На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


практическая работа Технология изготовления оклада на икону

Информация:

Тип работы: практическая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Департамент образования администрации
Ярославской области
Государственное образовательное  учреждение
среднего  профессионального  образования
Ярославской области
Ярославский техникум бытового сервиса. 
 
 
 

Технологическая карта
Технология  изготовления ювелирных изделий
группы  «Предметы ритуально-обрядового назначения»
Оклад на икону Богоматери «Неувядаемый Цвет» 

Дисциплина: Технология обработки металла 
 
 

                                    Выполнила: студентка  группы 42 «Д»
                Смирнова  Н.В
                Преподаватель: Михайлова М.А. 
                 
                 

г.Ярославль
2009
Оглавление
Введение
1.Историческая  справка 
1.1.История иконописи
1.2. «Неувядаемый  Цвет» икона Богоматери
1.3.Оклады икон  в истории культуры
1.4.Продолжение  традиций: искусство эмали
1.5.Цветные металлы.  Медь 
1.6.Полудрагоценные  камни. Бирюза
2.Технологическая часть
2.1.Заготовительные  операции
2.2.Монтировочные  операции
2.3.Декоративная  обработка
2.4.Техника филиграни
2.5.Закрепка вставок
3.Технология  изготовления оклада на икону  «Неувядаемый цвет»
4.Технологическая  карта
Заключение 
Список литературы
Приложение 
 
 
 
 
 

     Введение
Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело  в России такого всеохватывающего значения, как икона. И ни один другой вид  искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь. Икона дала мощный толчок для развития многих видов прикладного искусства с особенностями конструкции и орнамента,  которые "обслуживали" икону. Современные исследователи все чаще подчеркивают важнейшую роль оклада иконы, ее ризы в почитании святынь. Икона дала толчок для развития и совершенствования технических приемов ремесленного искусства как: чеканка, басма, скань (филигрань), зернь, золочение, серебрение, финифть (эмаль), гравировка по серебру или меди. Оклады икон, как уже говорилось, часто украшали драгоценными камнями, а это связано с ювелирным искусством Широкое распространение медных икон (и в качестве нагрудных, и в качестве дорожных образов) дало толчок для совершенствования медного литья и искусства цветной финифти, которой украшали литые медные иконы. Внимательное рассматривание памятников расширяет наше представление о связи декора со временем, с историческими личностями, с политическими и социальными событиями. Расположение узора на конкретных частях оклада, их вариативность, густота, пластическое воплощение определялось стилевыми особенностями. В иконных уборах были свои видовые пристрастия и собственная орнаментальная логика. В богатых домах окладные иконы составляли основу комнатного убранства.  Являлись ценнейшей частью домашнего обихода. Они передавались по наследству, занимали лучшие места в доме, являлись гордостью любого собрании. Евангелии от Матфея Господь говорит: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф.18:20). Когда гость входил в комнату, то прежде всего искал взглядом красный угол, крестился на иконы (вместе с ним молились и хозяева) и лишь затем пришедший здоровался с присутствующими. Гостя встречали присловьем: "Честь да место – Господь над нами – садись под святые", т.е. в красный угол под иконы. Таким образом, икона становилась видимым посредником между гостем и хозяином. Предложив гостю присесть в другом месте, а не в красном углу, хозяин косвенно, но совершенно ясно выражал свое отношение к пришедшему. О нежданном, нежелательном или невоспитанном госте сложилась приводимая Далем поговорка: "Посади мужика у порога, а уж он под образа лезет".
Материальный  мир, окружающий нас, мир предметов - ежедневных свидетелей нашей жизни - не безгласен. Жилище человека расскажет  о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас - Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих -святые иконы.
Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный образок в пол-ладони, да еще покрытый пылью.. Ведь икона - это святыня, но она и изделие, имеющее свою форму, вид, цену. Иконы сейчас можно приобрести разные. Любой освященный образ - святыня. И бумажная литография, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретенный в антикварном магазине раритет - все это икона В наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование. Это очень печально. По сути, икона - это постижение Духа, а у нас в храмах люди молятся перед чем угодно. Многие иконы и даже целые иконостасы написаны так, что мешают молитве вместо того, чтобы содействовать ей. Иконные оклады мало кто изучал до настоящего времени и отношение к оклада различно. Оклад закрывает живописный образ, не мешая его созерцанию, также имеет сакральное значение «охраняющий» иконописное изображение.
Икона сопровождала русского человека всю его жизнь, начиная с его появления на свет. Свою молитвенную функцию икона выполняет и в храме, и в доме, и в пути
Иконе Богоматери «Неувядаемый Цвет»молятся о сохранении чистой и праведной жизни.
Также она помогает в правильном выборе супруга или  супруги. Чистая и пламенная молитва к этой иконе помогает в разрешении тяжелых семейных проблем. Цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты".
Особую нежность этому образу придает распустившаяся ветвь, которую Богоматерь держит в  левой руке. 

Веточка эта  проросла на вершине тремя белыми цветками. Именно лилию преподносит  архангел Гавриил Деве Марии в  день Благовещения. И этот его безмолвный дар лучше всяких слов свидетельствовал о несказанном таинстве Боговоплощения, о непорочности чистоты Приснодевы, воспеваемой богословами и поэтами как «цвет» Ее девства.
Всем нам (а  женщинам - особенно) просить о сохранении или обретении целомудрия, которое  прежде всего есть качество не телесное, а духовное, мировоззренческое. Целомудрие - это цельность не оскверненного суетой внутреннего мира; это особое состояние тишины, чистоты, мира и кротости, которое стоит пронести по жизни как неоскверненный, благоуханный цветок. Потому-то пестовать в себе этот образ Богородицы подобает в наше полное соблазнов время всем - а особенно вступающим в жизнь девам, отроковицам, дабы потом этот образ сохранить, возрастить, возлелеять в своих детях. 

