На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Арктика - история освоения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 89. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 
 

       Арктика – одна из наиболее труднодоступных  и малозаселенных частей Земли. Долгое время она не представляла какой-либо практической ценности для населения  нашей планеты из-за экстремальных  природных условий и невозможности  вести какую-либо экономическую деятельность.
            Арктика (от греч. arktikys — северный), северная полярная область земного шара, включающая окраины материков Евразии и Сев. Америки и почти весь Сев. Ледовитый океан со всеми его островами (кроме рибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов1.
       Активное  хозяйственное освоение Арктики  обострило территориальные и  иные претензии в регионе. «Замороженные» конфликты могут вспыхнуть в  любой момент.
       Сам термин «конфликт» имеет много значений. В данной работе я буду рассматривать конфликт как синоним международного спора и спорной ситуации, происходящий без применения оружия. В настоящее время все конфликты в Арктике находятся в латентной стадии (предконфликт). Для этой стадии характерно:
      Осознание сторонами объективной проблемной ситуации
      Попытки сторон разрешить ее неконфликтными способами
      Ощущение угрозы хотя бы одной из сторон.
       Политико-правовой статус Арктики уникален и до конца не согласован между акторами. С моей точки зрения, имеет место тенденция к обострению ряда противоречий. Наибольшую опасность для человечества представляют следующие угрозы:
       1) Ухудшение экологической ситуации  в Арктике
       2) Борьба за ресурсы, их истощение и неэффективное использование
       3) Отдельно выделила бы проблему глобального потепления и таяния ледников. С одной стороны, такое изменение климата может способствовать облегчению доступа к ресурсам Арктики. С другой стороны, последствия этого явления мало изучены и непредсказуемы.
       Актуальность работы заключается в том, что на фоне резко возросшего внимания к Арктике, произошло ухудшение отношений России и ее западных партнеров.
       Арктика является местом соприкосновения интересов  Европы, Азии и Америки. Отдельные  районы Арктики издревле использовались для морских промыслов; в целом же этот район привлекал внимание, прежде всего исследователей. С открытием и освоением крупных месторождений полезных ископаемых в Арктике возросли инвестиционные и коммерческие интересы к ней. Известно также значение Арктики для реализации оборонных интересов арктических государств. Именно эти интересы влияют на характер принимаемых приарктическими государствами законодательных актов и заключаемых ими соглашений, регламентирующих правовой режим арктических морских пространств.
       В России в качестве одного из главных региональных направлений национальной морской политики выделено Арктическое направление. На этом направлении национальная морская политика определяется особой важностью обеспечения свободного выхода российского флота в Атлантику, богатствами исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, решающей ролью Северного флота для обороны государства с морских и океанских направлений, а также возрастающим значением Северного морского пути для устойчивого развития Российской Федерации.
       Перспектива истощения запасов углеводородного  сырья и других минеральных ресурсов на континентальной части предопределяет переориентацию разведки и добычи ресурсов полезных ископаемых на континентальный  шельф, а в перспективе - и на океанические склоны и ложа океанов. Российские и западные аналитики едины в том, что тенденции к истощению запасов нефти и газа будут сопровождаться нарастанием технологических сложностей и ростом себестоимости этих видов сырья и что основные приросты запасов нефти и газа будут происходить за счет ресурсов континентального шельфа, включая Арктику, разработка которого потребует больших материально-технических затрат, применения новых технологий и соблюдения жестких экологических требований.
       Таким образом, морские акватории континентального шельфа Арктики выступают как стратегический резерв мировой энергетической системы и основа национальной безопасности России.
       Цель курсовой работы – изучение истории освоения Арктики (на основе изучения политико-правового аспекта России в Арктике).
       Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:
      Ознакомится с историей освоения Арктики;
      Рассмотреть научную литературу, архивные документы;
      Изучить статус Арктики;
      Рассмотреть права России в Арктике;
      Охарактеризовать конфликты в Арктике;
      Провести и проанализировать опрос «Студенты об Арктике».
    Объектом  исследования является изучение освоения Арктики. 
    Предметом исследования является российский вектор изучения Арктики.
       Источниковедческую  базу составили международно-правовые акты, в частности, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, статическая информация, материалы периодической печати, научная литература, материалы Государственного архива Архангельской области, а также другие источники, относящиеся к предмету исследования.
       Методологическую  основу исследования составляют социологическое исследование (анкетирование) и анализ полученных результатов, анализ научной литературы и архивных материалов.
       Научная новизна исследования заключается в том, что в нем сделана попытка осуществления комплексного анализа политико-правовых отношений в Арктике. При этом для глубокого анализа проблемы привлечены как современные источники (2007 – 2009 г.г.), в том числе социологический опрос, так и исторические документы, посвященные основным вопросам истории освоения Арктики.
       Научная новизна исследования также определяется привлечением оригинальных материалов из Государственного архива Архангельской области, которые были использованы для описания «Российского вектора освоения Арктики» (выписки из книг к работе «М.В. Ломоносов и Север», выписки из работы «Изучение и освоение Арктики и ледовые капитаны Архангельска», конспекты книг и статей по истории плавания в Северных морях и освоения Арктики и др.).
       Степень изученности темы:
      Фундаментальные труды по истории Арктики
- Летопись Севера, под ред. С.В. Славин, Г.А. Агранат (посвященный исследованиям Арктики русскими учеными).
- Баренцев  Евро/Арктический регион: История  и современность, В.Н. Булатов, А.А. Шалев (развитие международного сотрудничества в Арктике).
           2.) Документы из Государственного архива Архангельской области
- Статья «Архангельск и Арктика», говорится о роли Архангельска в изучении и освоении Советской Арктики.
-  Выписки из книг к работе «М.В. Ломоносов и Север» также продолжают эту тему, но здесь уже делается акцент на великом ученом-поморе Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Рукопись статьи «В.И. Воронин и его роль в освоении Арктики».
- Заметки о плаваниях В.А. Русанова в Арктику.
    3.) Статьи из периодических изданий, посвященные основным проблемам сотрудничества в Арктических пространствах
- Россия: берег к Арктике 
- Разногласия  между Россией и США достигли  Северного полюса 
- Орлов  П. Война на полюсе 
- Сорокина  Н. Арктические страсти 
    4.) Электронные ресурсы, посвященные развитию арктических стратегий РФ:
- Основы стратегии  устойчивого развития арктической  зоны России
- России необходима стратегия освоения Арктики
             Структура работы
            Работа состоит из 3 глав, раскрытых в 8 пунктах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
Глава 1. Освоение Арктики: история и современность
      Исторический аспект международного освоения Арктики
            Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к 4 в. до н.э., когда грек Пифей из Массилии (Марсель) совершил плавание в страну Туле. Она, вероятно, была расположена довольно далеко за Северным Полярным кругом, потому что в день летнего солнцестояния солнце там светило всю ночь. Некоторые ученые отождествляют страну Tулe с Исландией. Возможно, еще в 5 в. н.э. ирландские монахи обследовали Северо-Атлантический регион, включая Фарерские о-ва и Исландию, откуда в конце 9 в. н.э. они были вытеснены скандинавами2.
            Примерно в то же время Оттар из Халогаланда стал первым скандинавским мореплавателем, совершившим плавание на восток и достигшим Белого моря. Выходцы из Норвегии основали поселения в Гренландии в 986 н.э. Археологические находки на восточном побережье о.Элсмир свидетельствуют, что скандинавы достигали Канадской Арктики еще в середине 13 в. По крайней мере за 200 лет до этого они добрались до Шпицбергена, а возможно и до Новой Земли.
