На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Значение финансового планирования и экономического анализа в работе учреждений здравоохранения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение.
      Успешная  реализация задач, стоящих перед  медицинскими учреждениями, одной из которых является качественное медицинское  обслуживание, в огромной степени  определяется состоянием экономики, которое  в последнее время претерпело существенное изменение. Новые условия хозяйствования, введение медицинского страхования, ухудшение финансирования привели к повышению значимости финансового планирования деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ).
Традиционно недостаточное внимание, уделявшееся  ранее финансовому планированию здравоохранения, негативно сказалось на разработанности методик планирования, в том числе и финансового, методов финансирования и его источников в деятельности медицинских учреждений сегодня. Да и нынешний процесс совершенствования нормативной базы здравоохранения менее всего затрагивает экономическую сферу и особенно в части оказания платных медицинских услуг. Медицинские учреждения испытывают острый недостаток методических материалов по различным вопросам экономической деятельности.
Проблема  усугубляется тем, что при переходе на обязательное медицинское страхование (ОМС) ослабляется контроль за рациональным использованием средств со стороны  органов управления. Контроль же со стороны страховых организаций, территориального фонда и других структур ОМС находится лишь на стадии становления. В результате наблюдается большой разброс в подходах к использованию средств медицинских учреждений - от жесткого ограничения до расточительства и злоупотреблений.
      При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств, финансовое планирование больницы просто не имело смысла. В нынешней же ситуации, когда медицинские учреждения вынуждены искать свою нишу на рынке медицинских услуг, обеспечивать себе дополнительные источники поступления финансовых средств, данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит их выживание, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
      Объектом  исследования данной работы являются учреждения здравоохранения.
      Предмет исследования Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Вадская Центральная районная больница». Переход здравоохранения на новые условия хозяйствования поставил перед ней сложные экономические проблемы. Нестабильность поступления бюджетных ассигнований, поиск новых источников финансирования, введение страховой медицины и платных медицинских услуг во многом изменило использование и распределение финансовых ресурсов больницы. Все это требует совершенно новых подходов и знаний, прежде всего администрации больницы, бухгалтерии, экономической службы, отдела кадров.
      Целью данной работы является изучение финансового  планирования учреждений здравоохранения  на примере МЛПУ «Вадская ЦРБ». В  соответствии с поставленной целью  в работе будут решены следующие задачи:
    анализ расходов Учреждения;
    выявление проблем на основании проведенного анализа;
    внедрение новых методов финансового планирования;
    составление финансового плана МЛПУ «Вадская ЦРБ».
      Информационной  базой исследования являются практические материалы работы учреждения. Практическая значимость результатов исследования состоит в обосновании направлений улучшения деятельности МЛПУ «Вадская ЦРБ». 
 
 
 

      Глава 1.Планирование работы подразделений медицинских учреждений. 

1.1. Экономический анализ и планирование как составные части процесса управления деятельностью медицинских учреждений.
      Планирование и экономический анализ являются элементами единого процесса управления здравоохранением. Они тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, с одной стороны, анализ во многом строится на сопоставлении достигнутых показателей с плановыми, а с другой — анализ, изучающий реальное состояние дел, тенденции развития и т. д., предшествует очередному циклу планирования.  Поэтому не удивительно, что в последнее время обнаружились сходные тенденции, характерные как для экономического анализа, так и для планирования деятельности медицинских учреждений. Основными факторами, оказывающими влияние на появление новых направлений в планово-аналитической работе медицинских учреждений, являются следующие (19, с.        12):
    Изменения в хозяйственном механизме здравоохранения: внедрение медицинского страхования, развитие предпринимательской деятельности и т. д.
    Внедрение новых форм статистической и бухгалтерской отчетности (ф. № 52, ф. № 14, № ОБ-2 и т. д.), обусловливающее учет более широкого круга показателей, которые могут быть использованы в качестве объекта экономического исследования.
    Компьютеризация деятельности медицинских учреждений и появление новых возможностей для повышения оперативности и масштабности планово-аналитической работы.
    Изменения структуры медицинских учреждений — повышение удельного веса и роли диагностических служб, появление хозрасчетных подразделений и т. д.
    Изменение нормативной базы — отменены или утеряли свое значение многие прежде действующие нормативы (например, стоимостные нормативы на медикаменты, питание, мягкий инвентарь); медицинские учреждения, получившие широкие права, все более ориентируются на собственные — внутриучрежденческие нормативы и т.д.
      Говоря о новых тенденциях планово-аналитической работы, прежде всего необходимо отметить вполне естественное повышение роли стоимостных категорий в здравоохранении, отражающихся в целом спектре показателей, характеризующих работу медицинского учреждения. Наряду с традиционными показателями, отражающими охват населения медицинской помощью (обеспеченность населения врачами и койками, количество посещений, проведенные койко-дни и т. д.), решающее значение начинают играть финансовые показатели и нормативы (тарифы и т. д.).
Расширяется и сфера их использования. В дополнение к привычному анализу стоимости питания, медикаментов, мягкого инвентаря и т. д., приходящихся на единицу услуг, широкое развитие получили показатели полных затрат (себестоимости), эффективности использования фондов и т.д.
Все большее значение приобретает планирование и анализ показателей, характеризующих доходную часть. Так, совершенно новым для экономической работы является изучение финансового положения медицинских учреждений в целом. При традиционном бюджетном финансировании, обеспечивающем гарантированность поступления средств, попытки планирования и анализа финансового положения больницы или поликлиники просто не имели смысла. В нынешней же ситуации данное направление выходит на передний план, поскольку от этого зависит само выживание учреждения. Причем для него важно знать не только сумму поступления финансовых средств, но и размер потенциально возможных доходов и, соответственно, размер упущенной выгоды (21, с.47).
      Главной задачей финансового анализа и планирования в новых условиях является не распределение гарантированно получаемых средств, как это было раньше, а поиск способов зарабатывания средств и лишь во вторую очередь — обеспечение наиболее рационального способа их использования (20, с.74).
Это вызывает необходимость планирования и анализа экономической эффективности лечебной деятельности, чтобы выяснить, покроют ли доходы, полученные от оказанных услуг, затраты на предоставление этих видов медицинской помощи или нет.
Все большее значение приобретает сравнительный анализ различных вариантов поведения медицинского учреждения, результаты которого становятся руководством к действию, например, при решении таких вопросов, как развивать собственную диагностическую службу или пользоваться услугами специализированных учреждений.
Кроме того, изменяется и трактовка результатов сравнительного анализа. Так, сопоставление данных по различным учреждениям между собой — это не только оценка эффективности использования средств в медицинском учреждении, но и эффективности управления — умения найти наиболее выгодного поставщика и т. д.
Следует отметить, что при этом меняются критерии эффективности и методы их достижения. Вместо минимизации затрат преобладающее значение начинают играть показатели максимизации доходов.
      Новые подходы к экономическому анализу и планированию затронули и такую, казалось бы, достаточно консервативную сферу, как натуральные производственные показатели. Это связано в основном с широкими возможностями, предоставленными автоматизацией информационной базы здравоохранения. Происходит изменение приоритетов с объемных на результирующие.
Если раньше ведущую роль играли показатели нагрузки (число посещений, число дней работы койки в году и т. д.), то теперь на передний план выходят показатели результатов работы — количество пролеченных больных, законченных случаев и т. д. Конкретными проявлениями этого служит переход в стационарном звене от анализа работы усредненной койки к анализу длительности лечения конкретных заболеваний по нозологическим группам по МКБ, а в амбулаторном звене — от анализа усредненных посещений к анализу длительности случая обращения и т. д.
