На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нетрадиционные банковские услуги и их развитие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Кафедра банковского дела 

Дисциплина  – «Организация деятельности коммерческого  банка» 
 
 

 Тема 15. Нетрадиционные банковские услуги и их развитие 
 
 

  Выполнила: Архипенкова Марианна Анатольевна,
  Ст. группы ФК БД, 5 курс
  Факультет «Финансист»
  Номер зачётной книжки 0720264 
 
 
 

  Хабаровск 2011
План:
1. Понятия  «функция коммерческого банка», «банковский продукт»,                        «банковская услуга», «банковская операция»…………………………………………………2
2. Классификация банковских слуг……………………………………………………………..4
3. Нетрадиционные  банковские услуги и их характеристика……………………………...…9
4. Практическое  задание…………………………………………………………………….…14
Список  использованной литературы………………………………………………………….16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятия «функция  коммерческого банка», «банковский продукт»,                        «банковская услуга», «банковская операция». 

Функция коммерческого банка - специфическое взаимодействие банка в целом и его клиентов с внешней средой, направленное на сохранение банка как целостного образования.
Функция коммерческого банка отражает его  предназначение. Существуют 2 основных школы по функциям КБ:
    Московская школа:
- депозитная  функция
- организация  платежного оборота
- кредитная  функция
    Санкт-Петербургская школа
- посредничество  в кредите
- посредничество  в платежах
- посредничество  в операциях с ценными бумагами
Банковский  продукт – это Деятельность Банка, связанная с определенным инструментом или сектором кредитно-финансового рынка. Отличительной чертой банковского продукта является его нематериальный и денежный характер.
Банковская  услуга – это Разновидность конкретного банковского продукта, выраженная в действиях Банка, направленных на удовлетворение конкретных потребностей клиента.
   Традиционные  банковские услуги:
   1) депозитные  операции,
   2) кредитные  операции.
   3) расчетные  операции.
   Нетрадиционные  банковские услуги:
   - посреднические  услуги,
   - услуги, направленные на развитие предприятия  (внедрение на биржу, 
размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.),
   - предоставление  гарантий и поручительств, 
   - доверительные  операции (включая консультации  и помощь в управлении 
собственностью  по поручению клиента),
   - бухгалтерская  помощь предприятиям,
   - представление  клиентских интересов в судебных  органах, 
   - услуги  по предоставлению сейфов,
- туристские  услуги и др.  

Банковская  операция - Технические, бухгалтерские, финансовые и другие приемы и способы действий сотрудников банка, совокупность и определенное сочетание которых выражается в технологии создания банковской услуги. 

Банковские  операции:
- привлечение  денежных средств
- размещение  денежных средств
- открытие  и ведение банковских счетов
- кассовые  операции
- расчетные  операции
- купля-продажа  иностранной валюты
- привлечение  во вклады и размещение драгоценных  металлов
- выдача  банковских гарантий
- осуществление переводов по поручению физ. лиц без открытия счета 
 
 

2. Классификация банковских слуг.
Специфика банка определяется особенностями  его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковского  продукта. Банковским продуктом являются:
1) создание  платежных средств и
2) предоставление  услуг.
Создание  платежных средств проявляет  себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного продукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку  свой товар. Покупатель в свою очередь  может приобрести необходимый ему  товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совершения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между  товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит выпуск денег, необходимых  для обращения, для приобретения и потребления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства.
Второй  составной частью продукта банка  являются предоставляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим  образом:
Критерии  классификации Тип предоставляемых  услуг
В зависимости  от соответствия специфике банковской деятельности Специфические  и  Неспецифические услуги
В зависимости  от субъектов получения услуг Юридические и Физические лица
В зависимости  от способа формирования и размещения ресурсов банка Активные и Пассивные  операции
В зависимости  от оплаты за предоставление Платные и Бесплатные услуги
В зависимости  от связи с движением материального  продукта Услуги, связанные  с движением материального продукта и Чистые услуги
 
