На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Роль финансов и принципы

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


4.1.
Роль финансов в социально-экономическом развитии общества 

Современная финансовая теория состоит из ряда концепций, предоставляющих  систематизированный подход к изучению вопросов распределения денежных ресурсов с учетом фактора времени, а также  набора количественных моделей с помощью которых оцениваются все альтернативные варианты и принимаются и воплощаются в жизнь финансовые решения. Эти основные концепции и количественные модели применяются на различных уровнях принятия финансовых решений. 

При этом, исходя из главной функции финансовой системы, заключающейся в эффективном распределении финансовых ресурсов, отмечаются базовые или ключевые функции этой системы: 

обеспечение способов перемещения экономических ресурсов во времени, через границы государства и из одних отраслей экономики в другие; 

обеспечение способов управления риском; 

обеспечение способов осуществления расчетов; 

обеспечение механизма  объединения финансовых ресурсов и  разделения владения в различных  предприятиях; 

снабжение ценовой  информацией, позволяющей координировать децентрализованный процесс принятия решений в разных отраслях экономики; 

обеспечение способов решения проблемы стимулирования, когда  один из участников сделки владеет  информацией, которой не обладает другой. 

Финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой и национальной системы хозяйствования: 

финансовые отношения, реализуемые с участием межнациональных  финансовых институтов, государств и  отдельных юридических лиц, определяемые как международные (межнациональные) финансы; 

финансовые отношения, осуществляемые с непосредственным участием и в интересах государства, определяемые как государственные (публичные) финансы; 

финансовые отношения  на уровне отдельных экономических субъектов различных организационно-правовых форм и сфер деятельности; 

финансовые отношения  с участием отдельных физических лиц или семей, определяемые как  финансы домашних хозяйств. 

Центральное место  в модели рыночного хозяйства  занимает группировка экономики по секторам с целью анализа финансовых потоков доходов и расходов, активов и пассивов в хозяйствующих субъектах, являющихся юридическими лицами (институциональными единицами). Движение денежных потоков осуществляется по следующим секторам экономики: 

1) нефинансовые  корпоративные и квази-корпоративные  предприятия; 

2) финансовые  учреждения; 

3) страховые  предприятия; 

4) органы государственного  управления; 

5) частные некоммерческие  организации, обслуживающие домашние  хозяйства; 

6) домашние хозяйства. 

При этом в рыночной экономике хозяйственная система, ее целостность, как на уровне мировой  экономики, так и национального  хозяйства имеет совершенно иную качественную характеристику, обусловленную  центральной ролью финансов в  экономических отношениях, сменой акцентов с общего экономического равновесия на финансовое равновесие в национальном хозяйстве. В этой связи возрастает роль финансов в общественном воспроизводстве. 

Эволюция товарных форм должна обеспечиваться равновесным  состоянием финансовых рынков, которые, в свою очередь, предопределяют макроэкономическое равновесие в национальном хозяйстве. Таким образом, формирование многоуровневой и самоорганизующейся структуры современной национальной экономики привело к превращению финансов в структурообразующую подсистему макроэкономики. А это качество обусловило ее потенциальную способность с равной вероятностью служить как инструментом стабилизации экономической системы, так и средством ее кризиса, о чем свидетельствуют финансовые кризиси, присущие рыночной экономике. 

Современное состояние  финансов России обусловлено во многом тем, что система финансовых институтов и рынков в нашей стране создавалась  практически заново, и особенности  ее формирования наложили отпечаток  на развитие российской экономики. Одной из ключевых проблем финансовой системы страны остается ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, разрыв между реальным и финансовым секторами экономики. 

Так, сырьевая специализация  российской экономики все еще  сохраняется, доля отраслей, отличающихся относительно высокой долей добавленной стоимости, мала. Дальнейшее инерционное развитие экономики России без задействования внутренних рычагов развития может привести к сокращению темпов экономического роста и сведению их к динамике сырьевого экспорта, что не соответствует потребностям страны и ставит ее в зависимость от мировых цен на нефть. 

