На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционный суд РФ - орган конституционного контроля

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...2
    История формирования и развития Конституционного Суда Российской Федерации
      Понятие и значение конституционного контроля………………………4
    1.2.    Образование Конституционного Суда РФ……………………………….6
    Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ
    2.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда…………………9
    2.2. Полномочия Конституционного Суда…………………………………….15
    2.3. Решения Конституционного Суда ………………………………………..19
    Принципы конституционного судопроизводства……………………….22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список  использованной литературы……………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Одним из элементов государства, претендующего  на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного общественно-политического строя, системы законности и защиты интересов граждан, должен быть конституционный контроль.
       Конституционный контроль, как специальный вид государственной деятельности, призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.
       Государство создает для этих  целей специальные органы –  органы конституционного контроля. В нашей стране это Конституционный Суд Российской Федерации.
       Создание Конституционного Суда  России и появление конституционного  судопроизводства, как формы конституционного  контроля – одно из важных  достижений судебно-правовой реформы  в России. Именно это обстоятельство  дало толчок к формированию независимой судебной власти, занимающей самостоятельное место в системе ветвей государственной власти РФ.
     Впервые в истории России, богатой «традициями» беззакония и несправедливости, создан орган, призванный защищать права человека от произвола власти. Надо учесть, что это самый совершенный современный институт со всеми его плюсами и минусами, который осуществляет не просто правосудие, а конституционное правосудие. Его наличие – одно из условий формирования правового государства, где господствует закон, равный для всех граждан.
       Хочется отметить, что рассмотрение выбранной темы вызывает определенные сложности. Это связано, прежде всего, с тем, что пока еще не велик опыт работы Конституционного Суда. Главной же проблемой здесь является недостаточная наработка отечественной правовой наукой теоретической базы для развития конституционного правосудия.
           Выбор данной темы объясняется ее актуальностью на современном этапе развития законодательства нашей страны, изобилующего множеством коллизий и противоречий.
           Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и  принципы организации  Конституционного  суда  России. 
           В  задачи   работы входит:
     - определение  понятия  конституционного  контроля  и  его места в системе власти современного правового государства;
     - определение полномочий Конституционного  суда  Российской Федерации  как   специализированного   органа   конституционного контроля  и рассмотрение  некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
     -  описание  процедуры  избрания  членов  Конституционного суда, их полномочий и обязанностей;
     - описание организации деятельности  Конституционного суда;
     - определение  демократических   принципов   современного конституционного судопроизводства в России.
     Судьба  конституционного судопроизводства складывалась в нашей стране не просто, и её нельзя рассматривать в отрыве от истории развития института конституционного контроля. 
 
 
 
 

1. История формирования  и развития Конституционного  Суда Российской  Федерации 

1.1. Понятие и значение  конституционного  контроля 

     Конституционный контроль является необходимым атрибутом           демократически организованного государства. Он - важнейший           элемент построения правового государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением эволюции  правовой  системы.
       Целью органов конституционного  контроля Российской Федерации  является защита основ конституционного  строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции государства на всей его территории.
     Система конституционного контроля имеет свои корни в российской истории, в том числе, в виде судебного контроля, который осуществлялся Верховным судом СССР в 20-е-30-е годы.
     Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля: парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный суд.1
     Роль  и компетенции органов конституционного контроля в разных государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности - проверка конституционности нормативных актов. В этом заключается основная функция и российского Конституционного суда как важнейшего специализированного органа конституционного контроля.
     Итак, главнейшим органом конституционного контроля в Российской Федерации  является  Конституционный  суд  РФ.  В Федеральном законе о Конституционном суде РФ 1994 г. было снято определение Конституционного суда РФ как высшего и, таким  образом,  устанавливалось  формальное равенство всех органов конституционного  надзора. Однако  объем  и  содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда, рассматривающего  дела  о  конституционности  законов  и  других нормативных актов, решающего споры между органами государственной власти объективно предопределяют его положение как высшего органа конституционного контроля.
     Подробно  полномочия Конституционного суда РФ будут рассмотрены ниже, пока же заметим, что одной из самых важных его задач в современных  условиях, как подчеркивают отечественные юристы, является нейтрализация влияния во многом двойственного и несовершенного характера  российской  Конституции, отразившего переходное состояние нашего общества, на   общественную  и государственную жизнь России.2
     В целом же, как показывает исторический опыт, институт конституционного контроля приживается только в той системе общественных отношений, которая ориентируется на демократические правовые  ценности.  В  условиях  же  тоталитарных  политических режимов он отторгается или мимикрирует.
     Следовательно, расширение полномочий и механизмов воздействия  нашего отечественного органа конституционного контроля, речь о которых пойдет ниже, можно рассматривать, как предоставленный нашей стране  реальный шанс занять достойное место в системе цивилизованных правовых государств. 
 
