На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Место и роль ВТО в развитии мировой торговли

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 
     
Институт  ИМИБ
 
Кафедра международного менеджмента
 
 
 
Ли Бок  Ми
 
     
МЕСТО И РОЛЬ ВТО В РАЗВИТИИ МИРОВОЙ  ТОРГОВЛИ
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
 
                 
                Студентка гр. 1041  
                ________________________________________
                                                                                     (подпись)
                Руководитель  к.э.н., доцент _____________  А.А. Кравченко
                 
                 
                Регистрационный №  ________ ___________  ___________________
                      подпись                      И.О.Фамилия
                « _____» ___________________ 2011 г.
                 
                Оценка  _________________________  
                ____________  ___________________
                          подпись                            И.О.Фамилия
                 
                «_____» ________________ 2011  г.
 
 
 
г. Владивосток
2011
 


Оглавление
 
Введение 3
1  ВТО – Современная международная экономическая организация 5
1.1 История создания и развития ВТО 5
1.2 Цели, принципы, функции, организационная структура, принятие решений и членство ВТО 13
1.3 Преимущества  и проблемы вступления стран в ВТО 22
2 Россия и ВТО 27
2.1 Цели вступления России в ВТО 27
2.2 Преимущества и недостатки вступления России в ВТО 29
2.3 Процесс вступления России в ВТО 34
3  Заключение 51
4 Список литературы 54
 

Введение

 
     Актуальность  данной работы заключается в том, что традиционно более развитой формой экономических отношений в мире выступает внешняя торговля. Торговые отношения составляют примерно 80 % от общих международных отношений в экономическом плане. Современные международные экономические отношения очень развились за последнее время, чем обуславливается их влияние на развитие национальной экономики страны, вовлеченной в международные экономические отношения.
     Внешняя торговля является достаточно значимой для любой страны. Как сказал Дж. Сакс, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». [7, с.5]
     Международные торговые отношения представляют собой  определенный вид связи между  торговыми производителями разных стран, возникшую на основе международного разделения труда и специализации  той или иной страны и выражает взаимозависимость стран - участников торговых отношений друг от друга.
     Исторически эта зависимость сложилась таким  образом, что экономически страны стали  практически привязаны друг к  другу. Эта зависимость была выработана на протяжении всего развития сферы  экономических взаимоотношений, потому что разные страны обладают разными  возможностями в развитии того или  иного вида промышленности и производства. Ведь всем известно, что в некоторых  странах богатые источники сырья, но высоко ценится человеческий труд, в других наоборот, третьи богаты природными ресурсами, в других развита сельскохозяйственная промышленность. Другими словами, товарооборот между странами взаимовыгоден всем и в свою очередь должен регулироваться, чтобы не нарушался баланс импорта-экспорта, ценовая политика, и естественно соблюдалось качество товарообмена.
     Всемирная Торговая Организация – это организационный  межгосударственный механизм, задача которого обеспечить реализацию правовых документов, появившихся в итоге  Уругвайского раунда, создать базу для дальнейших переговоров в  сфере международной торговли товарами и услугами.
     Цель  настоящей работы – рассмотреть деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО), дать представление о роли ВТО в развитии международного сотрудничества и торговых взаимоотношений между странами и проанализировать перспективы вступления России в ВТО.
     В этой связи задачами курсовой работы являются:
    Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой, механизмом принятия решений, при этом изучив цели, принципы, функции и основные преимущества ВТО, а также рассмотреть итоги и перспективы деятельности ВТО, а также ее проблемы.
    Изучить и проанализировать взаимоотношения России и ВТО.
     Объект  исследования данной работы: Всемирная Торговая Организация.
     Предметом исследования является процесс вступления России в ВТО.
     Теоретико-методологической базой для написания данной работы явились труды таких ученых, как: Е.Ф. Авдокушин, Е.В. Данилова, И.И. Дюмулен, И.В. Зенкина, И.А. Филипова, Л. Елагина, Е.С. Акопова, О.Н. Воронкова, Н.Н. Гаврилко и др.
     Кроме того были использованы материалы из периодических изданий: «Мировая экономика и международные отношения», «Практика международного бизнеса», «Журнал международного права и международных отношений», «Вопросы экономики» и материалы электронных ресурсов.
    ВТО – Современная международная экономическая организация
      История создания и развития ВТО
 