1.Историческая справка
1.1.История иконописи
       Ико?на  в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденном с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с религиоведческой (да и богословской) точки зрения иконами являются также скульптурные изображения, принятые в католицизме, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.
Данный догмат, устанавливая для всех христиан обязательность почитания икон, полагает, что при  таком почитании честь, воздаваемая  образу, восходит к первообразу (то есть тому, кто изображен на иконе).
Икона, являясь как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» есть произведение церковно-литургического искусства, а потому и значение её может быть раскрыто во всей полноте лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.
Иконоборцы, отвергая иконы, тем не менее допускали религиозную живопись. Они, таким образом, отрицали мистический и литургический аспекты священных изображений.
Иконоборцы основывали свои взгляды на второй из десяти заповедей, данных Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…»Хотя живописные изображения Христа и святых были известны уже древней церкви, но единообразный канон отношения к иконам отсутствовал. При этом в народных массах иконы окружались суеверным
В народе почитание икон часто принимает форму идолопоклонства, когда поклоняются самой иконе, а не тому, что на ней изображено. Иконе приписываются магические свойства. Нередко разные иконы, изображающие одного и того же персонажа, почитаются верующими как обладающие специфическими функциями (например, икона «скорбящей» Богородицы спасает от болезней, икона Богородицы «Неопалимая Купина» противодействует пожару, а «Неупиваемая чаша» помогает от алкоголизма и наркомании и т.п.)Подобное отношение критикуют не только представители других конфессий, но и православные богословы. На Руси такое представление об иконах возникло с самого их появления, при этом большое влияние оказало прежнее язычество. Иконам молились, приносили жертвы (например, восковые свечи, в которые залепливались деньги), ждали от них милостей. В XIII—XVIвв. русские молились только перед иконой, другие способы молитвы были им непонятны. При этом молиться чужой иконе означало посягать на чужую благодать, так что даже в храмах каждый молился перед своей иконой, и иностранцы, описывая русские храмы, отмечали необычную картину собрания лиц, обращенных в разные стороны.
Русские того времени  часто называли икону «богом» и относились к ней как к живому существу. Супруги, чтобы не оскорблять божество, завешивали иконы полотенцем на время совершения полового акта. Иностранцы рассказывают, как в 1611 году, во время взятия Новгорода шведами, один русский молился иконе св. Николая, чтобы его дом не сгорел. Когда же дом загорелся, хозяин иконы бросил её в огонь со словами: «Ты не хотела помочь мне, теперь помоги себе самой». У другого хозяина украли вола, за это он выбросил свою икону в навоз с напутствием: «Я тебе молюсь, а ты меня от воров не оберегаешь».
С большим энтузиазмом  принимались в народе сообщения  о чудотворных иконах. Так, например, в XV веке Лука Колоцкий объявил, что  нашел «на некоем древе» икону  Богородицы, явившуюся с неба. Икона, по рассказу Луки, проявила действие над «некиим расслабленным», лежавшим в доме Луки. Весть о чуде разнеслась по окрестным сёлам и к Луке стали стекаться больные в надежде на чудесное исцеление. Однажды Лука пошел с иконой в Можайск. К нему навстречу Крестным ходом вышел князь Андрей Дмитриевич Можайский, сопровождаемый духовенством, боярами и толпой простого народа. Тогда Лука с иконой направился к Москве, где его встретил Митрополит Фотий с епископами и всем Священным собором, князь Василий I с боярами и толпа простых московитов. Собранных Лукой средств оказалось достаточно для того, чтобы основать Колоцкий монастырь.
Освящение икон— церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой. Молитвы на освящение икон известны также в католической и современной греческой церкви.
По сюжетам иконы можно разделить на:
Иконы Святой Троицы— символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
Иконы христологического  ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т.н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
Богородичные  иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
Иконы святых и  сил бесплотных.
Иконы праздников и событий священной истории.
Символические и аллегорические композиции.
По количеству изображаемых персонажей называют одно-, двух -, т.д., а также многофигурные композиции.
По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т.д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т.д.
По масштабам  изображаемых фигур выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), огрудные, оплечные и оглавные иконы.
По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т.д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».
По технике  исполнения выделяют:
 живописные  иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные
 иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т.д.
вышитые иконы— выполненные в той или иной технике шитья
литые иконы
резные иконы
печатные или типографские иконы
сводчатый алтарь— складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых
живописным изображением с обеих сторон
По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т.д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания) и т.п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.
Среди икон выделяют чудотворные— отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называтся явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т.д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.
По размеру существует несколько характерных наименований:
листоушка (листовушка)— малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
пядница— икона размером в пядь
осьмерик, девятерик, десятерик и т.д.— икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. "Неувядаемый Цвет" икона Богоматери
       Празднование -16(3) апреля
На иконе Богородица изображена с Младенцем Христом  держащей в руке цветок лилии, символизирующий  неувядаемый цвет чистоты Богоматери. Этот цветок символически знаменует  неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". На некоторых списках вместо лилий изображены розы или другие цветы.
Происхождение и история иконы неизвестны, но известно множество ее списков по всей России.
Пред иконой молятся о сохранении чистой и  праведной жизни, о помощи в правильном выборе супруга или супруги, в  разрешении тяжелых семейных проблем. Совершается много исцелений  больных по молитве Богоматери перед  этой иконой.

Молитва

О, Пресвятая  и Пренепорочная Мати Дево, надеждо  христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих  услыши стенания наша, приклони ухо  Твое к молению нашему. Владычице  и Мати Бога нашего, не презри тре-бующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 5:

Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся Владычице, Еюже радости наполняемся и жизнь наследствуем.

