Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребительское поведение и выбор

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Потребительское поведение………………………………………4
1.1 Потребительское  предпочтение. Модель поведения потребителя………..4
1.2 Потребительский выбор. Бюджетное ограничение………………………..10
1.3 Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Эффекты замещения                              и дохода. Кривые Энгеля ……………………………………………….............12
ГЛАВА 2. Моделирование поведения  потребителя………………………..17
2.1 Факторы, побуждающие  потребителя при выборе товара………………..17
2.2 Осознание  потребности. Поиск информации……………………………...19
2.3 Оценка альтернатив………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24
Список  использованных  источников и литературы……………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3
ВЕДЕНИЕ 

     Современная экономическая теория исходит из того, что потребитель - “высшая  и последняя инстанция” рыночной экономики, поскольку он только, в  конечном счете, оценивает результаты труда производителя, голосуя “за” или “против” выпущенных товаров.
     На  данный момент взаимоотношения потребителя  и производителя выстраиваются  таким образом, что потребитель  находится в центре интересов  производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения.
   Поведение потребителя действительно выступает решающим фактором экономического развития.
   Цель курсовой работы изучить поведение потребителя и его выбор.
Объектами исследования будет сам потребитель и его выбор.
   3адачи:
   - изучить потребительское предпочтение, потребительский выбор, эффекты дохода и замещения;
   -    рассмотреть модель поведения потребителя, взаимозаменяемость и взаимодополняемость блага;
   -       проанализировать моделирование  поведения потребителя
     -     исследовать учебно-методический материал и закон «О защите прав потребителя», обработка и использование информации; 
 
 
 
 