     Попытки создать Всемирную торговую организацию  были предприняты сразу по окончании Второй Мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке. В 1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой организации. В разработке этого проекта участвовали и наблюдатели от Советского Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали - Международный валютный банк и Всемирный банк. Третий элемент создан не был. Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки.
     Второй  раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать  это не удалось опять из-за американцев.
     В 1964 г. инициативу проявил Советский  Союз. Тогда из-за сопротивления  западных стран реализовать эту  попытку полностью не удалось. Была создана лишь квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция  ООН по торговле и развитию. Она  действует и сегодня.
     Только  в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла Международная  торговая организация.
     В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой  для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.
     Всемирная торговая организация не просто продолжение  ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и  коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:
     ГАТТ - это было комплекс правил, зафиксированных  в международном соглашении, которое  не предусматривало создание какой-либо организационной основы. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де факто  международной организации, жизнь  требовала перехода к более совершенному механизму. ВТО является постоянно  действующей организацией, которая  имеет собственный секретариат.
     ГАТТ  применялось на «временной основе», хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.
     Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные  с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
     Хотя  ГАТТ и являлось многосторонним международным  инструментом, к началу восьмидесятых  годов к нему добавилось много  новых соглашений, в которых участницы  ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в  них правовые нормы, являются обязательствами  для всех членов организации. (Исключение составляют Соглашение по гражданской  авиатехнике и по правительственным  закупкам, участие в которых необязательное).
     Существующая  в рамках ВТО система урегулирования споров носит более четкий и оперативный  характер; она действует почти  автоматически, а потому вероятность  того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений, принимаемых  для урегулирования споров, будет  легче реализовывать на практике.
     «ГАТТ 1947 года» продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования споров. Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как «ГАТТ 1994 года», который является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международной торговли товарами.
    ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что  в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно  в сфере торговли товарами; ВТО  охватывает торговлю товарами, услугами и «идеями», то есть интеллектуальную собственность и инвестициями [1,с.14].
    В таблице 1 представлены этапы развития ВТО с их краткой характеристикой.
    Таблица 1 – Этапы развития ВТО
     
Этапы развития ВТО Период Характеристика
Образование ВТО 1994 - 1995 гг.     На  базе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация (ВТО), призванная регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994) по развитию либерализации международных торговых отношений, в том числе в сфере услуг, и укрепить взаимодействие с МВФ и Всемирным банком (МБРР).
 
    Продолжение таблицы 1 – Этапы  развития ВТО
     
Этапы развития ВТО Период Характеристика
Первая  Министерская конференция 1996 г.     На  конференции в Сингапуре были созданы 4 рабочие группы – по прозрачности гос. закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как «Singapore issues». Также было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).
Вторая  Министерская конференция 1998 г.     В Женеве произошло подведение основных итогов пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров.
Третья  Министерская конференция 1999 г.      Конференция в Сиэтле была посвящена анализу  хода выполнения (имплементации) членами  соглашений Уругвайского раунда, а  также началу нового раунда многосторонних торговых переговоров. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда и рассмотрение которых было отложено до следующих этапов МТП («Встроенная повестка дня»). Речь шла о таких вопросах, как сельское хозяйство, торговля услугами и др. Также в ходе нового раунда предстояло выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в том числе возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров.
 


