На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Городские обзорные экскурсии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Экскурсионный туризм является одной из основных форм рекреационной деятельности. В структуре рекреационных потребностей экскурсионный туризм составляет 10–20% всего объёма потребностей в длительном отдыхе, а потребности в экскурсионном туризме в структуре кратковременного отдыха в выходные дни составляют 16–20%.
     Тема городских обзорных экскурсий на сегодняшний день весьма актуальна. Это обосновано тем, что городские обзорные экскурсии – самые посещаемые; обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан; количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических; на городских обзорных экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.
     Городские обзорные экскурсии имеют свои отличительные черты, которые диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определённому городу, что подчёркивает уникальность этого города, и говорит о том, что таких аналогов нет в мире. Большое значение в обзорных городских экскурсиях имеет то, что события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития. В городской – обзорной экскурсии освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и другие).
     Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки.
     Экскурсионный потенциал Беларуси составляет около 2 тыс. объектов первоочередного освоения: преобладание памятников истории (57%), памятники архитектуры (23%), памятники археологии и природы (7–8
     %), культурно – исторические комплексы.
     При написании курсовой работы автор поставила цель и задачи к написанию курсовой работы.
     Цель работы: Выявить характерные особенности в подготовке и проведении городских обзорных экскурсиях.
     Задачи:
     1. Выявить методические особенности подготовки и проведения городских – обзорных экскурсий;
     2. Провести анализ обзорных городских экскурсий;
     3. Исследовать современные предложения маршрутов городских – обзорных экскурсий;
     4. Выявить проблемы развития данных экскурсий;
     5. Разработать новый маршрут городской – обзорной экскурсии.
     Структура работы: Работа включает краткий обзор используемых источников. При подготовке использовались материалы: учебные пособия для ВУЗов, энциклопедии, материалы в прессе, сайты интернета. 
 

 

      1. Особенности обзорных городских экскурсий 

     Городские экскурсии можно разделить на три типа: тематические («Архитектура социалистического Минска»), обзорные одноплановые (исторические, архитектурные, литературные, например, «Минск литературный») и обзорные многоплановые. Обзорная многоплановая экскурсия даёт общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города.
     Проанализировав учебники, материалы с сайтов интернета автор выделяет следующие особенности обзорных городских экскурсий, отличающих их от тематических экскурсий.
     Городские обзорные экскурсии – самые посещаемые. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых и школьников, учителей и местного населения и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической разработки, отличающихся объёмом материала, степенью его сложности и числом включённых объектов.
     Обзорные городские экскурсии представляют наибольший интерес как для местных, так и, особенно, иногородних граждан. Количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических. За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида. Варианты обзорных городских экскурсий создаются для школьников и взрослого населения города, иногородних и иностранцев. Каждый экскурсовод должен уметь проводить городскую обзорную экскурсию, представляющую собой экскурсию повышенной трудности, некоторые черты, её характеризующие.
     Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и другое. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые выгодно бы их окрашивали, подчёркивали его уникальность. Любой столичный, областной, и не только областной, город имеет только ему присущие черты. Города с их старой и современной архитектурой, памятниками великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.
     Все обзорные городские экскурсии сходны по структуре. Каждая из них состоит из ряда подтем, в которых раскрываются различные стороны жизни города. (4; стр. 121)
     Выбор из множества подтем основных, обязательных – сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-порты, города-курорты, областные и районные центры, города-заповедники истории и архитектуры. (2; стр. 71) Возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки – одна из обязательных подтем любой обзорной экскурсии. Не обойтись в экскурсии и без рассказа о промышленности города, об особенностях его культурного развития, без характеристики научных и учебных заведений. Но в каждом городе имеется одна или несколько тем, которые отличают его от других городов, создают только ему присущее лицо. Эти темы и должны стать стержневыми при создании обзорной экскурсии, так как их в первую очередь будут помнить и по ним судить о роли города в истории Отчизны. Для Бреста – это тема борьбы с фашизмом, показанная на примере сохранившихся со времён Великой Отечественной войны оборонительных сооружений и памятников воинской славы, для Таганрога – всё, что связано с жизнью в нём А.П. Чехова, в Магнитогорске главное место займёт тема индустриализации России в годы первых пятилеток и т.д. (4; стр. 121)
     Не случайно обзорные экскурсии называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов, памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
     В обзорных городских экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития. (6; стр. 65–66)
     В содержании обзорной экскурсии следует верно соблюсти соотношение местного и общегосударственного материалов. История города, достижения области должны показываться в неразрывной связи с историей всей страны. К примеру, рассказывая о военных действиях во время Великой Отечественной войны осенью 1941 г. На Дону, первом контрнаступлении советских войск под Ростовом-на-Дону, нельзя не подчеркнуть, какое значение они имели для победы Красной армии над фашистами в битве под Москвой и в длительной обороне Севастополя. (4; стр. 121)
     В отдельную группу выделяются города и населённые пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих поэтов, писателей, учёных, выдающихся революционеров и общественных деятелей, полководцев, космонавтов. Например, города-столицы показываются как центры экономической, научной и культурной жизни; в промышленных центрах ведущими будут такие подтемы, как индустриализация страны, в городах – портах – международные экономические, культурные, спортивные, туристские связи нашей страны с другими странами; в городах-курортах основное внимание уделяется показу заботы правительства об организации отдыха трудящихся, использовании природных богатств для укрепления их здоровья. (2; стр. 72)
     Многоплановый характер городских обзорных экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречается ни в одной из тематических экскурсий. Экскурсовод за небольшой отрезок времени должен показать руины древней крепости, современное здание недавно построенного театра, железнодорожный мост как уникальное инженерное сооружение 19 в., памятник выдающемуся уроженцу города, отреставрированное храмовое строение, набережную и речной вокзал, новый стадион и многое другое.
     Всё это обилие разноплановых экскурсионных объектов и подтем налагает на экскурсовода большую ответственность как на посла своего города, от которого экскурсанты должны получать исчерпывающую, правдивую, современную информацию, поданную с верной эмоциональной окраской. Экскурсовод, проводящий городскую обзорную экскурсию, должен иметь разносторонние знания, в совершенстве владеть текстом экскурсии и всем арсеналом методических приёмов показа и рассказа, так как каждый из них будет необходим в том или ином месте экскурсии.
     Городскую обзорную экскурсию практически невозможно построить в хронологическом варианте, она создаётся по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что предоставляет определённую свободу при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и маршрута экскурсии.
     При значительном количестве памятников, включённых в экскурсию, ряд заметных, привлекающих внимание экскурсантов городских объектов остаётся неохваченным. К ним всегда проявляют интерес экскурсанты, задавая соответствующие вопросы. Экскурсовод обязан предугадывать вопросы и быть готовым на них ответить. Хороших знаний, связанных с одним маршрутом, недостаточно для того, чтобы стать высокопрофессиональным экскурсоводом. Он обязан обладать разносторонними краеведческими знаниями, тогда ни один вопрос участника экскурсии не застанет его врасплох.
     Планом городской обзорной экскурсии нередко предусматривается посещение музея. Это делается в том случае, когда зрительный ряд на улицах города недостаточен или мало, выразителен. В музеях чаще всего показываются археологические, этнографические или биографические материалы. Но экскурсия в музее организуется не по всем его экспозициям, а лишь по части, помогающей раскрыть определённую подтему городской обзорной экскурсии и тем самым сделать её более глубокой и содержательной.
     Правомерно включение в городскую обзорную экскурсию посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое на их осмотр, не должно превышать 15–25 минут, так как они дают представление только о какой-либо одной подтеме, а в задачи обзорной экскурсии входит ознакомление экскурсантов со многими другими сторонами жизни города. (2; стр. 75)
     Принято, что время, отведённое на осмотр той или иной музейной экспозиции, не должно превышать 30–40 минут, и желательно, чтобы экскурсию по музею вёл экскурсовод, проводящий всю экскурсию, что позволяет сохранить её целостность. Об этом заранее должна быть договоренность между музеем и экскурсионным бюро, а экскурсовод бюро обязан сдать методической комиссии музея свою экскурсию по соответствующей его экспозиции. (4; стр. 123)
     Ещё одной из особенностей городской обзорной экскурсии является постоянное, крайне динамичное её обновление, так как город развивается, в нём появляются новые современные здания, учреждения науки и культуры, спортивные сооружения, где-то открывают новую мемориальную доску и т.п. Все эти изменения городской среды должны немедленно отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты могут в знаниях о городе оказаться просвещённее экскурсоводов. (4; стр. 123)
     Особенностью обзорной экскурсии является постоянное её обновление, так как город развивается, в нём появляются новые промышленные предприятия, учреждения науки и культуры, памятники, жилые районы. Материал о современности должен быть тесно связан с важнейшими событиями текущего дня.
     В городской обзорной экскурсии, как ни в какой другой, имеются большие возможности для рекламы других экскурсий. При раскрытии подтем экскурсовод приглашает посетить тематические экскурсии по соответствующим направлениям, на которых экскурсанты глубже знакомятся с интересующими их вопросами, объектами. (2; стр. 79) 

