На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Экономика социально-культурной сферы"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Вопросы к экзамену по курсу  «Экономика социально-культурной сферы»
1. Место СКС в  структуре национальной  экономики
    Социально-культурная сфера: Здравоохранение; Культура; Наука; Образование; Средства массовой информации; Физкультура и спорт.
    Работа  о духовном и физическом здоровье трудящихся и членов их семей, организация детского оздоровительного отдыха традиционно входят в сферу деятельности социально-культурной сферы.
    Социальная  сфера как подсистема общественного  организма характеризуется специфическими процессами взаимодействия и воспроизводства человека, личности, социальных групп, населения в целом; особого вида отношениями, складывающимися по поводу воспроизводства человеческого потенциала и распределения социальной справедливости в обществе; осуществляет только ей свойственные функции дифференциации и оформления социальных групп.
    Социальная  сфера (экономико-управленческий аспект) - совокупность отраслей, программ и  мероприятий, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния и улучшения качества жизни населения. Реализуется социальная сфера через оказание социальных услуг, обеспечение социальных гарантий, льгот и выплат.
    Социальные  нормы - единые или групповые для  однородных территорий меры удовлетворения социальных потребностей населения, таких как обеспеченность населения учреждениями социально-культурной сферы, их услугами, обеспеченность работников этих учреждений ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.
    Социальные  отношения - вид универсальных общественных отношений, развивающихся на основе взаимодействия личностных, межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого человека, степени общности и отличия граждан по роду занятий, политическим симпатиям, этнической принадлежности, имущественному положению и иным сущностным факторам. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, представляющая собой производную от равенства возможностей для реализации своего потенциала всеми членами общества.
    Социальный  стандарт - нормы, правила, характеристики, разработанные на основе согласия по существенным вопросам социальной политики между большинством заинтересованных сторон, принятые, утвержденные соответствующим  органом. Социальные стандарты отражают уровень удовлетворения совокупности социальных потребностей населения, поэтому по уровням могут дифференцироваться на минимальный, средний, рациональный.
    В соответствии с выполняемыми функциями  все отрасли СКС классифицируются на 3 большие группы: а)Отрасли, обеспечивающие процесс воспроизводства материальных и нематериальных благ: жилищно-комунальное хозяйство; наука; б)Отрасли направленные на развитие способностей человека, поддержание его здоровья, удовлетворение его культурных и духовных потребностей: бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения; здравоохранение; социальное обеспечение; туризм; культура и искусство; с)Отрасли, удовлетворяющие потребности общества в целом: управление и планирования и народного хозяйства; отрасли, обеспечивающие безопасность государства; обеспечение охраны собственности. 

2. Культура как система  духовного производства (специфика  продукта)
    В отечественной культурологии основными  являются следующие определения:
    культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественно- экономическую" (Н. Данилевский);
    В современной культурологии есть несколько школ, направлений, течений. Понятие "культура" трактуется в зависимости от специфики подхода к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры:
    а) символическая школа. Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.
    б) натуралистическая школа. Представители  этого направления пытаются объяснить  особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.
    в) психологическая школа. С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.
    г) социологическая школа. Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.
    г) аксиологическая школа. Это направление  является самым распространенным в  культурологии. Не случайно чаще всего  можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах Канта. Широкое использование этого понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.
    Структура культуры. Основными сферами человеческой деятельности являются материальное и  духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и  духовную культуру. Важнейший элемент материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а также плоды сельскохозяйственного и промышленного производства. В материальную входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Духовная культура существует в двух формах: в форме духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д.
    Художественная  культура - это особая целостная  культура: в ней органически соединяется  материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов.
    Культура  включает в себя три вида элементов:
    1. Понятия (концепты). Они содержатся  главным образом в языке и  помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.
    2. Отношения. Культура в действительности  не только описывает при помощи  понятий то, из чего состоит  мир, но и содержит определенные  представления, как эти составные  части связаны друг с другом  в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями, как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
    3. Ценности. Этот элемент культуры  представляет собой разделяемые  всеми убеждения относительно  целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных  доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет. Функции культуры.
    Многоплановая разноуровневая структура позволяет  ей осуществить ряд функций:
    1. Аккумуляция родового опыта.
    2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы общественного  сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину  познания и освоения мира, а  также уровень навыков и умений  людей. 
    3. Функция исторического обмена, передачи социального опыта Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.
    4. Коммуникативная функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает, прежде всего, выступает язык.
    5. Культура выполняет регулятивную и нормативную функцию. Здесь она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.
    6. Сигнификативная функция культуры - это ее способность создавать  целостные, осмысленные представления  о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия - это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.
    7. Функция "психологической разрядки" - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы  разрядки - это праздники и ритуалы.  В праздничные дни люди не  работают, не соблюдают будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.
    8. Главной функцией является гуманистическая  функция. 
    Культура  облагораживает человека, делает его  личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем. 