Банковские  услуги прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида  выполняемых ими операций:
1) депозитные  операции,
2) кредитные  операции.
3) расчетные  операции.
Депозитные  операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в  сохранность от обесценения. Люди стали  помещать свои денежные ресурсы в  банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях  получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение  денег на депозит клиенты банка  получают ссудный процент.
Кредитная операция является основной операцией  банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в  общей сумме активов банка  основной удельный вес составляют кредитные  операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую  часть дохода. В современной структуре  банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько  кредитованием, сколько другими  более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению  клиентов банки могут открывать  различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или  продажей товароматериальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением  налогов, сборов и других не менее  важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между  продавцами и покупателями, между  предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное  оборудование, обеспечивающее быструю  связь и техническую обработку  документации поступающей в банк.
Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности они приобретают, прежде всего, в том смысле, что исторически, на протяжении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.
Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные операции приобретают и в  том смысле, что создают условия  сохранения статуса банка. Банками  являются не вообще те или иные предприятия  или организации, которые принимают  вклады, выдают кредиты, или совершают  расчеты между различными юридическими и физическими лицами. На практике довольно часто можно встретить  фонды, которые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, например, что кредиты  могут предоставляться также  торговыми организациями, вообще всеми  субъектами, у которых есть свободные  денежные средства, но от этого они  также не превращаются в банки, а  сохраняют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению  клиента, но, не смотря на расчетные  операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.
Данные  операции в своей совокупности образуют то, что называется банком. Юридически банк - это такое предприятие, которое  осуществляет все три рассмотренные  операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться  банком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе "О  банках и банковской деятельности" они получили название "других кредитных  учреждений").
К разряду  традиционных банковских операций можно  отнести и кассовые операции. В  современном законодательстве они  не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк, занимаясь  депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение между традиционными  и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с  ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и  не выполнять.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
    посреднические услуги,
    услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.),
    предоставление гарантий и поручительств,
    доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
    бухгалтерская помощь предприятиям,
    представление клиентских интересов в судебных органах,
    услуги по предоставлению сейфов,
    туристские услуги и др.
Банкам  запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также  страхованием.
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов  получения услуги предоставляются  как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг  тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем. В сводном перечне услуг  российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц (в том числе по совершению платежей, кредитованию производственных и потребительских  нужд, приему вкладов и др.).
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные  денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся  хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме  как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных  операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи  сертификатов, кредитов, полученных у  других банков, и т.п.). Осуществляя  активные операции, банки размещают  привлеченные и собственные ресурсы  на нужды различных хозяйственных  организаций и населения.
В зависимости  от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и  бесплатные услуги. Это, однако, не означает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновидность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображений отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозитных могут осуществляться бесплатно.
По отношению  к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные  признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и  дешевые услуги. Так, большинство  активных операций позволяет банку  получить доход, в то время как  его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработка  аккредитива стоит в банке  дороже, чем обычный перевод денег  по платежному поручению клиента.
В зависимости  от связи с движением материального  продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
1) услуги  связанные с его движением,
2) чистые  услуги.
Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом  движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится  к первому виду услуг. Способствуя  продвижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услуги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают  новую дополнительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также отдельным  гражданам для удовлетворения их личных потребностей. 
 
 
 
 
 
 

3. Нетрадиционные банковские  услуги и их  характеристика
      Развитие  посреднических и нетрадиционных (дополнительных) операций коммерческими банками связано с необходимостью:
    улучшить качество обслуживания клиентов, предлагая широкий круг банковских операций, превращаясь в «финансовые супермаркеты»;
    привлечь новых клиентов, предлагая более широкий круг услуг, более разнообразные и качественные услуги, чем в других банках; 
    расширить состав источников доходов, прибыли;
    диверсифицировать риски банковской деятельности, предоставляя разнообразные (в т.ч. и с учетом риска) банковские операции;
    улучшить структуру баланса банка, его ликвидность.
      Основу  развития посреднических услуг составляют:
- относительная  свобода, предоставленная законодательством,  регулирующим банковскую деятельность;
- размер  банка и наличие квалифицированного  персонала, обладающего специфическими  знаниями по проведению посреднических  операций.
      Нетрадиционные  операции банка включают в себя:
    Факторинговые операции;
    Форфейтинговые операции;
    Доверительные (трастовые) услуги банков – операции по управлению активами клиентов от своего имени по их поручению.
    и другие.
      Банковские  услуги развиваются динамично: с 50-х  гг. XX века банки начинают расширять  перечень услуг, оказываемых населению, что позволяет в промышленно-развитых странах обслуживать до 80% населения, что стало возможным в связи  со значительным расширением технических  возможностей и технологий (Банк-клиент, Интернет, WAP).
      Рассмотрим  более подробно одну из нетрадиционных функций КБ – Факторинг.
      Факторинг (в переводе с английского — посредничество) в общем случае представляет собой род комиссионно-посреднических услуг, оказываемых специализированной организацией-фактором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самостоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала.
      Другими словами, с экономической точки  зрения факторинг - это торговля долговыми  обязательствами (разновидность так  называемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг, как уже было показано, представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих денежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факторинговая компания, должен располагать так называемым оборотным фондом факторинга - определенным объемом денег, находящимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.
      Факторинг важен в первую очередь для  мелких и средних предприятий  и организаций, стремящихся увеличить  объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта  своей продукции. Услуги банка-фактора  привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых  удельный вес экспорта невелик и  которым в силу этого невыгодно  держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнеторговой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.
      Факторинг на практике включает в себя следующие  укрупненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и инкассацию задолженности; статистику продаж и пр. Виды факторинга представлены в таблице.
Классификация видов банковского  факторинга
Виды Признак классификации  и основное содержание видов
 