            Скандинавские поселения в Гренландии были заброшены ок. 1500. Дальнейшие исследования в Арктике были направлены на поиск Северо-Западного и Северо-Восточного проходов с целью выхода на рынки Дальнего Востока. В 1553 Ричард Ченслер обогнул мыс Нордкап и достиг того места, где ныне расположен Архангельск. Через три года Стивен Барроу из Московской компании добрался до Новой Земли. В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596.
            Важным стимулом для изучения внутренних районов запада Северной Америки была добыча пушнины; ради этого первопроходцы пытались наладить отношения с аборигенами. Северные районы Евразии исследовались русскими или иностранцами, состоявшими на службе у российского правительства. Русские рыбаки и крестьяне вышли к берегам Белого моря и в бассейн Печоры еще в начале 11 в, тогда как торговцы пушниной проникли в Зауралье в 16-17 вв. Там они завладели землями, уже освоенными и заселенными охотниками, рыбаками и оленеводами. В конечном итоге русские колонисты достигли побережья Тихого океана. В 18 в. Россия стала проводить интенсивные научные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди них выделяются Первая (1725-1730) и Вторая (1733-1743) Камчатские экспедиции, которыми руководил Витус Беринг, и Великая Северная экспедиция (1733-1743), во время которой систематически изучалось побережье Сибири. Северо-Восточный проход был впервые пройден в 1878-1879 шведским исследователем бароном Н.А.Э.Норденшельдом на корабле «Вега».
            Рейсы из Атлантического океана до р. Енисей совершались торговыми судами еще перед Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е годы.
            В 1932 ледокол «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию маршрут от Архангельска до Берингова пролива. В 1934 ледокол «Федор Литке» прошел этот путь в обратном направлении с востока на запад. Впоследствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России. Естественно, что продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась от нескольких недель до четырех месяцев.
            Вероятно, страна, описанная в скандинавских сагах как Хеллуланд (страна плоских камней), — Баффинова Земля, которую открыли первопроходцы из Гренландии, пересекшие Девисов пролив. Плавания древних скандинавов были известны средневековым мореплавателям, устремившимся на поиски Северо-Западного прохода, и первую высадку Мартина Фробишера на Баффинову Землю в 1576 нельзя считать случайной. Имя Фробишера открывает длинный список тех, кто занимался поисками Северо-Западного прохода. Осенью 1576 он зашел в акваторию, которая впоследствии была названа проливом Фробишера, и на побережье обнаружил минерал, ошибочно принятый им за золото. Он возвратился в Англию, заручился поддержкой государства и частных лиц и организовал еще две экспедиции для добычи якобы золотоносной руды, которая оказалась пиритом. Фробишер так и не продвинулся дальше на запад. Только в 1860 выяснилось, что «пролив» Фробишера на самом деле представляет собой залив.
            В августе 1585 Джон Дейвис (Девис) пересек пролив, который теперь носит его имя, и описал восточный берег п-ова Камберленд. Позднее, во время двух последующих плаваний, он достиг широты 72°30?, но не смог добраться до залива Мелвилла.
       И Дейвис и Фробишер обращали внимание на обширную акваторию между южным берегом Баффиновой земли и заливом Унгава. В 1605 британская Ост-Индская компания направила капитана Джорджа Уэймота исследовать этот пролив. Он не смог пройти его целиком, но сообщил, что там имеется забитый льдом проход на запад. Обнадеженные этим сообщением, несколько богатых английских купцов финансировали экспедицию под руководством Генри Гудзона. К тому времени он был уже хорошо известен своими исследованиями в суровых северных водах вокруг Шпицбергена. В 1610 Гудзон на старом корабле Уэймота «Дискавери» (вошедшем в историю исследований Арктики) достиг пролива, а затем и залива, которые теперь носят его имя. Гудзон после трудной зимовки в заливе Джеймса попытался продвинуться дальше на запад, но его команда взбунтовалась: Гудзона с несколькими верными людьми посадили в лодку, и их больше никто никогда не видел. Штурман «Дискавери» Роберт Байлот привел корабль обратно в Англию.
            В 1612 на «Дискавери», которым теперь командовал Байлот, в Гудзонов залив впервые попал Томас Баттон. В 1615 Байлот возвратился на тот же корабль вместе с лоцманом Уильямом Баффином, и в 1616 они на «Дискавери» пересекли все море Баффина в северном направлении и добрались до пролива Смита между о.Элсмир и Гренландией. Это было замечательное путешествие, маршрут которого удалось повторить только Джону Россу, который повторно открыл море Баффина в 1818.
            Инициатива англичан, искавших Северо-Западный проход, в начале 17 в. была перехвачена датчанами. В 1619 датский король Кристиан IV направил в Гудзонов залив Йенса Мунка, достигшего устья реки, которую теперь называют рекой Черчилл (провинция Манитоба, Канада). Там он перезимовал, но от цинги погибла почти вся его команда. Троим оставшимся в живых морякам удалось следующей осенью на небольшом суденышке вернуться в Норвегию.
            После экспедиции Джона Росса в 1818 в море Баффина активизировался промысел гренландских китов. Британское Адмиралтейство продолжало настаивать на продолжении поисков Северо-Западного прохода. В 1819 Эдвард Парри, служивший первым помощником Росса, был назначен руководителем следующей экспедиции и достиг о.Мелвилл, где перезимовал перед возвращением на родину.
            Поворотным моментом в истории открытия Северо-Западного прохода стала экспедиция Джона Франклина, которая в 1845 в составе 130 человек отправилась в воды Американской Арктики на двух кораблях — «Эребус» и «Террор». После зимовки на о.Бичи оба судна попали в ледяную ловушку в проливе Виктория. Место гибели находилось примерно в 800 км от берега материка, где Франклин проводил исследования 30 годами раньше.       Многочисленные наземные и морские экспедиции, направлявшиеся на поиски Франклина и его людей на протяжении 15 лет, не достигли своей основной цели, но способствовали картографированию большой части Американской Арктики. В 1859 Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток обнаружил в каменной пирамиде на о. Кинг-Уильям короткое сообщение с описанием злоключений, выпавших на долю экспедиции Франклина.
            Норвежский исследователь Руаль Амундсен в 1903-1906 преодолел весь Северо-Западный проход на маленьком судне «Йоа». В 1940-1942 канадская полицейская шхуна «Сент-Рок» под командованием капитана Генри Ларсена осуществила плавание по проходу в обратном направлении — с запада на восток. В 1944 «Сент-Рок» стала первым судном, преодолевшим этот путь за одну навигацию. В 1956 этот же путь проделал канадский ледокол «Лабрадор», а в 1960 — атомная подводная лодка ВМС США «Си-Дрэгон». В 1980-х годах Северо-Западным морским путем впервые прошли несколько небольших пассажирских судов и туристское судно «Линдблэд эксплорер». Оценка возможности регулярного судоходства в Северо-Западном проходе для транспортировки нефти и газа была выполнена в 1969 во время сквозного плавания по нему американского супертанкера «Манхаттан» в сопровождении канадского ледокола «Джон А. Макдональд». В 1985 судно береговой охраны США «Полар-Си» совершило транзитный рейс вдоль Северо-Западного прохода.
            Открытие Северного полюса. Еще в начале 17 в. Генри Гудзон, Уильям Баффин и другие исследователи в поисках Северо-Западного морского пути проникли в весьма высокие широты. Однако идея организации экспедиции к Северному полюсу возникла гораздо позднее. Вначале были предприняты попытки найти путь к полюсу со стороны Гренландского моря, а затем поиск проводился преимущественно из района залива Смита и пролива Кеннеди между о.Элсмир и Гренландией. Во время Британской Арктической экспедиции 1875-1876 Джорджу Нэрсу удалось провести корабли «Дискавери» и «Алерт» до кромки мощных паковых льдов. В 1893 корабль норвежского исследователя Фритьофа Нансена «Фрам» вмерз в покров морских льдов на севере Российской Арктики и дрейфовал с ним в Северный Ледовитый океан. Когда «Фрам» находился ближе всего к полюсу, Нансен и его спутник Фредерик Иогансен попытались добраться до Северного полюса, но, достигнув 86°14° с.ш., вынуждены были повернуть назад.