    Продолжение таблицы 1 – Этапы  развития ВТО
     
Этапы развития ВТО Период Характеристика
Вопросы «встроенной повестки» 2000-2002 гг.      В рамках соответствующих комитетов  ВТО весной 2000 года началось обсуждение некоторых вопросов «встроенной повестки» Уругвайского раунда. В 2000-2002 гг. проходило также рассмотрение предложений членов относительно эволюции некоторых Соглашений ВТО, а также о других сферах деятельности организации. С учетом остающихся противоречий между различными группами государств и отдельными членами ВТО, работа строилась на поиске компромиссных решений.
Четвертая Министерская конференция 2001 г.      В катарском городе Доха на конференции  было принято решение начать новый  раунд многосторонних торговых переговоров  – первый раунд в рамках ВТО. Он получил название «Раунд развития». В программу переговоров были включены вопросы, связанные с развитием, уточнением и дополнением действующих Соглашений ВТО, а также традиционные вопросы снижения торговых барьеров. Кроме того, в программу вошли вопросы «встроенной повестки». Особое место в программе переговоров заняли вопросы ослабления поддержки сельского хозяйства в развитых странах. 
 
 


    Продолжение таблицы 1 – Этапы  развития ВТО
     
Этапы развития ВТО Период Характеристика
Пятая Министерская конференция 2003 г      На  конференции в Канкуне предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Однако из-за наличия глубоких разногласий между различными группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и «Singapore issues» (правила конкуренции, инвестирование, транспарентность в правительственных закупках, упрощение торговли) конференция закончилась практически безрезультатно.
Продолжение переговоров Дохинского раунда 2004      В июле 2004 года в Женеве между членами  ВТО было достигнуто рамочное соглашение о продолжении переговоров Дохинского раунда, в частности, было достигнуто общее согласие относительно ликвидации экспортных субсидий в сельском хозяйстве.
Шестая  Министерская конференция 2005      В Гонконге на конференции развитые члены и часть развивающихся членов предоставят к концу 2008 года наименее развитым странам доступ на рынок всех товаров, свободный от таможенных пошлин и квотирования; развитые члены отменят в 2006 году субсидирование экспорта хлопка, а к концу 2013 года – все формы субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции.
     
 


    Окончание таблицы 1 – Этапы развития ВТО
     
Этапы развития ВТО Период Характеристика
Седьмая Министерская конференция 2009      На  Министерской конференции в Женеве министры торговли приняли только два конкретных решения. Члены ВТО рассмотрели вопрос: следует ли разрешить странам инициировать разрешение споров в ВТО в связи с нарушением не буквы, а духа правил ВТО по охране прав интеллектуальной собственности. «Жалобы при отсутствии нарушений» соглашения по ТРИПС были запрещены с момента образования организации в 1995 году. Данный запрет неоднократно продлевали на министерских конференциях. Министры решили еще раз продлить этот мораторий и обратиться к этому вопросу на следующей Министерской конференции ВТО в 2011 году. Вторым официальным решением министры продлили еще один мораторий для тарифов на такие товары, как музыка и фильмы, которые продаются через Интернет. Запрет на установление таких тарифов действует после 2-й Министерской конференции ВТО в 1998 г., когда члены ВТО договорились воздерживаться от «установления таможенных пошлин для электронной передачи данных».
 
     Основываясь на информации, приведенной в таблице 1, можно заключить, что Всемирная торговая организация (ВТО), созданная в 1995 году, заменила собой Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве единственного международного органа, занимающегося глобальными правилами торговли между государствами. Она участвовала в урегулировании более 200 торговых споров и продолжает наблюдать за выполнением соглашений, достигнутых во время Уругвайского раунда всемирных торговых переговоров 1986–1994 гг. В 2001 году в Дохе (Катар) ВТО начала новый раунд многосторонних торговых переговоров, известных как «Раунд Развития». Со времени своего создания деятельность ВТО служит форумом для успешных переговоров об открытии рынков в области телекоммуникаций, информационно-технологического оборудования, финансовых  и экономических услуг.
     Таким образом,  Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1994 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. ВТО значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Другими словами, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Для лучшего понимания влияния деятельности ВТО на мировую торговлю необходимо рассмотреть ее основные цели, принципы и организационную структуру.
 

