На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Градостроительное развитие городов России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     История городов во многом зависит от того, какие характеристики закладываются  в понятие «город»: площадь одновременного заселения (обычно от нескольких гектаров), количество жителей (от нескольких сотен), функции территориального центра поселений (властные, культовые, экономические, культурно-технологические), наличие укреплений (но было немало признаваемых городов и без укреплений) и т. д.
     В России статус города определяется законодательством субъектов. При этом выделяются два типа городов: регионального (областного, краевого, республиканского и т. д.) и районного значения.
     Населённый  пункт в России может приобрести статус города, если в нём проживает не менее 12 тысяч жителей, и не менее 85 % населения занято вне сельского хозяйства. Однако в России есть достаточно много городов с населением меньше 12 тыс. человек. Их статус города связан с историческими факторами и изменением численности населения.
     Некоторые населённые пункты, соответствующие  данным требованиям, не стремятся получить статус города, чтобы не потерять определённые льготы.
     Города  соединяются между собой дорогами, по которым перемещается дорожный транспорт. Дорога внутри города становится улицей. Вдоль улиц строятся здания, жилые дома и другие постройки. Вокруг домов стелются тротуары, по которым ходят люди.
     Сегодня город стал основным местом обитания людей. В России в городах и  поселках городского типа проживает  примерно 70% населения страны. Город  относится к сложным слабоструктурированным социально-экономическим системам с множеством прямых и обратных связей, имеющих нелинейный характер. Поведение  такой системы сложнопредсказуемо и не всегда согласуется с нашим  жизненным опытом и интуицией. Основная целевая задача городского управления — определение таких пропорций общественного воспроизводства, которые в максимальной степени способствуют удовлетворению потребностей населения в городе и повышению его жизненного уровня. Для социально-экономических систем характерно наличие множества целей, часто противоречащих друг другу, поэтому при выборе того или иного варианта развития приходится формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между городскими и общегосударственными целями, а также целями отдельных подсистем. При исследовании города решаются задачи достижения баланса использования ресурсов в системе, что обеспечивает устойчивое развитие социально-экономической системы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
     Тема  данной курсовой работы актуальна, т.к. города находятся в постоянном развитии и динамизме. Развитие города – это совершенно конкретная реальность, выражаемая в самых различных формах, в том числе в конкретных управленческих решениях.
     Целью курсовой работы является – изучение теоретических основ развития городов  России.
     В соответствии с поставленной целью  в работе сформулированы следующие  задачи:
     - изучить понятие «город», его  особенности;
     - рассмотреть город как объект проектирования;
     - выявить основные градостроительные  принципы;
     - определить проблемы развития  городов;
     - разработать пути решения проблем;
     - рассмотреть проблемы, существующие  в Белгородской области. 
 
 

    Теоретические основы развития городов
 
1.1. Город: понятие, сущность, особенности 

     Современная наука рассматривает город как систему в большой системе городов, а еще шире – в территориальных социально-экономических системах расселения. Город, будучи сложной системой, включающей подсистемы населения, производства, транспорта, сферы обслуживания, культуры и др., одновременно является элементом в системе более высокого ранга. Это его двуединство очень емко сформулировал еще в 1964 г. американский географ  Б.  Берри  в  известной  работе "Города  как  системы  в системах городов". Такое системное видение города позволило значительно углубить и расширить не только изучение этого многогранного объекта, но и по-новому взглянуть на него представителям градостроительной практики.
     Город – интеграл человеческой деятельности, средоточие разнообразных видов выполняемых им функций, которые определяют "лицо" города. Обычно функции подразделяют на экономические (промышленные, транспортные, торгово-распределительные, снабженческие) и неэкономические (административно-политические, культурные, научные, организационные).
     Среди функций города выделяют также градообразующие  и градообслуживающие. Деятельность города по обслуживанию внегородских связей – экономических, культурных, административных, научных и других направленных на выполнение основных задач данного города в районном или общегосударственном масштабе – называют градообразующей, а удовлетворяющую потребности самого города (в том числе промышленные и транспортные) – градообслуживающей. Конечно, иногда трудно выделить каждую  из  функций  в "чистом виде",  так как одни и те же функции могут быть и градообразующими и градообслуживающими.
     Города  разделяются на моно- и полифункциональные. Первые, особенно в России - это преимущественно небольшие поселения курортного, научного, промышленного профиля и т.д., а также города - районные центры.
     Среди полифункциональных городов наиболее полным набором функций и мощным их развитием выделяются помимо Москвы и Санкт-Петербурга также межрегиональные (например, Самара, Екатеринбург, Новосибирск) и некоторые областные и краевые центры. Чем крупнее город как экономический центр, тем шире его база и возможности для развития науки, культуры, образования и тем больше организационное влияние он способен оказывать на окружающую территорию и развивать у себя весь комплекс функций.