Другой особенностью является углубление методов планирования и анализа (вызванное потребностью ценообразования, необходимостью материального стимулирования работников и т. д.), доведение их до конкретных специалистов (в амбулаторном звене) и профиля коек внутри специализированного отделения (в стационарах), а также изучение затрат на лечение конкретных заболеваний по нозологическим группам и медико-экономическим стандартам (длительность, стоимость и т. д.).
      Следует указать на еще одно направление планово-аналитической работы — изучение затрат на оказание медицинской помощи вместо планирования и анализа затрат на содержание медицинских учреждений — увязка ресурсов с объемами оказанных медицинских услуг, а не с количеством штатов, коек и т.д.
Особо следует выделить проблему изучения работы параклинических (лечебно-диагностических) подразделений, методам планирования и анализа деятельности которых всегда отводилась второстепенная роль. Повышение значимости этих служб, наряду с развитием автоматизации, позволило выработать новые формы планирования, анализа структуры расходов, распределения затрат по основным службам и т. д.
      При рассмотрении новых тенденций в подходах к экономической оценке деятельности медицинских учреждений принципиально важным является то, что меняется не только инструментарий планирования и экономического анализа, но и сама методологическая основа (24, с.12).
Планирование и экономический анализ работы медицинского учреждения выступают направлениями деятельности самостоятельного и полноправного хозяйствующего субъекта, а не простого потребителя ресурсов, в значительной доле распределяемых централизованно, как это было раньше.
      Таким образом, предстоит большая работа по разработке методов планирования и экономического анализа, отвечающих современным требованиям. 

      1.2. Общие подходы к финансовому планированию работы медицинских учреждений.
      Планирование является одним из важнейших видов экономической работы. В современных условиях ее удельный вес в общем объеме работы экономической службы несколько снижается. Однако это происходит не из-за реального уменьшения объемов планирования, а в силу увеличения объемов других видов работ. Значимость планирования по-прежнему велика. Однако подходы к планированию принципиально меняются.
Говоря о планировании, необходимо выделять методологию планирования и конкретные методы, инструменты планирования.
      Методология включает в себя цели и задачи планирования, основные принципы, подходы, логику и этапность планирования. Методология планирования определяется особенностями организации и хозяйственного механизма здравоохранения (20, с.78).
      Методика планирования — это совокупность конкретных приемов, экономических, математических, статистических и других методов, обеспечивающих реализацию задач планирования (20, с.78).
С этой точки зрения можно выделить две основные проблемы планирования деятельности медицинских учреждений на современном этапе:
    Устаревшая, не удовлетворяющая современным потребностям  
методология планирования, которую необходимо пересмотреть.
    Многие методы планирования, которых потребует новая методология, малоразработаны, либо вообще отсутствуют.
      Среди основополагающих категорий планирования одно из центральных мест принадлежит категориям «цели» и «задачи».
Цель характеризует конечный результат или состояние динамического процесса, на достижение которых направлена человеческая деятельность.
С этой позиции цели планирования здравоохранения остаются неизменными при любых общественно-экономических условиях и отражают сущностные характеристики процесса планирования применительно к конкретному объекту (в данном случае — к здравоохранению или его элементам). Поэтому можно утверждать, что произошедшие в последние годы общественные перемены, кризис мировой экономической системы не изменили целей планирования здравоохранения, которые заключаются в выработке стратегии управления медицинским учреждением на основе глубокого и всестороннего анализа, проведения мер по обеспечению оптимального использования всех ресурсов для достижения более полного удовлетворения потребности населения в медицинской помощи.
Задачи же — это конкретные осознанные проблемы, которые должны быть разрешены для достижения поставленных целей.
Задачи планирования здравоохранения отражают проблемы, обусловленные современным состоянием отрасли, методов и инструментария планирования, а также существующими общественными отношениями. Поэтому задачи планирования в здравоохранении не могут оставаться неизменными по мере развития отрасли, прогресса в научных методах планирования, изменения общественных отношений.
      Поскольку планирование представляет собой осознанную целенаправленную человеческую деятельность, то крайне важным является вопрос о правильности выбора задач планирования. Это хорошо видно на примере прежней системы планирования здравоохранения, основными задачами которой было:
    достижение максимального уровня обеспеченности населения врачебными должностями, койками и т. д.;
    равномерность их распределения по регионам;
    унификация оснащенности медицинских учреждений и методов лечения;
    жесткий постатейный контроль за использованием средств и т. п. Далеко не все эти задачи можно признать обоснованными.
Так, задача улучшения обеспеченности населения койками могла рассматриваться в качестве задачи, реально способствующей достижению целей улучшения медицинского обслуживания лишь в условиях слабого развития сети медицинских учреждений. После достижения определенного уровня дальнейший рост количества коек начинает выступать фактором экстенсивного развития, обеспечивающим гораздо меньшую отдачу по сравнению с использованием тех же средств на улучшение технической оснащенности имеющихся коек, повышение квалификации работников и т. д.
      Планирование является одним из методов управления развитием отрасли и как сложная социально-экономическая категория может рассматриваться с различных сторон. С технологической точки зрения планирование заключается в разработке системы планов, отражающих различные стороны деятельности медицинских учреждений или развитие здравоохранения определенной территории, сети и т. д. Но существует и социально-экономическая сторона планирования, заключающаяся в учете при планировании не только общественных законов развития, но экономических и иных интересов субъектов здравоохранения. Действительно, планирование — это мощный рычаг, эффективное средство решения стоящих перед медицинским учреждением задач. А трактовка задач этих напрямую связана с экономическими интересами медицинских учреждений, страховых медицинских учреждений и т. д.
Поэтому необходимость коренного изменения методологии планирования вызывается вовсе не тем, что не верен используемый экономический, математический, статистический и прочий инструментарий (несмотря на имеющиеся недостатки, основные из них сохраняют актуальность и в настоящее время), а потому, что не верны исходные предпосылки, отражающие задачи планирования.
      Совершенно очевидно, что в нынешних условиях прежняя система планирования здравоохранения не может существовать в неизменном виде. Это связано и с изменением организационно-правовых форм учреждений здравоохранения, и с переменами в системе управления, упразднением плановых органов как самостоятельной структуры, и с формированием новой системы экономических отношений и т. д. (22, с.45).
Прежде всего необходимо отметить, что планирование здравоохранения строилось на ложной предпосылке о якобы существовавшем единстве интересов общества, органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и самих работников. На самом деле такого единства никогда не было и быть не могло. Единство интересов в одних направлениях (например, в вопросах улучшения финансирования здравоохранения), сочеталось с противоречием интересов в других (выбор адресата получения средств, оборудования; установление плановых показателей нагрузки и т. д.). Поэтому планы развития здравоохранения, несмотря на свою внешнюю стройность (отлаженная этапность, иерархичность и т. д.), на самом деле представляли собой систему показателей, в достижении которых были заинтересованы далеко не все стороны, от которых это зависело.
Один из основных методологических недостатков прежней системы планирования заключался в том, что планирование отталкивалось не от реальной потребности населения в конкретных видах медицинской помощи, необходимости использования медицинскими учреждениями тех или иных видов ресурсов, оборудования и т. д., а от опосредованных показателей, таких как численность населения, количество коек, должностей и т. д(17, с.14).
