На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы развития инновационной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию 
ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет 
Факультет управления и региональной экономики

     Кафедра экономики предприятия и инновационной  деятельности 
 
 
 
 

Доклад
по дисциплине «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
на тему
«Проблемы развития инновационной деятельности» 
 
 

Работу  выполнил:
Cт. гр. МТБ-091
Белозуб Светлана Валерьевна
Работу  проверил:
ассистент
Кафедры ЭПИД
Азмина  Юлия Михайловна 

Волгоград, 2011
Оглавление
Введение 3
Проблемы инновационной деятельности 6
Современные аспекты инновационной деятельности 13
Актуальные направления государственного регулирования 16
Основные направления активизации инновационной деятельности 18
Содействие международному сотрудничеству 21
Заключение 25
ЛИТЕРАТУРА 26
 


     Введение

     Научно-технический  прогресс, признанный во всем мире в  качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении  новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
     Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений  корпораций до государства, в целом  призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую  политику.
     Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов  субъектов Федерации по определению  приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности  процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при  осуществлении внешнеэкономических связей.
     Основные  цели государственной инновационной  политики в Российской Федерации:
     - содействие повышению инновационной  активности, обеспечивающей рост  конкурентоспособности отечественной  продукции на основе освоения  научно-технических достижений и  обновление производства;
     - ориентация на всемерную поддержку  базисных и улучшающих инноваций,  составляющих основу современного  технологического уклада;
     - сочетание государственного регулирования  инновационной деятельности с  эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного  механизма, защитой интеллектуальной  собственности; 
     - содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному  трансферту технологий, международному  инвестиционному сотрудничеству, защита  интересов национального инновационного  предпринимательства. 
     С учетом сегодняшнего состояния экономики  России инновационная политика на современном  этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических  укладов в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению  конкурентоспособности продукции. Определяющей особенностью передачи результатов  научных исследований для их освоения в производстве является создание и  развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства.
     Объектом  исследования являются субъекты инновационной  деятельности
     Предметом исследования являются производственные инновации, направленные на совершенствование  производимых товаров или услуг.
 


1. Инновации и их сущность
     Термин  «инновация» был введён в оборот ещё в начале нашего столетия Йозефом  Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области  истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.
     Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.1
     В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Это вызвано  тем, что в рыночной экономике  инновации представляют собой оружие конкуренции, так как инновация  ведет к снижению себестоимости, к снижению цен, к росту прибыли, к созданию новых потребностей, к  притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых  рынков, в том числе внешних.
     Российскими официальными терминами по инновации  являются термины, используемые в Концепции  инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 № 832. Такими терминами являются:
       «Инновация (нововведение)» - конечный  результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде  нового или усовершенствованного  продукта, реализуемого на рынке,  нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого  в практической деятельности. «Инновационная сфера» - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

     2. Проблемы инновационной деятельности

     В настоящее время в России отсутствует  сформировавшая инновационная инфраструктура. Поэтому создание инновационной  инфраструктуры, обеспечивающей высокую  эффективность реализации инновационных  проектов, является важнейшей проблемой, требующей оперативного решения.
     При этом в первую очередь, должен быть решен комплекс проблем, связанных  с:
     - разработкой и развитием инновационной  инфраструктуры в целом как  единого распределенного по регионам  и отраслям механизма научно-технических  нововведений в виде инновационно-технологических  фирм (центров), которые через реализацию  технологии наукоемкого инжиниринга  обеспечивают в короткие сроки  конкурентоспособную реализацию  инноваций;
     - созданием научно-технической базы  инновационной инфраструктуры страны  и регионов, а также разработкой  методических и организационно-нормативных  материалов по научно-техническим  нововведениям. 
     Реализация  комплексных инновационных проектов должна основываться на интеграции лучших мировых достижений в области  автоматизации и компьютеризации  процессов разработки, создания и  управления инновационными проектами. Только в таком случае будет формироваться  уровень инновационной инфраструктуры, обеспечивающий темпы социально-экономического развития, превышающие темпы развития передовых стран мира, что в будущем обеспечит уровень благосостояния, который будет складываться к этому времени в развитых странах.2
     Для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна содержать и решать проблемы следующих свойств:
     - распределенность  по всем регионам  в виде инновационно-технологических  центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать  задачи функционально полного  инновационного цикла со сдачей  объекта инновационной деятельности;
     - универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта  в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики;
     - профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя;
     - конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат.
     Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности;
     - высокий уровень научно-технического потенциала;
     -кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры; 
- финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала);

     - высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата;
     -гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры.
     К сожалению, нет четкой и полной нормативной  базы по интеллектуальной собственности - основного объекта инновационной  деятельности. В последнее время  федеральные министерства делают содержательные шаги в этом направлении. 

     Статистические  данные
     Валовой внутренний продукт (в  текущих ценах, млрд. руб.)3
2007 2008 2009 2010
33247,5 41276,8 38786,4 44939,2
     В условиях мирового кризиса, когда происходит падение стоимости нефти, экспортные доходы России существенно снижаются, что, в свою очередь, меняет ситуацию с бюджетом и динамикой изменения  ВВП.
     Стоимость нефти уже в конце 2008 года начала активно снижаться, в декабре  она упала ниже 40 дол. за баррель. Предпосылки для продолжения  кризиса видны уже сейчас. Падение  промышленного производства в ноябре 2008 года по сравнению с ноябрем 2007 года составило 8,7%. В результате сокращения объемов строительных работ выпуск строительных материалов снизился в октябре на 4,1%, а в ноябре на 14,9.
     В декабре 2009 года ВВП снизился по сравнению с декабрем 2008 года на 0,7%. Главными причинами сокращения ВВП эксперты называют падение доходов населения и инвестиций в экономику страны. При этом экономисты отмечают, что затормозить падение ВВП в декабре 2009 года удалось только за счет роста бюджетных расходов .
     В декабре 2008 года по сравнению с декабрем 2007 года инвестиции в основной капитал  сократились на 2,3%, тогда как еще  в ноябре наблюдался их рост на 3,9%. Основная причина сокращения инвестиций —  недоступность банковского финансирования на фоне роста процентных ставок и  дефицита ликвидности, во многом спровоцированного  пошаговой девальвацией рубля . Вслед  за падением инвестиций реальные располагаемые  доходы населения в декабре 2008 года сократились на 11,6% (в ноябре 2008 года сокращение составило 6,2%, а в 2008 году — рост на 2,7% после роста на 12,1% в 2007 году). Реальная зарплата же в декабре 2008 сократилась на 2%, тогда как  еще ноябре 2008 года наблюдался ее рост на 3,9%. В 2008 году реальная зарплата выросла  на 9,9% против роста на 17,2% в 2007 году.
     Число организаций, выполнявших  исследования и разработки по субъектам РФ4
  2007 2008 2009
Российская  Федерация 3957 3666 3536
Центральный федеральный округ 1536 1445 1383
Северо-Западный федеральный округ 606 533 518
Южный федеральный округ 355 321 316
Приволжский федеральный округ 585 549 532
Уральский федеральный округ 233 220 211
Сибирский федеральный округ 464 429 410
Дальневосточный федеральный округ 178 169 166
На основе статистических данных можно сделать  вывод, что в 2007г. преимущество выполнявших  исследований приходилось Центральному и Северо-Западному округу, а уже  в 2009 г. место лидирующих округов  по разработкам заняли Центральный  и Приволжский федеральный округ. Также видно, что значительно уменьшилось с 2007г. по 2009г. число организаций в Дальневосточном федеральном округе.
     При анализе численности малых предприятий  следует различать две цифры, характеризующие разные величины: количество зарегистрированных и количество действующих  предприятий. Количество действующих  малых предприятий служит основой  для создания генеральной совокупности объектов статистического наблюдения и последующего отбора предприятий, включаемых в выборочное обследование. Количество зарегистрированных определяет число, на которое распространяются результаты выборочных наблюдений.5
     Инвестиции  в основной капитал (в части новых  и поступивших по импорту основных средств) представляют собой совокупность затрат на новое строительство, расширение, а также реконструкцию и модернизацию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта  и относятся на добавочный капитал  организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, затрат на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.
     Инвестиции  в основной капитал  малых предприятий  по субъектам Российской Федерации, млн. руб.6
  2007 2008 2009
Российская  Федерация 120469,1 171321,7 259074,5
Центральный федеральный округ 29666,2 38999,6 50827,8
Северо-Западный федеральный округ 12956,6 15478,4 20975,7
Южный федеральный округ 23926,8 31686,2 47467,2
Приволжский федеральный округ 24119,9 38440,6 61686,9
Уральский федеральный округ 10546,7 12601,9 21062,2
Сибирский федеральный округ 14616,6 27251,2 45369,8
Дальневосточный федеральный округ 4636,3 6863,9 11684,8
 
