Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Качество проф.образования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по общей  педагогики
на тему:
«Качество профессионального образования» 
 
 

Выполнил: ст. гр.  
 

Проверил:  
 
 
 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Для отечественной системы образования главным инструментом контроля качества подготовки специалистов остается Государственный образовательный стандарт, который для каждого направления и специальности устанавливает требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, профессиональной подготовленности и итоговой государственной аттестации выпускника. Так, например, образовательная программа магистерского уровня должна обеспечить готовность выпускника магистратуры к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе (а при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля — к педагогической деятельности).
     Участников  эксперимента по введению системы зачетных единиц не оставляет забота о том, чтобы на начальном этапе не потерять уже имеющийся уровень качества образования. Ибо при переходе от «синхронной», или «линейной», системы обучения (когда студенты изучают дисциплины образовательной программы в определенной последовательности) к «асинхронной», или «нелинейной» (когда каждый студент получает возможность формировать индивидуальную образовательную программу), именно в начальный период возникает реальная угроза снижения качества обучения. Это связано, прежде всего, с недостаточной проработанностью эффективных методов организации самостоятельной работы студентов, необходимостью освоения новых информационных источников и создания новых образовательных технологий, формированием новых организационных структур и отработкой возможных механизмов их взаимодействия. Переход на систему зачетных единиц нуждается, поэтому в большой подготовительной работе.
     Ситуация  осложняется еще и тем, что в последние годы качество образования по ряду объективных причин снижается. Это связано с увеличением студенческого контингента без существенного наращивания основных фондов, которыми располагают высшие учебные заведения, недостаточно энергичным обновлением лабораторного оборудования, невостребованностью или частичной востребованностью рынком труда многих квалификаций, низким социальным статусом преподавателя высшей школы и пр. Не следует думать, что переход на систему зачетных единиц поправит положение, но при квалифицированном полномасштабном развертывании этой системы и эффективном использовании ее организационно-технологического потенциала у вузов появляются дополнительные возможности для конструктивного влияния на решение вопросов обеспечения качества подготовки специалистов.
     Вместе  с тем необходимо понимать, что система образования является важнейшей составляющей экономики страны, интеллектуальной основой развития современных отраслей промышленности. Более того, ее состояние находится в прямой зависимости от уровня социального благополучия страны. Следовательно, качество образования представляет собой общегосударственную проблему.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Качество профессионального  образования
     1.1.Российская система образования 