     Функциональная  структура активно влияет на многие черты города, в первую очередь  на численность и динамику его населения. Существует прямая  зависимость  между количеством  и  масштабами  функций  города  и  численностью  его  населения. Как правило, многофункциональные города  отличаются большой людностью и более быстрым ростом населения. Функциональная структура города влияет на половозрастной и профессиональный  состав  населения,  его  образовательный  уровень,  образ  жизни  и  т.д.
     Одно  из фундаментальных понятий при исследовании городов – экономико-географическое положение (ЭГП). Можно выделить следующие существенные черты ЭГП: 1) историзм (изменение во времени); 2) уникальность, индивидуализирующая характеристику города; 3) тесная  связь с окружением (город  как  бы "вырастает" из территории); 4) взаимосвязанность макро–,  мезо–,  и микроположения  города; 5) особое значение макроположения для потенциала роста  города; 6) тесная связь микроположения с планировочными и инженерными факторами,  определяющими  возможности территориального развития города .
     Внимательное  изучение  ЭГП  каждого  города  дает  возможность  понять,  почему  он возник именно в данном месте, каковы у него местные условия для  дальнейшего развития - благоприятные  или неблагоприятные. Такого  рода анализ отдельных городов имеет  важное значение  для принятия градостроительно-планировочных решений и выявления перспектив развития, а также оценки  исторической ретроспективы развития конкретного  места (точки или района).
     Одним из важных разделов изучения городов  является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимают распределение городов по какому-либо признаку или их сочетанию. Типология  – выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем эти типы не обязательно образуют некий непрерывный ряд, в котором  нарастает величина показателей  и учтены все разновидности поселений, как при их классификации. Таким  образом, эти задачи близки и взаимосвязаны, но не тождественны. Типология –  более высокий уровень обобщения, позволяющий дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию их развития.
     Наиболее  часто используются классификации  городских поселений:
     1) по величине (численности населения,  или людности);
     2) функциям;
     3) степени участия в территориальном разделении труда;
     4) происхождению;
     5) их ЭГП.
     Классификация городов по величине имеет широкое  применение. От величины города зависят многие его признаки – темпы роста, элементы демографической, функциональной и планировочной структуры и т.д. В зависимости от численности населения в официальных статистических источниках и градостроительной практике выделяются следующие группы городов:
    сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. чел)
    крупнейшие города (от 1 млн. до 3 млн. чел);
    крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.)
    большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. чел);
    средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. чел);
    малые города (до 50 тыс. чел);
    крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел);
    большие сельские поселения (от 1 тыс. до 5 тыс.);
    средние сельские поселения (от 200 чел до 1 тыс.);
    малые сельские поселения (менее 200 чел).
     Классификации и типологии городов по функциям отражают их наиболее важные особенности. По преобладанию и сочетанию различных  функций можно выделить пять основных типов города.
     1. Многофункциональные, сочетающие  административно–политические, культурные  и экономические функции градообразующего  значения с развитой промышленностью  и транспортом. Обычно это крупные  города, являющиеся важными районообразующими  центрами с широкими и разнообразными  связями.
     2. Города с резким преобладанием  промышленных и транспортных  функций межрайонного значения. Схематично этот тип городов  можно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.
     3. Города с преобладанием административных, культурных и обслуживающих функций.  Обычно это небольшие поселения  – местные центры административных  районов с развитыми организационно-хозяйственными  видами деятельности.
     4. Города–курорты.
     5. Города науки.
     Для объективного выделения функциональных типов городов по составу их функций пользуются обычно данными о распределении занятого населения по отраслям и видам деятельности, разделяя при этом работающих в градообразующей и градообслуживающей сферах деятельности и анализируя структуру первых.
     По  степени участия в территориальном  разделении труда выделяют города, участвующие преимущественно в  местных связях (они обслуживают  небольшие территории и являются местными центрами), во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых  городом. Для классификации городов  их разделяют по времени и причинам возникновения, а так же учитывают  степень сохранения различных черт в современной планировке и облике города. Такая классификация важна, например, для решения их планировочных проблем.
     И, наконец, наиболее сложная и пока наименее разработанная типология  городов по их экономико-географическому  положению, которая позволяет определить направления будущего развития города путем оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные типы городов, например, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск), крупных добывающих районах (Донецк, Шахты, Рудный) районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь).
     Изучение  функциональной структуры городов, их ЭГП, места в территориальном  разделении труда, связей позволяет  понять роль городов в качестве опорных  элементов систем расселения разного  типа и ранга, которые формируются  в ходе эволюции урбанизации и  развития различных видов деятельности. Именно увеличение разнообразия и устойчивости связей, их "мощности", территориальной  протяженности способствует развертыванию крупного города в агломерацию, формированию обширных урбанизированных районов и зон. 

