На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система России и её влияние на экономику предприятий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
АКАДЕМИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ
МВД  РОССИИ 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Экономика организаций (предприятий)» 

Тема:  «Налоговая система России и её влияние на экономику предприятий» 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил: слушатель группы  ЭВ-223
                                                Института экономической безопасности 
                                                и финансовых расследований Академии
                                                Петраков Денис  Викторович
                                               
                                                Проверил:   преподаватель кафедры,
                                                кандидат экономических наук                   
                                                Полушкин Олег  Анатольевич 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2009
Оглавление 

Введение…………………………………...…………………………………...……………3
    Теоретические основы налогов
      Генезис налогообложения и налоговых теорий..................................5
      Научные методы регулирования экономики с помощью налогов…………………………………………………………………………………….…..8
      Экономическая сущность и функции налогов.………………………9
      Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества……………………………………………………...…………….11
    Анализ налоговой системы России
2.1 Налоговая система Российской Федерации…………….………………13
2.2 Характеристика  основных налогов………………………………………...15

2.3 Принципы построения налоговой системы и ее элементов……..15

2.4 Влияние «налогового бремени» на экономику предприятий и оптимизация налогообложения…………………………………………...………17
3. Реформирование налоговой системы России.....................................23
3.1 Выявление  недостатков действующей налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………………….27
3.2 Реформирование  налоговой системы России………………………….28
Заключение…………………………………………………………………..………….33
Список литературы……………………………………………..……………..……35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Введение 

      Тема  моей курсовой работы налоговая система России и её влияние на экономику предприятий. Я считаю данную тему актуальной и очень важной на сегодняшний день. Почти в любой стране мира основной доход государства составляют налоги. Налоги являются основным звеном в системе экономических отношений с момента зарождения государства, причем по мере развития государственности их роль усиливается. Экономическая энциклопедия характеризует налоги как атрибут, монопольную прерогативу и необходимое условие существования государства (государство не может существовать без налогов)1. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Создание и поддержание функционирования налоговой системы является одной из важнейших функций государства, поскольку любая экономическая система, в том числе и рыночная требует вмешательства государства в тех сферах, где рынок является недееспособным. Государство обязано обеспечивать обороноспособность страны, общественный порядок и безопасность граждан, разрабатывать и реализовывать программы, жизненно необходимые для всего общества и особенно его социально незащищенных слоев. В условиях рыночной экономики, когда монопольная экономическая власть минимизирована, и собственность на орудия и средства производства практически выведена из-под его прямого контроля, государство может получить необходимые финансовые ресурсы путем принудительного перераспределения национального дохода. В этих условиях именно налоги становятся главным методом мобилизации части национального продукта, формируя государственные денежные фонды.
      Россия  переживает сегодня большие трудности  не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики  и финансов. Успешное осуществление  экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Осуществление позитивных преобразований и эффективное развитие экономики России возможны только при активном и профессиональном использовании финансов. Правильное, грамотное использование финансов позволяет ускорить темпы развития экономики, обеспечить четкое функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней, бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, достижение в стране финансовой стабильности. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
     Сейчас  в России деформированы многие звенья финансово-кредитной системы, разбалансированы финансовые отношения между государством и сферой материального производства, государством и населением, центром и регионами. Поэтому стране потребовались радикальные меры на всех уровнях управления и хозяйствования, обеспечивающие постепенный перевод финансовых  отношений в нормальное русло и гарантирующие здоровое, производительное функционирование бюджета, кредита, финансов материального производства и территориальных образований.
      Целью написания данной курсовой работы является глубокое и комплексное изучение Налоговой  системы России.  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-  выявить социально - экономическую сущность налогов и налоговой   системы
-  подробно  рассмотреть и дать характеристику  основных звеньев        Налоговой системы России
-  определить влияние налоговой системы на экономику предприятий
-  определить  пути и методы реформирования  налоговой системы Российской  Федерации.
      Также целью написания данной курсовой работы является выявление особенностей Налоговой системы России. Надежность Налоговой системы имеет огромное социально-экономическое значение для каждого государства. Состояние налоговой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена нашего общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества. От эффективной работы и надежности налоговой и финансовой систем в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации.
      Важнейшая задача экономики  страны  на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство,  активно участвующее  в  мирохозяйственных  связях.  Налоговая  система  -   наиболее активный  рычаг  государственного   регулирования   социально-экономического развития,   инвестиционной  стратегии,   внешнеэкономической   деятельности, структурных изменений  в  производстве,  ускоренного  развития  приоритетных отраслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Генезис налогообложения  и налоговых теорий 

