На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: плюсы и минусы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке 

Тамбовский  государственный университет имени  Г.Р.Державина 

Академия  экономики и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
на  тему: "Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: плюсы и минусы" 
 
 
 
 
 

Выполнила
студентка специальности 
«Национальная экономика»
2 курса  203 группы
Авдеева Екатерина Николаевна 

Проверил
Канищев В. В. 
 
 
 
 

Тамбов 2008 г.
Содержание
Введение..................................................................................................3
Глава 1. Мажоритарная избирательная система..................................4
Глава 2. Пропорциональная избирательная  система..........................8
Глава 3. Смешанная  и консенсусная избирательные системы.........11
Глава 4. Особенности  избирательной системы в России.................13
Глава 5. Взаимосвязь  избирательных систем с партийными системами и видами государственного устройства..........................16
Заключение..........................................................................................18
Список  литературы ………………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. К моменту распространения всеобщего избирательного права в промышленно развитых странах сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в парламенте, возникли избирательные системы.
    Избирательная система представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Избирательная система является также лавным регулятором выборов, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
    Мировая практика демократического голосования  знает две основные избирательные  системы: пропорциональную (голосование по партийным спискам) и мажоритарную (голосование по одномандатным округам). Остальные в той или иной степени представляют собой смешение элементов этих двух систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Мажоритарная избирательная  система
    Мажоритарная (альтернативная) избирательная система (от франц. majorite – большинство, от лат. major – больший, основывающийся на большинстве) – один из способов определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов (кандидаты меньшинства при этом не могут быть избраны). Избирательные округа, где применяется мажоритарная система, чаще всего бывают одномандатными, т. е. каждая партия выставляет только одного кандидата, и редко – многомандатными, когда партия выставляет целый список своих кандидатов и избиратель голосует за список в целом.
    В зависимости от того, какое большинство  требуется, мажоритарные избирательные  системы делятся на системы относительного большинства и системы абсолютного большинства. При системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который собрал больше действительных голосов, чем любой другой кандидат в отдельности (N+1). Если борьбу ведут кандидаты трех и более партий, то избранным может оказаться тот, кто собрал фактически менее половины поданных по избирательному округу голосов, но больше других кандидатов. Такая система применяется в США, Канаде, Индии, Российской Федерации (при выборах в Государственную Думу до последнего момента действовала смешанная мажоритарно-пропорциональная система: одна половина депутатов избиралась по пропорциональной, а другая – по мажоритарной системе; однако ныне в законодательство о выборах внесена поправка: депутаты Государственной Думы будут избираться только по пропорциональной системе, т. е. по партийным спискам, это обеспечит реальную расстановку в Думе политических сил, свободных от местнических влияний). При такой системе для партии важно победить как можно в большем числе округов, хотя бы с минимальным перевесом в каждом (большой «перевес» не имеет значения), поэтому доля мест, полученных партией в парламенте, не соответствует числу собранных ею по стране голосов избирателей. Эта же причина толкает многих избирателей голосовать не за своего избранника, а за кандидата другой партии, у которой больше шансов победить, лишь бы не победил кто-нибудь более нежелательный. При таком порядке определения результатов преимущество получают крупные партии.
    При системе абсолютного большинства необходимо собрать более половины действительных голосов (50%+1). Если никто из кандидатов не соберет такого числа голосов, то законом может быть предусмотрен 2-й тур (как во Франции и Российской Федерации, например, при выборе президента) в виде перебаллотировки двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, либо в виде повторных выборов. И тогда избранным окажется кандидат, который собравший относительное большинство голосов.
    Крайне  редко применяется мажоритарная система квалифицированного большинства, при которой победитель должен получить установленное законом большинство голосов – 3/4, 2/3 и т. п.
    Каждая  из основных избирательных систем имеет  свои сильные и слабые стороны.
    К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят:
      сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов;
      формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который в свою очередь лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.
    Наряду  с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий. Так, например, партия А может провести больше депутатов в парламент, чем партия Б, победив с минимальным отрывом в 51 избирательном округе, в то время как за партию Б проголосует подавляющее большинство избирателей в 49 избирательных округах и большинство избирателей в целом по стране.
    Непосредственная  зависимость результатов выборов от распределения избирателей по округам создает опасность манипулирования посредством тенденциозного нарезания избирательных округов. Такая практика искажения воли избирателей получила название «избирательной географии» или «джерримендеринг» (по имени ее изобретателя – американского губернатора штата Массачусетс Джерри, который в 1812 г. так «перекроил» свой штат перед выборами, что искусственно «рассеянными» оказались избиратели, голосовавшие за его политических противников).
    Создавая  возможность формирования правительства, не пользующегося поддержкой большинства населения и сильно ограничивая доступ в депутатский корпус представителей меньшинств, в том числе небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти, вызывать у граждан недоверие к политическому строю, абсентеизм или даже склонность к радикальным, недемократическим методам политической борьбы. Непосредственная зависимость депутатов от населения определенного избирательного округа побуждает их к местничеству, недостаточному учету общенациональных интересов.
    В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно  разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя. Поэтому мажоритарная система традиционно считается менее демократичной. Вместе с тем, такая избирательная система способствует обеспечению стабильности в парламенте и формированию стабильного правительства. Обычно она сочетается с двухпартийной системой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Пропорциональная избирательная система
    На  преодоление этих и некоторых  других недостатков мажоритарной системы  претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями.
    Пропорциональная (представительная) избирательная система – способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, основанный на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею мандатов. Как правило, при пропорциональной системе избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата.
    Пропорциональная избирательная система имеет следующие модификации:
      пропорциональная система на общенациональном  уровне, при которой избирательные округа не выделяются и избиратели голосуют за партию в масштабе всей страны;
      пропорциональная система в многомандатых округах, при которой избиратели голосуют за представителей партии в масштабе округа, при этом места распределяются в зависимости от влияния партии в округе.
 
    Традиционно пропорциональная система считается  более демократичной, обеспечивая представительство мелких партий в парламенте; сочетается с многопартийной системой, однако может быть и фактором политической нестабильности, особенно в парламентской республике, способствуя дроблению сил в парламенте и делая возможной частую смену правящих коалиций, что в известной мере затрудняет работу правительства. Примером тому является Италия, в которой за 50 лет сменилось 52 правительства.
    Главное достоинство пропорциональной избирательной системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
    Однако  пропорциональная система имеет  и определенные недостатки. Важнейший из них – относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
    Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное  дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в  него представителей крайне радикальных  или даже экстремистских сил многие страны используют так называемые заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.
    К недостаткам пропорциональной системы нередко относят  непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера  внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.
    Существует  три основных вида списков для голосования:
      жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой ни представлены в партийных списках;
      полужесткие – в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций);
      свободные – распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.