            В 1898 Отто Свердруп (участвовавший в экспедиции Нансена) высадился в центральной части восточного побережья о.Элсмир, где провел первую из четырех зимовок в высоких широтах. Во время его экспедиций были составлены карты обширных районов Арктики, но попытки достичь Северного полюса не предпринимались. Зато американский адмирал Роберт Пири поставил перед собой такую задачу. В 1898 он зимовал на борту своего судна «Уиндуорд» почти в 100 км севернее точки, достигнутой Свердрупом на «Фраме». Другой американец, доктор Фредерик Кук, заявил, что достиг полюса в 1908. Пири утверждал, что достиг полюса 6 апреля 1909 вместе со своим слугой-негром Мэтом Хэнсоном и четырьмя эскимосами. В настоящее время считают, что на самом деле ни Куку, ни Пири так и не удалось побывать на полюсе.
            Последующие экспедиции. В первой половине 20 в. экспедиции в Арктику проводились как с научными, так и со спортивными целями. Канадское правительство, чтобы утвердить свою власть, организовало на арктических островах патрулирование и создало полицейские посты. В 1926 американец адмирал Ричард  Э. Бэрд впервые долетел на самолете до Северного полюса с базы на Шпицбергене и вернулся обратно. Несколько позже Бэрд, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский авиатор Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» пересекли Северный Ледовитый океан через Северный полюс — от Шпицбергена до Аляски. В 1928 Губерт Х. Уилкинс и пилот Карл Бен Эйельсон совершили перелет в обратном направлении — с Аляски на Шпицберген. Два успешных перелета из СССР в США через Северный Ледовитый океан были осуществлены советскими летчиками в 1936-1937, но третья попытка оказалась роковой: пилот С. А. Леваневский вместе с самолетом бесследно исчез в ледяных просторах Арктики. В 1937 под руководством И. Д. Папанина была организована полярная научная экспедиция нового типа. Вместе со своими спутниками И. П. Ширшовым (гидробиолог), Е. К. Федоровым (геофизик) и Э.Т.Кренкелем (радист) он был высажен вблизи полюса на дрейфующую льдину, на которой был сооружен палаточный лагерь. Во время этой экспедиции проводились регулярные метеорологические и геофизические измерения и гидробиологические наблюдения, делались промеры морских глубин. После 9-месячного дрейфа отряд был подобран советскими ледоколами «Таймыр» и «Мурман» около о.Ян-Майен.
            Начиная с 1950-х годов в Северном Ледовитом океане функционировало много подобных дрейфующих станций. Правительства США, Канады и СССР организовывали долговременные исследовательские базы на больших ледяных островах, где толщина льда достигала 50 м.
            Современная Арктика. В Северной Америке — на Аляске, в Канаде и Гренландии благодаря созданию метеорологических и военных радарных станций раннего предупреждения открылись новые рабочие места для многих местных жителей. Строительство и обслуживание этих станций повлекли за собой развитие воздушного и морского сообщения с использованием ледоколов. Значительно улучшились системы связи. Сегодня прием телесигнала со спутника возможен почти во всех поселениях. Разные правительственные программы и административные мероприятия направлены на расширение сети постоянных поселений и постепенную ликвидацию мелких населенных пунктов.
            Рост интереса к арктическим областям ведет к усилению политической напряженности из-за их статуса. В начале 1950-х годов канадское правительство учредило посты полиции и для подтверждения своего суверенитета построило в высокоширотной Арктике два эскимосских поселения, Резольют и Грис-Фьорд. Суверенитет Канады над акваториями между островами Канадского Арктического архипелага оспаривался США.
Экономические интересы, которые прежде концентрировались  в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов. Огромные проекты были осуществлены в СССР, а вслед за открытием крупного нефтегазоносного бассейна на севере Аляски был сооружен Трансаляскинский нефтепровод. В Канадской Арктике были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня, при котором применение дорогостоящего оборудования оправдано с экономической точки зрения.
            В этой главе подробно рассказано об этапах освоения Арктики и об особой роли России в изучении и исследовании Арктики. А в следующей главе мне бы хотелось рассказать о значимости Михаила Васильевича Ломоносова в изучении Арктики.
            Из всего вышесказанного следует, что проблемы Арктики и, прежде всего, различные аспекты ее освоения вызывают неизменный интерес отечественных и зарубежных исследователей. Уникальный по своим климатическим условиям, природным ресурсам и этнокультурному разнообразию регион давно стал объектом пристального внимания ученых и политиков. Колоссальные минерально-сырьевые и водные ресурсы обусловили определяющее значение региона в мировой экономике. Научные работы в этой части земного шара еще в прошлом веке приобрели широкий размах, не менее масштабным было и индустриальное вторжение в Заполярье. Однако, лишь в начале третьего тысячелетия мировое сообщество, наконец, подошло к пониманию особого места Арктики в геополитическом пространстве, осознанию ее стратегической роли в решении глобальных проблем человечества, формировании устойчивости социальных и природных систем Земли.  
            Новое осмысление роли Арктики в развитии мировой цивилизации предполагает не только определение ее как экологического и ресурсного резервата планеты, но и признание высокой общечеловеческой ценности самобытной культуры арктических народов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Российский  вектор освоения Арктики
            В этой главе будет рассмотрена деятельность М.В. Ломоносова в изучении и освоении Арктики. Для написания данной главы были использованы материалы Государственного архива Архангельской области.
Многие  документы архива, которые я анализировала, были доступны, с ними можно было ознакомиться, но часть из них относились к особо ценным, поэтому просмотреть  их не удалось.
            В статье «Архангельск и Арктика»3 говорится о роли Архангельска в изучении и освоении Советской Арктики.
          «Общеизвестна роль Архангельска в изучении и освоении Советской Арктики. За свою историю до 1940 года  Архангельск отправил в арктические просторы более 250  крупных экспедиций, основная часть которых падает на советский период. Архангельск с полным правом модно назвать городом полярных экспедиций. Описание экспедиций, вышедших из Архангельска, нашло отражение в арктической литературе. Однако в ней не получали освещение две темы, имеющие существенное значение для характеристики Архангельска в  изучении Севера нашей страны.         Архангельск за годы довоенных пятилеток выдвинул многих ледовых капитанов, которые своими трудами внесли существенный вклад в науку о морских судах и в тактику и стратегию ледового штата. В 30 годах Архангельск выделялся как крупный центр по изданию арктической литературы и сыграл важную роль в распространении среди трудящихся нашей страны об огромных успехах Советского Союза в изучении и освоении Арктики и северного морского пути. Характеристика этих тем и составляет содержание настоящей статьи.
