На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная торговля и сравнительное преимущество

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………..1
Часть 1. Международная торговля
     1.1. Мировая торговля: этапы развития, динамика
показателей……………………………………………………………..3
     1.2. Основные теории международной торговли…………………9
Часть 2. Ценообразование в мировой торговле: принципы, особенности, практика.
     2.1. Основы и особенности образования на ценовом рынке…...11
      2.2. Ценообразование на различных типах мировых
товарных рынков……………………………………………………...15
Часть 3. Платежный баланс страны
       3.1. Платежный баланс…………………………………………..22
       3.2. Первая часть ПБ……………………………………………..22
       3.3. Вторая часть ПБ……………………………………………..23
Часть 4. Сравнительное преимущество……………………………..24
      4.1. Специализация и сравнительное (компаративное) преимущество…………………………………………………………27
    4.2. Принцип  абсолютного преимущества………………….........29
    4.3. Принцип  относительного преимущества……………………30              Заключение……………………………………………………………31
Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-1-
Введение
     Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. В основе более углубленного изучения вопроса "Почему страны торгуют? " лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы - природные,
человеческие, инвестиционные - распределяются между  странами мира крайне не равномерно; страны существенно отличаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных
технологий  или комбинации ресурсов.
     Традиционной  и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений.
Для любой  страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, “экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось
создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы”. В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.
     В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия  национальных экономик в международном  товарообмене, факторы 
конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли. Особую
-2-
значимость  эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики,
ориентированной на активное участие в мировой  торговле.
      Теоретические объяснения и обоснования причин существования, развития и повышения роли торговли между странами и народами начали формироваться значительно позже возникновения самого международного обмена. Этому предшествовало преодоление внутренней феодальной раздробленности, в частности в Европе, становление достаточно устойчивых торговых связей между странами. С самого начала сложились два принципиальных подхода к международной торговле. Первый предполагает свободу торговли (free trade), осуществление ее без ограничений; второй обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяйства, протекционизм. Названные два подхода при выработке и
реализации  внешнеторговой политики сохраняются и сегодня, хотя первый из них преобладает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-3-
1. Международная торговля 

1.1 Мировая торговля: этапы развития, динамика показателей. 

     Процесс интернационализации хозяйственной  жизни осуществляется во всех видах международных экономических отношений: внешней торговле, вывозе капитала, производственной кооперации, научно-технических и валютно-финансовых связях. О растущей взаимной зависимости государств свидетельствует стабильный рост международной торговли.
     Международная торговля является формой связи между производителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Это глобальный процесс, с каждым годом вовлекающий в себя все новых субъектов хозяйственной жизни.
Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между  всеми странами мира.
Мировой товарооборот рассчитывается как совокупный экспорт всех стран мира. Такая методика подсчета вызвана тем, что экспорт
товаров всех стран мира является одновременно импортом этих
стран (не считая стоимости транспорта и страхования грузов), поэтому сложение цифр мирового экспорта и импорта приводило бы к двойному счету.
Внешнеторговый  оборот государства  – это сумма стоимостей экспорта и импорта страны за определенный период.
Сальдо  торгового баланса складывается как разность между стоимостью экспорта и импорта. Если соотношение складывается в пользу экспорта, то торговый баланс активный, а сальдо положительное (со знаком плюс); если стоимость импорта превышает стоимость экспорта, то торговый баланс пассивный, а его сальдо отрицательное (со знаком минус). К примеру, США имеют стабильное отрицательное сальдо торгового баланса (минус 435 млрд. долл. в 2000 г.), страны Европейского Содружества – положительное сальдо (плюс 91 млрд. долл. в
2000 г.). На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, и их среднегодовые  

