На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ товарооборота

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     РЕФЕРАТ 

     Объем 75 с., 5 схем, 12 таблиц, 24 источника литературы.
     Планирование  товарооборота предприятия.
     Ключевые  слова: товарооборот, факторы, анализ, планирование, управление.
     Предметом исследования является система управления товарооборотом.
     Объектом: ОДО «Коллант».
     Целью работы является обоснование системы  управления товарооборотом и его  значения; проведение анализа товарооборота  базового торгового предприятия  и выявление резервов его роста; разработка стратегического плана  развития предприятия на перспективу.
     В процессе работы был проведен анализ товарооборота, произведен расчет планируемого товарооборота на 2004 год и разработана  стратегия развития товарооборота  предприятия.
     В результате были сделаны следующие  предложения по совершенствованию  управления товарооборотом: распланировать розничный товарооборот по объему и структуре, который обеспечивал бы удовлетворение потребностей населения; конкретизировать тот ассортимент товаров, который пользуется или будет пользоваться в будущем наибольшим спросом у потребителей.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  материал правильно и объективно отражает показатели деятельности предприятия, а все заимствованные теоретические  положения сопровождаются ссылками на их авторов.
     ________________________
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 ОПТОВЫЙ  ТОВАРООБОРОТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ 

1.1 Понятие,  экономическая сущность, состав  и значение товарооборота…………………………………………………………………….6
1.2 Факторы,  определяющие объем т структуру  товарооборота……………..19 

2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА  ОДО «КОЛЛАНТ»
2.1 Экономико  – организационная характеристика  предприятия……………34
2.2 Анализ  оптового товарооборота………………………..…………………..37
      Расчет и оценка факторов, влияющих на оптовый товарооборот……….43
3 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ТОВАРООБОРОТА
3.1 Планирование  как основной метод управления  товарооборотом …………53
3.2 Составление прогнозных расчетов по ОДО «Коллант»…………………...67 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………….72

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………75

 

     ВВЕДЕНИЕ 

      По  мере насыщения рынка товарами и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно закупать товары в объеме, который оно может реально реализовать.
     Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики поступательное развитие товарооборота может быть достигнуто только через оптимальное сочетание интересов торговых организаций и целенаправленного государственного регулирования основных параметров сферы обращения. Механизм государственного регулирования - важное средство содействия формированию развития товарооборота в рамках национальной экономики. Прогрессивным шагом на пути построения адекватной рыночным условиям системы управления товарооборотом в республике стало установление на государственном уровне прогнозируемого размера роста его физического объёма на предстоящий год.
     На  практике приоритет в регулировании  развития товарооборота на государственном  уровне был отдан ежеквартальному  контролю выполнения установленного прогнозного показателя. Следствием этого стало применение административных форм ответственности к торговым предприятиям, недостигшим прогнозных показателей, что можно охарактеризовать как возрождение командно-административных методов управления.
     Одна  из главных задач управления товарооборотом предприятия состоит в том, чтобы наиболее точно определить в условиях неопределенности, что и в каких количествах можно продавать на рынке. Для торгового предприятия эта задача сводится к тому, чтобы определить, что нужно закупать, выбрать те изделия, которые пользуются или будут пользоваться в будущем наибольшим спросом у потребителей, и обеспечить получение необходимой прибыли.
      Реальным  стимулом развития товарооборота может  стать оптимальное соотношение цен на различные виды товаров с учётом динамики спроса на них. Действующая в Беларуси система ценообразования заставляет покрывать убытки, связанные с реализацией социально значимых товаров путём установления предельных уровней торговой надбавки по всем остальным группам товаров. Остаётся незадействованным весь спектр ценовых регуляторов ускорения товарооборачиваемости и роста объёмов реализации за счёт привлечения дополнительных покупателей. С другой стороны низкий уровень рентабельности (около 1%) при высоком уровне инфляции практически лишает торговые предприятия источников собственных оборотных средств, долгосрочных инвестиций в развитие.
      Темпы роста объема реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому планирование и анализ товарооборота имеет большое значение. Его основные задачи: оценка степени выполнения плана и динамики; определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения реализации продукции и снижения издержек обращения; разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
     При этом обеспечение предприятия ресурсами  – необходимое условие бесперебойного процесса, безусловного выполнения плана по реализации продукции. Успех деятельности предприятия в значительной степени зависит от количественного и качественного его обеспечения ресурсами, рациональности их использования, полноты использования ресурсов, создания условий для хранения как ресурсов так и готовой продукции и качества реализуемой продукции.
     Поэтому основной целью прогнозных расчетов на плановый период является определение  оптимального уровня, при котором  возможно наращивание объемов реализации и прибыли без уменьшения высокого качества обслуживания покупателей.
    Исходя  из вышесказанного в работе поставлены следующие задачи:
    Исследование сущности товарооборота и его значение на современном этапе;
    Проведение детального анализа товарооборота базового торгового предприятия;
    Планирование и обоснование путей совершенствования товарооборота
 

1 ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ 

 
     
