На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Педагогическая деятельность руководителей творческого коллектива

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава  1.  Педагогическая  деятельность  руководителя  творческого  коллектива
1.1.  Творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя….6
1.2.  Формирование  установок  на  творчество – важнейшая  цель  педагогического  процесса……………………………………………………………….13
1.3.  Педагогическое  взаимодействие  руководителя  и участников  творческого  коллектива………………………………………………………………..17
1.4.  Многообразие  функциональных  компонентов   управленческой  деятельности  руководителя……………………………………………………….27
Глава  2.  Эмпирические  исследования  деятельности  руководителей творческих  коллективов.
2.1.  Исследование  руководителей   творческих  коллективов……………….39
2.2.  Исследование  участников  творческого   коллектива……………………41
2.3.  Анализ  результатов  исследований………………………………………45
Заключение………………………………………………………………………48
Список  использованных  источников…………………………………………50
Приложения……………………………………………………………………..52 
 
 
 
 
 

                         ВВЕДЕНИЕ
     Воспитание  личности  начинается  в  детстве.  Процесс  этот  достаточно  сложен  и  непрерывно  связан  с  развитием  коллектива.  Коллектив является  и  целью,  и  средством  педагогической  деятельности.  Воспитательные  усилия  учителя  должны  осуществляться  не  только путем непосредственного  воздействия,  но  и  опосредованно,  через  общественное  мнение  коллектива.  Таким  образом,  коллектив  выступает  для  каждого  педагога  как  цель,  необходимая  для  успешного  формирования  личности  ребенка.  Одновременно  коллектив  становится  средством,  инструментом,  при  помощи  которого  наши  идеалы,  традиции,  опыт  передаются  подрастающему  поколению.  Этот  процесс  возможен  потому,  что  творческий  коллектив  является  органической  составной  частью  нашего  общества.
     Коллектив  помогает  формированию  убеждений  ребенка,  что  именно  в  нем  подрастающий  человек  имеет  возможность  не  только  воспринять  нравственные  и  мировоззренческие  идеи,  но  и  активно  включиться  в  деятельность,  направленную  на  осуществление  общественных  целей  и  идеалов.  Это  особенно  важно  в  силу  того,  что,  формирование  личности  осуществляется  не  благодаря  наставлениям,  а  в  процессе  активной,  твор-ческой,  содержательной,  общественно  необходимой  коллективной  деятельности. [4, c. 4]
     Духовный  рост  ребенка,  формирование  его  идеалов,  убеждений,  и,  наконец,  самоопределение  возможны  лишь  в  том  случае,  если  он  постоянно  сопоставляет  свои  действия,  взгляды  и  убеждения  с  действиями  и  взглядами  других.  Ребенок  всегда  ищет  одобрения  в  обществе,  в  первую  очередь  среди  окружающих  его  людей,  т. е.  в  своем  коллективе.  Таким  образом,  коллектив  становится  средством  оценки  действий  ребенка  и ареной  его  самоутверждения. [6, с. 10]
        Преобразования  в  идеологической,  социально-экономической  и   духовной  сфере,  обеспечившие  свободу  творчества,  возможности  творческой  самореализации  участников  творческих  коллективов  и  наряду  с  этим  экономические  трудности,  новые  культурно-экономические  условия  требуют  руководителей-профессионалов,  способных  реализовывать  художественные  цели,  согласуя  их  с  имеющимися  экономическими  возможностями. [6, с. 10]
     Непрерывно  меняющаяся  реальная  действительность  обусловливает  потребность  в  руководителях-педагогах,  не  только  хорошо  знающих  свое дело,  но  ориентированных  на  творчество,  предприимчивость,  обладающих  развитым  профессиональным  самосознанием  и  креативностью  как  важнейшей  чертой  профессионала-мастера,  определяющей  в  сложных  и противоречивых  условиях  жизнеспособность  личности  и  результативность  ее  деятельности. [4, c. 4]
     Организаторская  деятельность  требует  креативности,  умения  принимать  решения  в  самых  неожиданных,  непредсказуемых  ситуациях,  когда  необходимо,  отказываясь  от  готовых  образцов,  творчески  использовать  имеющийся  опыт.  В  современных  условиях  организаторская  деятельность  требует  предприимчивости   и  инициативы.  Значит,  тема  данной  курсовой  работы  актуальна  в  настоящее  время. [4, c. 5]
     Цель  исследования:  рассмотреть  процесс  организации  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.
     Задачи  исследования:
    Рассмотреть  творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.
    Изучить  процесс  формирования  установок  на  творчество  как  основу  педагогического  процесса.
    Рассмотреть  педагогическое  взаимодействие  руководителя  и  участников  творческого  коллектива.
    Изучить  методику  педагогической  деятельности  руководителя  творческого  коллектива.
    Изучить  положение  личности  в  коллективе,  используя  социометрию  как  метод  изучения  малых  групп.
     Объект  исследования:  руководитель  творческого  коллектива.
     Предмет  исследования:  педагогическая  деятельность  руководителя  творческого  коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  1.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  РУКОВОДИТЕЛЯ 
                          ТВОРЧЕСКОГО  КОЛЛЕКТИВА 
1.1.Творческий  характер  педагогической  деятельности  руководителя.