      Возникновение налогов отмечено на самых ранних стадиях разделения общественного труда и развития государственных образований. Регулярное взимание налогов требует законодательного обеспечения. Налоговое законодательство – от первого свода законов (известного современному человечеству)  до Налогового кодекса Российской Федерации- совершенствуется более 3770 лет.
      Первые  известные законы о налогах относятся  к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 до н.э.).
    Законы царя Хаммурапи были изложены по определенной системе и включали 282 статьи, касающиеся судопроизводства, собственности и податей. Подати царю и местной знати обязаны были платить свободные землевладельцы и ремесленники. Подати уплачивались деньгами или натурой, а именно зерном, ремесленными изделиями, скотом и пр. Объектом обложения служили земля, недвижимое и движимое имущество (крупный рогатый скот). Сборщики подати находились на службе у царя, они были чиновниками. Размер подати обычно составлял десятину, т.е. 10% доходов от имущества.
      В законах царя Хаммурапи присутствуют несколько элементов, обязательных для налогового законодательства. Имеются  два вида податей: подати в царскую  казну и местные подати. Определены субъекты податей — свободные люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности. Определены объекты податей — с какого именно имущества и с каких доходов они взимаются. Установлен размер подати (налоговая ставка) и порядок их сбора. В законах содержатся также меры по защите налогоплательщиков. Налоговое законодательство развивалось параллельно во всех странах.
    Римское право стало базовым для многих европейских государств.
В мирное время налоги не взимались. Расходы на управление городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства (это было почетно). Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии с достатком. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. В IV—III веках до н.э. В колониях вводились коммунальные {местные) налоги и повинности. В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный налог отменялся совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция. Преобразование финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100—44 до н.э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее возлагались на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно и тем самым пресечь поступление значительных сумм в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов. Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. — 14 н.э.). Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установлен строгий государственный контроль.
      Финансовая система России стала складываться в конце IX— X веках н.э. после объединения Древнерусского государства. Основным источником княжеской казны была дань. Князь Олег (?—912), утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Дань обычно платили мехами или деньгами. Известно в Древней Руси было и поземельное обложение. Косвенное налогообложение существовало на Руси в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. На определенном этапе эволюции общества встал вопрос о сущности и природе налогов. Выдающийся церковный философ Фома Аквинский (1225/1226—1274) определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Он полагал наиболее «богоугодной формой» финансирование государственных расходов за счет богатства знатных людей. Однако при всей категоричности суждений Фома Аквинский понимал, что совсем без налогов обойтись нельзя: «Временами случается, что князья не располагают в достаточном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыслом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».
      Развитие  государства и расширение его  функций сопровождается эволюцией  научных взглядов на налоги, как  социально-экономическую категорию. В рамках экономической науки появляется общая теория налогов.
    Теория обмена - одна из первых общих теорий, относящихся к XVI веку, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Ее суть такова: через уплату налогов граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка внутри страны и т.д. Теория обмена применима в условиях средневековья, является формальным отражением существовавших общественных отношений.
    Атомистическая теория - более поздняя разновидность теории обмена. Ее представителями выступают французские мыслители Себастьян Ле Пьер Вобан (1633—1707, Шарль Луи Монтескье (1689—1755), Томас Гоббс (1588—1679), Вольтер (1694—1778), Оноре Мирабо (1749—1791).  Их учение сводится к тому, что налог есть результат договора между гражданами и государством. Гражданин вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Налог — это плата за мир и определенные выгоды.
    Теорию налога как страховой премии выдвинули Адольф Тьер (1797—1877) во Франции и Джон Рамсей Мак-Куллох (1789—1864) в Англии. По их мнению, налоги — это страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Но в отличие от истинного страхования, т.е. получения страхового возмещения при наступлении страхового случая, налоги вносятся, чтобы предотвратить этот случай, чтобы заранее профинансировать расходы государства на обеспечение правопорядка и обороны.
    Подлинно научная теория налогообложения создавалась в последней трети XVIII века вместе с классической политической экономией. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). В 1776 г. вышла его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов». Из данного сочинения А. Смита можно вывести четыре основных принципа налогообложения, которые не устарели до сих пор:
1)принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
2)принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику;2
3)принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
4)принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.
      А. Смит заложил основы классической школы  политической экономии. Классическая теория рассматривает налоги как  один из видов государственных доходов, которые должны покрывать расходы на содержание правительства. Какая-либо иная роль налогам не отводится. Государство должно обеспечить развитие рыночных отношений, охрану права собственности. Для этого нужны финансовые ресурсы, а их основным источником могут быть только налоги. А. Смит упорядочил классификацию налогов, их разделение на прямые и косвенные налоги. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, — это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации изделий акциз возмещается ему потребителем, который и оказывается действительным плательщиком налога. Следует иметь в виду, что это только теоретическое предположение, поскольку на практике может происходить иное. При определенных обстоятельствах прямые налоги также могут оказаться частично переложенными на потребителя через механизм роста цен. В свою очередь, косвенные налоги не всегда могут быть переложены на потребителя, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам. И в России были и выдающиеся ученые, развивавшие налоговые теории, и практики. Среди них следует отметить современника Петра I экономиста-самоучку И. Т. Посошкова (1652—1726). В 1818 г. Н.И. Тургенев (1789— 1871) опубликовал книгу «Опыт теории налогов». Он впервые выдвинул проблему прогнозирования последствий от введения или изменения налогов. 