      Понятие, экономическая сущность, состав и значение товарооборота
 
     Товарооборот  представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.
     Товарооборот  относится к числу важнейших  народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально-экономические  процессы, происходящие в жизни страны. Товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
     В сфере товарного обращения товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
     Товарооборот  — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем  товарной массы, перешедшей из сферы  товарного обращения в сферу  личного потребления.
     Во-вторых, товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров.
     Переход к рыночной экономике обусловил  рост удельного веса негосударственного сектора в торговле. Причиной тому стали приватизация государственной  торговой сети, развитие индивидуального предпринимательства и сети вещевых и продовольственных рынков. Доминирующее положение в торговле в сельской местности занимает система потребительской кооперации Белкоопсоюза, где созданы розничные и оптово-розничные торговые объединения (предприятия) райпо.
     Основными показателями, характеризующими работу предприятий торговли, являются товарооборот и прибыль. В бухгалтерском учете  и отчетности также отражают и  контролируют и такие связанные  с ними показатели, как выручка  от реализации товаров, валовой доход, издержки обращения и рентабельность.
     Переход предприятий торговли на рыночные отношения  изменил оценку их целевой функции, что отразилось на оценке системы  экономических показателей, характеризующих  хозяйственный процесс. Прежде всего это относится к показателю товарооборота.
     Главной целью торговых предприятий в  настоящее время является получение  максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и  необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определённую сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объёма товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительно снижения издержек обращения и расходов на оплату труда.
     Следовательно, одним из основных экономических  показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот – процесс обмена товаров  на деньги. Товарооборот характеризует  процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
    товара как объекта продажи;
    продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
     Товарооборот  торгового предприятия можно рассматривать:
     во-первых, как результат деятельности предприятия  торговли, как его экономический  эффект;
     во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, один из показателей уровня жизни (по классификации ООН).
     Динамика  товарооборота отражает пропорции  между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует  развитие торговой сети.
     От  состояния развития товарооборота зависит и денежное обращение в стране, своевременность выплаты заработной платы, т.к. до 90% всех наличных денег в банк поступает в форме торговой выручки. В современных условиях роль данного показателя существенна и для предприятий, что отражает рисунок 1.1.
     Товарооборот  учитывается в ценах фактической  реализации на момент отпуска товаров, независимо от уплаты денег.
     Фактический товарооборот на предприятиях учитывается  в товарно-денежных отчётах материально  ответственных лиц и прилагаемых  к ним документах, подтверждающих сдачу выручки и расходы, произведённые из выручки. Фактический товарооборот за отчётный месяц будет равен сумме торговой выручки плюс сумма расходов, произведённых из выручки (неотложные хозяйственные нужды и заработная плата). Объём товарооборота в отчётности отражается в действующих ценах. При анализе же, особенно его динамики, определяют физический объём товарооборота, т.е. объём товарооборота в сопоставимых ценах.
 

     
  Объем и  структура товарооборота  
             
  На  макроуровне   На микроуровне  
     
         
  Показатель  социально-экономического развития страны (региона)   Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли  
     
         
  Характеризует состояние потребительского рынка   Фактор  формирования ресурсного потенциала предприятия  
     
         
Индикатор уровня жизни населения   Степень удовлетворенности спроса на конкретном сегменте рынка
     
      Показатель  объема деятельности предприятия и  материализации покупных фондов населения
Характеризуем объем внешней торговли государства с другими странами
 
 
 
  Показатель  состояния  денежного оборота      
 
Рис.1.1. Значение показателя товарооборота  на уровне государства и отдельного торгового предприятия 

