На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предмет и структура социальной психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство науки и образования
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального                               образования
«Рязанский  Государственный Университет имени  С.А. Есенина»
Институт  психологии, педагогики и социальной работы
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы 
 
 

Курсовая работа по дисциплине:
Социальная  психология
Предмет и структура социальной психологии 
 
 

     Выполнила:
     Студентка отделения
     «Социальная педагогика»
     Курс 3 группа 36
     Воронкова Е.В. 
 

     Научный руководитель:
     Кандидат  педагогических наук,
     доцент Гераськина М.Г. 
 
 

                                               Рязань, 2010 

     Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1.Предмет социальной психологии…… . . ………………………………6
1.1 Определение и изучение предмета социальной психологии………………6
1.2 Предмет изучения социальной психологии……….. ……..………………...9
1.3.Современные представления о предмете социальной психологии………...………………………………………….………………….14 

Глава 2. Структура социальной психологии……..………………………………………………………………  20
2.1.Определение и изучение структуры социальной психологии……………………………………………………..………………...20
2.2  Структура социальной психологии в соотношении со структурой социологии……………………………………………………………………….25
2.3 Структура социальной психологии в соотношении со структурой психологии…………………………..…………………………………….….….27
Заключение……………………………………………………………..….…..…31
Список использованной литературы……………………………………...........33 
 
 