Научные методы регулирования экономики с помощью налогов 

      Разработка  научных методов  регулирования экономики  с помощью налогов связана с именем выдающегося английского экономиста Д.М. Кейнса (1883—1946). Применение разработанных им методов, в частности, позволило изменить цикличность производства и существенно смягчить экономические кризисы, потрясающие на протяжении XIX — первой половины XX веков западные страны. В соответствии с теорией Д. Кейнса налоги служат главным рычагом государственного регулирования экономики и способствуют ее развитию. Государство с его кредитно-денежной и бюджетной политикой должно содействовать притоку инвестиций, в том числе путем соответствующей системы налогов. Согласно теории Д.М. Кейнса, налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Налоги должны быть высокими и прогрессивными, тогда они действуют как «встроенный стабилизатор». Во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а во время кризиса налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Так достигается относительно стабильное социальное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления зависят не только от величины ставок налога, но и связаны с изменениями доходов, облагаемых по прогрессивной шкале. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.
      Одновременно  с кейнсианством в XX веке разрабатывалась неоклассическая теория налогов, основанная на преимуществе свободной конкуренции. Согласно этой теории государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без вмешательства извне достичь экономического равновесия. Государственное вмешательство нужно лишь для того, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. В неоклассической теории получили развитие два направления: теория экономики предложения и монетаризм.
      Представителями теории экономики предложения, возникшей в последней четверти XX века, являются американские ученые: М. Берне, Г. Стайн, А. Лэффер, М. Уэйденбаум. По их мнению, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования и обновления производства. Государство обязано всемерно сокращать расходы и по минимуму вмешиваться в рынок. Профессор А. Лэффер выявил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, представил ее в виде параболической кривой и сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную активность частного сектора. Анализ кривой показывает, что чем выше налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от налогов. Если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или если успешное функционирование рынка сопровождается прогрессивным налогообложением, то экономическая активность падает. Заинтересованность хозяйствующих субъектов является движущей силой процветающей экономики.
      Отсюда  следует вывод, что рост налоговых  ставок поддерживает увеличение налоговых поступлений только до определенного предела, затем рост поступлений начинает замедляться, после чего наступает плавное снижение доходов бюджета, переходящее в резкое падение. Предпринимательская инициатива в условиях повышения налоговых ставок сокращается, а часть налогоплательщиков переходит из легального бизнеса в «теневой» сектор экономики.
      Количественно предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лэффер считает 30% суммы доходов, а резкое падение  начинается после 40—50% изъятия. Доходы государства должны увеличиваться за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и таким образом налогового бремени. Налоговая политика согласно данной теории состоит в снижении налоговых ставок и предоставлении налоговых льгот корпорациям.
      Теория  монетаризма связана с именем профессора Чикагского университета М. Фридмана (1912). По его мнению, государство в экономике имеет лишь одну роль: регулирование денег в обращении посредством изменения денежной массы и процентных банковских ставок. Государство непрерывно увеличивает расходы, усиливая инфляцию, поэтому его нельзя допускать к регулированию производства и цен, но оно должно изымать излишек денег из обращения. Сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования экономического механизма. 