3. Экономическая природа и характер экономических отношений в СКС
    Расходы из государственного бюджета на здравоохранение, образование, культуру, искусство и  средства массовой информации в 2004г. составили  в сопоставимом выражении 65% от величины этих ассигнований в 2001г. Сеть государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры за эти годы не уменьшилась, а наоборот возросла за счет передачи в муниципальную собственность ведомственных объектов социальной инфраструктуры. Выделяемых государством средств недостаточно, чтобы обеспечить минимальные потребности государственных и муниципальных социально-культурных учреждений для предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи и образования. Главной проблемой для социально-культурной сферы в настоящее время является разрыв между унаследованными от эпохи социализма широкими обязательствами государства перед своими гражданами в области предоставления социальных услуг и реальным объемом их бюджетного финансирования. Сохранение этого разрыва обрекает эту сферу на дальнейшую деградацию.
    В предыдущие годы оплата труда в социально-культурной сфере оставалась на очень низком уровне в сравнении с другими  секторами экономики. В 2004г. темпы  роста начисленной заработной платы  в отраслях социально-культурной сферы были заметно выше, чем средние показатели по всем отраслям. Разрыв в уровне оплаты труда немного сократился, но оставался значительным.
    Именно  вложения в образование является важнейшим фактором обеспечения  экономического прорыва. И именно в  этом направлении Россия имеет очевидные преимущества, поскольку уровень и качество образования у нас превышают параметры стран с аналогичным уровнем экономического развития
     Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. Аналогия бюджетной дотации сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие минимум средств текущего содержания, поддержки деятельности учреждений. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам.
     Спонсорство – это целевые субсидии для  достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, возвратных или частично-возвратных платежей, закупок оборудования, инструментов, инвентаря, учреждении премий, стипендий, гонораров, призов и т.д.
     Патронаж  – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определенными правами и обязательствами.
     И, наконец, традиционным внебюджетным источником финансирования в СКС является собственная  коммерческая деятельность учреждения культуры. Важно подчеркнуть, что речь идет о четкой ориентации на потребности посетителей, на те виды деятельности, которые пользуются повышенным спросом. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.
     Уже из приведенного перечня возможных источников финансирования деятельности учреждений культуры возникают несколько очевидных вопросов, важных для практического менеджмента в сфере культуры. Во-первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием. Иначе говоря, что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что – только на основе бюджетного финансирования. Значит, во-вторых, это определение приоритетов для бюджетного финансирования: кому и что должно быть гарантировано в сфере культуры государством. В третьих, каким образом могут быть привлечены и аккумулированы («сшиты») средства из различных источников. 

4. Соотношение роли  государства и  рынка в формировании  финансово-экономического  механизма СКС
    С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга.
    Говоря  о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают  ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.
    Смыслообразующую  основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента  в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.
    Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно  взаимодействуют. Долгое время в нашей стране преобладали в социально-культурной сфере гипертрофированные административно-командные начала.
    В развивающуюся современную модель социально-культурной сферы все  активнее вписывается ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.
    В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.
    Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью  зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д. Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:
— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;
— диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокультурную среду;
— решение  досуговых и проблем методом  проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.
    Следует отметить, что характер предпринимательской  деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления  данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями — фондами, движениями, объединениями социальной защиты. Распространена практика формирования местных фондов социального и культурного строительства, образуемых за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан. Зарекомендовало себя создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.
    Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство, благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными признаками российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременный учет и глубокое понимание целей и позиций самого художника. При этом меценаты, распределяя пожертвования, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. В наши дни в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально необеспеченных отраслях, как культура, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и следствием демократизации социально-культурной политики. 