Произошли значительные изменения в отраслевой структуре, удельном весе отдельных отраслей, например, доля промышленности упала  почти на 10 процентных пунктов. Доля сельского хозяйства сократилась более, чем в 2 раза, доля строительства сократилась в меньшей степени (на 1/3), что связано в основном с ростом жилищного строительства. Резко возросла доля торговли и услуг. Повышение доли отраслей, производящих услуги объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на услуги по сравнению с ростом цен на товары (что отличает Россию от многих развитых стран сообщества), а также быстрым развитием финансовых услуг и других посреднических услуг, характерных для рыночной экономики. 

Финансы оказывают  влияние на общественное производство через объемы мобилизации органами власти налоговых и неналоговых  доходов, пропорции распределения  финансовых ресурсов между сферами  и звеньями финансовой системы страны, формирование доходов населения, методы начисления амортизации, объемы государственных закупок, финансирования федеральных, региональных, муниципальных целевых программ, стерилизацию денежной массы и др. 

Государственные финансы связаны с перераспределением стоимости ВВП в денежные формы через налоговые и неналоговые методы, о чем свидетельствует доля ВВП, аккумулируемая в бюджетной системе РФ (табл. 1.2). 

Созданная в  начале 90-х гг. налоговая система  России не решила всех проблем. Остается дискуссионным вопрос о величине налогового бремени, о соотношении величины государственных расходов и темпов экономического роста, о наличии однозначной связи между этими показателями. 

Динамика условий  и уровня жизни населения также  напрямую связана с процессами распределения  доходов, и характеризуется значительной дифференциацией доходов, низким уровнем прожиточного минимума, минимальной заработной платы, коэффициентом замещения пенсии и др. Качественное воздействие финансов должно обеспечивать доступность финансовых ресурсов, расширение спектра финансовых инструментов и т.п.
4.2.
Направления использования  финансов в целях социально-экономического развития 

В предшествующей рыночным отношениям планово-командной  экономике проблема взаимодействия финансового и реального секторов решалась с помощью централизованного аккумулирования и распределения финансовых ресурсов. С ликвидацией директивного планирования его механизмы должны были заменить децентрализованные институты финансирования, которые еще находятся в стадии становления. 

В 2002 г. Всемирный банк присвоил России статус страны с «частично рыночной экономикой», исходя из следующих критериев: 

1) социальное  положение населения; 

2) наличие развитых  рыночных институтов; 

3) устойчивые  темпы экономического роста. 

Для их достижения необходимо использование различных инструментов государственного регулирования. 

В совокупности денежных отношений возникают многообразные  взаимосвязи между государством и экономическими субъектами, между  ними и внутри них, которым присуща  своя специфика регулирования: 

функционирование  основных финансовых институтов —  банков, страховых компаний, пенсионных фондов и т.д.; 

фондовые рынки  и связанная с ними инвестиционная деятельность; 

собственно финансовый менеджмент организаций. 

Первые два  направления обычно рассматривают как финансовое окружение или финансовую инфраструктуру, обеспечивающую деятельность реального сектора экономики, третье — финансовый менеджмент непосредственно предприятия. 

Современное государство  включено в эти сферы деятельности, занимаясь: 

разработкой законодательной  системы; 

защитой конкурентной среды; 

перераспределением  в обществе, коррекцией общественных благ и услуг; 

стабилизацией экономики и стимулированием  экономического роста и др. (табл. 4.1). 
 

Таблица 4.1  

Инструменты государственного регулирования экономики
Инструменты  
Содержание  

1. Административные   
Лицензирование, квотирование, контроль над ценами  

2. Государственно-правовые   
Законодательная система  

3. Прямое экономическое  регулирование  
Государственные закупки, целевое финансирование, субсидирование, льготные кредиты  

4. Косвенное  экономическое регулирование  
Налоги, кредитно-денежная система, таможенно-тарифное регулирование  
 
 

В условиях экономической  реформы использование этих инструментов должно учитывать: 

управляемость экономикой при переходе ее из одного состояния в качественно другое состояние; 

перераспределение доходов и богатства преимущественно  путем эффективной налоговой  системы; 

установление  долгосрочных и краткосрочных приоритетов  экономики и на этой основе выбора очередности мероприятий; 

поддержание макроэкономического  и структурного равновесия в той  части, в которой рыночный механизм оказывается не в состоянии это  сделать; 

обеспечение экономической  безопасности. 