     1.2. Нормативное регулирование развития территорий в РФ 

     В Российской Федерации основными  законодательными документами, регулирующими  отношения по вопросам освоения новых  территорий городов, являются Земельный и Градостроительный кодексы, а также другие федеральные законы и подзаконные акты. Таким образом, управление развитием территорий городов дает возможность эффективно использовать ограниченные земельные ресурсы, добиваясь получения максимальной добавочной стоимости освоенных земель.
     Перечень  основных законодательных документов по заданному вопросу:
    Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
     Настоящий Кодекс  регулирует отношения в  области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства   городских и  сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и  социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения  благоприятных условий проживания населения.
    СНиП «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений», 2.07.01-89* (2000). Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять в региональных (территориальных) нормативных документах.
    СНиП «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», II-60-75**. Строительство новых и реконструкция существующих городов и других населенных пунктов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами или проектами размещения первой очереди строительства и проектами детальной планировки, проектами застройки, увязанными с разрабатываемыми генеральными планами.
    СНиП «Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования», II-К.2-62. Нормы настоящей главы предназначаются для разработки проектов планировки и застройки населенных мест и не распространяются на определение конкретных объемов строительства и их финансирование, устанавливаемые о соответствии с народнохозяйственным планом.
    СНиП II -К.3-62 «Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования». Нормы и правила настоящей главы распространяются на проектирование вновь строящихся и переустраиваемых улиц, дорог и площадей населенных мест (городов, поселков городского типа и сельских населенных мест). Нормы содержат требование на проектирование основных элементов улиц, дорог и площадей населенных мест:
      проезжие части (включая земляное полотно);
      тротуары, пешеходные дорожки, посадочные площадки на линиях общественного транспорта;
      велосипедные дорожки;
      зеленые насаждения, разделительные полосы и островки;
      автомобильные стоянки;
      инженерные подземные сети;
      водостоки и снегоудаление;
      дренажи.
    ВСН 38-82 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения схем и проектов районной планировки, планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.
    Основными видами градостроительной документации являются:
        - генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производственных сил Российской Федерации;
          - региональные схемы расселения, природопользования и территориальной организации  производственных  сил   экономических и крупных географических регионов, природно-климатических зон, лечебно-оздоровительных и рекреационных территорий, национально-государственных и административно-территориальных образований; территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования; схемы и проекты районной планировки            национально-государственных и административно-территориальных образований,  иных территориальных объектов; генеральные планы городов, поселков, сельских поселений; генеральные планы   территорий, подведомственных сельским органам  местного  самоуправления; генеральные планы историко-культурных, лечебно-оздоровительных и других территорий;
       - проекты городской,  поселковой  черты и черты сельского поселения;
     - проекты детальной планировки  жилых, промышленных, рекреационных, исторических и других функциональных зон,  отдельных городских  узлов: улиц, магистралей;
     - проекты застройки  кварталов,  микрорайонов,   градостроительных, архитектурных, ландшафтных   комплексов,   парков,  ансамблей  и  иных планировочных элементов городов и других поселений.
     Основные  положения о градостроительных  нормах и правилах приведены в  Градостроительном Кодексе, СНиПах, Федеральных законах и так  далее, а особенностями градостроительства в конкретных городах занимаются органы Местного самоуправления.
     Органы  Местного самоуправления занимаются, в частности, рассмотрением и  утверждением Генерального Плана и Схем (карт) территориального планирования, которые являются основными документами при составлении градостроительной документации.
     Подготовка  Генерального плана включает в себя:
    Утверждение соответственно представительным органом местного самоуправления на основании представленных в составе плана необходимых документов.
    Решение о подготовке Проекта Генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации городского округа.
    Подготовка Проекта Генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
    Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).
    Необходимо утверждение региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
    Проект Генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    Проект Генерального плана подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов не менее чем за три месяца до его утверждения и размещается на официальном сайте городского округа в сети «Интернет». Опубликованию и размещению подлежат проект положений о территориальном планировании  и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация.
    Проект Генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, а также, все заинтересованные лица могут обращаться к главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
     Создание  Генерального Плана требует участия, с точки зрения контроля исполнения, всех вышеперечисленных нормативно – правовых документов, на основании  которых и производиться утверждение  Генерального плана, то есть существует прямая зависимость от содержания и  действия нормативно-правовой базы. 

     1.3. Зарубежный опыт  территориального  развития городов 

     Российские  регионы и города находятся на пути к формированию новых социальных и экономических отношений, и стратегическое территориальное планирование является одним из условий обеспечения успешного реформирования и устойчивого развития. Учитывая, что процесс формирования оптимальных и эффективных территориальных структур волнует сегодня и большинство стран мира, возможен и необходим обмен опытом в этой важнейшей области деятельности.