     
      Цели, принципы, функции, организационная  структура, принятие решений и членство ВТО
 
     ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц. [9, c. 17]
     Цель  создания ВТО – обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.
     Главной задачей ВТО является либерализация  мировой торговли путем ее регулирования  преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий  в международном обмене товарами и услугами.
     Основные  правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.
     В настоящее время считают, что  мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам [17, c.96]:
     1. Отсутствие дискриминации в торговле
     Ни  одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке  любой страны не должно быть никаких  различий в условиях продажи между  иностранной продукцией и национальной.
     2. Снижение торговых (протекционистских)  барьеров
     Торговыми барьерами называют факторы, снижающие  возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные  квоты (количественные ограничения  на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны  и политика определения обменных курсов валют.
     3. Стабильность и предсказуемость  условий торговли
     Иностранные компании, инвесторы и правительства  должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
     4. Стимулирование соревновательности  в международной торговле
     Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие  как экспортные субсидии (помощь государства  фирмам-экспортерам), использование  демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
     5. Льготы в международной торговле  для менее развитых государств
     Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего  благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров  и т.д.
     Основные  функции ВТО [28, c. 154]:
     - контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
     - создание условий для переговоров  между странами-участницами ВТО  по поводу внешнеэкономических  отношений;
     - урегулирование споров между  государствами по проблемам внешнеэкономической  торговой политики;
     - контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
     - оказание помощи развивающимся странам;
     - сотрудничество с другими международными  организациями.
     Бюджет  ВТО на 2010 г. составлял 194 млн. швейцарских франков.
     Страны-члены  ВТО, которых на декабрь 2010 г. насчитывалось 153, решают поставленные задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
     Все страны-члены ВТО принимают обязательство  по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние  торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой  торговли товарами и услугами.
     Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными  из которых являются [5, c.70]
     Соглашение  об учреждении ВТО и прилагаемые  к нему МТС:
     1. Многосторонние соглашения по  торговле товарами:
     Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994г. (ГАТТ-94);
     Соглашение  по сельскому хозяйству;
     Соглашение  по применению санитарных и фитосанитарных мер;
     Соглашение  по текстильным изделиям и одежде;
     Соглашение  по техническим барьерам в торговле;
     Соглашение  по инвестиционным мерам, связанным  с торговлей (ТРИМс);
     Соглашение  по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
     Соглашение  по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
     Соглашение  по предотгрузочной инспекции;
     Соглашении по правилам происхождения;
     Соглашение  по процедурам импортного лицензирования;
     Соглашение  по субсидиям и компенсационным  мерам;
     Соглашение  по защитным мерам.
     2. Генеральное соглашение  по торговле  услугами (ГАТС)
     3. Соглашение по торговым аспектам  прав интеллектуальной собственности  (ТРИПс)
     4. Договоренность о правилах и  процедурах, регулирующих разрешение  споров
     5. Механизм обзора торговой политики
     6. Плюрилатеральные соглашения (с  ограниченным участием, т.е. необязательные  для всех членов ВТО): Соглашение  по торговле гражданской авиатехникой; Соглашение по правительственным   закупкам.
     Существуют  также секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация  торговли химическими товарами», «информационные  технологии»), в которых на добровольной основе участвуют лишь часть стран-членов ВТО.
     Решения на высшем уровне в ВТО принимает  Министерская конференция, которая  собирается как минимум один раз  в два года. Решения принимаются обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было.
     Первая  конференция в Сингапуре в  декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция состоялась в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
     В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в  год в штаб-квартире в Женеве в  составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также  находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным  с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
     Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
     Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления  контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
     Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения.
     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный  директор ВТО. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО [3,с.34]. На рисунке 1 представлена схема организационной структуры ВТО.

