Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственно-частное партнерство

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г.Ялта) 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА 

специальность: 6.050200
«Менеджмент организаций» 

    Дисциплина : Инвестиционный и инновационный менеджмент 
     

РЕФЕРАТ 

     на  тему: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО  
 
 
 

Студентка:  Зубенко  Ольга Петровна       

Группа 51 зМН 5 курс.              
 

Дата сдачи  в деканат ………………………… 
 

                                                                            Методист ……………………….
                                                                                                                           (подпись) 
 
 

Работа зачтена  (не зачтена) ……………………………………… 
 

Преподаватель: Казак А. Н .       
                                                                                                                              (подпись) 

Дата …………………………………. 
 
 

Ялта, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ 

 
Введение …………………………………………………………..                    3
 
ГЛАВА 1      ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ  ПАРТНЕРСТВО 
      1.1. Общая характеристика ГЧП………………………
      1.2. Модели, формы и механизмы ГЧП……………….
ГЛАВА 2
     ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ  ПАРТНЕРСТВО В УКРАИНЕ
     2.1. Общая характеристика и понятия  ГЧП в Украине
     2.2. Проблемы применения ГЧП в  Украине……………
 
 
 
 
              4 
 
              7 
 
 
 

                 13 

                 17
     ВЫВОД……………………………………………………..                 20
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………                     21
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Для развития и управления объектами государственной собственности у любого государства возникает потребность в частных инвестициях, предпринимательской инициативе и менеджерских талантах. При этом передача этих объектов в частную собственность неприемлема. В связи с этим обстоятельством в последние годы во всем мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда находились в государственной собственности и государственном управлении: электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном трубопроводном транспорте, портах, аэропортах и т. д. Правительства многих государств передают частному бизнесу во временное долго- или среднесрочное пользование объекты этих отраслей, оставляя за собой право регулирования и контроля их деятельности.
     В Украине за годы реформ в экономике  существенно сократился государственный сектор, а функции управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу.
     Одновременно  происходила передача все больших полномочий на субнациональные уровни, возрастала роль и значимость местных властей в обеспечении благосостояния населения и решения наиболее значимых проблем местного развития. Вместе с тем, муниципалитеты, также как и государство в целом, постоянно сталкиваются с проблемами, связанными с недостатками бюджетных ресурсов для реализации муниципальных инвестиционных проектов и ростом требований к предоставляемым им услугам. В то же время частный сектор накопил немало опыта и средств, которые он мог бы использовать для решения приоритетных муниципальных проектов.
     Для того чтобы разрешить противоречие в недостаточности государственных  средств и обеспечении простого и расширенного воспроизводства, в  хозяйственной практике многих стран используется концепция государственно-частного партнерства, которая представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. В данном реферате рассмотрены общая характеристика и формы государственно-частного партнерства Украины.
     ГЛАВА 1
     ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ  ПАРТНЕРСТВО  

