На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическая власть и механизм ее осуществления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь 

БНТУ 
 

Кафедра политологии  
 
 
 
 
 

Реферат не тему: 

«Политическая власть. Механизм ее осуществления.» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       Подготовил: ст. гр.
                      
Проверил: Терещенко А.М. 
 
 
 

Минск 2007 
 
 

Содержание:  

1. Власть. Общая  характеристика…………………………………………………………..2
2. Сущность политической  власти………………………………………………………….3
3. Механизм осуществления  политической власти………………………………………..4
4. Легитимность  власти……………………………………………………………………...4
5. Государственная  власть…………………………………………………………………...6
6. Ресурсы власти…………………………………………………………………………….6
7. Принцип разделения  властей……………………………………………………………..7
8. Судебная власть  и ее функции……………………………………………………………8
9. Исполнительная  власть и ее функции…………………………………………………....8
    Заключение  
 
 
 
 

1. Власть. Общая характеристика.
 
   Вероятно, в политической теории нет более  сложного и запутанного вопроса, чем выяснение структуры властных отношений. Под «властью» скрываются десятки смысловых оттенков, отражающие самые разные аспекты и компоненты этого сложнейшего социального механизма. Понятие «власть» включает в себя как власть на семейно-бытовом уровне, так и власть в обществе для упорядочения жизни людей. Многие философы обращались к исследованию сущности и содержания власти. К примеру, Т.Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем, что обусловливает вечную склонность человечества к желанию все большей и большей власти.
    Отправным  определением власти считается определение, данное М.Вебером: «Власть – возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана»
   В Энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого»
Власть, таким  образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила. Сегодня власть рассматривается как способность субъектов достигать соглашения, разрешать конфликты.
   Среди оснований власти выделяют: насилие, страх, богатство, авторитет, убеждение, интерес, знание. Так О.Тоффлер считает, именно знание становится определяющим фактором.
   Современный концептуальный подход и интерпретация  власти разделяется на два класса:
первый –  атрибутивно-субстанциональный, трактующий власть как атрибут, свойство субъекта;
второй –  реляционный, власть – социальные отношения  и взаимодействия на элементарном и сложном коммуникативном уровнях.
   Из  существующих концепций власти, основанных на этих двух подходах, можно выделить следующие:
   - бихевиористская  концепция, которая господствовала  в западной политологии в 50—60-е годы и для которой характерен взгляд на власть «снизу». Ее представители (Ч.Мэрриам. Г.Лассуэлл) берут за основу стремление или волю к власти как естественное свойство человека, которое проявляется в его поведении;
   - инструменталистская  (власть как инструмент использования  определенных целей);
   - конфликтная (власть как возможность принятия решений для урегулирования конфликтных ситуаций).
   Эти концепции  сводят власть лишь к той или иной функции власти.  Марксизм, например, трактует власть в классовом обществе как господство одного класса над другим.
   Власть  и политика неразрывны. Власть отражает необходимость в поддержании целостности общества, достижении поставленных целей, разрешении противоречий, достижении консенсуса в обществе.
    В  структуре механизма власти первичным  «субъектом» и  источником  власти является народ, передающие  властные функции государству,  которое распределяет свои полномочия по «горизонтали» (законодательная, исполнительная, судебная отрасли), по «вертикали»       (центральные, региональные и местные органы власти.)
   Следует, однако, отличать понятия власть и влияние. Исследованием проблемы власти и влияния занимались американцы (Г.Ласуэл, А.Каплан, Р.Даль) и французы (М.Фуко, П.Брудье).
По Ласуэлу  и Каплану понятие  «влияние»  шире власти. Власть – особая форма  осуществления влияния – воздействие с помощью применения строгих санкций за неподчинение политическому курсу. Например, Даль считал, что власть – одна из форм влияния, к которым можно также отнести контроль, авторитет, доминирование и т.д.
   Поэтому политические партии пытаются установить контроль над органами государственной власти, влияя на них «снизу».  
 
 

2. Сущность политической власти. 