 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
     Рисунок 1 – Организационная структура ВТО.
 
     Процедура присоединения к Всемирной торговой  организации,  выработанная  за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из  нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран,  этот  процесс занимает несколько лет. 
     На  первом этапе в рамках  специальных  Рабочих  групп  происходит  детальное  рассмотрение  экономического  механизма и   торгово-политического   режима присоединяющейся страны. После этого начинаются  консультации  и  переговоры об условиях членства страны-соискателя  в  этой  международной  организации.
     Подобные  консультации и переговоры, как правило, проводятся на  двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами  ВТО.
     Взамен  присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены  ВТО, что  практически будет  означать  прекращение  ее  дискриминации  на  внешних рынках. В  случае  противоправных  действий  со  стороны  какого-либо  члена организации, любая страна сможет  обращаться  с  соответствующей  жалобой  в  Орган  по  разрешению  споров  (ОРС),  решения  которого   обязательны   для безусловного исполнения на национальном уровне.
     В  соответствии   с   установленной   процедурой   результаты   двусторонних переговоров  о  взаимной  либерализации   доступа   на   рынки   и   условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:
       1. Докладом  Рабочей  группы,  в  котором  будет  изложен   весь   пакет обязательств, которые  присоединяющаяся страна примет  на себя по итогам переговоров;
       2. Протоколом  о  присоединении,  юридически   оформляющим   достигнутые договоренности;
       3. Списком  обязательств  по  тарифным  уступкам  в  области   товаров  и сельского хозяйства;
       4. Списком специфических обязательств  по доступу на рынок услуг.
     Одним  из  главных  условий  присоединения  новых  стран  к   ВТО   является приведение  их  национального  законодательства  и  практики   регулирования внешнеэкономической  деятельности  в  соответствии  с   положениями   пакета соглашений Уругвайского раунда.
     Последним    этапом    является    ратификация    законодательным    органом  присоединяющейся страны всего пакета документов.
     Таким образом, страны-члены ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.
 

