой денег  в обращении) и номинальным объемом  ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно  за динамикой денег. Монетаристы  отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством  денег в обращении и общим  объемом проданных товаров и  услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег: 

     МV= PQ,                  (1.2) 

     где М ? количество денег в обращении;
           V ? скорость обращения денег;
            Р ? средняя цена товаров и услуг;
           Q ? количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).
     Произведение  РQ равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.
     Если  Р ? средняя цена единицы произведенной продукции, то 

     MV=PY                  (1.3) 

     где РY ? объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП;
            Y ? тогда можно рассматривать как реальный объем ВНП;
            P ? как дефлятор ВНП;
           Y ? номинальный объем ВНП. 

     Если  величина V постоянна, ее можно заменить определенным коэффициентом K, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: 

     KM=PY                 (1.4) 

     В такой записи это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП  от денежного предложения, т.е. изменение  количества денег в обращении  должно вызывать пропорциональное изменение  объема номинального ВНП, или, иначе, объем  производства в денежном выражении  определяется количеством денег  в обращении при допущении  постоянной скорости их обращения.
     Причинно-следственная связь между предложением денег  и номинальным объемом ВНП  осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым  известны как бы «входные и выходные данные» влияния предложения  денег на ВНП, сам же механизм влияния  денег скрыт. М. Фридман попытался  объяснить этот механизм, введя промежуточную  категорию - «портфель активов», т.е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридман отмечает, что каждый человек привыкает  к определенной структуре своих  активов: соотношение наличных денег  и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное  соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос  на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и, в конечном счете, это приводит к росту ВНП.
     Исходя  из этого, М. Фридман выдвинул «денежное  правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство  должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана: 

     DM=DP+DY,                 (1.5) 

     где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;
             DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период;
             DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.). 

      Монетаристы видят в денежном предложении  единственный важнейший фактор, определяющий уровень производства, занятости  и цен. Они утверждают, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов –  реальные и финансовые, а также  на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Значит, изменения денежного предложения  оказывают предсказуемое воздействие  на уровень номинального ВНП.
      Монетаристский  передаточный механизм денежно-кредитной  политики выглядит следующим образом: изменение денежно-кредитной политики – изменение резервов коммерческих банков – изменение денежного предложения – изменение совокупного спроса – изменение номинального ВНП.
      Построение  кейнсианцев и монетаристов относительно стабилизационных мероприятий в  экономике, в т.ч. и важности денежно-кредитной  политики, базируются на важном теоретическом  тезисе о стабильности скорости обращения денег (V). Монетаристы утверждают, что V стабильна (т.е. факторы, влияющие на нее, предсказуемы и меняются постепенно, кроме того, V не изменяется в ответ на изменение денежного предложения), следовательно, существует непосредственная и предсказуемая связь между денежным предложением (М) и номинальным ВНП. Кейнсианцы утверждают, что скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег (согласно теории предпочтения ликвидности), следовательно, стабильная связь между М и номинальным ВНП, как предполагают монетаристы, отсутствует, т.к. V изменякется с изменением М.
      Кроме кейнсианского и монетаристского  подходов можно выделить и новые  каналы воздействия денежной массы  на экономическую активность. Все  эти передаточные механизмы можно  разделить на три категории в  зависимости от того, что играет в них главную роль – инвестиционные расходы, потребительские расходы  или международная торговля . [5] 
 