Упразднение органов материально-технического снабжения, коммерциализация деятельности традиционных поставщиков оборудования, медикаментов и других ресурсов, широкий прорыв на отечественный рынок зарубежного оборудования и медицинских технологий сделал невозможным использование прежних централизованных подходов к планированию технологического уровня медицинских учреждений — их многообразие, альтернативность и т. д. не позволяют разрабатывать как прежде нормы оснащенности ЛПУ медицинской техникой.
Следует добавить, что, несмотря на декларируемость научных принципов планирования, на деле многие положения планов в части капитального строительства, обеспечения новым оборудованием и т. д. принимались без всякого научного обоснования.
Необходимо указать и на то, что система планов здравоохранения являлась системой государственных планов, отражавших перспективы развития только государственных медицинских учреждений и не затрагивала негосударственный сектор.
Прежде планирование отталкивалось не от потребности в оказании медицинской помощи, в использовании тех или иных видов оборудования и т. д., а от возможности — от финансовых, материальных, организационных и т. д. Причем проблема заключается не только в недостатке ресурсов (что служит ограничением в планировании любого процесса), но и в порочности самого принципа планирования, ориентированного на численность населения, а не на уровень заболеваемости.
Таким образом, можно сделать вывод, что существовавшая долгие годы система планирования здравоохранения была далеко не совершенной и не могла справиться со стоящими перед ней задачами, мало способствовала достижению конечных целей.
      Переход к новой системе планирования предполагал поэтапную и последовательную реорганизацию существующей системы. На деле же прежняя система была попросту разрушена. К сожалению, приходится констатировать, что разрушена не только система централизованного, но и инициативного планирования вообще, что крайне отрицательно сказывается на комплексности развития здравоохранения, на темпах НТП в отрасли (18, с.11).
В настоящее время большинством специалистов признано, что нельзя отказаться от планирования, предоставив все на откуп рынку, сделав развитие отрасли неуправляемым процессом.
Действительно, прежде техническое перевооружение, внедрение новых методик лечения и т. д. производилось планово (хоть и с изъянами), руководство осуществлялось сверху, то есть была хоть какая-то попытка проведения единой государственной политики в области здравоохранения. Сейчас каждое медицинское учреждение вынуждено самостоятельно решать проблемы своего выживания, внедрения новых методик, перевооружения и т. д. Правда, остались еще и централизованные поставки оборудования, но они носят разовый характер и не могут рассматриваться как целостная система.
Система планирования должна во многом строиться на принципиально новых основах с использованием ряда элементов прежней системы. Однако становление новой системы планирования идет с большим трудом. Это обусловлено и теоретическими, и практическими проблемами. Необходимо выяснить, какие принципы планирования применимы в новых условиях, что можно взять от прежнего планирования и от чего следует отказаться (18, с.25).
      Планирование, рассматриваемое как процесс, представляет собой комплекс организационно-технических, юридических и других мероприятий. При теоретическом обосновании этого процесса упор обычно делается либо на организационную сторону — анализ планирования как формирования системы документов, либо на техническую сторону — методы сведения планов по разделам, субъектам, территориям и т. д.
Нами планирование рассматривается в первую очередь с точки зрения экономических закономерностей, связей и отношений. Одной из особенностей планирования, вытекающей из такого подхода, является то, что очередность, этапность планирования определяется не абстрактно, исходя из общих теоретических посылок оптимального планирования, теории систем и т. д., а на основании реально действующего хозяйственного механизма (20, с.84).
      Сформулируем основные задачи планирования развития здравоохранения на современном этапе. На наш взгляд, они заключаются в следующем:
    обеспечить снижение удельной затратности оказания медицинской помощи;
    оптимизировать структуру и размещение медицинских учреждений;
    снабдить медицинские учреждения реальным экономическим инструментом, позволяющим находить грамотные управленческие решения;
    способствовать выработке рационального хозяйственного механизма отрасли;
    содействовать распространению прогрессивных форм оказания медицинской помощи;
    содействовать научно-техническому прогрессу и т. д.
При этом в настоящее время принципиально меняется подход к планированию и этапность планирования. Традиционная схема планирования развития здравоохранения выглядела следующим образом:
    Определение производственных мощностей (например, количество коек того или иного профиля) исходя из численности населения данной территории.
    Расчет штатов должностей, необходимых для обслуживания этих мощностей, исходя из типовых штатных нормативов (не дифференцированных по территориям или каким-либо другим признакам).
    Планирование объемов работы медицинского учреждения исходя из количества и структуры коек, наличия штатных должностей и т. д.
    Определение потребности в финансовых ресурсах для содержания медицинского учреждения исходя из количества штатных должностей, показателей работы коек и т. д.
На наш взгляд, последовательность планирования должна быть принципиально иной, ориентированной не на ресурсы, необходимые на содержание медицинского учреждения, а на финансирование оказания определенных объемов медицинской помощи.
      Таким образом, коренное отличие предлагаемой системы планирования от ныне действующей заключается в следующем:
    основополагающим моментом планирования должны выступать не показатели численности населения и нормативы обеспеченности койками, врачебными должностями и т.д., а потребность населения прикрепленной территории в определенных видах медицинской помощи;
    объемы работы медицинского учреждения должны выступать не производным показателем от имеющихся мощностей, а, наоборот, быть показателем, определяющим производственные мощности ЛПУ;
    штатные должности должны планироваться преимущественно исходя не из штатных нормативов, а на основании объемов работы и плановой нагрузки на койку, должность и т. д.;
    потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах медицинского учреждения должна определяться на основании не затрат на содержание медицинского учреждения, а объемов необходимой медицинской помощи.
Конечно, при этом будут использоваться элементы прежней системы. Так, определение количества штатных должностей по прочему персоналу может по-прежнему основываться преимущественно на показателях обслуживаемых мощностей.
Если абстрагироваться от особенностей конкретных служб, общая схема планирования, отражающая ряд организационных моментов, может быть представлена в следующем виде:
    Определение основных целей и функций медицинского учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация и т. д.).
    Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды диагностики и т. д.).
    Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления и т. д.).
    Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.
    Расчет предполагаемых поступлений средств.
    Корректировка плановых показателей.
    Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо поэтому стимулировать. 
      Доведению нормативов и других плановых показателей должна предшествовать большая подготовительная работа. Должны быть учтены следующие основные данные(25,с.34):
    половозрастная структура населения, являющаяся одним из основных факторов, определяющих уровень заболеваемости населения;   
    уровень заболеваемости, определяемый, кроме половозрастного состава, экологическими и социально-экономическими и иными условиями;
    уровень обращаемости, связанный с уровнем заболеваемости,
    удаленностью медицинских учреждений, сложившимися традициями обращения в медицинские учреждения и т. д.;
    реальные и предполагаемые потоки больных в данное ЛПУ, а также в другие близлежащие медицинские учреждения, центральные, городские, областные, специализированные ЛПУ;
    влияние расселенности населения и наличия транспортных путей на возможные изменения потоков больных;
    финансовые затраты на лечение больных в других ЛПУ по сравнению с затратами на лечение в данном ЛПУ и т. д.
Необходимо отметить, что и этих условий недостаточно для создания рациональной системы планирования. Хотя такая система и дает представление о ресурсах, необходимых для выполнения имеющегося объема работ, однако не обосновывает необходимости выполнения этих работ и достаточности этих объемов для оказания качественной медицинской помощи. Объемы работ во многом зависят от имеющегося оборудования, от видов методик, которые выполняются в медицинских учреждениях того или иного уровня, от квалификации лечащих врачей, их способности интерпретировать результаты диагностических исследований. Поэтому при одинаковом объеме госпитализации больных с одними и теми же диагнозами реальный объем лечебно-диагностических исследований и процедур в различных медицинских учреждениях может быть различным. Соответственно, различными будут и затраты на лечение одной и той же болезни в различных ЛПУ.