     
      Преимущества и проблемы вступления стран в ВТО
 
     Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических  выгод, которые достигаются путем  снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются  на всех уровнях - отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом [11, c. 137].
     1. Система способствует сохранению  мира
     Мир –  это отчасти результат двух  или более фундаментальных принципов торговой  системы:  содействие  беспрепятственному  проведению  торговли   и предоставление  странам  конструктивного   и   справедливого   решения   при рассмотрении   споров   по   торговым   вопросам.   Это   также    результат международного доверия и сотрудничества, которые создает и укрепляет  данная система.
     2. Система позволяет конструктивно  вести споры
     Возможно  существование другой точки зрения  на  либерализацию  и  расширение торговли. Чем больше расширяется  торговля, тем больше возникает  предпосылок для возникновения  споров. Сами  по  себе  эти  споры  могли  бы  привести  к серьезному конфликту. Но в реальности, в большинстве случаев,  напряжение  в международной  торговле  снижается  благодаря   тому,   что   страны   могут обратиться в  организации,  в  частности  в  ВТО,  с  просьбой  разрешить  их торговые споры.
     3. Система, основанная на правилах, а не на силе, облегчающая жизнь  всем
     Соглашения  ВТО распространяются на все  страны-члены.  Независимо  от  того, богатая  это  страна  или  бедная,  действия  стран-членов  ВТО  могут  быть оспорены, если они нарушили какое-либо из соглашений, и у  них  есть  равное право для опровержения действий других  стран-членов  посредством  механизма ВТО по урегулированию споров.
     В результате малым  странам  предоставляется  больше  возможности  заключать  договора.  Без  многостороннего  режима,  такого  как  система  ВТО,   более могущественные страны имели бы большую свободу навязывать  свою  волю  более мелким  торговым  партнерам  в  одностороннем  порядке.  И  наоборот,  малым странам  пришлось бы вести  переговоры  с  каждой  из  крупных  экономических  держав, и им было бы гораздо труднее  противостоять их желаемому давлению.
     4. Более свободная торговля сокращает   жизненные затраты населения
     Протекционизм стоит дорого: при этом повышаются цены. Всемирная система  ВТО снижает  барьеры в торговле посредством  переговоров и  применяет  принцип  не дискриминации.  Результатом  является  сокращение  затрат  на   производство (благодаря тому, что импорт, используемый для производства,  стоит  дешевле) и снижение цен  на  готовые  товары  и  услуги  и,  что,  в  конечном  счете, приводит к более низкому прожиточному минимуму.
     5. Предлагается больший выбор товаров и более разнообразного качества
     6. Благодаря торговле увеличиваются  доходы. Факт наличия дополнительного  дохода означает, что правительства  имеют ресурсы для перераспределения.
     7. Тщательная разработка политики  усиливает потенциал более свободной  торговли в создании рабочих  мест. Торговля стимулирует экономический  рост, что может способствовать  занятости населения
     8. Основные принципы делают систему  более эффективной в экономическом  плане, и они сокращают затрат
     Торговля  предполагает разделение труда между  странами. Она также позволяет  использовать ресурсы правильнее и  эффективнее. Но торговая система ВТО  предполагает большие возможности. Она помогает увеличить эффективность и сократить затраты еще в большей  степени, благодаря важным принципам, заложенным в системе.
     Принцип не дискриминации это один из  ключевых  принципов  торговой  системы ВТО. Другими принципами являются:
     - открытость (четкая информация о  политике, правилах и положениях);
     - предсказуемость  торговых  условий  (обязательства  по   снижению   торговых барьеров  и  увеличению  доступа  других  стран  на  рынки  обязательны  для  выполнения);