5. Государственная  социально-культурная  политика, ее задачи  и структура (социальная  справедливость, социальная  обеспеченность, социальная  дифференциация)
      Социальная  политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают: - социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также - культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.
      Государственная политика в области образования  основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного  и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно- общественный характер управления образованием.
Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.
    Стратегической  целью государственной социальной политики в интересах детей на период до 2010 года является создание необходимых  правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации на основе повышения уровня жизни населения и модернизации экономики в соответствии со Стратегией социально-экономического развития России на период до 2010 года.
    Приоритетными направлениями государственной  политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  до 2010 года являются:
    охрана  здоровья и содействие здоровому  образу жизни детей; обеспечение  качественного образования и  воспитания детей;
    улучшение экономических условий жизнедеятельности  детей; повышение эффективности  государственной системы поддержки  детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.
    На  первом этапе (2005-2006 годы) выполнения Основных направлений должны быть реализованы  в полном объеме конкретные параметры  улучшения жизнеобеспечения детей, заложенные в утвержденных и обеспеченных финансированием мероприятиях федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на основе Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008г).
    Социальная  справедливость - Обобщенная нравственная оценка общественных отношений, характеризующая как сами эти отношения в целом, так и отношение общества к индивиду; один из общечеловеческих социальных идеалов, принцип, конкретное содержание которого менялось на протяжении истории и отличается в различных социальных системах. В современных условиях осуществление принципа С.с. основывается на равенстве всех граждан перед законом, на создании правовых, политических и социально-экономических гарантий жизнедеятельности человека, на обеспечении высокого уровня его социальной защищенности; является одной из основных задач социальной политики государства
    Форма регулирования социальных процессов  в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального  планирования является оптимизация  процессов экономического и социального  развития, повышение социально-экономической эффективности.(Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова.-М., 2001)
    СОЦИАЛЬНАЯ  ПОМОЩЬ — забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. С.П. (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях. Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием.
    Дифференциация  социальная, расчленение социального  целого или его части на взаимосвязанные  элементы; Дифференциация обозначает как процесс расчленения, так  и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преимущественно формальные аспекты Дифференциация Теорию Дифференциация в конце 19 в. выдвинул английский философ Г. Спенсер, который заимствовал этот термин из биологии и провозгласил Дифференциация всеобщим законом эволюции материи от простого к сложному, проявляющуюся в обществе как разделение труда. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал Дифференциация в результате разделения труда как закон природы и связывал Дифференциация функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. Немецкий философ и социолог М. Вебер видел в Дифференциация следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Современная структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (американский социолог Т. Парсонс и др.) рассматривает Дифференциация как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о причинах и типах Дифференциация остаётся не решённым (см. Структурно-функциональный анализ).  

6. Виды собственности  в СКС
    Основные виды собственности: Индивидуальная, частная, кооперативная собственность; государственная, муниципальная, смешанная собственность, комбинированные формы.
    Собственность в экономическом смысле - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества. 
    Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом  лице. Но частная собственность, как  особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую). она отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у гос. института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.
    Развитие  процессов обобществления в индустриальном производстве ведет к нарастанию процесса анонимности собственности  и в специальных органах разного уровня. Параллельно происходит нарастающая социализация экономики. Поэтому некоторые черты государственной собственности как объективно необходимой формы обретают свою актуальность в уже обозримой перспективе. В области экологии и иных национально значимых сферах они приобретают практическую значимость и институциональный механизм реализации экологических, социальных и иных программ.
    Гос. собственность реализуется еще  в одном направлении. Обладая  экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т. д.) и перераспределяет их.
    Наряду  с государственной муниципальная  собственность является разновидностью публичной собственности. Верховным  распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов.
    Современная экономика характеризуется динамизмом, многообразием изменений экономических  отношений, форм и институтов. Применительно к собственности происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм. Внутри отдельных форм соединяются черты разных форм собственности. Например, внутри государственных предприятий могут образоваться структуры частнопредпринимательского и кооперативного характера, и в рамках государственных предприятий образуются черты различных форм собственности. Например, различные медицинские центры в государственных медицинских учреждениях функционируют на частных или кооперативных началах. Аналогичные структуры имеются и в государственных высших учебных заведениях. Или, например, колхозы и совхозы преобразованы в акционерные общества, но продолжают функционировать на кооперативных началах, вновь объединив выделенные работникам паи. 