   Политическая  власть является одной из форм власти, функционирующей в обществе наряду с экономической, социальной, духовной. Характерными ее чертами являются: суверенитет, верховенство, неделимость.  Будучи рассредоточенной по всему полю общественного пространства, она играет важную роль в жизни общества. Сильную политическую власть характеризуют авторитетность или способность интегрировать общество, уважении граждан, наличие целостной, реалистической программы решения социальных и экономических проблем.
   Как и любая власть, она не существует без своего носителя, и в соответствии с ним выделяются государственная, партийная, клановая, парламентская, президентская, монархическая власти. Политическая власть не всегда власть государственная (власть фаворитов, временщиков).
   Существуют  следующие концепции политической власти:
 1. Потенциально-волевые,  принадлежащие немецкой политической  мысли, трактуют власть как  навязывание воли каким-либо политическим  субъектом. Сторонниками были  Маркс, Гегель, Шопенгауэр.
 2. Инструментально-силовая,  принадлежащая англо-американской  традиции.  Здесь власть – силовое  воздействие политического субъекта, контролирующего определенные ресурсы и при необходимости использующее прямое насилие. Это скорее «власть сделать», чем власть на людьми.
 3. Системная  и структурно-функциональная концепция.  Ее развивали Т.Пирсон, Д.Истон.  По Пирсону власть - особое свойство социальной системы, цель, которая поддерживает ее целостность, координацию общественных целей с интересами отдельных элементов, обеспечивающее взаимодействие общественных подсистем на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства. 
 

   3. Механизм осуществления политической власти 

   Механизм  осуществления политической власти состоит из следующих компонентов: руководство, управление,  организация и контроль. 
   1. Руководство  – законодательное закрепление  волеизъявления правящей силы  общества, процесс выработки и принятия важных для общества решений и программ, в которых определяются конкретные цели и стратегические задачи социального развития.
   2. Под  управлением понимают осуществление  стратегической линии на практике.
   3. Организация  означает осуществление (обеспечение  упорядоченного взаимодействия  политических объектов) воли правящей  партии по отношению к обществу.
   4. Контроль – это надзор над выполнением принятых решений.  
 
 
 