     Главными  достоинствами российской системы  образования остаются фундаментальность, научность, системность и практическая направленность. Следовательно, введение системы зачетных единиц следует рассмотреть, прежде всего, с этих позиций.
     Система зачетных единиц ориентирована главным  образом на добротное, однако, репродуктивное освоение образовательной программы. Научность образования также отступает на второй план. Более того, переход на систему переводных зачетных единиц таит угрозу разрушения существующих форм участия студентов в научно-исследовательской работе кафедр — из-за возрастающей динамики смены студенческого контингента. Поэтому архитекторам нелинейной (асинхронной) модели учебного процесса следует уделить особое внимание научной составляющей образовательных программ.
     Системность образования обеспечивается государственными образовательными стандартами и учебными планами, составляющими организационную основу учебного процесса. Высшее образование является профессиональным, что предполагает получение квалификации после освоения любой из основных образовательных программ высшей школы. При этом фундамент должен оставаться обязательным для любой образовательной программы высшего профессионального образования, а его структура и содержание, как и прежде, определяться государственными образовательными стандартами по всем направлениям и специальностям.
     Введение системы зачетных единиц выдвигает на первый план проблему междисциплинарности значительной части образовательных программ, но в постановке, необычной для нашей образовательной системы. Фактически речь идет об общеобразовательной универсальности программ, а не о междисциплинарном профессиональном образовании, которое не подразумевает получение широкого общего образования, а направлено на формирование новых специальностей на стыке различных наук.
     Таким образом, оценивая возможности системы  зачетных единиц как инструмента повышения качества образования необходимо иметь в виду не только ее организационно-технологические преимущества по сравнению с традиционными формами организации учебного процесса, но возможное влияние на ключевые свойства образования - его фундаментальность, научность и системность, ориентированные на получение выпускником определенной квалификации.
     Анализ  нормативно-правовых условий функционирования российской системы образования  показывает, что в настоящее время введение зачетных единиц возможно лишь в ограниченном варианте - при сохранении курсовой системы обучения и отказе от междисциплинарных индивидуальных образовательных программ. Потребуются значительные изменения нормативно-правового обеспечения системы высшего профессионального образования, чтобы иметь большую маневренность при формировании междисциплинарных образовательных траекторий вплоть до перехода к «мягким» вариантам курсовой системы обучения.
     Преобразования,  произошедшие за последние пятнадцать лет в различных сферах российского государства и общества,  глубоко  затронули  и  систему  профессионального  образования.
     Сегодня  образование  –  это  специфическая  отрасль  народного  хозяйства, которая  удовлетворяет  потребности  общества  в  образовательных  услугах, научных  исследованиях,  занята  подготовкой  кадров, формированием их профессиональной компетентности, необходимой  для  разнообразных  видов трудовой  и  иной  деятельности.  Одной  из  главных  проблем  системы образования  является  повышение  качества  образовательной  продукции,  что возможно  путём  формирования  систем  качества,  позволяющих  адекватно реагировать  на  изменения  рынка  и  направленных  на  удовлетворение  нужд потребителей.  
     Большое значение приобретают  системы  качества  в  образовательных учреждениях, формирующих непрерывное  образование,  поскольку  именно таким  учреждениям  приходится  самостоятельно  разрабатывать  различные образовательные программы для граждан любых возрастных групп. 
     Однако  учреждения  начального  и  среднего  профессионального образования  испытывают  большие  трудности  при  формировании  систем качества. Эти трудности связаны с  недостатком знаний в области рыночной концепции  управления  качеством,  а  также  отсутствием  специалистов-разработчиков этих систем в образовательных учреждениях. 
     Кроме того гарантированный государственный  план набора и механизм финансирования  образовательной  деятельности  до  сих  пор  не  стимулирует  снижения  затрат  на  подготовку  специалистов  и  выявление  резервов внутреннего  инвестирования  в  образование[7. c. 29-30].
     Таким  образом,  теоретические, методологические и практические разработки в области  экономики качества, формирования  систем  качества  образовательных  учреждений  остаются чрезвычайно актуальными в настоящее время.
     Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству профессионального образования (ПО), предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования ПО, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.
     Решение проблем жизнеобеспечения заставляет руководителей учебных заведений обменивать изготовленную продукцию на необходимые материалы и оборудование, что часто приводит к невыплатам заработной платы учащимся за проделанную работу. Учреждения  профессионального образования вынуждены заниматься предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных и транспортных услуг, сдача в аренду помещений, доход от собственной столовой и др.
     Все заработанные средства расходуются  в основном на поддержание жизнедеятельности  учреждения: оснащение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспечение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.
     В постоянно меняющихся социально-экономических  условиях возникают проблемы не только финансово-экономического обеспечения  учреждений образования, но  и  проблемы соответствия перечня профессий  требованиям рынка труда и образовательных услуг, стандартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. В основном все из них зависят от внутреннего потенциала системы образования в целом и входящих в нее учреждений.
     Важным  этапом в работе учреждений появляется анализ качества подготовки рабочих кадров в ходе организации и проведения выпускных квалификационных экзаменов.
     Среди вопросов, обсуждаемых на педсоветах, ведущее место занимают совершенствование качества профессиональной подготовки, организации и проведения производственного обучения, работа по повышению качества знаний. 

