На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и юридические свойства конституции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


§ 1. Понятие и юридические  свойства конституции 

   
Конституцию как  нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие  черты:  
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет; 
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
Рассмотрим эти  черты.
1. Конституция  в современном значении этого  понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.
Характерно, что  возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как  конституция, было связано именно с  этой ее чертой.
Выдвигаемое нарождающейся  буржуазией требование ограничить права короля и феодалов для защиты своих свобод могло быть обеспечено только путем принятия акта высшей власти, воплощающей волю всей нации, всего народа. Так, в неосуществленном на практике проекте «народного соглашения» Кромвеля в 1653 году было предусмотрено условие подписания его всем народом. Такое же требование выдвигалось затем и Ж.-Ж.Руссо. Он полагал, что для установления конституции требуется согласие всех граждан. Она должна быть результатом единогласного решения, подписана всеми гражданами, а противники конституции должны считаться иностранцами среди граждан.
Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной  теории и практике. Не случайно конституции  большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию».
В советских  конституциях такая формула впервые  была воспроизведена в Конституции  СССР 1977 года, Конституции РСФСР 1978 года. Так, в преамбуле Конституции 1978 года было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики ... принимает и.провозглашает настоящую Конституцию» (в последующих редакциях преамбулы эти слова были сняты).
Идею о причастности народа к принятию конституции не могли игнорировать даже в условиях тоталитарного режима. Тогда это выражалось во всенародном обсуждении проекта Конституции СССР 1936 года, проводившегося в течение шести месяцев с широчайшим размахом и призванного «освятить» Основной Закон волей народа. Всенародному обсуждению подверглась и Конституция СССР 1977 года.
В Конституции  Российской Федерации 1993 года наиболее последовательно, по сравнению со всеми  предшествующими, отражена рассматриваемая  черта. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации ... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОС-СИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.
2. Особенность  субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции – ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением – учредительной властью. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государств. 
Вся история  конституционного развития как нашей  страны, так и зарубежных стран  служит тому подтверждением. Через  конституции получали легитимность принципиальные изменения всего  общественного строя. Такую роль, в частности, сыграли Конституция РСФСР 1918 года, Конституция Российской Федерации 1993 года. 
Именно на признании  учредительной природы конституции  основываются особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной.
В зарубежной науке  конституционного права концепция, в соответствии с которой проводится различие между учредительной властью  и властью учрежденной, представлена достаточно широко. А в Германии она получила и прямое выражение в самой конституции. В ее преамбуле сказано: «...Немецкий народ в силу своей учредительной власти дал себе настоящий Основной закон».
Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому акту данного государства. Так, законы в Российской Федерации не могут противоречить ее Конституции. Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и федеральным законам, постановления Правительства не могут противоречить Конституции, федеральным законам, указам Президента. У Конституции Российской Федерации нет такого юридического «потолка».
Разумеется, из этого не следует вывод о том, что содержание конституционных установлений определяется произвольно, что в конституцию могут быть включены любые нормы.
На процесс  выработки конституции воздействуют широкая система экономических, политических, внешнеполитических, международно-правовых, социальных, исторических факторов, сила традиций, преемственность конституционного развития страны и др.
3. Важной чергой, характеризующей конституцию, является  особьй предмет конституционного регулирования, т.е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.
Конституционное воздействие отличается всеохватывающим  характером, чего не имеет никакой  другой нормативный правовой акт. Конституция  затрагивает все сферы жизни  общества – политическуо, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.
4. Конституцию  отличают и особые юридические свойства.
Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
в верховенстве конституции;
в ее высшей юридической силе ;
в ее роли как  ядра правовой системы государства  и системы права;
в особой охране конституции;
в особом порядке  принятия и пересмотра Конституции, внесение в нее поправок.
Эти юридические  свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года.
1. В ней впервые  в истории страны получил закрепление  принцип верховенства Конституции Российской Федерации. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.
Установление  в ч. 2 ст. 4 Конституции 1993 года принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение  в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового  государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.
Верховенство  российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными  в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.
В принципе верховенства Конституции Российской Федерации  отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.
2. В ст. 15 Конституции  Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.
Высшая юридическая  сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные  правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции России, но и , то, что  органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции  характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих  в Российской Федерации.
3. Конституция  1993 года является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.
Именно Конституция  определяет сам процесс правотворчества  – устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
В самой Конституции  названы многие федеральные конституционные  законы и федеральные законы, которые  должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.
4. К юридическим  свойствам Конституции Российской  Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Статья 80 Конституции  закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге  он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.
Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.
5. Конституцию  Российской Федерации отличает  и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.
Рассмотрев основные признаки понятия конституции, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Этим признакам  общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция Российской Федерации.
Как и всякое другое, данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т.е. дарованные народу королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа.
Различают также  конституции гибкие и жесткие – в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения. Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.
Конституции, как  правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции  государства может выполнять, как, например, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.
Конституции могут  реально отражать действительность, адекватно рализовываться в системе  общественных отношений. В таком случае они являются реальными.
Нередко положения  конституции представляют собой  лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят  отражения в жизни. Такие конституции  именуются фиктивными. В значительной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали народовластие, полновластие Советов, демократические основы строя и статуса личности.   