      Виды и  типы ДКП
 
     Главной целью макроэкономической политики является достижение устойчивого экономического роста в контексте стабильности цен и жизнеспособного платежного баланса. Для этого важно достичь тесной взаимосвязи между государственными институтами, принимающими решения в
монетарной  и фискальной сферах экономики, то есть между правительством и центральным банком. Максимальный эффект от действий, принимаемых в любой из этих сфер, неизбежно будет зависеть от того, как каждая из политик будет влиять друг на друга. Отсутствие координации между фискальными и монетарными властями может послужить причиной финансовой нестабильности, привести к повышению процентной ставки, колебаниям обменного курса, резкому росту инфляции, неблагоприятному влиянию на экономический рост. В то же время следует учитывать, что монетарная и фискальная политики построены на различных институциональных базисах, каждая из них - со своими целями, ресурсами, ограничениями и инструментами.
     Эффективное проведение фискальной и монетарной политик требует всесторонней координации со стороны соответствующих государственных органов. Координация помогает властям достигать поставленных целей наиболее эффективным способом, а также обеспечивает ответственность фискальных и монетарных структур за взаимно поставленные цели, что помогает избежать проблемы непостоянства во времени при моделировании стабилизационной политики. Исходя из этого, координация может принимать форму постоянного контакта между фискальными и монетарными властями для принятия совместных действий по формированию и реализации стабилизационной политики, или, как альтернатива, — координация может быть представлена набором правил и мероприятий, которые сводят к минимуму
постоянное  взаимодействие [12].
     Наиболее  эффективный метод координации двух политик зависит от характеристик экономики конкретной страны и степени ее институционального развития. Отсутствие координации между правительством и центральным банком способно привести к негативным последствиям для экономики. Проведение слабой политики одним из государственных органов затрудняет эффективное проведение политики другим и в долгосрочном периоде может показать нежизнеспособность данной политики. Например, непоследовательная фискальная политика способна оказывать давление на сдерживающую монетарную политику, даже если последняя не может полностью компенсировать фискальные диспропорции. Кроме того, отсутствие доверия к совместной политике, вызванного долгосрочным проведением несогласованных действий правительства и центрального банка, снижает эффективность монетарной политики. Координация действий правительства и центрального банка в первую очередь должна принимать во внимание необходимость проведения устойчивой политики на макроэкономическом уровне. Даже если государственные органы тесно согласовывают свои действия, координация не достигает цели, если одна из политик в средне- и долгосрочной перспективе является неустойчивой. Одинаково важный момент для действий правительства и центрального банка — достижение доверия со стороны экономических агентов. Монетарная политика может эффективно управлять ожиданиями экономических агентов лишь в том случае, когда государственные финансы не дают возможности появления дестабилизирующих ожиданий; стремление к стабильности цен может привести к увеличению процентной ставки или снижению международных резервов, если на внешнем рынке зададутся вопросом о неблагоприятном состоянии фискальной сферы государства. В то же время чем меньше доверия к монетарной политике, тем больше это затрудняет проведение фискальной политики, так как процентная ставка при привлечении ресурсов для финансирования государственного долга может быть выше, чем при иных обстоятельствах. При построении координационного процесса также следует принимать во внимание, что регулирование фискальной и монетарной политик происходит за различные временные интервалы. Обычно изменение состояния фискальной сферы занимает достаточно долгий период времени, а у монетарной политики, наоборот, условия могут меняться ежедневно, что неизбежно заставляет монетарные власти принимать на себя роль “точной настройки” стабилизационной политики.
     Необходимость взаимодействия между правительством и центральным банком возникает также при проведении структурных реформ в экономике и либерализации финансового сектора. Данные реформы проводятся только при наличии поддерживающей фискальной политики, обеспечивающей макроэкономическую стабильность, фискальную дисциплину и регулирующей уровень налоговых изъятий, который может помешать финансовой активности. Если бюджетный дефицит сохраняется на высоком уровне при проведении властями реформ в финансовом секторе, это способно привести к резкому росту процентных ставок. Искусственное сдерживание процентных ставок может вызвать увеличение темпов инфляции либо существенное увеличение спроса на кредитные ресурсы. В таком случае успех реформ будет более чем сомнителен.
     Взаимодействие  правительства и центрального банка. Основная сфера взаимодействия фискальной и монетарной политик — финансирование бюджетного дефицита и денежно-кредитная политика. Особое состояние монетарной политики влияет на способность правительства финансировать бюджетный дефицит, изменяя стоимость обслуживания долга путем ограничения или расширения использования возможных источников финансирования. В то же время необходимость финансирования государственного долга правительством и его стратегия финансирования накладывают некоторые ограничения на операционную независимость монетарных властей.
     Влияние определенного уровня бюджетного дефицита на уровень инфляции и уровень выпуска зависит не только от его размера, но и от способа его финансирования. Существуют четыре альтернативных источника финансирования бюджетного дефицита: добровольное приобретение государственного долга частным сектором на внутреннем рынке; иностранные заимствования; принудительное размещение государственного долга и трансферты со стороны центрального банка (в форме прямого кредита правительству, перечисления дохода центрального банка правительству и квазифискальных операций центрального банка) [12].
     Различают два основных типа денежно-кредитной  политики, каждый из которых характеризуется  определенными целями и набором инструментов регулирования. [4, с. 468].
     В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной  рестрикции). Она направлена на ужесточение  условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие  действия: продает государственные  ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает  норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются  недостаточно эффективными, Центральный  банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых  кредитов, лимитирует депозиты, сокращает  объем потребительского кредита  и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного  регулирования.
     В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная  политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
     Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле –  денежная политика) является составной  частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного  курса (валютная политика в узком  смысле), то есть политику регулирования  уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
     Центральный банк выбирает тот или иной тип  денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При  разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного  мероприятия и появлением эффекта  от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное  регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. 
 