      В перспективе планирование должно опираться на объемы работ, обусловленные не только уровнем заболеваемости, но и схемами лечения тех или иных заболеваний на основании клинических минимумов или медико-экономических стандартов, определяющих технологию лечения основных заболеваний, включая виды и количество диагностических исследований, анализов, процедур и т. д (19, с.36).
Это будет способствовать и совершенствованию планирования сети медицинских учреждений. Сейчас плановое количество коек районного, межрайонного и областного уровня рассчитывается исходя из норматива потребности населения в койках каждого профиля с учетом имеющихся коек более низкого иерархического уровня. В такой ситуации больницы более высокого уровня по сути призваны компенсировать недостаток коек в участковых больницах. В условиях недостаточно развитой сети медицинских учреждений такой подход мог быть оправданным. В нынешней же ситуации основная цель у больниц более высокого иерархического уровня должна быть иной — обеспечить лечение наиболее сложных заболеваний и тяжелых форм протекания болезни, с которыми могут направиться участковые больницы.
      Применение клинических минимумов, стандартов и т. д. в совокупности с разработкой рекомендуемых перечней минимального объема исследований по каждой лечебно-диагностической службе (с перечнями исследований, которые должны п поизводиться на уровне участковых больниц и поликлиник, на уровне центральных больниц и на уровне специализированных диагностических центров) позволяет более четко определить виды заболеваний, тяжести состояний, которые должны лечиться в медицинских учреждениях различного иерархического уровня. На основании изучения видов и количества патологий, подлежащих лечению в ЛПУ различного уровня, можно более обоснованно определять количество коек каждого профиля в медицинских учреждениях соответствующего иерархического уровня.
      В завершение отметим, что дальнейшее совершенствование планирования развития здравоохранения предполагает создание сквозной многоуровневой системы планирования на основании не только изучения состояния здоровья населения и его прогнозирования на перспективу, но и учета экономических интересов субъектов здравоохранения на всех уровнях — от федеральных органов управления до медицинских учреждений и конкретных работников. 

1.3. Смета медицинского учреждения и основные принципы ее составления.
      Смета — это финансовый документ, отражающий направления и порядок использования средств медицинского учреждения.
Утвержденная в установленном порядке смета медицинского учреждения является основным плановым документом, определяющим общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на его содержание. Смета позволяет определить общую потребность учреждения в денежных средствах, сумму материальных затрат и расходов на заработную плату, способствует обеспечению баланса доходов и расходов.
Смета является одним из инструментов экономического управления деятельностью медицинских учреждений. Утверждая общую сумму финансирования, устанавливая лимиты и нормативы расходов отдельных видов ресурсов и т. д., финансирующий орган может осуществлять контроль за рациональностью и целевым расходованием средств (20,с.108).
      Смета расходов имеет много общего с калькуляцией затрат: они тесно связаны между собой, содержат одни и те же статьи затрат и т. д., но учитывают их с различных позиций. С помощью калькуляции определяются затраты на единицу услуг, работ — цены (тарифы), а смета, как правило, имеет дело с затратами на учреждение в целом. Кроме того, по некоторым статьям используется различный подход к учету затрат. Так, при полной калькуляции используется категория амортизации (износа), а в смету медицинского учреждения закладываются затраты на приобретение оборудования, капитальный ремонт.
Основными атрибутами сметы являются следующие:
    титульная часть — наименование учреждения и его реквизиты (адрес, ведомственная принадлежность, разделы, подразделы, организационно-правовая форма, ОКПО и т. д.);
    единицы измерения показателей (натуральных — тонны, Гкал и т. д.; денежных — наименование валюты, единицы измерения денежных средств: рубли, тысячи рублей и т. д.);
    направление расходов (статьи расходов соответствующих классификаций и т. п.);
    показатели объемов (сумм) расходов;
    распределение затрат по периодам (год, поквартальная, помесячная разбивка и т. д.);
    подписи лиц, составивших и утвердивших смету;
    печать.
      Традиционно смета ЛПУ рассматривается как конкретный финансовый документ, форма которого утверждена Министерством финансов. Однако в действительности необходимо говорить о системе смет медицинского учреждения.
      Можно представить следующую классификацию смет:
    по видам (индивидуальные и сводные сметы, сметы на централизованные мероприятия, сводные сметы и своды утвержденных смет);
    по источникам финансирования (бюджет, средства обязательного медицинского страховании, доходы от предпринимательской деятельности — платные услуги и т. д.);
    по уровням финансирования (Федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет);
    по способам финансирования (по подушевым нормативам, по смете расходов, за объем оказанных услуг т. д.);
    по подразделениям: стационар, поликлиника, амбулатории и т. п. (в случае финансирования из различных источников и т. д.);
    по формам: утвержденные Минфином и произвольные, составляемые исходя из особенностей объекта и способов финансирования (например, сметы расходов на централизованное приобретение оборудования).
Медицинское учреждение одновременно может иметь сразу несколько смет: бюджетную, по средствам ОМС, по платным услугам. Более того, даже бюджетных смет может быть несколько (по средствам областного бюджета, по средствам местного бюджета — если финансирование производится из различных бюджетов; при необходимости — по отдельным амбулаториям, входящим в состав Центральной районной больницы или ТМО и т. д.).
Смета оформляется подписью руководителя (или заместителя руководителя) медицинского учреждения и главным бухгалтером, с указанием даты, а также оттиском печати этой организации на всех (обычно двух или трех) экземплярах сметы.
      Коснемся вопроса утверждения смет (2,ст.221 БК РФ). Сметы утверждаются распорядителем кредитов, в качестве которого в зависимости от ситуации могут выступать различные лица.
Прежде, когда медицинские учреждения имели дело в основном только со сметами бюджетных расходов, существовал четкий порядок их утверждения. В зависимости от того, из бюджета какого уровня финансировалось медицинское учреждение, смета утверждалась соответствующей вышестоящей организацией: министерством, ведомством, краевым, областным, городским или районным отделом (комитетом, управлением) здравоохранения, главным врачом центральной районной, центральной городской, центральной окружной, центральной бассейновой больницы, главным врачем ТМО или РТМО. Этот порядок сохраняется для бюджетных смет, и в настоящее время — бюджетная смета расходов медицинского учреждения утверждается вышестоящим распорядителем кредитов.
По сметам же расходов средств медицинского страхования и средств, полученных от предпринимательской деятельности, может быть и иной порядок их утверждения — сметы могут утверждаться руководителем самого медицинского учреждения(2,ст.161, 221 БК РФ). Действительно, вышестоящие учреждения не финансируют ЛПУ по этим источникам средств. Однако органы власти, выступающие в лице КУМИ (КУГИ) учредителями медицинских учреждений, на правах учредителя могут претендовать на право утверждения смет и по средствам медицинского страхования и средствам, полученным от оказания платных услуг. Кроме того, необходимо учитывать сложную иерархическую структуру таких учреждений, как центральная районная больница, ТМО, РТМО и т. д., где руководители самостоятельных учреждений, входящих в их состав на правах структурных подразделений, имеют ограниченные права в распоряжении финансовыми средствами. Поэтому право утверждения смет руководителем учреждения (по конкретным их видам) должно быть отражено в Уставе медицинского учреждения.
