На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Путешествие как феномен культуры прошлого и современности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I.   Путешествие как историко-культурный феномен…………….7
        Историко-теоретическое осмысление понятия «путешествие»………………………………………….7
        Современные формы путешествий в измерении пространства культуры………………………………..21
Выводы  по Главе I…………………………………………………………30 

Глава II. Путешествие в современной культуре (на примере анализа интереса к данному явлению у жителей г. Тобольска)…………………….32
        Роль путешествия в пространстве культуры………..32
        Изучение интересов к путешествием жителей г. Тобольска…………………………………………..38
Выводы  по Главе II……………………………………………………….58 

Заключение………………………………………………………………..60 

Список  использованных источников и литературы……………………..61 

Приложения…………………………………………………………………66 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение
      Актуальность темы. Путешествие как феномен культуры, становясь предметом изучения практически всех наук о человеке и обществе, до сих пор исследуется специалистами различных областей знания. Никогда за всю историю человечества не совершалось столько путешествий как за XX–XXI века. На это, в первую очередь, оказало влияние развитие социально-политической инфраструктуры современного общества. Распространенность такого явления как путешествие неизбежно приводит к различным последствиям в культуре: как положительным так и отрицательным, что и актуализирует изучение роли путешествия в культурном пространстве.
      Человеческая  история изначально связана с  путешествиями: далекие предки человека постоянно перемещались, старались найти места, пригодные для жизни. Результатом долгой истории этого феномена являются множество смыслов, вкладываемых в это понятие, и большое количество синонимов. Однако указанные обстоятельства создают ситуацию, когда под путешествием становится возможным понимать абсолютно любое пространственное перемещение. Таким образом, появляется потребность в выявлении и исследовании признаков, позволяющих отделить путешествие от остальных видов перемещений.
      Противоречивость  в оценках самого путешествия  проявляется в том что, с одной  стороны, множество людей совершают путешествия, для некоторых это даже становится стилем жизни, несмотря на то, что путешествие это серьезное испытание, требующее от человека напряжения, физических и моральных сил. С другой стороны, есть люди, которые никогда не решатся на путешествие, и для этих людей оно всегда будет не более чем описанием чужих приключений. В связи с этим, представляется важным исследование условий которые укажут на то, почему одни люди отправляются в путешествие, а другие – нет.
      Исследование  роли путешествия в современном мире приобретает особую актуальность поскольку, тенденции трансформаций в культурной действительности требует от человека в принципиальной степени большей, чем когда-либо коммуникабельности и мобильности. Модификация условий жизни вызывает, уже знакомый человеку «страх и трепет» перед неустойчивостью настоящего. Культура всегда создает противовес той нестабильности, которую переживает человек в переломные эпохи. Поэтому, появляется необходимость выяснения способности путешествия как феномена культуры быть способом адаптации к изменяющемуся миру, быть способом сохранения в памяти пути возврата к истокам культуры, компенсирующего неустойчивость настоящего.
      Вследствие  того, что любое путешествие неразрывно связано с пространственным перемещением, встает необходимость исследовать эту составляющую путешествия. В силу того, что путешествие совершается в культурном пространстве, важным представляется изучить роль путешествия в самом этом пространстве.
      Объектом данного исследования является путешествие в многообразии его проявлений в реальном пространстве.
      Предмет изучения являются жители г. Тобольска как субъекты, выражающие своё отношение к путешествию.
      Цель  работы – раскрыть сущность путешествия как феномена культуры в историко-культурном процессе и выявить актуальность данного феномена для жителей г. Тобольска в современных условиях.
      В соответствие с поставленной целью, можно выделить следующие задачи работы:
      1. Дать определение понятия «путешествие»  на основе выявления его содержательного  наполнения;
      2. Выявить основные мотивации путешественников как главный критерий классификации путешественников;
      3. Охарактеризовать современные формы путешествия и раскрыть их специфику как явление культуры;
      4. Изучить географию и мотивы  путешествий жителей г. Тобольска.
      При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: описательный, сравнительный, метод историко-типологического анализа, а также научные принципы системности, которые предполагают всестороннее рассмотрение изучаемого объекта.
      Степень изученности темы. За последние десятилетие изучение путешествия приобрело особую актуальность в гуманитарных и социально-экономических исследованиях.
      В первую очередь, значение для нашего исследования имели работы М.Б. Биржакова, В.П. Грецкевича, А.Я. Гуревича, И.В. Зорина, В.А. Квартального, Ж.Ле Гоффа, М.В. Соколова, посвященные истории путешествия и описанию реальных путешествий, поскольку именно исторический ресурс рассмотрения этого явления культуры позволил выявить формы и признаки путешествия.
      Понимание устремлений путешествующих людей достигалось на основе трудов Ф. Котлера, Плога. Исследования путешествий, в которых преодолеваются различные пространства, разрабатывалась в работах таких исследователей – А.Н. Быстровой, А.Я. Гуревича.
