На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административная школа управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  

Введение 3
Глава 1. Сущность школы административного  управления 5
      1.1. Место школы административного управления в развитии идей теории управления 5
    1.2. Административная теория А. Файоля 12
    1.3. Бюрократическая теория организации 14
Глава 2. Значение административной школы в современном менеджменте 22
      2.1. Использование  идей административной школы  в западных компаниях 22
      2.2. Особенности  административного менеджмента  в России 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки. Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
     Теория и практика управления производством в ХХ в. формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, таких как математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением  
научно-технического прогресса. Все сформировавшиеся школы в управлении внесли значительный вклад в развитие науки об управлении.  Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Актуальность заключается еще в том, что многие современные крупные коммерческие компании следуют в своем управлении постулатам административной теории управления.

     Цель  курсовой работы — проследить развитие теоретических изысканий административной школы управления.
     Задачи курсовой работы:
      Охарактеризовать сущность школы административного управления;
      Выявить теоретические аспекты бюрократической теории организации;
      Проанализировать административную теорию А. Файоля;
      Раскрыть значение административной школы в современном менеджменте
     История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений.
     Организации, как группы людей, объединившихся для  достижения определений цели, существуют столько же, сколько существуют люди. Однако управление организацией было признано самостоятельной сферой деятельности только в начале XX столетия с появлением массового промышленного производства.
     Теория  и практика управления по-разному  и с разной скоростью развивались  в разных странах. Однако, при анализе  эволюции менеджмента, как правило, рассматривают американский опыт. Разделение эволюционного процесса на этапы достаточно условно, так как они перекрываются во времени и пересекаются по содержанию. Сами этапы называют либо "подходами" к управлению, либо "школами", если данную концепцию связывают с какой-либо личностью.
     Объект  исследования ? исторические школы в теории управления.
     Предмет исследования ? основные идеи административной школы управления. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Сущность школы административного  управления 

1.1. Место школы административного управления в развитии идей теории управления 

     К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:1
     1. Подход с позиций выделения  4 различных школ. Здесь выделяют  школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов.
     2. Процессный подход.
     3. Системный подход.
     4. Ситуационный подход.
     Как это часто бывает в науке, приверженцы  каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Однако практика управления показала, что приемы, которые оказались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. В то же время изучение эволюции управленческой мысли полезно тем, что позволяет увидеть и понять логику познания управленческих отношений.
     Школу научного управления (1885-1920) чаще всего  связывают с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри  Гантта. В тоже время во многих исследованиях отмечается, что начальной точкой отсчета современной науки управления является работа президента “Эйле энд Таун Манифактуринг” Генри Р. Тауна “Инженер как экономист”, представленная Американскому обществу инженеров. В своей статье Таун отметил, что управление работой не было организовано и в большинстве случаев велось интуитивно. У менеджеров, сказал Таун, нет ассоциаций, посредством которых они могли бы обмениваться опытом, и нет научной дисциплины в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы или теории.
     Возникновение административной (классической) школы  управления связывают с именем А.Файоля. Условный временной период: 1920-1950 гг. Его характерные черты: развитие массового машинного производства; усложнение изделий и технологий их изготовления; увеличение интенсивности труда: преимущественное изготовление бытовых, а не военных изделий; насыщение товарного рынка; развитие конкуренции. 
Представителями административной школы были предложены подходы к управлению организацией в целом - универсальные принципы управления. Были выделены общие характеристики организаций, наличие которых должно обеспечить успех организации. Прежде всего - наличие рациональной организационной структуры, а также более рациональное разделение управленческой деятельности на планирование, координацию, распоряжение, организацию и контроль. В то время как ранее управленческая деятельность разделялась на управление финансами, производством, маркетингом.