-4-
темпы роста в 1,5 раза превышали темпы  роста мирового объема производства. Динамика и объем мировой торговли выглядит
следующим обзом: в 1965 г. объем мирового экспорта составил 175млрд. долл., в1970г.– 315 млрд. долл., в 1980 г. – 1,9 трлн. долл., в 1990 г. – 3,4 и в 1997 г. – 5,3 трлн. долл.
   На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказали влияния следующие факторы:
  - развитие  международного разделения труда и интернационализация производства;
  - НТР,  способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющее реконструирование старых;
  - регулирование (либерализация) международной торговли посредством мероприятий ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)
  - активная  деятельность транснациональных  корпораций на мировом рынке;
  - либерализация  международной торговли, переход  многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и снижение таможенных пошлин, образование свободных экономических зон;
  - развитие  процессов торгово-экономической  интеграции: устране- 
ние региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли;
  - получение  политической независимости бывших  колониальных стран, выделение  их из числа «новых индустриальных  стран» с моделью экономики,  ориентированной на внешний рынок.
  Для  географического разделения мировой  торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х годов на них отводится 90% мирового экспорта.
  В  отличие от большинства развивающихся  стран, «новые индустриальные  страны», в особенности четыре  «малых дракона» Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), демонстрируют быстрый рост экспорта. Их доля в мировом экспорте к концу сто-
летия составила 11%. США в мировом экспорте занимают 12,5%;
Западная  Европа – 43%; Япония – 7,5%.
 
-5-
  В области мировой экономики и мировой торговли наиболее достоверной считается статистика ООН и ее специализированных организаций, официальная статистика отдельных высокоразвитых
стран, а также крупнейших мировых бирж. Статистическая комис-сия ООН рекомендует  учитывать в экспорте и импорте все товарно-
материальные  ценности, которые в результате их вывоза или ввоза уменьшают или  увеличивают материальные ресурсы  страны.
   В экспорт и импорт, таким образом, включается также и товары, ввоз и вывоз которых осуществляется на некоммерческой основе, т.е. в порядке оказания безвозмездной помощи правительственной, (частной или общественной) или в форме даров. В объем мирового товарооборота не включается стоимость всех видов услуг, в том числе материального характера (строительно-монтажные, проектные и изыскательские работы, патенты, лицензии, ноу-хау, печатание книг, рекламных материалов и др.). В целом стоимость мировой торговли услугами составляет примерно четверть мирового экспорта.
     В международной практике статистического  учета экспорта и импорта, как правило, датой регистрации является момент перехода товаров через таможенную границу страны. Стоимость экспорта и импорта подсчитывается в большинстве стран по контрактным ценам, приведенным к единому базису, а именно: экспортным – по
ценам «фоб», импортным – по ценам «сиф».
   Статистическая оценка товаров на условиях «фоб» (free on board –
свободно  на борту) включает в себя, помимо стоимости товара, все расходы, связанные с его доставкой до борта корабля, включая погрузку на борт. При сухопутных перевозках цена «фоб» означает цену товара на условиях «франко-сухопутная граница страны-экспортера», которая, помимо стоимости самого товара, включает в себя также расходы по его доставке до границы экспортирующей страны.
   Цена «сиф» (cif-cost, insurance, freight – стоимость, страхование, фрахт) включает в себя стоимость товара на условиях «фоб» - порт отправления плюс расходы по страхованию товара в пути и его транспортировке (морскому фрахту) до порта назначения. При сухопутных перевозках понятие «цена сиф» соответствует цене
-6-
«франко-граница  страны импортера». Учитывая однородность методов оценок «фоб» - «франко-граница страны-экспортера» и «сиф» - «франко-граница страны- импортера» в статистическом учете мировой торговли, название базисов «фоб» и «сиф» стали универсальными и применяются для всех видов перевозок.
   Стоимость мирового импорта всегда выше стоимости экспорта на сумму стоимости фрахта и страхования, так как мировой экспорт оценивается на базе цен «фоб», а мировой импорт – на базе цен «сиф». Учет стран-контрагентов, т. е. стран, между которыми осуществляется внешнеторговый оборот, в современной статистической практике в большинстве случаев осуществляется по методу «производство – потребление». В соответствии с этим методом импорт отражается по стране производства (происхождения товара), а экспорт – по стране потребления товара.
 Товарная  структура мировой торговли развивается  под воздействием НТР, углубления  международного разделения труда.
На долю обрабатывающей промышленности приходится 75% товарооборота. Наиболее быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно ?. Товарная структура мирового экспорта представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1
  