7. Организационно-правовые  формы предприятий  СКС
    Гражданский кодекс Российской Федерации допускает  существование целого спектра форм предприятий:
    Хозяйственные товарищества и общества: Полное товарищество; Товарищество на вере; Общество с ограниченной ответственностью; Общество с дополнительной ответственностью; Акционерное общество; Открытое акционерное общество; Закрытое акционерное общество; Дочерние и зависимые общества.
    Производственные кооперативы
    Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    Некоммерческие организации; Потребительский кооператив; Общественные и религиозные организации (объединения); Фонды.
    Именно  акционерное общество является единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного комплекса, т.е. материально-вещественных, информационных и интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в виде процентов, именуемых дивидендами. В случае прекращения деятельности общества они вправе рассчитывать также на ликвидационную квоту - часть стоимости продаваемого имущества. Прямого вещного права на собственную часть имущества акционерного предприятия акционер не имеет.
    Таким образом, объекты права собственности  акционеров и акционерного общества не совпадают. Для акционеров в качестве таких объектов выступает стоимость капитала акционерного общества в виде денежной стоимости своей доли, тогда как все общество обладает правом собственности на физическую, вещную сущность всех ценностей, принадлежащих ему. Акционер вправе распоряжаться сам своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его представительских органов управления.
    Производственные кооперативы существующие в нашей стране, по своей сущности и организационно-правовой основе фактически близки к ООО.
    Различия  между кооперативами и обществами состоят в следующем:
    • при управлении кооперативом, в ходе работы его высшего органа управления (общего собрания) каждый член кооператива  имеет один голос независимо от размера  его имущественного взноса. Решающие голоса в обществе с ограниченной ответственностью распределяются между его членами пропорционально внесенным паям;
    • для кооперативов не устанавливается  зависимость дохода его членов от величины паевых взносов. Индивидуальные заработки членов кооператива определяются их трудовым вкладом и размером той части валового дохода, которая направляется на оплату труда. В то же время доход членов общества с ограниченной ответственностью напрямую связан с их паевыми взносами;
    • состав учредительных документов для  кооператива и общества различен.
    Унитарное предприятие (УП) — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В УП имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
    УП  имеют особенности, которые отличают их от других коммерческих организаций. Они, во-первых, создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно возникновение юридического лица и смешанной формы собственности. Во-вторых, собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него. УП в ходе предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью, которая, по существу, принадлежит другому субъекту.
    Имущество, закрепленное собственником за УП, формирует его уставный фонд, размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном документе; для УП это устав. В нем должны быть зафиксированы предмет, цели деятельности, фирменное название УП, указывающее собственника и определяющее принадлежность к государственному или муниципальному предприятию. Имущество может принадлежать УП на правах либо хозяйственного ведения, либо оперативного управления. 

8. Влияние малого  и среднего бизнеса  в СКС на экономическое положение рынка.
    Значение  малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.
    Все малые довольно быстро реагируют  на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта.
    Главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства  оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного  оборудования, слабость информационной базы. Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
    Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий  малого бизнеса оказывается в  не состоянии приступить к реальному  производству продукции. 

9. Коммерческие и  некоммерческие предприятия в СКС, их классификация
     Основными субъектами на рынке, осуществляющими  производство и реализацию услуг, выступают  отдельные предприниматели –  физические лица и предприятия –  юридические лица. Согласно статье 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     Юридическим лицом признается организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по всем своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности и т.д.
     Юр  лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
     Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Особенностью является то, здесь не проводится различия между капиталом (имуществом, которое приносит доход) и имуществом, используемым предпринимателем для личных нужд.
    Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий. Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия. Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.
    Сектор  государственных учреждений — совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций. Госвмешательство в ход экономической жизни, направляемой рынком, предполагает наличие некоторых ресурсов. В конечном счете, главный инструмент, находящийся в распоряжении государства, — это узаконенная власть, прежде всего, способность устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Если, например, государство берет на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать их эффективное использование. 
 