 
 
Государственные и муниципальные  образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования (по видам)
  2007 2008 2009
Все образовательные  учреждения высшего  профессионального  образования      
число образовательных учреждений 658 660 662
в них  студентов, тыс. человек 6208,4 6214,8 6135,6
Университеты      
число образовательных учреждений 346 350 345
в них  студентов, тыс. человек 4571,2 4596,8 4530,1
Академии      
число образовательных учреждений 166 165 177
в них  студентов, тыс. человек 903,2 880,2 915,4
Институты      
число образовательных учреждений 146 145 140
в них  студентов, тыс. человек 733,9 737,8 690,1
 
     Анализируя  статистические данные по Государственным  и Муниципальным образовательным  учреждениям, видно, что с 2007г. по 2009г. преобладают университеты в них  наибольшее число обучающихся студентов, принятых студентов и выпущенных специалистов по сравнению с другими  видами образовательных учреждений.  Число институтов за период 2007-2009гг. было сокращено, что сказывается  на сокращении в них студентов  и выпущенных специалистов
 


     3. Современные аспекты инновационной деятельности

     В российской экономике наблюдается  возрастающая потребность в переходе на инновационный путь развития. Становится все более очевидным, что без  опоры на инновации не удастся  одержать победу над экономической  и технологической отсталостью  страны, повысить ее конкурентоспособность  на мировых рынках.
     Это требует создания условий для  опережающего, инновационного развития России. Несмотря на достижения российской экономики в части повышения  ее устойчивости, обеспечения высоких  темпов роста, остается отставание отечественного производства от мирового уровня технико-технологического прогресса. Экспортная ориентация отечественной  экономики на природное сырье  обусловлена не только его богатыми запасами и высокими мировыми ценами.
     Малочисленность изготовляемых в России видов  конкурентоспособной продукции  машиностроения, приборостроения, так  же как и продуктов глубокой переработки  добываемого в стране углеводородного  сырья, удовлетворяющих по показателям  качества требованиям мировых стандартов, служит главным препятствием полноценного проникновения страны на внешние  рынки. Исключение представляют отдельные  образцы оборонной техники. Консервативное отношение к восприятию технических  и технологических инноваций  было в значительной степени свойственно  советской экономике. Подразумевалось, что переход к рыночным отношениям, активизация конкуренции между  товаропроизводителями стимулирует  интерес предприятий, компаний к  инновациям в технике и технологии, организации производства.
     Одна  из весомых причин наблюдаемой ситуации кроется в недостаточном внимании к поиску эффективных путей решения  проблемы, повышения инновационной активности со стороны органов государственного управления экономикой. Реальные институты и инструменты государственного регулирования инновационных процессов используются слабо. Также недостаточна направленность бюджетного распределения финансовых ресурсов, федеральных и региональных целевых программ, кредитно-банковской и налоговой системы, государственных преференции на развитие технико-технологического прогресса, производственных и управленческих инноваций. Кроме того, остается невысоким научно-методическое обеспечение государственного управления инновационными процессами в условиях, отражающих специфику функционирования национальной экономики.
     В качестве основных причин неблагоприятной ситуации можно выделить следующих:
     - инновационная деятельность во  всех ее фазах сопряжена с  длительным сроком ожидания и  высоким риском неполучения прогнозируемого,  ожидаемого конечного результата, в связи с чем рыночные субъекты хозяйствования в России предпочитают не связываться с инновационными проектами и концентрировать свою деятельность на сделках, приносящих уверенную прибыль за короткий период времени;
     - осуществление инновационных проектов  требует значительных затрат, отвлечения  на продолжительное время масштабных  финансовых ресурсов в виде  инвестиций в научные исследования  и разработки, опытное производство, испытания. Малые венчурные фирмы  такими средствами не обладают, а привлечь кредитный банковский  капитал, неохотно предоставляемый  им даже под высокий процент,  весьма трудно;