     Рост  оптовой торговли, как свидетельствует мировой опыт, определяется следующими значительными тенденциями в экономике: ростом массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных производителей готовой продукции; увеличением объемов производства продукции впрок, а не для выполнения уже заключенных договоров; увеличением числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострением необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
     Основными функциями оптового предприятия  являются: сбыт и его стимулирование, закупки и формирование товарного  ассортимента, разбивка крупных партий товаров на мелкие, складирование, транспортировка, финансирование (при предоставлении в отдельных случаях покупателям права оплаты товара после его реализации или при оплате товара до его поставки, а иногда и до его изготовления), принятие риска, информирование о рынке, о конкурентах, новых товарах, динамике цен, услуги по управлению и консультированию.
     Наличие оптовой торговли в условиях рыночного хозяйства является объективной реальностью и необходимостью.
     Коренное  изменение претерпевают и целевые  ориентиры развития оптовой торговли, как активного коммерческого  посредника, являющегося ключевым звеном в системе товародвижения.
     Целями  развития оптовой торговли являются:
    создание развитой структуры каналов товародвижения;
    поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;
    формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения.
     В условиях рыночного хозяйствования изменяются и функции оптовой торговли – с одной стороны, они усложняются, а с другой персонифицируются.
     Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
     Основными задачами оптового торгового предприятия  являются:
    поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;
    закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;
    формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;
    обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;
    маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;
    информационное обслуживание.
     На  макроуровне оптовая торговля выполняет  следующие функции:
    интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями, по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
    оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
    организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
     Макроэкономические  функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых  торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:
    функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва;
    функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;
    функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;
    функция сглаживания цен;
    функция хранения;
    функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;
    функция кредитования своих клиентов, особенно мелких, розничных предприятий;
    функция маркетинговых исследований рынка и реклама.
     Развитие  рыночных отношений способствует возникновению  новых элементов в деятельности оптовых предприятий. На пример, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.
     Функции оптовой торговли можно подразделить также на 2 вида: традиционные – главным  образом, организационно-технические (организация оптовой покупки-продажи, складирования и хранения запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.
     Организация оптовой купли-продажи является одной из важнейших функций оптовой  торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса и, предлагая товары покупателям, они действуют от лица производителей.
     Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обуславливает  уменьшение числа контактов. В результате покупатель, то есть розничная торговля, экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставка.
     Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов  в опте обходится значительно  дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носит сезонный характер.
     С функцией хранения продукции самым  тесным образом связана функция  преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят подсортировка товаров и их комплектация, дробление и укрупнение партий продукции ее стандартизация. Другими словами, оптовые предприятия преобразуют промышленное предложение товара в ассортиментные группы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в выполнении данной функции особенно актуально в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эффективно лишь при выпуске массовых партий товара, а потребление все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.
     Оптовое предприятие организует завоз товаров  в различные районы страны, благодаря  чему, совершенствуется территориальное  разделение труда. Осуществление транспортной функции опта проявляется при доставке товаров со складов предприятий в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.
     Перечисленные выше осуществляются оптом с момента  его возникновения, то есть обособления  в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности оптовых предприятий не возможно без выполнения ранее не традиционных для них задач, возникающих под влиянием требований рынка.
     В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполнять так называемую информационную функцию. Именно опт, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации и, обобщив и проанализировав ее, передать котрагенту.
     Отечественным оптовым предприятиям предстоит  освоить новую информационную функцию, без которой их деятельность в  условиях рыночной экономики будет  если не невозможна, то, во всяком случае, ущербна.
     Основные  преобразования в организации оптовой  торговли в Республике Беларусь направлены на создание конкурентной среды (демонополизация, приватизация), представление права  ведения оптовой торговли другим юридическим и физическим лицам, создание условий для работы на основе самофинансирования, перестройку деятельности с учетом мирового опыта, то есть от строгого фондирования к продаже товаров.
     Концепция структурной перестройки оптовой  торговли республики предполагает превращение оптовых структур в саморегулирующиеся системы, способные спрогнозировать события на потребительском рынке, создание разнообразных параллельных оптовых предприятий, снятие препятствий на добровольное выделение из оптовых предприятий структурных подразделений, малых форм организации оптовой деятельности, исключение вмешательства в деятельность опта, снятие ограничений на межрегиональный оборот, создание оптово-розничных фирм.
     Основное  назначение оптовой торговли состоит  в организации бесперебойного товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий в обеспечении сбалансированности спроса и предложения. Оптовая торговля накапливает на своих складах определенные товарные ресурсы и снабжает товарами предприятия розничной торговли, общественного питания промышленности и других покупателей. Оптовые предприятия сортируют, фасуют, упаковывают и хранят товары. В условиях рыночных отношений оптовая торговля должна активно способствовать увеличению объема производства, расширению ассортимента и улучшению качества товаров, успешному развитию рыночной торговли, общественного питания, более полному удовлетворению потребностей населения в товарах народного потребления. Оптовые предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать централизованную поставку и кольцевой завоз товаров. В настоящее время на ряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства по объему, ассортименту и качеству поставляемых товаров. Оптовая торговля Республики Беларусь слабо занимается вопросами оптимизации распределения товарных ресурсов по экономическим районам.
     Основная  задача оптовых предприятий –  выявление, изучение и мобилизация  резервов развития товарооборота, улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
     Главным количественным показателем, позволяющим  оценить объемы работы оптового предприятия, является оптовый товарооборот.
     Оптовый товарооборот – это продажа товаров  торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей перепродажи, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения, хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не пе6реходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в сферу производственного потребления. Иными словами, при оптовом товарообороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
     Объем товарооборота, его структура, виды и формы товародвижения, предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.
     В зависимости от использования товарных ресурсов по их назначению различают  три вида оптового товарооборота  по реализации:
    продажу товаров розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;
    межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажу товаров за пределы республики другим суверенным государствам на основе заключенных межправительственных соглашений);
    внутрисистемный отпуск (продажу внутри республики одним оптовым продавцом другому).
     В зависимости от форм организации  товародвижения вышеназванные виды оптового товарооборота делятся  на складской (продажа товаров оптовым  покупателям непосредственно со складов) и транзитный с участием в расчетах – продажа товаров со складов промышленных предприятий непосредственно покупателям минуя склады оптовой базы. При этом расчеты с грузоотправителем осуществляет база, так как, выписывая счет-фактуру на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счет на имя получателя товара с включением в сумму счета оптовой надбавки, определенной по соглашению сторон для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.
     Оптовый товарооборот с участием в расчетах – сумма складского и транзитного  с участием в расчете оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптового предприятия исчисляются  к оптовому товарообороту с участием в расчетах. Складской оптовый товарооборот является основой для планирования товарных запасов, определения потребности в оборотных средствах, в складских помещениях и емкостях.
     Деятельность  оптового предприятия, как и любого другого предприятия на потребительском рынке, направлена на выполнение определенных, при заданных общих условиях стратегических планов, поставленных задач.
     В зависимости от назначения используемых товарных ресурсов, степень завершенности  оптовой продажи различают оптовый  товарооборот по реализации товаров.
     Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров организациям и  предприятиям розничной торговли и  общественного питания, расположенным  в районе деятельности оптового предприятия, поставки товаров для промышленной переработки и промышленного потребления, по фондам спецодежды, спецобуви и т.п. на экспорт. К оптовой реализации относится также стоимость товаров, поставляемых в розницу по прямым договорам в том случае, если оптовое предприятие участвует в организации этихпоставок, поставки внерыночным потребителям на экспорт и по клирингу. Для оптовой реализации характерно, что она завершает движение товаров в оптовом звене и составляет 2/3 валового оптового товарооборота.
     Оптовый товарооборот по реализации характеризует  процесс непосредственной оптовой продажи товаров.
     К показателям, характеризующим оптовый  товарооборот предприятия относятся:
    объем оптового товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
    ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., %);
    однодневный объем товарооборота (руб.);
    объем товарооборота в расчете на одного работника.
     Росту оптового товарооборота способствует рациональная организация товародвижения.
     Организация товародвижения – важный элемент  деятельности оптового предприятия. Правильная организация товародвижения обеспечивает поиск оптимального варианта размещения, хранения и транспортировки товаров с учетом требования рынка за счет минимизации расходов на транспортировку, хранение товарных запасов, ведение складского хозяйства, с учетом их взаимодействия и тех последствий, к которым может привести снижение каждого из указанных видов затрат. Эффективность товародвижения обуславливается также эффективностью управления товарными запасами. 

