На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Унитаризм, федерация, конфедерация

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

 
    Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так  не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определении типа государства нам помогает такое  понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями  государства и целым государством, какие методы используются для осуществления  власти. Более полное представление  о форме конкретного государства  дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового  режима. На мой взгляд, наиболее важными  являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический  режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению  к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных  и других особенностей народов, проживающих  в этом государстве.
    Для рассмотрения в своей работе я выбрала понятие государственного устройства и трех его видов: унитарное, федеративное и конфедеративное. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и в настоящее время. Он не теряет интерес к себе не только среди исследователей правоведов и историков, но и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и нерешенными до сих пор вопросами деления государства по национальным или какими-то иным признакам и так далее.
    Больше  внимания в моей работе уделено федеративному  устройству и его проблемам. Это  не случайно. В настоящее время  федеративная система существует в  более чем двух десятках стран  мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и  больше половины территории всех стран  мира. Также это самая сложная  организация территориального устройства, требующая пристального внимания для  решения существующих в таких  государствах проблем. Поэтому сначала я рассмотрю унитарную форму как более простую, а затем уже федеративную и конфедеративную как более сложные формы.
    В своей работе я стараюсь рассматривать  вопросы не только с правовой и  теоретической стороны, но и проводить  какие-то исторические параллели и  аналогии, искать примеры и  ответы на некоторые вопросы в прошлом  нашей страны и других государств.
    Следует также отметить, что наряду с изучением  формы государства с позиций  теории государства и права в  юридической науке государственное  устройство, система власти излучаются более конкретно отраслевой наукой государственного (конституционного) права. Поэтому теория государства  и права, как и следует из её методологии, даст лишь самые основные, отправные положения, касающиеся формы  правления.
    При написании данной работы я поставила  перед собой цель рассмотреть более подробно такие формы территориальной организации государства, как унитаризм, федерация и конфедерация, их понятия, виды, а также особенности на примере конкретных стран.  

 

    I. Унитарное государство.
1.1. Понятие и признаки.  

    Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации  не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные  единицы (районы, области), которые подчиняются  центральным органам власти и  признаками государственного суверенитета не обладают.
    Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
    1. Унитарное государство предполагает  единые, общие для всей страны  высшие представительные, исполнительные  и судебные органы, которые осуществляют  руководство соответствующими местными  органами.
    На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.
    3. Составные части унитарного государства  (области, департаменты, округа, провинции,  графства) государственным суверенитетом  не обладают. Они не имеют своих  законодательных органов, самостоятельных  воинских формирований, внешнеполитических  органов и других атрибутов  государственности. В то же  время местные органы в унитарном  государстве обладают известной,  а иногда и значительной самостоятельностью.
    4. Унитарное государство, на территории  которого проживают небольшие  по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию. 
    5. Все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене. 
    6. Унитарное государство имеет  единые вооруженные силы, руководство  которыми осуществляется центральными  органами государственной власти.
    7. В подавляющем большинстве современных  унитарных государств основное  территориальное деление является  политико-административным. Наряду  с ним в ряде стран имеются  административно-территориальные единицы  как общего типа, где действуют  органы общей администрации, так  и специального где действуют  специализированные государственные  органы (судебные округа).
    Число ступеней политико-административного  деления зависит от численности  населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта  не жесткая: иногда в менее крупных  странах число ступеней больше, чем  в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.
    Как правило, унитарное государство  характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также  унитарная форма государственного устройства характерна государствам с  монархической формой правления.
    Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все  без исключения государственные  образования древности и средних  веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить  Римская империя, императорские  Китай и Япония, средневековые  европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения  и гуманизма, появилось немало прогрессивных  идей, что и привело к появлению  в области государственного строительства  многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных  государственных союзов.
    В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также  существует, но это явление не носит  столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная  форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных  административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления  права каждого народа на самоопределение  и самостоятельное государственное  строительство), а также для монархических  государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме  того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных  образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации  является государством с унитарной  формой правления.

1.2. Виды унитарных государств.

    С точки зрения организации публичной  власти унитарные государства можно  разделить на децентрализованные и  централизованные.
    В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение  полномочий между центральной властью  и территориальными единицами высшего  уровня. Это сближает их с федеративными  государствами.
    Различие  же с централизованными государствами  заключается в том, что они (централизованные) - это те государства, в которых  нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными  авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении  власти на местах принадлежит родоплеменным  вождям. Впрочем, сейчас редко можно  встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.
    В заключении следует отметить, что  в демократических государствах часто конституционно предусмотрены  определенные гарантии территориальной  целостности политико-административных единиц, особенно первичных городских  и сельских общин, равно как и  иные гарантии их административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший  объем, чем гарантии носителей государственной  автономии.
 