     - зарождение инноваций в виде  идей, замыслов, их исследовательское  обоснование, проектное воплощение  и практическое подтверждение,  реальное применение требуют объединения и координации работ в рамках единого цикла «наука-техника-производство». Организовать согласованное функционирование всех звеньев этой цепи часто не под силу одной организации.
     Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители  продукции или услуг постоянно  вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки  сбыта. Поэтому предприятия, первыми  освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед  конкурентами.
     Важным  условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение  инновационных инвестиций, вложение собственных денежных средств, структурная  организация инновационной деятельности на предприятии. Привлечение инвестиций является основным способом финансирования инновационной деятельности, для  этого предприятие должно иметь  высокую финансовую устойчивость и  ликвидность. В силу сложившегося финансового  кризиса в стране данный метод  будет нерентабелен. Можно использовать привлечение собственных средств, но при этом будет большой риск неполучения желаемого результата, так как вложения осуществляются на долгосрочный период.
     Для осуществления предприятием инновационной  деятельности, оно должно иметь такие  структуру и настрой, которые  способствовали бы созданию атмосферы  предпринимательства и восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов. Основной организационный  принцип для инновации заключается  в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.
     Необходимо  назначить работника, персонально  ответственного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное  выявление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной  деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприятий. Вложения в разработку инноваций  не должны включаться в регулярно  проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. Таким образом, в условиях сложившегося финансового  кризиса развитие инновационной  деятельности на предприятии достаточно проблемно.
     Преодолеть  отмеченные трудности на основе действия рыночных механизмов, без государственного регулирования и поддержки в  условиях все еще несовершенного российского рынка способны только крупные трансконтинентальные корпорации энергетического, нефтегазового, металлургического  комплексов.

     4. Актуальные направления государственного регулирования

     Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, являются следующие:7
       1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.
     2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.
     3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития.
     4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.
     Анализ  степени и результативности государственного воздействия на активизацию инновационной  деятельности и придание инновационной  направленности производственно-экономическим  системам и процессам в России позволяет выделить следующие актуальные направления государственного регулирования технико-технологического прогресса:
     - возрождение угасающей государственной  или государственно поддерживаемой  автономной научно- исследовательской  инфраструктуры, инициирующей и  генерирующей продуктивные научные  идеи, способствующие их воплощению  в инновационные проекты;
     - формирование спроса и государственного  заказа на инновационные товары  и технологии широкого применения, в том числе двойного назначения, используемые в оборонных и гражданских отраслях;
     - создание благоприятного инвестиционного,  налогового климата, патентной  среды, способствующих притоку  инвестиций в инновации;
     - организация государственной или  поддерживаемой государством системы  страхования рисков инвестиционно-инновационной  деятельности;
     - государственное кредитование либо поддерживаемое государственными гарантиями банковское кредитование инновационных процессов.
     Ведущую роль в инновационном развитии экономики  России призваны играть федеральные  целевые программы. Количество инновационно- ориентированных федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, весьма велико. Однако это еще не означает их эффективной отдачи. Реальный уровень бюджетного финансирования программ – немногим более 50% годовых назначений, а эффективными оказываются примерно 20% из общего состава программ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.