     2. Подготовка и проведение городских обзорных экскурсий 

     При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, что многоплановый её характер, включающий различные, зачастую далёкие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.
     При создании обзорной экскурсии по городу отдаётся предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения. В городских обзорных экскурсиях освещаются следующие основные вопросы: историческое прошлое и архитектурный облик города; народно-освободительное и революционное движение; развитие города. Однако не во всех городах эти вопросы найдут отражение, так как, например, у городов-новостроек нет исторического, революционного прошлого, нет памятников архитектуры. Здесь необходимо рассказать что было до появления этих городов, рассказать об улицах, площадях, учреждениях, названных именами выдающихся исторических деятелей.
     При выборе подтем обзорной экскурсии должны учитываться национальное своеобразие каждого города, особенности быта, архитектуры, искусства.
     Определение тематики – один из важнейших вопросов в разработке городской обзорной экскурсии. Не менее важным вопросом является распределение времени для ознакомления с историческим и современным материалом. В городах, имеющих историческое прошлое, много памятников старины, и поэтому большая часть времени отводится рассказу о них; в городах-новостройках фактически всё время посвящено рассказу о современности.
     В целом экскурсии, в которых отражается современность, подразделяются на три группы: 1) экскурсии, полностью посвящённые показу современности; 2) экскурсии, в которых современный материал включён частично; 3) экскурсии, посвящённые историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох, в которых даётся современная оценка прошлому. Глубокому и всестороннему раскрытию современности, показу достижений государства способствует посещение и осмотр промышленных предприятий, научных учреждений, современных жилых районов, культурно-зрелищных и спортивных сооружений. Такой показ возможен в экскурсиях первой группы. В экскурсиях второй группы необходимо не только правильно соотнести исторический и современный материал, но и раскрыть их взаимосвязь, показать, что историческое развитие общества – закономерный процесс. При показе прошлого и современного города используется приём сравнения по контрасту, что убеждает в преимуществах различные пути развития общества, образа жизни. Третья группа экскурсий, посвящённых историческому прошлому, также способствует пропаганде современной действительности. В них экскурсоводу необходимо показывать воздействие явлений, событий прошлого на современную действительность, раскрывать наше отношение к историческим фактам, событиям, давая им современное объяснение и научную оценку.
     В содержании экскурсии должен быть пропорционально распределён местный и государственный материал, а история края раскрыта в неразрывной связи с историей всей страны.
     Многоплановый характер городской обзорной экскурсии вызывает определённые трудности в выборе объектов показа. В каждом достаточно крупном и старом городе встречаются и исторические, и архитектурные, и современные памятники. Поэтому при отборе объектов для обзорной экскурсии необходимо включать: 1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме экскурсии; 2) наиболее типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т.е. главным критерием является степень их информационности; 3) объекты, отличающиеся подлинностью. Не следует включать объекты, представляющие значительный интерес, но расположенные далеко от основного маршрута (переезд 30–40 минут).
     Отбор объектов для показа тесно связан с разработкой маршрута. Маршрут экскурсии должен быть составлен так, чтобы обеспечить последовательный показ объектов в целях полного раскрытия всех намеченных подтем и стройного изложения их содержания. Принцип составления маршрута городской обзорной экскурсии обычно тематико-хронологический.
     Подготовка городской обзорной экскурсии более сложная, чем подготовка тематической. В процессе работы, над её созданием, творческая группа должна определить цели и основные подтемы экскурсии, совершить объезд города для предварительного выбора объектов и маршрута, составить список литературы, изучить литературные, архивные источники, фонды в краеведческом музее, материалы в отделах рукописей и редких книг библиотек, провести встречи с учёными, работающими над историей города и края, собрать ещё не опубликованные сведения о промышленных предприятиях, учреждениях науки и культуры, отобрать, подготовить и сфотографировать иллюстративный материал, используемый для издания буклетов и передач по телевидению; составить картотеку экскурсионных объектов; совершить объезд по городу для распределения объектов и времени по подтемам экскурсии.
     На методическом совете обсуждаются предварительные итоги разработки, после чего уточняется маршрут экскурсии и подготавливается в ГАИ письмо о разрешении остановок автобусом на маршруте.
     Текст экскурсии передаётся на рецензирование и утверждение в отдел пропаганды и агитации министерства спорта и туризма, министерство культуры и другие организации. В бюро организуются прослушивание, приём и реклама экскурсии. Допуск экскурсовода к проведению экскурсии осуществляется в общепринятом порядке.
     Структура городской обзорной экскурсии обычна: начинается она с краткого введения, затем следует основная часть, в процессе которой освещаются подтемы экскурсии. После знакомства с городом экскурсовод делает заключение и отвечает на вопросы.
     Городская обзорная экскурсия – экскурсия высокой категории сложности и требует от экскурсовода разносторонних знаний, владения в совершенстве методическими приёмами её проведения.
     При проведении обзорной экскурсии широко применяется индуктивный метод изложения материала. Важно сразу же установить контакт с группой, заинтересовать экскурсантов. Установлению контакта с группой способствует использование приёма «общего знакомого», т.е., рассказывая экскурсантам о своём городе, экскурсовод приводит сведения, факты, имеющие непосредственное отношение к их городу.
     Использование приёма «общего знакомого» повышает внимание группы, но для этого экскурсоводу необходимо иметь сведения о различных городах нашей страны и не только. Поэтому в методическом кабинете бюро рекомендуется сделать карточки со сведениями о тех городах, из которых постоянно прибывают плановые группы туристов.
     Многоплановый характер обзорной экскурсии, включающей различные подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой. При помощи логических переходов экскурсовод в процессе рассказа должен связать памятники разных эпох и основные подтемы экскурсии в единое целое. Например, обзорной экскурсии по Минску на площади Независимости экскурсоводу после показа основных объектов – Дома правительства, Красного костёла – необходимо перейти к раскрытию подтемы о развитии высшего образования в стране и показу зданий Белгосуниверситета, педагогического университета имени Максима Танка. Здесь экскурсовод может использовать следующий переход:
     В трудные годы становления Советского государства В.И. Ленин мечтал о том, чтобы все трудящиеся тогда, отсталой России, овладевали знаниями, могли учиться. Среди декретов, подписанных В.И. Лениным в 1918 г., был декрет о правилах приёма в высшие учебные заведения, который открыл двери вузов для всех граждан. До революции 8 из 10 белорусов были неграмотными. В БССР было – 14 вузов, сегодня это число превышает в 10 раз. Целый городок науки расположен напротив Дома правительства. Перед вами здание главного корпуса Белгосуниверситета носящего ранее имя В.И. Ленина, как площадь…
     Методические приёмы показа и рассказа в обзорных экскурсиях разнообразны. Из приёмов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно даётся при осмотре основных объектов) и реже приём зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), приём сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).
     Практически все методические приёмы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приёмов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приёмы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.
     Из других методических приёмов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня и братских могил. Во время выходов для осмотра основных объектов успешно используется методический приём движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов. Следует обратить внимание на специфику показа объектов в обзорной экскурсии, заключающуюся в том, что в ней каждый объект раскрывается с учётом одной ведущей темы. Например, при показе историко-революционных памятников даётся исторический анализ памятника только с отдельными деталями искусствоведческого анализа. Показ этого же памятника в искусствоведческой экскурсии совершенно иной. (7; стр. 78) 