     Организация Объединенных Наций прилагает много  усилий для продвижения в мире теории и практики устойчивого развития, создав для этих целей специальную  Программу ООН по населенным пунктам  ООН-ХАБИТАТ, которая в течение  последних десяти лет активно  работает и в России. В частности, институт РосНИПИ Урбанистики занимался  изучением и адаптацией к современным  российским условиям международных  методов обеспечения устойчивого  развития городов и территорий на примере отдельных модельных  городов: Выборга, Киришей, Тобольска, Тюмени, Пскова.
     Говоря  о зарубежном опыте, необходимо сказать  о процессах регионализации, происходящих в последнее время в Европе, как о возможном примере для  современной России.
     Европейские политики считают, что пространственное планирование может внести свой вклад  в достижение социального согласия в обществе, способствуя устойчивому  и сбалансированному развитию всех европейских регионов, укреплению демократических  структур и повышению международной  конкурентоспособности Европы.
     Совет Европы в течение последнего десятилетия  принял ряд важных документов, определяющих перспективу совместного территориального развития. Особо следует выделить «Руководящие принципы устойчивого пространственного развития европейского континента», подготовленные в 2000 г. Европейской конференцией министров регионального планирования (CEMAT), в основу которых положено региональное деление Европы. Эти принципы отражают намерение активного участия всех регионов в процессах Европейской интеграции и демократизации. В документе определена политика пространственного развития в Европе; новые континентальные проблемы и перспективы; специфика частного сектора в пространственном развитии; сформулированы сами принципы устойчивого пространственного планирования Европы; намечено пространственное развитие в масштабе европейских территориальных категорий; даны предложения по укреплению сотрудничества между государствами членами Совета Европы и участию в нем регионов, муниципалитетов и граждан.
     Следствием  продолжающейся активной европейской  интеграции стало образование больших  регионов, простирающихся за пределы  отдельных государств. Основные усилия по выравниванию жизненного уровня между  Восточной и Западной Европой  прикладываются к улучшению инфраструктур, развитию приграничных территорий, сельских и отсталых областей, укреплению малых  и средних городов. Политика пространственного  развития направлена на расширение сотрудничества с частным сектором, на защиту окружающей среды от негативных влияний, на увеличение привлекательности многих европейских  регионов для иностранных инвестиций.
     Можно констатировать, что в Европе важное значение придается вопросам устойчивого  регионального развития, базирующегося  на создании новой системы управления территориями, которая основана не на традиционных государственных структурах, а на регионах, простирающихся за пределы  отдельных государств и обладающих рядом общих свойств, позволяющих  эффективно управлять пространственным развитием. Регионализация Европы является четко выраженной тенденцией, направленной на повышение уровня жизни населения  на континенте.
     Опыт  деятельности ООН и Совета Европы по проблемам устойчивого пространственного  развития является чрезвычайно ценным для России самой большой по площади  страны земного шара. Наличие этого  колоссального пространства является огромным потенциальным ресурсом для  ее успешного развития при условии, что этот ресурс будет осваиваться  и реализовываться планомерно, сознательно, последовательно, с учетом интересов, прежде всего населения, возрождающейся российской экономики, уникальной по своему разнообразию, богатству и красоте природы, ответственность за сохранение которой возложена на нынешнее поколение.
     В последние годы активизировался  процесс совершенствования системы  государственной власти, федеративных отношений, местного самоуправления и  законодательства. Учреждение федеральных  округов позволило принимать  решения в масштабе, которого ранее  не существовало. При этом масштаб  федеральных округов соразмерен масштабу европейских регионов, о  которых уже говорилось выше, а  значит, можно говорить и о некоторых  общих подходах к управлению территориальным  развитием.
     Представляется, что для России актуальной и значимой была бы разработка аналогичных упоминавшимся  ранее принципам устойчивого  пространственного развития Европы «Основополагающих принципов устойчивого  пространственного развития территории Российской Федерации».
     Структуру документа предлагается выстроить  по аналогии с работой Совета Европы для того, чтобы можно было сопоставить  результаты анализа с проходящими  в последние годы в Европе процессами регионализации пространственного  развития и более точно определить базовые территориальные характеристики для целей устойчивого социально-экономического развития России.
     В нашей стране на протяжении последних  лет была утрачена возможность реального  воздействия на проводимую в стране градостроительную политику в силу того, что практически не разрабатывались  документы федерального уровня, в  которых пространственные аспекты  развития общества рассматривались  бы с учетом складывающихся в стране социально-экономических отношений.
     Ситуация  постепенно стала меняться в лучшую сторону с созданием Министерства регионального развития Российской Федерации, с которым у специалистов связано много надежд на возрождение  российского градостроительства, а также с принятием в декабре 2004 г. нового Градостроительного кодекса РФ, который впервые в российской практике ввел в правовое поле документацию территориального планирования, закрепив за ней статус правовых актов, а также признал обязательной составляющей процесса оборота земли и недвижимости в городах градостроительную документацию по планировке территории. В то же время Градостроительный кодекс РФ внес значительные изменения в структуру, состав и содержание проектной документации, процедуры ее разработки, согласования и утверждения.
