Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная и муниципальная форма собственности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

Федеральное агентство по образованию 

Тихоокеанский государственный экономический  университет 

Кафедра Экономической теории 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине Экономическая  теория 

ТЕМА:
  ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ 
 

                   Студентка 111Б группы Алексеенко  В.В. 

                                                                 Руководитель к. д. н., доц. Гуменчук  Н.В. 

                                                                  курсовая работа допущена  к защите 

                                                                       ___________________________
                  подпись руководителя 

                  «_____»___________2010г
                  Курсовая  работа защищена
                     с оценкой_____________ 
                   

                  «____»______________2010г 
                   
                   
                   
                   

           Владивосток - 2010
    Содержание
    Введение………………………………………………………………………..3
    1. Понятие собственности. Экономические и правовые аспекты собственности……………………………………..…………………………...5
    2. Место и роль собственности в экономических системах.........................22
    3. Современное состояние государственного и муниципального секторов экономики………………………………………………………..……………24
    Заключение………………………………………………………..…..………28
    Список использованной литературы………………………………..…..…..30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение
      Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно. Существуют разные подходы к определению государственной собственности.
      Одно  из определений гласит: «государственная собственность – это система отношений по поводу присвоения благ в целях реализации государственных, публичных интересов».В современных условиях в России падение уровня производства, разрыв межхозяйственных связей и замыкание базовых производств города на территориальном уровне приводит к тому, что жизнь и деятельность людей в гораздо большей степени, чем раньше, начинает определяться формами и масштабами присвоения благ, находящихся в муниципальной собственности.
      Муниципальной собственности присущи две особенности, которые служат дополнительным обоснованием актуальности ее исследования. Первая состоит в том, что муниципальная собственность служит основой независимости и самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает управляемость городским хозяйством и городом в целом. Вторая особенность муниципальной собственности заключается в том, что она служит основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории. Муниципальное жилье, детские и образовательные учреждения, определенные льготы в оплате коммунальных услуг, целевые выплаты нуждающимся, - все это позволяет поддерживать определенные социальные стандарты жизни людей, облегчать существование незащищенным слоям населения. В России выполнение этой функции муниципальной собственности в силу затянувшегося социально-экономического кризиса и массового обнищания населения приобретает особую значимость и актуальность.  
          Несмотря на ту важную роль, которую играет муниципальная собственность как на общегосударственном уровне, так и на территориальном, эта форма собственности еще недостаточно исследована учеными, что выявляет еще одну причину, по которой исследование данной формы собственности становится актуальным.

      Цель  данной работы раскрыть такие вопросы, как понятие и роль государственной и муниципальной форм собственности.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:
    Рассмотреть понятие собственности;
    Изучить Экономические и правовые аспекты собственности;
    Определить, какова её роль в экономических системах;
    Посмотреть современное состояние государственного и муниципального секторов экономики..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Понятие собственности. Экономические и правовые аспекты собственности 