Укажем основные принципы составления смет:
    расходы по направлениям имеют целевое назначение;
    обоснованность расходов — они должны подтверждаться расчетами, справками и другими способами;
    логическая последовательность и математическая точность расчетов;
    необходимость ориентации на более экономное использование средств (выбор каналов приобретения медикаментов, продуктов питания и других ресурсов по наиболее дешевым ценам; использование ресурсосберегающих технологий и т. д.);
    использование нормативов расходов ресурсов в натуральном выражении, стоимостных нормативов и т. д.;
    достоверность используемых данных (использование нормативных документов, регламентирующих уровень заработной платы продолжительность рабочего дня и отпусков и т. д.);
    сметы должны отражать не только текущие затраты, но и по возможности предусматривать средства на расширение деятельности учреждения;
    учет производственных показателей, степени их выполнения (объемы госпитализации, средние сроки лечения и т. д.);
    учет реальных процессов, происходящих в учреждении, — закрытие коек на период ремонта или, напротив, введение новых коек; планируемое приобретение и списание оборудования, автотранспорта и т. п.;
    контроль за составлением смет (сплошная или выборочная проверка расчетов, используемых нормативов и т. д.);
    сопоставление сметы с расходами за предшествующий период, с расходами других однотипных учреждений и т. д.;
    контроль за исполнением сметы не только по итогам года, но и в процессе ее исполнения по периодам (как правило поквартально).
Смета составляется, как правило, на календарный год.
В смете отражаются все расходы медицинского учреждения, включая расходы на стационар, поликлинику, молочные кухни, станции санитарной авиации и другие структурные подразделения.
Необходимо отметить, что в смету могут включаться только расходы, необходимость которых обусловлена характером деятельности данного учреждения.
Сумма расходов и ее распределение по статьям приводится в смете в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период.
Ассигнования, предусмотренные в смете, должны быть обоснованы расчетами по отдельным видам расходов каждой статьи сметы.
Можно выделить несколько этапов в составлении и реализации смет:
    определение учреждения или подразделения (или их группы), для которого составляется смета — в зависимости от составителя сметы (учреждение, орган управления и т. д.), организационной структуры и т. д. это может быть смета учреждения, его структурного подразделения и т. д.;
    выяснение источника финансирования (бюджет, средства ОМС, доходы от платных услуг);
    выбор вида сметы (индивидуальная, общая смета и т. д.);
    утверждение плановых производственных показателей;
    определение нормативной базы расчетов (нормативы, цены, тарифы и другие показатели, используемые для расчета сметы);
    расчет расходов, закладываемых в смету;
    сопоставление полученных расчетов с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период (за год, 6 или 9 месяцев в зависимости от того, когда составляется смета);
    проверка и уточнение расчетов;
    заполнение бланка сметы;
    утверждение сметы;
    исполнение сметы;
    контроль за исполнением сметы.
Расчеты к смете составляются медицинским учреждением, исходя из производственных показателей (число коек, число должностей персонала, число амбулаторных посещений и т. д.) и в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы, а также с соблюдением установленных норм расходов по отдельным видам затрат (питание, приобретение медикаментов и перевязочных средств и приобретение мягкого инвентаря), действующих цен и тарифов.
Основными внутриучрежденческими документами, используемыми при составлении смет, являются следующие(2, ст.221 БК РФ):
    устав, отражающий организационную структуру учреждения, ведомственную принадлежность и т. д.;
    приказ о структуре коечного фонда стационара;
    приказ о плановых показателях работы учреждения (нагрузке и т. д.);
    нормативы (планы) расхода по статьям;
    штатное расписание;
    тарификация и т. п.
      Отметим, что изменения в экономической работе медицинских учреждений затронули и такое направление, как составление смет. Хотя традиционные подходы остаются в силе, само содержание работы существенно меняется. Смета как основа всей плановой работы сохраняется, но на смену жесткому требованию однозначности и однотипности приходит многовариантность — необходимо выбирать оптимальные варианты развития медицинского учреждения исходя из имеющихся ресурсов, мощностей, поставленных задач и т. д.
1.4. Нормативно-правовая база финансового планирования учреждений здравоохранения.
      Изучение  и анализ практической деятельности системы планирования здравоохранения  Российской Федерации показывают, что  организационной основой их эффективного функционирования являлось нормативное правовое регулирование и обеспечение.
В настоящее  время структуру основных нормативных  правовых документов, регламентирующих вопросы практической финансового  планирования и охраны здоровья Российской Федерации можно представить  в виде иерархического списка:
    Конституция Российской Федерации;
    Федеральные конституционные законы;
    Федеральные законы;
    Указы Президента Российской Федерации;
    Постановления Правительства Российской Федерации;
    Приказы и другие нормативные правовые документы Министерства здравоохранения и социального Российской Федерации;
    Приказы и другие нормативные правовые документы федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба;
    Межведомственные нормативные правовые документы (приказы, соглашения, договора и т.п.);
    Прочие ведомственные нормативные правовые документы (приказы, директивы, указания и т.п. руководителей, их заместителей, начальников структурных подразделений, начальников медицинских (военно-медицинских) управлений (служб, отделов) федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
К ним  относятся:
    Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 с последующими изменениями и дополнениями ;
    Отраслевые показатели качества медицинской помощи, утвержденные приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
    Санитарные правила и нормы Российской Федерации;
    Типовые штатные расписания учреждений здравоохранения, утвержденные приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
    приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ о расчете натуральных норм питания, оснащения мягким инвентарем, обеспечения медикаментами;
    Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью;
    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.1999г. № 438 «Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях»;
    Постановление Нижегородской областного Совета депутатов от 23.12.2004 г. № 721-пс «О социальных нормах и нормативах в областных лечебно-профилактических учреждениях Нижегородской области»;
    Распоряжение Администрации Нижегородской области от 31.08.2004 г. № 676-р «О среднесуточном наборе продуктов на одного больного в областных лечебно-профилактических учреждениях»;
    Приказ Управления здравоохранения Нижегородской области от 05.10.2005 г. № 486 «Об организации оказания платных медицинских услуг»;
    Приказ Управления здравоохранения Нижегородской области, ОФОМС от 17.02.2007 г. № 40/76 «О совершенствовании  контроля качества медицинской помощи населению Нижегородской области»;
    Приказ Управления здравоохранения области от 18.04. 2000 № 203 «О рациональном использовании лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях области»;
    Приказ Управления здравоохранения области от 04.06.2007 г. №234 «О проведении социологического исследования удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи»;
    Приказ Управления здравоохранения области от 19.04.2007 г. № 175 «О совершенствовании стандартизации медицинских услуг в здравоохранении Нижегородской области»;
    Приказ Управления здравоохранения области № 282, ОФОМС № 89 от 03.06.2005 г. «О работе межрайонных специализированных отделений»;
    Приказ Управления здравоохранения области от 16.09.2004 г. № 528 «О среднесуточном наборе продуктов на одного больного в областных лечебно-профилактических учреждениях».
    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 25 февраля 2009 № 72 « Об утверждении порядка составления и утверждения сметы доходов и расходов».
Особое место  в вопросах нормативно-правового  регулирования и обеспечения  деятельности медицины занимают межведомственные (совместные) нормативные правовые документы (договора, соглашения, приказы и др.), регламентирующие различные вопросы по основным направлениям практической деятельности медицинских служб.
      Совершенно  очевидно, что принятые соответствующие  законы и нормативно-правовые документы на государственном уровне, регламентирующих все вопросы организации планирования здравоохранения исключают необходимость разработки, согласования и подписания аналогичных межведомственных договоров, соглашений и приказов.