Введение
     Актуальность  темы исследования: 
     Исследование социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей.
     Поставленные  проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а  социология – общество. Несмотря на то, что психология и социология – «материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии, саму социальную психологию нельзя считать лишь частью этих наук. Она представляет собой отдельную дисциплину, имеющую собственный предмет и структуру.
     Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как  самостоятельная, независимая отрасль  знания?»
     В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х –  начало 60-х гг. Оба эти этапа  имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе  научного знания и способствуют выработке  более точного определения ее предмета. Идеи Выготского, высказанные им в 20-е гг. и позже, в 30-е гг. явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологической науки, для того чтобы впоследствии наиболее точно определить предмет социальной психологии.
     И всё-таки, несмотря на многочисленные исследования по этому вопросу, по-прежнему существует несколько точек зрения на то, что является предметом социальной психологии, а проблема его изучения актуальна и сейчас.
     Это можно отнести и к изучению структуры социальной психологии. В  современном обществе появляются всё  новые и новые проблемы, исследование которых рассматривается в рамках социальной психологии. Следовательно, всё новые и новые открытия способствуют дроблению социальной психологии на множество дочерних дисциплин  и обогащают её структуру.
     Состояние и степень разработанности:
       Исследуемая в курсовой работе тема, относится к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: социологических, педагогических, социопсихологических, философских, культурологических, каждая из которых имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию. Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.
     Первый  понимает социальную психологию как  науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий  социальную психологию как науку, изучающую  как массовые психические процессы, так и положение личности в  группе. Наибольший вклад в изучение этого вопроса внесли такие учёные как Выготский Л.С., Московичи С., Леонтьев А.Н.
     Объект  исследования: предмет и структура социальной психологии.
     Предмет исследования: анализ предмета и структуры социальной психологии.
     Цель  исследования: проанализировать научную литературу и сделать выводы по исследованию предмета и структуры социальной психологии.
     Задачами  исследования являются:
      Изучение научной литературы по представленной теме.
      Анализ изученной информации.
      Формулировка собственных выводов в соответствии с анализом научной литературы.
     Методы  исследования: теоретико-методологический анализ научных источников.
     Теоретическая значимость работы: изучение предмета и структуры социальной психологии выступает одной из основных проблем методологического научного поиска в теоретических и экспериментальных сферах отечественной и зарубежной психологии и социологии.
      Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, выводов, заключений, списка литературы, включающего 33 источников. Основной объем текста, включая список литературы,  составляет 34 страницы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.
Предмет социальной психологии
1.1 Определение и изучение предмета социальной психологии
     Социальная  психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы. [23]. Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.
     Предметом социальной психологии выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений  и процессов (общественно-психологических  феноменов. Следует различать понятия «общественная психология» как феномен (нижний уровень) общественного сознания и «социальная психология» - наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин «социально-психологические», а не «общественно-психологические» явления.), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
     Следует различать понятия «общественная  психология» как феномен (нижний уровень) общественного сознания и «социальная психология» - наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин «социально-психологические», а не «общественно-психологические» явления.
     Социально-психологические  явления и процессы можно классифицировать по разным основаниям: по принадлежности к различным социальным общностям  и субъектам, по отнесенности к различным  классам психологических явлений, по устойчивости, по степени осознанности и т. д.
     Основополагающей  и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических  явлений по их принадлежности к различным  общностям и субъектам, поскольку  именно этот критерий определяет большинство  закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.
     Во-первых, различают социально-психологические  явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся  большие и малые группы.
     В больших группах - этносах (нациях), классах, религиозных концессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т. д.) - функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология Можно относить к этой группе социально-психологических феноменов и явления, обусловленные половой, возрастной и профессиональной принадлежностью людей, поскольку половозрастные и профессиональные группы реально присутствуют в обществе и влияют на его жизнь. Однако традиционно так сложилось, что их изучают самостоятельные отрасли психологической науки (например, возрастная психология, психология управления и др.). Социальная психология, естественно, не оставляет их вне поля зрения, но при этом распределяет свои усилия поровну с представителями этих областей знаний. Кроме того, сюда следует отнести и психологию общества в целом, однако эта отрасль социальной психологии пока еще практически не разрабатывалась отечественными и зарубежными психологами..
     В малых группах функционируют  в основном такие социально-психологические  явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах  осуществляются непосредственные и  тесные контакты между всеми людьми, их составляющими, в то время как  в больших группах такие всесторонние контакты между всеми их членами  невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические  явления и процессы в малых  группах, носит название психологии малой группы.