      Вещные  права представляют собой основной юридический способ оформления экономических отношений присвоения (собственности). Следовательно, без рассмотрения данных экономических отношений невозможно понять и их правовое оформление, прежде всего — право собственности как основное вещное право.
      Термин  «собственность» нередко употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий «имущество» или «вещи», говоря, например, о «передаче собственности» или о «приобретении собственности». В других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда, напротив, это понятие отождествляют с чисто юридической категорией — правом собственности и т.д. В результате этой путаницы складываются ошибочные представления и стереотипы относительно собственности — в частности, распространенное мнение о том, что экономические отношения собственности юридически всегда оформляются только с помощью права собственности. Между тем в экономическом и юридическом понимании собственности имеются существенные различия.
      Собственность — это, конечно, не вещи и не имущество. Это — определенное экономическое (фактическое) отношение, подвергаемое правовому оформлению. Экономическое отношение собственности:
      • во-первых, состоит из отношения лица к имуществу (материальному благу, в том числе к вещи) как к своему, присвоенному, которое можно непосредственно использовать по своему усмотрению и в собственных интересах;
      • во-вторых, включает также отношение между людьми по поводу присвоенного имущества (материальных благ), которое заключается в том, что лицу, присвоившему имущество, все другие лица должны не препятствовать в его самостоятельном использовании; более того, присвоивший имущество по своему усмотрению может отстранять или допускать других лиц к его использованию.
      В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
      В настоящее время законодательством  закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая  и государство. Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности.
      В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.
      Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски. Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу.
      В сложной системе экономических  отношений государственная собственность  представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
      Право государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам  РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения.
      В субъективном смысле право государственной  собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.
      В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса  РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве  собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
      Речь  идет о двух видах государственной  собственности, существующей в Российской Федерации: федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации.
      Кроме того, земля и другие природные  ресурсы, не находящиеся в собственности  граждан, юридических лиц либо муниципальных  образований, являются государственной  собственностью.
      В соответствии с законодательством, можно говорить о двух видах имущества, находящегося в государственной собственности: во-первых, имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно во владение, пользование и распоряжение, т.е. на праве хозяйственного управления и праве оперативного управления (ст.294 Гражданского кодекса РФ) и права оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ);. во-вторых, имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Федерации.
      Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, и характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще все и бывает.
      В советский период государство было конституировано в нашем законодательстве как единый собственник всего государственного имущества. Из этого был сделан вывод, что государственная собственность составляет единый фонд, что все государственное имущество принадлежит единому и единственному собственнику - Советскому государству.
      В связи с расширением прав регионов и государственных предприятий  в противовес была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной  собственности.
      Разгосударствление  – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.
      Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций  хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень  предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
      Разгосударствление  не означает, что государство перестает  играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство  остается структурным элементом  смешанной экономики.
      Процесс разгосударствления не равнозначен  денационализации, т.к. последняя не сводится к одной приватизации. Процесс  разгосударствления сохраняет государственную  собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.
      Основными способами разгосударствления являются:
      1) либерализация рынков;
      2) коммерциализация;
      3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);
      4) денационализация.
      Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о:
      - снятии различного рода запретов  и устранении барьеров, препятствующих  доступу на тот или иной  рынок новых конкурентов;
      - о диверсификации производства  и продаж, в результате чего  растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. [16, с. 63].
      Государство поощряет также малый бизнес (через  налоговые льготы), снимает ограничения  для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации  экономики. Все это делает рынки  более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
      Коммерциализация  государственных предприятий заключается  в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам  рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
      Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет не только и не столько о создании предприятий с участием иностранного капитала, сколько о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения.
      И еще один способ разгосударствления – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный приватизационный характер. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в частные руки, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.
      Все эти способы разгосударствления переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики
      Результатом разгосударствления является уменьшение доли валового национального продукта, перераспределяемого через государственный  бюджет. Иначе говоря, сокращается часть чистого продукта, создаваемого предпринимателями, изымая через налоговые и другие платежи в централизованный доход государства. По уровню такого изъятия можно судить о степени огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и соответственно о развитии рыночных механизмов.