Рисунок 1
  Кривая А. Лэффера
ДБmax- максимально возможная величина доходов бюджета
ПНС – предельная налоговая ставка, при которой доходы бюджета достигают максимального размера.3 

Экономическая сущность и функции  налогов 

      При переходе к рынку российская налоговая  система эволюционирует: она прошла уже несколько этапов развития и в 2006 г. еще не являлась устоявшейся. Мы предлагаем следующую  укрупненную   классификацию этапов современной налоговой реформы Российской Федерации.
Первый  этап (1990—1991 гг.) — начальный, или подготовительный, этап: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах.
Второй  этап (1991—1998 гг.) — становление налоговой системы.
Третий  этап (1999—2000 гг.) — вступление в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): определение общих принципов налогообложения.
Четвертый этап (2001 г. — настоящее время) — вступление в действие части второй НК РФ: отработка отдельных налогов, регулируемых главами НК РФ.
Так создается  единая комплексная налоговая система  на всем экономическом пространстве Российской Федерации.
      Согласно  статье 8 налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
      Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).4 Следует обратить внимание еще на один вид платежа, безусловно относящийся к налоговой системе, — это пошлины. Пошлина оплата каких-либо действий государственных органов в интересах плательщика. Государственная пошлина уплачивается, например, за рассмотрение дел в судах общей юрисдикции, регистрацию сделок, записи в актах гражданского состояния, выдачу каких-либо свидетельств, выписок, данных и т.д. Таможенная пошлина уплачивается за перевоз товаров через таможенную границу.
Исходя  из определений, рассмотрим основные признаки и основные элементы налога.
Основные  признаки налога следующие:
1) императивность  или абсолютная обязательность  уплаты налога;
2)индивидуальная безвозмездность, поскольку налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;
3)законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;
4) регулярность  взимания;
5) уплата  в целях финансирования деятельности  государства.
Для установления налога в законе определены его основные элементы:
1) субъект  налогообложения, т.е. налогоплательщик  или плательщик сбора;
2) объект  налогообложения - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами;
3) налоговая  база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Например, налогооблагаемый доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством расходов и налоговых льгот;
4) налоговая  ставка - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговый  оклад, т.е. сумма налога с  единицы обложения;
6) налоговый  период представляет собой календарный год или иной период времени, применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляемая сумма налога, подлежащая уплате;
7) налоговые  льготы - полное или частичное освобождение плательщика от налога..
      Налоги  — основа формирования бюджета, однако этим их функции отнюдь не исчерпываются. Следует отметить, что по поводу функций налогов у ученых не выработано единой точки зрения (в различных источниках можно встретить разные, порой противоположные, взгляды). Я же хочу рассмотреть наиболее важные на мой взгляд функции налогов.
    Фискальная (Фиском в Римской империи называлась казна императора, берущая свое начало от воинской кассы). Фискальная функция отражает задачу наполнения деньгами казны или, в современном понимании, бюджета государства.
    Распределительная или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.
    Регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций. Подчеркнем, что речь идет о регулировании деятельности частных компаний, которым нельзя «приказать».
    Контрольная. С их помощью благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.
    Политическая. Нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Последним таким примером является Правительственное Соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу «страны назначения». Иногда в качестве отдельной функции выделяют поощрительную функцию налогов, осуществляемую через установление налоговых льгот. 5
 