     Предложенные  ими основные принципы иерархической организационной структуры (единоначалия, соответствия полномочий и ответственности, мотивации, скалярная цепь, подчиненности личных интересов общим, корпоративный дух и т.п.) не потеряли своей значимости до сих пор.
     При этом представители административной школы также "не очень заботились о социальных аспектах управления" и рассматривали человека как часть технической системы.
     Среди представителей школы человеческих отношений называют М.П. Фоллетт, Т.Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегора, Ф. Герцберга и др. Условный временной период: 1930-1950 гг. - по настоящее время. Характерные черты: качественное усложнение производственных технологий; рост монотонности труда; рост среднего уровня образованности рабочих; проявляется конфликт между рабочими и менеджерами (противоречие между физическим и умственным трудом); развиваются научная психология и социология.
     В отличие от предыдущих, представители  школы человеческих отношений рассматривали  человека на производстве не как придаток машины, а как личность. Ими были предложены различные концепции, объясняющие мотивы человека к повышению производительности труда. Школа разработала методы управления межличностными отношениями. Изучались различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникаций, лидерства и т.п. в организации.
     Однако, представители этой школы ошибочно считали, что успех организации  зависит только от правильной мотивации  персонала. 
Вклад "количественной" школы (школы количественных методов) в развитие менеджмента связан с развитием математики, статистики и других точных наук. Условный временной период: 1950 г. - по настоящее время. Характерные черты: развитие прикладных направлений в точных науках; появление вычислительной техники.

     Представители этой школы ввели в практику менеджмента  моделирование. Модель упрощает реальную (сложную для анализа) ситуацию, сокращая число переменных до управляемого количества. При этом задаются их количественные характеристики.
     Влияние "количественной" школы было меньшим, чем поведенческих школ, т.к. проблемы управления чаще связаны не с техническими аспектами менеджмента, а с человеческими.
     Концепция процессного подхода, применимая ко всем типам организаций, возникла в  рамках классической школы. Функции управления в ней рассматриваются как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, как серия непрерывных взаимосвязанных действий. В ходе эволюции менеджмента предлагались различные классификации функций, однако в конечном итоге все они сводятся к четырем основным: планирование, организация, мотивация, контроль. Функции управления имеют две общие характеристики: они требуют принятия решений и обмена информацией (коммуникаций). Процессный подход к управлению организацией положен в основу международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г., которые устанавливают регламентированные требования к управлению организацией.
     Применение  теории систем в менеджменте в  конце 50-х годов явилось важнейшим  шагом в развитии науки управления. Системный подход не следует рассматривать как набор отдельных руководств или принципов для менеджеров - это способ мышления по отношению к организации и управлению.
     Концепция системного подхода рассматривает  взаимозависимость отдельных частей организации, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. В отличие от других, системный подход рассматривает организацию как открытую систему, на входе которой информация, материалы, трудовые и финансовые ресурсы, на выходе - продукция или услуги. Концепция системного подхода рассматривает взаимозависимость организации и окружающей среды, однако она не ранжирует элементы этой среды по степени воздействия на организацию. 
Традиционные школы управления пытались установить наиболее рациональные принципы управления через оптимизацию функций управления. Это рассматривается как научный компонент управления. Применение же этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, которым овладевают через опыт, пробы и ошибки.