 

Понятие, сущность и основные черты Конституции
                      как Основного Закона государства. 

      Конституция  -  это  Основной  закон  государства,   выражающий   волю
господствующего  класса   или   всего   общества   и   закрепляющий   основы
общественного  и  государственного  строя,   права  и  свободы  человека   и
гражданина.  Конституция очеркивает круг функций государства,  устанавливает
основы его отношений  с человеком и обществом.
Термин "конституция" ( с лат. - установление) употреблялся  в  древнем  Риме
для  обозначения  одного  из  видов  правовых  актов  императора  (наряду  с
декретами, эдиктами и  др.)  В  эпоху  феодализма  наряду  с  этим  термином
применялась  и  формулировка  "основной   закон",   которая   теперь   часто
используется как  синоним слова "конституция".
    Термин "конституция" употребляется  много столетий, но  ни  в античном
мире, ни в средние  века его значение не совпадало с  современным.  Тогда  не
существовало  основных  законов,  которые  являлись  бы  юридической   базой
текущего законодательства (хотя и были  некоторые достаточно значимые  акты,
например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или  Великий  мартовский  ордонанс
1357 г. во  Франции,  включавшие,  как  правило,  нормы  различных  отраслей
права) Теоретическое  обоснование необходимости  конституции,  разработка  ее
понятия, принятие первых конституций   (США в 1787 г., Франция  и  Польша  в
1791 г.) были связаны  с  борьбой  молодой,  революционной   буржуазии  против
феодального строя  и феодального права.
    Конституция  в любом государстве  - это правовой  акт высшей  юридической
силы,  своеобразный   признак   государственности,   юридический   фундамент
государственной и общественной жизни, главный источник национальной  системы
права.
    Конституция   как  Основной  закон  государства   учреждает  политическую
форму   существования   общества,    систему    государственных     органов,
устанавливает   порядок   их   формирования   и   способ   функционирования,
закрепляет права  и свободы  человека  и гражданина.
    Закрепляя   наиболее  важные  общественные  отношения,    принципиальные
положения  и  основополагающие  устои  общества,   политическую  форму   его
существования,    конституция   служит   правовой    базой    для   текущего
законодательства.  В  этом  законодательстве  преломляются,  раскрываются  и
конкретизируются  положения  конституции.  Причем, важно  подчеркнуть,   что
оно  не  может  и  не  должно   "развивать"   или   дополнять   конституцию.
Соответствуя  Основному  закону   государства,   текущее    законодательство
наполняет его  положения конкретным содержанием.   При  этом  конституционные
нормы сохраняют  свою определенность и высшую юридическую  силу  по  отношению
к нормам текущего законодательства.
Конституция - прежде всего юридический документ,  основа  государственности,
законности и  правопорядка. Именно в этом  качестве  она  составляет  предмет
науки конституционного права.
    В   отличие   от   обычных   законов,   Основной   закон    государства
характеризуется стабильностью и  долговечностью.  Эти  качества  конституции
обусловлены  двумя  обстоятельствами.   Во-первых,   в   силу   абстрактного
содержания ее положений она  не   подвержена   постоянным  изменениям.   во-
вторых, жесткая  процедура по внесению в нее изменений  и  дополнений  служит
гарантом ее жизнеспособности  и  долговечности.
    Таким образом,  все  другие  законы  и  правовые  предписания  властных
структур  государства  должны  соответствовать  конституции  -  их  правовой
основе. Те из них, которые противоречат конституционным  принципам и  нормам,
подлежат отмене.
    В   мировой  конституционно-правовой  теории  нет единого взгляда   на
содержание  Конституции.  Конституции  разных  стран  являют  собой   весьма
пеструю картину, что отражает различие исторических условий  их  принятия  и
уровня  конституционного  правосознания.  В то   же   время   для   мировой
конституционной  теории  и  практики  характерна   определенная   унификация
представлений о  содержании современной  конституции  на  базе  утвердившихся
общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что  первейшей
целью и задачей  конституции в любой стране  должны  стать  гарантии  прав  и
свобод человека и гражданина, что устройство  государственной  власти  может
быть  демократическим  и  эффективным   только   при   соблюдении   принципа
разделения   властей,   что   народный   суверенитет    воплощается    через
представительную  систему, формируемую на  основе   всеобщего  избирательного
права, и  т.п.   то  есть  сложилась  определенная  модель  демократического
государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта  модель
указывает, что  непременно должно быть включено в  конституционный  текст,  а
что является предметом  внеконституционного  законодательного  регулирования
или вообще лишним.
    Термин "конституция" в действующей  Конституции Российской  Федерации  в
различных словосочетаниях  встречается не менее 70 раз. Анализ  интерпретаций