      Практическая  значимость данной работы заключается в возможности использования материала в ходе преподавания дисциплин культурологического цикла, а так же при чтении специальных курсов. Положения работы могут послужить основой для дальнейшего осмысления проблемы.
      Работа  была апробирована на региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Менделеевские чтения – 2011».
      Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Путешествие как историко-культурный феномен
      1.1. Историко-теоретическое осмысление понятия «путешествие»
      Первые  перемещения человек предпринимал исключительно из стремления выжить. Смена одной экологической ниши другой, в конечном счете, позволила ему начать ориентироваться в пространстве, таящем в себе опасность, открыла путь к познанию окружающего мира, к продуктивному диалогу, который стал, согласно рассуждениям Тойнби, Ответом, на поставленный Вызов природы. Природа и нужды выживания провоцировали поиск более пригодного для жизни места. В конечном счете, у человека оформилось и любопытство, которое толкало на поиск и порождало стремление «разузнать» что же находится за ближайшей грядой холмов ограничивающих их горизонт [Джеймс, 1988, с.15]. Однако более чем любопытство, перемещение позволяло искать оптимальные способы приспособления к такому пространству, которое необходимо для нужд собственной жизнедеятельности. Одним из способов такого приспособления было переселение в поисках новых мест обитания. Жизнь как постоянное движение, как перемена места, где человек мог осуществлять основные потребности, заставляла искать пригодные пути, изобретать средства передвижения и формировать навыки странствия.
      Но  перемещение народов (например, египтян, персов, финикийцев) уже с древности начинают носить не только характер переселений, но и торговых экспедиций или военных походов. Предпринимались путешествия и с исследовательскими целями как для накопления и систематизации географических знаний так, например, и для разведки полезных ископаемых [Джеймс, 1988, с.37]. К X в. до н. э. пространство древних цивилизаций пронизывалось множеством путей сухопутных, так и водных. Однако все названого рода передвижения в пространстве вряд ли могут быть отнесены к разряду путешествий, поскольку их цели были вполне утилитарными и прагматическими. Увиденное далеко от дома пространство не сравнивалось с родными местами, о чем может свидетельствовать тот факт, что в дошедших до нас источниках сообщается только о количественных характеристиках ресурсов других земель. Для того чтобы они были причислены к путешествию в собственном смысле слова, они должны были обладать определенного рода избыточностью. Люди, отправляющие в путешествие, воспринимались окружающими как бросающие вызов судьбе и богам, а благополучно возвратившиеся считались «отмеченными богами», то есть получившими особое расположение высших сил. Подчеркнем, что это считалось опасным предприятием, так как помимо всего прочего было перемещением в иные пространства, где властвовали «чужие высшие» силы.
      Античность  вместе с приростом знания о мире, расширением пространства практической деятельности и устремленностью  за границы имеющегося опыта добавила к утилитарности переселений, торговых компаний и военных походов такие цели, как способ получения образования, а также странствия, то есть путешествие как самоцель. Многие путешествия того времени чаще всего были вынужденной мерой, но вместе с тем появляется такая разновидность, как странствия. Странниками чаще всего становились философы, которые, переходили из полиса в полис. У них не было конкретного пункта назначения, куда бы они стремились. Однако это не означало, что у них не было и дома. Ценностью представлялось путешествие как таковое [Зорин, 2004, с.68].
      Кроме того, в период расцвета греческих  полисов уже сформировались культурные центры, которые притягивали, к себе путешественников. Спортивные игры и  мистерии провоцировали путешествия, совершаемые со спортивными и  религиозными целями. Религиозные цели воплощались во время путешествий к известным храмам, даже в Античности на их стенах было принято оставлять надписи с просьбами, в знак того, что путешественник достиг цели [Грецкевич, 2005, с.33]. Множество греков посещало и храм Аполлона в Дельфах, чтобы узнать свою судьбу. Возможно, именно тогда зарождается вполне заметная традиция паломничества.
      Спортивные  же цели представляли собой для спортсменов  желание испытать и доказать свою силу, а у зрителей – увидеть  любопытное зрелище, о котором можно будет впоследствии поведать согражданам. Ко всему прочему, совершать путешествия толкало людей любопытство. Для того, чтобы увидеть известные достопримечательности, любопытствующие ехали, например, на остров Крит, где местные жители показывали путешественникам «пещеру, в которой родился Зевс». Интеллектуалов притягивала к себе школа Платона [Грецкевич, 2005, с.214]. Однако путешествия только с познавательными целями были крайне редки, хотя и они прямо или косвенно влияли на формирование микро- и макрокосмоса в сознании культуры.