     Градостроительный кодекс РФ не включает социально-экономический  раздел в обязательное содержание документов территориального планирования, но вводит анализ состояния соответствующей  территории, проблем и направлений  ее комплексного развития в состав материалов по обоснованию соответствующих  проектов, что дает проектировщикам  достаточное широкое поле для  творческого осмысления этой задачи.
     Без разработки экономической градообразующей  базы развития территории или города невозможно формирование предложений  по территориальному планированию. В  то же время реалии сегодняшнего дня  таковы, что самого понятия «социально-экономическое  планирование развития» области, района, города в том виде, как оно понималось и осуществлялось в прошлые годы, уже нет. И здесь на помощь может  придти такой документ, как стратегический план признанный в мировой практике стержневой элемент в системе  документов, обеспечивающих регулирование  развития города.
     Стратегический  план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общественности города в решении проблем занятости  населения, технологий и пространства, хорошего качества жизни, чистой окружающей среды с учетом требований рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка.
     В РосНИПИ Урбанистики была выдвинута  идея - объединить разработку стратегического и генерального плана города в рамках единого договора для того, чтобы итогом этой работы стал полноценный документ, определяющий перспективное развитие города и базирующийся на современном представлении о методах и формах планирования в условиях рыночной экономики.
     Предложение, разработать экспериментальный проект, было сделано Тобольску, 2003 г. был подписан договор на совместную разработку стратегического и генерального плана города, и в настоящее время эта работа завершена. Эксперимент удался: на примере этой работы удалось выстроить новую современную методологию разработки градостроительной документации, отвечающую как принципам рыночной экономики, так и методам градостроительного регулирования развития города.
     Разработка  стратегического плана осуществлялась в соответствии с методическими  рекомендациями Программы ООН по населенным пунктам. 
Особенностью работы над стратегическим планом Тобольска явилось то обстоятельство, что он разрабатывался одновременно с генеральным планом города с целью обеспечения его устойчивого развития.

     В рамках стратегического плана была определена генеральная цель, намечены приоритеты устойчивого развития Тобольска. В генеральном плане поставленные задачи прорабатывались на уровне планировочно - градостроительных решений.
     Идея  совмещения разработки стратегического  и генерального планов города показала свою жизнеспособность. Нет сомнения, что данный проект, являясь частью международного Проекта ООН-ХАБИТАТ, может служить примером для развития исторических городов России.
 
    Город и его функциональное назначение
 
        Основные  градостроительные  принципы города
 
     Общей основой для разнообразной градостроительной  деятельности по созданию новых городов, перестройке и обновлению сложившихся  городов служит единое представление  о формировании архитектурно-планировочной структуры современного города.
     Как общее понятие архитектурно-планировочная  структура города означает размещение на его территории зон для производства, жилищ, общественных центров и центров  отдыха, создание системы связей между  ними и структурную организацию  каждой из зон. В одно целое это  объединяется архитектурной композицией  плана города.
     При проектировании городов требуют  внимания:
    Функциональное зонирование.
     Современный город - это сложный комплекс территорий и сооружений, занятых производственными  предприятиями, жилыми комплексами, общественными  центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерными  сооружениями.
     Основные  функции города стабильно материализуются  на его территории и впоследствии их не так просто изменять. Поэтому  первый принцип, вносящий порядок и  систему в планировочную организацию  города, - это функциональное зонирование, разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых).
     Необходимость взаимного дополнения и обогащения функций в разных частях города делает актуальными поиски интегрированных  форм архитектурно-планировочной структуры  современного города.
    Город как единое целое.
     Последовательное  разделение города на части различного назначения и функциональные зоны, свидетельствующее об успехах социальной организации труда, быта и отдыха горожан, в то же время обостряет  проблему планировочной целостности  города.
     Ни  одна из функций города, взятая в  отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха - основа городского уклада жизни. Поэтому планировочную структуру  города нельзя свести к структурной  организации функциональных зон  и их элементов.
     Она определяется в первую очередь их рациональным взаимным расположением  и возможностью создания удобной, постоянной и надежной взаимосвязи всех частей города.
     В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность  размещения на территории города и  объединение городских и пригородных  зеленых насаждений в целостную  систему - одно из средств формирования структуры города как одного целого.
    Система общественных центров.
     Важнейшая роль в социальной, функциональной и архитектурно-композиционной интеграции современного города принадлежит системе  взаимосвязанных общественных центров, включающей общегородской и специализированные центры, центры планировочных и жилых  районов, промышленных районов и  зон отдыха, а также общественные центры местного значения (микрорайонные  и др.).
     Главный общественный центр современного города представляет собой не только высшее звено в системе социально-культурного  обслуживания и главный архитектурный  ансамбль города.