 
 
 

1.2. Образование Конституционного Суда РФ 
 

     Конституционный Суд Российской Федерации был  учрежден в 1990  году. Согласно закону РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции  (основного закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 года статья 119 Конституции была изложена следующим образом: «Конституционный Суд РСФСР избирается Съездом народным депутатов РСФСР. Порядок избрания и деятельности Конституционного Суда  РСФСР определяется законом РСФСР о Конституционном Суде РСФСР, утверждаемым Съездом народных депутатов РСФСР».3
     Дальнейшее  развитие это положение получило в 1991 году, когда  законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР» от 24 мая 1991 года во 2-ю часть 163 статьи было  введено упоминание о Конституционном Суде  РСФСР как части судебной системы  РСФСР. Этим же законом была введена первая часть статьи 165, гласящая:  «Конституционный Суд РСФСР является высшим судебным органом  Конституционного  контроля  в РСФСР, осуществляющим судебную власть   в форме Конституционного судопроизводства. Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей».3
     Первый  закон, детально регламентирующий деятельность  Конституционного Суда – закон «О Конституционном Суде РСФСР» был принят 12 июля 1991 года на V внеочередном Съезде народных депутатов РСФСР.
     Фактически  Суд начал действовать в январе 1992 года. С этого времени  и до сентября 1993 года им было рассмотрено 27 дел, из них 19 – по ходатайствам о проверке Конституционности проектов и 8 – по  индивидуальным жалобам граждан. Конституционным Судом были  признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации полностью или частично 2 постановления Съезда народных депутатов   Российской Федерации, шесть законов и постановлений Верховного Совета Российской Федерации, два постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации, восемь указов Президента Российской Федерации, четыре акта высших органов государственной власти республик в составе Российской Федерации.
     В своих решениях Конституционный  Суд последовательно отстаивал  принцип разделения власти как основы Конституционной организации   государства, согласно которому каждая ветвь власти имеет определенные  полномочия и не вторгается в компетенцию других ветвей. Следуя данному  положению, Конституционный Суд тщательно следил за тем, чтобы органы законодательной и исполнительной власти не вторгались в компетенцию  друг  друга, а также в компетенцию органов власти.
     В деятельности Конституционного Суда нашел  свое отражение  и  важнейший конституционный принцип – уважение прав и свобод человека и гражданина. Это относилось как к делам по проверке Конституционности  различных  правовых актов, так и делам по индивидуальным жалобам граждан.
     События сентября-октября  1993  года прервали относительно   плавное течение политического процесса в стране.  Указ  Президента  от  21  сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной Конституционной реформе   в   Российской Федерации» прекратил осуществление законодательной, распорядительной   и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской  Федерации и Верховным Советом Российской Федерации.
     Под угрозу было поставлено и существование  Конституционного  Суда, который признал указ Президента № 1400 неконституционным и  поддержал Верховный Совет. В Указе Президента  от  7  октября  1993  года  №  1614  «О Конституционном Суде Российской Федерации» было сказано, что Конституционный Суд “оказался в глубоком кризисе.  Дважды  в  течение 1993 года он своими поспешными действиями  ставил  страну  на  грань  гражданской войны”.4
     Конституционному  суду в прямой форме было запрещено  «созывать заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации».
     В результате референдума 12 декабря 1993 года был одобрен проект  новой Конституции Российской  Федерации,  который  подтвердил  за  Конституционным Судом право на самостоятельное существование, хотя его компетенция,  порядок формирования и состав были значительно изменены.
     А еще через 7 месяцев 21  июля  1994  года  вступил  в  силу  Закон  «О Конституционном Суде Российской Федерации»  ставший  точкой  отсчета  нового этапа существования данного органа государственной власти.
     Первая  статья  действующего  закона  определяет  Конституционный   Суд Российской  Федерации  как  «судебный   орган   Конституционного   контроля, самостоятельно  и  независимо  осуществляющий  судебную  власть  посредством Конституционного судопроизводства.
     В соответствии со статьями 4 и 9, определяющими состав суда  и порядок его формирования в конце 1994 года был начат процесс  формирования  полного состава Конституционного Суда, завершившийся в феврале 1995 года.
     Тем  самым  было  положено  начало  реальному  функционированию  модели Конституционного строя России, базирующегося на принципе народовластия,  как основе  государства,  федерализме  государственном  суверенитете,  правах  и свободах человек, как  высшей  ценности,  верховенстве  права,  политическом плюрализме,   разделении   властей,    многообразии    форм    экономической деятельности, полноправном участии России в мировом сообществе. 