4. Легитимность власти 

   Одним из важнейших свойств, характеризующих  политическую власть, является ее легитимность, т.е. потребность в ее оправдании, признании законности, полезности для общества, обновления политических структур. Так, С.М.Липсет определяет легитимность как «способность системы создать и поддержать у людей убеждение в том, что существующие политические институты является наилучшими из возможных для общества». Легитимности призвана сформировать доверии к правительству, найти аргументацию для оправдания таких действий, как принуждение и насилие. В меньшей мере в легитимности нуждается власть демократическая, поскольку она выражает мнение большинства общества. Для придания легитимного характера власть должно опираться на закон, действовать в соответствии с нормами права и Конституцией.
   Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству или на основе всеобщих выборов) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане добровольно и сознательно признают право власти, следуют ее законам. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна. 
   М. Вебер  разработал типологию легитимности, выделив три ее типа:
- традиционное господство - авторитет «вечно вчерашнего», Примером  является монархия;
- харизматическое  господство - авторитет личного дара, вызываемый наличием качеств вождя у человека.  Образцы харизмы Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, Цезаре, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.;
- легальное (рациональное) господство. Это господство в  силу веры в обязательность  легального установления компетентности носителей власти, обоснованной законами.
   В традиционном господстве Вебер выделяет различные виды— геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха), султанизм как разновидность последнего. Султа-низм характеризуется абсолютным произволом и опорой на армию.
     Харизматическая власть является нестабильной по сравнению с традиционной и легальной, фактически не подкреплена официальным правом или священной традицией, что вынуждает властителя постоянно подтверждать гражданам свою харизму. «Харизматический завет» преобразуется в систему догм, которую должен воспринять преемник. Классическим примером харизмы является харизма Сталина как верного продолжателя дела Ленина. Таким образом, харизматическая власть приобретает черты традиционного господства. а проблема преемственности становится главной и решается различными путями.
   Легальная легитимность — результат эволюционного развития государства, в котором соблюдаются права человека и принципы правопорядка.
   Таковы, по Веберу, три идеальных (чистых) типа легитимности. Однако в действительности чаще всего функционируют смешанные комбинации этих типов легитимности.
   Разработанная Вебером типология легитимности, по мнению Д.Истона, не учитывает богатство реноваций легитимности, в частности политического режима. Он, в свою очередь, выделяет три разновидности легитимности: идеологическую, структурную и личную (персональную)
   Идеологическая легитимность опирается на идеологические принципы и убеждения граждан в ценности политического строя как самого передового, что подкрепляется интенсивной пропагандой. Классическим примером подобной легитимности власти является СССР.
   Структурная легитимность опирается на приверженность граждан механизму и нормами политического режима. Она характерна для обществ, где порядок формирования властных структур стал привычным. Примером является Великобританию с ее демократическими традициями и парламентаризмом
   Личная (персональная) легитимность опирается на веду граждан в личные качества политического лидера (президента, премьер-министра), его способность должным образом использовать политическую власть. Она близка к харизматической.
   Современные  политические режимы все в  большей степени строят свою  власть на основе многоэлементной легитимности, да и М.Вебер считал, что задача политологов заключается в определении различных комбинаций оснований легитимности применительно к политическому режиму.
   Проблема  легитимации является жизненно важной для любого политического режима. Степень легитимности может быть проверена эмпирически, например посредством  опросов. На основе таких исследований различных политических режимов М.Доган предлагает проводить различия между легитимностью режима и доверием к некоторым его институтам или руководителям. Он полагает, что в демократической стране легитимность режима не ставится под сомнение, потому что не существует лучшей альтернативы, кроме как реформировать демократию демократическим путем.
   Такой подход сужает суть легитимности, а  легитимность демократического режима утверждается навечно. Более правомерной и является точка зрения политологов, считающих, что легитимность следует рассматривать применительно и к режиму в целом, и к конкретной власти. К примеру, можно говорить о легитимности самого института президентства и о легитимности конкретного президента.
      Исследователи выделяют несколько источников легитимации власти. Первый и наиболее надежный источник - участие граждан в управлении, что создает ощущение причастности людей к политике, проводимой властью, позволяет людям чувствовать себя в определенной мере ее субъектом. Другим источником является технократическая легитимация, т. е. легитимация посредством административной, экономической, военной, образовательной и тому подобной деятельности власти. Легитимность политической власти в таких странах, как Греция, Япония, Тайвань, Южная Корея, Сингапур повысилась в значительной мере благодаря экономическим достижениям.
    Третьим  источником легитимации является  сила. Все режимы опираются на  принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод личности. Чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение.
Использование силы может не только повысить уровень  легитимности, но и ускорить падение режима. Сила является ненадежным источником легитимации власти.
    Власть  обладает возможностями для повышения  легитимности посредством влияния на сознание и поведение социальных групп, формирования определенного общественного мнения.
   Важное  место в функционировании политической власти занимают проблемы делегитимации, обострение которых может вызвать кризис и даже крах политического режима. В связи с этим возникает необходимость выявления причин делегитимации. Основными являются:
   - противоречие  между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и  эгоистическими интересами властвующей элиты. Углубление этого противоречия приводит к тому, что власть замыкается в самой себе, теряя поддержку населения.
   - противоречие  между идеей демократии и социально-политической  практикой. Оно проявляется в попытке власти решить возникающие проблемы только силовым путем, несоблюдении основных прав человека.
   - отсутствие  в политической системе артикуляции  интересов социальных групп; отсутствие достаточной вертикальной мобильности  в сочетании с социальным   неравенством, массовым обнищанием населения и т. п.
- нарастающая  бюрократизация и коррумпированность. Всеохватывающая коррупция является симптомом не только делегитимации власти, но и ее кризиса. Последним оплотом режима, оказывающим сопротивление коррупции, является суд. Если она поражает и его, то кризис и падение режима можно считать предрешенными.
   К числу  причин делегитимации власти в многонациональных государствах относится национализм, этнический сепаратизм, которые ставят под вопрос государственную целостность страны.
И, наконец, источником делегитимации власти может явиться потеря самой правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых противоречий, столкновение различных ветвей власти.
   Таким образом, проблема легитимности имеет важное значение для политической власти и общества, является одной из важнейших проблем  науки. 
 

5. Государственная власть 

   Феномен политической власти дополним властью  государственной, которая всегда является властью политической, но в отличие от первой имеет обособленный аппарат управления (контроль и методы насилия), опирается на профессиональных управленцев, специалистов, на силу в лице армии, полиции, органов безопасности, судов и т.д. Государственная власть опирается на законы, общественные традиции, нравственные устои и нормы международного права.
   Западный  политолог Г.Лассуэлл считал, что  решения, принимаемые государственной властью должны:
   - быть  последовательными, добиваться непременного  выполнения
   - мобилизовать  необходимые ресурсы
   - нейтрализовать силы, тормозящие выполнение решений
   - использовать  возможности и средства, вызывающие  меньше отрицательных последствий.
   К методам  осуществления государственной  власти относятся убеждение принуждение, поощрение. За период существования государственная власть выработал административную структуру, многообразие институтов, опираясь на которые приводит в действие рычаги власти. 
 