     Это - комплексная функциональная зона, в которой реализуются общественно-политическая работа и управление, культура и  отдых, транспортные функции (центр - важнейший  транспортный узел города).
     Специализированные  центры - общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные и  др. - новые важные элементы, за счет которых может происходить развитие общегородских центров крупных  городов. Они имеют объективную  базу для возникновения в структуре  крупных и новых городов, будучи связаны с процессом концентрации и интеграции городских функций  в различных сферах. Отличительный  признак специализированного центра - наличие «базового» профиля специализации, который стимулирует проявление различных форм социокультурной  деятельности.
     Общественные  центры планировочных и жилых  районов города - среднее звено, наиболее массовое в системе общественных центров. Благодаря этому звену  жилая среда города относительно равномерно насыщается элементами общественного  назначения, в определенной мере снимая диалектическое противостояние понятий  «центр - периферия» и формируя социальную инфраструктуру города.
     Назначение  системы общественных центров не ограничивается предоставлением услуг. Подлинную жизнь общественному  центру дает сфера общения. Союзы, общества, клубы, собрания, искусство и культура определяют основные организационно-типологические формы общегородского общения. Необходимо не разделение города на автономные «элементы  расселения», а создание условий  для их постоянных и разнообразных  взаимосвязей и контактов. Без пространственно  развитого общественного центра города - его социальной инфраструктуры - осуществить это нельзя.
    Транспортно-планировочная организация города.
     В условиях ускорения научно-технического прогресса время как фактор общественного  производства и фактор развития личности становится все более ценным достоянием. Поэтому так велико значение тех  качеств современного города, которые  характеризуют его архитектурно-планировочную  композицию во временных показателях  (затраты времени на поездки, на сферу обслуживания, на получение информации и т. д.).
     Обеспечение этих качеств принимает на себя транспортно-планировочная  организация города.
     В ее задачу входят: обеспечение хороших  пешеходных и транспортных связей всех функциональных зон города между  собой; организация этих связей с  наименьшими возможными затратами  времени и комфортом в пределах социально-нормативных показателей (не более 40 мин в крупнейших и  крупных городах и 30 мин в остальных  городах - для 80 - 90 % трудовых поездок  от мест проживания до мест работы);
     сокращение  объема работы городского транспорта, общественного и автомобильного; гарантия безопасности городского движения (средствами планировки).
     К основным средствам решения поставленных задач относятся:
    оптимальное взаимное расположение всех основных центров тяготения (функциональных зон) города;
    формирование единой системы магистральных улиц и дорог;
    рациональный выбор видов общественного городского транспорта;
    взаимная согласованность планировочной организации и транспортной системы города.
     Улично-дорожная сеть - важнейшая из систем, объединяющих город в целостный функционально-планировочный  комплекс. Она состоит из сети местных  улиц и проездов и системы магистральных  улиц и дорог, связывающих жилые  районы с центром города, с промышленными  районами, вокзалами, городскими и районными  стадионами и парками, специализированными  центрами, а также между собой. Система магистральных улиц - каркас всей транспортно-планировочной организации города, имеющий выходы на связь с другими городами и пригородами.
    Город в системе расселения.
     Повышение плотности сети городов и усиление разнообразных взаимосвязей между  ними приводят к развитию городских  агломераций и групповых систем населенных мест (ГСНМ).
     ГСНМ - это рациональная пространственная организация группы городов и  других населенных мест разной величины и профиля в природно-ландшафтной  среде, основанная на постоянно возрастающем народнохозяйственном, производственном и научно-культурном их взаимодействии, связях населения в сфере труда, образования и отдыха, совместном использовании межгородских территорий и общности планировочной структуры.
     При проектировании городов требуют  внимания не только вопросы архитектурно-планировочной  структуры отдельного города, но и  планировочная организация всей групповой системы городов, от которой  обратная планировочная связь ведет  снова к отдельному городу. В ГСНМ возрастает сумма внешних требований к планировке, предопределяемая местом города в системе расселения.
     Архитектурно-планировочная  структура такого города - это производное  от внутренних взаимосвязей между элементами города и от внешних его связей в системе расселения, в силу чего одно неотделимо от другого.
    Город как развивающаяся структура
     Как было показано, система управления градостроительством - градостроительное  прогнозирование, планирование и проектирование, а также служба реализации призваны придать городу планомерность и  предсказуемость развития.
     Однако  динамика развития современного города и отдаленность горизонта генеральных  проектных решений осложняют  задачу. Поэтому наряду с совершенствованием механизма управления градостроительством и методологии проектирования, повышением точности и обоснованности прогнозов, выявлением объективных закономерностей развития необходимо придавать самому городу такую архитектурно-планировочную структуру, в которой была бы заложена способность к совершенствованию и возможность гибко реагировать на незапланированные коррективы в темпах, характере и параметрах намеченного развития.