     Глава 3. Ресурсный потенциал развития городских обзорных экскурсий в Республике Беларусь 

     Беларусь обладает богатыми курортно-рекреационными ресурсами, кроме того, к курортно-рекреационным ресурсам относятся: водные, климат; праздники, обряды, обычаи.
     Несмотря на то, что в годы второй мировой войны на территории Беларуси было уничтожено большое количество исторических зданий, вывезены за пределы страны музейные, библиотечные и архивные фонды, коллекции, не прекращались потери памятников истории и культуры в послевоенный период, разрушались многие культурные постройки, дворцово- и усадебно-парковые ансамбли, уничтожалась историческая застройка городских центров, Беларусь обладает великими экскурсионными ресурсами. Ресурсный потенциал Беларуси богат самыми различными объектами, памятниками истории и культуры, зданиями и сооружениями, природными объектами, местами знаменитых событий, элементами благоустройства города (парками, фонтанами и многими другими элементами), промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
     К ресурсам относятся все объекты Беларуси, которые дают общее представление о городе, области, республике, государстве в целом.
     В настоящее время в экскурсионный показ включено менее 1/3 всех объектов. В наиболее развитых рекреационных подрайонах (Минский, Брестский), где получили широкое развитие загородные экскурсионные маршруты, этот показатель не превышает 50%. Более широкое использование культурно-исторических объектов в городских – обзорных экскурсиях, и в экскурсионном туризме в целом, затруднено тем, что некоторые из них не реставрированы, отсутствуют подъездные пути и благоустройство окружающих территорий и т.д. Средняя плотность экскурсионных объектов в целом по республике составляет 8,5 объектов на 1 тыс. километров квадратных. При этом 74% всех административных районов имеют весьма низкую плотность объектов. Только 11 районов на территории которых находятся города, располагающие значительным числом памятников истории, архитектуры и культуры (Минский, Брестский, Гродненский, Новогрудский и другие), отличаются относительной концентрацией экскурсионных объектов. Важнейшей характеристикой культурно – исторических объектов являются объём запасов, который определяется такими количественными показателями, как численность и структура культурно – исторических объектов, площадь их распространения и степень концентрации, возможная продолжительность эксплуатации и др.
     Множество имеется религиозных строений в каждом из белорусских городов. Сложная история страны привела к тому, что в настоящее время в Беларуси представлены едва ли не все христианские конфессии. Кроме 918 православных приходов, функционируют 360 римско – католических, 31 – староверческих, 16 – новоапостольских, 11 – грекокальвинистов, евангелистов, мормонов, последователей зарубежной православной церкви.
     В Беларуси православие началось со строительства крестово – купольных храмов византийскими мастерами. В середине 11 века в Полоцке – Собор Святой Софии; с 12 века сохранилась Гродненская Борисоглебская церковь на Коложе; Благовещенская церковь 12 века в Витебске; Сынковичская церковь – крепость 14 века, Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах 18 века и многие другие.
     На территории Беларуси находятся города с древней историей, основанные в 9–11 веках, такие как Полоцк, Туров, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск и другие города. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и замки, усадебно – парковые комплексы.
     Экскурсионный потенциал Беларуси составляет около 2 тыс. объектов первоочередного освоения при средней плотности 8,5 объектов на 1 тыс. километров квадратных.
     Структура экскурсионных объектов Беларуси отличается преобладанием памятников истории (57%). Значительную долю составляют памятники архитектуры (23%), невелико значение археологии и природы (7–8%). В центральных (Минский, Борисовский) и восточных (Витебский, Могилёвский, Гомельский) подрайонов доля памятников истории увеличивается до 67 – 78%.
     В культурном наследии белорусского народа значительное место принадлежит памятникам архитектуры, особенно в северных и западных подрайонах республики. Сохранившиеся памятники белорусского зодчества представляют архитектуру готики, ренессанса, барокко и классицизма. Белорусская архитектура и памятники деревянного зодчество всех этапов развития белорусской нации представлены оригинальными постройками и архитектурными комплексами, которые отличаются от памятников соседних республик. В Беларуси утверждены четыре историко-археологических заповедника:
    Верхний и Нижний замки в Полоцке в комплексе с Софийским собором.
    Замковая гора в Гродно со всеми архитектурными и историческими памятниками.
    Замковая гора и комплекс архитектурных памятников в Пинске.
    Древнее городище «Замэчек» (могила Рогнеды) в комплексе со Спасо-Преображенской церковью в Заславле. В настоящее время продолжает комплектоваться Белорусскиймузей деревянной архитектуры и народного зодчества под Минском – «Менка».
     Памятники археологии представлены в Республике Беларусь древними стоянками и городищами, курганами. На территории почти всех районов имеются памятники природы.
     По концентрации территории количеством исторических памятников подрайоны Беларуси делятся на пять групп.
     К первой группе относятся Минский и Брестский, в которых сконцентрировано большое количество исторических памятников и музеев стран содружества и республиканского значения. Интересными объектами представлены также памятники архитектуры и природы.
     Во вторую группу входит Гродненская область. Она располагает значительным количеством архитектурных объектов, а также памятниками природы.
     В третью группу входят шесть подрайонов: северные (Браславско-Глубокский; Витебский), восточный (Могилёвский) и южные (Гомельско-Приднепровский; Пинский). Все они располагают значительным количеством памятников истории республиканского значения, что определило их высокий потенциал.
     В четвёртую группу входят Полоцкий, Лидско – Новогрудский, Слуцкий подрайоны. Они имеют на своей территории города с архитектурными ансамблями межреспубликанского и республиканского значения, а также ряд памятников природы республиканского значения, а два последних располагают большой группой исторических памятников.
     Пятую группу образуют подрайоны, экскурсионный потенциал которых состоит в основном из памятников истории республиканского и местного значения (Молодечненско-Нарочанский; Борисовский; Бобруйский; Кричевско-Сожский).
     Также к экскурсионным ресурсам относятся парки, лесопарки, заповедные территории, парковые ландшафты, городские парки, детские парки, зоологические парки, ботанические парки, парки развлечений и аттракционов. Рациональная организация рекреационной деятельности предусматривает создание мест отдыха, отвечающих запросам населения, и влияющих на спрос городских-обзорных экскурсий. Культурно-исторические комплексы с памятниками истории и культуры которые находятся в Гродно, Витебске, Бресте, Минске, Полоцке, Пинске, Несвиже, Мире, Новогрудке. Старинные парки имеются во многих городах Беларуси. В большинстве своём они претерпели существенные планировочные и композиционные изменения. Относительно хорошо сохранились и используются как места отдыха населения старинные парки в Гомеле, Кобрине, Несвиже, Логойске, Горках, Пружанах.
     Из 150 удовлетворительно сохранившихся и перспективных для восстановления старинных парков 45 являются памятниками садово-паркового искусства республиканского значения (в Кобрине, Гомеле, и др.) и 30 – местного значения (в Логойске, Мяделе, Скиделе, Пружанах и др.).
     Памятники истории рассказывают о героической борьбе белорусского народа за свободу и независимость в годы многочисленных войн, проходивших на территории страны. Это и остатки «вала Ивана Грозного», возведённого в 1953 г., как напоминание о Ливонской войне. Это памятники времён битв с Карлом 12, Отечественной войны 1812 г., гражданской и Великой Отечественной войн, а также связанные с деятельностью декабристов и революционеров, и всех тех событий, которые сопровождали «строительство коммунизма». Широкую известность получили мемориальные комплексы «Хатынь», «Прорыв», «Курган Славы» и др.
     Среди городов с ценными культурно-историческими наследием выделяются большие, в которых культурно-исторические комплексы составляют относительно малую часть городской территории и занимают хоть и важную, но не главную роль в жизни города. Это – столица Минск, областные центры: Витебск, Гродно, Гомель, Брест, Могилёв.
     Культурно – историческое наследие прошлого имеет большое и непреходящее значение для нравственного и эстетического воспитания человека. Несмотря на огромные разрушения минувших войн, на белорусской земле сохранились замки, дворцы, ратуши, храмы, жилые дома, целые комплексы разной застройки, относящиеся к далёкому историческому прошлому, что представляет для республики богатый потенциал экскурсионных ресурсов. (7; стр. 75) 