II. Федеративная форма государства.

2.1. Понятие, признаки, задачи и принципы  образования федерации.  

    Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких ранее самостоятельных  государственных образований в  одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет  свои особенности, которые определяются историческими условиями образования  конкретной федерации и, прежде всего  национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство. Например, можно рассмотреть Россию, в которой еще при Временном  правительстве предпринимались  первые серьезные попытки федерализации  обширных губерний и регионов. Уже 22 марта 1917 г. был заслушан доклад министра-председателя внутренних дел Г.Е. Львова о реформе местного управления России "на основе преобразования органов непосредственного государственного управления на местах в органы самоуправления и предоставления последним всей полноты государственной власти". Но федерализм юридически был закреплен после октябрьской революции 1917 г. в конституции РСФСР 1918г. В декабре она вместе с другими республиками (Украиной, Белоруссией и Закавказской федерацией) сформировала новое федеративное государство - СССР.
    По  мнению Хаффмана, федерализм - это такая  форма организации правительства, которая стремиться примирить региональное разнообразие с определенным уровнем  коллективного единства и делает это таким путем, при котором  региональные правительства играют вполне конкретную роль.1
    Я считаю, что определение, которое  дает Хаффман не точно; суть оговорок здесь сводится: во-первых, к некоторой  неточности, содержащейся в приведенной  дефиниции (федерализм, на мой взгляд, - не только и даже не столько "Форма организации правительства", сколько, прежде всего форма организации самого государства), во-вторых,  к значительной абстракции приведенной дефиниции (она была бы более конструктивной и эффективной, если бы содержала в себе помимо самых общих теоретических выкладок и положений и более конкретные, четче идентифицирующие рассматриваемое явление суждения. Что же имеется ввиду? Прежде всего, указание хотя бы в общих чертах на основные общеродовые, свойственные всем без исключения федеративным системам признаки и черты, на принципы их построения и функционирования, а также на их основные цели и задачи.
    Аксиоматичным, в частности, представляется то обстоятельство, что любая федеративная система, независимо от ее черт и специфических  особенностей, выступает как единое союзное государство, состоит из двух или более относительно самостоятельных  государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации  имеет свое собственное административно-территориальное  деление, создает наряду с федеральными свои высшие органы государственной  власти и управления, судебные, правоохранительные и иные органы, располагает своей  конституцией и текущим законодательством, может иметь в редких случаях  собственные воинские формирования и гражданство.2
    Следует выделить ряд основополагающих принципов  образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует  рассматривать и оценивать любую, в том числе и Российскую федерацию:
    -  добровольное объединение государств  или государственных образований  в федерацию;
    -  равноправие субъектов федераций  независимо от величины их  территории, численности населения,  экономического потенциала;
    - плюрализм и демократизм во  взаимоотношениях субъектов федерации  между собой и с гражданами;
    -  широкие возможности граждан  активно и беспрепятственно участвовать  в федеральных и региональных  политических процессах;
    - соблюдение законности и конституционных  прав, означает строгое и неуклонное  соблюдение федерацией и субъектами  федерации, федеративными и всеми  остальными органами и организациями  обычных и конституционных законов  как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми  ими партийными, профсоюзными и  иными общественно-политическими  органами и организациями.
    Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих  рамках конституции и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы  деятельности и компетенция центральных  и местных государственных органов, когда строго соблюдены права  и свободы граждан. В этом смысле можно лишь приветствовать характеристику федерализма как "договорного  отказа от централизма", как "структурно оформленную дисперсию полномочий" между различными государственными организациями - своего рода властными  центрами, "законные полномочия которых  гарантируются конституцией". Важно  исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное  явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда  речь идет о многомерности федерализма, имеется в виду существование  различных, более или менее одинаково  значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и др. Федерализм, как  представляется, это даже не столько  статика, сколько динамика, процесс, причем не простой, а циклический. Это  подтверждается периодически изменяющимся характером отношений между федерацией и ее субъектами. В разные периоды  истории, данные отношения являются в различной степени жесткими, централизованными или децентрализованными. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.
    Федерализм  преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:
    -  "примирение единства и разнообразия";
    -  защита от тирании центральное  правительство;
    - создание условий для участия  населения в политических процессах  на нескольких уровнях власти;
    создание условий для повышения " эффективности производства через региональную конкуренцию" и выступление в качестве формы или пути "к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах".3
    Главная же из целей - всестороннее обеспечение  процесса свободного развития различных  национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.
    Следует выделить наиболее общие черты, которые  характерны для большинства федеративных государств:
       1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных  субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т. п. 
    В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.
    3. Субъекты федерации обладают  правом принятия собственной  конституции, имеют свои высшие  законодательные, исполнительные  и судебные органы.
    В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
    При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
    6. Основную общегосударственную внешнеполитическую  деятельность в федерациях осуществляют  союзные государственные органы. Они официально представляют  федерацию в межгосударственных  отношениях.
    Федеральную систему государственного устройства можно рассмотреть на примере  Соединенных Штатов Америки: центральным  элементом американского федерализма  является наличие реальной власти отдельных  штатов определять свою собственную  политическую структуру, впрочем, как  и саму политику. Штаты сами определяют "свой электорат", устанавливают  обязательные требования "прохождения  партийных кандидатов на государственные  посты не иначе как через праймэриз (первичные выборы)". Другие же штаты  в отличие от федерального законодательного органа могут создавать однопартийный  парламент (штат Небраска), могут принимать  законы, в соответствии с которыми суды и члены кабинета должны избираться (на федеральном уровне они назначаются). Отдельные штаты вправе принимать  законы о проведении референдумов.
    Конкретным  проявлением и воплощением механизма  «сдержек и противовесов» стали  сама структура и порядок деятельности трех основных ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Их носителями в США выступает конгресс, президент  и федеральная система судов  возглавляемая Верховным судом  США.
    С принятием Конституции 1787 года США  из конфедерации превратились в федеративное государство. Создание федеративного  государства отвечало интересам образования и функционирования эффективной государственной власти, способной защитить и обеспечить общие интересы объединившихся штатов. Одновременно выбор федеративной формы государственного устройства должен был послужить гарантией сохранения определенной самостоятельности штатов. И ограничить всесилие центральной власти. Федерализм выступал в качестве орудия и средства предотвращения узурпации власти или злоупотребление ею. Это было также своего рода разделения властей, но не по горизонтали, а по вертикали.
    По  Конституции все вопросы, связанные  с предметом ведения штатов и  центра, строго распределены. В тексте Конституции перечислено, что именно отнесено к ведению федерального парламента — конгресса (раздел 1 и 8 ст.1) и что запрещено отдельным  штатам (раздел 10 ст.1). В тексте определено, что все то, что не отнесено Конституцией к полномочиям федерации, остается в компетенции субъектов федерации.
    К ведению федерации отнесены важнейшие  полномочия в сфере финансов и  налогообложения, внешней политики и обороны, патентное и авторское  право, федеральное судоустройства, порядок приобретения американского  гражданства и некоторые другие вопросы. Также в США действует  принцип верховенства федерального права.4
 