            С первых лет Советской Власти Архангельск стал основным опорным пунктом изучения и освоения Арктики и Северного морского пути. Архангельск выдвинул замечательную плеяду ледовых капитанов, вписавших яркие страницы в летопись героического освоения Советской Арктики. Заслуги Архангельских ледовых капитанов – В.И. Воронина, П.А. Пономарева, Д.Т. Черткова, Б.И. Ерохина, Н.И. Хромцова, А.И.Дубинина, А.К. Бурку, Ф.А. Рындина, В.Ф. Куплиева, Ф.М. Пустошного, И.Ф. Котова, А.А. Мелехова, А.Ф. Пинегианнова, Н.Г. Маринова,  Б.Е. Ушакова,  Ф.Д. Панфилова, Д.И. Швецова, И.П. Ануфриева, Г.И. Поспелова и многих других хорошо известны. Их плавания в полярных морях  описаны в книгах, очерках и статьях, как в довое6нное, так и в послевоенное время. Многие из Архангельских ледовых капитанов известны не только историческими походами в Арктике, но и успешными трудами (статьями, книгами) о полярных льдах тактике ледового плавания, известно, что учеными – полярниками нашей страны, - отмечал профессор Н.И. Зубов, - создана своя, советская наука о ледовом плавании. Наши ученые положили много труда на изучение морских льдов и на разработку стратегии и тактике ледового плавания, немалый вклад в науку о льдах, равно как в разработку стратегии и тактике ледового плавания влияли многие ледовые капитаны и гидрографы Архангельска. Среди них следует выдвинуть капитанов В.И. Воронина, А.К. Бурке, А.И. Дубинина, Ф.И. Воронина, И.П. Ануфриева и других, а также гидрографов  П.И. Башмакова и Г.Е. Ратманова.»
            Выписки из книг к работе «М.В. Ломоносов и Север»4 также продолжают эту тему, но здесь уже делается акцент на великом ученом-поморе Михаиле Васильевиче Ломоносове.    
             «В истории развития науки и культуры России особое, почетное место принадлежит гению русского народа Михаилу Васильевичу Ломоносову.
            Великий ученый – помор своими трудами, научными идеями и практическими начинаниями опередил современную ему науку. В научных открытиях в области химии, физики, минералогии и других отраслях знаний во всем блеске проявилось дарование М.В.Ломоносова.
            Среди многих и разнообразных научных занятий Ломоносова, оставивших глубокий след в истории наук, видное место занимают его труды по Северу и истории арктического морского плавания, изучения Севера, по данным В.А. Переволова Ломоносов отдал не менее 20 лет своей жизни. «Где бы и над чем бы ни трудился великий ученый, отмечал М.И. Белов, его не покидала мысль о преобразовании суровой жизни на его родине, стремление подчинить человеку пространства Арктики»5.
            Это и понятно, будучи родом с Севера, его детские и юношеские годы прошли в Поморье, оставили глубокий след в жизни и широкое отражение в научных и поэтических произведениях Ломоносова».
             О роли М.И. Ломоносова в освоении Арктики также свидетельствуют выписки из книг различных авторов6, заметки, выписки, наброски, статьи, другие документы к работе об экспедициях, организованных по замыслу М.В. Ломоносова7.
            Огромный вклад в освоение Арктики также внесли В.И. Воронин, В.А. Русанов, Г.Л. Брусилов, Г.Я. Седов, что мы можем узнать из следующих документов архива:
            - Рукопись статьи «В.И. Воронин и его роль в освоении Арктики»8
«Беломорский  край! Поморье! Когда произносят эти  слова, невольно возникает представление  о поморах, их поморских походах, освоение безбрежных пространств Севера и больших географических открытиях.
            В истории мореплавания Белое море  выделяется как колыбель ледового плавания, а Поморье – родиной судов нового типа, приспособленного для плавания во льдах.
            Известно, что приоритет открытий не только остров Колгуев, Вайгач, Новая Земля, но и Шпицбергена (Груманта) принадлежит поморам. Плавание поморов в XVII и XVIII в.в. на восток -   по арктическим морям ознаменованы крупными успехами. Их походы в Мангазио, участие в Великой Северной экспедиции 1733 – 1743 годов имели большое практическое и научное значение.
            В течение XIX – начале XX в.в. поморы – участники почти всех многочисленных арктических экспедиций, вышедших из портов Европейского Севера, и, в частности, из Архангельска, они плавали в составе экспедиций Розмыслова и Литке, Пантусова и Цивольки, Русанова и Седова.
             С первых лет Советской власти вопросы изучения и освоения Арктики приобрели большое государственное значение. И роль поморов в арктических походах неимоверно возросла. Поморье получило широкую известность как родина отважных полярных капитанов. «Архангельск, Поморье в советское время выдвинуло плеяду замечательных ледовых капитанов, которые вписали яркую страницу в летопись героического освоения советской Арктики, Северного морского пути, и среди них особое место занимает прославленный ледовый капитан Владимир Иванович Воронин, с именем которого связаны основные этапы освоения Арктики и Северного морского пути. Владимир Иванович Воронин был четвертым из сыновей. Он родился в  1890 году 17 октября. Детство, как и у его сверстников, было тяжелым, судьба не баловала его, с восьмилетнего возраста Володя Воронин пошел в море  юнгой.  Работа его в море продолжалась до поступления в сумскую мореходную школу, т.е. до 16 лет.
          В детские и юношеские годы Владимир Воронин слышал немало былин и рассказов бывших мореходов  о дальних походах, заполярных зимовках отважных поморов. Эти рассказы сыграли немалую роль в формировании характера Владимира Воронина.
            Сумский промышленник и судовладелец Ф.И. Воронин  свыше 35 лет из года в год плавал на промысел на Новую Землю. Но особо громкую известность получило его плавание в 1874 году, во время которого он спас австро-венгерскую экспедицию Пайера  и Вейтрахта. Это событие широко обсуждалось поморами, и рассказы о нем передавались из поколения в поколение. А будущий ледовый капитан В.И. Воронин знал все детали плавания своего двоюродного дядя Ф.И. Воронина»
            - Заметки о плаваниях В.А. Русанова в Арктику9
             «В истории изучения Новой Земли, Шпицбергена, и Арктики имя В.А. Русанова занимает особое место. Деятельность выдающегося полярного исследователя неразрывно связана с Архангельском. Пожилые люди города, и особенно моряки  - хорошо помнят исследователя-полярника Русанова.»
            - Статья «Трагедия в Арктике» посвященная трагической судьбе трех экспедиций: Г.Я. Седова, В.А. Русанова и Г.Л. Брусилова и первым полетам в Арктику Яна Нагурского10.    
            «Это было 55 лет назад. В 1912 году моря Арктики бороздили корабли четырех русских экспедиций. Только одной из них на судах «Таймыр», «Впигач» удалось благополучно возвратиться на свою базу – во Владивосток. Остальные три – окончились трагически.  Экспедиция на судне «Геркулес» погибла в ледовых просторах Арктики, из экспедиции на шхуне «Св. Анна»  - спаслись только два человека, а судно «Св. Фока» возвратилось в Архангельск в 1914 году.  Без своего начальника Г.Я. Седова. Трагическая судьба трех экспедиций – являлась предметом многих исследований ученых-полярников. История этих экспедиций  представляет интерес и в наши дни, особенно для жителей Архангельска, принимавшего участие в снаряжении каждой из этих экспедиций.»
            - Работа «Изучение и освоение Арктики и ледовые капитаны Архангельска»11
            «За годы советской власти Архангельск был превращен в крупный промышленно-транспортный центр на Севере нашей страны.
            Он выделяется мощным развитием лесопильной и целлюлозно-бумажной промышленности, велика роль города как крупного морского порта круглогодового действия. Неизмеримо возросла роль Архангельска как важного культурного и научного центра на Севере нашей страны.
             Архангельск является базой важнейших освоений Советской Арктики и Северного морского пути. Архангельск справедливо называют «Воротами в Арктику».
            Поморье -  родина отважных северных капитанов и сердцем его издавна считается Сумской Посад Карельской АССР. Из Сумского Посада вышло более 80 капитанов, среди них – шесть братьев Ворониных».
             Остальные архивные документы дают нам полное, красочное  описание исторических походов в Арктику.
            - Выписки из книг А.Т. Головко, Э.Т. Кренкеля,  И.Д. Папашина и заметка по истории полярных плаваний12
           - Заметки по истории Сев-мор пути13
          «45 лет назад, 17 декабря 1932 года постановлением СНК Союза Советских Социалистических Республик  было образовано Главное Управление Северного морского пути. Деятельность Главсевморпути охватывает значительные первые изучения и освоения  Советской Арктики и Северного морского пути, ознаменованные историческими успехами.