     Во-вторых, кроме организованных общностей  существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы  людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными, а поведение в них людей - стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию рublic relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.
     В-третьих, социальная психология изучает также  и личность, поскольку последняя  в процессе взаимодействия и общения  с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль - социальная психология личности.
     По  отнесенности к различным классам  психологических феноменов социально-психологические  явления можно разделить на рационально  осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные).
     Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.
     По  устойчивости социально-психологические  явления делятся: на динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции). [28]. И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.
1.2 История становления предмета социальной психологии
     В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии. Оба эти этапа имеют  не только исторический интерес, но помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более  точного определения ее предмета.
     Россия  находилась в условиях идейной борьбы и изменения общественного и  политического строя. Вольно или  невольно захватив и наложив отпечаток  на область социально-психологического знания, происходящие изменения способствуют разработке проблематики данной отрасли  науки. Что касается социально-психологических  идей, то особенно острая идейная борьба разворачивается именно в эти  годы между материалистической и  идеалистической психологией. В  то время когда социальная психология как наука переживает период острой ломки своих философских и  методологических оснований, [32] встав на сторону идеалистической психологии, предлагает разделить ее на две части: социальную и собственно психологию. Идея его состояла в том, что социальная психология должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология должна остаться эмпирической наукой (независимой от мировоззрения). Это стало своего рода точкой отсчета и признания права социальной психологии на существование. Ценой этого признания явилось отлучение социальной психологии от марксистских философских основ другой части психологии.
     Однако, как это всегда бывает в ученой среде, позиция одного ученого оказывается  неприемлемой для остальной ее части. Позиция Г. И. Челпанова в данном случае оказалась неприемлемой для  тех психологов, которые принимали  идею перестройки философских оснований  всей психологии, включение ее в  систему марксистских знаний. В связи  с этим возникает закономерный вопрос: если вся психология становится социальной, зачем выделять еще одну - специальную -- социальную психологию?
     Так, по мнению В.А. Артемова, единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Вразрез с предложенной Г.И. Челпановым идеей был предложен другой подход: с точки зрения получившей в те годы популярность реактологии. Предлагалось сохранение единства психологии. Однако имелось в виду распространение на поведение человека в коллективе именно метода реактологии.
     По  П.П. Блонскому [9] психология рассматривалась как биологическая наука, которую необходимо было бы включить в круг социальных проблем. Предлагалось рассматривать «социальность» как особую деятельность людей, связанную с другими людьми.
     В.М. Бехтерев [9] возражал Г.И. Челпанову, и свое детище, науку рефлексологию, он предлагал использовать для решения социально-психологических проблем, назвав эту отрасль коллективной рефлексологией. Проблемы коллективов он предлагал толковать как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Такой социально-психологический подход должен был обеспечиваться соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их соотношение с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). Впоследствии эта общая методологическая платформа оказалась весьма уязвимой. Например, взять тот же механизм, где соединялось биологическое и социальное в человеке. Хотя личность и объявлялась продуктом общества, но при конкретном рассмотрении выяснялось, что в основу ее положены биологические особенности и прежде всего социальные инстинкты. Рефлексологическая концепция Бехтерева не могла стать основой марксистской традиции в социальной психологии.
     Были  и такие предложения, как построить  марксистскую социальную психологию путем  прямого соотношения с историческим материализмом ряда психологических  и физиологических теорий (И.А. Рейснер). Но сама психология строится на учении об условных рефлексах. В социально-психологической сфере допускалось прямое отождествление условных рефлексов, например, с надстройкой, а безусловных - с системой производственных отношений. В конечном итоге социальная психология объявлялась наукой о социальных раздражителях разных видов и типов.
     Несмотря  на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача не была выполнена. Ключевые методологические проблемы социальной психологии не были решены. Не было и  четкости относительно предмета социальной психологии. Те, кто принимал первую трактовку (и только ее), утверждали, что результатом перестройки  всей психологии на марксистской, материалистической основе должно быть превращение всей психологии в социальную. Исследователи поведения личности в коллективе и самих коллективов не смогли еще овладеть всем богатством марксистских идей настолько, чтобы предложить адекватное решение проблем. И только первая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила права гражданства как учение о социальной детерминации психики.
     Дальнейшие  попытки построения социальной психологии как особой дисциплины прекратились на довольно длительный срок. И все  же в плане содержания задачи она  успешно решалась как часть общей  задачи материалистической переориентации психологии. Однако само понятие «социальная  психология» в тот период интерпретировалось как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного  мировоззрения. Затем наступил длительный перерыв в развитии социальной психологии. Но даже в это время велись отдельные  социально-психологические исследования в сфере педагогической науки.
