На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Детская литература. Фольклор

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
Тема: «Фольклор»
Студенки 211 группы
ПК  №8
Шкут  Ольги. 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание
    Введение.
    Понятие «фольклор».
    Классификация фольклора.
    Подробно о былинах.
    Отношение великих людей к фольклору.
    Заключение.
    Литература.
 
Введение.
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос – произведения повествовательного рода: песни о памятных событиях истории, героях; разнообразные сказки, предания об основании городов,  рассказы о жизни выдающихся людей.
Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только самый предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую;  однако последнюю правильнее называть фольклористикой.
Помимо термина  «фольклор» в научном обиходе  разных стран встречаются и другие термины: немецкий — Volkskunde, в более  узком значении слова — Volksdichtung; французский — Traditions populaires. В XIX в. у нас господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».
Область, в которой  появилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира фольклор был той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество (темами, образами, идеями). Фольклор как искусство творится по особым законам, существенно разнящимся от законов литературного творчества.
Акт литературного  творчества всегда сопряжён с авторской  деятельностью человека, который  создает своё, неповторимое и не повторяемое другими людьми художественное произведение. Произведения наиболее самобытных художников различаются  даже по характеру, строю и свойствам отдельных фраз, фактуре стиха, мельчайшим признакам стиля.
Иной характер носит акт фольклорного творчества. В фольклоре всегда имеет место  непосредственное заимствование результатов предшествующего творчества, лишь дополняемое и видоизменяемое в последующем. Вследствие передачи произведения от лица к лицу в устно-поэтический обиход многих певцов, сказочников и сказителей входит только то, что они считают творчески удачным. При этом плохо придуманное утрачивается.
В детском фольклоре  необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и  разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых и больших жанров (форм).
Классификация детского фольклора.
Малые формы:
    Колыбельные песни;
    Пестушки;
    Потешки;
    Прибаутки;
    Загадки;
    Пословицы и поговорки;
    Песни.
Большие формы:
    Былины;
    Легенды;
    Мифы;
    Сказки.
Малые формы.
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».Такое название колыбельные песни получили не счайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дрёмушка – дрёма, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрёму к малышу:
Сон да дрёма,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрёма
Накатись  на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили заговорно - заклинательный характер. Главным героем песен становился кот. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Кота зовут ночевать:
Ваня  будет спать,
Котик Ваню качать.
Коту обещают  награду за работу: «кувшин молока, кусок пирога», «белый платочек на шею». Сулят «лапки вызолотить, хвостик высеребрить».Не редко в колыбельных рисуется будущее младенца:
Спи, посыпай,
Боронить  поспевай.
Мы  те шапочку купим,
Зипун сошьём;
Боронить  пошлём
В чистые поля
В зелены луга.
В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика  и звуковое «оформление» соответствуют  покачиванию и скрипу зыбки:
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Ворота - то скрып, скрып!
А Колинька спит, спит.
Помимо песен  с установившимся текстом встречаются и импровизации, но развивающие старые традиционные формы:
О, о, о, о, о, о, о!
О, о! баиньки, -
О! баю, баю, баю!
Баю милую.
Колыбельной песне  присуща своя система выразительных  средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов – не только в славах, обращённых к ребёнку, но и в названиях всего того, что его окружает.
Как и колыбельные  песни, эти произведения содержат в  себе элементы первоначальной народной педагогики, простейшие уроки поведения и отношений с окружающим миром.
Пестушки (от слова пестовать - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребёнка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребёнку в первые месяцы жизни. Их содержание связано с определенными физическими действиями.
Например:
Потягунушки, потягунушки,
Поперек – толстунушки!
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.
Пестушки лаконичны. Не всегда в пестушках есть рифма, а если и есть, то чаще всего парная. К пестушкам близки своеобразные шутливые заговоры, например: «С гуся вода, а с Ефима - худоба». Важное значение в пестушках имеет ритм.
Потешки – более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него весёлое настроение. Им свойственна ритмичность:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил  он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Но потешки  не только развлекают, но и наставляют, дают простейшие знания о мире.
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином – «прибаутки». Своим содержание они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Как правило, в  прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие, что отвечает активной натуре ребёнка.
Дон, дон, дон!
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром – 
Заливать  кошкин дом.
Движение –  основа образной системы прибауток.
Многообразны  и ярки ритмы прибауток. В одном  случае – беспокойный колокольный звон:
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом…
В другом – тяжеленный грохот:
Трах, трах, тара-рах!
Едет  баба на волах.
В третьем –  воспроизведение ладной, умелой работы:
А чу-чу, чу-чу, чу-чу!
Я горох молочу!
Часто прибаутки  строятся в форме вопросов и ответов – в виде диалога. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приёмы – композиция, образность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания.
 Загадка развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств. Так, печь представлена девицей, а дым – длинной девичьей косой:
«Стоит  девица в избе, а  коса – на дворе».
Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчётливо. Множество загадок иронических, шутливых.
Народные пословицы  содержат мораль, выработанную многими  поколениями:
«При солнышке – тепло, при матери - добро».
Пословица легко ложится в память, потому что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с чётким композиционным членением суждения на части.
Народные  поговорки – это широко распространённые образные выражения, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщённого поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а даёт ему выразительную эмоциональную оценку.
Песни предлагают ребёнку обширный круг поэтических ассоциаций. Это пленительные образы белой берёзы, шумящей на ветру, разлившейся весенней воды, белой лебёдушки, серых гусей, частого дождя и др. Все они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине. 