Кондак, глас 1:

О, Преблагословенная  Богородице Дево, - радость и прибежище  всем христианом: поклоняяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о, кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земныя скорби и печали, приими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси, неустанно бо и со умилением зовем Ти: Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый
В России иконы  Богоматери «Неувядаемый Цвет» встречаются  в гравюрных листах XVIII столетия. Широкую популярность этот иконографический извод Богородицы получил в XIX веке под влиянием распространенной афонской гравюры.
Варианты икон (см. приложение № 1-19)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Оклады икон в истории культуры

       Представляет интерес тот факт, что на протяжении XVIIIXIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения отечественного изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика испытала культурный шок от красоты этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.
Во многом красота  икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее  её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.
Ри?за, или окла?д (в южных и западных областях России— шата, цата, греч. ????????)— накладное украшение на иконах, покрывающее всю иконную доску поверх красочного слоя, кроме нескольких значимых элементов (обычно лица и рук— такназываемого лично?го письма), для которых сделаны прорези; значимый вид русского декоративно-прикладного искусства.
Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.
Оклады встречаются  на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально- и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям, и только в отечественном искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала ХХ века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начинает приходить в упадок.
Убор иконы  в письменных источниках носит названия «крута», иконное «кование», «кузнь у икон». Современное слово «оклад» появляется только в XVI веке. К XVI веку относится и церковнославянское слово «риза» (одеяние).

Литургическое значение и предназначение

       Сверкающая  риза иконы символизирует исходящий  от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою» Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.», так и иконы украшают драгоценными окладами.Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи— именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность— «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями— „бисером многоценным“— символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований„ Цель окладов— создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного СветаВозникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка.В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно— дарами обычных прихожанТрадиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

История

       Оклад, покрывающий всю икону, кроме  ликов, происходит от древних (в частности, сборных) рельефных икон, целиком  выполненных из драгоценного металла.Оклады первоначально появились на мелких резных и лишь позднее— на больших храмовых иконах. Древнейшие из известных отечественных— чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла, а также на иконе Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода
Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть  иконы. С XIV века известен простейший вид оклада— басменный. Басма— это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.
Как считается, в конце XVII века иконный оклад  стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики
К XVII веку всё  чаще встречаются оклады, которые  закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В  дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию— пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады— с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность. Вальцовка и штамповка придают окладам обезличенный вид. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра— отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешевыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм— упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся все менее и менее рельефными. Хотя для последней трети XIX века— периода историзма, характерно обращение к старинным древнерусским образцам.
Удешевляется  и живопись: в поздний период (XIX начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т.н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона).
Как любопытный факт следует отметить существование т.н. адописных икон— с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т.п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде
Большинство русских  риз, по причине своей очевидной  материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.

Состав и крепёж оклада

       Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас,— эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском. По разному производилась монтировка венца: его прикрепляли или к окладу, или к самой иконе. В большинстве случаев их выполняли из единой пластинки, а полоса прикрепа располагалась на оборотной стороне. Но иногда венец совмещался с полосой прикрепа.

Элементы

       Венец— накладной нимб, украшение вокруг головы. Венцы могут быть гладкими, прорезными, в технике ажурной или фоновой скани, с эмалями, драгоценными камнями или стразами в глухих кастах или лапках, а также с крупными зубцами— «городчатый венец». Венец «корона» в виде больших и малых чередующихся трилистников (кринов); барочный- на  короне между трилистниками херувимы и серафимы(ангелы в облаках); чеканный венец с лучеобразным «сиянием», состоящих из чередующихся копьевидных элементов и как бы держащих языков пламени; слегка украшены округленные венцы, с орнаментальной полосой по краю.
Группы орнаментов на венцах:
-тонкие побеги ,изгибы и завитки соседствуют  с высоким рельефом на широкой  поверхности листьев, цветов, розеток;  фантастические плоды, напоминающие  шишку, ананас или виноградную  кисть.
-сильно выступающая  серединная линия, создающая многоступенчатый объем, покатость на обе стороны.
Собственно риза— часть иконного оклада, прикрывающая изображения одежд. (Слово распространилось на оклад иконы целиком).
Рама оклада— часть оклада или самостоятельный оклад, прикрывающий только край (поля) иконы.
Фон— металлическое наложение (свет) на поле и позем иконы
Цата(др.-рус. «цята» от лат.centus— «мелкая монета»)— элемент в форме перевернутого полумесяца, иногда с фигурно вырезанным краем. Прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого— обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т.п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Символизирует чин Царства и первосвященства.
            Украшения
Дробницы— небольшая серебряная или золотая пластинка прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе
Запоны— застёжка-украшение (растительный орнамент и завитки) с драгоценными камнями, закрепляемая шнуром, цепочкой или планкой.
Рясно— подвески-украшения к венцу на окладе иконы.Название образовалось от существовавшего ювелирного украшения— женские низанные (обычно жемчугом) подвесные украшения, прикрепляемые к головному убору и прикрывающие виски.
Серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья
Типы
Чеканные металлические и шитые оклады— покрывали «доличное письмо»: всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть, кроме «лично?го письма»— карнации).
Басменные оклады— изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фона икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
Обронный оклад— оклад, выполненный из металлического листа методом чеканки.
Филигранный оклад (см. приложение № 20) 