   6. Ресурсы власти 

   Под ресурсами власти  понимают   средства,   использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
   Субъекты  политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государственная в гасть имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения. Она может легально использовать силу, опираясь на специальный аппарат принуждения.
   Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.
   Ресурсами  власти  являются   интересы,  убеждения людей,  их чувства, эмоции.  Эффективными средствами власти могут стать национальные и религиозные чувства. Ресурс типа интереса определяется экономическим потенциалом, налоговой, социальной политикой.   Ресурс принуждения использует жизнь, здоровье, имущество, благосостояние.
   Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным.
Ресурсом власти является язык как элемент политической культуры. Язык власти специфичен, он опирается на мифы, стереотипы, а значение слов зависит от воли властелина, от умения читать между строк. Значение штампов, клише бюрократического языка является своеобразным пропуском в коридоры власти. Языковая политика играет далеко не последнюю роль в реальных политических процессах, избирательных кампаниях.
   К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения, его качество. Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач.  К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах.
   Следует иметь ввиду, что действие тех  или иных средств власти имеет  предел, за которым их применение становится бессмысленным (гонка вооружений). Потому необходимо стремится к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения. 
 

   7. Принцип разделения властей 

   В ходе своего развития государственная власть модифицировалась в законодательную власть, исполнительную и судебную. Такое разделение считается одним из высших проявлений цивилизованности, демократизма.
   Разделение  власти является основным   механизмом  функционирования  всех  видов политики и неполитической власти. Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями   между субъектом и объектом, между которыми формируются отношения командования и исполнения, господства и подчинения. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.
   Первое  крупное разделение власти развело  политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями. Разделение власти  на  государственном уровне сопровождалось острыми конфликтами и даже войнами  между королевской властью и   парламентами   ("Славная   революция"   1688 г.   в Англии,   переросшая   в   войну   короля  и парламента, смену династий; Французская революция). Велась борьба за право участия народа в правлении - избирательные права, иначе говоря, за разделение власти между государством  и обществом. Всеобщее избирательное право было установлено  лишь ХХ веке и то не повсеместно.
   Проекты разделения единой государственной  власти на несколько независимых, появились в XVII веке.  Первый проект такого рода принадлежал Дж.Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными   отношениями.   Впоследствии   Ш.Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде: на законодательную, исполнительную и судебную.     
   Важное  значение в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между властями. Отношения между разделенными властями регулируются законами, положениями конституции, традициями политической культуры общества.
   Опыт  истории показывает, что попытки  одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.
   Следует иметь в виду, что власть разделяется  не только между легальными структурами, хотя здесь могут быть негласные  распоряжения, приказы, закулисная борьба, законспирированные организации типа органов безопасности, разведки, контроля. Могут существовать в   обществе и нелегальные политические и неполитические структуры, реально владеющие властью, теневые и противоправные структуры. В периоды кризисов все формы скрытого разделения власти могут стать крайне опасными, ибо создают условия для криминализации политики, давления на общество, его дестабилизации, политических заговоров и переворотов.  

8. Судебная власть и ее функции 

     Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.
     Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и законах ряда современных государств.
     В современных демократических государствах правосудие функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей и имеет строго очерченную в конституции и особых законах компетенцию. Отправление правосудия как специфической государственной функции состоит в наиболее общем виде в том, чтобы обеспечивать надлежащее применение законов путем восстановления как нарушенного права, так и нарушенного равновесия в гражданских правоотношениях.
     Законодательная и исполнительная власти находятся  у истоков судебной власти: они ее формируют. Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и возвышается, становясь властью особого рода. Исходя из этого, следует всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства — служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий.
     В целом же миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом справедливости. 
 

9. Исполнительная власть и ее функции 

   Вопрос  об  исполнительной  власти  является  одним  из  труднейших  вопросов правовой  науки.  Реальные  характеристики  этой   ветви   власти   отражают состояние государственности в  данный момент  в целом,  позволяют оценить потенциал   и   перспективы   государственно-правовых   методов   разрешения социальных проблем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.