10. Финансовое планирование  деятельности предприятий СКС (финансовый план)
    Социально-экономический  механизм финансовой сферы (СЭМ ФС) представляет собой систему элементов и взаимосвязей, обеспечивающих функционирование и развитие финансовой сферы общества. Основной функцией этого механизма является  регулирование взаимодействия хозяйственных агентов в финансовой сфере. Субъектами выступают социальные группы, типы поведения которых могут служить основой для выделения рыночного сегмента.
    Система критериев  выделения (обособления)  элементов СЭМ ФС связана с наличием  у социальной группы характерных  и присущих только ей черт:
    специфического  экономического интереса, ценностей и норм экономического поведения;
    объема материальных,  информационных и  статусных ресурсов;
    стратегий экономического поведения;
    применяемых по отношению к группе систем принуждения;
    собственной функции в СЭМ ФС.
    СЭМ функционирует за счет взаимодействия выделенных элементов.
    Основное  предназначение управления финансами  предприятия и финансового планирования состоит в том, чтобы:
    обеспечить  рациональную сбалансированность активов (средств) и пассивов (источников финансирования) предприятия. Иначе говоря, обеспечить устойчивое и экономически оправданное  соответствие источников финансирования активам;
    сбалансировать  поступления и выплаты платежного оборота, т.е. обеспечить достаточность платежных средств для исполнения всех обязательств предприятия как по срокам. так и по величине.
    Текущие и капитальные активные операции [производственно-сбытовая деятельность, капиталовложения и капиталоизъятия] формируют потребность в объемах и характере финансирования [структуре и природе источников]. Задача финансового управления - обеспечить эти активные операции соответствующими им по природе и структуре источниками финансирования. Вторая из перечисленных выше задач теснейшим образом взаимосвязана с первой, С точки зрения текущей деятельности (текущих операции) в центре внимания управляющего финансами находится именно сбалансированность платежного оборота, но в основе ее - соответствие активов предприятия его обязательствам. Нельзя, невозможно правильно сформировать платежный оборот без баланса активов и пассивов и. в первую очередь, оборотных активов и текущих обязательств, и главным образом счетов к получению и счетов к оплате (дебиторской и кредиторской задолженности).
    "Двойное"  содержание финансового планирования (планирование активов и пассивов  и поступлений и платежей) отражает  то, что существует два объекта  финансирования: активы и операции.
    Целью управления финансами предприятия  является, в конечном счете, обеспечение и поддержание его финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе. Под финансовой устойчивостью предприятия в широком смысле понимается его способность функционировать, получая достаточную для собственного воспроизводства прибыль и своевременно выполняя все обязательства по платежам. 

11. Управление и финансирование  негосударственных  учреждений культуры 
    По  большому счету система межбюджетных отношений должна ориентироваться  на достижении экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности. Достичь всех этих целей, одновременно, наверное, сложно, но найти между ними определенных компромисс необходимо. Поэтому бюджетное выравнивание и направление финансовой поддержки должно предусматривать:
    распределение финансовой поддержки на текущую и инвестиционную;
    поэтапный переход к оценке объективных бюджетных потребностей районов на основе социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
    использование в формулах бюджетного выравнивания налогового потенциала территорий;
    усиление целевой направленности финансовой помощи.
    Правительство РФ разрабатывает программы развития культуры, исходя из культурной политики государства, намечает пути ее реализации и осуществляет целевое финансирование программ. Как известно, программы  рассматриваются и утверждаются в Государственной Думе. Там же ежегодно заслушивается отчет Правительства о ходе их выполнения.
    Представительная  исполнительная и судебная власти в  соответствии с Законом о культуре должны выступать гарантом прав и  свобод всех субъектов культурной деятельности в стране посредством законодательной деятельности, защищать права и свободы граждан в области культуры. При этом Государство должно пресекать посягательства на права и свободы в области культуры. Органы гос. власти и органы местного самоуправления не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и организаций культуры за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости, расовой дискриминации, религиозной, классовой нетерпимости, а также порнографии. В соответствии с законом о культуре запрет какой-либо культурной деятельности может быть реализован только судом (в случае нарушения законодательства).
    В целях обеспечения доступности  к культурной деятельности, к культурным ценностям и благам культуры всем гражданам страны органы государственной власти и местного самоуправления обязаны:
    поощрять  деятельность граждан по приобщению детей к творчеству, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
    создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и художественного образования, поддерживать учреждения и школы искусства, художественные студии, библиотеки, любительское искусство;
    стимулировать создание и деятельность государственных  и негосударственных организаций  культуры;
    осуществлять бюджетное финансирование государственных организаций культуры, принимать долевое участие в негосударственных организациях культуры;
    способствовать  развитию благотворительности в  области культуры;
    осуществлять  свой протекционизм в области  культуры;
    публиковать для сведения населения ежегодные данные о социокультурной ситуации.
    Все перечисленные обязанности Государства  в отношении овладения благами  культуры населением предусмотрены  российским законодательством. Проблемы культуры в том, что Государство, к сожалению, не выполняет все свои обязательства перед культурой. Многие граждане, в свою очередь, не знают своих прав на владение культурными ценностями по законодательству и не предъявляют элементарных требований к Государству по защите своих прав на приобщение к культурным ценностям. 