     1.2.Характеристика качества профессионального образования 

     С  момента  формирования  рыночной  экономики  в  нашей  стране образование  отнесено к сфере услуг (согласно   ОК 004-93 ОКПД) и должно обеспечивать  себя  и другие  отрасли образовательными  услугами. 
     Образовательное  учреждение  не  просто  осуществляет  деятельность, направленную на удовлетворение образовательных потребностей, но и  несёт ответственность  за  результат,  что  закреплено  Федеральным  Законом «О защите  прав  потребителей».  Поэтому  услуга  может  быть  определена  как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также  как  собственная  деятельность  исполнителя  по  удовлетворению потребностей потребителя. 
     К  характеристикам  качества  образовательных  услуг отнесены:
     -  надёжность  как  способность   образовательной  услуги  сохранять  значение  своих  параметров  качества  в  определённых  территориальных пределах,  в  течение определённого времени и при определённых  условиях производственной  деятельности  выпускников согласно  полученной профессии или специальности;
     -  доступность  как  возможность   получения  желаемой  образовательной  услуги любыми  гражданами, независимо от их  социального  статуса и места проживания;
     -  образовательная  среда,  способствующая  формированию профессиональных  компетенций  и  личностных  качеств  обучающихся (персонал,  уклад  жизнедеятельности   коллектива,  обстановка,  удобства, оборудование);
     -  гарантия,  означающая  возможность   получения  дополнительных образовательных  услуг в рамках получаемого  уровня образования.     
     Установлено,  что  качество  образовательной  услуги  можно планировать  при  проектировании  параметров  образовательной  услуги  и образовательного  процесса  и  контролировать  путём  сравнения запланированного  показателя  с  действительным  его  значением.  Параметры качества в системе образования могут иметь количественные и качественные характеристики.  Для  обеспечения  контроля  и  управления  качеством образовательным учреждениям желательно иметь количественные характеристики, хотя это не всегда возможно. 
     Исследование  проблемы качества  образовательных  услуг  показывает, что  образовательные  услуги  могут  соответствовать  или  не соответствовать требованиям и ожиданиям потребителя и иметь дефекты внутренние и внешние. В связи с этим  образовательное учреждение должно проводить предупреждающие,  корректирующие  действия  и коррекцию по устранению обнаруженных несоответствий. 
     Поведение  потенциального  потребителя  образовательных  услуг рассмотрено  с  позиции  теории  потребительского  поведения.  В  результате выявлены  такие  понятия,  как  полезность  образовательной  услуги (способность  удовлетворять  образовательные  потребности),  ценность образовательной услуги (совокупность ожидаемых потребителем параметров качества  необходимой  ему  образовательной  услуги  и  их  значения, удовлетворяющие  его  запросам)  и  стоимость  ценной  образовательной услуги (затраты  образовательного  учреждения  на  обеспечение  требуемого потребителем качества). 
     Установлено, что взгляды образовательного учреждения и потребителя на стоимость ценной образовательной услуги отличаются и образовательные услуги  будут  востребованы  только   в  том  случае,  если  потребители удовлетворены  их  ценностью (необходимостью   приобретения  и совокупностью предлагаемых параметров качества) и стоимостью.  Учёт  желаемого  потребителем  качества   в  новых  образовательных услугах может стимулировать новые потребности общества, а поэтому лежит в основе концепции общества, построенного на знаниях.
     Анализ  жизненного  цикла  образовательной  услуги  в  системе непрерывного образования позволил:
     -  определить основные составляющие её качества – качество планирования (качество  выбора  своего  потребителя),  качество  разработки,  качество процесса  оказания  образовательной  услуги,  качество  реализации компетенций в трудовой деятельности, качество переподготовки;
     -  установить,  что  чем  раньше  образовательное  учреждение  будет корректировать  заложенные  в образовательную  услугу  показатели качества, тем  меньше  средств  потребуется  для   получения  конечного  результата  с заданными параметрами качества. 
     -  сделать  важнейший  вывод,  что  вложение  средств  в   обеспечение  всех составляющих  качества,  гарантирующих  предоставление  образовательной услуги  с   ожидаемой  потребителем  ценностью   без  последующей корректировки   или  с  незначительной,  но  оперативно  производимой,  является важнейшим видом инвестиций в образование. 
     Обеспечение  высокого  качества  образовательных  услуг  при минимальных  затратах на  их предоставление  во многом  зависит  от  хорошо организованного  управления финансовой деятельностью учебного заведения, включающего  и  управление  затратами  на  качество.  В  работе  предложен метод классификации затрат, связанных с процессами. Этот метод оперирует понятиями  стоимостей  соответствия  и  несоответствия  любого  процесса, протекающего  в образовательном учреждении,  при этом  обе эти стоимости могут быть источниками экономии средств.
     Обеспечение  высокой  ценности  образовательной  услуги  при оптимальной  её  стоимости  говорит  об  усилении  экономического  аспекта качества в системе образования.
     В настоящее время уже очевидно, что  деятельность образовательных  учреждений  в  ближайшем  будущем  будет  проходить  в  условиях конкуренции  за  потребителя  образовательных  услуг.  В  этих  условиях  их успех  будет  зависеть  от  скорости  адекватной  реакции  на  запросы потребителей.  Скорость  в  свою  очередь  зависит  от  времени практической реализации  хорошо  очерченной  образовательным учреждением цели, обеспечивающей минимальные издержки при оказании высококачественной образовательной услуги,  а,  следовательно,  и оптимальную стоимость обучения  для потребителя.  Оперативность  процесса  реагирования  на изменение  требований  рынка  и  предоставление  образовательных  услуг, удовлетворяющих ожиданиям потребителей, возможна  только в  том  случае, когда  в  этом  процессе  активно  и  сознательно  участвуют  все  лица, как со стороны потребителя,  так и образовательного  учреждения.  Они должны чётко представлять  поставленные  цели  и каждый  из  них должен  знать,  что необходимо  сделать для их  осуществления на  взаимовыгодных  условиях. Этой обоюдной выгоде способствует всеобщее управление качеством (TQM). 