      Общая характеристика ГЧП
     В экономике ряда развитых, а последние  десятилетия и развивающихся  стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Партнерство государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской и украинской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).
     Бурное  развитие многообразных форм ГЧП  во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики.
     В современном понимании ГЧП —  это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
     Развивающееся партнерство, создает свои базовые  модели финансирования, отношений собственности  и методов управления. При этом перераспределение правомочий собственности, закрепляются соответствующими соглашениями сторон. Некоторые устоявшиеся формы партнерства, например концессии, нередко расцениваются как косвенная приватизация (вторжение в систему отношений собственности). Партнерства институционально преобразуют сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства, но не выводят их полностью за его пределы.
     Разделение правомочий собственности между государственным и частным секторами экономики в рамках партнерства обычно касается не всего комплекса правомочий, а лишь некоторых из них. К таким ключевым правомочиям относят, право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также право на изменение капитальной стоимости объектов соглашений и право на переуступку тех или иных собственнических правомочий другим лицам.
     Наибольший  практический опыт перераспределения правомочий собственности между государством и частным бизнесом имеется в так называемых секторах общественных услуг (в инфраструктурных отраслях).
     Государство несет ответственность перед  обществом за бесперебойное обеспечение  публичными благами, чем и объясняется сохранение ряда отраслей и производств в государственной собственности. В то же время частному предпринимательству присущи мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Объединить преимущества обеих видов собственности без глубоких социальных перемен возможно в рамках государственно-частного партнерства.
     Однако  государство при всех условиях остается субъектом публично-правовых отношений. Государство как суверен особый субъект гражданского права:
    государство само определяет правовые рамки, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданско-правовых отношений;
    государство сохраняет властные функции, даже вступив на началах равенства сторон в указанные отношения, так как может принимать административные акты, это равенство игнорирующие.
     В соответствии с этим проекты ГЧП  не простое сложение ресурсов, а  совершенно особая конфигурация интересов и соответствующих правомочий партнеров.
     Исходя  из опыта стран с развитой рыночной экономикой, выделяют следующие черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса:
    определенные, часто длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10 - 15 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры), который должен быть завершен к установленному сроку;
    специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами, или же совместное инвестирование нескольких участников;
    обязательное наличие конкурентной среды, когда за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими потенциальными участниками;
    специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций общественных интересов и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг реализации проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработка, финансирование, строительство и эксплуатация, управление, практическая реализация услуг потребителям;
    разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон.
     Обе стороны партнерства заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом. Проекты ГЧП облегчают выход на мировые рынки капиталов, стимулируют привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
     Особое  значение ГЧП имеет для экономики  регионов, где на его основе развиваются местные рынки капитала, товаров и услуг.
      Каждый  партнер вносит свой вклад в общий  проект. Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное  управление, гибкость и оперативность  в принятии решений, способность  к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживаются эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.
     Со  своей стороны государство обеспечивает правомочия собственника, возможность  предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов. В ГЧП оно получает возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может постепенно смещать акценты в своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. Неизбежные предпринимательские риски при этом перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная значимость ГЧП заключается в том, что выигрывает общество как потребитель более качественных услуг. 