     Творческий  характер  педагогической  деятельности  мобилизует  все  психические  сферы  (познавательную,  эмоциональную,  волевую  и  мотивационную)  личности  педагога-руководителя.  Потребность творить воплощается  в  специфических  способностях,  одной  из  которых  является  интегративная  и  высокодифференцированная  способность  мыслить  педагогически.  Она  помогает  руководителю  активно  преобразовывать  педагогическую  информацию,  выходить  за  границы  временных  параметров  педагогической  реальности. [1, c. 43]
     Эффективность  профессиональной  деятельности  руководителя  зависит  не  столько  от  знаний  и  навыков,  сколько  от  способности  использовать  педагогическую  информацию  различными  способами и в быстром темпе.  Развитый  интеллект позволяет ему познавать педагогические  идеи,  теории  обучения  и воспитания  участников  коллектива.  Рефлексивность,  гуманизм,  направленность  в  будущее  и  ясное  понимание  средств, необходимых  для  профессионального  самосовершенствования  и  развития  личности  воспитанника,  выступают  характерными  признаками  интеллектуальной  компетентности  руководителя  коллектива.  Развитое  педагогическое  мышление  руководителя,  обеспечивающее  глубокое  проникновение   в  смысл  педагогической  информации,  преломляет  знания  и  способы  деятельности  через  призму  его  собственного профессионально-педагогическо-го опыта и помогает  обретать  личностный  смысл профессиональной  деятельности.  Осознание личностного смысла  профессиональной  деятельности  требует  от  руководителя  достаточно  высокой  степени  активности,  способности  управлять  своим  поведением  в  соответствии  с  возникшими  или  специально  поставленными  педагогическими  задачами. Саморегуляция  как  волевое  проявление  личности  раскрывает  природу  и  механизм  таких  профессиональных  черт  личности,  как  инициативность,  самостоятельность, ответственность.  В  психологии  под  свойствами,  или  чертами, личности  понимают  устойчивые,  повторяющиеся  в  различных  ситуациях  особенности  ее  поведения.  В  связи  с  этим  и  структуру  личностных  свойств  могут  быть  включены  умения  организовывать,  контролировать,  анализировать  и  оценивать  собственное  поведение  в  соответствии  с  побуждающими  его  мотивами.  Чем  боле  привычно  то  или  иное  поведение, тем  более обобщено,  автоматизировано  это умение. [1, c. 43-44]
     Творческую  личность  также  характеризуют  готовность  к  риску,  независимость  суждений,  самобытность,  смелость  воображения  и  мысли,  чувство  юмора,  склонность  к  шутке,  Данные  качества,  выделенные  А. Н. Луком,  присущи  свободной,  самостоятельной  и  активной  личности.  В  современной  эвриологии  творческой  личностью  считают  тип  личности  с  устойчивой,  высокого  уровня  направленностью  на  творчество,  мотивационно-творческой  активностью. [3, c. 65]
     Самооценка  реализации  руководителями  своих  творческих  возможностей,  являющихся  показателем  сформированности  педагогического  мастерства,  позволила  сделать  вывод  о  том,  что  руководители  коллективов  не  в  полную  меру  выражают  себя,  свое  профессионально-творческое  Я.  Тот  факт,  что  творческий  подход  к  своему  делу  занимает  срединное  положение  предложенной  шкале  из  18  качеств  (ранговое  место  8, 5), свидетельствует  о  невысоком  уровне  сформированности  этого  важного  профессионально-педагогического  свойства  личности,  в  котором  сфокусирован  интеллектуальный,  эмоциональный  и  волевой  потенциалы. Наиболее  высокие  (1-е  и  2-е)  ранговые  места  получили  качества,  характеризующие  лекторское  мастерство  в  традиционном,  классическом  его  понимании  (разъясняет  сложные  места,  излагает  материал  ясно,  доступно).  В  то  же  время  на  низкие  ранговые  места  были  поставлены  качества  личности,  обеспечивающие  активные  диалоговые  формы  работы, т. е. такие  формы  работы,  которые  требуют  творческой,   импровизационной  деятельности  (побуждение  к  дискуссии,  управление  аудиторией). [3, c. 66]
     Творчество  не  существует  вне  личности,  и  оно  не  может  быть  понято  вне  личностного  контекста.  Поэтому,  обращаясь  к  проблеме  педагогического  творчества, мы  обращаемся  к специфике педагогической  деятельности,  своеобразию  проявления  индивидуально-творческих  качеств  личности  педагога-руководителя.
     Особенность  педагогического  творчества  руководителя  самодеятельного коллектива  состоит  в  том,  что  объектом  и  одновременно  субъектом  его  профессиональной  деятельности  выступает  личность  участника.  Все  другие  виды  творческой  деятельности  уступают  педагогическому творчеству  по  всей  сложности и ответственности именно  в силу  того, что в процессе  педагогической  деятельности  происходит  «творение» и «сотворение»  личности  воспитанника.  Принимая  в общем виде  выделенные  В. А. Кан-Каликом  и  Н. Д. Никандровым  специфические  черты  творческой  деятельности  педагога,  мы  тем  не  менее  считаем  необходимым  подчеркнуть,  что  педагогическая  деятельность  руководителя  коллектива – это  прежде  всего  творческий  процесс. [12, c. 89]
     Педагогическое  творчество  как  компонент  профессионально-педаго-гической  культуры  не  возникает  само  по  себе,  для  его  развития  необходимы  объективные  и  субъективные  условия.  Одним  из  важнейших  объективных  условий  развития  педагогического  творчества  считается  влияние  социокультурной,  педагогической  реальности,  конкретного  куль-турно-исторического  контекста,  в  котором  творит  педагог-руководитель. Без  признания  и  осмысления  этого  обстоятельства  невозможно  понять  действительную  природу,  источники и средства  реализации  педагогического  творчества.  К  другим  объективным  условиям  относятся: положительный  эмоционально-психологический  климат  в  коллективе;  необходимый  уровень  развития  научного  знания  в  психолого-педагогической  и  специальной  сферах;  наличие  адекватных  средств  обучения  и  воспитания;  научная  обоснованность  методических  рекомендаций  и  установок, материально-техническая  оснащенность  педагогического  процесса;  наличие  общественно  необходимого  времени. [12, c. 89-90]
     Субъективные  условия  развития  педагогического  творчества  включают:  знание  основных  закономерностей  и  принципов  целостного  учебно-воспитательного  процесса;  высокий  уровень  общекультурной  подготовки  руководителя;  владение  руководителей  современными  кон-цепциями  подготовки  участников;  стремление  к  творчеству,  развитое  педагогическое  мышление  и  рефлексия; педагогический  опыт  и интуиция; умение  принимать  оперативные  решения  в  нетипичных  ситуациях;  проблемное  видение,  антиципация  (предвосхищение),  владение  педагогической  технологией. [12, c. 90]
     Руководитель  вступает  во  взаимодействие  с  педагогической  культурой  как  минимум  тремя  способами:  во-первых,  когда  он  усваивает  культуру  педагогической  деятельности,  выступая  объектом  социально-педагогического  воздействия;  во-вторых,  действуя  в  определенной  культурно-педагогической  среде  как  носитель  и  транслятор  педагогических  ценностей;  в-третьих,  создавая  и развивая  профессионально-педагогичес-кую культуру  как субъект педагогического творчества.  Личностные  особенности  и  творчество  проявляются  в  многообразных  формах  и  способах  творческой  самореализации  руководителя.  В  силу  этого  педагогическое  творчество  может  быть  определено  как  процесс  самореализации  индивидуальных  психологических,  интеллектуальных  сил  и  способностей личности  педагога-руководителя. [1, c. 69]
     Профессиональная  принадлежность  сама  по  себе  не  гарантирует  познания  руководителем  сущности  педагогической  реальности,  ее  специфики,  адекватной  оценки  новых  педагогических  технологий,  знаний,  явлений.  Гарантией  познания  и  оценок  педагогической  реальности  выступает  уровень  педагогического  мастерства  руководителя,  позволяющий  выйти  за  пределы  устойчивых  педагогических  взглядов  и  пристрастий  к конкретным  видам  и  способам  профессионально-педагогической  деятельности. [1, c. 69]
     Понимание  творческой  природы  педагогической  деятельности  создает  у  руководителей  установку  на  ожидание  и  внедрение  нового  в  педагогический  процесс,  а  творческое  отношение  к  профессиональной  деятельности  обеспечивает  максимальную  полноту  личностной  саморе-ализации  руководителя.  Таким  образом,  педагогическая  деятельность,  педагогическое  творчество  и  самореализация  руководителя  творческого коллектива  взаимосвязаны,  дополняют и развивают друг  друга.  Педагогическая  деятельность  руководителя  выступает  средством  самореализации и  профессионального  самоутверждения.  Потребность  в  творческом  самовыражении,  в  личностной  самореализации  и  процессе  профессионально-педагогической  деятельности  постепенно  становится  доминирующей  ценностной  ориентацией  личности  руководителя. [2, c. 26]
     Раскрывая  личностный  смысл  самореализации,  важно  отметить  роль  внутренней  потребности  личности  в  активном  творческом  развитии.  Самореализация  осуществляется  в  адаптивной,  ориентированной на  настоящее,  к  креативной,  ориентированной  в  будущее,  форме  активности,  к  тому,  чтобы  заданные  внешними  условиями,  целями  способы  деятельности  сочетались  со  свободными,  внутренне  обусловленным  раскрытием  особенностей  и  дарований  личности.  Профессиональная  самореализация  личности  руководителя – это  всегда  сумма  того,  что  реализовано  на  сегодняшний  день,  и  того,  что  может  быть  реализовано  в  дальнейшем.