     4. Предпосылки развития городских –обзорных экскурсий 

     Перспективы, ожидающие Беларусь в отношении развития экскурсионно-познавательного туризма и курортно-рекреационных территорий охарактеризуем следующим образом. Перспективная потребность населения Беларуси в курортно-рекреационных территориях составляет примерно 1,7 млн. га. Однако из-за радиоактивного загрязнения значительной части имеющихся курортно-рекреационных территорий необходимы пересмотр границ и уточнение вместимости выделенных ранее курортов, зон отдыха и туризма, а также дополнительное выделение курортно-рекреационных территорий взамен тех, которые не могут использоваться как места отдыха и оздоровления населения.
     Для территорий курортно-рекреационного назначения, относимых к зонам особого государственного регулирования, должны быть законодательно установлены режимы, обеспечивающие приоритет общенациональных интересов в их использовании.
     Необходимо сохранить все имеющиеся озеленённые территории в городах, резервировать территории, на которых впоследствии могут быть сформированы водно-зелёные системы.
     Изменение жилищной политики, связанное с увеличением доли малоэтажной застройки с участками в городах, несколько сократит потребность в загородных рекреационных территориях.
     Одной из важнейших предпосылок развития городских – обзорных экскурсий является сохранение ценных курортно-рекреационных ресурсов. Территории курортно-рекреационного назначения должны рассматриваться как национальное достояние и подлежать особой охране. Сдерживающими факторами решения этой задачи являются отсутствие правовой базы, регламентирующей статус, характер охраны и использование курортно-рекреационных территорий.
     В настоящее время ведутся исследования для разработки долгосрочной национальной стратегии в области культуры и искусства. Для развития экскурсионно-познавательного и международного туризма необходимо наличие мест для показа как белорусским, так и иностранным туристам. Такими местами могут являться памятники культурного наследия, сосредоточенные сегодня в 138 музеях и их филиалах – исторических, краеведческих, историко-археологических, литературно-мемориальных, художественных, и т.д. Общий характер музейного дела определяется законом Республики Беларусь «Об охране историка – культурного наследия», принятым 1 мая 1993 г. Количество музеев растёт почти во всех областях Беларуси и что очень важно – изменились подходы Министерства культуры к созданию музеев. Сегодня даже есть школы и гимназии, которые делают и открывают свои мини – музеи, например СШ №208, Гимназия №12. В музейные фонды поступили и поступают архивы деятелей литературы, многочисленные произведения искусства, в том числе народных мастеров, предметы этнографии и фольклора, коллекции сокровищ, материалы периода Великой Отечественной войны. В последние годы в музеях значительно расширилась коллекция образцов декоративно – прикладного искусства (20 441 ед. – в 1993 г., 21 460 ед. – в 1994 г.).
     История Беларуси складывалась таким образом, что преобладающее количество созданных нашим народом исторических ценностей либо погибло, либо бездумно растрачено из-за национального нигилизма или вывезено во время многочисленных войн. В Беларуси создана комиссия по возвращению национальных ценностей. Издан сборник документов и архивных материалов «Возвращение», разосланный в другие государства для выяснения места нахождения и возможности возвращения памятников культуры.
     Поиски новых путей финансирования, использование внебюджетных источников для реставрационных работ привели к созданию на базе части исторической застройки «Верхнего города» в Минске акционерного общества «Старый Минск». Принято решение о создании аналогичного товарищества «Старый Брест». Готовятся предложения по созданию обществ, для восстановления исторической застройки ряда белорусских городов. Показателем уровня восстановительных работ в Беларуси является реставрация замкового комплекса «Мир», для чего были в своё время выделены средства ЮНЕСКО. Проект реставрации был награждён знаком и дипломом «Европа Ностра».
     В условиях ожидания экономической стабильности было бы уместным учреждениям данного типа предоставить свободу экономической деятельности, используя льготное налогообложение для них и их спонсоров.
     В настоящее время в составе Белорусского Экзархата восстановлены исторические православные епархии (Минская, Полоцкая, Могилёвская) и создано шесть новых, а также три католических епархиальных управления и исламский муфтият. Воссоздано 10 монастырей (8 православных, 2 католических). При приходах открыто 138 церковноприходских и воскресных школ. Создано семь религиозных учебных заведений, 68 религиозных объединений, центров, союзов.
     С восстановлением старинных парков поднимается ряд проблем, связанных с изменениями, происшедшими как в самом парке, так и на окружающих его территориях. Прежде всего, стал другим характер использования старинных парков. Созданные много лет назад при дворцах или усадебных домах и предназначавшиеся для отдыха хозяев или гостей, сегодня эти парки – объекты массовых посещений. Особенностью их как объектов ландшафтной архитектуры являются и изменения, происходящие естественным путём в процессе роста и старения деревьев и кустарников, что вызывает необходимость постоянной корректировки парковых композиций. Кроме того, старинные парки многократно перестраивались под влиянием моды, желаний своих хозяев, подвергались разрушению во время войн. Поэтому главное при их восстановлении – сохранить всё лучшее, что донесло до нас время с учётом сегодняшних требований.
     Государственная политика охраны природы реализуется через систему планирования природоохранной деятельности, совершенствования законодательства и управления.
     Сложившаяся практика планирования включает разработку и реализацию государственных программ и проектов, наиболее крупной из которых явилась программа «Экология» на 1991–1995 гг. и на перспективу, утверждённая правительством и взаимоувязанная с аналогичными программами для областей, районов и городов.
     Природоохранное законодательство включает Конституцию Республики Беларусь, законы «Об охране окружающей среды» (1992), «О государственной экологической экспертизе» (1993) и т.д. Действуют также законы, не противоречащие Конституции Республике Беларусь принятые Белорусской ССР.
     Природоохранное законодательство ещё далеко от совершенства, но в соответствии с решениями и рекомендациями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) в природоохранную политику Республики Беларусь внесены существенные изменения. С учётом этого идёт работа над новыми законами. Отличительной особенностью современного периода развития Беларуси является рост национального самосознания и понимание бережного отношения к историко-культурному наследию.
     Вхождение Беларуси в мировое сообщество связано с усилением требований к охране памятников истории и культуры. Беларусь как равноправный член ООН проводит активное сотрудничество по вопросам охраны наследия с ЮНЕСКО и комиссией по охране наследия Совета Европы. Впервые в 1995 г. В Беларуси праздновали Европейские Дни наследия под лозунгом «Наследие Беларуси – наследие Европы». Необходимо не только сохранить исторические застройки, реставрировать памятники архитектуры, но и включать их в жизнь современного города. В соответствии с разработанными проектами ведётся регенерация культурно – исторических комплексов во многих городах. Выполнены проекты регенерации культурно – исторических комплексов в Бресте, Витебске, Полоцке, Несвиже, Могилёве, Мстиславле. Развитие городских – обзорных экскурсий требует, так как это в большинстве случаев автобусные экскурсии или автобусно – пешеходные, реконструкции дорог. При реконструкции автомобильных дорог необходимо применять европейские нормы размещения дорожной и туристской инфраструктуры. Это потребует строительства дополнительных стоянок для парковок, урегулирования движения в час пик, во избежание стоянок в пробках. Основные направления развития туризма и городских – обзорных экскурсий предполагают преимущественно интенсивный путь развития, т.е. развитие на базе сложившейся системы маршрутов, видов и форм туризма и экскурсий путём: строительства, реконструкции памятников истории, культурно – исторические комплексы, памятников архитектуры, музеев, учреждений культуры и искусства и многих других объектов, имеющих значимость для проведения и развития городских – обзорных экскурсий. 