Внутренний
По  территориальному признаку Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые  операции, находятся в пределах одной страны.
Экспортный (международный) Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые  операции, находятся в разных странах. Как правило, экспортер заключает с фактором договор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или определенного круга покупателей (например, всех покупателей в определенной стране).
                                                                    По осведомленности участников операции
Открытый Должник уведомлен  об участии в сделке банка-фактора. Уведомление осуществляется путем надписи на счете-фактуре о том, что правопреемником по возникающему долгу является определенный банк и платить следует в его пользу.
Закрытый Должник не уведомлен  об участии в сделке банка-фактора (факторинговой фирмы). Должник, соответственно, при наступления срока перечисляет сумму долга своему поставщику (кредитору). Риск и стоимость закрытого факторинга выше, чем открытого, и он значительно дороже.
                                                                     По объему оказываемых услуг
Конвенционный (широкий)  Универсальная  система финансового обслуживания  клиента, включающая широкий набор  оказываемых услуг от инкассации  долга до бухгалтерского учета  деятельности клиента. За поставщиком  сохраняется только производственная  функция.
Конфиденциальный (ограниченный) Ограничивается  выполнением только некоторых операций: покупкой права на получение денег  от покупателей, оплатой долгов и  т.д.
                                                                     По моменту финансирования (с условием кредитования)
С предварительной  оплатой  Предполагает, что  банк незамедлительно платит поставщику часть суммы акцептованных плательщиком платежных требований (80-90% стоимости) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть суммы (за вычетом платы за факторинг) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку платежа.
оплата  к определенной дате Оплата к определенной дате предполагает, что банк (факторинговая  фирма) берет на себя обязательство  получить сумму долга с плательщика  по окончании срока отсрочки платежа (от нескольких дней до нескольких месяцев, но ,как правило, не более 180 дней). Стоимость  переуступленных долговых документов оплачивается (за вычетом платы за факторинг) в определенную дату или  по истечении определенного срока.
                                                                     По праву регресса
С правом регресса При факторинговом  обслуживании с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа плательщика от платежа независимо от причин отказа, включая отсутствие у плательщика средств. В этом случае поставщик не оплачивает страхование кредитного риска, но должен тщательно отслеживать кредитоспособность своих контрагентов
Без права регресса При обслуживании без  права регресса банк берет на себя риск неплатежей плательщиками, состав которых он предварительно одобрил. Однако если долговое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за факторинговые операции.
 
Основные  экономические достоинства  факторинга:
• увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
• превращение  дебиторской задолженности в  «наличные» деньги;
• возможность  получать скидку при немедленной  оплате всех счетов поставщиков;
• независимость  и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;
• возможность  расширения оборотов;
• экономия собственного капитала;
• улучшение  финансового планирования.
Имеются ограничения, которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:
      • с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых  выражается небольшой суммой;
      • занимающиеся спекулятивным бизнесом;
      • производящие нестандартную или  узкоспециализированную продукцию;
      • работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы);
      • реализующие в розницу широкий  набор «мелочной» продукции;
      • реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания;
      • практикующие бартерные сделки;
      • заключающие со своими клиентами  долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции не проводятся также в отношении:
      • долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;
      • долговых обязательств физических лиц;
      • требований к бюджетным организациям.
Содержание  факторинговых операций (услуг) банка:
      С точки зрения банка целями факторинга являются своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь от просроченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгалтерского учета, увеличении оборота и прибыльности.
      Как уже отмечалось, основу банковской факторинговой (факторской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контрагентом поставщика — покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком с условием немедленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости поставки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги покупатель (должник) или нет.
      Участниками операции банковского факторинга являются:
      • банк-фактор, покупатель не оплаченного  должником требования;
      • первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);
      • должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.
      Плата за факторинг состоит из двух элементов:
      1) комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимается за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;
      2) платы за предоставление средств  в кредит. Ее размер определяется на основе ежедневного дебетового сальдо на счете поставщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.