    Структура и организация  деятельности Конституционного Суда РФ
 
      Состав  и порядок образования  Конституционного Суда
 
     Полномочия, порядок образования и деятельности  Конституционного  Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.)
     Согласно  действующему законодательству Конституционный  Суд РФ  состоит из 19 судей5, назначаемых на должность Советом Федерации по  представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою  деятельность при  наличии  в  его  составе  не  менее  3/4  от  общего  числа судей.6
     Представление   Президента   РФ   готовится   и   вносится   с   соблюдением установленного порядка.
     Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на  должность  судьи Конституционного Суда РФ в срок  не  позднее  четырнадцати  дней  с  момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном  порядке  тайным  голосованием.
     Назначенным на должность судьи Конституционного Суда  РФ  считается  лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов  (депутатов) Совета Федерации.
     Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в  возрасте  не  моложе  40 лет и со стажем работы по юридической  профессии  не  менее  15  лет.  Судья Конституционного  Суда  назначается на срок 12 лет.  Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельный возраст пребывания в должности  судьи  -  70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется  семьдесят лет.
     В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.
     Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных  заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат - судьи, входящие  в  их состав. Пленарный состав палат не должен  оставаться  неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.
     В пленарном заседании Конституционный  суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела, которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:
     - Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;
     - Толкование Конституции Российской Федерации;
     - Вынесение заключений о соблюдении  установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
     - Утверждение посланий Конституционного суда;
     - Решение вопросов о выступлении  с  законодательной инициативой по вопросам своего ведения.7
     В  ходе  пленарных  заседаний  Конституционный  суд  также избирает Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает Регламент Конституционного суда и  вносит  в  него   изменения   и   дополнения;   устанавливает очередность рассмотрения дел в  пленарных  заседаниях,  а  также распределяет  дела   между   палатами;   принимает   решения   о приостановлении   или    о    прекращении    полномочий    судьи Конституционного Суда,  а  также  в  случае  необходимости  -  о досрочном   освобождении   от   должности   Председателя,    его заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д.
     В заседаниях палат Конституционный  суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии  Конституции   Российской Федерации  следующих нормативных актов:
     -  федеральных  законов,  нормативных   актов   Президента России, Совета Федерации,  Государственной  Думы,  Правительства Российской Федерации;
     - законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных по  вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;
     - договоров между органами государственной  власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также  договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
     - не вступивших в силу международных  договоров  Российской Федерации.8
     Конституционный суд в  заседаниях  палат  по  рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав  и свобод граждан  и  по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего   применению   в   конкретном   деле.
     В  пленарном  заседании   Конституционного   суда   тайным голосованием  большинством  голосов  от   общего   числа   судей избирается  Председатель  -  сроком  на  три  года,  заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного суда.
     Председатель Конституционного суда РФ выполняет  следующие функции:
     - руководит подготовкой  пленарных  заседаний Конституционного суда, созывает их и заседательствует на них;
     -  вносит на  обсуждение  Конституционного  суда  вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
     -  представляет Конституционный суд  в сношениях с государственными органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
     -  осуществляет общее  руководство  аппаратом Конституционного суда.
     Председатель  Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.
     В обязанности  заместителя  Председателя  Конституционного суда входит осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию,  а  также  обязанностей,  возложенных  на  него Судом.
     Судья-секретарь  Конституционного суда осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.
     После возобновления деятельности Конституционного  суда  в 1995 г. структура его аппарата  была  усовершенствована.  В ней можно выделить две составляющие части: первая из них -  это  так называемый  аппарат  судей.  При  каждом   судье   состоят   три работника,  призванных  помогать  непосредственно ему   и   ему подчиненных (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-секретаря по численности выше.)
     Вторая  часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений  (Управление конституционного надзора,  Управление конституционных    программ   частного  права,  Управление международного права и  т.д.).9  В их  задачи  входит  первичное ознакомление с поступившими обращениями,  подготовка  экспертных заключений  по  принятым  к   рассмотрению   делам, подготовка аналитических материалов. В секретариате имеются   также подразделения, занимающиеся организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией.  Секретариат Конституционного  суда  осуществляет  информационно-справочную, аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в предварительном порядке и в случаях, когда  они  не  затрагивают вопросов, требующих изучения судьями.
     Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
     По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности  рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д.
     Говоря  об организации деятельности Конституционного суда РФ,   следует   еще   упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве  такого  института как особое мнение судьи Конституционного  суда.10  Особое  мнение  судьи,  не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением  Суда.  Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с  представлением судьей  его  собственного  мнения,  ибо  на Суд возлагается обязанность  немедленно публикации только     решения Конституционного суда. Российские правоведы,  однако,  считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна, так  как эта мера дает возможность познакомиться не только с взглядами на проблему конкретного представителя  судебных органов, но и способствует дальнейшему  развитию  всего  судопроизводства  на демократических началах.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Полномочия  Конституционного Суда
 