      Следует уточнить, что при разгосударствлении форма собственности не изменяется (в отличие от процесса приватизации). В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.
      Приватизация  – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в  передаче ее в частную собственность  отдельных граждан и юридических  лиц. сложной проблематики современных  тенденций развития отношений собственности  представляется весьма актуальным, особенно в свете нынешней социально-экономической ситуации в стране, поскольку в процессе экономических реформ в России наиболее радикальному изменению подвергаются формы собственности. Демонтаж централизованной системы управлении произошел посредством «разгосударствления», введение рыночной осуществляется путем расширения частной собственности, во многом хаотического, хотя и предпринимаются попытки имитации экономической структуры западных стран. Однако эффективность происходящих преобразований под большим вопросом, тем более при спаде производства. Очевидно, необходимо четко представлять возможности каждой формы собственности в плане позитивности ее влияния на стимулы к труду, динамику и качество экономического развития, состояние производительных сил и их продуктивности
      Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Закон РФ "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятии в  РФ" от 3.07.1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий". Сложной проблематики современных тенденций развития отношений собственности представляется весьма актуальным, особенно в свете нынешней социально-экономической ситуации в стране, поскольку в процессе экономических реформ в России наиболее радикальному изменению подвергаются формы собственности. Демонтаж централизованной системы управлении произошел посредством «разгосударствления», введение рыночной осуществляется путем расширения частной собственности, во многом хаотического, хотя и предпринимаются попытки имитации экономической структуры западных стран. Однако эффективность происходящих преобразований под большим вопросом, тем более при спаде производства. Очевидно, необходимо четко представлять возможности каждой формы собственности в плане позитивности ее влияния на стимулы к труду, динамику и качество экономического развития, состояние производительных сил и их продуктивности.
      В современной России институт муниципальной  собственности впервые получил  свое закрепление в Законе «О собственности  в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации признается и защищается наряду с другими формами собственности муниципальная собственность. Статьей 132 Конституции России установлено право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью.
      В настоящее время понятие муниципальной  собственности, порядок ее образования, а также порядок владения, пользования  и распоряжения ею определяются Гражданским Кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими федеральными и региональными законами.
      Согласно  статье 215 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью».
      Наличие муниципальной собственности - одно из важных условий успешного существования  муниципального образования. Муниципальная собственность наряду с имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, составляет экономическую основу местного самоуправления. Вместе с тем в соответствии со статьёй 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования не является основанием для упразднения или преобразования муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования.
      Субъектом права муниципальной собственности  являются муниципальные образования. В соответствии с определением, содержащимся в статье 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование это городское или сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория в пределах которых осуществляется местное самоуправление. В Санкт-Петербурге субъектом права муниципальной собственности являются города, муниципальные округа и поселки.
      Объекты права муниципальной собственности. Круг объектов права муниципальной  собственности законодательно ограничен. К муниципальной собственности не могут быть отнесен ряд объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, например, боевое оружие.
      Объекты права муниципальной собственности  возможно классифицировать по нескольким основаниям:
      Во-первых:
      Имущество составляющее муниципальную казну.
      Имущество находящееся в оперативном управлении и хозяйственном 
      ведении.
      Во-вторых:
      Движимое  имущество.
      Недвижимое  имущество.
      Имущественные права.
      Указанная классификация может быть использована для создания реестра муниципальной собственности.
      Пункт 1 статьи 29 Закон Российской Федерации  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в  состав муниципальной собственности  входят:
      -средства  местного бюджета,
      -муниципальные  внебюджетные фонды, 
      -имущество  органов местного самоуправления,
      -муниципальные  земли и другие природные ресурсы, 
      -муниципальные  предприятия и организации, 
      -муниципальные  банки и другие финансово-кредитные  организации, 
      -муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,
      -муниципальные  учреждения образования, здравоохранения,  культуры           
        и спорта,
      -другое  движимое и недвижимое имущество.
      Статья 9 Конституция России выделяет в  числе возможных объектов муниципальной  собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом Российской Федерации. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водным кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.
      Содержание  права муниципальной собственности  составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.
      Полномочие  владения - это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью.
      Полномочие  пользования - это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления. Полномочие пользования обычно опирается  на полномочие владения.
      Полномочие  распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов по отношению этой вещи.
      Право муниципальной собственности, как  и право собственности вообще, является элементом абсолютного  правоотношения. Все лица по отношению к муниципальной собственности выступают в качестве обязанных лиц. Их обязанность состоит в том, что они не должны посягать на целостность муниципальной собственности. В свою очередь, собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, которые не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
      Муниципальной собственности отчасти присущ властный характер, который выражается в способах ее осуществления. В то же время властное начало муниципальной собственности никак не должно сказываться на реализации права муниципальной собственности в гражданских правоотношениях.
      В законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется  такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.