     Планировочные схемы, обладающие способностью значительного  развития и гибкостью, объединяются понятием открытые архитектурно-планировочные, структуры. К их числу относится, например, схема города с параллельным размещением основных функциональных зон, допускающая значительное развитие с сохранением основного приема сочетания функциональных элементов. Открытыми являются и групповые системы, в которых способность к развитию гибко варьируется между городами, входящими в систему.
     Наряду  с определенными конфигуративными признаками, придающими гибкость, открытые архитектурно-планировочные структуры  характеризуются наличием градостроительных  резервов.
     Архитектурная композиция города. В градостроительном проектировании следует различать понятия «структура города» и «композиция города». Архитектурно-планировочная структура города как научная концепция выражает на языке проектирования основные функциональные процессы, происходящие в городе, тесно сопряженные с экономикой, социологией и экологией. Но этим не исчерпывается содержание градостроительного проектирования. В его задачу входит установить архитектурно-пространственный порядок согласованности частей города, определяющий его художественную целостность, т. е. установить архитектурно-художественную систему планировки города. Принципы архитектурно-планировочной структуры не должны пониматься буквально как проектная концепция, ибо это ведет к схематизму и упрощенности планировки и застройки города, во вред и архитектурно-художественным, и функционально-планировочным качествам города.
     Архитектурно-планировочная  структура города как наиболее общая  научная концепция справедлива  для всех типов и разновидностей современного города. Но в конкретной градостроительной ситуации она  перевоплощается в определенную архитектурную композицию города - комплексное проектное решение, пригодное только для данного  города, данного места и данного  времени.
     Композиция  города - своего рода сплав утилитарно-функциональной структуры и архитектурно-художественной системы планировки и застройки города. Предметом архитектурной композиции города должно быть то общее, что есть в функциональной, экологической и архитектурно-художественной организации города, что объединяет в одно целое различные городские процессы и структуры.
     Такое интегрированное выражение разных свойств среды способна дать только архитектурная композиция.
     В композиции города мы можем распознать структурные принципы планировки, но здесь они уже не существуют в  чистом виде, а только в особом единстве всех качеств города, где удобство, польза и красота должны быть слиты  воедино.
     Это единство начинается с адаптации  архитектурно-планировочной структуры  как общей концепции к природным  условиям местности и историко-культурным традициям города.
     Архитектурная композиция сосредоточивает внимание на особых приемах планировки, отвечающих уникальным условиям той или иной местности, того или иного города. Компактность или рассредоточенность плана, открытость или замкнутость  застройки - все те разновидности  приемов композиции, которые позволяют  достичь экологического соответствия города и природы, города и климата, в то же самое время суть архитектурно-художественные средства. Структурный принцип «природосообразности планировки» проявляется в композиции города и служит крупным ресурсом его архитектурно-художественного своеобразия. Например, для создателя нового города умение «прочесть» в ландшафте черты будущей планировки - важное условие построения самобытной композиции, доступное только интегральному методу творческого мышления.
     Архитектурная композиция города - явление и материальной, и духовной культуры, которая всегда конкретно-исторична и связана  с национальными традициями жизни  народа, уходит корнями глубоко в  его прошлое и врастает в современность. Поэтому так важно при обновлении и расширении сложившегося города выявлять, сохранять и использовать памятники  культуры и архитектуры, исторически  ценную планировку, соблюдать преемственность  развития прошлого, настоящего и будущего. Принцип «культуросообразности» архитектурной  композиции современного города прочно соединяет его с национальной, а через нее - со всей мировой культурой.
    Функционально-планировочная организация города.
     Составление проекта планировки города начинают с выбора территории для строительства. В случае, когда расширяется уже  существующий город, выбирают новые  территории для развития жилой застройки  и размещения других видов городского строительства. Когда создается  целиком новый город, выбирают площадку (место строительства) для всего  города, или, если место уже выбрано  раньше, в пределах отведенной площадки сравнивают и отбирают подходящие участки  для различных частей города: производственной, жилой (селитебной), зон отдыха и  др.
     При выборе территории для строительства  нового города и расширения существующего  необходимо учитывать: природные условия  места, наиболее пригодные для жизни  людей; требования охраны окружающей среды; требования промышленного, жилищного, транспортного и других видов строительства к качеству участков; условия взаимного расположения основных зон города исходя из задачи обеспечения благоприятных условий для   производственной деятельности промышленных предприятий и наибольших удобств для жизни населения; место города в системе расселения; условия инженерной подготовки и инженерного оборудования территории; требования экономики строительства.