 
 

     2 ДКП в Республике  Беларусь на современном  этапе: состояние,  проблемы и пути  их решения 

     В настоящее время эффективность  денежно-кредитной политики является предметом больших спросов, поскольку  она наряду с положительными сторонами  имеет и недостатки. Большинство  экономистов рассматривают денежно-кредитную  политику в качестве неотъемлемой части  стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствую достоинства  денежно-кредитной политики, к которым  относятся:
     - гибкость и быстрота. По с равнению  с фискальной, денежно-кредитная  политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной  политики может надолго отложиться  из-за обсуждений и утверждения  ее в парламенте. Иначе дело  обстоит с денежно-кредитной политикой.  Центральный банк ежедневно принимает  решения об операциях на открытом  рынке и других инструментах  и тем самым влияет на предложение  денег и процентные ставки;
     - независимость от политического  давления. Данное положение позволяет  центральному банку легче, чем  правительству принимать непопулярные  мероприятия, которые необходимы  для оздоровления экономики в  долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче  и консервативнее в политическом  отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных  расходах непосредственно влияют  на распределение ресурсов, а  налоговые изменения могут иметь  и политические последствия. Денежно-кредитная  политика действует тоньше и  поэтому представляется более  приемлемой в политическом отношении [6].
     Однако  денежно-кредитная политика имеет  определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся  следующие:
     - циклическая асимметрия. Политика  дорогих денег, если проводить  ее достаточно энергично, действительно  способна понизить резервы коммерческих  банков до точки, в которой  банки вынуждены ограничить объем  кредитов. Это означает ограничение  предложения денег. Но проведение  политики дешевых денег сталкивается  с проблемой, когда обеспечение  банков необходимы резервами,  т.е. источником предоставления  ссуд, не будет автоматически  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуды и предложение  денег возрастет. Если коммерческие  банки по тем или иным причинам  не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по  проведению политики дешевых  денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить  не брать избыточные резервы  в ссуду и тем самым также  свести на нет усилия центрального  банка. Это явление получило  название циклической асимметрией,  что является серьезной помехой  денежно-кредитной политики во  время депрессии. В нормальные  периоды развития экономики повышение  уровня избыточных резервов практически  всегда ведет к предоставлению  дополнительных кредитов и увеличению  денежного предложения;
     -изменение  скорости обращения денег. Исходя  из количественной теории денег  общие расходы могут рассматриваться  как денежное предложение, умноженное  на скорость обращения денег,  т.е. на такое число раз, которое  одна денежная единица тратиться  на товары и услуги в течение  года. Кейнсианцы считают, что  скорость обращения денег имеет  тенденцию меняться в направлении,  противоположном предложению денег,  тем самым тормозя изменения  предложения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение  денег ограничивается политикой  центрального банка, скорость  обращения денег склонна к  возрастанию. Когда принимаются  меры для увеличения предложения  денег в период спада, скорость  обращения денег весьма вероятно  упадет. Это объясняется воздействием  на скорость обращения денег  изменениями в спросе на деньги  со стороны активов. Так, политика  дешевых денег, например, приведет  к снижению процентной ставки  (рис.1.1). Но когда процентная ставка понизилась, население будет держать большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы будут переходить от фирм к населению и обратно менее быстро, т.е. скорость обращения снизится. Политика дорогих денег, скорее всего, вызовет увеличение скорости обращения денег;
     - влияние на инвестиции. Существуют  сомнения относительно сильного  влияния денежно-кредитной политики  на инвестиции (рис. 1.1, 1.2, 1.3). Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги и относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что изменения денежного предложения не вызовут больших изменений инвестиций и ВНП. Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции (рис. 1.2). Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на инвестиции сместится  вправо вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал либо по другим причинам. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко. И наоборот, экономический спад может подорвать доверие к предпринимательской деятельности, сместив кривую спроса на инвестиции влево, тем самым сведя на нет политику дешевых денег.