1.4.Продолжение традиций: искусство эмали
 С древнейших времен  и до наших дней эмаль  занимает большое место в истории  развития русского  ювелирного искусства как по своему художественному значению, так и по многообразию ее применения. Изготовление  изделий с эмалями традиционно считается одним из тонких видов ювелирного мастерства, содержащим множество секретов, недоступных основной массе ювелиров.
 Ювелирное искусство эмали по золоту, серебру и меди  своими корнями уходит в III – V века, что подтверждается археологическими раскопками древних памятников культуры. Сам же термин «эмаль» распространился в России сравнительно недавно, в конце XIX века.
Ювелиров Древней  Руси и последующих столетий, а так же  живописцев, графиков, скульпторов, монументалистов, мастеров декоративно-прикладного искусства эмаль привлекала никогда не тускнеющими красками, на долгие годы сохраняющими  свою первоначальную свежесть и прозрачность.
Пройдя многовековой путь,  XVI  - XVII веках эмаль занимала видное место. Ею украшали золотые и серебряные изделия. Она наносилась по литью, по скани, выступала в сочетании с жемчугом и драгоценными камнями. Наряду с массовым производством стаканов, чарок, пуговиц, сережек, коробочек создавались шедевры из золота и серебра.
К этому времени  мастерами освоены наиболее трудные  приемы работы с эмалью: эмаль по резьбе, «оконная», перегородчатая, живописная (финифть).
В эпоху Петра  I в эмалевых работах произошел переход от орнамента к портрету. Это было связано с началом развития реалистического портрета в русском искусстве, и поэтому портрет на эмали  приобрел  большую популярность. Эмалевые портреты  начала XVIII века должны были выполняться только профессиональными художниками, т.к. требовали соблюдения многих  правил академического искусства.
Наивысшие достижения искусства эмали рубежа XIX-XX веков в России все исследователи единодушно связывают с именем Фаберже. Фирма Фаберже была основана в Петербурге в 1842 году никому тогда не известным ювелиром Густавом Фаберже, предки которого приехали из Франции в Пярну еще в 1800 году.В отличии от других ювелиров России, использовавших 3-4 цвета эмали, Фаберже начал использовать эмали 60-70 оттенков,  для которых была необходима  более тщательная подготовка  поверхности изделия и более качественная эмаль.
Эмаль – это стекловидный прозрачный сплав, состоящий из многих компонентов: кварца, соды, мела, карбоната магния, окиси свинца и др. Техника эмали основана на соединении стекла и металла посредством обжига, придающего сплаву самые разные цвета. Добавление тех или иных окислов металлов придает эмали соответствующий оттенок.
Так, окись железа в сочетании с другими компонентами придает эмали желтый, красный, коричневый, серый, черный цвета различных оттенков, окись марганца – фиолетовый, коричневый, окись меди дает сине-зеленые цвета, окись хрома – зеленый, оранжевый, желтый, красный, соединения золота – различные оттенки красного, от розового до пурпурового и фиолетового, окись олова  окрашивает в непрозрачный молочно-белый цвет.   В зависимости от состава эмали имеют различную температуру плавления. При обжиге мастер - эмальер должен внимательно следить за температурой, т.к.  от этого зависит цвет: отклонение на несколько градусов изменяет цвет, что может повлиять на  образ изделия целом.
Художественная  эмаль.
       Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов. Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифти применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века. Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности. Тесно связанная с различными видами искусства и прежде всего с живописью, влияние которой сказывается и в тематике, и в стилевых чертах, миниатюра на эмали играла значительную роль в истории искусства и существовала как вполне оригинальный и самостоятельный его вид. Украшение изделий из золота, серебра, меди эмалью (иконы, церковная утварь, посуда, ювелирные изделия и др). Технология производства эмали древнейшая отрасль, она многогранна; иногда эмалью заполняют углубления в медных изделиях. Такого рода эмаль называют – углублённой. Она издревне известна на Востоке (Китай), встречается также на более поздних древнеримских бронзовых изделиях. Технология такого вида эмали распространилась в 12-ом веке в Западной Европе. В основном, известны 3 школы: - школа Маас, в Лотарингии (мастера: Годфруа де Клер и Николай Верденель), школа Райнис – центр г. Кёльн (мастера: монахи Айльбертус и Фридерикус), и школа Лимож – центр г. Лимож, Франция (просуществовала до XV-го века). Иногда эмалью заполняют перегородки изображений, которые выполнены тонкими металлическими нитями и прикреплены к тонкой металлической пластинке. Такого вида эмаль называют перегородчатой. Подобная техника использована в золотых изделиях др. Египта. Перегородчатой эмалью выполнена миланская икона придела церкви сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, XIX в). Перегородчатая эмаль (на золоте) достигла расцвета в X-XII вв. в Византии, откуда она распространилась по Европе. Сохранились созданные в Киевской Руси образцы перегородчатой эмали (золотые диадемы и др.) Известна также русская перегородочная эмаль XII-XIII вв (в основном, на серебре). В Китае технику перегородчатой эмали использовали ещё во времена династии Тан (618-907 г), особенно широко распространилась во время правления династии Мин
В России художественная эмаль получила развитие с конца  XVIIв.особенно в Солвичегорске (изделия из строгановской мастерской). В XVIII-XIX вв. техника художественной эмали расцвела в Ростове, где изготовлялись иконы. С XVIIв. известна киевская художественная эмаль. В XVII-XVIII вв. широкое распространение получила покрытая эмалью портретная миниатюра. Искусство эмали, или, как ее называли прежде, финифти, уходит в далекое прошлое. Богатые художественные возможности, яркость красок, их вечная нетускнеющая свежесть, блеск, равный самоцветам, позволили ювелирам на протяжении веков постоянно находить новые формы применения эмали. Ею украшали предметы женского убора — ожерелья, подвески, диадемы, серьги, отделывали драгоценную посуду и церковную утварь, парадную конскую сбрую и оружие, предметы быта. Эмаль обычно сочетали с драгоценными камнями, сканью, чеканкой, гравировкой на золотой и серебряной основе.
И сегодня эмаль  привлекает ювелиров, живописцев, графиков, скульпторов, монументалистов. На основе изучения старинной техники расширяется диапазон возможностей ее использования. Кроме традиционных изделий ювелирного и прикладного характера, эмаль проникает в архитектуру: ведь это самый подходящий и прочный материал, сохраняющий свой цвет невзирая на капризы погоды. Она находит применение в оформлении интерьеров, в декоративно.прикладном искусстве, дизайне и других областях.
Среди любителей, не организованных в коллективы, эмаль  не получила достаточного распространения. Причиной тому стали определенные трудности технологии и обжига. Не последнюю роль сыграла в этом система продажи эмалевого сырья. Оно продается художникам, а любители могут иметь его в своем распоряжении, лишь будучи членами изоклубов и кружков. Живописная эмаль требует от мастера определенных способностей и навыков в области рисунка и живописи. Техника этого вида эмали такова: на основу — тонкую медную пластинку — наносят контрэмаль (слой эмали с оборотной стороны), а затем обжигают. Это делается для того, чтобы тонкий металл не покоробился. Затем на лицевую сторону наносят и обжигают эмаль, служащую фоном будущему живописному изображению. Живопись ведут специальными эмалевыми красками. Завершающая стадия — обжиг живописного слоя, нанесение на него защитной прозрачной эмали и конечный обжиг изделия. На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается, подобно другим видам живописи, воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром мастером скани.
Перегородчатая  эмаль 
      В грузинском искусстве, в основном, известна перегородчатая эмаль. Единственный образец  восточной эмали, который хранился в Джуматской церкви, в настоящее время утерян. Эмаль занимает видное место в средневековом искусстве. Она стояля на такой же высокой ступени развития, как архитектура, настенная живопись и рельефная пластика. Для доказательства этого достаточно только уровень исполнения и количество эмали на иконе Хахули. Колорит грузинской перегородчатой эмали отличается перегородчатой эмали других стран (пр. Византийская). Среди цветов грузинской эмали своеобразны так называемые винный и прозрачно зелёный.
Искусство перегородчатой эмали особенно расцвело в X-XIIвв. Как видно, производство перегородчатой эмали в Грузии прекратилось в XVв.
Перегородчатая  эмаль в противоположность выемчатой не поддается механизированному изготовлению основы и полностью базируется на приемах ручного труда. Эмаль заполняет ячейки, - образованные тонкой проволокой или лентой, положенной на ребро на поверхность основы. Существуют две разновидности перегородчатой эмали — эмаль по глади, когда внешняя поверхность перегородок гладкая, и эмаль по скани — скрученной и прокатанной через вальцы проволоки.Следует заметить, что пайка деталей под эмаль в отличие от скани не требует тщательной припайки к основе. В дальнейшем все неплотности заполнит и будет держать эмаль.
Старые мастера  вместо пайки закрепляли перегородки  при помощи заусенцев, вырезанных резцом в металле основы. Существует также метод, в котором перегородки, положенные на оплавленный слой просвечивающей фоновой эмали, подвергают повторному обжигу и таким образом закрепляют на основе. Затем наносят и обжигают эмаль так же, как и при напаян, ных перегородках. В том и другом способах перегородки крепятся без применения пайки, что имеет свои положительные стороны.  
 