     Всеобщее  управление  качеством  строится  на  основе  экономической концепции,  предполагающей  рассмотрение  качества  как  результата потребления  и  потребительной  стоимости.  Экономическая  концепция включает  совокупность  следующих  взглядов:  фокусирование  всей деятельности  на  нужды  потребителей;  участие  руководителя  в  вопросах, связанных  с  качеством;  акцент  на  процессы;  базирование  управленческих решений  на  фактах,  полученных  с  помощью  статистических  наблюдений; реальное  участие  каждого  в  достижении  главной  цели  –  удовлетворение запросов  потребителей;  непрерывное  улучшение  качества. 
     Анализ  всех составных  элементов  данной  концепции  позволил  сделать  вывод  о приемлемости  их  в системе управления  качеством начального  и среднего профессионального образования. 
     Проблема  обеспечения качественного и  конкурентоспособного уровня высшего  образования в России в последнее  время является критически важной для дальнейшего развития страны. Это признано не только в вузовской и академической среде, но и на высоком правительственном уровне. Вхождение в Болонский процесс, развитие международных связей, усиление деловой активности населения, процессы глобализации и другие явления и процессы современности не оставляют для отечественной высшей школы возможности быть в стороне, развиваться по-старому.
     Перед высшей школой встает задача не выживания  в новых условиях, а изменений, изменений, адекватных тем переменам, которые переживает наша страна, общество и государство. За прошедший период заметно снизилось качество высшего образования, хотя именно качество становится ведущим требованием, которое предъявляется к высшему профессиональному образованию.
     В изменяющихся социально-экономических условиях, кроме проблемы финансово-экономического обеспечения учреждений начального профессионального образования (НПО), среди основных остаются вопросы соответствия перечня профессий потребностям рынка труда и образовательных услуг, стандартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. Многие из них, прежде всего, зависят от внутреннего потенциала системы в целом и входящих в нее учреждений.
     В настоящее время департамент  образования продолжает работу по следующим  основным направлениям:
    формирование региональной политики в области ПО;
    развитие интеграционных процессов между профессиональными учебными заведениями всех уровней;
    налаживание социального партнерства в сфере подготовки и переподготовки кадров в различных отраслях экономики региона;
    регламентация деятельности учреждений НПО;
    переход на обновление качества   профессионального образования в соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения;
    перепрофилирование учреждений ПО, создание новых типов учебных заведений, открытие подготовки по новым профессиям.
     По  мере реализации концепции реформирования системы начального профессионального образования, основанной на Законе РФ «Об образовании», важное значение приобретает государственно-общественный контроль за деятельностью ОУ, осуществляемый через их лицензирование, аттестацию и госаккредитацию.
     Отделом развития начального, среднего и высшего  профессионального образования осуществляется работа по лицензированию учреждений НПО. В основном она связана с окончанием срока действия лицензий. Проводятся консультации по оформлению пакета документов, представляемых на лицензирование, с последующей экспертизой условий осуществления образовательной деятельности. Также ведется работа и по лицензированию негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку (в том числе отделов подготовки кадров предприятий области).
     В соответствии с Законом РФ «Об  образовании» учебные заведения  получили самостоятельность в формировании контингента учащихся и преподавателей, в выборе форм и методов обучения, учебно-методической литературы и т. д. В этих условиях первостепенную роль приобретает соответствие результатов обучения определенным нормам и стандартам.
     Структура профессионального образования фактически определит систему образования в течение жизни. В ней будет сочетаться базовая подготовка  с веером возможностей повышения квалификации и переобучения.
     Она будет обеспечивать для каждого гражданина России возможность получить базовую профессиональную подготовку на востребуемом им уровне: короткие программы профессиональной подготовки и профессионального образования, прикладной (технический) бакалавриат, академический бакалавриат. Вместе с  тем будет предложен постоянно обновляемый набор модульных программ профессиональных квалификаций для эффективной адаптации к запросам рынка труда.
     Такие программы будут оптимизированы по сроку обучения и открыты для всех желающих.
     Это позволит сблизить социальные характеристики различных профессиональных образовательных траекторий, таким образом, в системе профессионального образования не будет тупиковых траекторий.
     В целом не будет жесткой границы между основным и дополнительным профессиональным образованием, поскольку гибкая система учета результатов образования (кредитно-зачетная система) будет позволять «набирать» кредиты, необходимые для получения академического сертификата диплома) бакалавра или магистра в разных программах.
     Основными структурными элементами системы профессионального образования станут  университеты (академии и институты), колледжи и центры квалификаций, среди которых будут выделяться:
     - 40-50 отобранных на конкурсной основе федеральных исследовательских университетов (ФИУ), чья деятельность поддерживается на основе долгосрочных программ развития и обеспечивает реализацию исследовательских программ по наиболее приоритетным направлениям развития науки и техники;
     - ФИУ должны обеспечивать конкурентоспособность российской науки и образования на мировом уровне и получать необходимое ресурсное обеспечение;
     - 100-150 крупных университетов регионального межрегионального значения, реализующих многопрофильные программы для решения кадровых проблем субъектов Федерации;
     -  университеты, академии и институты,  реализующие главным образом программы бакалавриата (в том числе прикладного);
     -  колледжи, реализующие программы  технического  бакалавриата и модульные программы подготовки  по  конкретным  специальностям. 
     Колледжи, реализующие базовые программы профессионального образования, могут входить в состав университетов;
     - центры развития квалификаций, в которых будут реализовываться модульные программы получения конкретных квалификаций.
     Фактически  эти центры в значительной степени заместят сегодняшние профессиональные училища. 