     1.2 Факторы, определяющие  объем т структуру товарооборота 

     Из  внутренних факторов, влияющих на объём  товарооборота можно выделить три  основные группы.
     1) Факторы, связанные с материально-технической  базой предприятия:
    месторасположение;
    торговая площадь, её удельный вес в общей площади,
    специализация;
    режим работы;
    уровень технического оснащения.
     Прирост торговой площади и более рациональное её использование оказывает благоприятное  влияние на товарооборот.
     2)Факторы,  связанные с организацией торговли:
    формы и методы торговли;
    организация торгово-технологического процесса,
    организация товародвижения.
     3)Факторы,  связанные с организацией труда  оказывают самое непосредственное  влияние на товарооборот. К ним  относят:
    укомплектованность штатов;
    квалификация работников;
    структура штатов;
    текучесть кадров;
    условия труда;
    оплата и стимулирование труда.
     В основном воздействие этих факторов напрямую зависит от компетентности руководства, принимающего управленческие решения, а также от отношения  к своим обязанностям членов трудового  коллектива.
     К внешним можно отнести факторы :
     1) связанные со спросом на товар:
    денежные доходы населения;
    численность и состав населения;
    структура денежных расходов различных социальных групп;
     2) связанные с товарным предложением:
    объём, ассортимент, качество товаров;
    научно-технический уровень производства;
     3) связанные с ценами:
    уровень и динамика цен;
    уровень инфляции;
    соотношение цен на отдельные товары;
    ценовая политика предприятия.
     Главный фактор успешного развития товарооборота  – обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. Товарооборот зависит от поступления товаров и состояния товарных запасов. На его объём оказывает влияние прочее выбытие товаров. Эта зависимость выражается формулой товарного баланса:
     Зн + П = Р + В + Зк,       (1)
     где Зн – запасы товаров на начало отчётного периода;
      П – поступление товаров;
      Р – товарооборот;
      В – прочее выбытие товаров;
      Зк – запасы товаров на конец отчётного периода.
     Влияние показателей товарного баланса  на объём товарооборота можно  определить, применив формулу:
     Р = Зн+ П -В- Зк.             (2)
     Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительно влияют завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления  товаров и отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец периода.
           Важным вопросом является изучение эффективности использования  товарных ресурсов, правильности их распределения  между магазинами и другими торговыми  подразделениями. Основной показатель оценки эффективности использования товарных ресурсов – это товарооборот на один рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле 