В этих целях  государство во многом определяет способы организации финансовых отношений и закрепляет их в соответствующих нормативных актах. Так, параметры рассмотренных направлений деятельности во многом задаются принятым законодательством, установленным порядком ведения бухгалтерского, налогового учета и отчетности, механизмом финансовых льгот и санкций, которые используются в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности. 

По юридической  силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти — на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы — на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, БК РФ, НК РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы. 

Методами государственного финансового регулирования являются бюджетная и налоговая политика, регулирование цен и тарифов естественных монополий, способы начисления амортизации, государственные гарантии, страхование и кредитование, формы поддержки малого бизнеса. 

Так, налоговое  регулирование в мировой практике включает прогрессивную систему  налогообложения доходов граждан, относительно высокие ставки налога на наследуемое имущество, льготы при налогообложении малых предприятий, инноваций, инвестиций. Для предприятий малого бизнеса применяются специальные налоговые режимы. Налоговые льготы устанавливаются для особых экономических зон (по земельному налогу, налогу на имущество и др.). 

Методами межбюджетного  регулирования выступают регулирующие налоги (доходы), дотации, субвенции, субсидии. 

Методами финансового  регулирования в социальной сфере  являются такие социальные нормативы, как прожиточный минимум, минимальная заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь и др. 

Государственная поддержка ипотечного кредитования предусматривает предоставление государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетное субсидирование ссудного процента, долевое участие бюджетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов. 

В реальном секторе  экономики применяется ряд финансовых инструментов: 

государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей в форме субсидирования процентов за пользование банковским кредитом; 

финансовая поддержка  развития малого бизнеса через специальные  фонды, предоставление льготных кредитов (займов), поручительств или гарантий по кредитам, получаемым малыми предприятиями, индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках, предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе, долевого участия в создании хозяйствующих субъектов; 

государственные заказчики при заключении государственных  контрактов на закупки и поставки продукции для государственных  нужд обязаны размещать у субъектов  малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок; 

финансовое стимулирование инвестиционной деятельности в России предусматривает использование инвестиционного налогового кредита. 

Так, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 

проведение НИОКР либо технического перевооружения собственного производства; 

осуществление внедренческой или инновационной  деятельности; 

выполнение особо  важного заказа по социально-экономическому развитию региона. 

Возможно использование  и специальных экономических  мер. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. «О специальных экономических мерах» специальные экономические меры могут применяться в случае возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющих угрозу интересам и безопасности РФ и (или) нарушающих права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН. К специальным экономическим мерам относится запрет на совершение действий в отношении иностранных государств. Такие меры могут быть направлены на: 

1) приостановление  реализации всех или части  программ в области экономической,  технической помощи, а также программ в области военно-технического сотрудничества; 

2) запрещение  финансовых операций или установление  ограничений на их осуществление; 

3) запрещение  внешнеэкономических операций или  установление ограничений на  их осуществление; 

4) изменение  вывозных и (или) ввозных таможенных  пошлин. 

На сегодняшний  день остаются вопросы в связи  с финансовой глобализацией, открытием  российской экономики и ее финансовой системы в процессе интеграции во Всемирную торговую организацию (ВТО). С одной стороны, отстать от хода глобализации, отрезать себя от передовых технологий в финансовой сфере опасно. С другой стороны, безоглядная либерализация потоков через государственные границы не только товаров, а особенно капиталов, допуск филиалов зарубежных банковских и страховых компаний может привести к угрозам финансовой безопасности страны. 