Товарная  структура мирового экспорта (в % к итогу)
Группа  товаров 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1990 г. 1995 г.
Всего 100 100 100 100 100
В том  числе: - - - - -
Сырьевые товары: 34,0 41,3 34,8 24,5 20,5
  продовольственные  товары, напитки, табак 13,8 10,4 10,2 8,7 8,3
  сырье  непродовольственное, кроме топлива 
10,8 6,7 6,5 5,2 4,9
  минеральное  топливо 9,4 24,2 18,1 10,6 7,3
Готовые изделия: 66,0 58,7 65,2 75,5 79,5
  химические  продукты 7,4 7,8 8,4 8,9 9,5
  машины, оборудование и транспорт- ные средства
29,2 25,9 32,3 35,3 38,9
  прочие обработанные изделия 29,4 25,0 24,5 26,4 31,1
Источник: Monthly Bulletin of Statistics, 2000.
-7-
     Вследствие валютно-финансового кризиса в 1997 – 1998 гг. в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) рост мировой торговли в 1998 г. впервые за период с 1992 по 1999 г.
приостановился. Объемы мировой торговли по сравнению  с 1997 г. сократились на 1,6%.
   Темпы сокращения внешней торговли России, усиленные валютно-финансовым кризисом августа 1998 г., были значительно выше, чем темпы сокращения мировой торговли. Внешнеторговый оборот России в 1998 г. относительно 1997 г. сократился на 17,7%.
   В 1999 г. многие страны преодолели последствия азиатского кризиса, не только постепенно восстанавливая, но и наращивая объемы внешней торговли. Наиболее высокие темпы роста демонстрировали страны АТР. Внешнеторговый оборот России по итогам 1999 г. сократился на 13,4%.
   В период 1992 -1998 гг. тенденции изменения объемов российского внешнеторгового оборота практически совпадали с тенденциями, характерными для мировой торговли в целом. Тем не менее, по оборотам внешней торговли Россия весьма существенно отстает от индустриально развитых стран.
   За указанный период внешнеторговый оборот США составлял 13,2 – 15,6% от общего объема мировой торговли, Германии – 8,6 – 10,9%, Японии – 6,1 – 7,8%, Франции – 5,1 – 6,3%, Великобрита-
нии – 4,9 – 5,4%. Наиболее динамично развивающиеся страны АТР
также существенно опережают Россию по объемам торговли: Гонконг – 3,1 – 3,7%, Китай – 2,2 - 3,1%.
   До 1999 г. объемы торговли России можно было сравнить с объемами торговли таких европейских стран, как Швейцария (1,2 –
1,5% от общего объема мировой торговли) и Швеция (1,2 – 1,4). Из
азиатских стран наиболее близкие к российским показатели демонстрировала Малайзия (1,1 – 1,5%).
   Если в 1992 – 1996 гг. удельный вес России в объемах мировой торговли возрастал (1,27% в 1992 г. до 1,47% в 1996 г.), то с 1997 г. начал снижаться (до 1,46% в 1997 г. и 1,22% в 1998 г.). По итогам трех кварталов 1999 г. доля России в общем объеме торговли составляла всего лишь 0,99% и была сопоставима с объемами торговли таких стран, как Австралия (1,1%) и Ирландия (1,0%).
  