Взаимосвязь налогов с экономическим  и социальным развитием  общества 

      В современном мире национальная налоговая система любого государства является важнейшим звеном механизма регулирования макроэкономических процессов в обществе. Налоги используются как эффективные инструменты реализации финансово-экономической государственной политики. С помощью налогов регулируется уровень инвестиционной активности предпринимателей, разрешаются социальные проблемы различных общественных групп, осуществляется структурная перестройка экономики, поддерживаются заданные темпы экономического развития и решаются многие другие социально-экономические проблемы. Решение этих задач осуществляется посредством реализации определенной налоговой политики, которая выражается в целенаправленном изменении налоговых ставок и налоговых льгот, отмене одних налогов и введении в действие других, изменении налоговой базы, сроков и механизмов налогообложения.
      Налоговая система как единое целое обладает рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. Исторический опыт показывает, что налоги — наиболее поздняя форма государственных доходов. В условиях рыночной экономики налоги стали явлением настолько обыденным, что известный политический деятель США Б. Франклин (1706—1790) смог сказать, что платить налоги и умирать должен каждый. Нa исключительное значение налогов для буржуазного государства обращал внимание и К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство... Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией». Во всех приведенных трактовках налоговая система рассматривается как связующее звено между гражданином и государством, обществом и государством, как некий финансовый стабилизатор общественного порядка, способный обеспечить (собрать средства и оплатить) в демократическом обществе гарантию неприкосновенности личности и собственности налогоплательщика. Основным налоговым инструментом обеспечения социальной стабильности стал социальный налог или взносы в фонды социального страхования (ФСС), которые выплачивают и наемные работники, и работодатели. В современной России за счет социальных налоговых взносов финансируются здравоохранение, бесплатное образование, государственное пенсионное обеспечение, государственное социальное страхование. В современных условиях значение социальной функции налогообложения возрастает, так как посредством ее обеспечивается реализация и общенациональных потребностей, и «общественных» потребностей определенных социальных групп: инвалидов, безработных, престарелых, малоимущих, многодетных семей и других малообеспеченных членов общества. Увеличивается число налогов, посредством которых реализуется социальная функция, — в рамках подоходного налогообложения появилась разветвленная система социальных льгот, при взимании НДС используются льготные ставки для социально значимых товаров и услуг и т. д. В XX столетии налогам была вменена роль стабилизатора экономического цикла. Периодически снижая налоги, государства пытались стимулировать спрос, повысить темпы экономического роста, побудить предпринимателей к инвестициям; повышая налоги, правящие структуры стремились ослабить инфляцию, стабилизировать экономический цикл. В 70—80-е гг. XX в. в модели неоконсерваторов налоговые реформы стали одной из важнейших составляющих реализации политики экономического роста. В условиях нарастающих инфляционных тенденций второй половины 70-х — начала 80-х гг. финансовая наука сделала вывод о негативном влиянии прогрессивного налогообложения на эффективное развитие современного производства. Решение вопроса о высоте налоговых ставок было найдено американским экономистом А. Лаффером в рамках теории переложения, которая была основана на идеях неоклассической школы. Высокие налоги на производителя, по выводам А. Лэффера, оказывают сдерживающее влияние на предложение труда и капитала, что и было учтено при проведении налоговых реформ в 80-е и 90-е гг. XX в. в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и других странах.
      В конце XX в. налоги в рамках механизма государственного регулирования рыночной экономики приобрели и качественно новую функцию, не нашедшую до настоящего момента отражения в теоретических исследованиях, это в интегрирующая функция  налогообложения. Это связано с глобализацией экономики. Реализация интегрирующей функции налогообложения осуществляется посредством: 1) развития двухсторонних и многосторонних договоренностей между странами о снятии таможенных барьеров; 2) расширения системы соглашений об избежании двойного налогообложения доходов в целях поощрения импорта и экспорта капитала; 3) развития международного налогового законодательства; 4) процессов унификации и гармонизации национальных налоговых систем.6 
 