     1.3.Направления по  развитию и повышению качества  профессионального образования 

     В итоге можно выделить основные направления  и ожидаемые результаты реализации программы развития профобразования:
     Основными направлениями развития НПО:
    Обеспечение сохранения НПО и развития его основных  образовательных, культурных и профессиональных функций;
    Осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества;
    Разработка методик прогнозирования потребностей в рабочих кадрах по отраслям и регионам;
    Разработка механизмов заинтересованности предприятий в развитии НПО;
    Обновление содержания НПО, педагогических технологий в указанной области образования и профподготовки обучающихся.
     В современных социально-экономических  условиях совершенствование системы  подготовки специалистов и формирование необходимых региональных компонентов современной модели выпускника образовательного учреждения СПО обязательно должно предполагать формирование гуманистической направленности личности студентов - будущих специалистов, которое проявляется в достойном самоутверждении, в выборе гуманных средств педагогического воздействия, в нацеленности на потребности личности обучаемого. Формирование личности студентов как субъектов деятельности, должно развивать их самосознание и коммуникативную культуру, креативность, самостоятельность. Необходимость решения указанных задач обуславливает переход системы СПО на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, самой системы СПО и ее влияния на основные общественные процессы.
     Основными направлениями развития СПО являются:
    Обеспечение сохранения потенциала, СПО и дальнейшего развития его  образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;
    Совершенствование системы ОУ СПО, реализующих образовательные программы СПО, расширение доступа граждан к СПО;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.