На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Контроль одна из функций управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   
Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное  учреждение 

 «Чувашский  государственный университет им.И.Н.Ульянова»
Факультет  экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 
 

Дисциплина: « Теория управления» 
 
 
 
 

Курсовая работа
на тему:
  «Контроль – одна  из функций управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                           студентка группы ФЭМ -61-10
                                                                Иванова Марина Алексеевна
Научный руководитель:                     ассистент
                                                               Литвинова Валентина Владимировна                                                                 
                                               
                                                                                 
Чебоксары 2011г 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3
  Глава 1. Теоретические и методологические основы контроля.
             1.1 Сущность контроля…………………………………………...5-12
            1.2 Контролирующая функция менеджера……………………...12-17
             1.3 Этапы проведения контроля  на организации……………….17-21
     Глава 2.  Функция контроля в деятельности магазина «Пятерочка»
            2.1 Общая характеристика магазина «Пятерочка»……………..22-23
             2.2 Анализ системы контроля магазина «Пятерочка»………….23-28
  Глава 3. Мероприятия по совершенствованию системы контроля в магазине «Пятерочка»……………………………………………………….28-30
  Заключение………………………………………………………………..31-32
  Список  литературы……………………………………………………….33-34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Контроль - это вид управленческой деятельности, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов  работы организации. Выделяют два направления контроля:
  - контроль для оценки полученного результата;
  - контроль для принятия мер  по корректировке существенных  отклонений от плана, либо корректировке  самого плана.
  Именно  поэтому контроль - одна из ведущих  функций управления после постановки цели. Если не выработана цель, то и  нечего контролировать. В связи с этим контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
  В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем управление, или  менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения. Множество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.
  Внутренний  контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений. Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
   Цель данной курсовой работы - как освещение отдельных вопросов контроля, так и формирование представления о нем как об одной из сторон системы управления.
    Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-дать понятие «контроль»;
-выделить особенности контроля;
-описать процесс контроля;
-изучить поведенческие аспекты контроля в организации;
-дать представление об управленческом контроле как важнейшей составной части понятия управления.
   Объект исследования - система контроля в магазине « Пятерочка». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Теоретические  и методологические основы контроля.
  1.1 Сущность контроля. 

       В условиях современной действительности успех деятельности предприятия полностью зависит от выполнения поставленных перед ним целей, его финансово-экономической устойчивости, а также от положения предприятия среди конкурентов на рынке. Обеспечение выполнения перечисленных требований является основной задачей управления предприятием.
 Контроль - это важнейшая функция менеджмента, позволяющая организации действительно достичь запланированных целей. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
  Процесс управления предприятием был впервые разделен на этапы Анри Файолем в 1914г. и в настоящее время включает следующие основные стадии: планирование, организация, мотивация и контроль.
    Планирование на предприятии  необходимо для того, чтобы сформировать  основные цели и определить пути их достижения, организация – оптимально распределить работу среди подчиненных, мотивация – создать условия и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании, а контроль – оценить реальность поставленных целей и выяснить, каких результатов предприятие смогло достичь. Таким образом, процесс управления предприятием подразумевает, что функции контроля и планирования взаимосвязаны – благодаря контролю пересматриваются цели организации.
  Содержание  функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организации, мотивации). В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивации.
  Тесная  связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.
     Выделяют следующие виды контроля:
    Предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок);
   Текущий контроль. Осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы. Для осуществления контроля аппарату управления необходима обратная связь;
   Заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
  Субъекты  и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях. Субъектами контроля являются люди, социальные институты, государство.                            Различаются следующие виды контроля, где субъектом выступает человек: операторский, самоконтроль, профессиональный, рабочий, диспетчерский, ревизорский и др. Примерами контроля, где субъектами выступают группы людей, могут быть: семейный контроль, групповой контроль, классовый контроль, социальный контроль и др. К видам контроля, где субъектом выступают организации с участием человека, относятся государственный, общественный, контроль отдела технического контроля, таможенный контроль и др.
      По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объекта контроля, т. е. контролирующих и контролируемых органов, организаций, людей, групп, различают контроль внутренний и внешний, общий или частный, линейный, функциональный или операционный.
       Линейный контроль осуществляется директором предприятия, объединения или начальником промышленного объединения по отношению к предприятию, объединению, входящему в состав ВПО. В первом случае субъект контроля является внутренним, а во втором — внешним. Эти субъекты решают общую задачу контроля - контролируемость состояния и поведения предприятия в целом.
    Функциональному контролю подвергается не все состояние предприятия, а только некоторая группа характеристик. Он осуществляется, например, главным экономистом. Санэпидстанция, являющаяся внешним субъектом контроля по отношению к данному предприятию, также может провести функциональный контроль частного характера.
      Операционный контроль — контроль только одной какой-либо характеристики состояния и поведения предприятия, например, соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы.
  Наиболее  развитым типом контроля является линейный , менее развитым — функциональный, элементарным — операционный. Меру развитости типа контроля определяет и использование в нем других типов контроля.
  Контроль  деятельности предприятия должен осуществляется посредством выявления отклонений между фактическими показателями и  плановыми. Формирование плановых показателей деятельности предприятия – это основная функция бюджетирования (бюджетного планирования)
  Правильно организованный контроль позволяет  не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и  вовремя принять меры к их устранению. Четкое следование вышеперечисленным этапам позволяет правильно организовать систему контроля деятельности предприятия. Контроль направлен на постоянное совершенствование деятельности предприятия, что является необходимостью современных предприятий.
  Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.
  Основными причинами необходимости контроля являются:
  - неопределенность, сложность и динамичность  среды;
  - предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред;
  - поддержание успеха путем сопоставления  фактических результатов и плановых  показателей и оценки темпа  продвижения предприятия к намеченным целям. Содержание функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организовывания, мотивирования). В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивирования. 