4
ГЛАВА 1. Потребительское поведение
      Потребительское предпочтение. Модель поведения потребителя.
       1Спрос на рынке - это наши потребности, которые мы удовлетворяем, покупая блага. Каким образом наши потребности превращаются в определенную величину спроса? Как из множества благ мы выбираем то, что нас удовлетворяет? На эти вопросы и отвечает теория поведения потребителей. В этой теории формулируется общая модель поведения потребителя.
     Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.
     Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.
    Предпочтения потребителя - это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.
     Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.
     5
     2Субъективная ценность - это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность - это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.
     Необходимыми  условиями для обладания благом ценности являются следующие:
     а) его полезность для данного индивида;
     б) редкость.
Субъективная  ценность блага определяется полезностью  последней единицы потребляемого  блага.
  Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности.
   Полезность - это абстрактное качество, благодаря которому та или иная вещь может служить нашим целям, т.е. приносить удовольствие или избавлять от боли. Полезность не есть нечто внутренне присущее вещи. Она - лишь оценка, которую человек дает вещи, исходя из своих потребностей в ней. Необходимо различать общую полезность вещи и полезность какой-то отдельной ее части.
      Полезность блага - это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.
       В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот
6
выбор благ должен быть наилучшим с его точки  зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.
   3Теория предельной полезности базируется на том, что хотя потребности людей, вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена. Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.
       Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.
        К. Менгер выделяет блага низшего и высшего порядка. Блага низшего порядка - это предметы потребления, блага высшего порядка - средства производства. Нововведение К. Менгера в сфере анализа производственных благ состоит не в новой терминологии, а в идее, согласно которой их ценность определяется ценностью предметов потребления (благ низшего порядка), выпускаемых с помощью этих средств производства.
      Точнее говоря, ценность блага высшего порядка определяется предельной полезностью блага низшего порядка, которое изготовляется благодаря этому средству производства. Это указывает на то, что ценность благ высшего порядка носит ожидаемый характер.
     Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной
7
полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением  количества потребляемых благ общая  величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.
     4 Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.
      Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.
      Потребительские предпочтения графически можно отразить, используя кривые безразличия. В основе кривых безразличия лежит понятие потребительской корзины — набора товаров и услуг, необходимого для удовлетворения потребностей человека. Основу потребительской корзины составляют продукты питания, одежда, обувь, предметы санитарии и гигиены, лекарства, мебель, бытовая техника, жилище и коммунальные услуги, услуги транспорта и связи и т.п.
    Кривая безразличия — это графическое отражение набора потребительских корзин, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень полезности. Иными словами, любая точка на кривой безразличия отражает набор товаров, обеспечивающий одинаковую суммарную полезность, к каждому из этих наборов человек относится одинаково.
8
 Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.
  - выбирая  блага для потребления, покупатель  руководствуется своими предпочтениями;
  - поведение  потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;
  - потребитель  стремится максимизировать совокупную  полезность, другими словами, стремится  выбрать такой набор благ, который  приносит ему наибольшую общую величину полезности;
  - на выбор  потребителя и его субъективные  оценки полезности покупаемых  благ влияет закон убывающей  предельной полезности;
  - при выборе  благ возможности потребителя  ограничены ценами благ и его  доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.
     5  Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.
      Изложенная выше модель поведения потребителя является простейшей моделью. Некоторые положения этой модели слишком абстрактны. Тем не менее, эта упрощенная модель поведения потребителя является очень полезной, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.
        Различают также экономическую, социологическую и психологическую модель покупательского поведения.
9
    Экономическая модель основана на предположении, что покупатель рационален и последователен в совершаемых действиях. При принятии решения о покупке потребитель руководствуется прагматическими соображениями в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товаров (услуг). Наиболее существенными факторами экономической модели являются: уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и т.д.
     6Социологическая модель базируется на предположении, что основную роль в покупательском поведении играет общественная среда, которая окружает человека или к которой он хотел бы принадлежать. К факторам данной модели относятся: культура, социальные классы, референтные группы, семья, роли и статусы. Психологическая модель учитывает влияние на покупательское поведение следующих факторов: типа личности, самомнения (самооценки), восприятия внешнего мира, жизненного опыта, установок и убеждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10
  1.2 Потребительский выбор. Бюджетное ограничение.
  Конечно, часто выбор является нелегкой задачей. Это мы знаем и из литературы, и из собственного опыта. Но все же немногие, наверное, согласились бы добровольно отказаться от права выбора, уступив это право кому-либо другому.
  7Потребители при покупке товаров выбирают такие их количества и сочетания, которые обеспечивают им максимальное удовлетворение потребностей при ограниченном бюджете.
       Попробуем теперь обобщить наши  представления о ситуациях выбора  с тем, чтобы выявить в них  некоторые общие элементы и  составить формальное описание (модель) ситуаций такого рода.
     Во-первых, ситуация выбора предполагает, что  есть из чего выбирать, или, иными словами, имеются несколько возможных  вариантов выбора. Вариантов выбора может быть очень много, возможности  выбора могут быть безграничны. В  действительности наши возможности всегда ограничены тем или иным образом, а следовательно, ограничено и множество доступных вариантов выбора. Так, для человека, выбирающего профессию, отсутствие слуха делает недоступной профессию музыканта, а слабое зрение профессию шофера. Если у вас в распоряжении три часа свободного времени, то имей вы хоть миллиард долларов в кармане, вам все равно не удастся совершить кругосветное путешествие.
     Очевидно, что и в потребительском выборе множество доступных потребителю  наборов благ ограничено доходом  потребителя и ценами благ.
  11
  Во-вторых, ситуация выбора подразумевает, что  из всего множества доступных  вариантов необходимо выбрать какой-либо один вариант, тем самым отвергнув  остальные. Задача эта, как мы отмечали, в общем нелегка и в принципе может быть решена двумя способами: либо выбирающий, имея в голове некий критерий выбора, сравнивает все доступные альтернативные варианты и выбирает вариант, самый предпочтительный по этому критерию; либо он, не имея критерия выбора или не будучи способен сравнить доступные варианты, вынужден совершить выбор каким-либо случайным образом. Склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Если он явно предпочитает макароны картофелю, но цена на макароны очень высока, потребитель купит картофель. Ограничивают потребление два фактора: цена товара и доход потребителя. Иными словами, доходы и расходы потребителя (его бюджет) ограни- чивают его покупательную способность. Бюджетные ограничения оказывают сильное влияние на поведение потребителей. Бюджетная линия позволяет отразить графически альтернативные сочетания благ, которые могут быть приобретены потребителем при заданном уровне его доходов и заданных ценах этих благ. 
 
 
 
 
 
 