     5. Анализ сети городских обзорных экскурсий 

     Анализ сети городских – обзорных экскурсий туристических фирм, как «Минскинтурист», «Трэвел», «Экотур»
Туристское предприятие Экскурсионный маршрут Краткое описание
«Минскинтурист» «Трэвел»
Минск – столица Республики Беларусь Обзорная экскурсия по городу.
  Мир – Несвиж. Посещение Мирского замка. Обзорная экскурсия по Несвижу – столице магнатов Радзивилов (Фарный костёл, дворцово-парковый комплекс, центр города).
  Заславль –  город древний Обзорная экскурсия по городу. Знакомит с поселением древних славян, на территории которого создан историко – архитектурный заповедник и этнографический комплекс «Млын».
  Минск – обожжённый войной. Обзорная экскурсия по городу, посещение Хатыни, кургана Славы, памятников ВОВ.
  Минск – следы истории. Обзорная экскурсия по городу, Троицкое предместье, городище на р. Менка, Музей народной архитектуры и быта в д. Строчицы
  Минск – Несвиж Обзорная экскурсия по столице Радзивилов с осмотром Фарного костёла, дворцово-паркового комплекса, центра города и др
«Экотур» МИНСК – СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Экскурсия знакомит с городом-героем Минском, его прошлым  и настоящим. В ходе экскурсии  вы узнаете о более чем 900-летней истории города Минска, о появлении его на страницах летописей, его основании и возрождении после многочисленных войн и пожаров, о современном облике современного компактного города. Экскурсия знакомит с Верхним городом – историческим центром белорусской столицы, над которым возвышаются Свято-Духов Кафедральный собор Девы Марии XVII в. и Кафедральный католический собор XVIII в. Представите, каким Минск был раньше, побывав в Троицком предместье – воссозданном уголке старого города.
   
БРЕСТ – БЕЛОВЕЖСКАЯ ПУЩА
Обзорная экскурсия  по приграничному городу, первое упоминание о котором встречается в 1019 г. Посещение уникального археологического музея «Древнее Берестье» с раскопками IX–XIII вв.; руин на территории крепости; Николаевской церкви. Посещение мемориального комплекса «Брестская крепость-герой»: бастионы, форты, руины зданий – все здесь посвящено героической обороне, прославившей Брест на весь мир. Посещение Музея спасенных ценностей на брестской таможне. Экскурсия по Беловежской пуще – заповеднику, включенному в список Мирового наследия человечества, – крупнейшему в Центральной Европе лесному массиву, сохранившемуся почти нетронутым с XIII века. Царь пущи – зубр, самый крупный и редкий представитель фауны в Европе. Вы можете понаблюдать в почти естественных условиях зубров, тарпанов, косуль и др. животных; осмотреть Троицкий костел (1583 г.) в д. Чернавчицы – бывшей резиденции Радзивиллов; уникальную Каменецкую башню-донжон Белая Вежа (1276 г.). Возможно посещение правительственной резиденции Вискули, где в 1991 г. был подписан договор о денонсации СССР.
   
ПИНСК – ГОРОД ДЕВЯТИ ВЕКОВ
Экскурсия знакомит с культурным и духовным центром  Полесья – г. Пинском, занимающим одно из первых мест в Беларуси по сохранности исторической застройки: памятниками архитектуры барокко XVI–XVIII вв. – костелом и монастырем францисканцев, с древнейшим из действующих органов на Беларуси; Иезуитским коллегиумом XVII в, костелом Карла Баромея XVIII в. и Варваринской церковью с памятником иконописи XVI в. – иконой «Богоматерь Иерусалимская». Посещение мемориального комплекса в честь моряков днепровской флотилии и партизан, освобождавших город. Посещение Музея истории Белорусского Полесья, где можно увидеть интересные предметы местного быта (деревянный велосипед), типичную одежду, экспонаты из дворцовой коллекции Радзивиллов. Знакомство с краем «вод и туманов», где переплетения рек создали местность, похожих которой нет в Европе, – Белорусским Полесьем.
   
ПОЛОЦК  – ДРЕВНЕЙШИЙ ГОРОД БЕЛАРУСИ
Возникший на торговом пути «из варяг в греки», Полоцк впервые упомянут в древней летописи «Повесть временных лет». В X–XII вв. город был столицей Полоцкого княжества; скандинавские саги повествуют о полоцких дружинах, ходивших под стены Царьграда; «Слово о полку Игореве» славит мужество полочан и мудрость князя Всеслава. Во время обзорной экскурсии вы посетите Софийский собор, который белой птицей вознесся на высоком берегу Западной Двины уже в XI ст., побываете в музее, а возможно, и услышите концерт органной музыки. Посетите Спасо-Евфросиньевский монастырь, заложенный в 1120-х гг.: он поражает своими архитектурными формами и чудом уцелевшими фресками XII века. В соборе покоятся мощи Небесной покровительницы Беларуси Ефросиньи Полоцкой. Вы познакомитесь с историей книгопечатания в Музее белорусского книгопечатания, что в здании братской школы при бывшем мужском Богоявленском монастыре: здесь в XVIII в. преподавал поэт и драматург Симеон Полоцкий. Оборонительный земляной вал напоминает о Ливонской войне, «Красный мост» – о событиях войны 1812 года. В центре города – памятник первопечатнику Франциску Скорине, родившемуся в Полоцке. В Полоцке под охраной государства находится 97 памятников археологии, истории и культуры. С наиболее интересными из них вы сможете познакомиться на экскурсии.
   
ГОМЕЛЬ
Гомель – это город современных широких проспектов и исторических памятников, мощный научный, культурный центр, крупный транспортный узел. Экскурсия дает возможность познакомиться с историей города: 200-летний гомельский центральный парк – часть города, сохранившая «окно» в историю. Дворец Паскевича – гимн искусству XIX века, Петропавловский собор вт. пол. XVIII в. с усыпальницей Паскевичей – памятник позднего классицизма, Лебединый пруд, гроты, овраг Гомиюк, по одной из версий давший название городу, зимний сад и видовая башня. Создание парка велось по приказу графа генерала-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского. Белокаменный Дворец стал замечательным творением русского классицизма на белорусской земле. Благоустройство дворцово-паркового ансамбля Румянцевых-Паскевичей, памятника архитектуры, природы и культуры 18–19 веков продолжается в наши дни.
   
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ  ГРОДНО
По сохранности  исторической застройки город Гродно находится на первом месте в республике. Великолепные костелы и церкви, монастыри и музеи формируют облик старого города, притягивая многочисленных путешественников. Обзорная экскурсия по городу с посещением Борисоглебской церкви на Коложе – шедевра XII века (упоминание в Ипатьевской летописи датировано 1183 г.), выдающегося памятника древнерусского и византийского церковного зодчества. Посещение церкви Рождества Богородицы, построенной в 1720–51 гг. итальянским архитектором И. Фонтано – памятника архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму; бернардинского костела (XVI–XVIII вв.); Фарного (иезуитского) костела – прекрасно отделанного, с потрясающим интерьером – ведь такой оригинальной, утонченной деревянной скульптуры нет более нигде. Посещение одного из музеев (историко-археологического, истории религии, Максима Богдановича) и Гродненского зоопарка.
 