     Вклад ситуационного подхода в теорию управления - использование прямого приложения науки управления к конкретным условиям.
     Основой ситуационного подхода к управлению является именно конкретная ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые  существенно влияют на организацию  в данное время. Поскольку в основе под-хода ситуация, то чрезвычайно важно наличие "ситуационного мышления" у менеджеров: хотя общий процесс управления одинаков, специфические приемы, которые должен использовать менеджер, могут и должны варьироваться.
     Административный управленческий подход (1920-1950) был направлен на совершенствование управления организацией в целом. Целью приверженцев административного подхода было создание универсальных принципов управления. Представители административной школы в управлении, а именно – А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе.
     Один  из наиболее видных представителей административного  подхода Анри Файоль (1841-1925) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Кроме того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко используются в современной теории и практике управления. Файоль считал, что управление не является врожденным талантом, а представляет собой искусство, которому можно научить, а менеджеры могут развиваться посредством тренировки. Файоль первым перестал рассматривать управление как “исключительную привилегию” высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей. По существу Файоль создал основы общей теории управления.
     Приблизительно  в одно время с Файолем немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) сформулировал свои идеи об идеальном управленческом подходе для больших организаций. На его взгляд, без разветвленного бюрократического аппарата крупное капиталистическое производство вообще не в состоянии правильно функционировать. Он понимал бюрократию как профессионализм в сфере управления, основанный на овладении не только необходимыми навыками, но и особого рода рациональным знанием. Вебер считал, что в сфере управления выбор возможен лишь между бюрократией и дилетантизмом (дилетант – любитель, занимающийся каким-либо искусством или наукой без специальной подготовки; поверхностно знакомый с какой-либо областью науки или искусства). Суть его идей выражена в семи основных характеристиках идеально формализованной организации:
     1. Разделение труда, при котором власть и ответственность четко определены для каждого работника и узаконены как официальные обязанности.
     2. Бюрократическая система иерархична, т.е. каждое вышестоящее должностное  лицо властвует над нижестоящими  по служебной лестнице и в свою очередь подчинено более высокопоставленному чиновнику.
     3. Все члены организации подбираются  на основе технической квалификации  посредством формальных экзаменов  или путем обучения.
     4. Должностные лица назначаются,  а не избираются.
     5. Административные должностные лица работают за фиксированную плату и являются “карьерными” служащими.
     6. Административные должностные лица  не являются собственниками компании, где они служат.
     7. Административные чиновники имеют  право регулировать деятельность  своих подчиненных. Эти правила должны быть безличными и применяться во всех случаях.
     Вебер стремился деперсонализировать  многие управленческие функции в  надежде, что результативное единообразие может способствовать доброжелательному и справедливому отношению ко всем рабочим. Он также считал, что его “рациональная, зависимая и предсказуемая система” обеспечит удовлетворительное исполнение многих однообразных организационных задач, а иерархия, власть и бюрократия лежат в основе всех социальных организаций.
     Среди основных достижений классической школы управления следует признать:
     1. Развитие принципов управления.
     2. Описание функций управления.
     3. Систематизированный подход к  управлению всей организацией.
     Однако  бюрократическая модель управления несла в себе и весьма серъезные дефекты социального характера: она формировала тенденцию нивелирования людей (приведения к одному уровню). В этих условиях рабочим практически не требуется заниматься решением постоянно возникающих производственных, технологических и иных проблем, незачем прибегать к любого рода творческим поискам, поскольку большинство решений по разным вопросам жизни принимаются в управленческом центре и доводятся до работников по скалярной цепи распоряжения в форме директив, подлежащих неукоснительному распоряжению. Такая модель больше всего подходит к армейским условиям. 