     Осознание  целей  своей  профессиональной  деятельности,  активно-положительное  эмоционально-ценностное  отношение  к  ней  способствует актуализации  личностных  профессионально-педагогических  качеств  руководителя,  создает  условия  для  постоянного  самопознания  и  самооценки, саморефлексии,  саморазвития,  самоутверждения  как  механизмов  творческой  самореализации. [8, c. 102]
     Самопознание  и  самооценка  находятся  в  диалектическом  единстве с самореализацией.  В  процессе  творческой  деятельности  происходит  самопознание  и  формирование  эмоционального  отношения  личности  к  себе;  новый  уровень  самопознания  и  самоотношения  выступает  побуждением  к  осуществлению  профессионально-педагогической  деятельности  на  уров-не  личностно-смысловой  активности,  суть  которой  составляет  стремление проверить  себя,  реализовать  свои  способности  (интеллектуальные,  нравственные,  коммуникативные).  Самопознание  как  процесс  раскрытия  личностью  для  себя  своих  потребностей,  способностей,  интересов  сопровождает  человека  на  протяжении  всей  его  жизни.  Составляющие  его  самонаблюдение,  самоанализ  и  саморефлексия  не  зависят  от  возраста,  опыта,  квалификации  человека.  Начинающий  или  даже  опытный  руководитель  отнюдь  не  всегда  понимает  свои  личностные  и  профес-сиональные  особенности.  Возникает  проблема  моделирования  собственной  структуры  личности  как  цели,  средства  и  результата  самопознания  и  самореализации.  Моделирование  и  реализация  профессионального  Я  свидетельствует  о  профессиональном  росте  и  развитии  личности  руководителя,  о  его  творческих  возможностях  в  осуществлении  педагогической  деятельности.  Творческое  самопознание  неотделимо  от  мира,  так  как,  с одной  стороны,  творя,  человек познает себя  как часть той реальности,  в которой живет и творит,  а с другой – познавая  себя,  человек познает и окружающую  действительность,  открывая  и развивая  новые творческие  возможности. [8, c. 102-103]
     Проявляя  себя  в  деятельности,  личность  стремится  занять  определенный  социальный  статус,  т. е.  самоутвердиться.  В  процессе  профессионального  самоутверждения  личность  оценивает  свои  творческие  силы, способности  к  профессиональной  деятельности.  Отметим,  что  утверждение  личностью  своей  общественной  и  профессиональной  значимости  наиболее  успешно  происходит  творчестве.  Самореализация  является  одной  из  форм  профессионального  самоутверждения  руководителя.  Если  самоутверждение  более  или  менее  совпадает  с  самореализацией,  то  мож-но  полагать,  что  профессиональная  самореализация  состоялась. [8, c. 103]
     Способность  к  постоянному  профессионально-личностному  саморазвитию  через  максимально  возможную  реализацию  своих  творческих  сил  является  одним  из  важнейших  критериев  личности  руководителя  как  профессионала.  Саморазвитие  служит  способом  постоянного  личностно-творческого  обогащения  педагогическими  ценностями,  новыми  технологиями  педагогической  деятельности.  Инновационный  стиль  деятельности, готовность  к  систематизации,  обобщению  своего  собственного  опыта  и  опыта  своих  коллег  становятся  важнейшими  характеристиками  творческой  деятельности  руководителя  творческого  коллектива. [11, c. 55]
     Самореализация  рассматривается  нами  как  условие  проявления  сущностных  сил  профессионала,  и  способность  к  ней  выступает  важным  элементом  культуры  личности.  Мера  личностной  самореализации  творческих  возможностей  и  составляет  суть  профессионально-педагогической  культуры. [11, c. 55] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Формирование  установок  на  творчество –  важнейшая  цепь  педагогиче-                                                                                      ского процесса 

     Способность  к  творчеству  как  новаторской,  нестандартной  деятельности не  принадлежит  к  числу  врожденных.  Незначительная  степень  развития  ее  у  некоторых  людей  объясняется  недостатками  воспитания,  когда  в  нем  преобладающими  оказываются  методы  некритического,  несознательного  усвоения  образцов,  правил,  норм  и  требований,  когда,  исключается  возможность проявления  инициативы  и самостоятельности.  Способность к творчеству  может развиваться только  в творческой  обста-новке,  предполагающей  возможность свободной инициативы,  самостоятельности,  и  в  процессе  творческой  же  по  характеру  деятельности,  направленной  на  создание  нового  и  оригинального,  а  не  на  повторение,  копирование  известного.  Репродуктивная  деятельность,  подражание  образцам  (даже  очень  высоким)  может  повышать  мастерство,  но  не  развивать  личность  в  творческом  отношении.  В  лучших  случаях  такая  деятельность  играет  роль  учебной,  а  в  худших  приводит  к  заимствованиям, штампам  и  способна  блокировать  собственные  творческие  возможности, оставлять  их  нераскрытыми,  порождать  неверие  в  них. [9, c. 173]
     Установка  на  творчество  и  соответствующие  позиции  личности  могут  формироваться  вне  коллектива.  Тогда  задача  руководителя  заключается  в  создании  условий  для  творчества.  Но  если  такая  позиция  не  сформирована,  и  у  человека  нет  установки  на  оригинальную,  новаторскую  и  общественно  значимую  деятельность,  ее  предстоит  развивать  и воспитывать. [9, c. 173]
     Развитие  ценностного  отношения  к  оригинальности,  неповторимости,  новизне  представляет  одну  из  важнейших  частных  задач  в  деле  формирования  установки  на  творчество.  Одно  из  решений  этой  задачи  заключается  в  развитии  способности  участников  различать  и  ценить  в  творчестве  больших  мастеров  своеобразие,  индивидуальность,  оригинальность,  новаторство.  При этом  важно вселять в участников  уверенность, что подлинное творчество  (оригинальность,  новаторство)  доступно  не  только  профессионалам,  что работа  участника самодеятельности  может оказаться интересной  именно  благодаря индивидуальности  и своеобразию,  даже  при  некотором  недостатке  мастерства.  Полезно  в  этом  плане  знакомить  участников  с  лучшими  образцами  народного  и  самодеятельного  творчества. [16, c.  26]