      Средневековье привнесло в феномен путешествия  новые нюансы. Прежде всего, изменились некоторые цели путешествий и  путешествующих. «Великое переселение  народов» всколыхнуло и подняло  с места огромные массы людей. Произошло некое всеевропейское разрушение торговых и культурных центров, вызванное великим переселением народов. Это привело к «окрестьяниванию» значительной части населения, но это не означало, что произошло и «одомашнивание» [Ле Гофф, 2001, с.123]. Средневековые дороги никогда не пустовали. Они были наполнены самыми разными людьми, пытающимися уйти от тотального разрушения: сеньорами самого разного ранга, вплоть до лишенного трона королей, скитающегося «от одного монарха к другому» [Хейзинги, 1995, с.28], рыцарями, крестоносцами, студентами, нищими, а также крестьянами и ремесленниками, не считая тех, кому это передвижение обеспечивало жизнь – купцами. <…> Все они легко покидали родину, потому что вряд ли она у них была» [Хейзинги, 1995, с.127].
      В эту эпоху акценты духовной и социальной жизни общества сместились таким образом, что никакой материальный интерес не удерживал людей на одном месте. Религиозная традиция всемирно поддерживала эту мобильность идеей о том, что «человек лишь вечный странник на этой земле изгнания» [Ле Гофф, 2001, с.128]. Известная трансформация представлений о пространстве и времени добавила к странствиям и такие формы как паломничество и бродяжничество. Паломники составили значительную часть странствующих в Средние века, поскольку сама традиция паломничества имела более давнюю историю. Одной из первых паломничество из Рима к Святой земле совершила Елена, мать императора Константина Великого, с целью найти истинный крест, на котором распяли Христа. [Джеймс, 1988, с.38]. Паломничество воспринималось как дело богоугодное и всячески поощрялось. Необходимо отметить, что все совершаемые путешествия были чрезвычайно медленными. Например, для того, чтобы создать II Лионский собор в мае 1274 г. Папа Григорий отправил гонцов с приглашениями в марте 1272 г. [Ле Гофф, 2001, с.109].
      С позиции нашего времени, можно сказать, что крестовые походы занимали среднее  положение между паломничеством, военными походами и путешествиями  с познавательными целями. Именно это «среднее положение», очевидно, позволило Ле Гоффу сказать о них, как «о виде средневекового туризма». Вернувшиеся домой пилигримы были полны «будоражащих рассказов о чужеземных людях и непривычных ландшафтах там за гранью географического горизонта европейцев» [Джеймс, 1988, с.78].
      В Средние века волей церкви совершались не только крестовые походы и паломничество, но и посольские миссии на Восток. Итальянский монах Джованни дель Плано Карпини, совершивший в XIII в. путешествие к татарам, для изучения их обычаев и нравов, о чём пишет в своей книге «История монгалов» [Черепанова, 2006, с.21].
      Бродяжничество  как образ жизни сложилось  в наиболее явной форме, как считает  Ле Гофф, в период позднего Средневековья, и было широко распространенно в  средневековой Европе. Помимо нищих, больных и слепых, бродяжничали крестьяне и студенты. Крестьяне, были привязаны к земле лишь волей своего господина. А так как из вещей они не имели практически ничего или имели очень мало, то часто бежали. Они ходили из поселения в поселение, просили милостыню, занимались разбоем.
      С появлением в Европе первых университетов, к очагам знаний потянулись студенты. Дороги наполняли «студенты, идущие в знаменитые школы и университеты, ибо изгнание есть непременный жребий школяра» [Ле Гофф, 2001, с.128]. В то время «изгнание» было атрибутом образования. [Соколова, 2004, с.95]. После окончания университета они продолжали скитаться в поисках работы от одного двора сеньора к другому. Скитальческую жизнь вели не только студенты: для того, чтобы получить степень мастера, подмастерье должен был странствовать с целью ознакомления с иными приемами работы [Гессен, 1995, с.211].
      Кроме того, среди разного рода путешествующих было большое количество людей, выполняющих  некие идеологические или художественные функции. Такими были, к примеру, на Руси так называемые «калики перехожие», которые, как считает Е.Г. Яковлев, «использовали традиционные народные формы для пропаганды христианской идеологии» [Яковлев, 1977, с.45]. Словарь В.И. Даля определяет калику как паломника, богатыря «во смирении, в убожестве и богоугодных делах», который странствовал, распевая духовные песни и стихи [Даль, 1994, с.437]. Другую духовную задачу выполняли на Руси странствующие скоморохи, а в Европе бродячие актеры – мимы и гистрионы <…>, водившие потешных животных. В средневековой Франции – это были жонглеры (букв. игрецы), а в Германии – шпильманы [Яковлев, 1977, с.45].