     Одними из перспективных экскурсий, являются городские – обзорные экскурсии. Для привлечения экскурсантов важное, значение имеет разработка новых маршрутов, выбор интересных экскурсионных объектов. Большой популярностью и спросом у граждан Республики Беларусь и иностранных туристов пользуются экскурсионные маршруты городских – обзорных экскурсий, как – Минск, Брест, Гродно, Гомель, Полоцк, Пинск, Мир-Несвиж, Мстиславль и многие другие.
     Города Республики Беларусь – обладают существенным туристским потенциалом. В Минске находятся Национальная Академия наук Беларуси, Национальная библиотека Беларуси, высшие учебные заведения, театры, кинотеатры, музеи, в некоторых сохранены и выставлены для обозрения экспонаты, раскрывающие историю белорусского народа, сокровища культуры и искусства, материалы о жизни и деятельности выдающихся людей. При посещении обзорной экскурсии города Могилёва особое место занимает Могилёвский драматический театр, который был создан в 1954 г. На базе переведённого в Могилёв Пинского областного драматического театра.
     Наиболее приоритетными зонами городских – обзорных экскурсий выделим следующие города: Минск, Полоцк, Витебск, Мозырь, Брест, Лида, Пинск, Гродно, Новогрудок. При показе в городских – обзорных экскурсиях, важную роль играют культурно – просветительные учреждения, среди которых особое место занимают театры. В Минске имеются театры, цирк, филармония а также объекты, не имеющие аналогов во всём мире.
     Беларусь также располагает экскурсионными объектами, которые можно включать в городские – обзорные экскурсии по архитектурно-градостроительной тематике – это памятники градостроительства и архитектуры определённых стилей, исторические и современные застройки городов. В Республике Беларусь 479 памятников градостроительства и архитектуры республиканского значения, в том числе в столице – Минске – находится 37 памятников. Во многие обзорные экскурсии включены объекты паломнического характера: церкви, костёлы; памятники истории и культуры. В Беларуси в настоящее время 1090 памятников истории, в Минске на государственном учёте – 587 памятников, из них 15 памятников истории республиканского значения. (7; стр. 173)
     Обзорные  экскурсии по Минску пользуются большой популярностью, особенно у транзитных туристов. Так за последние два месяца специалисты уже обслужили свыше тысячи человек.
     Во многом этому способствует удачное месторасположение офисов туристического центра – на первом этаже центрального железнодорожного вокзала Минска и в здании международных касс.
     Экскурсии «Минск – столица Республики Беларусь» организуются ежедневно, что очень удобно для всех желающих, и особенно для, только что прибывших гостей. Иностранцы с удовольствием посещают этот маршрут в свободное для них время, что называется «не отходя от касс».
     Обзорная  экскурсия дает возможность познакомиться  с архитектурой, историей и культурой  белорусской столицы, посетить христианские святыни города, проехать по главным  магистралям и площадям, прогуляться по историческим местам (например, Троицкому предместью), увидеть здание Национальной библиотеки и др. Продолжительность маршрута – три часа.
     «Дортур» также предлагает по выходным дням для организованных групп туристов экскурсионные маршруты по всей стране. Так, желающим отправиться в увлекательное путешествие по Беларуси предлагаются туры: «Архитектурные памятники Мира и Несвижа», «Глубокое – Мосар», «Слоним – Жировичи», «Архитектурные памятники Нарочанского края» с посещением Постав, страусиной фермы, «Хатынь, Курган Славы», «Заславль – город древний» и др. (11)
     Проанализировав сети городских – обзорных экскурсий в Республике Беларусь в сфере экскурсионного туризма можно констатировать, что изучение туристических экскурсионных возможностей позволяет выявить резервы для создания новых городских – обзорных экскурсий. 

     6. Разработка нового маршрута городской – обзорной экскурсии 

     Автором была выбрана тема «Городские обзорные экскурсии Минска», для разработки нового экскурсионного маршрута, потому что Минск – как столица Республики Беларусь, обладает разнообразными ресурсными потенциалами, влияющими на развитие городских – обзорных экскурсий в Республике Беларусь. Минск является бизнес – центром Республики Беларусь, который ежедневно принимает туристов из ближнего и дальнего зарубежья. Через Минск проходят основные пути железных дорог: Москва – Брест, Вильнюс – Гомель, Осиповичи – Барановичи; автомагистрали Москва – Минск – Брест, Москва – Бобруйск – Слуцк – Брест; автомобильные дороги от Минска до Могилёва, Гродно, Бобруйска, Солигорска и других городов. Минск соединён авиалиниями с областными центрами, многими городами мира.
     Тема: Городские – обзорные экскурсии Минска.
     Название экскурсии: «Современный Минск – вчера и сегодня»
     Вид: комбинированная (автобусно – пешеходная)
     Состав: массовая аудитория
     Цель экскурсии: ознакомление с современным Минском; расширение кругозора экскурсантов; воспитание уважения к современному Минску; содействовать позитивному восприятию Минска с его самобытной культурой, динамикой развития Минска.
     Задачи экскурсии: ознакомить экскурсантов с основными достопримечательностями города и Минска в целом; рассказать об истории г. Минска и его развитии; показать современные застройки Минска; сравнить Минск «вчерашний» и «сегодняшний».
     Маршрут экскурсии: место приёма группы – Привокзальная площадь – площадь Независимости – ул. Кирова – ул. Свердлова – проспект Ф. Скорины – ул. Ленина – площадь Свободы – проспект Машерова – ул. Мельникайте – ул. Заславская – ул. Немига – ул. Иерусалимская – ул. Коммунальная набережная – площадь Свободы. 
 

 

      Заключение 

     Особенности обзорных городских экскурсий, отличающих их от тематических экскурсий.
    Городские обзорные экскурсии – самые посещаемые. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. За короткий срок, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.
    Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и другое. Экскурсовод обязан найти такие стороны жизни города и такие слова, характеризующие их, которые выгодно бы их окрашивали, подчёркивали его уникальность.
    Любой столичный, областной, и не только областной, город имеет только ему присущие черты. Города с их старой и современной архитектурой, памятниками великим историческим событиям и выдающимся людям, промышленными предприятиями и научными учреждениями, музеями и выставочными галереями представляют собой неиссякаемый источник для создания экскурсий, прославляющих их.
    Многоплановый характер городских обзорных экскурсий определяет многообразие объектов показа, какое не встречается ни в одной из тематических экскурсий.
    Городскую обзорную экскурсию практически невозможно построить в хронологическом варианте, она создаётся по тематико-хронологическому или тематическому принципу, что предоставляет определённую свободу при разработке последовательности показа экскурсионных объектов и маршрута экскурсии.
    Ещё одной из особенностей городской обзорной экскурсии является постоянное, крайне динамичное её обновление, так как город развивается, в нём появляются новые современные здания, учреждения науки и культуры, спортивные сооружения, где-то открывают новую мемориальную доску и т.п. Все эти изменения городской среды должны немедленно отражаться в экскурсии, иначе экскурсанты могут в знаниях о городе оказаться просвещённее экскурсоводов.
    В городской обзорной экскурсии, как ни в какой другой, имеются большие возможности для рекламы других экскурсий.
     При подготовке обзорной экскурсии следует помнить, что многоплановый её характер, включающий различные, зачастую далёкие друг от друга подтемы, определяет сложные логические переходы от одной подтемы к другой, с помощью которых экскурсовод должен связать их в единое целое. Это одна из наиболее сложных задач в городских обзорных экскурсиях, на что необходимо обратить особое внимание, начиная со стадии сбора творческой группой литературного и фондового материалов.
     При создании обзорной экскурсии по городу отдаётся предпочтение тем подтемам, которые определяют лицо города. Во многих старых городах в числе обязательных могут быть следующие подтемы: выступление народных масс против угнетателей, революционное движение, борьба за установление и укрепление власти, героизм и самоотверженность советских людей в годы Великой Отечественной войны; возникновение города, история его роста и застройки, особенности планировки, архитектурные памятники; промышленность города, его культурные, научные, учебные учреждения.
     Методические приёмы показа и рассказа в обзорных экскурсиях разнообразны. Из приёмов показа чаще используются предварительный осмотр (на центральной площади города, смотровой площадке), экскурсионный анализ (обычно даётся при осмотре основных объектов) и реже приём зрительной реконструкции (поскольку в обзорной экскурсии преобладают объекты, отличающиеся подлинностью), приём сравнений (по сходству и различию, а также сравнения с другими широко известными экскурсантам объектами).
     Практически все методические приёмы рассказа могут успешно применяться в городской обзорной экскурсии. Однако в силу специфики этих экскурсий из методических приёмов рассказа чаще приходится прибегать к справке, цитированию, описанию объектов; приёмы объяснения, комментирования и литературного монтажа встречаются реже.
     Из других методических приёмов в экскурсию следует включать элементы ритуала, чаще всего это минута молчания у Вечного огня и братских могил. Во время выходов для осмотра основных объектов успешно используется методический приём движения, позволяющий давать более детальный экскурсионный анализ объектов.
     Развитие городских – обзорных экскурсий требует, так как это в большинстве случаев автобусные экскурсии или автобусно – пешеходные, реконструкции дорог.
     Основные направления развития туризма и городских – обзорных экскурсий предполагают преимущественно интенсивный путь развития, т.е. развитие на базе сложившейся системы маршрутов, видов и форм туризма и экскурсий путём: строительства, реконструкции памятников истории, культурно – исторические комплексы, памятников архитектуры, музеев, учреждений культуры и искусства и многих других объектов, имеющих значимость для проведения и развития городских – обзорных экскурсий. Поиски новых путей финансирования, использование внебюджетных источников для реставрационных работ привели к созданию на базе части исторической застройки «Верхнего города» в Минске акционерного общества «Старый Минск». Города Республики Беларусь – обладают существенным туристским потенциалом.
     Одними из перспективных экскурсий, являются городские – обзорные экскурсии. Для привлечения экскурсантов важное, значение имеет разработка новых маршрутов, выбор интересных экскурсионных объектов. Большой популярностью и спросом у граждан Республики Беларусь и иностранных туристов пользуются экскурсионные маршруты городских – обзорных экскурсий, как – Минск, Брест, Гродно, Гомель, Полоцк, Пинск, Мир-Несвиж, Мстиславль и многие другие.
     Автором была выбрана тема «Городские – обзорные экскурсии Минска», для разработки нового экскурсионного маршрута, потому что Минск – как столица Республики Беларусь, обладает разнообразными ресурсными потенциалами, влияющими на развитие городских – обзорных экскурсий в Республике Беларусь. Для разработки нового маршрута городской – обзорной экскурсии были изучены и проанализированы различные источники информации: учебники, энциклопедии, сайты интернета, законы туристической деятельности. Составлена технологическая карта к разработанному маршруту экскурсии, составлена схема маршрута, разработан текст экскурсии (характеристика описание). 
 