     Установка  на  творчество  формируется  в  тех  случаях,  когда  руководитель  и  перед  своими  участниками  ставит  творческие  задачи:  не  просто  достичь  профессионального  уровня,  сравняться  с  известным мастером  или  коллективом,  а  добиться  того,  чтобы  работу  творческого  коллектива  признали  как  поиск  собственного,  необычного,  нестандартного,  новаторского  решения. [16, c. 26]
     Собственная  позиция  и  интерпретация,  оригинальность  замысла  и  трактовки  творческих  задач  оказываются  ценными  и  заслуживающими  поощрения  только  тогда,  когда  они  не  противоречат  общему  замыслу, трактовке  и  интерпретации,  принятых  всем  коллективом.  Показатели,  по  которым можно судить  о том,  что установку на  творчество  удалось развить  в  коллективе, – это  заинтересованное  отношение  участников  к  экспериментальным  формам  работы,  стремление  видеть  свой  коллектив  отличающимся  от  других,  ориентация  на  свой  стиль  деятельности. [8, c. 72]
     Развив  потребность  в  творческом  действии,  нужно  создать  возможность  для  творческой  самореализации  участников,  так  как  одного  желания  для  творчества  недостаточно.  Необходимо  развить  способность  к  творчеству  и  создать  условия  для  него.  Способность  к  творчеству  в  значительной  мере  зависит  от  способности  к  самостоятельному  мышлению,  умения  принимать  собственные  решения.  Предпосылкой  творчества  является  развитое  воображение,  способность  к  отдаленным  ассоциациям и  неожиданным  решениям.  Необходимый  методический  прием  развития  этих  качеств – постановка  творческой  задачи  с  условием  найти  нестандартное  решение.  Особенно  эффективен  коллективный  поиск,  когда  предложения  одних  будят  воображение  и  фантазию  других. [8, c. 72]
     В  развитии  творческих  способностей  участников  важно  создавать  условия  для  реализации  индивидуальности  каждого.  Учет  индивидуальных  возможностей – один  из  принципов  подбора  репертуара  в  хореографическом  коллективе.  Решая  задачу  развития  творческих  способностей,  руководитель  должен  быть  максимально  внимателен  к  индивидуальности, помогая  ее  выявлению  и  реализации. [8, c. 72]
     Необходимое  условие  творчества – активность  личности.  Она  развивается  в  деятельности  и  посредством  деятельности.  Однако  для  ее  возбуждения  работа  должна  быть  организована  определенным  образом,  когда  личность  побуждается  к  активности  самой  ситуацией,  задачей  и  ее  условиями.
     Способы  развития  самостоятельности,  активности  и  постановки,  воспитываемых в творческую  позицию получили  в педагогике  название  проблемно-эвристической методики (эвристика – «искусство  нахождения  истины» - система логических  приемов и методических  правил  теоретического  исследования).  Она  исходит  из  признания  нескольких  уровней  самостоятельности  и  активности  и  необходимости  выстраивания  работы  в  последовательном  переключении  на  более  высокие. [8, c. 74]
     1 УРОВЕНЬ. Руководитель  сам формулирует и решает  задачу.  Участник  запоминает  формулировку  и  ход  решения.
     2  УРОВЕНЬ.  Руководитель  ставит  задачу  или  проблему,  формулирует  условия,  знакомит  с  всевозможными  вариантами  решения  и  предлагает  выбрать  самые  эффективные.
     3 УРОВЕНЬ.  Руководитель  только  указывает  на  проблему  или   задачу.  Участникам  предлагается  всесторонне  исследовать  ее  и  решить.
     4 УРОВЕНЬ.  Участник  сам  должен  увидеть  проблему,  сформулировать  ее  и  решить. [8, c. 74]
     Говоря  о  развитии  творческой  активности,  следует  особо  выделить вопрос  о  мотивах  деятельности.  Участники  проявляют  наибольшую  активность  в  тех  случаях,  когда  занятия  и  решаемые  задачи  не  просто  интересны  или  любопытны,  но  и  важны  для  других  людей  и  общества. Можно  просто  исполнять  народные  танцы,  почерпнув  репертуар  из  сборников,  но  совсем  другое   дело  сознавать,  что  от  вашего  коллектива  и  его  фольклорно-поисковой  и  исполнительской  работы  зависит сохранение  и  передача  потомкам  местного  фольклорного  материала,  который  со  временем  распыляется  и  исчезает. [17, c. 8]
     Сознание  того,  что  результаты  деятельности  нужны  обществу  и  интересны  для  него,  не  только  мобилизует  творческую  активность,  но  и  превращает  лично  интересную  работу  в  общественно  значимую.
     Руководители  творческих  коллективов  призваны,  прежде  всего,  способствовать  воспитанию  и  развитию  личности  средствами  искусства, созданию  условий  для  ее  саморазвития  и  творческой  самореализации.  Эта  главная  цель  реализуется  через  конкретные  цели:  обучение  участников  исполнительским  умениям  и  навыкам,  их  эстетическое  развитие,  формирование  художественно-творческих  интересов,  потребностей,  качеств  личности. [14, c. 4]
     Воспитать  творческую  личность  может  только  духовная,  творческая личность  руководителя-педагога,  обладающая  оригинальным,  нестандартным  мышлением,  творческим  воображением,  высокой  общей  культурой и профессионализмом. 
 
 

        
 
 

1.3. Педагогическое  взаимодействие  руководителя  и   участников  творческого  коллектива. 

     Профессиональная  пригодность  человека  есть  не  что  иное,  как  необходимый  комплекс  способностей,  физических,  нервно-психических  и нравственных  качеств,  которые  требуются  для  овладения  определенными  рабочими  функциями  и  успешной  деятельности  в  той  или  иной  сфере  производства  или  духовной  жизни.  Поэтому  ее  нельзя  сводить  только  к сумме  знаний,  умений  и  практической  сноровки,  которые  приобретаются в  ходе  профессионального  обучения.  Еще  нужна  склонность  к  работе,  наличие  определенных  природных  данных  и  нравственных  качеств.