            Организация Главного Управления Северного морского пути является дальнейшим продолжением мероприятий, начатых еще на заре Советских Властей.  Сразу же после великой Октябрьской Социалистической революции изучение и освоение Арктики, районов Севера страны приобрели большое государственное значение».
            - Конспекты книг и статей по истории плавания в Северных морях и освоения Арктики14
           Основные ледовые походы:
Исследование  Новой Земли и Колгуева
Русские на Шпицбергене
Баренцево море, первые ледоколы в Арктике
Карское море
Первые  сквозные плавания Северо-Восточным  проходом, Северная Земля
Чукотское море и остров Врангеля
Экспедиция  Делона
Восточносибирское море
Экспедиция  на «Сибиркове», «Челюскине», «Литке»
Освоение  Северного морского пути
Исследование  Арктики с воздуха
Великая Северная экспедиция
            - Рукопись статьи «Преображенная Арктика»15
            - Выписки из книг и периодической печати, заметки по истории исследования Арктики и Антарктиды16
            - Заметки о различных экспедициях по исследованию Арктики и Северных островов17
            Основные экспедиции:
Новая Земля 1652 г.
Великая Северная экспедиция 1935 – 1939 г.г.
Экспедиция  Посиелова 1807 г.
Экспедиция  Лазарева 1819 г.
Экспедиция  Литка 1887 г.
Экспедиция  Бэр 1887 г.
            Экспедиция Моиэль 1887 г.
  - Черновик  статьи о строительстве полярной  станции Маточкин Шар и заметки  об американской «арктической  стратегии»18
           - Статья «Катастрофа в Арктике»
           «Это было 40 лет назад в 1928 году. В истории изучения Арктики 1928 год занимает особое место.
           Этот год -  выдающихся плаваний советских ледоколов и смелых полетов советских летчиков, обеспечивших спасение членов экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего катастрофу в Арктике.
           Этот год, когда мировая печать, трудящиеся, прогрессивные круги всех стран мира   восхищались подвигом советских полярников. События развернулись в такой последовательности.
           В 1926 году норвежский полярный исследователь Р. Амундсен на дирижабле «Норге» (Норвегия) успешно завершил трансатлантический полет по маршруту Шпицберген – Северный Полюс – Ном (Аляска). Участником этого полета был конструктор дирижабля итальянский инженер А. Нобиле. 
           Вскоре Нобиле решил самостоятельно совершить полет на Северный Полюс во славу истории.
           В 1928 году новый дирижабль, построенный по проекту Нобиле, получивший название «Италия» был готов к полету.
           Базой полета, как и в 1926 году, стала бухта Кингсбей на Шпицбергене. После нескольких пробных полетов 23 мая дирижабль «Италия» покинул бухту Кингсбей и направился к Северному Полюсу. На его борту находилось 17 человек во главе руководителем полета. Кроме итальянцев в полете приняли участие шведский профессор Мальнгрен и чешский геофизик профессор Бехуоник.
            24 мая в 10  часов 20 минут дирижабль был над Северным Полюсом.
            После спешно проведенных магнитных и других наблюдений в районе Северного Полюса, дирижабль отправился в обратный путь. Встречный сильный ветер затруднял движение воздушного корабля. 25 мая дирижабль, к удивлению Нобиле, неожиданно стал терять высоту с большой скоростью. Работа моторов не могла преодолеть этого стремительного падения, вызванного внезапной потерей газа. Об этом трагическом событии  Нобиле писал: «Стало ясно, что спасения не было – падение на лед было неизбежным, я приказал остановить моторы, чтобы избежать взрыва при ударе в лед.» Это было 25 мая в 10 часов 30 минут. Вся катастрофа продолжалась 2-3 минуты. Со страшной силой дирижабль кормовой частью ударился об лед. Моторист при этом был убит. Нобиле получил переломы  ноги и руки, ушибы получили и другие участники полета.  При ударе об лед гондола дирижабля разлетелась на две части. В той части, которая упала на лед, было 11 человек, шесть человек остались во второй части, которую унесло в восточном направлении. Больше никто и никогда их не видел.»
  - Рукописи  статей о походах «Седова» на Землю Франца Иосифа, Северную Землю и в Арктику19
           «Среди работ по изучению Советской Арктики в 1980 году первое место занимает экспедиция на Я.П. «Седов». Проведение этой экспедиции прямым продолжением прошлогоднего плавания на том же корабле. Она явилась крупным шагом в выполнении пятилетнего плана изучения Севера, которым предусматривалось обследование Северной Земли, предварительно организовав     там научную полярную станцию».
            - Конспекты, книги, заметки по теме «Экспедиции, вышедшие из Архангельска»20
            В ходе данного исследования был произведен анализ истории освоения Севера и Арктики. В данной работе была отражена роль Архангельска и в первую очередь Михаила Васильевича Ломоносова в освоении Советской Арктики.  Также описан вклад в освоение Арктики В.И. Воронина, В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова, Г.Я. Седова и история Сев-мор пути (Приложение 1).
            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Присутствие РФ в Арктике: политико-правовые аспекты
2.1 Статус Арктики и права России
             В этом пункте курсовой работы  будут рассмотрены политико-правовые  аспекты присутствия РФ в Арктике,  то есть охарактеризованы основные  законодательные акты, которые подтверждают  присутствие России в Арктике.
            Объем прав России в Арктике зависит от международно-правового статуса арктических пространств. Под государственным суверенитетом России находятся пространства, являющиеся ее территорией. Помимо сухопутной территории это те части Северного Ледовитого океана, которые составляют территориальное море и внутренние воды, а также исторические воды. В этих морских пространствах объем прав России как прибрежного государства определяется общими нормами международного права и практически не отличается от объема прав прибрежных государств в неарктической части Мирового океана. В пределах, установленных в соответствии с нормами международного права, Россия пользуется там соответствующим, т.е. наивысшим, объемом прав.
            Высокоширотное, приполюсное положение Арктики, исключительно суровые климатические условия, сплошной ледовый массив, покрывающий большую часть Северного Ледовитого океана в течение почти всего года, делают его недоступным для обычного мореплавания. Физические и океанографические особенности по-особому ставят вопрос и об экологической безопасности арктических государств, и об обеспечении их военной безопасности.
            Другая географическая особенность заключается в том, что на побережье Северного Ледовитого океана выходят только пять государств: Россия, Норвегия, Дания (Гренландия), Канада и США (Аляска). Этим фактором определяется то, что арктические районы весьма важны в первую очередь для Канады и России, обладающими наибольшими по площади арктическими территориями. Для неарктических государств судоходство и другие виды деятельности в арктическом регионе не имели или почти не имели значения.
            В связи с особым положением Арктики издавна выработалась международно-правовая концепция, основанная на признании особой ответственности и сопутствующих ей особых прав, учитывающих законные интересы арктических государств. Одной из основ концепции было признание права прибрежных арктических государств устанавливать границы полярных владений в секторах, вершиной которых является Северный полюс, основанием - их арктическое побережье, а боковыми границами -меридианы, проходящие через крайние точки северного побережья указанных стран.
            Основы концепции секторов в Арктике были заложены еще в XIX в. заключением ряда международных соглашений и договоров, таких, как Конвенция о торговле, мореплавании и рыбной ловле между Россией и США в 1824 г., русско-английская конвенция 1825 г. и русско-американский договор 1867 г., по которому Россия уступала США территорию Аляски и устанавливалась граница между двумя государствами. Договор признал в качестве линии разграничения владений двух стран меридиан, служащий боковой границей сектора. Согласно договору эта линия проходит "через точку в Беринговом проливе по 65°30' с.ш. в ее пересечении с меридианом, отдаляющим на равном основании остров Крузенштерн, или Негалук, от острова Ратманова, или Нинарбук, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не потеряется в Ледовитом океане".
