На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие связной речи у старших дошкольников в процессе рассматривания иллюстраций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ
УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ, ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 
 
 

РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССМАТРИВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 
 

                Курсовая  работа
                по  дисциплине
                «Дошкольная педагогика» 
                студентки группы ДНМ 5з 
                ДЕМИДОВОЙ АЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ 
                специальности ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
                Научный руководитель
                ПОПОВА  ИРИНА ИВАНОВНА 

Работа  защищена «   »   2010г.
С оценкой_________________
Зав. кафедрой педагогики,
дошкольного и начального образования,
кандидат педагогических наук, доцент
ТРУСОВА Е.Л. 

Севастополь 2010

     СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 
       Художественная  иллюстрация - важнейший элемент  книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности  использования ее в процессе эстетического  воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их.
       Актуальность  исследования состоит в том, что  в программах дошкольного обучения «Я в Мире»[26] и «Речевой компонент дошкольного образования» [6] не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития с помощью иллюстраций, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи, посредством иллюстраций, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
       Возникает противоречие между потенциальными возможностями использования иллюстраций в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами иллюстраций.
       Общетеоретические вопросы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Л.А. Венгера [8], Л.С. Выготского [9], В.С Мухиной [22], Д. Б. Эльконина [40] и др.
       Определенный вклад в разработку методики использования книжной иллюстрации в индивидуальной и коллективной работе с иллюстрацией к книге внесли: М.М. Алексеева [3], А.Г. Арушанова [4], А. Билан [5], А.М. Бородич [7], Н.С. Карпинская [16], О. С. Ушакова [35].
       Цель исследования: определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами иллюстраций.
      Объект  исследования – развитие связной речи старших дошкольников.
      Предмет исследования – содержание, методы и приёмы работы по развитию связной речи дошкольников в процессе рассматривания иллюстраций.
      Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
    1. Раскрыть  понятие и сущность связной речи, ее формы и особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
    2. Дать характеристику иллюстрациям как средству развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
    3. Выявить задачи и содержания работы по развитию связной речи детьми старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания иллюстраций.
    4. Провести обследование речи детей и определить уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
    5. Разработать  критерии и показатели развития  связной речи старших дошкольников.
    5. Разработать и апробировать систему занятий с использованием методов и приёмов работы по развитию связной речи детей старшего возраста средствами рассматривания иллюстраций.
    6. Проанализировать и обобщить результаты экспериментальной работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста в процессе рассматривания иллюстраций.
       Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что содержание и методика работы по развитию связной речи старших дошкольников посредством рассматривания иллюстраций определяются возрастными и индивидуальными особенностями восприятия детьми иллюстраций, овладением умениями вести диалог по содержанию иллюстрации, составлять по нему связные монологические высказывания; уровни развития связной речи в процессе рассматривания иллюстраций будут повышаться, если обеспечить: систематичность проведения занятий, индивидуальный подход, использование наглядного материала, учет возрастных особенностей детей.
       При рассмотрении состояния исследуемой  проблемы использовались такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической литературы для изучения теоретического аспекта развития связной речи у старших дошкольников средствами иллюстраций; комплексный метод диагностики речевого развития для выявления состояния связной речи детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент, направленный на развитие связной речи старших дошкольников средствами иллюстраций; наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных для анализа эффективности проведенного педагогического эксперимента.
 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ  РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССМАТРИВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

      Понятие и сущность связной речи, ее формы
 
     В ходе своего развития речь детей тесно  связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
     К концу дошкольного возраста при  определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
     Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это: «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [29, 58]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
     Связная речь – это такая речь, которая  отражает все существенные стороны  своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
     В методике термин «связная речь» употребляется  в нескольких значениях:
     1) процесс, деятельность говорящего;
     2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
     3) название раздела работы по  развитию речи.
     Как синонимические используются термины  «высказывание», «текст». Высказывание, по мнению А.М Бородич, – это: «… и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки» [7, 90].
     Основная  функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
     Диалогическая речь представляет собой особенно яркое  проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Г. А. Урунтаева отмечает: «Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора» [37, 34]. Речевые клише облегчают ведение диалога.
     О.И. Соловьева дает определение понятию: «монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям»[33, 53]. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
     Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется  внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам  говорящий. Диалогическая речь стимулируется  не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
     Следовательно, монологическая речь является более  сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует  специального речевого воспитания.
     Монологическая речь это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь — это организованный вид речи. Говорящий программирует не только каждое отдельное высказывание, но и всю свою речь, весь «монолог» как целое. Выделяют несколько видов монологической речи: определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение, вопросо-ответ (Рисунок 1.1).
       