   
      Модели, формы  и механизмы ГЧП
     В зависимости от характера решаемых в рамках ГЧП конкретных задач  все множество существующих и  вновь возникающих форм партнерств можно подразделить на отдельные типы (модели). Соответственно целям ГЧП различают организационные модели, модели финансирования и кооперации. Во многих случаях партнерства используют формы, базирующиеся на преимуществах разных моделей и их сочетании.
     В организационных моделях глубокого вторжения в отношения собственности, как правило, не происходит, сотрудничество публичного и частного партнеров осуществляется за счет привлечения третьих организаций, переуступки отдельных функций и контрактных обязательств, использования возможностей передачи объектов во внешнее управление. К организационной модели относят и наиболее распространенный в настоящее время тип ГЧП - концессии.
     К моделям финансирования относятся  такие формы, как коммерческий наем, аренда, все виды лизинга, предварительное и интегрированное проектное финансирование.
     Модель  кооперации представляет собой всевозможные формы и методы объединения усилий ряда партнеров, отвечающих за отдельные  стадии общего процесса создания новой  потребительной стоимости как публичного блага. Часто такая кооперация требует организации сложных, в том числе холдинговых структур по сооружению объектов и их эксплуатации, особенно в сфере производственной и социальной инфраструктуры.
     Принятые  в мировой практике классификации  ГЧП выделяют обычно следующие его формы.
     Контракты как административный договор, заключаемый  между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно  необходимых и полезных видов  деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. Как правило, контракты с государственным или коммунальным органом - весьма привлекательный бизнес для частного предпринимателя, поскольку помимо престижа гарантируют ему устойчивый рынок и доход, а также возможные льготы и преференции.
     Аренда  в ее традиционной форме (договора аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что на определенных договором условиях происходит передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. Традиционные договора аренды предполагают возвратность предмета арендных отношений, при этом правомочие по распоряжению имуществом сохраняется за собственником и не передается частному партнеру. В специально оговариваемых случаях арендные отношения могут завершиться выкупом арендуемого имущества. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупить государственное или муниципальное имущество.
     Концессия (концессионное соглашение) - специфическая  форма отношений между государством и частным партнером, получающая все большее распространение. Ее особенность состоит в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении. Право же собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру. Они, в отличие от контрактных, арендных или иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности.
     А также, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий.
     У государства в рамках, как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов.
     Государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею, таким образом, концессии являются альтернативой приватизации.
     Известно, что концессии получили наибольшее распространение в инфраструктурных отраслях, где необходимы приток частных  инвестиций и высококвалифицированное  управление.
     Можно выделить, три вида концессий:
    на уже существующие объекты инфраструктуры;
    на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов;
    передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.
     В рамках этих видов возможны варианты концессионных отношений.
     Соглашения  о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом. Отличие от концессии заключаются в разной конфигурации отношений собственности между государством и частным партнером. В концессиях, концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпущенная продукция, в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Условия и порядок раздела продукции между государством и инвестором определяются в специальном соглашении. В мировой практике такие соглашения особенно активно используются в сфере нефтедобычи.
     Имеются различные модели раздела продукции, например, сразу на две части или после вычета затрат инвестора. Важен также учет особенностей налогообложения.
     Совместные  предприятия - распространенная форма партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала они могут быть либо акционерными обществами, либо совместными предприятиями с долевым участием сторон. В качестве акционеров в АО могут выступать органы государства и частные инвесторы. Возможности частного партнера в принятии самостоятельных административно-хозяйственных решений определяются, долей в акционерном капитале. Риски сторон также распределяются в зависимости от ее величины.
     Особенность совместных предприятий любого типа - постоянное участие государства в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности.
     Самостоятельность частного партнера в принятии решений  здесь более ограничена, чем, например, в концессиях.
     Изменение структуры акционерного капитала в пользу одной из сторон СП предполагает только перераспределение акций между инвесторами, но не ведет к увеличению общих размеров капитала (и соответственно основных фондов и числа рабочих мест). В случае национализации акционерного общества с участием государства выкуп акций осуществляется по текущему курсу и не зависит прямо от объема капитала, первоначально вложенного частным инвестором. Согласно мировой практике, при национализации концессионного предприятия государство обязано возместить концессионеру стоимость инвестированного капитала, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду.
     В последние годы области применения различных форм ГЧП стремительно расширяются; бурно развиваются  и сами формы партнерств. Так, если концессионные соглашения первоначально  стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении  централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта. В ряде стран частный бизнес проектирует и строит больницы, школы и другие общественные объекты, а затем управляет ими.
     При реализации проектов ГЧП используются разнообразные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий  частного бизнеса. Они дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон, принципов разделения рисков между партнерами, ответственности за проведение различных видов работ. Наиболее распространены следующие механизмы партнерств.
     ВОТ (Build, Operate, Transfer - строительство - эксплуатация/ управление - передача). Этот механизм используется в концессиях. Инфраструктурный объект создается за счет концессионера, который после завершения строительства получает право эксплуатации сооруженного объекта в течение срока, достаточного для окупаемости вложенных средств. По его истечении объект передается государству. Концессионер получает правомочие использования, но не владения объектом, собственником которого является государство.
     BOOT (Build, Own, Operate, Transfer - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). В этом случае частный партнер получает правомочие не только пользования, но и владения объектом в течение срока действия соглашения, после чего он передается публичной власти.
     ВТО (Build, Transfer, Operate - строительство - передача - эксплуатация/управление). Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по завершении строительства. Затем он поступает в пользование частного партнера, но без перехода к нему права владения.
     BOO (Build, Own, Operate - строительство - владение - эксплуатация/управление). В этом  случае созданный объект по  истечении срока действия соглашения  не передается публичной власти, а остается в распоряжении  инвестора.
     ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer - строительство - эксплуатация/управление - обслуживание - передача). Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.
     DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer - проектирование - строительство - владение - эксплуатация/управление - передача). Особенность соглашений этого типа состоит в ответственности частного партнера не только за строительство инфраструктурного объекта, но и за его проектирование. В случае соглашений типа DBFO (Design, Build, Finance, Operate - проектирование - строительство - финансирование - эксплуатация/управление) специально оговаривается его ответственность за финансирование строительства инфраструктурных объектов. 
 