            То обстоятельство, что договор сохраняет силу более столетия и США не давали этой линии разграничения иного толкования, очевидно, должно рассматриваться как подтверждение исторического права, основанного на давности, и не зависимого даже от самого договора.
            Секторальный принцип был закреплен Постановлением Президиума ЦИК и СНК от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане. Этим постановлением был объявлен советский арктический сектор, расположенный между меридианами 32°04'35" в.д. и 168°49'30" з.д. (за исключением восточных островов архипелага Шпицберген').
            Устанавливая сектор, законодатель провозгласил право СССР на все острова и земли, которые открыты или могут быть открыты в пределах сектора в будущем. Постановление не содержало прямых притязаний на суверенитет над открытой водой и ледовой поверхностью.
            Впоследствии на основе общих норм международного права в пределах сектора были определены режимы территориального моря, континентального шельфа и, наконец, исключительной экономической зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Вместе с тем, поскольку государство, как общее правило, не может заранее декларировать права иа все земли и острова, которые будут открыты им в будущем, т. е. без фактического первооткрытия и эффективной оккупации "ничейных" островов и земель, провозглашение такого права в пределах сектора очевидно означает, что арктическое государство (в данном конкретном случае - СССР) исходило из наличия особых прав прибрежных государств в северном полярном районе, т.е. из существования особого статуса в пределах своего арктического сектора.
           Особые права прибрежного государства в пределах его сектора признали и другие государства, которые не только не оспорили права прибрежного государства на острова и земли сектора, но и испрашивали специальное разрешение для доступа в пределы сектора. В частности, можно указать на конкретные случаи, когда иностранные государства испрашивали разрешение СССР на проведение, например, научных исследований с применением дрейфующего судна, вмерзающего в лед (проекты повторения дрейфов "Фрама" и "Беги"). Эти запросы и соответствующие ответы могут служить свидетельством признания в секторе объема прав прибрежного государства, отличного от его прав в открытом море.
            Российский сектор Арктики охватывает площадь около 9,46 млн. км2, из которых 6,8 млн. км2 приходится на водное пространство, что составляет 45% общей площади Северного Ледовитого океана. В пределах сектора континентальный шельф России составляет 6,19 млн. км2, или 41% площади всей водной акватории Арктики.
            Российская Федерация как продолжательница личности СССР унаследовала все его территориальные права. В то же время она вправе определить свое отношение к арктическому сектору и дать ему свою интерпретацию в пределах понятий, признанных международным правом и международной практикой.
            Доктрина международного права носит противоречивый характер. Хотя идея установления арктических секторов нашла поддержку у представителей международно-правовой доктрины ряда арктических государств, в работах западных юристов можно встретить самые крайние квалификации режима - от открытого моря до полного суверенитета приарктических государств.
            Следует отметить, что при выработке всеобъемлющей универсальной конвенции Третья конференция ООН по морскому праву впервые сформулировала специальные нормы права, в определенной мере отражающие специфику ситуации в полярных районах. Хотя ее целью является установление общих норм права и она не рассматривает конкретные ситуации, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает наличие в пределах 200-мильных экономических зон особых районов, в которых "по признанным техническим причинам, связанным с океанографическими и экологическими условиями, а также с использованием этого района или защитой его ресурсов и с особым характером движения судов в нем", допускается принятие специальных обязательных мер для предотвращения загрязнения с судов (ст. 211, п. 6).
           Кроме того, в Конвенцию включена специальная ст. 234, посвященная проблемам загрязнения "покрытых льдом районов". В соответствии с этой статьей прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение "законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнении морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В таких законах и правилах должным образом принимаются во внимание судоходство и защита и сохранение морской среды на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных".
            Эти общие положения Конвенции применимы как к Арктике, так и к Антарктике. Однако в отличие от Антарктики, где ввиду географического положения  политико-правового статуса материка они скорее относятся к прерогативе международного сообщества всех заинтересованных государств, в Арктике же могут означать расширение прерогатив прибрежных государств в арктических акваториях.
            Обращаясь к ситуациям, связанным с использованием шельфов и исключительных экономических зон, прежде всего, необходимо указать на неиспользованные возможности, которые дает конвенционная концепция континентального шельфа как естественного продолжения материка, составляющего территорию прибрежного государства.
            То обстоятельство, что большая часть дна Северного Ледовитого океана от Евразийского побережья до Северного полюса является продолжением Сибирской континентальной платформы и, следовательно, естественным продолжением государственной территории России, дает России право на распространение своих исключительных суверенных прав на ресурсы континентального шельфа в пределах арктического сектора. Оформление прав России в порядке, установленном Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., позволит на законном основании установить внешнюю границу континентального шельфа за пределами 200-милыюй экономической зоны (4,1 млн. км2) и таким образом прирастить "хозяйственную территорию", т.е. зону функциональной ресурсной юрисдикции на шельфе за пределами зоны, еще на 1,5 млн. км- с прогнозируемыми запасами в 15-20 млрд. т условного топлива.
            Следует также обратить внимание и на интересную в научно-теоретическом и своеобразную в практико-политическом и международно-правовом плане ситуацию, возникшую в отношении обширной акватории и морского дна вокруг Шпицбергена,
            Принятие более гибкого постсоветского подхода к значению и роли арктического сектора СССР / России при делимитации с Норвегией открыло возможность для поиска взаимоприемлемого соглашения. "Замороженное" статус-кво с режимом спорной "серой зоны" и сохранением статуса Шпицбергена отвечает ресурсным и политическим интересам России, гарантирует ей, помимо прочего, и определенную стратегическую стабильность. Становится все более очевидной необходимость разработки альтернативной концепций решения спора.
            Вопрос о делимитации с США в Беринговом и Чукотском морях, затрагивающий и такой важный вопрос, как восточная граница арктического сектора России, был "решен" на правительственном уровне еще при существовании СССР, но, ввиду ничем не оправданных уступок в пользу США, это соглашение, подписанное еще летом 1990 г., до сих пор ратификацию не прошло и, следовательно, с юридической точки зрения в силу не иступило. Предложенная американским государственным секретарем Дж. Бейкером и принятая советским министром иностранных дел Э. Шеварднадзе временная формула введения в действие противоречит    Конституции России и не может быть юридически полноценным субститутом институту ратификации.
            Уступки ценных морских пространств в Беринговом море (в экономическом отношении эти уступки выражаются в потере 150 тыс. т улова стоимостью 100-120 млн. долл. ежегодно, а также ценных месторождений нефти морского дна) авторы и защитники соглашения обосновывали якобы полученными выгодами в арктическом секторе - признанием Соединенными Штатами восточного сектора Арктики СССР / России и их отказом от территориальных претензий на некоторые острова в пределах секторальных границ.
            Доводы эта несостоятельны по следующим причинам.
           Во-первых, США никогда официальных претензий на эти острова не заявляли. Речь идет о заявлениях отдельных лиц, которые никогда не рассматривались как основание для межгосударственного территориального спора.
            Во-вторых, США не только не подтвердили линию арктического сектора, установленную по Соглашению 1862 г., а напротив, подменили ее худшим для России вариантом. По существу вместо секторальной линии приняты общие основания для делимитации морских пространств, установленные Конвекцией ООН по морскому праву 1982 г.