     Территорию  для нового города выбирают на основе материалов районной планировки. При  этом территория, выбираемая для строительства, должна иметь:
      достаточные размеры для размещения всех видов строительства с учетом возможности дальнейшего расширения города и обеспечения населения в перспективе общей жилой площадью по норме 18 м2 на человека;
      природные данные, позволяющие строить промышленные, жилые и общественные здания, а также осуществлять озеленение по возможности без дорогостоящих инженерных работ;
      благоприятные условия для целесообразного взаимного размещения отдельных частей города разного функционального назначения с учетом удобного присоединения соответствующих частей города к сети железных и автомобильных дорог, а также к водным путям сообщения (если город строится близ судоходных рек и водоемов).
     Для жилой застройки отводят участки  с наиболее благоприятными естественными  и санитарными условиями, по возможности  вблизи рек, открытых водоемов и массивов зеленых насаждений.
     При размещении в городе промышленности, требующей большого количества воды или обслуживаемой водным транспортом, участки береговой полосы разделяются между промышленной и селитебной территорией таким образом, чтобы был сохранен доступ из жилых районов и парков города к воде.
     При разработке генерального плана города селитебную и промышленную территории выбирают одновременно, причем в сложных  случаях разрабатывается несколько  вариантов, которые сравниваются по функционально-планировочным и композиционным качествам, по строительной и эксплуатационной стоимости инженерной подготовки территории, водоснабжения, энергоснабжения, дорог  и транспортных сооружений, связанных  со строительством города.
     Большую и невосполнимую ценность представляют собой земельные ресурсы - луга, которые  требуют бережного отношения  и охраны при развитии существующих и создании новых городов. 

      Концепция развития и общая организация территорий городских поселений
 
     Городские поселения необходимо проектировать  на основе градостроительных прогнозов  и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной  организации производительных сил  Российской Федерации; схем расселения, природопользования и территориальной  организации производительных сил  крупных географических регионов и  национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.
     Городские поселения следует проектировать  как элементы системы расселения Российской федерации и входящих в нее республик, краев, областей, округов, административных районов, а  также межобластных, межрайонных  и межхозяйственных систем расселения. При этом следует учитывать формирование единых для систем расселения социальной, производственной, инженерно-транспортной и других инфраструктур, а также  развиваемые на перспективу трудовые, культурно-бытовые и рекреационные  связи в пределах зоны влияния  поселения-центра или подцентра  системы расселения.
     Размеры зон влияния следует принимать: для городов — центров административно-территориальных  образований на основе данных схем расселения, схем и проектов районной планировки с учетом существующих административных границ республик, краев, областей, административных районов.
     В проектах планировки и застройки  городских и сельских поселений  необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы  развития поселений за пределами  расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной  структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных  ресурсов и охране окружающей среды.
     Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз  может 
     Территорию  для развития городских поселений  необходимо выбирать с учетом возможности  ее рационального функционального  использования на основе сравнения  вариантов архитектурно-планировочных  решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
     С учетом преимущественного функционального  использования территория города подразделяется на селитебную, производственную и  ландшафтно-рекреационную.
     Селитебная  территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских  институтов и их комплексов, а также  отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров  и других мест общего пользования.
     Производственная  территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных  с ними объектов, комплексов научных  учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского  и пригородного сообщений.
     Ландшафтно-рекреационная  территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.
     В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционального назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах  и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых ландшафтов.
     Организацию территории сельского поселения  необходимо предусматривать в увязке с общей функциональной организацией территории хозяйства, как правило, выделяя селитебную и производственную территории.
     В исторических городах следует выделять зоны (районы) исторической застройки.
     При соблюдении санитарно-гигиенических  и других требований к совместному  размещению объектов разного функционального  назначения допускается создание многофункциональных  зон.
     В районах, подверженных действию опасных  и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование  территории поселений следует предусматривать  с учетом уменьшения степени риска  и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и  другие свободные от застройки элементы.
     В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует  предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью  в соответствии с требованиями СН 429-71.
     В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие, меньших  затрат на инженерную подготовку, строительство  и эксплуатацию зданий и сооружений.
     Планировочную структуру городских поселений  следует формировать, обеспечивая  компактное размещение, взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.
     В сейсмических районах необходимо предусматривать  расчлененную планировочную структуру  городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией  населения, а также пожаровзрывоопасных.
     В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной  реконструкции исторических зон, реставрации  памятников истории и культуры.
     При планировке и застройке городских  и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для полноценной  жизнедеятельности инвалидов и  малоподвижных групп населения  в соответствии с требованиями ВСН 62-91.
     В крупнейших и крупных городах  следует обеспечивать комплексное  использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в  нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного  питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных  и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных  помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.
     На  территориях, прилегающих к городам, следует предусматривать пригородные  зоны для использования их в качестве резервов последующего развития городов  и размещения объектов хозяйственного обслуживания, а в составе пригородных  зон — зеленые зоны, предназначенные  для организации отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния  атмосферного воздуха и санитарно-гигиенических  условий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.