     Профессиональная  пригодность  к  педагогической  деятельности  связана  с  наличием  у  человека  физического  и  психического  здоровья,  хороших  речевых  данных,  уравновешенности  нервной  системы,  способности  выдерживать  воздействия  сильных  раздражителей,  проявлять  выдержку.  К  числу  личностных  качеств,  характеризующих  пригодность  к  педагогической  деятельности,  также  относятся:  склонность  к  работе  с  детьми,  коммуникабельность (стремление  и  умение  общаться  с  другими), тактичность,  наблюдательность,  развитое  воображение,  организаторские  способности,  высокая  требовательность  к  себе. [6, c. 269]
     Организаторские  способности  особенно  важны  в  деятельности  руководителя  любительского  коллектива.  Объект  деятельности   организатора – люди,  их  психология  и  практическая  деятельность:  «Познание  психологии  людей  и  применение  познанного  в  практике  непосредственного  воздействия  на  них  и  взаимодействия  с  ними  в процессе  целевой деятельности  составляет  специфическую  сущность  деятельности  организатора  и  определяет  психологические  требования  к  его  личности». [7, c. 47]
     Специфика  организаторской  деятельности  определяет  структуру  организаторских  способностей,  которая  включает  «организаторское  чутье»,  эмоционально-волевую  воздейственность,  склонность  к  организаторской деятельности.  Выделенные  свойства  составляют  определенную  иерархию: на  первом  месте – «организаторское  чутье»,  на  котором базируется  эмоционально-волевая  воздейственность,  являющаяся  процессуальной  стороной  организаторских  способностей.  Склонность  к  организаторской  деятельности  по  отношению  к  «организаторскому  чутью»  и  эмоционально-волевой  воздейственности  является  как  бы  условием,  определяющим  их высокое  качество. [3, c. 141]
     «Организаторское  чутье»  представляет  собой  своеобразное  единство трех  способностей:  психологической  избирательности,  практически-психологической  направленности  ума,  психологического  такта.  При  этом  психологическая  избирательность  (способность  личности  наиболее  полно и  глубоко  отражать  психологию  организуемой  группы,  отдельных  ее  членов,  их  межличностные  отношения)  является  исходным  свойством  для  практически-психологической  направленности  ума  и  психологического  такта.  Последние  опираются  на  психологическую  избирательность.  По  ним  можно  судить  об  уровне  ее  развития. [3, c. 141]
     «Организаторское  чутье»  необходимо  руководителю  коллектива,  который  должен  понимать  психологию  людей,  их  взаимоотношения,  обязан  понимать  состояние  каждого  исполнителя,  уметь  поддержать,  иногда  и  «не  заметить»  ошибки,  а  когда  нужно,  призвать  к  исполнительскому  порядку.  Особенно  это  важно  в  работе  с  любителями. [3, c.142]
     Эмоционально-волевая  воздейственность – целостное  образование, также  объединяющее  три  способности:  общественную  энергичность (способность  организатора  заряжать  своей  энергией  организуемых,  вызывать  у  них  стенические  чувства  и волевое усилие);  требовательность  (свойство,  проявляемое  в  смелости,  с  которой  он  выдвигает  задачи,  в  адекватности  и  многообразии  их  форм);  критичность (способность обнаружить  и  выразить  значимые  для  организаторской  деятельности  отклонения  от  условий  и  установленных  норм).
     Для  руководителя  коллектива  общественная  энергичность,  умение  побудить  людей  к  активности,  требовательность  и  критичность  являются важнейшими  качествами.  Волевой  импульс,  эмоционально-волевая  воздейственность  обеспечивают  дирижеру  возможность,  организуя  музыку  и музыкантов,  руководить  исполнением. [15, c. 96]
     Склонность  к  организаторской  деятельности  может  быть  определена  как  организаторская  направленность  личности.  Это  способность  к  психологической  готовности  и  потребности  в  организаторской  деятельности,  удовлетворенность,  относительная  неутомляемость,  стенические  эмоции  в  процессе  ее  выполнения.
     Особую  важность  приобретают  человеческие  качества  педагога,  которые  становятся  профессионально  значимыми  предпосылками  создания  благоприятных  отношений  в  учебно-воспитательном  процессе.  В  ряду  этих  качеств  человечность,  доброта,  терпеливость,  порядочность,  честность,  ответственность,  справедливость,  обязательность,  объективность,  щедрость,  уважение  к  людям,  высокая  нравственность,  оптимизм,  эмоциональная  уравновешенность,  потребность  к  общению,  интерес  к  жизни  воспитанников,  доброжелательность,  самокритичность,  дружелюбие,  сдержанность,  достоинство,  патриотизм,  религиозность,  принципиальность,  отзывчивость,  эмоциональная  культура  и  многие  другие. [3, c. 93]
     Обязательное  для  руководителя  качество –  гуманизм,  т. е.  отношение  к  человеку  как  высшей  ценности  на  земле,  выражение  этого  отношения  в  конкретных  делах  и  поступках.  Гуманные  отношения  слагаются  из  интереса  к  личности  участника  коллектива,  из  сочувствия,  помощи  ему,  уважения  его  мнения,  состояния  особенностей  развития,  из  высокой  требовательности  к  его  учебной  деятельности  и озабоченности развитием его личности.  Участники творческих  коллективов видят эти проявления  и  следуют  им  сначала  неосознанно,  постепенно  приобретая  опыт  гуманного  отношения  к  людям. [1, c. 108]
     Руководитель  – это  всегда  активная,  творческая  личность.  Он  выступает  организатором  повседневной  жизни  участников.  Пробуждать  интересы,  вести  участников  за  собой  может  только  человек  с  развитой  волей,  где  личной  активности  отводится  решающее  место.  Педагогическое  руководство  таким  сложным  организмом,  как  творческий коллектив,  обязывает  руководителя  быть изобретательным,  сообразительным,  настойчивым,  всегда  готовым к самостоятельному  разрешению  любых ситуаций.  Руководитель – образец для подражания,  побуждающий учащихся  следовать  за  ним,  равняться  на  близкий  и  доступный  для  подражания  образец.  Профессионально необходимыми  качествами  руководителя  являются  выдержка  и  самообладание.  Профессионал  всегда,  даже  при  самых  неожиданных  обстоятельствах  (а  их  бывает  немало),  обязан  сохранить  за  собой  ведущее  положение  в  учебно-воспитательном  процессе.  Никаких  срывов,  растерянности  и  беспомощности  руководителя  участники  не  должны  чувствовать  и  видеть.  Еще  А.С. Макаренко  указывал,  что  учитель  без  тормозов – испорченная,  неуправляемая  машина [6, c. 244].  Нужно  это  помнить  постоянно,  контролировать  свои  действия  и  поведение,  не  опускаться  до  обид  на  участников,  не  нервничать  по  пустякам.
     Душевная  чуткость  в  характере  руководителя – своеобразный  барометр,  позволяющий  ему  чувствовать  состояние  участников,  их  настроение,  вовремя  приходить  на  помощь  тем,  кто  в  ней  больше  всего нуждается.  Естественное  состояние  руководителя – профессиональное беспокойство  за  настоящее  и  будущее  своих  питомцев. [3, c. 71]
     На  слагаемые  педагогического  мастерства  руководителя  творческого  коллектива  оказывают  влияние  особенности  художественно-педагоги-ческой  работы  руководителей  с  участниками  творческих  коллективов.  Заострим  внимание  на  чертах,  свойственных  любой  форме  организации  досуга,  которые  как  бы  очерчивают  круг  требований,  с  которыми  нужно считаться  руководителям. [1, c. 64]
       Первая  особенность.  Художественно-педагогическая  деятельность любителей  осуществляется  добровольно.  Добровольность,  общий  признак для  всех  форм  воспитательной  досуговой  практики  учреждений  культуры,  применительно  к  деятельности  коллективов  любителей  искусства  и  народного  творчества  имеет свою  специфику.  Скажем,  если  участнику не  хочется выступать на  концерте  (гипотетически представим себе  такой случай),  то  при всей  добровольной  вовлеченности  в  деятельность  коллектива  он  не  имеет  морального  права  подвести  остальных  участников,  так  как  связан  с  ними  отношениями  ответственной  зависимости.  Более  того,  пропуск  солистом  или  другим  участником  генеральной  репетиции  рассматривается  в  коллективе  как  чрезвычайное  происшествие  и  нарушение  одной  из  важных  заповедей  его  жизни.  Отсюда  нетрудно  понять,  что  признак  добровольного  вовлечения  в  учебно-воспитательную  и  художественную  работу  проявляется  качественно  иначе,  чем  в  остальных  досуговых  формах  деятельности. Ведь  дело  не  только  в том,  что деятельность  участников  добровольна,  она  еще  и  коллективна,  общественно  значима  в  прямом  смысле.  Ведь  отмена,  например,  концерта – это  подрыв  доверия  посетителей  к  авторитету  учреждения  культуры.