      «Распахнутые» Средневековьем пространства в условиях Ренессанса наиболее интенсивно используют купцы, чьи дороги простираются по суше и по морю вплоть до Юго-Восточной Азии. Подстерегающие их на протяжении всего пути опасности формируют совершенно иной тип человека – авантюриста, быстро принимающего решения, обладающего определенной отвагой, готового вынести всякого рода лишения ради удачи. Поиск новых рынков, экзотические страны, необычные впечатления снимают с места иных по характеру и целям землепроходцев (как и «морепроходцев»). Некоторые из них излагали свои впечатления в разного рода описаниях, историях и хождениях. Таково «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина [Хождение за три моря Афанасия Никитина 1466–1472]. Описания, привезенные из новых мест, расширяли представления о других землях, об иных народах. Которые могли представляться обывателям, ставшим к XV в. «домоседами», самыми фантастическими существами.
      Такого  рода путешествия, оставившие свои свидетельства  в культурах Европы и России, подготовили  Великие географические открытия Нового времени. Финансирование путешествий, подобных экспедициям Христофора Колумба  и Фернана Магеллана, преследовало понятные экономические и политические интересы. Но самих первооткрывателей новых земель влекло страстное любопытство, питаемое познавательными целями.
      Обзор исторических форм путешествий позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, путешествие почти всегда было длительным, поэтому требовало серьезной предварительной подготовки [Грецкевич, 2005, с.33]. Во-вторых, любое перемещение за пределы привычного окружения было связано с опасностью и неудобствами, что требовало от участников мужества. Рассмотренные формы перемещений за пределы привычного окружения – переселения народов, военные походы, торговые кампании, подобие экспедиций для разведывания ресурсов, посольские миссии, паломничества, странствия как способ получения образования, бродяжничество как образ жизни – были связаны с опасностями и неудобствами. Практически все они явились вынужденной мерой. Однако, по мере того, как природное пространство осваивалось культурой, появились формы путешествий, которые предпринимались не только с утилитарными целями. К ним можно отнести путешествия с целями участия в религиозных праздниках, в спортивных и театрализованных действиях; странствия, в которые влекло любопытство; образовательные путешествия.
      В XVIII в. появляются новые цели путешествий: развлечение и оздоровление. В Европе становятся распространенными путешествия в местности, описания которых присутствуют в популярных художественных произведениях. К концу XVIII в. в моду входят гран-туры – поездки состоятельных молодых людей для завершения образования. В этом проявилось понимание образования не только как приобщением к знаниям, но и как получение личных впечатлений от пребываний в местах, где рождалась европейская культура, прикосновение к ее истокам. Позднее появилась иная форма гран-туров – турне. Так называли непродолжительное путешествие состоятельных людей с различными целями (как правило, с познавательными, например, для осмотра произведений искусства), которое совершалось по круговому маршруту. В то же время появился термин «вояж» [Шадрина, 2003, с.214].
      К началу XIX в. в моду вошли путешествия с оздоровительными целями к термальным и минеральным источникам, на морские курорты. При этом, гран-туры, турне, вояжи, поездки на курорты были модны и престижны, но были доступны немногим. В середине XIX в., благодаря деятельности Томаса Кука, путешествия стали массовым явлением. Кук ставил своей целью – отвлечь представителей беднейших и необразованных слоев от пьянства. Принято считать, что его деятельность определила рождение туризма, поскольку в основном им бюро путешествий были придуманы и апробированы почти все виды современного туризма.
      С точки зрения развития путешествия, как вида отдыха, XIX в. становится рубежным. Даже формально термин «турист» возникает в начале этого века. Оно появляется на странице книги англичанина Пенджа, который констатировал, что «путешественника в наши дни называют туристом» [Соколова, 2004, с.203].
      К началу XX в. туризм становится частью жизни европейцев. В швейцарском справочнике по народному хозяйству за 1905 г. отмечено следующее: «Туризм – феномен новейшего времени, возникший вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждении эстетического интереса к произведениям искусства и природным ландшафтам, стремление к общению с природой» [Крючков, 1999, с.145]. Туризм был явлением строго социальным. Только горожане, но ни как не сельские жители принимали участие в туристических мероприятиях. Городские жители «изобретают» различные виды туризма, так появляется дачный туризм, поездки выходного дня, познавательно-пешеходный туризм. Туризм как массовое явление начинает свое шествие по планете, в значительной степени благодаря эпохи модернизации.
      В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10 % мирового валового продукта [Биржаков, 2000, с.66], где задействованы огромные массы служащих, основных средств производства, привлечены крупные капитала.
      Туризм  считается одной из разновидностей путешествия, которые сопутствовали человеку на протяжении всей его истории. По мере того как совершенствовалось общество, становились более совершенными, разнообразными и комфортабельными и виды путешествий [Зорин, 2001, с.157].