данного термина  позволяет  выявить  ряд  аспектов  его  смысловой  нагрузки,
которые  вкладывались  в  него   создателями   Конституции   или   сложились
независимо от их воли и  должны  учитываться  в  процессе  ее  практического
применения.  В  частности,  Конституция  есть  закон,   обладающий   особыми
гарантиями  стабильности,  и  потому  может  быть  подвергнута  новации  или
пересмотру в  особом, установленном ею самой порядке: она  является  законом,
учреждающим государство,  систему  его  органов,  порядок  их  формирования,
компетенцию,  характер  их  взаимоотношений   с   местным   самоуправлением;
Конституция также  есть  закон,  формирующий  и обеспечивающий  политическое
единство народа; она  представляет  собой  юридический  способ  формализации
государственного  строя  России  путем  установления   его   фундаментальных
законодательных  основ;  Конституция  есть   закон,   определяющий  пределы
государственной власти посредством закрепления  прав человека и гражданина  и
возложения  коррелирующих  этим  правам  обязанностей  на  государство;  она
является также  способом закрепления и выражения  высших правовых  норм,  и  в
этом смысле сама является  так называемой  абсолютной  нормой,  которой не
могут противоречить  какие  бы  то  ни  было  правовые  акты,  действующие  в
государстве, и  т.д.
Таким образом, понятие  Конституции чрезвычайно  сложно  выразить  в  краткой
дефиниции, имеющей  универсальное  значение,  необходим  учет  ее  различных
аспектов, причем в зависимости от  конкретных  обстоятельств  тот  или  иной
срез  может  оказаться  превалирующим   и   играть   доминирующую   роль   в
интерпретации соответствующего конституционного положения.
Конституция  есть  основной  закон  государства.  Она  регламентирует  также
основы социально-экономической  и духовной жизни общества и его  политической
системы. При этом, однако, несмотря на широту  ее  нормативного  содержания.
Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, который отличался  бы
завершенностью  или системной законченностью, ибо  регулирует, причем  нередко
в  достаточно  общих  чертах,  лишь  наиболее  важные   сферы   общественных
отношений. В ней  возможны явные или скрытые пробелы, в  принципе  неизбежные
в любой Конституции, а также  действительные  или  мнимые  противоречия.  Их
преодоление, конкретизация  конституционных  положений,  в  том  числе  и  в
процессе  правоприменения,  или   детальное   урегулирование  многих   сфер
общественных  отношений  осуществляется   иными   правовыми   средствами   и
способами, которые  должны быть адекватны духу и букве  основного закона.
    Этим   обусловлена   значимость   толкования   Конституции   Российской
Федерации,  которое  ею  отнесено  к   компетенции   Конституционного   Суда
Российской  Федерации.  Именно  Конституционному  Суду  предоставлено  право
интерпретировать  объективный  смысл  Конституции,   присущую   ей   функцию
рационализации  и стабилизации социума и ограничения  государственной  власти
в  смысле  ее  возможностей  вторжения  в  сферу  индивидуальной   автономии
личности и гражданского общества и их конкретных проявлений.
Отсюда не следует, что интерпретация Конституции  не  осуществляется  другими
субъектами   права.   Конституционное   закрепление    данного    права    у
Конституционного  суда означает лишь, что никакой  иной орган  государственной
власти  в  Российской  Федерации  -  федеральный  или  субъекта   Российской
Федерации -  не  может  давать  официального  и обязательного для органов
государственной власти и местного самоуправления,  предприятий,  учреждений,
организаций,  должностных  лиц,  граждан   и   их   объединений   толкования
Конституции Российской  Федерации.  Это  исключительная  прерогатива именно
Конституционного   Суда,   если,   конечно,   не   принимать   во   внимание
гипотетическую   возможность    ее    толкования    самим    конституционным
законодателем - народом - на референдуме. И  для  конституционного  права  в
силу  недостаточной  конкретности   его   основного   источника   и   широты
конституционных положений, допускающих различные  интерпретации,  толкование
имеет  более  важное  значение,  чем  в  иных  отраслях  права,  в   которых
нормирование значительно  более детализировано.
    Не выработано  нормативного определения понятия  "толкование  Конституции
Российской  Федерации".  Лишь  в  Федеральном  конституционном   законе   "О
Конституционном Суде Российской Федерации" говорится  о  "неопределенности  в
понимании  положений  Конституции",   которое   преодолевается   толкованием
Конституционного  Суда.   Все   решения   Конституционного   Суда   являются
источниками  права,  и  им   присуща   материально-правовая   сила   закона.
Прецеденты, создаваемые  Судом,  как  и  акты  собственно  толкования,  имеют
нормативно-регулирующее  значение,  и  в  этом  смысле  они  также  являются
высшими по своей  юридической силе правовыми нормами, распространяющимися  на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.