     В настоящее время проблема эффективной  денежно-кредитной политики приобрела  особую актуальность, поскольку стало  понятно, что от ее решения зависит  будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики. В своей  основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов  внутренней и внешней экономической  политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные  условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и  платежного баланса. Увеличение степени  открытости экономики приводит к  размытию границ между политикой  по регулированию внутриэкономического положения и мерами по регулированию  внешнеэкономических связей, именно поэтому указанный баланс внутреннего  и внешнего компонентов регулирования  становится крайне важным в настоящее  время. С расширением процессов  глобализации, к этой задаче добавилась проблема увязки национальной денежно-кредитной  политики с денежно-кредитной политикой других государств [6].
     Использование рычагов денежно-кредитной политики отличается в зависимости от того, какой установлен режим валютных курсов – фиксированный или плавающий. Пусть, например, в данной стране снижаются  процентные ставки относительно уровня других стран. Тогда капиталы начинают утекать из страны. Однако само по себе это не может означать никаких  серьезных изменений в денежной массе. Владельцы ценных бумаг или  валюты этого государства будут  продавать свои активы на рынке в  обмен на национальные денежные единицы. Причем не всегда может иметь место  и географическое перемещение денег, поскольку они могут лишь менять владельцев, даже не выходя за пределы  государства. До тех пор пока в  эти операции не включается центральный  банк, денежная масса остается неизменной.
     В то же время избежать участия центрального банка вряд ли возможно: если операции по продаже валюты ( валютные интервенции) и ценных бумаг будут проходить с его участием, денежная масса в стране сокращается. Кроме того, перевод активов в другие валюты будет оказывать понижающее воздействие на национальную валюту. Если ее курс будет фиксирован, центральный банк должен будет принять меры по его поддержанию. Для этого ему потребуется начать покупку национальной валюты на валютном рынке за счет продажи своих резервов. В данном случае денежная масса сократиться на величину закупок. Сокращение денежной массы вызовет повышение процентной ставки, что остановит отток средств из страны. В результате валютный курс останется на прежнем уровне. Что касается реального дохода, то вследствие возращения процентных ставок к прежнему уровню, он останется без изменения. Таким образом, несмотря на то, что валютный курс не меняется и на первый взгляд не участвует напрямую в указанном взаимодействии, по существу именно он и является основным звеном, посредством которого осуществляются все изменения, нейтрализующие воздействия процентных ставок.
     Еще одно обстоятельство может внести изменения  в первоначальную модель - валютные стерилизованные интервенции центрального банка. Поскольку вследствие участия  центрального банка в покупке  или продаже валюты меняется денежная масса, что является не всегда желательным, иногда проводятся операции по нейтрализации  такого побочного эффекта. Для этого  банк проводит операцию, обратную проведенной  на валютном рынке. Нестерилизованные  валютные интервенция – интервенция  на валютном рынке, при которой центральный  банк допускает возможность изменения  денежной базы вследствие покупки или  продажи валюты.
     В целях достижения не только внешнего (равновесие торгового либо платежного баланса), но и внутреннего равновесия (когда поддерживается занятость, а  также равновесие между совокупным спросом и предложением), необходимо применять смешанную фискально-денежную политику, чтобы не решать одних  проблем за счет других. Хотя распространенным среди современных экономистов  является мнение о том, что денежно-кредитная  политика является эффективным средством  для устранения внешнего равновесия, а фискальная – при решении  проблем внутреннего дисбаланса (рис. 2.1).
      
       

     Рисунок 2.1 – Равновесие в модели IS-LM-FE 

      Итоги выполнения основных направлений ДКП  РБ за январь – сентябрь 2009 г. и задачи банковской системы по их реализации в IV квартале 2009 г. 