  Тесная  связь контрольной функции с  функцией планирования проявляется  в формулировании целей и контрольных  показателей, которые фиксируются  в соответствующих планах, а также  в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный. 

  Связь контроля с функцией организовывания  прослеживается в решении проблемы централизации - децентрализации и установлении субъекта и объекта контроля. Чем выше нестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации по разным уровням иерархии.
   Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.
   Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера- Лоулера, являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля. 

  Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и  внутренней среды - залог успеха функционирования организации.
  Результаты  контроля являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля.
  Эффективно  организованный контроль прежде всего  ориентирован на решение как стратегических задач, так и оперативных вопросов. Такой контроль предусматривает: 

  соответствие  делу. Нет смысла в контроле, если его инструментарий не дает возможности  адекватно отражать, анализировать, сопоставлять фактическое состояние  дела с желаемым и необходимым  состоянием;
  своевременность. Поздно осуществлять какие-то корректирующие воздействия, если действие уже закончилось (поезд ушел);
  стратегический  характер. Целесообразно контролировать достижение стратегических, а не промежуточных  целей;
  ориентация  на результат. Важно проконтролировать результат выполнения работы, а не момент прихода на рабочее место после обеденного перерыва; проверить качество отчета, подготовленного сотрудником, а не качество зачинки им карандашей на его рабочем месте;
       гибкость. Необходимо корректировать процедуры контроля и набор контролируемых параметров в зависимости от меняющейся ситуации. Если непредвиденное можно спрогнозировать, то контроль становится ненужным;
    простота. Усложненные процедуры контроля, как правило, приводят к тому, что тормозится выполнение других управленческих функций. Целесообразно контролировать лишь несколько ключевых показателей, но делать это систематически и эффективно;
    экономичность. Затраты на контроль должны быть соизмеримы с другими видами затрат. Контроль не должен становиться абсолютно доминирующей функцией управления. 

  Важно отметить, что одной из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение людьми определенных ограничении, регулирующих поведение. Причины такого отношения различны, оно может быть привычной нравственной нормой, традицией, может вытекать из преследования каких-то собственных интересов и т. п. Например, М. Вебер считал, что люди добровольно соблюдают определенные ограничения свободы действий, потому что верят в легитимность существующей системы власти. Применительно к контролю - в легитимность управ­ляющей системы, субъекта управления. Без добровольного со­блюдения ограничений масштаб и интенсивность контроля могут стать невыполнимыми (расширятся до такого состояния, что за самими контролерами нужен будет контроль).
    Отметим еще одну сущностную черту контроля: он органически неотделим от ответственности. Это две стороны одной медали, которые существуют взаимосвязанно, дополняя и укрепляя друг друга. Властная составляющая контроля действует таким образом, что ответственность человека за социальные и материальные последствия своих действий из сферы чисто нравственной переходит в сферу административную, правовую. Иначе говоря, контроль с системой санкций, внешней принудительной регуляцией ответственности выполняет функцию охраны и зашиты от своеволия и злоупотреблений.
    В связи с этим контроль может быть как позитивным явлением социально-экономической жизни, так и негативным. Негативный контроль сводится лишь к обнаружению нарушений, ошибок и к требованию их исправить. Позитивно организованный контроль - это, по сути дела, система контрольной деятельности, направленная на профилактику возможных отклонений от параметров управленческого решения.
     Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что трактовка понятия «контроль в управлении» или (что одно и то же) контроля как функции управления представлена в нескольких аспектах. 