12
1.3 Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ. Эффекты замещения и дохода. Кривые Энгеля.
    8 Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. Большинство товаров относятся к категории нормальных. По мере роста доходов население покупает больше высококачественного продовольствия, товаров длительного пользования, бытовой техники, автомобилей и т.п.
  Низшим называют товар, спрос на который падает по мере роста доходов покупателей. Существуют отдельные виды товаров, которых покупают больше, если доходы населения падают. И наоборот, при росте доходов потребители предпочитают сокращать покупки или вовсе отказаться от таких товаров. Так, с ростом доходов потребители меньше тратят денег на ремонт одежды и обуви, предпочитая приобретать новые, меньше покупают дешевых и менее качественных продуктов питания, продукцию «second hand» и т.п.
  Нисходящую  форму кривой спроса можно объяснить  не только базируясь на теории предельной полезности, используя кривые безразличия и бюджетные линии.
    Если цена на какой-либо товар падает или растет цена на аналогичный товар-конкурент, то при прочих равных условиях люди покупают большее количество данного товара. Людям свойственно заменять товаром с более низкой ценой другие товары, которые относительно дороже. И наоборот,
13
если  цена данного товара растет или дешевеют товары-конкуренты, то они становятся для покупателя относительно дешевле и он начинает замешать подорожавшие товары другими.
  Например, если на рынке появляются аналогичные, но дешевые предметы личной гигиены (мыло, зубная паста и т.п. отечественного производства, то потребители предпочитают их более дорогим импортным. Если цена на зубную пасту «Жемчуг» снизится или если повысятся цены на конкурирующие с ней иностранные зубные пасты, то спрос на «Жемчуг» повысится. То же относится к одежде, обуви, бытовой технике и любым другим товарам. Появление более дешевых аналогичных по качеству и предназначению товаров приводит к замещению ими более дорогих. Прирост величины спроса на товар, вызванный его относительным удешевлением и замещением этим товаром других, ставших теперь относительно дороже, называется эффектом замещения.
  Предположим, что цена на «Жемчуг» снизилась. Тогда, покупая то количество зубной пасты, каждый потребитель экономит и у  него высвобождается какая-то сумма для приобретения других товаров. Иными словами, он становится немного богаче, его реальный доход увеличивается, и он может приобретать большее количество различных товаров, в том числе и пасты «Жемчуг». Прирост спроса на подешевевший товар, вызванный увеличением реального дохода потребителя, называется эффектом дохода.
  9Эффекты дохода и замещения действуют несколько иначе, когда речь идет о низших товарах. Наиболее ярким примером может служить влияние
14
цен и  доходов на спрос на продукты питания, относящиеся к категории низших. Предположим, что мы считаем картофель низшим товаром. Однако из-за очень низких доходов не можем исключить его из рациона. Как только наш доход возрастет, мы тут же откажемся от части картофеля и переключимся на другие продукты питания — мясо, молоко, овощи и т.п. Но если доход не возрастает, а продолжает оставаться низким, то при понижении цен на картофель мы увеличим его потребление. Сработает эффект замещения: мы начнем замещать картофелем макароны, сахар и другие продукты, которые станут для нас относительно дороже.
  Таким образом, применительно к низшим товарам эффекты дохода и замещения  действуют в разных, противоположных  направлениях. В целом изменение  спроса на низший товар в зависимости  от изменения цены на него будет определяться тем, какой из двух эффектов действует сильнее. Если эффект замещения действует сильнее эффекта дохода, то снижение цены приведет к росту спроса, если эффект дохода окажется сильнее — наоборот, снижение цены приведет к сокращению спроса на данный низший товар (в нашем примере — картофель).
  Как правило, применительно к низшим товарам эффект замещения действует  сильнее эффекта дохода. На покупку картофеля мы тратим небольщую часть нашего потребительского бюджета, и относительное увеличение нашего дохода, вызванное снижением цены картофеля, будет незначительным. Поэтому, если цена картофеля упадет, мы скорее всего будем больше его покупать. Кривая спроса на картофель будет иметь отрицательный наклон, как и кривые спроса на все остальные товары.
  Однако  возможна гипотетическая ситуация, когда  рост цены на низший товар приведет к увеличению спроса на него. Такое может происходить, когда на приобретение какого-то конкретного низшего товара тратится
15
существенная  доля дохода потребителя. Предположим, что мы настолько бедны, что потребляем только картофель и макароны. Предположим также, что цена на картофель возрастет, но не настолько, чтобы он стал дороже макарон. Рост цен на картофель окажет сильное воздействие на наше благосостояние — оно станет еще хуже. Тем не менее нам придется заменить подорожавшим картофелем еще более дорогие макароны. Таким образом, спрос на картофель увеличится при росте цены на него. Наклон кривой нашего спроса на картофель станет положительным. Ситуация, когда рост цены приводит к росту величины спроса, была описана английским ученым Р. Гиффеном в XIX в. во время голода в Ирландии, вызванного неурожаем главного продукта питания — картофеля.
  Поэтому низшие товары, затраты на приобретение которых занимают значительное место в потребительском бюджете и кривая спроса на которые имеет положительный наклон, называют товарами Гиффена.
  10Кривые Энгеля, названные так в честь немецкого статистика Эрнста Энгеля (1821 — 1896). показывают количество того или иного вида товара, которое потребитель готов купить при различных уровнях его дохода (другие факторы, влияющие на спрос, определяются как неизменные). Иными словами, данные кривые связывают количество приобретаемого товара с доходом покупателей.
  Для нормальных товаров характерен положительный  наклон кривой Энгеля. Действительно, с ростом доходов население приобретает больше подобных товаров. Для товаров низшего качества наклон кривой Энгеля
16
является отрицательным: с повышением доходов покупатели приобретают все меньшее количество низкокачественных продуктов. Если потребление товара не зависит от уровня дохода, то кривая Энгеля является вертикальной.
  Кривые Энгеля несут важную информацию о том как, реагирует спрос на изменения в денежных доходах покупателей. Закономерности в соотношении  между доходами и объемами покупок, определенные Энгелем, имеют важное значение для фирм-производителей при оценке ими возможных объемов продаж и рыночной конъюнктуру данного товара. В частности, Энгелем были выведены следующие закономерности:
       - спрос на разные товары по-разному реагирует на изменения в доходах покупателей; товары, воспринимаемые как предметы роскоши, являются более восприимчивыми к подобным изменениям;
      - потребление продуктов питания и других товаров первой необходимости слабо зависит от доходов населения; с ростом доходов уменьшается доля потребительского бюджета, расходуемая на закупку данных видов товаров;
        - с ростом доходов наблюдается более быстрое увеличение расходов потребителей на услуги (образовательные, медицинские, туризм и т.п.) и др.
  На основе этих закономерностей выведен закон Энгеля— при увеличении доходов потребителей их расходы на качественные товары и предметы роскоши повышаются в большей степени, чем на низшие товары. 
 