Особо стоит  перед Россией проблема привлечения  иностранного капитала в форме прямых инвестиций, необходимых для технической  модернизации и долгосрочного экономического роста. По поводу участия России в международном движении капиталов отмечается, что доля России в мировом торговом обороте за последнее десятилетие изменялась незначительно — в интервале от 1,2 до 1,55% (в 2003 г. она составила 1,3%). Для сравнения доля Китая за это время удвоилась. В 2004 г., согласно данным ВТО, Россия, увеличив объем экспорта на 35%, вошла в десятку ведущих мировых экспортеров (9-е место). Доля России в общем объеме мирового экспорта товаров увеличилась до 2,8%. К 2003 г. доля России в общем притоке мировых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составила 1,3% (в 2004 г. ПИИ в Россию увеличились почти в 1,5 раза), но от стран, лидирующих по привлечению ПИИ, отставание России еще велико. 

Все рассмотренные факторы содержат потенциальную угрозу нарушения макроэкономической стабильности и финансовой безопасности страны. К основным искажающим моментам можно отнести следующие. 

Сконцентрированность  инвестиционных ресурсов в минерально-сырьевом комплексе. Большинство других отраслей, включая высокотехнологичные, испытывают трудности с привлечением инвестиций. 

Высокий объем  «скрытой», «неформальной» и «нелегальной»  экономики. По оценкам экспертов, оборот «теневого» капитала в стране ежегодно составляет 20—25 миллиардов долларов США. Одной из причин роста «теневой экономики» является закрытость и неподконтрольность обществу государственных органов власти и управления. 

Низкий уровень  прозрачности финансовой отчетности и  финансовых потоков, особенно в экспортоориентированных отраслях промышленности, составляющих основу национальной экономики. 

Одним из условий  функционирования рынка является наличие  среднего класса среди населения. Однако разница доходов 10% самых богатых  и 10% самых бедных групп населения составляет более 15 раз. При таком уровне благосостояния населения трудно рассчитывать на активизацию процессов по формированию внутреннего платежеспособного спроса, основным носителем которого является средний класс, что является потенциальной угрозой устойчивости экономического роста. В современных условиях возрастает роль государственно-частного партнерства. 

Роль финансов в механизме частно-государственного партнерства. Такой механизм развития российской экономики, как частно-государственное  партнерство, является поворотом в сторону государственного участия в развитии реальной экономики при сохранении регулирования на макроэкономическом уровне, которое во многом сдерживает инфляцию, укрепляет рубль, увеличивает золотовалютные запасы страны. 

Важно отметить, что государственные предприятия или предприятия с государственным участием функционируют как субъекты рыночных отношений и открыта возможность их частичной или полной приватизации 

Действительно, государство вернуло контроль над  «Газпромом», приобрело активы «ЮКОСа» и ««Сибнефти», является главным акционером Сбербанка и Внешторгбанка, монополистом в экспорте вооружений. А теперь, в 2007 г., созданы мощные государственные корпорации в различных областях экономики. 

Средства Стабилизационного  фонда РФ использовались в 2007 г. в целях финансового обеспечения: 

1) имущественного  взноса РФ в уставный капитал  государственной корпорации «Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)» в  сумме 180000000 тыс. рублей; 

2) в государственную  корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий» в сумме 90000000 тыс. рублей; 

3) формирования  Инвестиционного фонда РФ в  сумме 90000000 тыс. рублей; 

4) для внесения  имущественного взноса (Министерству  регионального развития РФ) в  государственную корпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ» в сумме 240000000 тыс. рублей. 

Насколько важны  организационные меры для инновационного развития экономики, опять показывает пример Китая. В России в 5 раз больше ученых на тысячу населения, чем в  Китае, в 2,5 раза больше выпускников инженерных специальностей. В то же время на мировом рынке наукоемкой продукции доля Китая достигает 6%, а России — где-то около 0,5%. 

Опыт США наглядно показал, что военно-техническая  политика является одной из форм инновационной  политики. В 90-е гг. Министерство обороны США обозначило и профинансировало реализацию 22 «критических технологий». Из них 75% имели двойное назначение. В результате был создан мощный импульс для инновационного развития американской экономики. 

Впервые в истории СССР и России к 500 млрд долларов приблизились золотовалютные запасы. Стабилизационный фонд, в который поступают доходы от высоких цен на экспорт нефти, составил почти 4 трлн рублей. К этому следует добавить еще и высокий профицит федерального бюджета — более 7%. 