Большие формы.
Былины.
 Это героический  эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух  начал – добра и зла – и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований – былин (от слова быль) или старин. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Гипербола – один из ведущих приёмов в былинном повествовании. Она придает персонажам монументальность, а их подвигам – художественную убедительность. Героям судьба родины дороже жизни.
Сказки.
Сказка (фольклорная) – эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.
Фольклорная сказка включает несколько жанров:
    Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах;
    Волшебные сказки;
    Легендарные сказки;
    Новеллистические (бытовые) сказки;
    Анекдоты;
    Небылицы;
    Кумулятивные сказки;
    Докучные сказки.
Сказка  о животных (животный эпос) — это совокупность  разножанровых произведений сказочного фольклора (сказка), в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В сказках о животных человек:
    либо играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза (саней)»);
    либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).
Е. А. Костюхин выделял жанры о животных так:
    Комическая (бытовая) сказка о животных
    Волшебная сказка о животных
    Кумулятивная сказка о животных
    Новеллистическая сказка о животных
    Аполог (басня)
    Анекдот.
    Сатирическая сказка о животных
    Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
    Небылицы
В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее (Иван с братьями или сёстрами).
Новеллистическая  сказка (или, социально-бытовая) имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но качественно отличающаяся от неё. Сказка данного жанра прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — трикстер, обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость с властями предержащими и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Анекдотическая  сказка, отличается от анекдота тем, что сказка является развёрнутым повествованием анекдота.
Небылицы — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былины.
Цепочная  сказка (кумулятивная сказка, рекурсивная сказка) — сказка, в которой диалоги или действия повторяются и развиваются по мере развития сюжета. Эффект этих сказок часто основан на повторах и характерной рифме.
Многие из таких  сказок являются реликтовыми (очень древними) и имеют похожую структуру у многих народов мира. Часто цель таких сказок — развитие речи у детей, начинающих говорить, поэтому они часто являются первыми сказками.
Легенды.
Легенда (от ст. лат. Legenda - собрание литургических отрывков для ежедневной службы) - одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого.
Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова; часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.
Легенды, как  правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда  о ком-либо слагали легенды, это  означало общественное признание его  деяний.
Мифы.
Миф – сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.
Поскольку мифология  осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие, всестороннее влияние.
Подробно  о былинах.
Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).
Средства  художественной выразительности.
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В  древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный  стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова:
ета коса, коса, …из далече-далече, дивным дивно
(повторения  тавтологические),
но и применение синонимов:
биться - ратиться, дани-пошлины
(повторения  синомимические),
зачастую окончание  одной строки является началом другой:
  А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…
нередки троекратные  повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня:
Ай  выходит Добрыня  на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии.
К «общим местам»  относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы  народный сказитель мог комбинировать  по собственному желанию.
Для языка былин  характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.
Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный  напрямую с содержанием), функция  которого состоит в подготовке к  прослушиванию песни; зачин (в его  пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).
Взгляд сказителя  никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
Сюжеты  былин.
Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична, Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин, Илья и Идолище, Илья и Соловей-разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).
Особняком стоят  сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой). 

Основные  былинные герои.
Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших»  и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Несмотря на то, что против подобной классификации впоследствии были выдвинуты серьезные возражения, подобное деление до сих пор встречается в научной литературе.
Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы.
Историческая  действительность и  художественный вымысел  в былинах.
Соотношение между  действительностью и вымыслом в  былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.
Тем не менее, народные сказители, воспевавшие подвиги  княжеской дружины, в отличие  от летописцев, не следовали буквально  хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила  лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Тесная связь с окружающей действительностью обусловила развитие и изменение строя и сюжетов былин, соответственно ходу истории Русского государства. Притом сам жанр существовал до середины XX в., разумеется, претерпевая многообразные изменения.
Циклизация  былин.
Киевский  или «владимиров» цикл.
В этих былинах  богатыри собираются вокруг двора князя  Владимира. Сам князь не совершает  подвигов, однако, Киев – центр, который  влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В. Я. Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).
Новгородский  цикл.
Былины резко  отличаются от былин «владимирова» цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.
Московский цикл.
В этих былинах  отразился быт высших слоев московского  общества. В былинах о Хотене Блудовиче, Дюке и Чуриле содержится множество  деталей, характерных для эпохи  подъема Московского государства: описаны одежда, нравы и поведение  горожан.
К сожалению, русский героический эпос не сложился полностью, в этом отличие его от эпосов других народов. Поэт Н. А. Заболоцкий в конце жизни попытался предпринять беспрецедентную попытку – на основании разрозненных былин и былинных циклов создать единый поэтический эпос. Этот смелый замысел ему помешала осуществить смерть.
Собирание и публикация русских  былин.
Первая запись русских эпических песен сделана  в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший  огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40–60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.