                       Этов        Р       .        (3)
                          Зн + П - Зк 

     Этов показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов.
     Далее устанавливаются причины изменения  эффективности использования товарных ресурсов и разрабатываются меры по минимизации прочего выбытия  товаров, оптимизации товарных ресурсов и запасов товаров.
     После изучения влияния на объём товарооборота  показателей товарного баланса  проводится анализ поступления товаров  и организации снабжения ими  торговой сети. Анализ поступления  товаров проводят по предприятию  в целом, по отдельным товарным группам  и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе предприятий – получателей товаров. Для этого используют стоимостные и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних ценах на товары позволяет с большей глубиной проанализировать выполнение плана поступления товаров по ассортименту и качеству, определить влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров.
     При анализе поступления товаров  в разрезе товарных групп изучают  как на предприятии соблюдается  ассортиментный перечень и удовлетворяется спрос покупателей на отдельные товары. Недовыполнение плана поступления по товарам достаточного ассортимента влечёт за собой перебои в торговле и снижение объёма товарооборота. Однако, рост поступления товаров темпами, опережающими увеличение товарооборота негативно сказывается на деятельности предприятия. Это означает, что часть товаров осела в товарных запасах. Необходимо определить причины этих явлений и принять соответствующие меры по улучшению товароснабжения и оптимизации товарных запасов.
     Оптимальные товарные запасы играют важную роль  для торгового предприятия. Они  обеспечивают ритмичную работу, широкий  выбор товаров и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей. Товарные запасы подразделяются на текущие, сезонные и целевые. Текущие запасы являются основными и предназначены для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Поэтому они должны постоянно и равномерно пополнятся. Торговому предприятию необходимо иметь их в количестве на установленное по плану количество дней торговли. Текущие товарные запасы должны быть средними. Поскольку завышенные товарные запасы ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек, связанных с хранением и реализацией товаров, а следовательно – к ухудшению качества или даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле и снижению объёма товарооборота.
     Сезонные  товарные запасы создаются в определённые периоды года. Их образование связано  с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определённых целей (например, для организации встречной торговли при заготовке сельскохозяйственной продукции).
     В деятельности торговых предприятий  текущие товарные запасы рассматриваются  как источник товарного обеспечения  выполнения плана и динамики развития товарооборота с одной стороны  и как составная часть финансового  плана и основа расчёта потребности  в источниках собственных и заёмных средств – с другой.
     В процессе анализа текущих товарных запасов устанавливают, как товарные запасы обеспечивают развитие товарооборота  и бесперебойное снабжение населения  необходимыми товарами; изучают причины  выявленных отклонений фактических товарных запасов от установленных нормативов и принимают соответствующие меры, направленные на оптимизацию товарных запасов. Анализ товарных запасов проводят также в разрезе отдельных товарных групп и товаров (по 35 продовольственным и 61 непродовольственной группам товаров) [4,c.41].
     Норматив  текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует  поквартально в сумме и днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов на квартал в днях одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.
     Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров  со дня их поступления до дня реализации. Время обращения характеризует  среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз произошло обновление товарных запасов в течение изучаемого периода. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое значение: высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы, снижаются потери товаров и другие торговые расходы, сохраняется качество товаров, улучшается обслуживание покупателей, что в конечном итоге положительно сказывается на объёме товарооборота. Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведёт к росту издержек обращения, уменьшению прибыли и как следствие, ухудшению финансового положения предприятия.
     Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости необходимо проанализировать состав товарных запасов и прежде всего залежалых и неходовых товаров. Также анализируют правильность размещения товарных запасов в магазинах. Поскольку если большая часть товаров находится в подсобных складских помещениях – это ведёт к замедлению товарооборачиваемости, образованию залежалых и неходовых товаров. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счёт равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезённых товаров другим торговым предприятиям, совершенствования организации торговли, рекламы и т.д.
     Другой  группой факторов успешного развития товарооборота являются обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность  использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ влияния трудовых ресурсов на торговую деятельность начинают с изучения обеспеченности ими торгового предприятия, укомплектованности штатов продавцов, кассиров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность значительно ниже плановой, то необходимо выявить причины и принять меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности их труда. Изучают также качественный состав работников (обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, возраст и т.д.). Проверяют правильность распределения продавцов по категориям в соответствии со штатами и производственной необходимостью.
     Для оценки уровня затрат труда в торговле можно применить показатель численности торговых работников на одну единицу товарооборота. Этот показатель используют для изучения влияния на рост товарооборота производительности труда, когда увеличение товарооборота обеспечено при сокращении численности работающих. Сравнение фактических данных отчётного периода с плановыми, а также с фактическими данными прошлого периода по показателю численности торговых работников в расчёте на одну единицу товарооборота покажет как изменился уровень затрат труда в торговле и в каком размере прирост товарооборота обеспечен за счёт повышения эффективности труда.
     Повышения эффективности труда можно добиться путём разделения труда, совмещения профессий, должностей, функций, расширения зон обслуживания; сокращения текучести кадров; привлечения на работу лиц на неполный рабочий день; внедрения достижений научно – технического прогресса, научной организации труда, самообслуживания, других прогрессивных форм торговли, совершенствования оплаты труда и т.п.
     На  выполнение плана и динамику товарооборота большое влияние оказывают состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли. Под материально-технической базой прежде всего имеются в виду основные средства (фонды), которые в торговле по принадлежности разделяются на собственные и арендованные. Основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства классифицируются по отраслям народного хозяйства. Непроизводственные основные средства включают здания, сооружения и инвентарь, находящиеся в ведении жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения, культуры, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения. По выполняемым функциям производственные основные средства подразделяются на активные и пассивные. К активным относят машины, оборудование, приборы и тому подобные основные средства, непосредственно участвующие в торгово-производственном процессе. Пассивные основные средства включают здания, сооружения, передаточные устройства и транспортные средства, обеспечивающие нормальное функционирование  активных основных средств. По назначению основные средства торговых предприятий подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и другие виды основных средств.
     Анализ  материально-технической базы торговли начинают с изучения и оценки состава  и структуры производственных основных средств. В торговле происходит перевооружение современными машинами и оборудованием, поэтому их доля в общем объёме основных средств растёт. Однако техническая оснащённость многих торговых предприятий низка. Далеко не полностью удовлетворены потребности отрасли в торгово-технологическом и подъёмно-транспортном оборудовании. В связи с этим стоит задача улучшать использование имеющегося парка машин и оборудования, своевременно оснащать торговые предприятия торговой техникой.
     Далее изучают рациональность использования  площадей торгового предприятия, устанавливают возможности расширения торговой площади за счёт сокращения подсобных и складских площадей, переоборудования и лучшей планировки торгового зала и т.п. Показателем эффективности использования торговой площади является товарооборот на 1 м2 торговой площади. Влияние изменения размера торговой площади на товарооборот определяется умножением товарооборота на 1 м2 за прошлый год на размер изменения торговой площади. Влияние изменения эффективности использования торговой площади на объём товарооборота определяется умножением размера изменения товарооборота на 1 м2 торговой площади на всю торговую площадь в отчётном году. Следует также установить, как магазины обеспечены оборудованием и машинами и насколько эффективно они используются.
       Таким образом, развитие торговой  отрасли во многом определяется  приоритетами государства в области  социальной политики. В силу этого  товарооборот находится под влиянием  множества факторов как внутренних, так и внешних, в том числе  и не поддающихся количественному измерению.