 
 

1.5.Цветные металлы. Медь
     Медь— химический элемент с атомным номером 29 в периодической системе, обозначается символом Cu. Мягкий, тягучий и ковкий материал красноватого цвета, который легко плющится в тонкие листы и вытягивается в проволоку. Плотность – 8,93 г/см3, твердость по шкале Мооса – 3, температура плавления – 1083 С
 Простое вещество медь это пластичный переходный металл, с давних пор широко применяемый человеком.
Медь— золотисто-розовый пластичный металл, на воздухе быстро покрывается оксидной плёнкой, которая придаёт ей характерный интенсивный желтовато-красный оттенок. Медь обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра). Имеет два стабильных изотопа— 63Cu и 65Cu, и несколько радиоактивных изотопов. Самый долгоживущий из них, 64Cu, имеет период полураспада 12,7 ч и два различных варианта распада с различными продуктами. Во влажном воздухе в присутствии углекислоты медь быстро окисляется. Из-за своей мягкости медь плохо обрабатывается режущим инструментом, однако хорошо полируется. Находясь в сухом месте, медь покрывается тончайшей пленкой окиси меди, которая служит хорошей защитой от дальнейшего окисления. Во влажной среде покрывается зеленоватым налетом закиси меди. В художественной промышленности употребляют для чеканных и филигранных работ, для изделия под эмаль и других поделок, в ювелирном производстве- для легирования сплавов благородных металлов. Добывают медь главным образом из руд, но она встречается и в самородках.
Существует ряд сплавов меди: латунь— сплав меди с цинком, бронза— сплав меди с оловом, мельхиор — сплав меди и никеля, и некоторые другие.Хорошо проводит тепло. На воздухе покрывается оксидной плёнкой.
Медный купорос 
В соединениях  медь бывает двух степеней окисления: менее стабильную степень Cu+ и намного  более стабильную Cu2+, которая даёт соли синего и сине-зелёного цвета. В необычных условиях можно получить соединения со степенью окисления +3 и даже +5. Последняя встречается в солях купраборанового аниона Cu(B11H11)23-, полученных в 1994 году.