  1.        Контроль - это властное целенаправленное  воздействие одних людей на  поведение других для того, чтобы убедиться в правильности чего-либо. 

  2.        Контроль - это процесс проверки  и сопоставления фактических  результатов с заданными параметрами.  

  3. Контроль — это процесс, при  помощи которого субъект управления  определяет, правильны ли его  решения и не нуждаются ли они в известной корректировке. 

  4. Контроль — важная составляющая  управленческого воздействия (сознательного,  продуманного, преднамеренного и  зафиксированного в соответствующих  правовых и других нормативных  установлениях, обязательных для  исполнения) на людей через специально созданные структуры, институты. 

  5. Контроль — неотъемлемая составляющая  процесса принятия и реализации  управленческих решений (от его  начала и до завершения). 

  6.        Контроль и оперативное информирование (по принципу
  обратной  связи) — составная часть управленческой деятельности,
  которая помогает исполнять управленческие решения.
  Типы, методы и виды контроля разнообразны. Знание их классификаций позволяет  выбрать и осуществить такой  контроль, который будет эффективным и оптимальным в отношении поставленной цели, сложившиеся ситуации и имеющихся возможностей. 

1.2 Контролирующая функция  менеджера. 

  Само  название «менеджер» содержит в себе информацию относительно управленческих функций данного сотрудника. Разумеется, в обязанности управляющего входит необходимость контролировать деятельность работников. Именно на контролирующие функции менеджера следует обратить особое внимание.
  Очевидно, что контроль за выполнением работы сотрудников подразумевает определенное знание процесса работы и обязанностей каждого отдельного человека. Разумеется, в любой организации существуют свои особенности работы, поэтому менеджер, даже обладающий высокой квалификацией, обязан постоянно совершенствовать свои знания, чтобы быть в курсе основных событий.
  Только  обладая определенной информацией, менеджер может контролировать работу персонала. Эта информация касается как отдельных моментов, влияющих на процесс работы, так и ситуации в целом, которая способна нарушить или улучшить ситуацию на производстве.
  Менеджеру недостаточно поверхностных знаний о процессе работы. Для регулярных отчетов перед руководством нужна  не просто осведомленность о повседневном течении дел, а достоверные сведения, подкрепленные фактами и комментариями. Контроль за работой сотрудников включает в себя внимательное отношение к дисциплине и режиму работы. В обязанности менеджера входит наблюдение за установленным на предприятии распорядком. Дисциплина сама по себе представляется необходимым, но далеко не единственным условием, требуемым для оптимальной работы сотрудников. Одной из первоочередных задач менеджера является поддержание дисциплины и установленного режима на предприятии. Но этого явно недостаточно, требуется намного более сложный контроль, способный привести к созданию нормальной рабочей атмосферы ворганизации. Менеджер является связующим звеном между руководством и рядовыми работниками, в связи с этим поведение и все действия менеджера должны быть детально продуманы и подчинены необходимости поддержания нормальной обстановки в коллективе.
  Контролирующие  функции менеджера предполагают высокие требования, которые он должен предъявлять к сотрудникам. Разумеется, эти требования должны соответствовать  намерениям вышестоящего руководства. И задача менеджера – добиться их точного соблюдения. Управление и контроль – понятия взаимосвязанные. Результатом правильно организованного управления является хорошо отлаженная работа персонала. Но вместе с тем работа менеджера должна быть настолько гибкой, насколько это возможно. В работе с персоналом менеджеру следует придерживаться точного соблюдения требований администрации. В ином случае неизбежно могут начаться проблемы с коллективом, который воспримет контролирующие функции менеджера как нарушение своих прав1.
  В обязанности менеджера входит не только контроль за работой сотрудников, но и наблюдение за своевременным осуществлением различных контрактов и сделок. Это подразумевает, что менеджер должен быть в курсе дел относительно взаимодействия организации с деловыми партнерами, результатов и перспектив на будущее как самого предприятия, так и его союзников и конкурентов. Каждая удачная сделка – это гарантия успеха и стабильности положения организации, так что следует придерживаться намеченной позиции.