     - упрощение  и  стандартизация  таможенных  процедур,  устранение  бюрократии, централизованные базы  данных, и другие меры, предназначенные   для  упрощения торговли, которые  идут под заголовком «облегчение  торговли».
     9. Правила снижают возможность  коррупции. Система ВТО поддерживает  хорошее управление
     Правила включают в себя обязательства  по  ведению  благоразумной  политики. Политика протекционизма, в общем,  является  неблагоразумной,  из-за  вреда, который она причиняет как внутри страны, так и на международном уровне,  как мы могли уже убедиться.
     Отдельные виды барьеров в торговле причиняют  дополнительный ущерб,  так  как  они создают возможности для  коррупции и других форм плохого  управления.
     Одним  из  видов  барьеров  в  торговле,  которые   правила   ВТО   пытаются блокировать, являются квоты, к примеру, ограничение импорта  или экспорта  до определенного  количества в год. Так  как  квоты  ограничивают  поставки,  они  искусственно  повышают  цены, создавая  аномально  большие  прибыли  (экономисты  называют   это   «рентой квоты»). Эта прибыль может быть использована для влияния  на  политику,  так как больше денег становится доступными для лоббирования.
     Также, политика протекционизма может создавать  возможности для коррупции,  к  примеру, при  распределении  квот  между  лицами,  занимающимися  торговлей.
     Существует  множество случаев по всему миру. Другими  словами,  квоты  –  это наихудший  способ  ограничения  торговли.  Правительства  пришли  к   мнению посредством правил ВТО, что они не будут поощрять использование квот.
     Однако  квоты различных типов продолжают использоваться в большинстве  стран, и  правительства  настаивают  на  их  применении.  Однако,  применение  квот контролируется соглашениями ВТО, и существуют обязательства по снижению  или устранению большинства из них, особенно по текстилю.
     Многие  другие области, охватываемые соглашениями ВТО, также помогут  снизить коррупцию  и плохое управление.
     Открытость  (такая  как  доступность  информации   для   общественности   по регулированию торговли), другие аспекты «облегчения торговли», более четкий критерий, применяемый при разработке положений, связанных с безопасностью и стандартами продукции и принцип не  дискриминации,  также приносят  пользу тем, что сокращают случаи принятия произвольных решений и обмана.
     Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции в Дохе, который был посвящен нуждам и  интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем  и вопросов, касающихся осуществления  соглашений Уругвайского раунда. Некоторые  из этих вопросов вынесены в отдельный  протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют  эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения  в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры, ТРИПС.
     Очевидно, что развивающиеся страны должны были получить некоторые «уступки»  за согласие реализовать обязательства, принятые во время Уругвайского раунда. Тем не менее, положения, имеющие  эффект немедленного действия, хотя и  не несущественны, но и не являются главными уступками.
     В настоящее время наиболее актуальными  проблемами, требующими своего решения, участники многосторонних переговоров  по линии ВТО считают следующие:
     1. Проведение кардинальных реформ  в области сельского хозяйства
     2. Эффективное содействие развитию. США и ЕС негативно оценивают  концепцию предоставления широких  льгот государствам с низкими  доходами на душу населения,  признавая в то же время  необходимость помощи эти странам.
     3. Совершенствование системы урегулирования  споров.
     4. Обеспечение доступа слаборазвитых  стран к дешевым лекарствам
     5. Либерализация в секторе услуг.
 