1.2. Административная теория А. Файоля 

     Французский инженер и предприниматель Анри Файоль {1841-1925) создал так называемую административную теорию управления. Он утверждал: управлять — значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Управление, по его мнению, включает такие виды деятельности: техническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную.
     Его теория состоит из двух частей:
    функций управления, которые отвечают на вопрос, что делает руководитель (он выделяет всего пять функций: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль). Функции, которые выделил Файоль до сих пор считаются основными в менеджменте. Он положил начало структурно-функциональному подходу в управлении. Он называется так потому, что все функции расписаны по уровням управления – каждому свои и в разном объёме. Существовавшую до него линейную структуру управления он дополнил функциональными службами.
    принципы управления, отвечающие на вопрос как руководитель это делает
     Файолю  принадлежит  высказывание  о  том,  что  управлять,  значит,  вести  предприятие  к  его  цели,  извлекая  возможности  из  всех  имеющихся  в  распоряжении  ресурсов.
     Одной  из  основных  целей   административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, организация несомненно добьется успеха.
     Принципы  управления – это основные правила, определяющие настроение и функционирование системы управления, а также – важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.
     Файоль  сформулировал 14 основных принципов управления.
     Не  все принципы одинаково важны. К  главным он, например, причислял  единство командования и единство руководства. Эти принципы можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Это — необходимое условие единства действия, координации сил, сложения усилий. Тело с двумя головами в социальном мире, как и в животном, — чудовище. Ему тяжело жить.
     Ещё один из важных, по мнению, Файоля принципов - дисциплина. «Дисциплина составляет главную силу армий». «Я, утверждает Файоль, безусловно, принял бы этот афоризм, если бы он сопровождался таким пояснением: «Дисциплина — это то, во что ее превращают начальники». Первый афоризм внушает уважение к дисциплине, что, конечно, хорошо, но в нем можно проглядеть ответственность начальников, что уже было бы плохо».
     1.    Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в отдельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального использования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.
     2.  Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.
     3.  Дисциплина. Предполагает выполнение достигнутых соглашений между фирмой работником. Одной из главных задач руководителя организации является установление соглашений, связывающих фирму и работника, из которых возникают дисциплинарные формальности, т. е. Правила поведения работников в конкретных ситуациях.
     4.  Единоначалие. Каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.
     5.  Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться под руководством одного начальника и в соответствии с единым планом.
     6.  Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. Интересы государства должны быть выше интересов граждан.
     7.  Вознаграждение – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством применения методов мотивации. Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет. Обычно это материальное вознаграждение, т. е. Все выплаты, полученные сотрудником за время работы. Самое распространенное из таких выплат – заработная плата, премия – это форма материального поощрения, непосредственно связанная с качеством работы сотрудника или финансовыми успехами всей организации.
     Существует  также целый ряд нематериальных форм поощрений:
     -    продвижение по службе;
     -    предоставление возможности для дальнейшего поощрения;
     -    получение более ответственных заданий.
     Все эти способы основаны на принципе мотивации, т.е. повышение заинтересованности работника в своем труде.
     8.  Централизация – это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.
     9.  Скалярная цепь (иерархия) – это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга. Следует помнить, что специфика современного управления требует наличия наряду с иерархией широкой сети горизонтальных связей. Единственной организационной системой, отвечающей требованиям этого принципа, является линейная организационная система управления. Все остальные организационные системы предусматривают наряду с вертикальными управленческими связями наличие широкой горизонтальной сети для информационных обменов между подразделениями, находящимися на одном уровне управления.
     10.  Порядок. Файоль подразделял порядок на материальный – «всему свое место и все на свое место» и социальный – «каждому свое место и каждый на своем месте».
     11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.
     12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации и ведет к дополнительным издержкам. Текучесть кадров одновременно является причиной и следствием плохого управления.
     13. Инициатива. Разработка плана и  его успешная реализация. Этот  принцип требует от руководителя  поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.
     14. Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников. Файоль обращал внимание на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Он подчеркивал, что руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.
     Считая  предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, указывал, что  их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив она всегда остается открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении.
     Файоль  разделял  администрирование  на  шесть  основных  групп  управленческих  операций,  к  числу  которых  относятся:
     1.      Технические и технологические – изготовление  готовой продукции.
     2.      Коммерческие – закупка сырья  и полуфабрикатов,  реализация  готовой продукции.
     3.      Финансовые – привлечение и распределение заемных средств и инвестиций.
     4.      Охранные – обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности  его работников.
     5.      Учетные – бухгалтерский  учет  и  отчетность,  инвентаризации,  аудиторские  проверки  и  т.п.
     6.      Административные – управление  персоналом.
     Руководство  вышеперечисленными  операциями  в  совокупности  Файоль  обозначал  термином  «общее  управление». Однако  основным  предметом исследований  были  лишь  административные  операции.  Остальные пять  групп операций  Файоль  рассматривал  исключительно как объект  воздействия административной  функции.
     «Файоль  ставил  задачу – научить  промышленных  администраторов такому  управлению  занятыми  на  предприятии рабочими,  которое обеспечивало  бы  наибольшую  индивидуальную  и коллективную  производительность  труда путем концентрации  их  «воли»  в одном,  строго  определенном  направлении,  указанном  предпринимателем.  Последнее  требует  создания  науки  об  управлении  людьми,  опирающейся  на  «тщательное  изучение  и  научное  экспериментирование»2.
     Для  работы  с  персоналом  большое  значение  имеют  личные  качества  менеджера.  Файоль  разработал  перечень  таких  качеств:
      физическое  здоровье;
      интеллектуальные  способности;
      моральные  качества;
      образование;
      умение  работать  с  людьми;
      компетентность  в  деятельности  предприятия.
     Файоль  подготовил  ряд  советов  и  рекомендаций  для  начинающих  менеджеров.  Вот  основные  из  них3:
      дополняйте  свои  технические  знания  умением  управлять;
      получайте  дополнительные  знания  в  процессе  общения  с  руков
      контролируйте  свои  слова  и  поступки  в  процессе  общения  с  подчиненными,  не  делайте несправедливых  замечаний;
      не  злоупотребляйте  доверием  начальника;
      старайтесь,  как  можно  объективнее  подходить  к  оценке  окружающих  вас  людей,  по  возможности  избегайте  в  своих  суждениях  критики;
      постоянно  занимайтесь  самообразованием,  старайтесь  быть  в  курсе  последних  научных  достижений.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.