 
 
 
 

Рисунок 1.1 – Виды монологической речи
     Задачами  развития монологической речи детей  старшего дошкольного возраста являются: учить детей логично и последовательно строить рассказ без повторов, пауз, жестов; учить придумывать названия текста, употреблять разные художественно-поэтические выражения, фразеологические обороты, обращения, прямую речь; учить составлять описательные рассказы, загадки, составлять сюжетные рассказы по содержанию картины на заданную тему; учить строить рассказы из собственного опыта, творческие рассказы по опорным словам, продолжать историю, начатую воспитателем. Детей учат пересказывать содержание сказки близко к тексту, развивать оценочную и пояснительную речь, учить анализировать собственные рассказы и рассказы своих товарищей (Рисунок 1.2).
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.2 – Задачи развития монологической речи
     Развитие  связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить  самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. Содержание работы по развитию связной речи в процессе рассматривания иллюстраций представлено в таблице №1.1. 
 
 
 
 
 

Таблица №1.1
Содержательная  характеристика работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе рассматривания иллюстраций (по программам ДУУ) 

Содержание работы по развитию связной речи в процессе рассматривания иллюстраций
Речевой компонент дошкольного образования «Я в мире»
    овладевает контекстныой монологичной речью;
    составляет разные виды рассказов: описательные, сюжетные творческие (рассказы сообщения, раздумья, пояснения, этюды);
    пересказывает художественные тексты;
    составляет рассказы по плану воспитателя и самостоятельно;
    рассказывает про события из собственной жизни, по смыслу картины, художественных произведений, на тему игровой и вымышленной ситуации;
    использует  искусство для выражения своих  знаний, мыслей, чувств, отношений;
    понимает и одобрительно относится к разным видам искусства;
    имеет элементарные личные эстетические критерии;
    сформированы зачатки художественного вкуса: имеет свои литературные, музыкальные, изобразительные вкусы;
    ознакомлен с родной культурой, уважает традиции своей семьи и страны, проявляет интерес к культуре других народов Украины и мира;
    характеризуется правильным звукопроизношением;
    понимает значение речи  для человека;
    использует язык в разных целях;
    эффективно общается на родном языке; получает удовольствие от чтения (взрослым и собственного);
    имеет сбалансированный словарный запас по каждой сфере жизнедеятельности;
разговаривает грамотно, употребляет простые и сложные  предложения
 
     В «Речевом компоненте дошкольного образования» как результат обучения детей  на протяжении дошкольного возраста определяется овладение детьми умениями понимать и воспринимать композицию литературного произведения, различать и выделять структуру и основные способы художественной выразительности, которые необходимы для построения рассказа, самостоятельно составлять рассказы, владеть связной речью и уметь самостоятельно высказать свою мысль о художественном произведении, рассказ.
     В «Речевом компоненте дошкольного образования» заложены результаты монологической компетенции  дошкольников. Ребенок осваивает  контекстную монологическую речь. Составляет различные виды рассказов: описательные, сюжетные, рассказы-сообщения, раздумья, пояснения, этюды, пересказывает художественные тексты, составляет рассказы и по плану воспитателя.
     Базовые программы дошкольного образования  «Речевой компонент дошкольного образования» и «Я в мире» предусматривают в себе, что речевое развитие, знания, умения ребенка являются конечным результатом развития на этапе дошкольного образования и комплексно характеризуют речевое поведение ребенка.
     Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
     В большинстве случаев ситуативная  речь имеет характер разговора, а  контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин: «неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер» [40, 78].
     В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. В частности Н.В. Елкина считает, что не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения, это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» [14, 22].
     Развитие  обеих форм связной речи играет ведущую  роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное  место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
     Н.В. Елкина подчеркивает, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить [14].
     Таким образом, связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