     Таким  образом,  учебно-воспитательная  работа,  исполнительская  деятельность,  оставаясь в конечном  итоге делом добровольным,  обязательно  предполагают  принятие  участниками  определенных  обязательств. 
     Досуговая  форма  занятий  накладывает  свой  отпечаток  на  весь  характер  обучения  и  воспитания  участников  в  коллективе,  делая  их  отличными  от  занятий,  например,  в  школе,  профессионально-техническом училище,  среднем  или  высшем  учебном  заведении.  Ведь  в  последних  учащиеся,  например,  выполняют  контрольные  работы,  сдают  зачеты  и экзамены,  получая за  это оценки.  Некачественное  выполнение  заданий и упражнений  грозит  им  не  только  плохой  оценкой,  но  и лишением  стипендии,  отчислением  из  учебного  заведения.  Руководитель  художественного  коллектива  не  выставляет  участникам  никаких  оценок  за  выполнение  ими  упражнений  и  заданий,  но  это,  конечно,  не  означает,  что  успешный  их  результат  никак  не стимулируется.  Оценка  осуществляется  иначе:  одобрением,  поощрением. [1, c. 64]
     Вторая  особенность.  Педагогическая  и  художественная  деятельность  осуществляется  не  в  рабочее  или  учебное  время,  а  в  свободное.
     Третья  особенность.  Учебно-воспитательная  и  художественно-испол-нительская  деятельность  коллектива  носит  безвозмездный  характер.
     Четвертая  особенность.  Как  отмечалось,  обучение  и  воспитание  в коллективе  прямо  или  опосредованно  связано  с  работой  над  художественным  произведением  и  его  исполнением.  Можно  различить  моменты,  когда  обучение  и  воспитание  участников  непосредственно  происходит  в  процессе  освоения  художественного  материала  и  когда  они  относительно  обособляются  в  самостоятельные  формы  учебно-воспитательной  работы.  Но  даже  и  в  этом  случае обучение  и  воспитание  в  конечном  итоге  как  бы  замкнуты  на  работе  над  произведением. 
     Исходя  из  вышесказанного,  руководителю  следует  в  процессе  подготовки  к  занятиям  продумать  и  выделить  компоненты  обучения  и  воспитания,  как  условия  выполнения  художественных  задач,  определив,  какие  из  них  будут  включаться  на  ходу,  а какие – в форме специально  организованных  занятий.
     Пятая  особенность  заключается  в  том,  что  обучение  и  воспитание  окрашено  эстетически-нравственными  эмоциями  и  переживаниями,  связанными  с  работой  над  произведениями.  На  первый  взгляд,  может  показаться,  что  смена  трудовой  или  учебной  деятельности  досуговой,  когда личность  активно отдыхает,  имеет тот же  характер  эмоций  и чувств.  Но это на  первый  взгляд.  Специфичность эмоций  и чувств  человека,  занятого  в  творческом  коллективе,  становится  понятной,  если  учитывать,  что в  обучении  и  воспитании  участники  коллектива  практически  овладевают средствами  художественно-эстетического  воплощения  образов  произведения.  Разве  подобные  эстетические  переживания  могут  быть  сравнимы  с переживаниями  человека,  не  вовлеченного  в художественно-педагогиче-ский  процесс?  Фактически  в коллективе  осуществляется  отдых,  требующий  напряжения  эмоциональных,  интеллектуальных,  волевых,  нравственно-эстетических,  физических  усилий. [1, c. 65-66]
     Шестая  особенность.  Обучение  и  воспитание  в  коллективе  связано с  его  художественно-исполнительской  деятельностью.  Поэтому,  какое бы  место ни  занимала  учебно-воспитательная  работа,  она всегда  замыкается на  исполнении  произведения,  художественная  полиоценность которого  выступает «лакмусовой бумажкой» эффективности не  только  художественной,  но  и  педагогической  деятельности.
     Седьмая  особенность.  Обучение  и  воспитание  средствами  художественно-предметной  деятельности  предполагает  удовлетворение  и  развитие  нравственно-познавательных,  эстетических  и  художественных  запросов  участников  в определенном  виде  искусства и народного творчества. На  этой  основе  коллективы  формируют у них общественно-ценные  потребности,  интересы,  ориентации,  мотивы  и  установки.  Тем  самым  обучение  и  образование  в  коллективе  являются  средствами  формирования  и развития  ценностной  направленности  участников  в  сфере  культуры  и  искусства. [1, c. 66]
     Следовательно,  педагогическая  деятельность  выступает  важным  источником  формирования  познавательных,  художественно-эстетических  установок  любителей,  способствуя  воспитанию  из  них  более  квалифици-рованных  читателей,  зрителей  и  слушателей  концертов  и  спектаклей,  активных  посетителей  вечеров  отдыха.
     Педагогическая  деятельность  состоит  из  элементов  усвоения  и  воспроизведения  сформированных  ранее  знаний,  умений  и  навыков  и  элементов  творческой  деятельности,  в  процессе  которой  участники  творческих  коллективов  учатся  открывать  новые  для  себя  грани  и  нюансы  в  искусстве.  Приобретенный  опыт  творческой  деятельности  закрепляется  в сознании  участников  и  в  новых  ситуациях  воспроизводится  как  новые  средства  решения  нового,  как  правило,  более  сложного  класса  учебно-творческих  задач.  Поэтому  творчество – это  создание  нового,  оригинального.  В  творческом  коллективе  оно чаще  всего является  таковым только для данного участника или группы  участников,  так как в художественно-педагогической  практике  оно  может  быть  известно.  Вместе  с  тем  новое  обязательно  наделено  общественной  ценностью.  Оно  может  быть  ценным  с  точки  зрения  учебно-воспитательных  задач  коллектива  и  значимым  для  общества,  если  созданное  коллективом  выносится  на  суд  аудитории. [4, c. 152]
     По  мере  накопления  опыта,  в  том  числе  и  опыта  прошлой  творческой  деятельности,  участники могут подняться до  такого  уровня,  когда обогащается сокровищница  художественной  и педагогической  культуры общества.