 
     Полномочия  Конституционного Суда Российской Федерации,  определенные  в Законе, можно подразделить на 7 групп.
     Важнейшими  являются полномочия Конституционного Суда по   проверке соответствия Конституции Российской Федерации иных правовых актов.  Ст.  125 устанавливает, что подобный контроль производится Конституционным  Судом  по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной  пятой  членов  Совета  Федерации или Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской  Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     Основанием  для запроса в Конституционный  Суд Российской  Федерации о проверке Конституционности правовых актов или их отдельных  положений могут служить либо мнение заявителя о том, что они не являются  подлежащими действию из-за неконституционности, либо его мнение о том, что они подлежат действию, вопреки официальнопризнанному решению   федеральных органов государственной власти или высших органов государственной  власти  субъектов Российской Федерации или их должностных лиц об отказе  принять  и  исполнить эти акты, из-за их  несоответствия  Конституции  Российской  Федерации  (ст. 85).
     Во  вторую группу полномочий Конституционного Суда Российской  Федерации входит разрешение споров о компетенции органов  государственной  власти различного уровня. Сюда относятся споры между различными  федеральными органами государственной власти, споры между федеральными   органами государственной власти и органами государственной власти   субъектов Российской Федерации, а также споры между высшими  органами  государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Возбуждать  подобные дела могут любые участвующие  в споре  стороны, перечисленные в п.  3 ст. 125 Конституции  Российской  Федерации.  Формой обращения в подобных случаях является ходатайство.
     Наделение Конституционного Суда Российской  Федерации  данными полномочиями служит интересам единства Российской Федерации  и  защиты  прав субъектов  в составе Российской Федерации. Споры о компетенции Конституционный суд рассматривает, руководствуясь исключительно установленным в Конституции  Российской  Федерации  принципом разделения государственной власти  на  законодательную,  исполнительную  и  судебную  и разграничения полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Третью  группу составляют полномочия, связанные  с толкованием Конституции. Именно Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать объективный смысл Конституции, присущую ей   функцию рационализации и стабилизации социума и ограничения государственной власти в  смысле  возможности  ее  вторжения  в  сферу  индивидуальной автономии личности и гражданского общества и их конкретных проявлений.
     Ни  один другой орган государства кроме  Конституционного Суда  не  может давать официального и обязательного для федеральных органов  государственной власти и органов государственной  власти  субъектов  федерации, должностных лиц и граждан толкования Конституции Российской Федерации.
     К важнейшим полномочиям Конституционного Суда Российской  Федерации относятся полномочия, связанные с рассмотрением  конституционности  законов по жалобам на нарушение  конституционности прав и свобод граждан. Данные полномочия позволяют более реально гарантировать соблюдение прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции.12
     Существуют 2 основания для подобного обращения:
     1) если закон затрагивает  права   и  свободы  граждан, закрепленные  в Конституции;
     2) если закон должен быть применен  или был в применении  в   конкретном деле,  которое  было начато или завершено  в  суде  или   другом, уполномоченном на то органе.13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.