Ювелирные сплавы

В ювелирном  деле часто используются сплавы меди с золотом для увеличения прочности  изделий к деформациям и истиранию, так как чистое золото очень мягкий металл и нестойко к этим механическим воздействиям.
Как добывают медь Этот металл встречается  в природе в самородном виде чаще, чем золото, серебро и железо. Нашли однажды самородок, который  весил 420 т. Наверняка медь была первым металлом, с которым познакомились древние люди. Первые свои орудия делали они из кремниевой и железной руды, из меди, и уже потом научились изготовлять их из бронзы и железа. Сплав меди с оловом (бронзу) получили впервые за 3000 лет до н.э. на Ближнем Востоке. Бронза привлекала людей прочностью и хорошей ковкостью, что делало ее пригодной для изготовления орудий труда и охоты, посуды, украшений. Все эти предметы находят в археологических раскопах. Добычу меди называют прабабушкой металлургии. Ее добыча и выплавка были налажены еще в Древнем Египте, во времена фараона Рамзеса II (1300—1200 гг. до н.э.). Древние египтяне нагнетали воздух в плавильные печи с помощью мехов, а древесный уголь получали из акации и финиковой пальмы. Они выплавили около 100 т чистой меди. На территории России и сопредельных стран медные рудники появились за два тысячелетия до н.э. Остатки их находят на Урале, в Закавказье, на Украине, в Сибири, на Алтае. В XIII—XIV вв. освоили промышленную выплавку меди. В Москве в XV в. был основан Пушечный двор, где отливали из бронзы орудия разных калибров. О нем напоминает теперешняя Пушечная улица в Москве. Сейчас известно более 170 минералов, содержащих медь, но из них только 14—15 имеют промышленное значение. Это — халькопирит (он же медный колчедан), малахит, встречается и самородная медь. В медных рудах часто в качестве примесей встречаются молибден, никель, свинец, кобальт, реже — золото, серебро. Обычно мед-ные руды обогащаются на фабриках, прежде чем поступают на медеплавильные комбинаты. Богаты медью Казахстан, США, Чили, Канада, африканские страны — Заир, Замбия, Южно-Африканская республика. Очень крупное Удоканское месторождение медной руды сравнительно недавно обнаружено на севере Читинской области.
Большая часть  добываемой меди используется в электротехнике, потому что медь обладает высокой электропроводностью, уступая в этом только серебру, которое, конечно, намного дороже. Миллионы километров проводов опутали земной шар, и большинство из них медные. Медь нужна для производства двигателей, телевизоров, телефонных аппаратов, различных электроприборов, автомобилей, электровозов, холодильников и даже музыкальных инструментов. Ее используют в химической промышленности для борьбы с вредителями садов и огородов, для подкормки растений и животных. Всюду нужна медь. По объему мирового производства и потребления медь занимает третье место после железа и алюминия.
Из-за сравнительной  доступности для получения из руды и малой температуры плавления медь— один из первых металлов, широко освоенных человеком. В древности применялась в основном в виде сплава с оловом— бронзы для изготовления оружия . 
 