     Так, работы Н.К. Крупской и А.С. Макаренко  здесь имели значение в изучении вопросов коллектива, где становление  марксистской традиции в социально-психологическом  знании осуществлялось с меньшими трудностями. В развитии социально-психологической мысли в рамках психологической науки важную роль сыграли исследования Л.С. Выготского [16] имеющие непосредственное отношение к развитию социальной психологии. В первую очередь имеется в виду учение Л.С. Выготского о высших психических функциях, которое в значительной степени реализовало задачу выявления социальной детерминации психики (на языке дискуссии «делало психологию социальной»). Л.С. Выготский доказал, что такие высшие психические функции, как произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие, нельзя принимать за непосредственные функции мозга. Для понимания сущности этих функций он предлагал выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта не только изменяет содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций. В результате этого конкретные формы общественно-исторической деятельности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные законы работы мозга приобретают новые свойства, включаясь в систему общественно-исторических отношений. Достаточно вспомнить две известных гипотезы Л.С. Выготского:
     1) об опосредованном характере  психических функций человека;
     2) о происхождении внутренних психических  процессов из деятельности.
     Сформулированные  им гипотезы позволили сделать вывод, что главный механизм развития психики - механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Все вышесказанное добавляло общей психологии вес и давало солидную материалистическую основу для решения собственно социально-психологических вопросов. В работах Л.С. Выготского в более непосредственной форме решались многие вопросы, выражалось свое понимание предмета социальной психологии, исходившее из критики того понимания, которое было свойственно В. Вундту, развившему концепцию «психологии народов». Все, что рассматривал В. Вундт в качестве своего предмета - язык, мифы, обычаи, искусство, религию, - Л.С. Выготский называл сгустками идеологии, кристаллами. Свое несогласие он выражает в определении предмета социальной психологии, состоящего не только в изучении психики собирательной личности. По его словам, психика отдельного лица также социальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология отличается от коллективной психологии тем, что предмет социальной психологии - психика отдельного человека, а коллективной -- личная психология в условиях коллективного проявления.
     Эта позиция только на первый взгляд сильно отличается от современного взгляда  на социальную психологию. В действительности отличие здесь чисто терминологическое. Л.С. Выготский сравнивает не «общую» и «социальную» психологию, а «социальную» и «коллективную». Общая психология для него - это та психология, которая усвоила идею культурно-исторической детерминации психики. То, что не сумели увидеть психологи и чему они не сумели найти подлинно научной методологии исследования, Л.С. Выготский обозначает термином «коллективная психология». Теории, идеи Л.С. Выготского, высказанные им и позже, явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологической науки, для более точного определения предмета социальной психологии.
     1.3.Современные  представления о  предмете социальной  психологии
     Активная  дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х  – начале 1960-х гг. ХХ в. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:
1) возрастающими  запросами практики;
2) изменениями,  произошедшими в области самой  психологической науки. Советская  психология окрепла, появились  квалифицированные кадры, возросло  количество и качество теоретических  и практических исследований.
     Начало  дискуссии положила статья А. Г. Ковалева (1959 г.), в которой рассматривались  два основных вопроса:
1) понимание  предмета социальной психологии  и круга ее задач;
2) соотношение  социальной психологии с психологией,  с одной стороны, и социологией  – с другой стороны.
     О предмете социальной психологии нет  общепринятого представления. Это  обусловлено высокой сложностью социально-психологических феноменов, фактов и закономерностей. Поэтому  каждое психологическое направление  выделяет свой круг ведущих проблем.
     Существуют  два основных подхода к вопросу  о предмете социальной психологии.
     Первый  понимает социальную психологию как  науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий  социальную психологию как науку, изучающую  как массовые психические процессы, так и положение личности в  группе.
     Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология – это отрасль психологической  науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения  и деятельности личностей, обусловленные  включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности  этих общностей.
     Из  определения вытекает, что предметом  социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных  личностей и групп, связанные  с их включенностью в социальные общности.
     По  мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).
     Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить  ее как от проблем социологии, так  и от проблем общей психологии.
     Как можно охарактеризовать современное  состояние социальной психологии и  как науки, и как важного культурного  феномена?
     Несомненно, оно очень противоречиво. С одной  стороны, социальная психология становится важным культурным явлением, мыслительной парадигмой, многое определяющей в  мире современных социальных отношений. Б. Д. Парыгин следующим образом характеризует изменение роли социальной психологии на протяжении ста с лишним лет развития: «…от течения мысли и одной из составляющих в лоне других дисциплин до методолого—теоретической основы социально—психологического видения человека во всех сферах его социальной жизнедеятельности».Тенденции таким образом рассматривать роль и значение социальной психологии на современном этапе и в перспективе существуют и в американской, и в европейской, и в отечественной литературе. С другой стороны, «методолого—теоретическая основа» предполагает существование некоторой целостной теории, объясняющей социальное бытие человека, модели, описывающей важнейшие аспекты взаимоотношений человека и его социального окружения. Такой теории нет, что не мешает социальной психо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.