  Менеджерскому составу нужно осознавать все аспекты проблемы плодотворного сотрудничества с другими организациями. Поэтому менеджеру необходимо разбираться в том, насколько прочным является финансовое положение других предприятий, с которыми предполагается заключить контракт о долговременном сотрудничестве. Разумеется, один сотрудник, даже будучи в высшей степени квалифицированным и опытным менеджером, не в состоянии взять на себя ответственность за благополучный исход того или иного контракта. В данном случае специалист может только проконтролировать соблюдение точных условий, являющихся гарантом надежности взаимовыгодного сотрудничества.
  Менеджер  вправе отслеживать любую информацию относительно новых достижений в  сфере деятельности своего предприятия. Необходимые знания способствуют укреплению предприятия, обеспечивают достижение поставленных целей. Управленческому персоналу необходимо обладать самыми различными навыками в различных областях деятельности своего предприятия или организации. Подобный универсализм позволит менеджеру вовремя оценить сложившуюся ситуацию на основе полученной информации.
  Контролирующие  функции менеджера предполагают осторожную работу с любыми источниками  информации, то есть тщательную проверку их надежности. Осуществление контроля над любыми сферами деятельности – дело, требующее особого внимания. В ином случае можно допустить немало ошибок, которые впоследствии негативным образом скажутся на ведении дел.
  Говоря  о контролирующих функциях менеджера, нельзя не упомянуть о своевременности  действий, направленных на решение различных вопросов относительно приема и увольнения сотрудников. В идеале коллектив должен состоять из сотрудников, заинтересованных в своей работе. Но на практике дело зачастую обстоит несколько иначе.
  Задача  менеджера, ответственного за работу персонала, - вовремя выявить существующие нарушения в работе персонала и сделать все возможное, чтобы ситуация в корне изменилась. Но в то же время менеджер самостоятельно не вправе решать вопросы, связанные с увольнением бесперспективных сотрудников и переводом их на другую должность. Такие вопросы решаются только с участием руководства2.
  Менеджер  не должен ставить на первое место  свои личные амбиции, так как это  может противоречить интересам  целой организации. Рабочий коллектив  всего предприятия представляется единым организмом, нормальное функционирование которого может привести к наиболее удачным результатам. Поэтому менеджеры среднего и высшего звена несут ответственность за обеспечение нормальной работы.
  В функции менеджера включается постоянный контроль за соблюдением различных факторов, способствующих нормальной деятельности. Иначе говоря, менеджер обязан следить не только за работой сотрудников, но и за условиями, которые создаются на рабочих местах. Необходимо вовремя выявить различные нарушения, чтобы при содействии руководства вовремя решить существующие вопросы.
  Одной из немаловажных проблем, самым непосредственным образом относящейся к функциям менеджера, является необходимость  контролировать сохранение в тайне  основных принципов и методов  работы. В любой области деятельность велика вероятность конкуренции; соответственно, организация должна быть уверена, что все новейшие разработки не станут достоянием конкурирующих лиц. Утечка информации может быть прямым следствием самых различных причин, и задача менеджерского состава – своевременное выяснение и устранение подобных факторов.
  Вообще, контролирующие функции менеджера  распространяются на самые различные  сферы деятельности. Соответственно, менеджеру следует разбираться  в тонкостях юриспруденции, экономики, налогового управления, а также социальных отраслей психологии. В каждодневной работе неоднократно возникает необходимость контроля за точностью юридических документов, и соответственно, менеджер должен быть в состоянии проверить, соответствуют ли определенные документы существующим стандартам. Подобные действия менеджера, разумеется, не означает необходимости взять на себя обязанности юристов. Разумеется, каждый сотрудник должен тщательным образом выполнять свою работу. Но контроль за качеством исполнения той или иной деятельности возлагается на менеджерский персонал. То же самое касается решения вопросов, связанных непосредственно с экономикой. Даже если специалисты в данной отрасли имеют самую высокую квалификацию и опыт работы, менеджер должен быть в состоянии провести определенную проверку3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.