 
 

ГЛАВА 2
     ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УКРАИНЕ 

     2.1. Общая характеристика и понятия  ГЧП в Украине  

     Верховная Рада Украины приняла Закон «О государственно – частном партнерстве» № 2404-VI от 01.07.2010 (вступил в силу 31 октября 2010 года). Где ГЧП определяется, как сотрудничество между государством Украина, Автономной Республикой Крым, территориальными общинами в лице соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления (государственными партнерами) и юридическими лицами, кроме государственных и коммунальных предприятий, или физическими лицами-предпринимателями (частными партнерами), которое осуществляется на основе договора в порядке, предусмотренном этим Законом и другими законодательными актами.
     Принципы  ГЧП
     Согласно  ст. 3 Закона о ГЧП основными принципами ГЧП являются:
— равенство перед законом государственных и частных партнеров;
— запрет любой дискриминации прав государственных или частных партнеров;
— согласование интересов государственного и частного партнеров с целью достижения взаимной выгоды;
— неизменность на протяжении всего срока действия договора, заключенного
в рамках ГЧП, целевого назначения и формы  собственности объектов, которые  находятся в государственной  или коммунальной собственности  или принадлежат Автономной Республике Крым, переданных частному партнеру;
— признание государственными и частными партнерами прав и обязанностей,
предусмотренных законодательством Украины и определенных условиями
договора, заключенного в рамках ГЧП;
— справедливое распределение рисков, связанных с выполнением договоров, заключенных в рамках ГЧП, между государственными и частными партнерами;
определение частного партнера на конкурсных началах, кроме случаев, определенных законом.
     Объектами в Законе о ГЧП понимаются объекты, которые находятся в государственной или коммунальной собственности или принадлежат Автономной Республике Крым.
     Объектами ГЧП могут быть:
— существующие, в частности, воспроизводимые (путем реконструкции, модернизации, технического переоснащения) объекты, в том числе участки недр;
— создаваемые или приобретенные объекты.
     Передача  объектов государственной или коммунальной собственности или принадлежащих Автономной Республике Крым частному партнеру для выполнения
договора, заключенного в рамках ГЧП, не предусматривает переход права собственности на эти объекты к частному партнеру. Такие объекты подлежат возврату государственному партнеру после прекращения действия договора, заключенного в рамках ГЧП.
     Право собственности на объекты, которые  были достроены, перестроены, реконструированы в рамках ГЧП, принадлежат государственному партнеру. Объектами ГЧП не могут быть объекты, относительно которых принято решение 
о приватизации, также эти объекты не могут  быть приватизированы в течение 
всего срока осуществления ГЧП.
     Гарантии ГЧП в Законе о ГЧП отсутствует положение о возмещении всех экономически обоснованных расходов (в предыдущих законопроектах предусматривались неизменные гарантии возмещения всех экономически обоснованных расходов частного партнера).
     Что касается распределения рисков, в Законе о ГЧП не прописан порядок их
распределения, лишь в принципах ГЧП сказано  о справедливом распределении 
рисков, связанных с выполнением договоров, заключенных в рамках ГЧП, между 
государственными  и частными партнерами.
     Среди гарантий, предусмотренных Законом о ГЧП, выделяется национальный режим инвестирования и другой хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов (ст. 19 Закона о ГЧП), а также условие, что законодательство, действовавшее на момент заключения договора, регулирует условия договора на протяжении всего срока его действия, кроме законодательства по вопросам обороны, национальной безопасности, обеспечения гражданского порядка, охраны окружающей среды, стандартов качества товаров (работ, услуг) налогового, валютного, таможенного и законодательства о лицензировании и другого законодательства, регулирующего правоотношения, в которых не действуют принципы равности сторон (государственного и частного партнеров).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.