1.5. Макроэкономический анализ отрасли здравоохранения.
      Рационально оптимизировать расходы на здравоохранение, выделить ключевые приоритеты для вложения бюджетных средств помогут статистические данные.
      На территории Российской Федерации в 2008г. по сравнению с 2007г. эпидемиологическая обстановка характеризовалась снижением уровня заболеваемости населения по большинству инфекционных болезней (кроме кишечных инфекций и отдельных социально значимых болезней).
В декабре 2008г. зарегистрировано 3 случая заболевания дифтерией, заболевания корью не зарегистрированы (за аналогичный месяц 2007г. - 7 случаев и 3 случая соответственно). По сравнению с соответствующим месяцем 2007г. на 2,6% больше выявлено больных болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, на 4,6% - острыми кишечными инфекциями, на 24,2% - педикулезом, на 34,3% - бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)(26).
Среди заболевших инфекционными болезнями в 2008г. дети в возрасте 0-17 лет составляли: по паротиту эпидемическому - 52,2%, гепатиту А - 52,4%, острым кишечным инфекциям - 64,7%, менингиту инфекционному - 70,3%, краснухе - 71,4%, коклюшу - 96,7%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.1
Заболеваемость  населения отдельными инфекционными заболеваниями 
(по данным Роспотребнадзора)

  2008г. Декабрь 
2008г., 
тыс. 
случаев
В % к Справочно
тыс.  
случаев
в % к 2007г. декабрю 
2007г.
ноябрю 
2008г.
2007г. 
в % к 
2006г.
декабрь 2007г 
в % к
декабрю 
2006г.
ноябрю 
2007г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Кишечные  инфекции
Острые  кишечные инфекции 736,0 100,1 45,5 104,6 85,3 110,2 84,3 87,7
из  них: 
бактериальная дизентерия (шигеллез)
25,8 81,6 1,5 70,1 60,0 87,6 114,5 68,3
cальмонеллезные  инфекции 50,9 100,1 2,8 102,3 71,5 111,2 99,0 70,6
Гепатиты
Острые  гепатиты 22,9 78,2 2,0 86,6 89,7 71,9 83,3 82,8
из  них: 
гепатит А
11,6 79,1 1,2 96,1 90,3 65,1 84,6 78,0
гепатит В 5,8 76,4 0,4 76,5 100,7 74,8 77,8 90,1
гепатит С 4,0 79,3 0,3 78,4 81,2 86,8 87,9 95,1
Некоторые инфекции, управляемые средствами специфической  профилактики
Краснуха 9,7 31,3 0,2 21,3 62,5 23,2 31,8 85,3
Коклюш 3,6 44,1 0,5 82,5 121,2 98,5 44,1 106,6
Паротит эпидемический 1,5 82,2 0,1 68,1 96,4 79,2 64,0 79,3
Острые  респираторно-вирусные инфекции
Острые  инфекции верхних дыхательных путей 27456,3 99,5 2347,9 99,4 96,6 101,8 98,9 93,1
Грипп 320,5 63,4 1,5 60,0 201,6 100,4 77,8 100,0
Социально значимые болезни
Сифилис 83,0 98,2 7,8 89,5 110,8 95,6 104,4 123,3
Гонорея 78,9 94,0 6,6 87,8 101,8 95,5 94,7 100,4
Туберкулез (впервые выявленный) 108,0 101,8 13,1 95,0 151,2 103,9 127,4 158,5
Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека 12,5 118,2 1,2 102,6 113,7 113,5 94,7 129,6
Бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом  иммунодефицита человека (ВИЧ) 34,4 120,4 4,1 134,3 140,4 124,0 126,4 116,0
Педикулез 287,0 106,8 23,3 124,2 83,3 93,7 82,6 76,2
 
      Самые высокие показатели заболеваемости туберкулезом в 2008г. имели место в Еврейской автономной области, Приморском крае, Республике Тыва (в 2,5-2,4 раза выше, чем в среднем по России), Республике Бурятия, Алтайском крае, Омской, Амурской, Иркутской и Кемеровской областях, Республике Алтай, Калининградской области, Хабаровском крае, Оренбургской области (в 1,9-1,5 раза выше).
В ряде субъектов Российской Федерации оставался высоким уровень заболеваемости сифилисом. Так, в Республике Тыва в 2008г. он был в 8,6 раза выше среднероссийского показателя. Высокие показатели заболеваемости сифилисом также имели место в Республике Хакасия, Еврейской автономной области, Республике Алтай (в 3,3-2,9 раза выше), Забайкальском крае, Амурской и Иркутской областях, Республике Бурятия, Кемеровской области, Хабаровском крае (в 2,7-1,8 раза).
В 2008г. зарегистрировано 12460 человек с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и 34356 человек - с бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в том числе детей в возрасте 0-17 лет - соответственно 336 человек и 720 человек. При этом 62,5% всех выявленных больных ВИЧ-инфекцией зарегистрировано в 10 субъектах Российской Федерации: Санкт-Петербурге (17,7%), Челябинской области (8,8%), Ульяновской области (5,9%), Нижегородской области (5,7%), Иркутской области (4,6%), Пермском крае (4,6%), Приморском крае (4,2%), Москве (4,0%), Свердловской области (3,6%), Ростовской области (3,3%).
      К мерам по оптимизации относится и введение  так называемого «Паспорта здоровья». Это крайне полезный документ, где должны фиксироваться все обследования, которые проходит человек, а также делаться отметки о прививках и аллергических реакциях. В отличие от медицинской карты этот документ принадлежит не лечебному учреждению, а пациенту и хранится у него дома.
Очевидно, что в более отдаленной перспективе расходы на здравоохранение вновь будут увеличиваться. Но механизмы оптимизации расходов, которые сейчас формируются, будут востребованы всегда.
Дело в том, что такой документ в первую очередь даст возможность раннего выявления заболеваний. Как известно, выявленная на ранних стадиях, например, злокачественная патология может быть вылечена полностью, и терапия обойдется сравнительно недорого. На поздних стадиях лечение в разы дороже, а эффект, к сожалению, несопоставимо мал.
      По данным Минздрава Нижегородской области в системе здравоохранения области в 2008 году работало 249 учреждений здравоохранения. В системе обязательного медицинского страхования работало 186 учреждений здравоохранения. Финансирование Программы государственных гарантий в 2008 году составило свыше 17 млрд. рублей, что на 1/3 больше аналогичного показателя 2007 года, составлявшего 12,7 млрд. рублей. Норматив финансирования Программы в 2008 году составлял 17,31 млрд. рублей, утвержденный объем финансирования составил 16,62 млрд. рублей, фактическое финансирование составило 17,025 млрд. рублей. Таким образом, фактически Программа профинансирована на 405 млн. рублей больше, чем было утверждено. Это привело к сокращению дефицита Программы с 4% до 1,6 %. Для сравнения, в 2007 году дефицит Программы составлял 20,7%(27).
      Следует отметить, что в 2008 году Программа была запланирована и исполнена с самым низким дефицитом финансирования. Дополнительные бюджетные средства выделялись в связи с повышением заработной платы на 23%, а также на проведение капитальных ремонтов, приобретение мебели и медицинского оборудования. Фактический подушевой финансовый показатель по Нижегородской области за 2008 год составил 4 627,97 рублей и на 3% превышал федеральный норматив.
      За счет средств ОМС и бюджетов различных уровней финансировалась первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, за счет средств областного бюджета финансировалась высокотехнологичная медицинская помощь в лечебно-профилактических учреждениях Нижегородской области и федеральных клиниках, а также областные целевые программы.