12. Источники финансирования  государственных  и муниципальных  учреждений СКС
    Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его  деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно законом о федеральном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование создаваемых ими подведомственных бюджетных учреждений.
    Основной  документ, который определяет общий  объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений, является смета доходов и расходов. Все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете.
    В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
    оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
    перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
    трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
    командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
    оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
    Данный  перечень является исчерпывающим, и  расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
    А также платные услуги являются дополнительными  источниками финансирования. В сфере здравоохранения еще и отчисления страховых компаний. 

13. Госбюджет, как  источник финансирования. Структура бюджетной  сферы РФ.
    Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
    Бюджетная система  России, как федеративного  государства состоит из трёх уровней:
    первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
    Совокупность  бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БКРФ). 

14. Смета доходов  и расходов бюджетного  учреждения СКС
    В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.
    Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем  главного распорядителя бюджетных  средств. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.
    Смета, 1) Смета бюджетных учреждений —  основной плановый документ для финансирования расходов учреждений и организаций из государственного бюджета. В СССР Смета бюджетных учреждений определяют объём, целевое направление и распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. При наличии у соответствующего учреждения каких-либо источников доходов поступления от них учитываются отдельно, и эти доходы, как правило, должны поступать в бюджет. Утвержденная вышестоящей организацией Смета представляет собой план финансирования учреждений и организаций, основание для расходования отпускаемых им из государственного бюджета средств с учётом выполнения планов развёртывания сети и укомплектования штатов и контингентов. См. также Бюджетное финансирование.
    2) Смета затрат на производство  — в СССР исчисление плановой  суммы затрат предприятия, объединения или отрасли народного хозяйства на производство всей продукции (без внутризаводского оборота) и оказание услуг. Определяет все затраты предприятия по элементам на производство продукции вне зависимости от их целевого производственного назначения и объекта, где они были произведены. Составляется на основе данных техпромфинплана предприятия; служит базой для составления финансового плана (определения потребностей в оборотных средствах, исчисления прибыли от производства продукции и т. д.). См. также в ст. Себестоимость продукции. 
 

15. Дополнительные источники  доходов бюджетных   учреждений СКС
    Часть национального дохода, направляемого  на расширение воспроизводства и  развитие материальной базы непроизводственной сферы, на прирост запасов и резервов в экономике страны. По материально-вещественному составу фонд накопления состоит из средств производства и предметов потребления. Основную долю в фонде накопления занимает промышленная продукция (машины, оборудование) и продукция строительства (здания, сооружения). Из сельскохозяйственной продукции в фонд накопления входит продукция выращивания скота (прирост стада), зерно (продовольственный резервный фонд), прирост многолетних насаждений. Стоимостными источниками фонда накопления являются конечные доходы предприятий, учреждений непроизводственной сферы и населения.
    ДОХОДЫ - важнейший экономический показатель работы предприятий, фирм и других организаций, отражающий их финансовые поступления  от всех видов деятельности.
    Основной  источник дополнительной прибыли - доходы от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, а полученные средства будут направлены на расходы этих организаций.
    Бюджетные учреждения занимают ведущее место  в системе некоммерческих организаций. Они создавались и создаются  органами государственной власти и муниципальных образований для выполнения социально-культурных, научно-исследовательских, управленческих и иных функций не коммерческого характера. Их деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов, на основе ежегодно утверждаемых им смет доходов и расходов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.