 

      Литература 

    Антипов В.Г. Парки Белоруссии. Мн., // Ураджай, 1975.
    Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения: Учебное пособие для студентов // Минск – 1988 г.
    Горчаков А.Ю. Перспективы развития туризма в Республике Беларусь // Зб. Навук. Арт. Студэнтай ВНУ Рэспублики Беларусь. Мн., 1995.
    Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие // Москва 2005.
    Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения: Учебное пособие/ / Москва: Советский спорт, 2007.
    Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие // Москва, 2000 г.
    Савина Н.В., Горбылёва З.М. Экскурсоведение: учебное пособие // Минск – 2004 г.
    Хилькевич Х. Экскурсионный туризм будет дотироваться государством // Туризм и отдых. 2003 №23.
    Шамов В.П. Памятники Минска. Минск: Полымя, 1991.
 
 
 

      Приложение 

     Контрольный текст городской обзорной экскурсии «Современный Минск – вчера и сегодня»

     Сегодняшний Минск – крупнейший политико-административный, промышленный, научный и культурный центр Беларуси, один из красивейших городов нашей страны. Площадь Минска – 256 кв. км, население – более 1 миллион 700 тысяч человек.  
Минск – крупный транспортный узел. Город лежит на важнейшей трансъевропейской автомагистрали Москва – Минск – Брест – Варшава – Берлин – Париж. Через Минск проходит Московско-Брестская железная дорога, построенная в 1871 году, и железная дорога в страны Балтии и Украину. Путешественников, приезжающих в Минск железнодорожным или автобусным транспортом, первой встречает
Привокзальная площадь.

     Площадь начала формироваться в 1871–74 гг. когда были построены деревянные павильоны пассажирского вокзала Либаво-Роменской железной дороги, так называемый Виленский вокзал. В 1890 г. между деревянными постройками было возведено каменное здание вокзала. До 1928 года Минский ж.-д. вокзал назывался Виленским. После революции площадь носила название – «Площадь 25 октября». В 1939–40 гг. проводилась реконструкция привокзального района (арх. Б. Рубаненко). Формирование площади началось в 70-х годах 19 века со строительства вокзала Либаво-Роменской железной дороги, до наших дней не сохранившегося. На современной площади расположены автовокзал «Центральный», который сейчас реконструируется, железнодорожные пассажирские вокзалы дальнего и пригородного следования.

     Александровский (Брестский) вокзал

     Первый  поезд на территории России отправился из Санкт-Петербурга 30 октября 1837 года в 12 часов 30 минут. Тогдашняя скорость 60 верст в час казалась «бешеной». Топились наши паровозы дровами (в западных странах – каменным углем). В Беларуси железнодорожное сообщение было открыто в 1862 году на станции Гродно. Что являлось несомненным достижением – мы одни из первых в Европе поехали по железной дороге. А в Минске только через 9 лет. 16 ноября 1871 года газета «Губернские ведомости» сообщала: «В назначенный день и час после благодарственного молебствия, отслуженного Его Преосвященством Александром Епископом Минским и Бобруйским, два пассажирских поезда по окроплении их святой водой отправились одновременно один в Москву, другой в Брест при громких радостных приветствиях присутствующих…» Так была открыта Московско-Брестская железная дорога. Этот год и считается годом основания железнодорожного сообщения в Беларуси. В настоящее время на этом месте находится первая дистанция сигнализации и связи Белорусской железной дороги, рядом была автостанция «Товарная» (сейчас на ее месте автозаправка). Интересное событие для Минска произошло 22 октября 1914 г. Губернский город впервые навестил царь – император Николай II, транзитом, объезжая передовые позиции русской армии. В честь этого события город украсили. «Дома, балконы, витрины, перекрестки улиц разукрасили национальными флагами, гирляндами зелени, транспарантами, цветными материями, коврами, портретами Государя Императора и Царствующего Дома. …С особенною старательностью было украшено снаружи и внутри здание Александровского вокзала. Зал I класса, в котором должны были собраться депутации для встречи Его Величества, устлан был коврами и уставлен тропическими растениями и живыми цветами. В конце зала помещен был портрет Государя Императора во весь рост. Портрет был обвит материею национальных цветов и гирляндами зелени. От портрета полукругом были расставлены тропические растения, у подножия портрета – живые цветы». Ровно в 10 часов утра подошел Императорский поезд. Царь в сопровождении свиты вышел из вагона.
     В 1912–1922 годах Московско-Брестская железная дорога носила название Александровской железной дороги. Такое переименование произошло в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года в честь императора Александра I.

     Вокзал  на станции «Минск – пассажирский»