     В 2002 г. в г. Минске функционировало 2,1 тыс. магазинов всех форм собственности. Из общего количества предприятий 51% были непродовольственными, 44% - продовольственными, и 5% - смешанными. Структура магазинов стационарной торговли г. Минска по формам собственности следующая:
     • магазины с государственной формой собственности - 23,4%;
     • магазины с негосударственной формой собственности - 75,0%;
     • магазины с иностранной формой собственности - 1,6%.
     Таким образом, в 2002 г. в торговле г. Минска только каждое пятое предприятие было государственным, а четыре пятых магазинов - предприятиями негосударственного сектора.
     В 1997-1999 гг. темпы роста товарооборота  на негосударственных предприятиях значительно превышали данный показатель на государственных предприятиях торговли. Этому в значительной мере способствовала приватизация отрасли (в 1992 - 1999 гг. в г. Минске было приватизировано 337 предприятий торговли).
     Начиная с 2000 г. общие темпы роста товарооборота  в торговле снизились, что в значительной мере объясняется просчетами, допущенными в процессе реформирования отрасли:
     • практически была разрушена старая централизованная система управления торговлей, а новая, базирующаяся на рыночном саморегулировании с использованием экономических рычагов, пока не сформирована;
     • смена формы собственности сама по себе не оказала ожидаемого позитивного  влияния на качество и уровень  обслуживания населения. В результате многие предприятия торговли до сих  пор не смогли организовать обслуживание населения на современном уровне;
     • сохранение директивно-регулирующей роли государства в обеспечении населения  социально значимыми товарами является сдерживающим фактором роста товарооборота;
     • в условиях нарушения ритмичности  платежей, низкой рентабельности и  высокой инфляции обесцениваются собственные оборотные средства торговых предприятий;
     • имеются трудности с расчетами  за кредиты банков, значительных размеров достигла задолженность перед поставщиками за полученные товары. Издержки торговли в настоящее время состоят в основном из платежей за пользование кредитами банков (более 40%);
     • достаточно высоки издержки за аренду помещений (23%);
     • в торговой сети пока не созданы  достаточные условия для развития конкуренции, слабо поставлена реклама  реализуемых товаров, не всегда проводится их уценка по истечении сезона;
     • рост товарооборота сдерживается низким уровнем жизни населения.
     На  конец 2002 г. средняя степень износа оборудования на предприятиях столичной торговли достигла 80%. Для обновления основных фондов торговле необходимо примерно 47 млн. долл. США. При этом не учитывается потребность в строительстве новых магазинов, необходимость повышения их технического уровня, обновления торговых технологий.
     Важно заметить, что за последние 10 лет  динамика инвестиций в сфере торговли была неравномерной. В 1990-1996 гг. ежегодные инвестиции в торговый комплекс в общеотраслевых инвестициях города составляли 2%. С осознанием особой роли торговли как базового инфраструктурного элемента инвестиции в торговлю за 1997-1998 гг. выросли до 4%, а в 1999 г. -до 9% от всех городских инвестиций. Однако в 2000-2002 гг. наметилась обратная тенденция и ввод в действие основных производственных фондов в торговле сократился почти в два раза.
     Процессы  приватизации положительно сказались на оснащенности частных магазинов. В собственности предприятий негосударственной формы собственности находится в 5,5 раз больше зданий и в 25 раз больше транспортных средств (в стоимостных показателях). С учетом роста балансовой стоимости частных магазинов перспективным направлением инвестирования может быть организация фондов взаимного кредитования (торгово-финансовая кооперация). Актуальность создания таких фондов объясняется тем, что зарубежные торговые компании, присутствующие на минском рынке, организованы именно по принципу объединения как чисто торговых и транспортных, так и финансово-промышленных структур (в основном перерабатывающих предприятий).
     За 1999-2002 гг. частные торговые предприятия  переоснастили около 90% оборудования. Значительно хуже ситуация на государственных предприятиях. В течение года здесь обновляется не более 1-3% основных фондов.
     Стимулировать своевременную замену устаревшего  и неисправного оборудования может  более активное использование закона о правах потребителей: ведь многие предприятия выставляют на продажу продукты с истекшим сроком годности. Однако активное противодействие такому поведению продавцов до сих пор не организовано.
     Рентабельность  предприятий торговли всех форм собственности г. Минска (по учитываемому ГУПРом кругу предприятий) в 2002 г. составила 1,1% против 1,09% в 2001 г., 2,2% в 2000 г. и 2,4% в 1999 г. Это повлекло за собой рост убыточных предприятий. Заметим также, что и коэффициент обеспеченности торговых предприятий собственными оборотными средствами за 1998-2002 гг. также серьезно снизился.
     Основными причинами ухудшения финансового  состояния торговой сети являются:
     • инфляционное обесценение собственных  оборотных средств, вызывающее трудности при закупке новых партий товаров;
     • высокие ставки банковских кредитов при использовании заемных средств;
     • установление государством предельно  низкого уровня торговых надбавок, который по ряду товаров (прежде всего  социально значимых) не позволяет  покрывать издержки их реализации;
     • снижение качества товаров (в т.ч. и импортных), появление на рынке множества фальсифицированных товаров, что вызывает необходимость дополнительных затрат на проверку их качества, уплаты штрафных санкций, потери доверия со стороны покупателей, а в результате приводит к потере прибыли.
     Основным  источником пополнения собственных  оборотных средств предприятий  являются отчисления от валовых доходов. Однако убыточные и малорентабельные предприятия не имеют возможности  производить такого рода отчисления. Незначительная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, практически вся используется на потребление. Поэтому источником пополнения финансовых ресурсов торговых предприятий являются заемные и привлеченные средства. В результате по торговым предприятиям г. Минска фактическая задолженность по кредитам банка постоянно растет.
     Одной из основных проблем торговых предприятий  является убыточность реализации социально значимых товаров. Почти по всем товарным группам из числа социально значимых товаров предельные размеры торговой надбавки не окупают издержек, связанных с их реализацией. Экономически необоснованное установление предельных уровней торговых надбавок обусловливает наличие определенных диспропорций в формировании доходов и прибыли торговых предприятий. При более низких затратах на реализацию непродовольственных товаров предельный уровень торговой надбавки по ним составляет 30% (за исключением товаров для детей по перечню, определяемому Министерством торговли и Белкоопсоюзом). Это гораздо выше, чем по большинству продовольственных товаров. В результате рентабельность непродовольственной торговли значительно выше, чем продовольственной (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Доля прибыли от реализации продовольственных  и непродовольственных товаров в объеме товарооборота (рентабельность продукции) предприятий торговли г. Минска, %
Годы Всего В том  числе
По  непродовольственным товарам По продовольственным товарам
1998 1,52 3,42 0,77
1999 2,41 5,15 0,86
2000 2,22 5,07 0,54
2001 1,09 2,82 0,30
2002 1,1 2,28 0,28
     Почти 90% валового дохода торговых предприятий направляется на покрытие издержек обращения. В связи с введением отчислений с валового дохода в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, отчислений в дорожные фонды, местного целевого сбора на формирование бюджетных фондов стабилизации экономики, жилищно-инвестиционного сбора и целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилого фонда, размер налогов, исчисляемых с валового дохода после покрытия затрат, приближается к прибыли от реализации торгового предприятия.
     В конечном счете система ценообразования  не обеспечивает интересы предприятий  торговли, не стимулирует развитие товарооборота и не способствует подавлению инфляции. Убытки от реализации социально значимых товаров торговля вынуждена покрывать более высокими надбавками на прочие товары. К тому же следует учитывать, что социально значимые товары приобретают не только социально незащищенные слои населения, но и люди, обладающие высокими доходами. Действующая система ценообразования, оказывая негативное влияние на финансовое состояние отрасли, не способствует появлению новых торговых точек, чем ущемляет интересы потребителей. Не имея возможности выбора из нескольких близлежащих магазинов, они вынуждены тратить время на поиск необходимых товаров, простаивать в очередях.
     Таким образом, с целью стимулирования развития торговли, более полного  удовлетворения населения потребительскими товарами,  необходимо отменить предельные уровни торговых надбавок. При проведении процесса либерализации ценообразования и, в частности, упразднении предельной торговой надбавки необходимо активнее внедрять реальный механизм адресной социальной помощи. Одновременно следует развивать и поддерживать конкуренцию.
     Среди негосударственных торговых предприятий  наименее эффективны торговые предприятия, расположенные на арендованных площадях. Средний уровень прибыли на таких предприятиях в 2001 г. был значительно ниже, чем в целом по негосударственному сектору и приближался к уровню прибыльности предприятий государственной формы собственности. В первом полугодии 2003 г. прибыль от реализации на одного работающего в государственном секторе составила 0,07 млн. руб., в негосударственном - 0,1 млн. руб. (на предприятиях, расположенных на арендованных площадях она была близка нулю). Рентабельность на предприятиях негосударственного сектора в среднем была значительно выше, чем на государственных предприятиях (рис. 1.2).
     В связи с тем, что торговые предприятия на арендованных площадях показывают относительно низкие результаты хозяйствования, целесообразно рекомендовать инициировать продажу арендованных площадей расположенным на них предприятиям.