      Министерство здравоохранения постоянно занимается вопросами реструктуризации. С 2003 года сокращено 6 122 круглосуточных койки. Из них 2500 коек переведено в койки дневного пребывания, 3 622 койки сокращены физически. Видно, что наиболее активно сокращение проводилось с 2003 по 2006 год. В 2007 и 2008 годах темпы сокращения были приостановлены, чтобы провести инвентаризацию коечного фонда, оценить уровень обеспеченности круглосуточными койками населения в муниципальных образованиях и городских округах (справка: 2003-2005 годы - 5400 коек,2006 год - 649 коек, 2007 год - 8 коек, 2008 год - 65 коек).
Исходя из этого, постановлением правительства Нижегородской области утверждена программа государственных гарантий на 2009 год, предусматривающая сокращение 1 241 неэффективно работающих круглосуточных коек и увеличение плана посещений в поликлиниках в соответствии с нормативом на врачебную должность. Утвержден план поэтапной реструктуризации сети лечебных учреждений, предусматривающий повышение доступности первичной медико-санитарной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи населению через создание офисов врачей общей практики, межрайонных центров на базе ЦРБ, региональных центров высокотехнологичной медицинской помощи.
Кроме того, набирает оборот реализация распоряжения правительства региона "Об организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области", позволяющая экономить до 20% средств бюджета и ОМС по статье "медикаменты". Внедрены современные стандарты оказания медицинской помощи населению и нового порядка оплаты медицинской помощи в системе ОМС по законченному случаю.
      В 2008 году в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области реализован пилотный проект по поэтапному переходу на преимущественно одноканальное финансирование здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования. В эксперименте участвовали 14 областных и 7 муниципальных ЛПУ. В 2009 году в систему одноканального финансирования включены все ЛПУ, работающие в системе ОМС. Для этого предусмотрено увеличение платежа на неработающее население за счет средств бюджета на 624 млн. руб. И, наконец, переход на отраслевую систему оплаты труда, определяющую зависимость заработной платы от качества выполненной работы.
Для повышения доступности первичной и специализированной медицинской помощи в 2008 году количество врачей общей практики увеличилось с 45 до 61 человек, очередность для плановых больных на прием к врачу в поликлинике сократилась с 10 до 7 рабочих дней, очередь на плановую госпитализацию сократилась с 14 до 12 суток.
В 2008 году за счет средств областного бюджета финансировалось выполнение 7 региональных целевых программ на общую сумму 826,7 млн. рублей, что на 18 % превышает показатель 2007 года. Наибольший объем средств был выделен на программы по совершенствованию службы родовспоможения и кардиохирургической помощи населению Нижегородской области.
      Одним из важнейших разделов Программы госгарантий является оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи. Из средств областного бюджета на дорогостоящее лечение в 2008 году направлено 206,1 млн. рублей, что на 49 % выше показателя 2007 года. Средства были использованы на закупку расходных материалов для гемодиализа, кардиохирургических операций, операций по эндопротезированию суставов, пересадки костного мозга и оплату лечения тех видов высокотехнологичной помощи, которые не могли быть выполнены на территории области и не входили в федеральную квоту.
Большой шаг сделан в обеспечении больных хронической почечной недостаточностью местами гемодиализа. Количество диализных мест увеличилось с 78 до 104. Были открыты новые центры гемодиализа в г. Дзержинске и г. Арзамасе. В развитие частно-государственного партнерства открыт и успешно функционирует амбулаторный гемодиализный центр ООО "Компания "Фесфарм". В результате количество больных в "листе ожидания" сократилось с 430 до 121 человек. В 2009 году планируется обеспечить местами гемодиализа всех нуждающихся.
В Программе 2008 года за счет средств областного бюджета было профинансировано льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, не имеющих федеральную льготу. На эти цели было направлено 206,7 млн. рублей, или 10% больше 2007 года (189,0 млн. рублей).
      Следует отметить, что финансирование системы здравоохранения в 2008 году не ограничивалось только объемами средств, предусмотренных для Программы госгарантий. Учитывая областную целевую программу "Развитие инфраструктуры", по которой в 2008 году введено 12 объектов здравоохранения, федеральные средства на строительство, национальный проект "Здоровье", ДЛО, финансирование высокотехнологичной помощи в областной больнице им.Семашко, кардиоцентре и больнице № 39 г. Нижнего Новгорода за счет средств федерального бюджета, федеральные целевые программы, ОЦП "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов", по которой в районы области уехали 120 специалистов, объем финансирования здравоохранения за счет всех источников составил около 22 млрд. рублей (21,94), что на 15% выше финансирования 2007 года.
      Выполнение Программы госгарантий в 2008 году в совокупности с остальными указанными мероприятиями позволило достичь следующих основных положительных результатов: повышение рождаемости на 7%; уменьшилась смертность населения трудоспособного возраста, в том числе от болезней системы кровообращения (на 7%), травм, отравлений - на 18%; показатель младенческой смертности сократился на 15,5% и стал ниже среднероссийского показателя; снизилась перинатальная смертность и смертность детей во всех возрастных группах; убыль населения сократилась практически на 11%. В абсолютном выражении естественная убыль населения в 2008 году сократилась на 2900 человек (2007 г. - 28 540 чел., в 2008 году - 25 640 чел.). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Планирование деятельности учреждения здравоохранения на примере МЛПУ «Вадская ЦРБ».
      2.1 Организационно-экономическая характеристика МЛПУ «Вадская ЦРБ».
      Муниципальное лечебно-профилактическое Учреждение «Вадская центральная районная больница»  Министерства здравоохранения Российской Федерации учреждено комитетом по управлению муниципальной собственностью Вадского района, решение №7 то 01.06.94 и является лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения Российской Федерации.
Сокращенное наименование: МЛПУ «Вадская ЦРБ».
Код по ОКПО 1923103.
Код по ОКВЭД 85.11.1 в соответствии с (Прил.1).
Находится по адресу: Нижегородская обл., Вадский  район , с. Вад, ул. Больничная 12.
Учреждение  является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетный  и иные счета в учреждениях банка, обладает обособленным имуществом, имеет: печать со своим наименованием и наименованием вышестоящего органа управления здравоохранением, бланки и фирменное наименование.
В МЛПУ «Вадская ЦРБ» функционируют:
    Палата интенсивной терапии на 4 койки, оборудованная современной техникой;
    Хирургическое отделение на 25 коек
    Гинекологическое отделение на 10 коек
    Терапевтическое отделение на 40 коек
    Детское отделение на 20 коек
    Психоневрологическое отделение на 25 коек
    Инфекционное отделение на 20 коек
    Родильное отделение на 10 коек
    Отделение скорой и неотложной помощи
    Поликлиника
    Стоматологическая поликлиника
    Детская консультация
    Клиническая лаборатория
    Централизованное стерилизационное отделение
    Бактериологическая лаборатория
    Фельдшерско-акушерские пункты 14
Ежегодно  в стационарах проходят лечение в среднем 3000 больных. Число посещений врачей поликлиники, диспансера и консультации в среднем 86 740 человек. Число посещений в смену составляет около 200 человек.
      В МЛПУ «Вадская ЦРБ» трудится медицинский состав первой и высшей категорий.
Основными задачами  МЛПУ «Вадская ЦРБ» являются:
    Оказание населению квалифицированной лечебно –профилактической помощи и выполнение программ ОМС.