      1.2 Особенности развития  связной речи детей старшего дошкольного возраста

     Речь  маленького ребенка формируется  в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности» [35, 135].
     Программа воспитания в дошкольном учреждении предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.
     Анализ  психологической литературы позволил нам сделать вывод о том, что процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит насколько этапов формирования речи.
     Исследования  свидетельствуют о смене трех форм общения на протяжении последнего этапа. Первая из них – ситуативно-деловое общение, о котором мы уже говорили. В первое время после возникновения речь остаётся ситуативной: ребенок обозначает словом элементы данной наглядной ситуации (предметы, действия с ними), слово становится неким условным голосовым указательным жестом. Лишь очень постепенно подводная часть слова заполняется содержанием и открывает для детей возможность разорвать узы одной частной ситуации и выйти на простор широкой познавательной деятельности. Появление у детей первых вопросов о скрытых свойствах вещей, а также о предметах и явлениях, отсутствующих в данное время или в данном месте, знаменует переход ребенка от ранних ситуативных форм общения к более развитым внеситуативным формам.
     Первой  становится форма внеситуативного  познавательного общения. Основные параметры внеситуативного познавательного  общения следующие:
    - в рамках этой формы контакты детей с взрослыми связаны с познаванием и активным анализированием ими объектов и явлений физического мира или «мира предметов» [40,185], по терминологии Д.Б. Эльконина;
    - содержанием потребности в общении является их потребность в уважительном отношении взрослого;
    - среди разных мотивов общения ведущее положение занимают познавательные, воплощенные для ребенка в эрудиции и осведомленности взрослого человека;
    - основным средством общения здесь служит речь.
     Таким образом, третий этап развития речевого общения состоит в том, что дети овладевают понятийным наполнением слова и потому учатся применять его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации. Одновременно дети учатся произвольно регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности. Речевая деятельность может после этого развиваться дальше в относительной независимости от непосредственного процесса живого общения ребенка с конкретным взрослым. Но нельзя забывать, где кроются истоки речевой деятельности, нельзя упускать из виду, что своими корнями речевая деятельность уходит в деятельность общения.
     В ходе своего развития речь детей тесно  связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
     К концу дошкольного возраста при  определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
     По  данным Мухиной и Л.А. Венгера [8], у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.
     З.М. Истомина [12] считает, что ситуативность речи у старших дошкольников заметно снижается. Это выражается, с одной стороны, в уменьшении количества указательных частиц и наречий места, заменявших другие части речи, с другой стороны, в уменьшении роли изобразительных жестов при рассказывании. Словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности.
     По  данным А.М. Леушиной [14], по мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью. Это свидетельствует о ведущем значении усвоения грамматических форм родного языка. Данная форма речи характеризуется тем, что ее содержание раскрывается  в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. Контекстной речью ребенок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в дошкольных учреждениях детям приходится излагать более отвлеченное содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых.
     Ребенок дошкольного возраста в этом направлении  делает лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.
     Не  менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер [40]. Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.
     А.М. Леушина [14] считает, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.
     Следовательно, развитие речи ребенка происходит в три этапа. На первом этапе ребенок еще не умеет понимать речь окружающих взрослых и не умеет говорить сам, по здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап -  этап возникновения речи. Заключительный этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения. У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
     У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

      1.3 Характеристика иллюстраций  как средства развития связной речи детей дошкольного возраста