Налоговая система Российской Федерации 

      Налоговая система Российской Федерации построена в соответствии с Налоговым кодексом РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ и от 5 августа 2000 года №118-ФЗ (часть 1 и 2-я), с действующими еще некоторыми положениями Закона РФ ОТ 27 ДЕКАБРЯ 1991г. №2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Закона РСФСР от 21 марта 1991г. №943-I «О налоговых органах Российской Федерации», а также и рядом законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов. В этих законоположениях определены принципы построения налоговой системы, её структура и состав, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов, вопросы организации сбора налогов и контроля за их уплатой.7
     Совокупность  налогов установленных государством, а также методы и принципы их построения и взимания образуют налоговую систему. В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в Российской Федерации.
     Задача налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
     Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
     В соответствии с требованиями  статьи 17 кодекса налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка,  порядок исчисления налога  и порядок и сроки уплаты налога.
      Объектами налогообложения согласно статье 38 налогового кодекса являются  операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, доход,  прибыль, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
      Законодатель  установил, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный налоговый период.
     Система налогов и сборов в Российской Федерации отражает федеративное устройство Российского государства и представлена тремя условиями:
     1. федеральные налоги и сборы;
     2. региональные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы субъектов Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов;
     3. местные налоги и сборы.
     Выделение трех уровней системы налогов  и сборов в Российской Федерации  позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.
     Под федеральными налогами и сборами  понимаются налоги и сборы, отвечающие одновременно двум условиям:
     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ;
     2. обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
     Региональными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги и сборы в соответствии с комментируемой статьей характеризуются следующими чертами:
     1. устанавливаются Налоговым кодексом  РФ и законами субъектов РФ;
     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ законами  субъектов РФ;
     3. обязательны к уплате на территории  соответствующих субъектов РФ;
     4. законодательные органы субъектов  РФ при установлении регионального  налога определяют:
     а) налоговые ставки (в пределах, установленных  НК РФ);
     б) порядок и сроки уплаты налога;
     в) формы отчетности по региональному  налогу;
     г) (факультативно) налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     Законодательство  запрещает устанавливать региональные налоги, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 12 НК).
     Местными  признаются налоги и  сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
     Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в  действие законами указанных субъектов  Российской Федерации.
     Местные налоги и сборы:
     1. устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления;
     2. вводятся в действие в соответствии  с Налоговым кодексом РФ нормативными  правовыми актами представительных  органов местного самоуправления;
     3. обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований (городских или сельских поселений, муниципальных районов, городских округов либо внутригородской территории города федерального значения);
     4. представительные органы местного  самоуправления при установлении местного налога определяют:
     а) налоговые ставки в пределах, установленных  Налоговым кодексом РФ;
     б) порядок и сроки уплаты налога;
     в) формы отчетности по местному налогу;
     г) (факультативно) налоговые льготы и  основания для их использования  налогоплательщиком.
     Так же, как и в отношении региональных налогов, законодатель запрещает установление местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 12 НК РФ).
      По  налогам могут в законодательном  порядке устанавливаться определенные льготы. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);  прочие налоговые льготы.
      По  механизму формирования российские налоги также подразделяются на прямые и косвенные.
    Прямые  налоги - налоги на доходы и имущество, предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика:
    подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
    на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
    поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
    налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
    Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги:
    налог на добавленную стоимость;
    акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
    на наследство;
    на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.
     Для местных налогов и сборов в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) законодатель устанавливает особенность, состоящую в том, что такие налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами городов Москвы и Санкт-Петербурга. 
 
 
 

     Таблица 1
     Классификация налогов8
Федеральные налоги и сборы Региональные  налоги Местные налоги
1. Налог  на добавленную стоимость 1. Налог на  имущество организаций 1. Земельный  налог
2. Акцизы 2. Налог на  игорный бизнес 2. Налог на  иму-щество физ. Лиц
3. Налог  на доходы физических лиц 3. Транспортный  налог  
4. Единый  социальный налог    
5. Налог  на прибыль организаций    
6. Налог  на добычу полезных ископаемых    
7. Утратил силу.-ФЗ от 01.07.2005 №78-ФЗ    
8. Водный налог    
9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов    
10. Государственная  пошлина    
В ред. ФЗ от 29.07.2004 №95-ФЗ; от 01.07.2005 №78-ФЗ В ред. ФЗ от 29.07.2004 №95-ФЗ В ред. ФЗ от 29.07.2004 №95-ФЗ
 
     Основные  налоги, собираемые на территории России 

     Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней  составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование  природными  ресурсами и подоходный  налог  с  граждан.  На  их  долю  приходится  свыше  4/5  всех налоговых доходов консолидированного бюджета.
     Таблица 2
Структура доходов федерального бюджета за 2006-2007 год9
 