1.6.Полудрагоценные камни. Бирюза
 Бирюза - камень Востока - известна и любима там с  незапамятных времен. Необычайно чистые, небесно-голубые тона, нередко оригинальный рисунок, некоторые кажущиеся загадочными  свойства камня - все это породило множество легенд и преданий о бирюзе. Интересно, что в них рядом с мистическими толками, наивно-суеверными выдумками содержатся описания реальных свойств этого минерала, тонко подмеченные особенности.  
Название камня происходит от персидского слова "фируза", означающего "одерживающий победу", "победоносный".  
На территории нынешнего Афганистана, в погребениях древнего Кушанского царства (I - III век нашей эры), найдены тысячи золотых предметов, украшенных бирюзой: короны, подвески, ожерелья, нагрудные украшения, ручные и ножные браслеты. До нас дошли великолепные ацтекские ритуальные маски, инкрустированные бирюзой (музей американских индейцев в Нью-Йорке). Индейцы доколумбовой Америки высоко ценили и любили бирюзу. В особом почете у них была сине-зеленая, цвета морской волны бирюза.  
В начале нашего тысячелетия уже было известно знаменитое и поныне Мааданское или Нишапурское месторождение бирюзы (на территории нынешнего Ирана). В X-XI веках главными рынками голубого камня считались Мешхед, Самарканд, Тегеран.  
В арабских странах выше всего ценилась голубая, чистого, как ясное небо, тона бирюза - сорт изхаки (абу-изхаки), менее - сулеймани - зеленоватая, еще меньше - ферули - с золотыми оттенками и абдул-хамиди - белесоватая. Такое деление бирюзы на сорта, особые названия для разных ее оттенков - все это говорит о том, что бирюза была необычайно популярна. Ею любовались, хвалились друг перед другом, сравнивали отдельные камни, оценивали их, приписывали им различные таинственные свойства. Начало поклонения бирюзе уходит в очень далекую историю Древнего Египта. Еще за несколько тысячелетий до нашей эры изображения жука-скарабея, вырезанного из голубого камня, служили не просто украшением, а предметом культа, амулетом. В развалинах города Абидоса, например, найдено несколько браслетов эпохи I династии (то есть это вещи, которые были сделаны за три тысячи лет до нашей эры), в их числе золотой браслет с фигурками священных соколов, инкрустированных бирюзой. Голубым камнем отделаны золотые и серебряные ножны, браслеты, обнаруженные в гробнице царицы Хетеп-Херес в Гизе. Бирюза встречается во многих ювелирных изделиях эпохи Среднего (XXI - XVII века до нашей эры) и Нового царства (XVI--XI века до нашей эры). Причем некоторые из этих камней отличаются столь красивой яркой окраской, что одно время их считали искусственными 
Бирюзу древние египтяне добывали в безводной пустыне Синайского полуострова, "в шести днях пути верблюжьих караванов от Суэца". Туда, на поиски небесного камня, на работу в тяжелейших условиях, практически на верную гибель, фараоны посылали тысячи пленных и рабов.  
"Нет ни одного камня, который играл бы большую роль в человеческих суевериях и лечебном деле, чем именно персидская бирюза",- писал академик А. Е. Ферсман. На Востоке долгие века жило поверье, что голубой камень - это окаменевшие кости людей, умерших от неразделенной любви.  
Голубому камню в индийских, арабских, персидских лапидариях приписывались разные волшебные свойства: что он оберегает своего владельца от опасного падения с лошади, примиряет ссорящихся супругов, укрепляет зрение. Считалось, что перстень с бирюзой, полученный из любимых рук, принесет счастье. Воин, носящий на шее голубой камень, непобедим для врагов и потому может никого не бояться...  
В армянской средневековой рукописи о драгоценных камнях, включенной в "Книгу истории" Аракела Тавризского (XVII век), утверждается, что, если с утра посмотреть на бирюзу, то в течение всего дня человек будет свободен от тяжких забот; что носящий бирюзу будет жить в благоденствии и не видеть худых снов; что бирюза помогает также от глазных болезней.  
Английский король Иоанн Безземельный, правивший в начале XIII века, постоянно носил при себе бирюзу, потому что, по "достоверным" поверьям того времени, она должна была обнаружить яд и тем самым спасти короля от отравления...  
Любопытно приводимое англичанином Дж. Горсеем (он долгие годы жил в России в качестве агента английской "Московской компании") описание суеверного отношения ларя Ивана Грозного к бирюзе. "Посмотрите на этот чудесный коралл и на эту биркзу,- говорил царь Горсею,- возьмите их: они сохраняют природную яркость своего цвета; положите их теперь мне на руку: я заражен болезнью, .смотрите, они тускнеют; это предвещание моей смерти".Еще в давние времена на Востоке, а потом и на Западе делали попытки "оживить" бирюзу и пытались подделать ее.  
Возможности "оживления" бирюзы подробно описывает среднеазиатский ученый-энциклопедист Бируни (X-XI века): "Бирюза, подобно тому, как она умирает от (растительного) масла, оживает от (животного) жира; лечат ее жиром и курдючным салом, поэтому она становится превосходной в руках мясников, особенно тех, кто разделывает туши ножом с рукояткой из бирюзы". Другой способ "оживить" голубой камень, согласно лапидариям, заключается в том, чтобы натереть его сырым мясом или дать проглотить индюку.  
Одним из видов подделки было подкрашивание в бирюзовый цвет окаменелых костей, зубов или бивней мамонтов.  
В природе действительно существует такая разновидность бирюзы - одонтолит или костяная бирюза. Г. Гюрих (1902 год) описывает несколько окаменелых черепов, найденных в Южной Африке. Зубы ящеров превратились в одонтолит - "бирюзовый зуб".  
Одонтолит образуется путем замещения частей скелета ископаемых животных солями меди и железа, содержащимися в поверхностных водах. Если кость была замещена синим минералом - вивианитом, то при умеренном нагревании серо-синий одонтолит становится небесно-голубым. В тех случаях, когда кость пропитана солями меди, одонтолит при нагревании меняет окраску на зеленую. Под микроскопом хорошо видна характерная для кости ячеистая структура одонтолита.  
Такая костяная бирюза под названием "новая бирюза" была известна в Древнем Египте, во времена Среднего царства. Настоящую, "старую" бирюзу древние египтяне не путали с одонтолитом и называли - "мафкат".  
Наиболее распространенный вид современной подделки - синтетические имитации. Это так называемая венская бирюза - термически обработанная и спрессованная смесь малахита, гидроокиси алюминия и фосфорной кислоты. Бирюза под названием неолит - из фосфата меди и гидроокиси алюминия. Под действием НСl в такой синтетической бирюзе появляется яркая зеленовато-желтая окраска, нехарактерная для природной бирюзы.  
Иногда за бирюзу выдаются сходные с ней по окраске минералы - варисцит, лазурит. И варисцит и лазурит - это водные фосфаты алюминия, не содержащие меди. Плотность варисцита ниже, а лазурита выше, чем у бирюзы.  
Основные поставщики натуральной бирюзы на мировой рынок Иран (месторождение Нишапурское, Дамгхан и другие), США, Египет. Месторождения голубого камня есть в Китае, в Монголии, в Болгарии, Австралии, Эфиопии, Чили и некоторых других странах.  
Во времена СССР были известны бирюзовые месторождения, открытые еще в VII-VIII веках: в Средней Азии и Казахстане, главным образом в Центральном Кызылкуме и в районе хребта Султан-Уиздаг.  
В 70-х годах прошлого века было найдено месторождение бирюзы - в Армении, вблизи села Техут. Эта находка подтвердила предвидение академика А. Е. Ферсмана, высказанное им в монографии "Цвета минералов" (1936 год): "... Районы Армении и Закавказья уже давно должны были обратить на себя внимание цветными камнями, малахитом или хризоколлой, бирюзой или армянским камнем". (Хризоколла - минерал, водный силикат меди; армянский камень - разновидность лазурита.)  
Бирюза - это водный фосфат меди и алюминия. Образуется она при выветривании пород, содержащих медь и фосфор. Встречается в виде сплошных масс, корочек, прожилок, желвачков, почковидных натечных образований, очень редко (в месторождении на юге штата Виргиния, США) - в виде мелких (до 3 миллиметров) кристаллов. Однако в природных условиях состав минерала обычно непостоянен. Содержание меди, например, в высококачественной голубой бирюзе колеблется от 3,5 до 8,3 процента, а содержание окислов железа достигает 10-12 процентов. А ведь в теоретическом варианте железо вообще отсутствует. Разным бывает содержание воды и фосфора. Иногда в состав бирюзы входят примеси кремнезема, кальция, стронция, магния, ванадия, хрома, серы, органического вещества. В бирюзе из Кызылкумов изредка содержатся зерна золота, в техутской - сыпь мелких золотистых кристаллов пирита, в кальма-кырской - пестрые кристаллики халькопирита, сфалерита.  
Обычно голубой камень имеет скрыто-кристаллическую структуру. Это плотная масса мельчайших триклинных кристаллов, которые хорошо видны на снимках, сделанных под электронным микроскопом. Видно и то, как кристаллики сгруппированы в сферорадиальные пучки.  
Мы уже говорили, что окраска у бирюзы бывает разная: ярко-голубая, светло-голубая, голубовато-зеленая, яблочно - и темно-зеленая, серо-зеленая, оливковая, бурая, мелоподобная. Иногда переходы окраски с множеством полутонов можно увидеть в одном образце.  
Бирюза из Кызылкумов отличается оригинальным рисунком: голубая синь камня прорезана тонкой черной паутинной сеткой. Это графит или органическое вещество. Кызылкумскую бирюзу так и называют - "паутинная", "сетчатая", "кружевная".  
В Техутском месторождении, кроме голубой и зеленой бирюзы, встречается еще и пятнистая. Бурые, оливковые, черные или желто-охристые пятна сплетаются в красивые причудливые узоры на фоне голубого или зеленоватого тона. Это редкие образцы, их называют камнями с "родинками", они напоминают замечательную разновидность североамериканской бирюзы - аматрикс. Индейцы доколумбовой Аризоны и Мексики особо чтили такую бирюзу, почитали ее волшебным камнем и украшали ею лучшие ожерелья и браслеты. На примере техутских образцов было установлено, что бирюза в катодных лучах проявляет яркое бело-голубое свечение, а в ультрафиолетовых - светло-канареечное. Это свойство минерала "светиться" уже используется при его диагностике.  
В легендах о "жизни" и "смерти" бирюзы, как показывают современные минералогические исследования, есть крупицы истины. Бирюза - соединение неустойчивое. Она пористая, легко впитывает жиры, ароматические вещества, и под их воздействием, а также под воздействием углекислого газа и других активных реагентов теряет свой небесно-голубой цвет, становится зеленой, серо-зеленой, белесой. Поэтому бирюзу следует оберегать от парфюмерных изделий - кремов, мыла, духов. При мытье рук кольца с бирюзой непременно надо снимать.  
Под действием высокой температуры бирюза окисляется, теряет молекулы воды, быстро изменяет окраску и переходит в другое соединение. При температуре свыше 380°С происходит разрушение кристаллической структуры минерала. Если продолжать нагрев, то из бирюзы образуются новые соединения - фосфокристобалит, берлинит, тридимит или другие.  
При исследовании оптических спектров минерала было установлено (Л. В. Никольская и другие), что окраска бирюзы зависит от присутствия в ее структуре двух ионов: Си2+ и Fe3+ - хромофоров (красителей). Если преобладает количество ионов меди, минерал голубой, если ионов железа больше - зеленый.  
Были проведены специальные эксперименты по "очищению" бирюзы (без разрушения кристаллической структуры) от ионов железа.  
Уменьшить число ионов Fe3+ можно либо за счет того, чтобы перевести их в двухвалентную форму в самой бирюзе, либо вывести из минерала. Есть способы, с помощью которых большая часть ионов Fe3+ выносится на поверхность камня. При последующей обработке они легко удаляются. В результате таких манипуляций ионами начинает доминировать голубая окраска.  
Так современная наука раскрыла загадку "старения" бирюзы и наметила технические возможности ее "омоложения", "оживления".  
Сейчас улучшение окраски низкосортной бирюзы ведется в промышленных масштабах многими странами мира, в том числе и у нас.