      1999  2000  2001       2002
Рис. 1.2. Рентабельность предприятий торговли г. Минска по формам собственности
     Проведенные исследования позволяют сделать  следующие выводы и предложения.
     1. Сравнительный анализ эффективности  деятельности предприятий торговли  различных форм собственности  показал, что реформированные торговые предприятия имеют достаточно стабильные положительные результаты работы даже при относительном ухудшении условий хозяйствования. Относительно низкую эффективность показали предприятия, расположенные на арендованных площадях. В связи с тем, что такие предприятия имеют более низкие результаты по сравнению с приватизированными предприятиями, целесообразно инициировать продажу арендованных площадей расположенным на них предприятиям.
     2. На конец 2002 г. средняя степень  износа оборудования на предприятиях столичной торговли достигла 80%. Для обновления основных фондов торговли необходимо примерно 47 млн. долл. США. Вместе с тем финансовых возможностей для таких инвестиций стационарная торговля в настоящее время не имеет. В связи с этим одним из приоритетов в деятельности следует считать работу по привлечению в торговую сферу г. Минска внешних инвесторов.
     3. Рентабельность предприятий торговли  всех форм собственности г. Минска в 2002 г. составила 1,1% против 1,09% в 2001 г., 2,22% в 2000 г., 2,41% в 1999 г. За 1998-2002 гг. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизился с 0,18 до 0,12. Рост проблем обеспеченности оборотными средствами сопровождается снижением эффективности их использования. Следует принять меры к повышению качества менеджмента на подведомственных ему предприятиях, подбирая на руководящие посты специалистов, способных в корне перестроить организацию деятельности стационарных торговых точек.
     4. Существующая система регулирования  торговых надбавок не обеспечивает интересы населения и предприятий торговли, не стимулирует рост товарооборота и не способствует подавлению инфляции. Установленные органами государственного управления торговые надбавки не имеют достаточного экономического обоснования.
     Реальным  стимулом развития товарооборота может стать оптимальное соотношение цен на различные виды товаров с учётом динамики спроса на них. Действующая в Беларуси система ценообразования заставляет покрывать убытки, связанные с реализацией социально значимых товаров путём установления предельных уровней торговой надбавки по всем остальным группам товаров. Остаётся незадействованным весь спектр ценовых регуляторов ускорения товарооборачиваемости и роста объёмов реализации за счёт привлечения дополнительных покупателей. С другой стороны низкий уровень рентабельности (около 1%) при высоком уровне инфляции практически лишает торговые предприятия источников собственных оборотных средств, долгосрочных инвестиций в развитие.
 