    Россия и  ВТО
      Цели  вступления России в  ВТО
 
     Вступление  России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) является логическим шагом по дальнейшей интеграции нашей страны в мировое хозяйство. Лишь дальнейшее открытие экономики страны способно вывести развитие России на качественно  новый уровень.
     Членами Всемирной торговой организации  являются уже 149 стран мира, и в  ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это означает, что  практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной  экономики и равноправное участие  в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
     Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
       - получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
       - доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;
       - создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО; 
       - расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО, в частности, в банковской  сфере; 
       - создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок; 
       - участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов; 
       - улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли.
     Таким образом, задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф: «Баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот» [8, с. 13-15].
 
 


      Преимущества  и недостатки вступления России в ВТО
 
     ВТО представляет собой саморегулируемую организацию. В настоящее время в состав этой организации входят 150 государств. То есть это практически все независимые экономики, которые формируют правила мировой торговли. На долю стран участниц ВТО приходится 98% мирового торгового оборота. Вступление в эту организацию представляет собой длительный и непростой процесс, поскольку требуется очень большое согласование. Россия ведет эти переговоры достаточно давно около 16 лет, но это не самый большой срок таких переговоров. Продолжительный процесс вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) близок к завершению. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов доказали, что присоединение к этой организации сулит России существенные выгоды и стимулы для расширения и улучшения структуры экспорта и импорта. Как представляется, ведущая роль в этом процессе принадлежит государству, которое должно эффективно содействовать обеспечению интересов национальных производителей и экспортёров.
     Необходимо  ответить, что при присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя обязательства в двух основных сферах. Во-первых, это – приведение национального законодательства и практики его применения в соответствии с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, - согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств – условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.
     Последствия принятия обязательств будут носить как качественный характер, например изменение законодательства, так  и количественный, например динамка  и соотношение производства и  импорта, которые могут быть оценены  статистически. 
     В любой организации существует входная  плата за билет, в ВТО такой  платой являются обязательства ее членов. Рамки этих обязательств и есть предмет  многолетних переговоров. Вопрос обязательств это вопрос баланса интересов российских поставщиков и возможность защищать своего товаропроизводителя. Только такой баланс способен придать импульс развитию нашей экономики. Основные недостатки членства России в ВТО заключаются в следующем:
    Обострение конкуренции практически во всех отраслях. Однако это процесс объективный: независимо от нашего членства в ВТО наши таможенные тарифы уменьшаются, а на российский рынок приходят иностранные производители. И в этом смысле участие России в процессе развития экономической глобализации неизбежно. В интересах потребителя приход новых товаров на наш рынок, стабильность цен и здоровая конкуренция за качество товара. Задача государства обеспечить, чтобы приход иностранных производителей не носил фатального характера для наших поставщиков услуг и производителей.
    Необходимость срочного обновления всей экономической доктрины. Само по себе членство в ВТО не дает автоматического преимущества, нужно еще научиться пользоваться инструментами регулирования внутри самой ВТО. Это дело непростое, оно касается переосмысления нашей экспортной политики и создания государственных или даже общественно государственных структур, которые способны эффективно представлять интересы российской экономики на мировой торговой площадке.
    Необходимость подобрать инструменты государственного протекционизма и сделать механизмы этого протекционизма более современным как на внешнем, так и на внутреннем рынке. ВТО организация экспортеров, поэтому дополнительную поддержку получают экспортеры не только энергоносителей, но и металлурги, нефтехимики, машиностроители и т.д. Другие отрасли могут ощутить на себе серьезную конкуренцию, это отрасли, связанные с рынком товаров народного потребления. Но чтобы этого не случилось, государство должно наводить порядок в экономике.
     Что касается преимуществ вступления Росси в ВТО, то здесь необходимо отметить следующее:
    Мы участвуем в выработке стратегии формирования мировой торговли. Принципы эти формируются непросто: внутри ВТО много групп интересов, много разных точек влияния, но с учетом возрастающего авторитета России, наше государство может сыграть свою роль в ВТО крайне эффективно.
    В среднесрочной перспективе нам надо уменьшить количество дискриминационных мер против российского экспорта. Ущерб от них сегодня оценивается специалистами в 300 млрд. долларов в год. И инструмент ВТО единственный способ борьбы с экономической дискриминацией России.
    Политический эффект присоединения. Как сказал Президент В.В. Путин, это некий знак качества российской экономики, это признанная мировым сообществом ее рыночность, ее объективность и конкурентоспособность. В этом смысле это хороший сигнал нашим партнерам для проведения совместных проектов и инвестиционной деятельности. Это серьезная дополнительная гарантия, в которой мировая экономика увидит для себя возможность взаимодействия с экономикой российской.
     Без сомнения вступление России в ВТО  несет гораздо больше плюсов, чем  минусов. Были проведены очень жесткие  переговоры и ни по одной позиции, которая бы ущемляла интересы российских импортеров или производителей Россия не уступила. В этом смысле итог переговоров существенно отличается от переговоров Украины, которая, стремясь попасть в ВТО любыми средствами раньше России, «сдала» ряд принципиальных для себя позиций. Это может негативно сказываться на украинской экономике. С Россией такого не произойдет. Во всяком случае, на этот счет есть твердые гарантии со стороны всех министерств и ведомств, участвовавших в переговорах. У нас есть достаточно консолидированная позиция российского бизнеса, который не видит во вступлении в ВТО никакой для себя угрозы, а видит расширение возможностей.
     Как крупная мировая держава, Россия обладает рядом очевидных конкурентных преимуществ. Это её ресурсы, уникальное евроазиатское положение, всё ещё  сохраняющийся научно-производственный потенциал, высокая квалификация рабочей силы, развитая транспортная сеть. Имеются и впечатляющие примеры приспособления отдельных предприятий к рыночным условиям хозяйствования, их успешных прорывов на внешние рынки.
     Вместе  с тем очевидно, что вступление России в ВТО само по себе не приведёт к взрывному росту отечественного экспорта. Вряд ли стоит ждать даже его немедленного заметного увеличения. Во-первых, ВТО стимулирует торговлю, в основном, готовыми изделиями и наукоёмкой продукцией. Основу же российского экспорта составляют пока сырьё и топливо, которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений. Структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей из-за чрезмерной изношенности производственных мощностей промышленности и их недогрузки. Во-вторых, по мере преодоления кризиса растёт спрос на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка, что уже привело к ряду экспортных ограничений. И, наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объёму тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами-членами этой организации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.