     Другой  вокзал в Минске назывался Виленским (с 1871 до 1928 г.) или Либаво – Роменским (от названия Либаво-Роменской железной дороги). Эта дорога связывала порты Прибалтики с югом России. В Минске пересекалась с Московско-Брестской железной дорогой.
     В 1905 г. с Брестского и Виленского вокзалов было налажено движение дачных поездов в живописные пригороды Курасовщину и Серебрянку.
     Основные  здания вокзала были построены в 1871–74 гг. В 1872 году здание вокзала – детище проектировщиков Санкт-Петербургского техническо-инспекторского комитета по железной дороге уже располагалось вдоль привокзальной площади и железнодорожных путей.
     В 1890 г. на месте деревянных станционных построек сооружено каменное здание вокзала, над путями возведен железный переходный мост, который просуществовал до 1964 г.
     В 1964 году был открыт подземный тоннель  к посадочным платформам. Железнодорожные линии расходятся в 4 направлениях: Брест, Вильнюс, Москву, Гомель.
     В 1939–40 гг. проводилась реконструкция привокзального района (арх. Б. Рубаненко). В здании вокзала в 1940 году надстроили второй этаж
     (арх.  И. Речаник).
     Во  время Великой Отечественной  войны вокзал был разрушен, и его  практически полностью пришлось восстанавливать.
     В 1946 г. восстановлено здание вокзала, разрушенного во время Великой Отечественной войны. Современный вид привокзальной площади сложился в 1948–1956 гг. В 1946 г. здание вокзала было восстановлено и просуществовало до 1991 года, когда оно было признано неудобным в эксплуатации и демонтировано – взорвано. Нетронутой осталась лишь небольшая часть, в которой и поныне располагаются пригородные кассы.
     Здание  павильона ж.д. билетных касс дальнего и пригородного следования было построено  в 1955 г. (арх. С. Ботковский, н. Шпигельман).
     Готовится к открытию павильон (стройка между  новым зданием вокзала и зданием  пригородных касс). В нем, под землей, будут соединяться переход к метро, старый тоннель, ведущий под перроном к станции «Дружная», и новый. Последний, самый длинный в городе, уже действует. Он соединяет д/с «Дружная» с улицей Кирова, имеет выходы к платформам, а в помещение вокзала из него при необходимости можно подниматься на лифтах. Современное здание железнодорожного вокзала было открыто в 2000 году. В конкурсе проектов участвовало 7 организаций из стран СНГ; победил белорусский проект Виктора Крамаренко. В строительстве, кроме белорусов, принимали участие финские и американские специалисты. Правда, американские строители не справились со сложной стеклянной крышей, и доканчивали ее белорусские мастера. Ни в одном другом здании Беларуси нет такого количества стеклянных конструкций, как в здании вокзала. Здесь также самая большая в Беларуси площадь обогреваемых полов. Вокзал может принять одновременно 10 тысяч человек. В будущем планируется украсить вокзал аквариумами, в одном из которых будет плавать настоящая акула. Международный съезд архитекторов, проходивший в Софии в 2000 году, признал минский вокзал лучшим сооружением мира 2000 года. Напротив здания вокзала расположен выразительный архитектурный ансамбль с двумя 11-этажными башнями, получившими образное название «ворота города». Башни – «близнецы» возведены в пятидесятых годах 20 века. На одной из башен находится герб Минска, на другой – часы диаметром 5 метров, длина минутной стрелки превышает 2 метра. Заводят часы 1 раз в 4 дня. Гиря часового механизма весит 300 кг. Это главные часы Минска, именно их циферблат видят белорусы на экранах телевизоров в новогоднюю ночь. Новый вокзал строился с 1991 г. по 2002 г. в несколько этапов. Вокзал стал не просто воротами белорусской столицы, не только местом прибытия, отъезда и комфортного отдыха пассажиров, но и настоящим культурным комплексом. Уникальным это сооружение считается еще и потому, что кроме самого вокзала, похожего на огромный лайнер, под зданием и под Привокзальной площадью появился подземный уровень. По пешеходному переходу пассажиры могут пройти прямо от железнодорожных перронов до станции метро… Авторы проекта – архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов – получили Гран-при Республиканского фестиваля архитектуры за лучшую постройку года. Сегодня Минский железнодорожный узел – один из крупнейших в Восточной Европе. Через Минск проходит второй трансъевропейский транспортный коридор: Париж – Берлин – Варшава – Брест – Минск – Москва. Около 70% грузоперевозок составляют транзитные грузы.
     Стратегическим  планом развития Минска до 2020 года предусмотрен перенос части пассажиропотока  со станции «Минск – Пассажирский» на станции «Минск – Южный», «Минск – Восточный» и «Минск – Северный». По мнению специалистов, это позволит выше поднять уровень и качество обслуживания пассажиров, а также разгрузить станцию «Минск – Пассажирский».
     Комплекс  кварталов, расположенных напротив здания вокзала, воспринимается как  парадный въезд в город со стороны  железнодорожного и автобусного  вокзалов. Такое восприятие усиливается двумя одиннадцатиэтажными башнями по углам пятиэтажных жилых домов, размещенных симметрично. Эти башни получили название «ворота города», «Минские ворота» и играют важную роль в силуэте города.
     Дома  были построены в стиле сталинского  классицизма по проекту ленинградского архитектора Бориса Рубаненко. На одной башне расположены самые большие в республике часы, диаметр их циферблата больше 3,5 метров. Эти часы были созданы более ста лет назад в Германии и в Беларусь попали в качестве военного трофея после Великой Отечественной войны. На другой башне – герб бывшей БССР.
     «Ворота» построены в 1953 г. Они когда-то были украшены восемью скульптурными композициями – по четыре на каждой башне. Огромные скульптуры – по 3,5 метра, установленные на 30-и метровой высоте, символизировали рабочего, колхозницу, инженера и солдата. Но со временем их решили демонтировать, что и произошло в 1970-е.
     «Ворота» построены в 1953 г. Они когда-то были украшены восемью скульптурными композициями – по четыре на каждой башне. Огромные скульптуры – по 3,5 метра, установленные на 30-и метровой высоте, символизировали рабочего, колхозницу, инженера и солдата. Но со временем их решили демонтировать.
     В настоящее время ведется реставрация башен и фасадов домов, выходящих на площадь. Собираются воссоздать и скульптуры. Только они будут изготовлены не из бетона, а из силумина – металла, не подверженного коррозии, достаточно жесткого, долговечного и в то же время легкого, что облегчит монтаж фигур на большой высоте 1970-е.
     Автовокзал  Центральный
     В Минске автобус стал впервые развозить  пассажиров в октябре 1924 года. Популярными  у жителей города были так называемые культурно-бытовые линии. Например, было заключено соглашение с администрацией театра «Красный зал» на подачу автобусов к окончанию спектаклей. Подавались автобусы и к кинотеатрам. А к бане, которая находилась на улице Октябрьской, курсировали автобусы от Комаровки и с площади Свободы. Уже к осени 1927 года в Минске существовало шесть маршрутов: вокзал Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги – Комаровка, Серебрянка – Переспа.
     От  площади Свободы автобусы ходили также в Кальварию, Ляховку, Козырево, Дрозды. На всех маршрутах действовали  свои тарифы. Так, проезд одного участка  – от площади Свободы до электростанции «Эльвод» (ныне район цирка) стоил 10 копеек, два участка обходились пассажиру в 12 копеек, а весь маршрут вокзал – Комаровка в один конец – 24 копейки. Останавливались автобусы по требованию пассажиров, почти как нынешние маршрутки. Чтобы освоить технологию вождения, в Москву даже была направлена группа шоферов объединенной профшколы. Они водили автобусы как иностранных марок, так и отечественных.
     В ближайшее время планируется  провести реконструкцию Центрального автовокзала.
     По  ул. Кирова, на ее пересечении с ул. Свердлова находится Михайловский сквер. В нем установлены три интересные скульптуры – «Девушка с зонтиком», «Незнакомка», сидящая на скамейке и «Прикуривающий». Автор – минский скульптор Владимир Жбанов.
     К привокзальной площади примыкает  университетский городок. Белорусский государственный университет – старейшее высшее учебное заведение Минска, открытое в 1921 году. Сегодня на его 17 факультетах занимается более 16 тысяч студентов. На внутренней площади городка установлены скульптуры Франциску Скорине, Николаю Гусовскому, Сымону Будному и Василию Тяпинскому, Евфросиньи Полоцкой.
     Площадь Независимости – главная административная площадь столицы. Это самая большая площадь Минска и одна из самых больших площадей Европы, занимающая 7 гектаров. В советское время площадь носила имя Ленина и была местом проведения демонстраций и парадов. В начале 90-х годов здесь собирались многотысячные митинги в поддержку независимости и демократических преобразований.
     Формирование  ансамбля площади связано с сооружением  в 1934 году Дома Правительства по проекту архитектора Иосифа Лангбарда в стиле конструктивизма. Это самое крупное сооружение, созданное в белорусской архитектуре в довоенный период. Несмотря на большие размеры и холодные серые тона, здание не кажется громоздким благодаря своеобразному архитектурному решению. Объемы разной высоты как бы перетекают один в один, постепенно отодвигаясь и нарастая к центру, создавая впечатление четкости и динамизма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.