     Следовательно,  в  коллективе  художественная  и  педагогическая  технология  как  бы  включает  в  себя  три  «такта».  Первый  такт – воспроизведение  художественного  опыта,  посредством  которого  художник-педагог определяет  успешность  предшествующей  деятельности,  а  также  уровень обученности,  воспитанности,  развитости  участников.  Второй  такт – решение  новых,  ранее  не  встречавшихся  участникам  задач  и  проблем,  которые  для  них  несут  черты  творчества. Соответственно  деятельность  в  художественной  технологии  носит  художественно-творческий,  а  в  обучении и  воспитании – педагогически-творческий  характер.  Невозможно  себе  представить,  чтобы  участники  смогли  художественно-творчески  воплощать  и  исполнять  произведения,  предварительно  не  научившись  творчески  работать  в  процессе  обучения  и  воспитания. Третий  такт – воспроизведение  участниками  творческого  опыта  художественной  и  педагогической  деятельности,  приобретенного  в  решении  новых  задач.  Этот  момент  чрезвычайно  важен,  так  как  следует  учить  участников  осознавать  опыт  прошлой  творческой  деятельности  для  того,  чтобы,  опираясь  на  него,  используя  его  в  качестве  новых  средств  художественной и  педагогической  деятельности,  они  смогли  бы  решать  в  дальнейшем  новые  задачи. [2, c. 173]
     Итак,  произведение  разучено  и  исполнено  внутри  коллектива.  В  процессе  подготовки  участники  приобрели  опыт,  позволяющий  им  в  новой  сценической  ситуации  исполнить  произведение,  адресуемое  зрите-лям (слушателям).  Это  кульминация  творческой  деятельности  участников. Именно  здесь  выявляется,  насколько  они  смогли  научиться  свободно  и раскованно  владеть  исполнительскими  средствами  и  с  их  помощью  по-новому  создавать  идейно-художественный  образ,  наделив  его  чертами  собственного  эстетически  вдохновенного  отношения.  Исполнение  завершилось.  Участники  уносят  с  собою  глубокие  эстетические  переживания, которые  они  приобрели  в  процессе  исполнения  произведения,  уносят  ощущение  общественной  ценности  их  деятельности. [9, c. 253]
     В  этот  цикл,  таким  образом,  входят  три  такта,  нелинейно  сгруппированных  в  целое  с  «цепочкой»  сменяющихся  деятельностей:  репродуктивная – продуктивная – новая  репродуктивная  педагогическая  деятельность;  репродуктивная – продуктивная – репродуктивная  художественная  деятельность,  и,  наконец,  продуктивная  сценическая  деятельность,  завершающая  «кругооборот»  движения  коллектива. [9, c. 253]
     Таким  образом,  эта  сложная  композиция  художественно-педагогической  деятельности  развертывается  в  соответствии  с  механизмом,  который  гласит:  источником  развития  коллектива  является  педагогическая  деятельность (со  сменой  репродуктивной  деятельности  продуктивной  и  от  нее – новой  учебно-воспитательной  репродуктивной  деятельностью),  выступающая  условием  художественно-технологической  деятельности (со  сменой  репродуктивной  деятельности  продуктивной  и  от  нее – новой  художественно-технологической  репродуктивной  деятель-ностью),  которая,  в  свою  очередь,  является  предпосылкой  для  продуктивной  сценической (исполнительской)  деятельности,  обладающей  общественно-эстетической  ценностью.
     Итак,  мастерство  педагогического  взаимодействия  руководителя  и участников  творческого  коллектива – это  неразрывное  единство  и  взаимосвязь  педагогического,  организаторского  и  художественно-творческого процессов,  она  имеет  педагогическую  направленность  и  обладает  творческим  характером  и  является,  таким  образом,  сложной,  комплексной.
     «Наша  работа  не  только,  а  может  быть,  и  не  столько  профессия… это – судьба,  наша  судьба,  судьба  людей,  которым мы  по  долгу службы  помогаем.  Человеческий  контакт с ними  чаще  всего уже не  прекращается…  Мы  уже  как  бы  не  можем  не  общаться,  не  помогать  друг  другу,  жить  друг  без  друга».  Эти  слова,  сказанные  одним  из  шведских  специалистов,  в  полной  мере  отражают  суть  деятельности  руководителя  творческого  коллектива,  его  место  в  обществе  и  отношение  к  своей  обычной,  но  очень  нужной  профессии. [19, c. 74]
      
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4. Многообразие  функциональных  компонентов  управленческой деятельности  руководителя.
     Систему  педагогической  деятельности  мы  рассматриваем  в  единстве  взаимодействующих  структурных  и  функциональных  компонентов.  Под  функциональными  компонентами  системы  понимаются  базовые  связи  между  исходным  состоянием  структурных  элементов  и  конечным  искомым  результатом.
     Обратимся  к  описанию  функциональных  компонентов,  связей  между  структурными  и  функциональными  компонентами,  воссоздающими  целостность  педагогической  деятельности.  Основные  функции  руководителя  творческого  коллектива  могут  быть  поняты  исходя  из  специфики  его  деятельности,  многообразия  видов отношений и общения,  системы ценностных  ориентаций,  возможностей  творческой  самореализации  личности.  Принимая  во  внимание  указанные  особенности,  выделяют  следующие  основные  функции – гносеологическую,  гуманистическую,  коммуникативную,  информационную,  нормативную,  обучающую  и  воспитывающую. [8, c. 97]
     Признание  многообразия  функциональных  компонентов  педагогического  мастерства  подчеркивает  многоаспектность  содержания  педагогической  деятельности  и  разнообразие  форм  ее  реализации.
     Гносеологическая  функция  обеспечивает  целостность  представлений о  педагогической  деятельности,  о  реальных  путях  ее  познания  и  освоения.  Руководитель  выступает  как  методолог  педагогики,  исследователь, организатор,  психолог,  учитывающий  многообразие  историко-педагоги-ческих,  психолого-педагогических,  этнопедагогических  и  других  знаний. Гносеологическая  функция  проявляется  в  целенаправленном  исследовании,  отборе  и  систематизации  научных  знаний  о  субъектах  и  объектах образовательного  воспитательного  процессов. Это особенно  важно сейчас при  активном  расширении  и  обновлении  научно-педагогических  знаний, смене  парадигм  обучения  и  воспитания  участников  коллектива.  Гносеологическая  функция  направлена  не  только  на  познание  и  анализ  педагогических  явлений,  но  и  на  изучение  и  осознание  руководителем  самого  себя,  своих  индивидуально-психологических  особенностей,  уровня  профессионализма.
     Важно  и  то,  что  осознание  руководителем  назначения  своей  деятельности  и  отношение  к  ней  связано  не  только  с  предметом  и  мотивацией  деятельности,  но  и  со  способами  ее  реализации. [8, c. 98]
     Гуманистическая  функция  руководителя  творческого  коллектива  утверждает  в  учебно-воспитательном  процессе  общечеловеческие  ценности, создает  условия  для  развития  способностей  и  дарований  человека,  служит  укреплению  сотрудничества,  равенства,  справедливости,  гуманности в  совместной  деятельности.