      Путешествия настолько прочно вошли в жизнь  современного общества, что превратились в его неотъемлемую составную  часть, став образом жизни. И какой бы мотивацией ни руководствовался человек, отправляясь в путешествие, он всегда будет сталкиваться с чем-то новым и неожиданным для себя. И не зря существует афоризм, что «отдых – это перемена деятельности» [Соколова, 2004, с.329]. Он прекрасно применим к туризму, т. к. в основе любого вояжа лежит потребность в получении от него максимума удовольствия и отдыха. Таким образом, можно сделать вывод, что, пока существует человек, пока он работает, создавая и совершенствуя антропогенную среду обитания, ему будет необходим отдых, одной из разновидностей которого и является путешествие.
      Однако, не все известные виды перемещений человека в пространстве представляют собой собственно путешествие, поэтому для уточнения термина были проанализированы некоторые определения, сформулированные исследователями разных областей знания.
    «путешествие» – поездка или передвижение пешком куда-либо» [Ефремова, 1975, с.428];
    «путешествие» – это перемещение людей в пространстве и времени [Биржаков, 2000, с.21];
    «путешествие – поездка или перемещение пешком, обычно далеко от своего постоянного местопребывания», по дольним странам, местностям [Ожегов, 1972, с.583].
    «путешествие – это перемена места, невзирая на средства передвижения и время пребывания людей вне места их постоянного проживания с различными целями» [Грецкевич, 2005, с.33].
    «путешествие – передвижение по какой-либо территории, акватории для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями». Термин «путешествие», с одной стороны, представляет собой туризм и является его частью; а с другой – путешествие является очень сложным понятием, связанным с перемещением людей, и вмещает в себя нечто большее, чем туризм» [Зорин, 2001, с.368].
    «путешествие» – перемещение людей во времени и пространстве, независимо от целей, направлений, средств передвижения и временных промежутков» [Большой глоссарий терминов международного туризма, 2003, с.97].
    «путешествие» – активное сопричастие культурной работе совершающейся за пределами родины, погружение в самый процесс творчества иного культурного круга» [Гессен, 1995, с.211].
      В качестве синонимов термина «путешествие» выступают такие понятия как шествие, странствие, поездка, хождение, паломничество, поход (в том числе и военный), экспедиция, пилигримство, вояж, экскурсия, турне, туризм. Однако все эти понятия по смысловому признаку объединены одним (родовым) термином «путешествие» и являются его частными проявлениями.
    Рассмотрим  семантику некоторых из них:
    паломничество – 1) это путешествие к святым местам для поклонения [Ефремова, 2000, с.8]; 2) путешествие, хождение куда-либо многочисленных посетителей с целью ознакомления с какими-либо достопримечательностями выражения почтения кому-либо [Этимологический словарь русского языка, 1982, с.187]; 3) странничество, путешествие пешком на богомолье [Словарь русского языка, 1999, с.134];
    экспедиция – это научно-практическое путешествие, поездка группы лиц с различными заданиями [Ожегов, 1972, с.832];
    турне – 1) поездка по круговому маршруту [Большой толковый словарь русского языка, 1998, с.1354] 2) туристическое путешествие [Крысин, 2005, с.541];
    туризм – 1) возможность сбежать от ежедневного ритма, жизни, возможность и «открыть себя», «потерять себя» [Котлер, 1998, с.479]; 2) путешествие с развлекательными, познавательными, оздоровительными целями [Биржаков, 2000, с.22];
    странствие – 1) путешествие (пешком или при помощи средств передвижения) по отдаленным местам, дальним странам [Большой толковый словарь русского языка, 1998, с.1276]; 2) хождение и езда по чужим землям [Даль, 1994, с.566];
      В кратком историческом обзоре путешествий, предпринятом нами, также на первый план выходят цели путешественника. Таким образом, путешествие предстает перед нами в различных формах – от переселения народов до блужданий в Интернете, что позволяет выделить следующую типологию путешествий:
      1. Путешествие с  практической целью. К ним следует отнести различные посольские или торговые миссии, военные походы. Наличие узконаправленных целей не исключает их из системы культурных феноменов, поскольку, во-первых, они возникают в системе культуры и несут в себе определенную специфику того или иного культурного этапа. Во-вторых, наличие такого рода целей не исключает и других моментов. К примеру, путешествие («хождение») Афанасия Никитина, имевшее исключительно торговые цели, обогатило не только его личный внутренний мир. Он поведал о нравах и обычаях чужих, иных народов [Быстрова, 2002, с.277].
      2. Путешествия с  познавательными  целями. Такого рода вояжи совершали уже в глубокой древности. Во имя познания мира и его «благородных истин» странствовал Будда, Лао-Цзы полагал, что познание Дао требует удаления из «мест суеты» в горы, где уединение и преодоление трудностей, скрытых в природных условия, медитация, приводят к такому знанию, [Ясперс, 1994, с.35] эти странствия расширили не только горизонт их знаний, но и формировали новую картину мира.