            Учитывая явную ущербность Соглашения для России, его ратификация, во всяком случае - в обозримом будущем, сомнительна. Поскольку Соглашение было введено в силу волевым актом тогдашнего министра иностранных дел СССР Э. Шеварднадзе и президента СССР М. Горбачева вопреки и в прямое на рушение Конституции СССР, юридически оно не обязывает Российскую Федерацию. В то же время де-факто существующее разграничение при отсутствии выражения несогласия может быть истолковано как молчаливое согласие со всеми негативными для России последствиями в соответствии с концепцией эстопеля в международном праве. С другой стороны, официальное выражение Россией негативного отношения к Соглашению, несмотря на юридическую обоснованность такой оценки, может иметь серьезные политические последствия. Придавая ситуации де-факто видимость юридического оформления, США проводят мысль, что попытки изменения достигнутых договоренностей будут рассматриваться ими как недружественный акт.
            Таким образом, мы можем сделать  вывод, что настоящее положение дел по данному вопросу таково, что в ходе исследования запасов полезных ископаемых Арктики, данный регион стал спорным, территориальные претензии на который выдвигают Канада, Норвегия, Россия, Дания и США. Решение проблемы Арктики может произойти только в пределах международного права, идеальным бы было заключить универсальный международный договор, как это сделано по Антарктике, - считают многие российские и иностранные специалисты в области международного права.
              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Конфликты в Арктике
             На дне Северного Ледовитого океана располагается около 25% мировых запасов нефти и газа, а также богатые залежи алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца. Запасы арктической нефти, по данным ООН, превышают 100 млрд. тонн, это в 2,4 раза больше всех ресурсов России. По прогнозам специалистов, уже к 2040 году из-за глобального потепления значительная часть Северного Ледовитого океана будет свободна ото льда, что существенно облегчит добычу природных богатств со дна и удешевит перевозки21.
            Разумеется, оживились дискуссии о юрисдикции государств в арктических широтах. С Арктикой «граничат» пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания (которой, как известно, принадлежит остров Гренландия). Еще три полярных государства – Исландия, Швеция и Финляндия – не имеют с Арктикой океанических границ, однако тоже считают себя «членами кооператива». Даже китайцы серьезно заинтересовались этим регионом: они открыли исследовательскую станцию на Шпицбергене и дважды отправляли в северные моря свой ледокол «Снежный дракон», который обычно работает в Антарктике.
            Коллизии интересов и юрисдикции в арктических широтах практически неизбежны. Экономические противоречия между Россией и Норвегией начались задолго до 1977 года, когда Норвегия ввела и объявила 200-мильную охранную зону вокруг Шпицбергена своей исключительной экономической зоной, или, как ее называют сами норвежцы, «рыбоохранной».
            С тех пор в неспокойных водах вокруг Шпицбергена идет необъявленная война между российскими рыбаками и норвежскими силами рыбоохраны. Советское руководство предписало морякам, занимающимся промыслом в районе Шпицбергена, не подписывать никаких бумаг, составленных норвежскими контролерами, дабы не создавать прецедента, при котором наши признали бы права Норвегии на эти воды. В то же время район промысла патрулировали корабли советских, а затем и российских сил ВМФ, осуществлявших прикрытие своих рыбаков.
            В 1977 году Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами. С чем не согласились США, которые свято уверены в том, что эти проливы являются водами международными, а значит, ходить по ним может, кто угодно и когда угодно. В середине 80-х годов между двумя соседними странами случился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер береговой охраны США. В результате в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей.
             Сегодня Оттава планирует потратить 7 млрд. долл. на строительство и обслуживание восьми арктических патрульных судов, которые должны оберегать канадский суверенитет. Планируется построить восемь арктических патрульных кораблей к имеющимся в береговой охране 17 ледоколам. Премьер-министр Канады подчеркнул, что «это призвано укрепить канадский суверенитет в Арктике». Контингент располагающихся в регионе пограничников тоже будет увеличен на 900 человек.
            На границе между Данией и Канадой может разгореться первый «нецивилизованный» конфликт приарктических государств. Вот уже три десятка лет эти страны не могут поделить крошечный каменистый остров Ханса (Туркупалук), расположенный во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. До сих пор шла «флажная война». Экспедиции Дании и Канады по очереди водружали свои стяги на острове Ханса. Однако в последние годы конфликт обострился. Канада провела в районе острова военные маневры, глава Министерства обороны этой страны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест Копенгагена. Дания уже выслала к острову патрульный арктический катер «Тулугак», который должен обозначить военное присутствие королевских ВМС в регионе.
            США дислоцируют на Аляске 24 тыс. военнослужащих, три базы армии (сухопутных войск) и три – ВВС, а также несколько объектов береговой охраны. Однако считается что этих сил и возможностей недостаточно. Их ледокольный флот насчитывает три корабля, входящие в состав 13-го округа береговой охраны и базирующиеся в Сиэтле (штат Вашингтон): «Хили» и два типа «Полар». Согласно бюджету на 2008 год на нужды береговой охраны планируется выделить 8,726 млрд. долл., 100 млн. из которых предназначаются для обслуживания и обеспечения деятельности полярных ледоколов. Предусмотрено увеличение численности береговой охраны с нынешних 40,05 тыс. до 45 тыс. человек.
            Российская Федерация претендует в Арктике площадь около 1,2 миллиона квадратных километров за пределами экономической зоны с прогнозным запасом углеводородов около 10 миллиардов тонн условного топлива22.
            Колонизация, процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель.
            Конечно, массового заселения Арктики не будет. Климат не тот. А будет это процесс происходить, скорей всего следующим образом.
            1. Каждая из сторон постарается занять как можно большую территорию.
            2. Начнется массовое строительство ледоколов.
            3. Будут созданы военные базы (как морские, так и сухопутные).
            4. Будут создаваться гражданские поселения в ограниченных количествах.
            5. Начнется освоение доступных недр. (Нефтяные компании уже размышляют о технических сложностях, сопряженных с индустриализацией одного из крупнейших нетронутых и необитаемых регионов планеты.)
            Сложная задача требует огромных ресурсов. Однако всё себя окупит со временем и задача эта технически скорей всего вполне достижима.
            В Арктики есть и коренное население здесь живут эскимосы, лапландцы, ненцы, чукчи и др. сев. народы; традиционно они занимаются оленеводством и морским промыслом. Конечно, вековой быт этих людей будет нарушен в результате колонизации, но кого это интересует когда на кону стоит такой приз.
            Таким образом, мы можем сделать вывод, что на сегодняшний день, на военный конфликт, конечно, никто не пойдёт, однако противостояние разведок значительно усилиться. Вся эта ситуация сильно осложнит международную обстановку и приведёт к ещё большей конфронтации между Россией и Западом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 План действий  Арктического совета  по устойчивому  развитию и Национальный  план действий  по защите морской  среды от антропогенного  загрязнения в  арктическом регионе
            Арктический совет – международная межправительственная региональная организация приполярных государств, созданная по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. Совет учрежден 19 сентября 1996 года в Оттаве представителями восьми государств: Данией, Исландией, Канадой, Норвегией, Россией, США, Финляндией и Швецией на основании Декларации об учреждении Арктического Совета23.
            Цели организации – координация деятельности стран-участниц договора в арктическом регионе, осуществление многосторонних проектов в различных областях, охрана окружающей среды в регионе, культурная и социальная поддержка народов Севера.  
Постоянными участниками Арктического Совета являются также Международная ассоциация алеутов, Арктический совет атабасков, Циркумполярная конференция инуитов, Совет саамов, Международный совет гвичинов и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.  
            Совет собирается на сессии на уровне министров раз в два года. Текущими вопросами деятельности и подготовкой сессий занимается рабочий орган – Комитет старших должностных лиц, который проводит заседания два раза в год. Председатель и секретариат Совета избираются на два года поочередно из числа стран-участниц соглашения.  