Виды  доходов
2006 г. 2007 г.
Сумма, Млрд.
Руб.
% Сумма, Млрд.
Руб.
%
к    ВВП общему итогу
к    ВВП общему итогу
Доходы, всего 6159,1 22,6 100,0 6965,3 22,3 100,0
В том числе налоговые  доходы,  всего 3579,9 13,2 58,1 4243,0 13,6 60,9
Из  них:            
Налог на прибыль организации 451,3 1,7 7,3 580,4 1,85 8,3
ЕСН,  зачисленный в  федеральный бюджет 310,4 1,1 5,0 368,8 1,2 5,3
НДС на товары и услуги,  реализуемые на территории РФ и ввозимые 1534,5 5,6 24,9 2071,8 6,6 29,7
Акцизы  на товары и услуги, производимые на территории РФ и ввозимые 107,5 0,4 1,7 126,7 0,4 1,8
Налоги, сборы (регулярные платежи) за пользование природными ресурсами 1151,2 4,2 18,7 1069,0 3,4 15,3
В том числе НДПИ 1127,7 4,1 18,3 1037,7 3,3 14,9
Водный  налог 13,8 0,05 0,2 13,8 0,04 0,2
Государственная пошлина и налоги 25,0 0,1 0,4 26,3 0,08 0,2
Неналоговые доходы,  всего 2579,2 9,4 41,9 2722,0 8,7 39,1