      3. Путешествия с эстетическими целями. В мире существуют такого рода уголки, которые всегда обладали определенной притягательностью для людей, наделенных эстетическим чувством. Прежде всего, этой особенностью обладали художники, для которых важной была та или иная цветовая гамма, которую они могли не только увидеть, но и запечатлеть. Совершенно не случайны путешествия российских художников в Италию или Голландию с их особенным колоритом, с пейзажами, которые казались специально созданными для изысканных полотен. Настоящий гимн красотам создал Гейне, выражая чувства, охватывающие человека, бежавшего от обыденности и пошлости повседневности. Чувства человека, для которого «деревья вновь заговорили, солнечные лучи зазвенели, цветы в лугах заплясали, и голубое небо обняло зеленую землю [Гейне, 1989, с.158]. Таким образом, путешествие обостряет эмоциональную сферу человека, а в отдельных случаях и формирует эстетическое начало человеческого сознания. К путешествиям с эстетическими целями так же можно отнести стремление посетить известные музеи.
      4. Путешествие с духовно-идеологическими целями. К этому типу путешествий со всей определенностью можно отнести паломничество, миссионерство. Они несли в развертывающийся перед ними мир некие ценности религиозного характера, либо стремились эти ценности получить в процессе путешествия, обогащая и свой собственный духовный мир.
      5. Путешествие без определенной цели. К такому типу путешествий можно отнести бродяжничество. Вряд ли оно является путешествием в собственном смысле слова, поскольку для людей, связанных с такого типа передвижениями в пространстве вряд ли значимы духовные, эстетические, познавательные цели.
      6. Путешествие – «бегство». Этот вид путешествия можно рассмотреть, как желание скрыться от ежедневной рутины, от привычного ритма. Часто, в подобные путешествия отправляются люди, пережившие какое-либо драматическое событие. Человек «бежит» от привычного для того, чтобы понять чего он хочет от жизни, открыть себя в абсолютно новом качестве.
      7. Путешествия, преследующие  смешанные цели. Таковыми, например, являются кругосветные путешествия, цели которых включали в себя познание мира, торговые, посольские миссии, распространение неких духовных ценностей и прочее. Стоит отметить, что крайне редко в путешествии реализуется одна цель. Поэтому, так или иначе, практически все путешествия преследуют смешанные цели.
      Мотивы  путешествий Квартальнов классифицирует по целям путешествий:
      1. Отдых. Преследуя данную цель  человек руководствуется следующими  мотивами: снять стресс, сменить  обстановку и климат; познакомится  с новыми людьми; познакомится  с другой культурой, образом  жизни других людей, их бытом.
      2. Познание. В этой цели выражается стремление человека увидеть достопримечательности и необычные явления природы, пейзажи; ознакомление  с достижениями других народов и области науки, техники, бизнеса; посещение исторических мест и прочие мотивы.
      3. Развлечение. Сюда входит посещение различных аттракционов, учреждений культуры, карнавалов, фестивалей, национальных праздников, спортивных состязаний, игр и т. п.
      4. Лечение и оздоровление организма.  Эту цель в той или иной  степени преследуют все туристические  поездки современности.
      5. Паломничество преследует цель  совершения религиозных и культовых  обрядов, самосовершенствование  и утверждение духовного состояния,  духовного развития личности.
      6. Образование. Этот мотив путешествий  был значим во все времена,  но особую актуальность он приобретает в наше время высоких технологий и глобальной экономики [Квартальнов, 2000, с.162].
      А. Фернхем и П. Хейвен в книге «Личность и социальное поведение» выделяют пять категорий путешествий: путешествия ради приключений, путешествия ради удовольствия, путешествие с большим количеством контактов, ознакомительные путешествия и духовные путешествия. При этом авторы делают предположение, что характер путешествия зависит от психологических особенностей самого путешественника [Ферихем, 2001, с.265].
      Анализ определений, синонимичных терминов и исторических форм путешествий позволяет выделить характерные признаки рассматриваемого феномена.
    Путешествие – это всегда перемещение в пространстве, однако, не всякое перемещение является путешествием. Обратим внимание, что из путешествия возвращаются. Таким образом, переселение народов, любая иммиграция путешествием не является.
    Путешествие, как перемещение в пространстве, не зависит от расстояния, на которое человек удаляется. Важным мы считаем другой критерий – путешественник удаляется из родных мест. То есть при путешествии покидают родное пространство. Следовательно, расстояние, на которое человек перемещается, определяется размерами родного пространства, своего пространства. Таким образом, все перемещения «внутри» пространства, которое мы считаем своим (например, поездки на работу) – путешествием не являются.
    Путешествие локализовано во времени. Оно имеет начало и завершение. Эти приделы определяют сам путешественник. То есть путешествие есть некоторый перерыв повседневности, будничности, есть некоторое приключение, смена картины привычной жизни. В этом смысле путешествие может быть виртуальным, мысленным перемещением в другое пространство.