2.Технологическая  часть

2.1.Заготовительные  процессы

Волочение

     Волочение- протягивание прутковой, проволочной, трубчатой или профильной заготовок через коническое отверстие для уменьшения их конического размера и увеличения длины. Основной волочильный инструмент- матрицы, или фильеры, с отверстиями, через которые протягивают металл. Захватывают протягиваемые заготовки плоскогубцами. Для уменьшения усилий при  протягивании заготовки смазывают пчелиным воском. Один конец заготовки  опиливают на конус ,чтоб он свободно проходил в несколько отверстий меньшего сечения. Продевают в отверстие на расстояние свободного захвата. Затем равномерным натяжением  протягивают всю поволоку. Последовательно проходя каждое отверстие проволока нагортовывается и требует отжига.
Термическая обработка. Отжиг
     Термическая обработка металла- это изменение  структуры и свойств металлов путем теплового воздействия. Один из важнейших технологических процессов, в результате которого металл приобретает свойства, необходимые для дальнейшей его обработки или использования. В процессе изготовления ювелирных изделий применяется только один из видов- отжиг. Нагрев до определенной температуры и охлаждение металла с целью его смягчения. Нагортованные детали в процессе монтировки отжигают в муфельной печи, помещая их на стальной совочек, а затем охлаждают на леткале- асбестовой подкладке. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.Монтировочные  операции
Разметка
     Разметка -процесс переноса рисунка и его  размеров на заготовку. Разметка может  осуществляться несколькими способами: вычерчиванием рисунка с применением  правил построения геометрических фигур, переносом рисунка с кальки на заготовку с помощью воска, копировальной бумаги, краски, путем выкалывания.  Вычерчивание рисунка- процесс довольно кропотливый.  Инструментом для разметки служат чертилки, циркуль, масштабная линейка, кернеры. Разметку мелких пластин выполняют на разметочных плитах. Перед разметкой внимательно проверяют, нет ли у заготовки пороков, раковин, трещин, плен. После этого паяльным аппаратом или в муфельной печи заготовку отжигают, так чтобы поверхность ее равномерно окислилась- на темной поверхности разметочные риски более заметны. Посередине лицевой поверхности заготовки по линейке проводиться продольная ось, которая будет служить базой разметки. Затем заготовку укладывают на разметочную плиту так, чтобы ось заготовки совпала с осью плиты, имеющая делительную шкалу. С помощью  циркуля ведется построение фигур с учетом соблюдения центра разметки.

Пайка

     Пайка- это процесс соединения металлических  деталей с помощью припоя.  Очень ответственная операция, требующая  то ювелира мастерства, знания свойств  металлов, умения правильно подобрать припои и флюсы. Каждое рабочее место ювелира должно быть оснащено паяльным аппаратом. Подкладкой для паяльных изделий служат огнеупорные приспособления. В большинстве случаев применяют асбестовый леткал на деревянной основе. В качестве вспомогательных инструментов во время пайки  используют пинцеты и кисточку. Припои представляют собой металлы и сплавы, которые вводятся в зазор между паяемыми деталями. Припои имеют более низкую, чем металлы соединяемых деталей, температуру плавления. При охлаждении паяный шов кристаллизуется и затвердевает. Процесс пайки требует, чтобы припой плавился уже в то время, когда основной металл еще в твердом состоянии. При изготовлении филигранных изделий, когда существует опасность местного перегрева, эта разность должна превышать 50?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.