-8-
       Происшедшие в 1997 – 1999 гг. негативные изменения в динамике внешнеторгового оборота привели к ослаблению позиций России в мировой торговле. По итогам 1999 г. Россия переместилась на 20-е место в мире с 16-го места в 1996 – 1997 гг., пропустив вперед такие страны, как Швейцария, Швеция, Австралия и Ирландия.
  Динамика экспорта России во многом зависит от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. Положение на мировых рынках товаров, составляющих значительную часть российского экспорта (расчетная совокупность товаров включает 55 – 65% стоимости экспорта), в 1999 г. было лучше, чем в 1998 г. Сводный индекс мировых цен с учетом структуры российского экспорта в1999 г. составил 108,% (базовый период 1998 г.).
   Важным индикатором, отражающим состояние внешнеторговой деятельности, является показатель условий торговли (отношение индексов цен экспорта к индексам цен импорта). В 1997 – 1998 гг. для большинства стран мира условия торговли в основном ухудшились. В 1999 г. позитивные изменения конъюнктуры мировых товарных рынков, и в перовую очередь рынков энергоносителей, значительно улучшили условия торговли для экспортеров энергетических товаров (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Условия торговли (годовое изменение в %)
Страны 1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.*
Развитые страны
-0,5 1,3 2,1 0,6 0,2 -0,5 -0,9 1,4 0,5 -0,3
Развивающиеся страны -5,8 -2,2 -2,4 0,4 2,3 2,6 -0,3 -6,9 1,01 1,3
Экспортеры  энергетических товаров -17,6 3,6 -6,5 -6,6 0,4 13,7 -0,6 -20,2 7,3 3,9
Экспортеры  неэнергетических товаров -0,4 -3,1 -0,6 2,8 2,4 -0,3 -0,1 -3,1 -0,5 0,6
Россия 9,2 8,2 -3,3 -29,5 22,8
    * Прогноз на 2000 г. 

    В январе- июне 2000 г. активное сальдо России по счету текущих операций выросло по сравнению с первым полугодием предыдущего года в 2,5 раза и достигло 21,7 млрд. руб. Рост
    -9-
сальдо  счета текущих операций был установлен чрезвычайно                   благоприятной конъюнктурой мировых товарных рынков.
     В связи с тем, что новые  иностранные инвестиции в первом  полугодии практически не поступали, внешние обязательства экономики впервые несколько упали (на 0,6 млрд. долл.)
   Инвестиции  резидентов в иностранные активы лишь немного превысили уровень  января – июня 1999 г., составив 8,0 млрд. долл. Против 7,9 млрд. долл.
Таким образом, чистый отток капитала из станы продолжается.
   Вследствие  этого отрицательное сальдо финансового счета составило 8,6 млрд. долл. (нетто-отток капитала за 6 месяцев 2000 г. составил 6,2 млрд. долл.). В первом полугодии по государственному внешнему долгу Россия выплатила 4,8 млрд. руб.
   Внешнеторговый  оборот России в первом полугодии 2000 г. составил 69,8 млрд. долл. США (1971,2 млрд. руб.), или 135,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Торговый оборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 34%, со странами СНГ – на 46%. При этом доля стран дальнего зарубежья в общем объеме внешнеторгового оборота России составила 81%. В структуре внешнеторгового оборота в 2000 г. на страны ЕС приходится 35%, на страны АТЭС – 15%, на страны Центральной и Восточной Европы – 14%.
   Рост  экспорта (на 51% за 6 месяцев 2000 г.) был достигнут в основном, за счет более высоких по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. средних контрактных цен на основные энергетические товары, а также черные и цветные металлы. Российский импорт за 6 месяцев 2000 г. возрос на 5%. Объем неорганизованной торговли по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. вырос на 6% и составил 4,4 млрд. долл. На долю неорганизованной торговли в общем внешнеторговом обороте России приходилось 7,7%, в экспорте – 1,5%, в импорте – 22,7%. 

    1.2 Основные  теории международной торговли 

Мировая торговля существовала задолго до появления  каких-либо обосновывающих ее теорий. К настоящему времени разработаны два основных типа теорий мировой торговли.  

    -10-
   Теории  международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
      что лежит в основе международного разделения труда?
      какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?
      Какими факторами предопределяется конкурентоспособность страны в мировой торговле?
   Первый  тип теорий определяет естественный ход торговли, изучает и объясняет, какая структура торговли действовала, если бы торговля между странами была свободной. Теории этого типа ставят вопросы: в каком объеме, какой продукцией, с кем данная страна будет торговать при отсутствии каких бы то ни было ограничений? Это теория абсолютного преимущества и теория относительного преимущества.
     Второй тип теорий предписывает  государственное вмешательство в свободный поток товаров и услуг между странами с целью изменения объема, состава и направлений торговли. Это такие теории, как меркантилизм, неомеркантилизм, теория зависимости. 