    Путешествие это перемещение из пространства «постоянного местопребывания» в пространство «чужое» (иное). Человек сам определяет размерность своего пространства. В нашем обзоре, мы обнаружили, что по мере увеличения культурных слоев пространства, изменялись формы путешествий. Поэтому определения «чужого» (иного) пространства» может происходить по нескольким параметрам: другое природное или сакральное пространство, пространство других обычаев, пространство других праздников, пространство другого знания.
    Путешествие это временное пребывание в другом пространстве. То есть путешественник не ставит целью «присвоить» себе это другое пространство. Данный признак позволяет нам определить от путешествий такие перемещения, как завоевания, в которых осваивается чужой мир, подчиняется завоевателю, делается сферой своего влияния или обеспечения любыми ресурсами.
    Путешествие совершается с определенными целями, причем, как установили мы в вышеприведенных признаках, с избыточными для поддержания жизни. Именно цели, с которыми совершается в настоящее время путешествие, являются основаниями для большинства классификаций туризма. Нами уже отмечались некоторые из целей путешествий: религиозные, познавательные, образовательные, спортивные. В преследовании перечисленных целей мы усматриваем, прежде всего, стремление сравнить параметры своего и чужого пространства.
      Таким образом, рассмотрев формы и виды путешествий, проанализировав различные определения путешествий с целью выявления их признаков, применительно к предмету своего исследования, мы сформулировали следующее понимание путешествия: путешествие – это перемещение (реальное) в чужое (иное) культурное пространство с различными целями. Представленное нами определение путешествия ставит перед нами следующие вопросы: 1) что заставляет человека покидать родное пространство; 2) есть ли в культурном пространстве территории, к которым веками устремляются люди. 

1.2. Современные формы путешествий в измерении пространства культуры
      Поскольку нашей задачей является понимание  возникновения целей, которые движут человеком, отправляющимся в путешествие, то генезис этих целей предполагается рассматривать как формирующиеся на психологическом уровне путешественника, так и с точки зрения условий возникновения и совершения путешествия.
      В путешествие человек себя помещает в новые обстоятельства, сравнивает известное ему и новое, раскрывая природу бытия в сравнение с собственной природой, осмысляя бытие привычное и бытие неведомого. Причем пределы родного пространства ограничиваются известным, привычным, в отличие от того нового, которое разворачивается перед ним в процессе путешествия.
      Ввиду психологических особенностей каждого  человека и соответственно, специфичности  мотивации перемещения в другое пространство исследователями разработаны классификации путешественников.
      Путешественник  – это человек, перемещающийся в  чужое (иное) пространство с различными целями.
      Турист  – человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия [Даль, 1994, с.602].
      Турист  – человек, занимающийся туризмом, путешествующий для отдыха, развлечения  и удовлетворения своей любознательности. [Толковый словарь русского языка Ушакова]. Термин «турист» является производным от понятия путешественник, отличие состоит в том, что турист, в процессе организации своего отдыха (поездки) прибегает к использованию таких средств как туристические фирмы, т. е использует уже заранее организованные маршруты, включающие обязательные элементы любой поездки – проживание, питание, отдых, мероприятия, но при этом, естественно обговаривает дополнительные моменты, такие как дополнительные экскурсии и т. п. Путешественник, в свою очередь, не прибегает к заранее запланированным «шаблонным» маршрутам, предлагаемым туристическими фирмами и агентствами. Из приведенных определений туриста и путешественника, мы видим, что путешественник, путешествует с различными целями, в отличие от туриста, у которого приобладают развлекательные цели, который не сталкивается в полной мере с миром повседневности другой культуры, поэтому большинство туристов воспринимают культуру, как некую идеальную картинку «из жизни» [Черепанова, 2006, с.114].
      В современных маркетинговых исследованиях  туризма [Котлер, 1998, с.713–714] существует классификация Плога, на основе которой прогнозируют спрос на туристические услуги. Все туристы подразделяются им на две группы, варьирующиеся от аллоцентриков – людей, которых влекут места еще не «испорченные туристами», до психоцентриков – людей, посещающих только те места, о которых они все знают заранее. Поскольку аллоцентрики, выступая, как независимые туристы, открывают новые места назначения, то, наблюдая за поездками людей этой категории, туристические фирмы могут планировать и разрабатывать новые маршруты для массового спроса. Внутри группы аллоцентриков выделяют, так называемых, «исследователей» и «бродяг». Их объединяет высокая коммуникабельность, они получают удовольствие от общения с местным населением, в том числе и с теми его группами, которые имеют низкий статус. Различаются он тем, что если «исследователи» еще могут прибегнуть к услугам туристического агента, то «бродяги» путешествуют полностью самостоятельно, редко заходя в отель и предпочитая в транспорте самые дешевые места.
      Психоцентрики, чаще всего участники группового туризма, сводят контакты с местным  населением к минимуму, общаясь, помимо туристов группы, только с обслуживающим  персоналом. Таким образом, согласно классификации Плога, путешествие неодинаково представляет перед сознанием разных людей: для большинства – это определенная опасность (психоцентрики), для меньшинства – это форма творческого отношения к жизни (аллоцентрики).