    Разработка и осуществление совместно с администрацией района мероприятий по оздоровлению населения.
    Повышение качества и оперативности медицинского ухода и сервисного обслуживания больных
    Развитие материально-технической базы ЦРБ.
    Улучшение социально-бытовых условий работников ЦРБ
    Своевременное внедрение достижений НТП в практику
    Обеспечение готовности ЦРБ к работе в экстремальных условиях.
Деятельность  МЛПУ «Вадская ЦРБ» направлена на:
    Оказание неотложной квалифицированной помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, травмах и других несчастных случаях.
    Раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование больных.
    Оказание медицинской помощи на амбулаторном приеме в поликлинике и в стационаре
    Своевременная госпитализация и лечение больных с предварительным и полным обследованием.
    Диспансеризация населения и профосмотры предусмотренные нормативными документами предусмотренные Минздравом РФ.
    А также иные виды деятельности регламентированные Уставом МЛПУ Вадская ЦРБ.
      Учреждение  не отвечает по обязательствам государства  и его органов, отвечает по своим  обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. Действует в соответствии с законодательством РФ, нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения РФ, нижегородской области, органов местного самоуправления и  Уставом (Прил.2).
Свидетельство форма № 1-1-Учет (Прил.3).
Свидетельство форма № Р50003 (Прил.4).
Свидетельство о государственной регистрации права (Прил. 5)
Учреждение  имеет право на самостоятельное  распоряжение доходами от самостоятельной  хозяйственной деятельности, ведение  которой не запрещено законодательством РФ и предусмотрено Уставом МЛПУ Вадская ЦРБ.
Права и обязанности, управление, реорганизация  и ликвидация учреждения определены Уставом.
МЛПУ  «Вадская ЦРБ» оказывает платные  услуги населению в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации. 
 

2.1.2 Состав и структура МЛПУ «Вадская ЦРБ»
      На  данный момент численность работников Учреждения составляет 272 человека, врачи и средний медицинский персонал имеют высшую и первую квалификации.
Общую картину состояния и тенденции  развития трудовых ресурсов учреждения дает анализ изменения численности работников, проведенный табл.(2.1) 
 

      Таблица 2.1
      Анализ  численности работников МЛПУ «Вадская ЦРБ»
Наименование  должности № строки Число должностей в целом  по учреждению
  2007 2008 Начало  2009
человек % человек % человек %
1 2 3 4 5 6 7 8
Врачи - всего 01 33 11,7 34 11,1 37 11,9
в том  числе специалисты руководители учреждений и их заместители 02 6 2,05 6 1,96 6 1,9
Терапевты -  всего 03 6 2,05 8 2,6 8 2,6
Из  них : терапевты участковые
04 5 1,7 7 2,3 7 2,25
инфекционисты 05 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Хирурги 06 3 1,02 3 0,98 3 0,97
Анестезиологи - реаниматологи 07 1 0,35 2 0,65 2 0,64
Стоматологи - хирурги 08 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Акушеры - гинекологи 09 3 1,02 2 0,65 3 0,97
Педиатры 10 5 1,7 5 1,6 5 1,6
Психиатры 11 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Наркологи 12 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Врачи клинической лабораторной диагностики, в том числе: 13 2 0,7 2 0,65 3 0,97
Ультразвуковой диагностики 14 1 0,35 1 0,33 2 0,64
Рентгенологи              
Специалисты с высшим немедицинским образованием – всего: 15 1 0,35 1 0,33 1 0,32
в  том числе биологи в клинико-диагностических  лабораториях 16 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Средний медицинский персонал - всего 17 1 0,35 1 0,33 1 0,32
в том  числе: Медицинские сестры
18 129 44 134 43,8 134 43,2
Медицинские сестры по физиотерапии 19 78 26,6 80 26,1 79 25,5
Медицинские сестры по функциональной диагностике 20 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Медицинские сестры по массажу 21 2 0,7 2 0,65 2 0,64
Акушерки 22 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Фельдшера скорой выездной бригады 23 10 3,4 10 3,7 10 3,22
Фельдшера по приему вызовов 24 10 3,4 12 3,9 12 3,87
Зубные врачи 25 6 2 6 1,9 6 1,93
Лаборанты клинических лабораторий 26 5 1,7 5 1,6 5 1,6
Медицинские лабораторные техники 27 7 2,4 7 2,3 7 2,26
Медицинские статистики 28 1 0,35 1 0,33 1 0,32
Рентгенлаборанты 29 2 0,7 2 0,65 2 0,64
Прочий медицинский персонал 30 6 2 7 2,3 7 2,26
Младший персонал 31 77 26,3 81 26,5 82 26,4
Прочий  персонал 32 54 18 57 18,6 57 18,4
Всего должностей 33 293 100 306 100 310 100
 
В целом  наметилась положительная тенденция: численность персонала растет из года в год.
      Управление  Учреждением осуществляется на основе централизованного руководства. Непосредственное управление МЛПУ «Вадская ЦРБ»  осуществляет Главный врач, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности Учредителем.
Главный врач  осуществляет Учреждением  на основе единоначалия, организует работу и несет ответственность за его деятельность в пределах совей компетенции, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Учреждения. Осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров, заключает трудовые договоры,  утверждает структуру и штатное расписание. Главный врач имеет 7 заместителей . Заместители Главного врача назначаются на должность и освобождаются от должности главным врачом, компетенция заместителей также устанавливается Главным врачом.
Организационная структура МЛПУ «Вадская ЦРБ» построена  по линейно-функциональному признаку и отражена  на рис. (2.1). 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
        

        
 
 
 
 
 

      Организационная структура МЛПУ «Вадская ЦРБ».
      Рис. 2.1
      2.1.3. Система оплаты труда в МЛПУ «Вадская ЦРБ»
      Потребность учреждения в денежных средствах, используемых на оплату труда персонала, регулируется планом по фонду заработной платы. Фонд заработной платы планируется исходя из планового числа штатных должностей и среднего размера должностных окладов, а также надбавок, доплат и прочих денежных выплат персоналу. При изменении условий оплаты труда в течение года сметные назначения по фонду заработной платы корректируются. Оплата труда работников МЛПУ «Вадская ЦРБ» ведется согласно Положению об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской разработанному в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 23 июля 2008 года № 296 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Нижегородской области».
Данная  система оплаты труда введена  в действие с 1 апреля 2009 года.
      Оплата  труда работников Учреждения включает:
    минимальный оклад, минимальные ставки заработной платы по профессиональной квалификационной группы с учетом повышающих коэффициентов к окладу по занимаемой должности;
    выплаты компенсационного характера;
    выплаты стимулирующего характера.
      К выплатам компенсационного характера относятся выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,  с применением:
1) коэффициентов  уровня образования; 
2) коэффициентов специфики;
3) коэффициентов  режима работы.
      К выплатам стимулирующего характера  относятся выплаты за интенсивность  и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет  с применением:
1) коэффициента  за интенсивность и высокие результаты работы;
2) коэффициента  за стаж непрерывной работы (выслуги  лет);
3) коэффициента  качества выполняемых работ. 
Условия оплаты труда  устанавливаются работникам за выполнение ими профессиональных обязанностей, обусловленных трудовым  договором, за полностью отработанное рабочее время, согласно действующему законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка государственных учреждений  здравоохранения Нижегородской области.
Минимальные оклады, минимальные ставки заработной платы  медицинского, фармацевтического  персонала, рабочих и служащих Учреждений, а также повышающие коэффициенты устанавливаются согласно  (Прил.6).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.