      Различные авторы, в том числе знаменитые литературные критики А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе, все они выступали с критическими рецензиями на литературу и иллюстрацию, утверждая, что хорошая, полноценная художественная иллюстрация — это помощница литературы в нравственном и эстетическом воспитании ребенка.
      К. Д. Ушинский считал иллюстрацию в  детской книге одним из важнейших  средств воспитания и обучения детей  и выдвигал перед иллюстраторами требование органически сочетать познавательное начало в детской книге с началом  художественным. Однако не всегда художественный уровень иллюстраций отвечал высокому уровню русской литературы для детей. Прижизненные издания книг К. Д. Ушинского «Детский мир» и «Родное слово», знаменитой «Азбуки» и русской книги для чтения Л. Н. Толстого, поэм и стихотворений Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», «Крестьянские дети» и др., сказок и рассказов В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» и др. не всегда находили достойное воплощение в иллюстрациях [4].
      Лучшие  же примеры иллюстраций в русской  детской книге второй половины XIX в. связаны с творчеством таких выдающихся художников-реалистов, как В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. В. Нестеров. Однако и участие великих живописцев в иллюстрировании книг для детей не способствовало появлению изданий цельных и органичных в художественном отношении. Рисунки и акварели этих художников были глубокими по содержанию и мастерскими по исполнению, но книги, в которых они печатались, были изданы скромно, почти бедно по сравнению с изданиями Вольфа, например. Серая бумага или простая бумажная обложка без графического оформления зачастую портили общее впечатление от издания.
      Иллюстрациям  как фактору речевого развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но, во всяком случае, они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.
      Рассматривание  иллюстраций в раннем детстве  преследует цель:
      1) упражнение способности к наблюдению;
      2) поощрение  сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);
      3) развитие речи ребенка.
      Художественная  иллюстрация - важнейший элемент  книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь значительную роль играет.
      Особенно  важна книжная иллюстрация для  дошкольников. Книга для ребенка  начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для  их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами, необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.
      Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, по словам Ф.А.Сохина: «… прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства» [31,68]. Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Именно поэтому, работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. Исходя из психологических особенностей дошкольников, детская книга всегда проиллюстрирована, и поэтому руководить ее чтением без понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным.
      По мнению М.М. Алексеевой: «рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод в развитии речи детей. Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй» [2,54].
      Основным  художественным средством искусства  иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления.
      Исследователь Н. А. Стародубова [31], установила некоторые особенности узнавания детьми изображенного образа. Так, для детей 3-4 лет основным признаком узнавания изображенного образа является форма, цвет же имеет второстепенное значение. Для детей пятого года жизни цвет начинает играть основную роль в узнавании, а для детей шестого года жизни цвет является таким же важным признаком при узнавании изображенного образа, как и форма.
      Педагогическое  руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным  средствами книжной графики, значительно  повышает уровень художественного  восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них.
      Рассматривание  книжных иллюстраций позволяет  обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. В тех  случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.
      Знакомство  детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует  художественный вкус, дает простор  воображению и собственному творчеству детей, способствует развитию речи.
      Значение  иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка, по мнению О. И. Соловьевой [33], основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.
      Восприятие  детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного  содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно выявить в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений. Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения.
      Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного  в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, дошкольникам легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.
      И наконец, последнее средство - это отражение иллюстрацией языка литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Поэтому так важно научить ребенка чувствовать язык искусства, соответствие между стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.
      Таким образом, книжная иллюстрация как  особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, способствует развитию речи, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.
      Картинам, в том числе и иллюстрациям, как фактору умственного и  речевого развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи.
      Большинство восприятий ребенка становится его  достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь иллюстрации специально предназначены  для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.
      Большая радость, которую доставляют ребенку, начиная со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятий у него проявляются  уже начатки функций высшей формы  — чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста.
      Занятиям  с детьми по рассматриванию иллюстраций принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
     При работе с иллюстрацией, по словам О. Ушаковой, прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, пробуждает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия, акцентируя внимание на то, что «рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая речь у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным» [35, 54].
     Направленность  внимания на выразительность в изображении  событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается, прежде всего, в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.
     Занимаясь с детьми 3-4 лет, уточняет О.И. Соловьева: «важно, прежде всего, привлечь их внимание к иллюстрации. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя» [36, 89].
     Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых  имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
     Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
     Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом.
     Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки. Можно, например, организовать игру в "магазин", где продаются открытки, и дети будут сами выбирать их.
     Весной, после того как в старшей группе систематически проводилось рассматривание картин, хорошо устроить в групповой  комнате или в зале выставку. Когда выставка готова, воспитатель предлагает посмотреть ее. Дети свободно переходят от одной картины к другой и рассматривают их. Воспитатель прислушивается к высказываниям детей, проверяет, помнят ли они ранее виденные картины, замечают ли то, что для них ново. Затем он объединяет детей и обходит с ними всю выставку. Дети говорят, какие картины они больше любят, какие лучше помнят, более внимательно рассматривают новые картины, высказываются об их содержании.
     Итак, в дошкольном учреждении используются следующие формы, методы и приемы ознакомления детей с иллюстрацией: рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, иллюстраций. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
     В дошкольном учреждении, в групповой комнате или зале, устраиваются выставки художественных произведений на ту или иную тему или из произведений. Воспитатель внимательно выслушивает рассказы детей о виденном. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к иллюстрации, вызывает внимание к ним. Рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая речь у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным.

     Выводы  к 1 главе

      Связная речь – это речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
     Диалогическая речь представляет собой особенно яркое  проявление коммуникативной функции языка. Монологическая речь это развернутый, организованный вид речи.
      Монологическая  речь стимулируется внутренними  мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая  речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.
      К основным видам монологов относят: определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение, вопросо-ответ. Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты
      Рассматривание  книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей. Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится.
      В ряде работ психологов и педагогов  анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций  в детской книге.
      Педагогическое  руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительным средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Помимо речевого развития, знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
     Знакомство  детей с рисунками художников-иллюстраторов  осуществляется как на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим, так и на специальных занятиях по развитию речи. Специфика этой работы требует от педагога определенного рода знаний, некоторой специальной подготовки. Решение этой задачи требует планомерной и постоянной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. В старшей группе у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к изобразительному искусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа формируют простейшие представления о средствах художественной выразительности.
      Книжная иллюстрация способствует развитию речи, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. С помощью иллюстраций к художественным произведениям можно решать все задачи обучения родному языку и развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать материал творчества.
 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССМАТРИВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