Однако не так  легко оказалось изъять эти огромные доходы в «кубышку», исходя из, казалось бы, благородных целей: создать «амортизаторы» на случай резкого сокращения мировых  цен на нефть и газ, а также  выплатить внешние долги, так  как любые затраты внутри России вызовут волну инфляции. 

Мировые эксперты исключают обвал цен. Вопреки  этим прогнозам федеральные бюджеты  верстались исходя из заниженных цен  на нефть. Но даже если мировые цены действительно опустятся ниже прогнозируемого  пр-вом уровня, то все равно создаваемых «амортизаторов» хватит лишь на небольшое время. Гораздо важнее диверсифицировать экономику. Что касается погашения внешних долгов Советского Союза и России, то они действительно были снижены на 90 млрд долларов. 

Но сокращение государственного долга сопровождалось увеличением внешнего корпоративного долга, который достиг в 2007 г. астрономической цифры в 300 млрд долларов. Эти внешние займы, в том числе государтвеннных компаний («Газпром», «Роснефть», Внешторгбанк, Сбербанк) получены под проценты, превышающие проценты от размещения за рубежом средств Стабилизационного фонда. 

Но нужно при  этом уделить необходимое внимание развитию и удешевлению внутренних источников кредитования, в том числе  при использовании части накопленных  государством финансовых средств. 

Антиинфляционные  меры должны осуществляться, но не ценой  отказа от экономического развития и  подъема уровня жизни в России. Этот принцип лег в основу решения  о разделе Стабфонда с февраля 2008 г. на Резервный и Фонд национального благосостояния. Первые миллиарды рублей уже выведены из Стабилизационного фонда на цели развития. Однако непомерно большим представляется резервный фонд, установленный в размере 10% ВВП. Величина золотовалютных запасов в 5 раз превышает целесообразный максимум, который в мировой практике определяется суммой полугодового импорта. Вызывает сомнение и 7-процентный профицит в бюджете. 

Общие потери российской экономики за время проведения либеральных  реформ 1992—1998 гг. превысили более  чем в 2 раза потери советской экономики в годы Второй мировой войны. На восстановительном этапе борьба с бедностью, по сути, ограничилась небольшими прибавками к пенсиям и зарплатам бюджетников. 

Социальная ориентация развития России может быть обеспечена, когда национальные программы приобретут не одноразовый, а многолетний характер. Особенно это должно сказаться на выходе России из демографического кризиса. В 2007 г. выросла рождаемость и сократилась смертность, отток населения из азиатской части России, а там сосредоточено 80% природных богатств России 

Опасным явлением становится сохраняющийся уровень  неравенства доходов в российском обществе, который превышает показатели не только большинства экономически развитых, но и многих стран с  переходной экономикой. Общеизвестно, что перераспределение доходов от богатой к бедной части общества происходит, в том числе, через подоходный налог. Ни в одной цивилизованной стране шкала налогообложения не является, как в России, плоской. 

В нашей стране, наряду с введением прогрессивной  шкалы налогообложения, скажем, с 20% следовало бы вообще освободить от подоходного налога тех, у кого уровень жизни близок к официально определяемой черте бедности. 

Своеобразный  флюс, который появился у нас в  виде крупных компаний, должен быть ограничен нормальной конкуренцией, в том числе в ценообразовании и свободном входе на рынки. Нужно преодолеть лоббирование крупных собственников против ужесточения антимонопольного законодательства, ввести механизмы изъятия сверхприбыли, возникающей в результата искусственно созданных монопольных ситуаций на рынках. Пример США, где в 2007 г. Конгрессом США был принят Закон, по которому предъявляются санкции в виде штрафа для фирм до 150 млн долларов и 3-х лет лишения свободы для их руководства за неоправданное повышение цены на бензозаправках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  принципы построения бюджетной системы, связанные с ее единством, полнотой, сбалансированностью, эффективностью и достоверностью 

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие  принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ. 

    Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.