 
 
 
 
 

17
ГЛАВА 2. Моделирование поведения  потребителя.
2.1 Факторы, побуждающие  потребителя при  выборе.
       11На поведение потребителей влияют различные факторы, и, прежде всего факторы внешней среды, а также индивидуальные  различия: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и  увлечения, стиль жизни, демографические характеристики и др. особое место при формировании поведения потребителя на рынке имеет так называемый психологический процесс, характеризующий их ответные реакции.
    Побудительные факторы включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения  и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий  из окружения покупателя, экономической, научно-технической, политической и культурной среды.
    Свобода потребителя основывается на ряде его прав, соблюдение которых является важнейшей задачей  не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией всестороннего удовлетворения их потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие  ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия представляют собой не что иное, как  нарушение законных прав, и  должны быть наказуемы.
     Покупатель на основе опыта осуществляет перебор вариантов покупки. Опыт - наиболее трудно оцениваемый фактор. Покупатель же, прежде всего, использует при решении именно опыт. Если этот опыт отрицателен, то не поможет никакое продвижение. При физическом наличии продукта перспективный покупатель оценивает его соответствие собственному стилю
18
жизни. Цена обычно менее важный фактор, чем  можно было бы ожидать. Баланс этих факторов зависит от индивидуальных способностей покупателей.
    При повторных покупках процесс проходит три стадии:

    В общем, виде процесс принятия решения  о покупке можно представить пятиступенчатой моделью:

    Рассмотрим  основные этапы процесса выбора покупателем магазина и покупки товара. Когда мы будет говорить об этапах процесса покупки, помните, что покупатели не обязательно проходят через все этапы в заданном порядке. К примеру, сначала покупатель решает, что ему необходима шуба. Затем он идет в магазин, обнаруживает, что в нем отсутствует шуба подходящего размера, уходит и пытается найти магазин, в котором имеется необходимый ему размер. В этом случае покупатель принял решение о покупке еще до того, как он отправился в конкретный магазин.  
 
 

19
2.2 Осознание потребности.  Поиск информации.
    Процесс покупки начинается, когда человек  понимает, что у него есть неудовлетворенная  потребность. Неудовлетворенная потребность  возникает, когда желаемый уровень  удовлетворения отличается от текущего уровня. Например, человек понял, что у него есть потребность, когда он решил отправиться на праздник в старом платье. Ему необходима была одежда, в которой он произвел бы хорошее впечатление на гостей, и он осознал, что его поношенное, вышедшее из моды платье не удовлетворяют его потребность.
    Осознание потребности может происходить  быстро и прямолинейно (когда вы заглядываете в холодильник и  обнаруживаете, что молоко все-таки закончилось), а может быть и неопределенным, как, например, желание отметить сдачу  последнего экзамена. Один из способов удовлетворения потребностей — поход в магазин и приобретение необходимого продукта.
      Определив потребность, индивид начинает поиск информации о розничных торговцах или продуктах, которые способны ее удовлетворить. Информационный поиск может, был сведен, например, к рассмотрению трех платьев, представленных продавцом. Но столь ограниченного количества информации бывает достаточно, потому покупатель уже имеет представление о том, какие товары продаются в магазине по каким ценам. В случае, более развернутого, решения проблемы объем собираемой информации может быть намного большим, а покупатель перед совершением покупки посещает не один, а несколько магазинов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.