      2.1 Обоснование и содержание критериальной характеристики по определению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

 
      Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного  учреждения №127 города Севастополя в старшей группе: экспериментальная №1, контрольная №2, возраст детей 5-6 лет. Количество детей и в той и в другой группе составило по 12 человек.
      Целью констатирующего этапа экспериментального исследования явилось выявление уровней сформированности навыков применения связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе рассматривания иллюстрации.
      Задачами  констатирующего эксперимента:
      - разработать критерии и показатели развития связной речи старших дошкольников в процессе составления рассказа по иллюстрациям;
      - в ходе обследования речи определить и охарактеризовать уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе составления рассказов по иллюстрациям.
      Критерии и показатели оценивания развития связной речи посредством рассматривания иллюстраций были нами определены, исходя из содержания программы дошкольных учреждений по линии речевого развития (формирование монологической компетенции). С этой целью нами проведен анализ программ дошкольного воспитания «Я в мире» и «Речевой компонент дошкольного образования». Основной задачей анализа явилось то, как в программах освещаются задачи по развитию связной речи и обучению детей рассказыванию по иллюстрациям.
      Для экспериментального исследования мы избрали методики, при помощи, которых определили уровень развития связной речи старшего дошкольного возраста предложенные А. Билан [5].
     Для оценки уровня развития связной речи, в детских высказываниях анализировались их содержательность, последовательность, особенности речевого оформления. При этом использовались следующие критерии:
      Когнитивный критерий с показателями: узнавание иллюстраций, понимание детьми иллюстраций, восприятие разных видов иллюстраций;
      Репродуктивно-речевой  критерий с показателями: полнота воспроизведения содержания иллюстрации, соответствие рассказа по иллюстрации художественному тексту, наличие в рассказе образных выражений и средств художественных образов, адекватность содержания художественного текста;
      Творческо-речевой  критерий с показателями: самостоятельность рассказа, творческая импровизация текста с иллюстрациями, рисование и рассказы по собственным рисункам.
      Распределение заданий для исследования различных критериев уровней развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице №2.1.
Распределение заданий для исследования различных критериев
уровней развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста  Таблица №2.1
Критерии Показатели Задания
1 2 3
Когнитивный узнавание иллюстраций, понимание детьми иллюстраций,
восприятие разных видов иллюстраций;
Задание 1. С какого произведения иллюстрация?
Репродуктивно-речевой Полнота воспроизведения содержания иллюстрации, соответствие  рассказа по иллюстрации художественному  тексту,
наличие в рассказе образных выражений и средств  художественных образов, адекватность содержания художественного текста.
Задание 2. Подбери  иллюстрацию к прослушанному  тексту.
 
Продолжение таблицы №2.1
1 2 3
Творческо-речевой  критерий Самостоятельность рассказа, творческая импровизация текста с иллюстрациями,
рисование и  рассказы по собственным рисункам.
Задание 3. Назови иллюстрацию
 
     Задание 1. «С какого произведения иллюстрация?».
      Цель: Изучить узнавание произведений детьми по иллюстрациям.
      Материал: иллюстрации к сказкам «Лисичка-сестричка  и волк-панибрат» (художник Харук  О.), «репка» (В. Мельниченко), «Руковичка» (К. Лавро), «Коза-дереза» (О. Базилевич), иллюстрации к стихам «Что за зверь?», «Бобер» (В.О. Сутеев,), конверт, лист.
      Проведение  исследования. Экспериментатор говорит детям, что к ним пришло письмо от дедушки-сказочника, который просит помочь освободить золотую рыбку от Нептуна, и вспомнить названия сказок и стихов по картинкам.
      Задание 2. Подбери иллюстрацию  к прослушанному  тексту.
      Цель: выявить умение детей соотносить содержание художественного произведения с иллюстрацией.
      Материал: иллюстрации к сказкам Репка, Пан Коцкий, Рукавичка, коза-дереза, кривая уточка, Лисичка-сестричка и  волк-братец.
      Проведение  исследования: педагог читает фрагмент из сказки и просит детей подобрать  к сказке иллюстрацию.
      Задание 3. «Назови иллюстрацию»
      Цель: Изучить умение детьми называть иллюстрации.
      Проведение  исследования. Детей просили рассмотреть по очереди иллюстрации, представить себя художниками и дать название каждой из них.
      Материал  задания №3 приведен в таблице №2.2 
 
 

Материал  для задания №3  Таблица №2.2
Название сочинения Автор Художник Отображение эпизода Содержание  иллюстрации
1 Лисица и  Журавль И. Франко
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.