2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА  ОДО «КОЛЛАНТ» 

2.1 Экономико – организационная характеристика предприятия 

     ОДО «Коллант» создано  согласно договору о совместной деятельности и осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.
     Предприятие является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
     Целью создания ОДО «Коллант» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
    Хозяйственные отношения между партнерами регулируется по договору на базе следующих правовых норм гражданского законодательства:
      Гражданский кодекс РБ.
      Законы РБ о предприятии, о предпринимательстве
      Закон об аренде.
      Хозяйственный процессуальный кодекс РБ.
      Постановление национального банка РБ.
      Положение о поставках товаров в РБ
     Хозяйственные связи между предприятиями и  организациями формируются:
      На основе прямых договоров между поставщиками и покупателями.
      Через свободную куплю-продажу.
      С помощью оптово-посреднеческих фирм.
      Через ярмарки.
     Основным  предметом деятельности предприятия  является:
     организация оптовой торговли, посреднической и  коммерческой деятельности;
     организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;
     участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий.
     ОДО «Коллант» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством  Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставом предприятия.
     Имущество ОДО «Коллант» составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество не подлежит изъятию иначе как по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
     Источниками формирования имущества предприятия являются:
    денежные и материальные взносы;
    доходы от предпринимательской деятельности;
    доходы, полученные от унитарных предприятий, участия в хозяйственных обществах и товариществах;
    иные источники, не запрещенные законодательством.
     Основным  обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности ОДО «Коллант» является прибыль.
     Прибыль, остающаяся у ОДО «Коллант» после уплаты налогов   и платежей   в   бюджет, бюджетные   и внебюджетные фонды (чистая прибыль) поступает в полное распоряжение предприятия.
     Из  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты платежей в  бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды образованы следующие фонды, необходимые для осуществления  деятельности: резервный фонд;  фонд накопления; фонд потребления; иные фонды.
     Все  фонды  предприятия действуют  на   основании положений    о    них. В положениях определяется порядок их формирования и размер.
     По  месту нахождения предприятия ведется  полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия; документы бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др.
     Работать  предприятие начинает с 9-00 до 18-00, обед с13.00 до 14.00.
     На  предприятии используются активные методы продажи, благодаря которым  создаются такие условия, чтобы  у покупателей появился интерес  и желание купить товар. К методам активизации относят:
      размещение товара по потребительским комплексам;
      наглядность выкладки;
      активность продавца;
      использование средств рекламы;
      оказание дополнительных услуг;
      проведение своевременной уценки;
      продажа товаров в кредит;
     Вид деятельности: оптовая и мелкооптовая торговля.
     Трудовые  отношения на предприятии регулируются коллективным договором, в котором предусмотрена повременно-премиальная форма оплаты труда для работников администрации, а для работников магазинов предусмотрена сдельно-премиальная.
     Основные  технико-экономические показатели работы предприятия за 9 месяцев 2003 года приведены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1. Основные показатели торгово-хозяйственной  деятельности за 2003 г.

Показатели 2002 2003 изменение, +(-) В % к пр.г.
млн. руб. % к об млн. руб. % к об    
Товарооборот  за вычетом отчислений 19126   26309   7183 137,56
Вал. доход всего 2621 13,7 3759 14,29 137,49 143,42
в т.ч. от реализации 2619 13,69 3756 14,28 1137 143,41
Отч.из вал.доходов:            
на  налоги 121 0,63 167 0,64 46 138,02
6% на пополнение СОС 22 0,11 215 0,82 193 977,27
Издержки  обращения, всего 2499 13,07 3440 13,07 941 137,66
Прибыль от реализации -22 -0,11 -63 -0,24 -41 286,36
Внереализационные доходы за минусом внереализационных  расходов 96 0,5 132 0,5 36 137,50
Балансовая  прибыль 74 0,39 69 0,26 -5 93,24
 
 
      Розничный товарооборот за 2003 год по сравнению  с аналогичным периодом 2002 года увеличился на 37,56%. Средний уровень валового дохода увеличился по сравнению с  предыдущим периодом на 43,42 млн. руб. и  на 0,59% к обороту (14,28-13,69). Издержки обращения увеличились по сравнению с прошлым периодом на 941 млн. руб., в % к обороту остались неизменными. Прибыль от реализации и балансовая прибыль уменьшились по сравнению с предыдущим периодом соответственно на 41 и 5 млн. руб. 

2.2 Анализ оптового  товарооборота 

     Объем реализации товаров и услуг является важнейшим экономическим  показателем, от развития которого зависит эффективность  деятельности хозяйствующих субъектов, а также удовлетворение спроса населения  в разнообразных товарах. Поэтому  руководители и работники торговли должны внимательно отслеживать особенности формирования спроса и его обеспечение товарными ресурсами, с учетом меняющейся конъюнктуры потребительского рынка, воздействия конкуренции и других факторов. Успешному функционированию торгового предприятия способствует системный и полный анализ результатов работы.
     Оценку  выполнения плана и динамики розничного товарооборота ОДО «Коллант»  произведем на основе данных таблицы 2.2.
Таблица 2.2. Ритмичность развития розничного товарооборота за 2003 год млн. руб.

и т.д.................


кварталы Фактически  за прошлый год Отчетный  год Отклонение  В % к прошлому году
план  фактически % выполнения  плана от плана от прошлого года
1 6419,5 9380,4 9333,3 99,50 -47,1 2913,8 145,39
2 7454,2 10060,2 10085,7 100,25 25,5 2631,5 135,30
3 8263,6 10900,5

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.