     Суть  гуманитаризации  как  конкретного  проявления  гуманистической  функции  образования  и  воспитания  состоит  в  формировании  у  участников  профессионально-нравственного  отношения  к  действительности,  т. е. таких  качеств,  как  служение  истине,  интеллигентность,  самостоятельность  в  суждениях,  ответственность  и  инициатива,  настойчивость  в  достижении  цели.
     Реализация  гуманистической  функции  объединяет  противоположные,  но  тесно  связанные  между  собой  процессы  социализации  и  индивидуализации  личности.  Обретение  опыта  общественных  отношений  в  досуговой  деятельности  и  общении  происходит  на  индивидуальном  уровне,  когда  нормы,  правила  общественной  жизни  становятся  личностными  качествами.  Гуманистическая  направленность  деятельности  руководителя  преломляется  в  социально-нравственных,  профессиональных  качествах  личности  участников.  Целенаправленный  процесс  социализации  воспитанников  есть  в  то  же  время  и  процесс  их  индивидуально-лично-стного  становления.  Гуманистическая  функция  способствует  развитию  таких  ее  составляющих,  как  нравственная  культура,  гуманитарная  культура,  духовная  культура  личности.  Эти  виды  педагогической  культуры  характеризуют  готовность  человека  действовать  в  соответствии  с  нравственными  ценностями  и  нормами.  В  частности,  нравственная  культура  личности  руководителя  складывается  из  культуры  нравственных  чувств,  нравственных  отношений  и  нравственного  поведения. [8, c. 98]
     Коммуникативная  функция  занимает  особое  место  в  числе  других  функциональных  компонентов  в  силу  того,  что  педагогический  процесс  немыслим  вне  общения,  вне  установления  многообразных  коммуникативных  связей  между  обучающими  и  обучаемыми.  Коммуникативная  функция  руководителя  отвечает его первостепенной  потребности  в общении  с  участниками,  коллегами,  учителями  школ,  представителями  производственной  сферы,  тем  более  что  педагогический  процесс  в учреждениях  культуры – это  постоянное  взаимодействие,  обмен  информацией  между  заинтересованными  участниками.
     В  профессионально-педагогической  деятельности  руководителя  мотивы  коммуникации  определяются  целями  учебно-воспитательной  работы,  уровнем  интеллектуальной  готовности  и  предрасположенности  к  совместной  работе  с  участниками  коллектива  и  коллегами.  Но  во  всех  случаях  мотивы  носят  личностный  характер,  определяемый  общей  и  профессиональной  культурой  руководителя. [8, c. 98-99]
     Коммуникативная  активность  личности  руководителя  обусловлена  его  интеллектуальными,  психологическими,  возрастными  и  другими  особенностями.  Данные  экспериментальных  исследований  свидетельствуют  о различиях  в  общении  руководителей  с  участниками  коллектива  в  зависимости  от  направленности  деятельности,  педагогической  квалификации,  стажа  работы.
     Коммуникативная  функция  реализуется  более  успешно  в  том  случае,  если  у  субъектов  общения  совпадают  точки  зрения  на  выбор  методов  и  средств  общения,  есть  заинтересованность  в своем собеседнике.  Осуществление  коммуникативной  функции  требует  перехода  от  авторитарной  позиции  руководителя  и субординированной позиции участника к личностному,  равноправному сотрудничеству  и сотворчеству. [8, c. 99]
     Большое  значение  для  общения  имеет  речевая  культура  руководителя,  т. е.  знание  норм  речи,  умение  правильно  использовать  языковые  формы,  что  облегчает  передаваемой  информации,  воспитывает  речевую  грамотность  воспитанников,  дисциплинирует  их  мышление.
     В  ряде  исследований  по  педагогике (Д. Ш. Турсунов,  Ш. А. Магомедов)  поставлена  проблема  формирования  культуры  межнационального  общения,  принципиально  важная  при  организации  учебно-воспитательно-го  процесса  в  многонациональной  аудитории.  Таким  образом,  коммуникативная  функция  обусловливает  необходимость  развития  речевой  культуры,  культуры  общения,  культуры  межнационального  общения. [10, c. 9]
     Обучающая  функция  реализуется  в  деятельности  руководителя,  направленной  на  овладение  участником  определенной  системой  знаний,  умений,  навыков,  социальным  опытом,  на  развитие  его  интеллекта  и  способностей.
     Успешная  реализация  обучающей  функции  обусловлена  рядом  факторов:  уровнем  профессиональной  подготовки  руководителя,  включающей  специальную,  дидактическую,  технологическую  и  методическую  подготовку;  уровнем  готовности  обучающихся  к  овладению  знаниями,  навыками,  умениями;  наличием  соответствующей  материально-технической  базы  обучения;  наличием  необходимого  и  достаточного  времени (сроками  обучения);  индивидуально-психологическими  особенностями  обучающих  и  обучающихся.
     Общий  контур  обучающей  функции  создается  следующей  совокупностью  проблем:  проблема  «знать»,  проблема  «уметь»,  проблема  «успевать»,  проблема  «оценивать».  В  данном  перечне  проблем   заложены  поиски  ответов  на  более  конкретные  вопросы:  «чему  учить»,  «как  учить»,  «кому  и  кого  учить».  Готовность  найти  ответы  на  эти  вопросы  составляет  основу  педагогического  мастерства  руководителя. [8, c. 99-100]
     Воспитывающая  функция  отражает  область  воспитательной  деятельности  руководителя  коллектива.  Наряду  с  учебной,  исследовательской,  общественно-педагогической  деятельностью  руководитель  призван осуществлять  целенаправленную  воспитательную  работу.  Руководитель  творческого  коллектива  как  педагог,  ученый  и  воспитатель  силой  своего авторитета,  эрудицией,  профессионализмом  прямо  и  опосредованно  влияет  на  становление  личности  участника.
     Основными  направлениями  воспитательной  деятельности  руководителя  остается  воспитание  нравственной,  экологической,  эстетической,  экономической,  валеологической,  физической  культуры  личности.  Данные направления  воспитательной  деятельности  раскрывают  сложную мозаику культурных  ценностей,  технологий,  творчества,  создающих уникальный контекст  формирования  личности. [8, c. 100]
     Нормативная  функция  поддерживает  равновесие  в  системе  деятельности  руководителя,  уменьшает  влияние  дестабилизирующих  факторов  в педагогической  среде.  Любое  регулирование  деятельности  исходит  из  определенных  требований,  норм,  которые  устанавливаются  ее  участниками.  Нормы  педагогической  деятельности  направлены  на  разрешение  противоречий,  возникающих  в  процессе  взаимодействия  руководителя  с участниками,  с коллегами и администрацией,  на  обеспечение их  сотрудничества  и  достижение  совместных  целей.  Противоречия  между  участниками  педагогического  процесса  носят  объективный  и  субъективный  характер,  и  их  разрешение,  следовательно,  должно  быть  направлено  как  на  изменение  объективных  процессов,  так  и  на  регуляцию  личностного  поведения.  Знание  норм  педагогической  деятельности  облегчает  поиск  необходимого  решения,  придает  уверенность  в  правильности  своих  действий. [8, c. 100]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.