Россия председательствовала в Арктическом совете в 2004-2006 годах. Вклад, который наша страна внесла в развитие этой организации в ходе председательства, во многом связан с акцентированием экономического аспекта взаимодействия государств в Арктике. И это неудивительно, учитывая, что Россия ведет активную разработку полезных ископаемых в арктической зоне. Достаточно сказать, что здесь сконцентрирована добыча не менее 90% природного газа РФ.

             В основу российских предложений положены как международные, так и национальные документы, такие как:
            - Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации в июле 2001 года), в соответствии с которой защита и сохранение морской среды указаны в числе российских национальных интересов;
            - Федеральная целевая программа «Мировой океан» (утверждена Правительством Российской Федерации в 1998 году);
            - Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения в арктическом регионе Российской Федерации - НПД-Арктика (разработан и утвержден 8 сентября 2001 г. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации).
            Федеральная целевая программа «Мировой океан» является основным программным документом федерального уровня в области морской деятельности в Российской Федерации. Программа рассчитана до 2012 года. В настоящее время выполняется второй её этап, охватывающий 2003-2007 годы. Программа содержит следующие подпрограммы:
            - освоение и использование Арктики;
            - минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики;
            - использование биологических ресурсов Мирового океана;
            - исследование природы Мирового океана;
            - транспортные коммуникации России в Мировом океане;
            - создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане и другие, всего десять подпрограмм.
            Государственным заказчиком программы «Мировой океан» и координатором выполнения всех подпрограмм по решению Правительства определено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.            
НПД-Арктика  разработан на базе утвержденных Правительством Российской Федерации заданий, предусмотренных федеральной целевой программой «Мировой океан», прежде всего, её подпрограммы «Освоение и использование Арктики». Необходимость разработки НПД-Арктика обусловлена внутренними и внешними причинами. Основные внутренние причины:
             - существуют локальные зоны значительного загрязнения арктических морей России;
            - российской Арктике, в отличие от других стран, многие годы проводится интенсивная хозяйственная деятельность, прогнозируется её дальнейшее расширение, в том числе на континентальном шельфе, что создает опасность увеличения загрязнения арктических морей;
            - процессы самоочищения вод в Арктике крайне замедленны;
            - загрязнение вод оказывает вредное воздействие на морские биологические ресурсы, которые являются основным источником питания  коренных и других местных жителей арктических районов. Вследствие этого опасности подвергается здоровье людей.
            К числу главных внешних (международных) причин, вызвавших необходимость принятия НПД-Арктика, можно отнести следующие:
            - в результате трансграничного переноса загрязняющих веществ загрязнение арктических морей России может оказать отрицательное влияние на соседние и даже отдаленные страны и континенты. В свою очередь, загрязняющие вещества, источники которых находятся на значительном удалении от России, аккумулируются в российской Арктик;
            - состояние загрязнения арктических морей и всей Арктики является предметом серьезной озабоченности Арктического совета, в рамках которого действуют несколько рабочих групп по различным аспектам состояния окружающей среды, а также приняты Региональная программа действий по защите арктической морской среды от наземных видов деятельности (РПД) и   План действий по устранению загрязнения Арктики (АКАП). Российский НПД-Арктика является нашим национальным вкладом в реализацию РПД и АКАП. Через эти региональные программы Россия также внесет свой вклад в Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности (ГПД).
            Цель НПД-Арктика состоит в разработке и реализации эффективных мер по защите населения и биосферы от антропогенного загрязнения в морской, шельфовой и береговой зонах Арктики и на сопредельных территориях. Для достижения этой цели предусматривается осуществить меры по следующим пяти направлениям деятельности:
    развитие системы мониторинга и оценки состояния загрязнения российской Арктики;
    совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов;
    разработка и реализация инвестиционных проектов;
    организационно-технические мероприятия (подготовка кадров, охрана здоровья, развитие сети особо охраняемых природных территорий);
    развитие международного сотрудничества.
            Разработка российского НПД-Арктика осуществлялась в тесном взаимодействии и при поддержке Арктического совета, особенно Рабочей группы ПАМЕ. На министерской сессии Арктического совета в Инари (Финляндия) в октябре 2002 года министры восьми арктических приветствовали принятие НПД-Арктика и призвали к оказанию ему двусторонней и многосторонней финансовой поддержки. На межправительственной конференции с участием более 100 государств, проходившей в ноябре 2001 года в Монреале, НПД-Арктика был приведен в качестве примера успешного подхода к реализации ГПД в конкретном арктическом регионе.
            Международное признание российского НПД-Арктика и его роли в предотвращении и устранении загрязнения окружающей среды циркумполярного региона и в глобальных масштабах послужили основанием для подачи заявки Российской Федерации в Глобальный экологический фонд (ГЭФ) на поддержку НПД-Арктика. В декабре 2001 года Совет ГЭФ одобрил эту заявку. Согласно правилам ГЭФ, реализация одобренной заявки осуществляется на основе Проектного документа. Соответствующий Проектный документ был разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Консультативным комитетом по защите морей и ЮНЕП и подписан 20 августа 2003 года нашим Министерством и Отделением ООН в Найроби.
            Общая стоимость Проекта ГЭФ по поддержке НПД-Арктика составляет около 30 млн. долл. США в течение пяти лет его реализации. Третью часть этой суммы предоставляет ГЭФ, ещё одну треть обеспечит Российская Федерация (в денежной и неденежной форме) и оставшуюся треть – двусторонние доноры. На данный момент подтвердили согласие на софинансирование Проекта ГЭФ США, Канада, Исландия, Италия, МОК ЮНЕСКО, Секретариат ГПД, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (спонсируемая Данией). Сообщили о своей заинтересованности в Проекте ГЭФ и готовности поддержать его Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Финансовая корпорация НЕФКО и Экологическое партнерство Северного измерения, переговоры с которыми продолжаются.
            Проектом ГЭФ предусмотрено выполнение работ по следующим главным направлениям:
    Разработка Стратегической программы действий (СПД).
            В течение 18 месяцев будет разработана, согласована и утверждена СПД, содержащая конкретные целенаправленные меры и их расчетную стоимость по приоритетным проблемам борьбы с загрязнением российской Арктики, возникающим за счет источников, находящихся на территории Российской Федерации.
    Прединвестиционные исследования.
            Цель этих исследований состоит в определении оптимального пакета инвестиционных проектов, направленных на устранение загрязнения российской Арктики. Предыдущими исследованиями было выявлено значительное количество так называемых «горячих точек». Проект ГЭФ позволит выбрать из них 8-10 горячих точек, где вложение средств даст максимальный экологический, экономический и политический эффект. Срок выполнения прединвестиционных исследований – с 4 по 33 месяц по календарному плану.
    Совершенствование системы охраны окружающей среды
            Выполняется после утверждения СПД и является начальным этапом ее реализации. Включает три самостоятельные компонента:
      разработку законопроектов и проектов нормативных документов в области охраны окружающей среды в Арктике;
         3.2 разработку согласованных предложений по уточнению ответственности и функций органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды в Арктике;
         3.3 оценку потребности в технических ресурсах, кадрах, информационном и организационном обеспечении для осуществления СПД.
       4. Три демонстрационных проекта
            Общая цель проектов – демонстрация возможностей распространения имеющегося опыта в решении природоохранных проблем на другие районы Российской Федерации, арктические и неарктические государства.
4.1. Проект  «Экологический ко-менеджмент ресурсодобывающих  компаний и коренных малочисленных  народов Севера». 
Цель  проекта – демонстрация возможностей достижения баланса интересов органов  исполнительной власти, ресурсодобывающих компаний и коренных малочисленных народов в управлении охраной окружающей среды.
4.2. Проект  «Очистка морских вод от загрязнения  с использованием бурых водорослей». 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.