     2.2. Виды федераций
    Существует  два вида федераций: национальная и  территориальная. Основное различие между  территориальной и национальной федерацией состоит в различной  степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных  федерациях обладает верховенством  по отношению к высшим государственным  органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом  национальных государственных образований. Общенациональная государственная  власть осуществляет лишь координацию  интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную  внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в  сфере международных отношений  могут устанавливать дипломатические  отношения с любым государством мирового сообщества, заключать политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации  такие особенности, которые не могут  быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.
    Итак, можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.
    Территориальная:
    Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;
    Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;
    Установлен запрет одностороннего выхода из союза;
    Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.
    Примером  территориальной федерации являются США, Мексика и Германия.
    Национальная:
    Субъекты – национально-государственные образования;
    Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;
    Гарантированность суверенитета больших и малых наций;
    Утверждения права на самоопределение.5
    В настоящее  время национальной федерацией является Индия.
    Ряд исследователей выделяет также смешанный  тип федеративного устройства, к  такому типу относится форма государственного устройства России. Применительно к  российскому федерализму существует понятие «асимметричной» федерации, т.е. федерации, в которой правовой статус субъектов различается.
 

        Конфедеративная форма государственного устройства.
    3.1. Понятие, признаки  и особенности  конфедерации.  

    Конфедерация - форма государственного устройства, при которой госyдаpства, образующие  конфедерацию, полностью сохраняют  свою независимость, имеют собственные  органы государственной власти и  управления, они создают специальные  объединенные органы для координации  действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).
    Как формы союза государств, сохраняющих  суверенитет в полном объеме, в  настоящее время не существует нигде, а разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или  иных причин теряет равновесие, необходимое  для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические  факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия)6, аконфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе)
    США: С момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.
    Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.7
    Опыт  истории североамериканской, швейцарской  и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные  для этой формы государственного устройства:
    1. Договорная форма образования  конфедерации. Большая часть конфедераций  была образованна на основе  соответствующих договоров;
    2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации,  где попытка сецессии рассматривалась  как мятеж, выход же из состава  конфедерации означает расторжение  договорной связи с союзом;
    3. Конфедерация не обладает суверенитетом,  суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие  решения союзной власти не  имеют силы на территории государства,  входящего в состав конфедерации, без их согласия;
    4. Предметы ведения конфедерации  ограниченны перечнем небольшого  и в целом незначительного  круга вопросов. Это - вопросы  войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей  системы коммуникаций, разрешение  споров между субъектами конфедераций;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.