      Рисунок 2
      Налоговые поступления в федеральный бюджет в первые два месяца 2009 года сократились  на 13,5 процента по сравнению с тем  же периодом 2008 года, сообщается в отчете Федеральной налоговой службы России (ФНС). Как отмечает ФНС, это обусловлено снижением поступлений налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Что касается НДПИ, то его объемы упали в 2,2 раза. Поступления в бюджет остальных налогов выросли. В частности, единый социальный налог принес казне на 3,2 процента больше средств по сравнению с январем-февралем 2008 года, а поступления от НДС увеличились на 80 процентов.
      В консолидированный бюджет России (с  учетом субъектов Федерации) в январе-феврале  поступило на 16 процентов меньше налогов и сборов по сравнению с тем же периодом 2008 года. Сборы в региональные бюджеты упали почти на 20 процентов. Налоги и таможенные сборы являются основными доходными статьями бюджета. Между тем, Федеральная таможенная служба сообщила, что ее доходы сократились в начале 2009 года на треть.
      В 2009 году бюджет России недосчитается 30 процентов поступлений от налога на прибыль по сравнению с 2008 годом. Об этом сообщил замглавы Минфина  Антон Силуанов, передает РИА Новости. Также в 2009 году на 10 процентов снизятся поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). С января по октябрь 2008 года поступления налога на прибыль составили 2,29 триллиона рублей, а НДФЛ - 1,3 триллиона рублей. При этом из-за кризиса в ноябре 2008 года в бюджет было перечислено только 33 процента от поступлений налога на прибыль в ноябре 2007 года. По словам Силуанова, для промышленных регионов России это означает значительное сокращение доходов.
      Напомним, в конце ноября 2008 года президент  России Дмитрий Медведев подписал изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие снижение налога на прибыль с 24 до 20 процентов. Это должно облегчить налоговую нагрузку для российских компаний в условиях кризиса. При этом с 2009 года федеральная часть налога на прибыль будет снижена с 6,5 до 2,5 процента, а региональная останется без изменений - на уровне 17,5 процента. По подсчетам Минфина, это обойдется российскому бюджету в 400 миллиардов рублей.
      Ранее сообщалось, что Минфин внесет в  правительство законопроект, направленный на поддержку ОПК страны. В частности, примерно 100 миллиардов рублей будет зарезервировано на гарантии по кредитам предприятия. Всего правительство готово предоставить на эти цели до 300 миллиардов рублей.
      Как следует из таблицы показанной выше, основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги (НДС, акцизы) и таможенные пошлины. В 1997-2000гг. на них приходилось от 62 до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, в 2001г. – 75%, а в 2002-2007гг. соответственно 72, 75, 72, 71, 63 и 64%.
     Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему в 2007 году 49% всех налоговых доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость. Под «добавленной стоимостью» понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с законодательством НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
     Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица,  признаваемые  налогоплательщиками  налога  в  связи  с   перемещением товаров  через  таможенную  границу  Российской  федерации,  определяемые  в соответствии с таможенным кодексом РФ. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 2 млн. руб.
     Официально  НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками  его выступают покупатели товаров, т.е. широкие слои населения. НДС  – ценообразующий фактор, на его величину автоматически  повышаются цены товаров.
       Объектами   налогообложения   являются обороты по реализации товаров на  территории  Российской  Федерации,  в  том числе    производственно-технического    назначения,    как    собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг. Объектами  налогообложения  являются  также   товары,   ввозимые   на территорию России в  соответствии  с  установленными  таможенными  режимами, исключая гуманитарную помощь.
     Освобождаются от НДС: услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным  процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные  услуги  похоронных  бюро,  кладбищ  и  крематориев,  а  также  соответствующих предприятий; услуги  учреждений  культуры  и  искусства,   религиозных   объединений, театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются  от  платы  налога  на  добавленную  стоимость  научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы,  выполняемые  за  счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы,  выполняемые  учреждениями народного образования.
     Установлены две ставки по НДС: 10% и 18%. 10%-ная ставка применяется по отношению к ряду жизненно необходимых продовольственных  и детских товаров, перечень которых  предусмотрен в п.2 ст. 164 НК РФ. (продовольственные  товары, товары для детей, медицинские товары). 18%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам, не указанным в п. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ. Кроме этих двух ставок действуют расчетные ставки 15,25% и 9,09% при реализации товаров по ценам и тарифам, включающим в себя НДС (18/188?100% и 10/110?100%). При приобретении ГСМ, подлежащих налогообложению, через заправочные станции, налогообложение производится по ставке 13,79%.
     Сроки уплаты НДС зависят от размера  выручки от реализации товаров (работ, услуг). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, превышающим 2 млн.руб., уплачивают налог за истекший каждый месяц. Налогоплательщики же с ежемесячными суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС , не превышающим 2 млн. руб., уплачивают налог ежеквартально.
     Акцизы  являются  косвенным  налогом,  включенным  в  цену  товара,  и оплачиваются  покупателем.  Акцизы,  как  налог  на  добавленную  стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене  налога  с оборота и налога с продаж. Объектом обложения акцизами выступает как объем, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция, с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, ювелирные изделия, бриллианты, изделия из  хрусталя,  ковры  и  ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок.
     Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по единым на территории РФ налоговым ставкам. (сигареты с фильтром – 120 руб. за 1000 штук, плюс 5,5%10, сигареты без фильтра – 55 руб. за 1000 штук плюс 5,5%; автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт - 90л.с. и до 112,5 кВт – 150 л.с. включительно – 21 руб. за 1л.с.; автомобили легковые с мощностью свыше 150 л.с. – 207 руб. за 1 л.с.; автомобильный бензин с октановым числом до «80» включительно – 2657 руб. за 1 тонну.
     Не  подлежат налогообложению операции, связанные с передачей подакцизных  товаров одним структурным подразделением другому,  являющимися самостоятельными налогоплательщиками; реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь сверх норм естественной убыли и др. операции, предусмотренные ст. 183 НК РФ)
     Таможенные  пошлины действуют на основе Закона РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-I «Об основах налоговой системы в РФ» и таможенного кодекса РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. №5003-I «О таможенном тарифе» (с последующими изменениями).
     В России применяются следующие виды таможенных пошлин:
    импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров;
    экспортные таможенные пошлины, взимаемые при вывозе товаров;
    особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.
       В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 года были отменены на нефть и газ экспортные пошлины и заменены акцизами. Затем в 1999 году они были восстановлены и повышены. В 2004 году (до августа)   экспортная пошлина на нефть составляла 136,2 долл. за тонну, а с 1 августа 2005 года – уже 140 долл. за тонну. При этом средняя экспортная цена российской нефти к этому периоду достигала 48,5 долл. за баррель. В целом в отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие – понижаться, и их размер должен колебаться от 5 до 30%.
     Что касается прямых налогов то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками. Прибылью в целях налогообложения для российских организаций является полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов. Для иностранных организаций налогооблагаемой базой является доход от источников в РФ, конкретизируемый ст. 309 НК РФ. В ст. 251 НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. Налоговая ставка устанавливается (за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом) в размере 20%, в том числе сумма налога, исчисленная по ставке 4,5%, зачисляется в федеральный бюджет, исчисленная по ставке в размере 15,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученных в виде дивидендов, применяются следующие ставки: 9% - по соответствующим доходам от российских организаций российскими организациями и физическими лицами; 15% - по соответствующим доходам от российских организаций иностранными организациями и российскими организациями от иностранных организаций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.