     Денежно-кредитная политика в январе - сентябре 2009 г. проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 460. Конкретные мероприятия денежно-кредитной политики осуществлялись с учетом макроэкономической ситуации, складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса. [7, с. 5].
     Монетарная политика была ориентирована на решение задач развития национальной экономики, сохранение финансовой стабильности и снижение внешних дисбалансов. Обеспечивалась стабильная работа банковского сектора и платежной системы.
     В рассматриваемый период экономическое развитие Республики Беларусь (как и других государств мира) протекало в условиях отрицательного воздействия глобального финансово-экономического кризиса. Макроэконо-мическая ситуация характеризовалась снижением деловой и инвестиционной активности, замедлением темпов роста денежных доходов населения, ухудшением платежного баланса страны (таблица 2.1). 

     Таблица 2.1 – важнейшие параметры социально-экономического развития РБ, в процентах 

Показатели  Январь  – сентябрь 2008 г.
Январь  – сентябрь 20009 г.
Валовой внутренний продукт 110,7 99,7
Продукция промышленности 113,1 95,5
Производство  потребительских товаров
 
113,0
 
99,4
Инвестиции  в основной капитал 123,2 114,5
Продукция сельского хозяйства 106,9 102,4
Розничный товарооборот 122,7 102,6
Реальные  денежные доходы населения
 
111,8
 
102,9
Индекс  потребительских цен, к декабрю  предыдущего года
 
109,4
 
107,9
 
     По  итогам девяти месяцев 2009 г. валовой внутренний продукт относительно сопоставимого периода 2008 г. составил 99,7%; продукция промышленности - 95,5%. Вместе с тем ряд ключевых показателей социально-экономического развития государства за анализируемый период хотя и ниже прогнозных значений, но с положительной динамикой. Среди них: продукция сельского хозяйства - 102,4%; инвестиции в основной капитал - 114,5%; производство продовольственных товаров — 105,2%; реальные денежные доходы населения - 102,9%.
       За январь - август 2009 г. объем внешней торговли товарами и услугами снизился до 61,9%, экспорта - до 57,6%. Отрицательное сальдо внешней торговли за восемь месяцев сложилось на уровне 3,6 млрд. долл. США. Вместе с тем в июле - августе 2009 г. наблюдалась тенденция улучшения состояния платежного баланса по сравнению с предыдущими месяцами. Так, внешнеторговый дефицит снизился, составив 235,8 и 261,3 млн. долл. США за июль и август соответственно, в то время как среднемесячный размер внешнеторгового дефицита в январе - июне 2009 г. равнялся 516,5 млн. долл. США.
      Вместе  с тем в июле - августе 2009 г. наблюдалась тенденция улучшения состояния платежного баланса по сравнению с предыдущими месяцами. Так, внешнеторговый дефицит снизился, составив 235,8 и 261,3 млн. долл. США за июль и август соответственно, в то время как среднемесячный размер внешнеторгового дефицита в январе - июне 2009 г. равнялся 516,5 млн. долл. США. Это связано с некоторым восстановлением внешнего спроса на отечественную продукцию за рубежом. При этом наблюдался рост физических объемов преимущественно неэнергетического экспорта. В результате произошло сокращение разрыва между темпами снижения физических объемов экспорта и импорта неэнергетических товаров в годовом выражении. Если в I квартале 2009 г. он составлял 17,4 процентного пункта, то по итогам января -августа сократился до 7 процентных пунктов, но в июле и августе 2009 г. темпы сокращения импорта опережали темпы сокращения экспорта (месяц к месяцу соответствующего периода 2008 г.) на 5,8 и 14 процентных пунктов соответственно.
      На  внутреннем валютном рынке страны в  целом за девять месяцев 2009 г. сложился совокупный чистый спрос в размере 2,57 млрд. долл. США, в три раза превысив соответствующий показатель за сопоставимый период 2008 г.
     Прогнозы  международных финансовых организаций, сигналы, поступающие с внешнего и внутреннего рынков, позволяют надеяться, что наступает перелом в динамике мирового финансово-экономического кризиса и можно рассчитывать на возобновление экономического роста.
     В сложившихся условиях для минимизации последствий мирового финансово-экономического кризиса и укрепления устойчивости банковской системы проводилась жесткая денежно-кредитная политика. Ее основные мероприятия разрабатывались и осуществлялись Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь.
     Посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования обеспечены:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.