       

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-11-
2. Ценообразование в мировой торговле: принципы, особенности, практика 

 2.1 Основы и особенности ценообразования на мировом рынке 

     При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
     В условиях рыночной экономики ценообразование, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующие факторы». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп. 
  Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продук-
ции и  конкурентных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
    экономический цикл;
    состояние совокупного спроса и предложения;
    инфляция.
Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
    издержки;
    прибыль;
-12-
    налоги и сборы;
    предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
    потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
  Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых товаров и услуг:
    сезонность;
    эксплуатационные расходы;
    комплектность;
    гарантии условия сервиса.
Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
    государственное регулирование;
    валютный курс.
   Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действия перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношение в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что
противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен.
-13-
 Под  мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.),
или выражающиеся в систематических экспортно-импортных  сделках крупных фирм-поставщиков  и покупателей.
  И  в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияет:
    платежеспособный спрос покупателя данного товара, т. е. попросту говоря, наличие денег;
    объем спроса – количество товара, которое способен приобрести покупатель;
    полезность товара и его потребительские свойства.
  На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
    количество товара, предлагаемое продавцом на рынке;
    издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
    цены на ресурсы или средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
     Общим фактором является замещаемость  предлагаемого к реализации товара  другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
  На  мировом рынке возможны случаи  т. н. «искажения соотноше-
ния спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять
мировую цену, и которая наверняка будет  весьма высокой. И наоборот, нередко  предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты  

-14-
международной торговли, условия производства в  которой наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже, если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. За частую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупнейшими и мощными державами.).
   При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых существуют понятия «цены продавца» т. е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т. е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
   В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, шефмонтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60-процентную долю в цене поставки.
   Развитие науки и технологии, оказывая внимание на совершенствование качественных характеристик товара, с другой
-15-
стороны воздействует на мировые цены. Внедрение  новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т. н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т. д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.
   При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии, цены, как правило, не повышаются. И наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений и тем более на фазе кризиса и подъема). Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса. 

2.2 Ценообразование  на различных типах мировых товарных рынков  

   В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают четыре типа рынков:
    рынок совершенной (чистой) конкуренции;
    рынок чистой монополии;
    рынок монополистической конкуренции;
    рынок конкуренции немногих поставщиков – олигополия.
-16-
Прежде  всего, эти рынки отличаются друг от друга количеством субъектов  торговли. Последнее очень сильно влияет на механизм ценообразования.
   Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется, прежде всего, очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т. е. в данном регионе, в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям, в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке, экспортер прибегает к скидкам (или дискаунту), который не столь значителен 3-5%. Выиг-
рыш экспортера – в возвращающих объемах поставок.
   Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительного спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители, на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.
   На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления – одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией и в т.ч. продовольствием и т.д.
   Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем и юридически затрудняет проникновение конкурента.
   Монополист в силу самой природы данного рынка стремиться
установить  цены на товар на наиболее высоком  уровне по методу
полных  затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако,
-17-
определенные  установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую цену на товар, потому что, в конечном счете, общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и цен, чтобы совокуп-
ный доход был как можно выше, который все же будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это и естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие «ценовая дискриминация», означающая, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда имеется в виду, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискрими-
национные цены, как правило, устанавливаются  на изолированных рынках, исключающих  реэкспорт.
   В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно не много. В 70-80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР все-таки по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания Де Бирс на рынке алмазов.
   Монополистическая конкуренция предполагает смешанный тип рынка - на данном рынке присутствуют, как правило, ряд крупнейших монополистов и значительное число менее    сильных фирм, но которые занимают видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
      Господство  крупных фирм одной страны на рынке  отдельных товаров ослабляется  натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более легковесных конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся
конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.  

-18-
     Значительное  влияние на цены оказывает конкуренция  монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но которые используются для одной  и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями-поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров заменяющих по своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и Англии, традиционно поставляющие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей- поставщиков химических волокон.
   Рынок конкуренции немногих поставщиков – олигополия – характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства на рекламные мероприятия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.