      Мэйо и Джарвис выявили пять типов людей, путешествующих на досуге [Ферихем, 2001, с.257]:
      1) путешественник, предпочитающий комфорт  и покой (интровертированный, склонный  к рефлексии, ориентированный  на семью);
      2) путешественник, предпочитающий дальние  страны (уверенный в себе, общительный, «заводила»);
      3) путешественник, предпочитающий исторические  места (пуританин, интеллектуал, преданный своей семье);
      4) предпочитающий путешествие на автомобиле, теплоходе и т. п. (на первом месте для такого стоит семья и работа);
      5) предпочитающий путешествовать  в «кредит» (оптимистичный и импульсивный  путешественник).
      По  данным Канадского бюро путешествий, существует определенная зависимость между  предпочитаемым видом путешествия  и психологическим типом личности. Так, результаты маркетинговых исследований в данной сфере показывают, что путешествовать по своей стране предпочитают люди открытые, активные и беззаботные, в то время как за границу отдыхать ездят уверенные в себе, доверчивые, импульсивные склонные к рефлексии люди. Склонные к рефлексии, чувствительные, эмоционально нестабильные, несдержанные и пассивные люди предпочитают осматривать достопримечательности. Активные, общительные склонные к рефлексии типы людей стремятся посещать «лагеря отдыха» [Ферихем, 2001, с.266].
      И так, предварительные рассуждения  выделили в качестве первого вопроса  следующий: если путешествие представляется как некая опасность, то, что определяет желание человека оставаться дома, а что – стремиться покинуть постоянное местопребывания?
      В данном параграфе обращение к современным формам путешествия предпринимается для проверки тех возможностей измерения пространства культуры, которые выявлены нами в качестве культурной роли путешествия.
      Поскольку путешествие изначально было связанно с риском, физическими и моральными усилиями, прилагаемых без следования узко прагматическим целям, в силу чего оно было уделом немногих избранных, к концу XIX в. ситуация меняется в отношении риска и тягот, сопровождаемых путешествия. Мобильность человека возросла на столько, что туризм, одну из форм путешествия, за темпы роста стали называть феноменом XX в.. Это произошло в силу ряда причин. Во-первых, появились социальные и политические условия, которые сделали перемещение, в том числе и международное, гораздо более доступным. Во-вторых, развитие транспортных сетей и инфраструктуры сделало путешествие более комфортным и безопасным. Эти факторы создали условия, когда в поездку может отправиться практически каждый человек, то есть туризм стал массовым явлением [Черепанова, 2006, с.120].
      Очевидно, что туризм представляет собой современную форму путешествия. Однако нам не ясны следующие моменты. Во-первых, вбирает ли в себя туризм все виды путешествия, т.е., является ли туризм современной заменой тому, что долгое время являлось путешествием? Во-вторых, становится ли путешествие благодаря туризму массовым явлением? В-третьих, какой тип культурного пространства измеряется туризмом?
      Для ответа на первый вопрос рассмотрим соотношение  видов путешествий, которые мы выделили в параграфе 1.1. и видов туризма. Отметим, что в теории туризма существует множество классификаций туристических поездок по разным основаниям: по времени, по дальности и способу организации поездки, по способу размещения и т.д. Для сопоставления форм путешествий и форм туризма, мы выбрали из известных классификация туристических поездок ту, в которой учитываются, прежде всего, цели туристов. Эта аналогия представлена в таблице 1.(Приложение 1).
      С достаточной очевидностью из материала, представленного в таблице, следует, что разновидности развлекательного туризма: пляжно-купальный туризм, приключенческий туризм и виды оздоровительного туризма не находят соответствия в формах путешествий. Отметим, что именно на виды развлекательного туризма приходится подавляющая доля туристического рынка услуг.
      С другой стороны, таким формам путешествия  как путешествие с эстетическими целями, путешествие-«бегство» и путешествие без определенной цели аналогов к классификации форм современного туризма мы не обнаруживаем. Таким образом, туризм не является полной заменой путешествия и не вбирает в себя все его виды.
      Для ответа на второй вопрос становится ли перемещение за пределы наличного бытия, благодаря туризму, широко распространенным явлением обратимся к практике туристического бизнеса. В туризме существует четкое деление на массовый и индивидуальный туризм, или элитарный. Причем, дорогу массовому туризму прокладывает именно элитарный, поскольку известным и модным, тот или иной маршрут становится постепенно. Итак, для большинства потенциальных туристов необходима полная информация о предполагаемой поездке, стандартизация услуг. Таким образом, возвращаясь к классификации путешественников Плога, можно сказать, что массовый человек является типичным психоцентриком. Для такого типа путешественников идеально подходит туристическая поездка, где, человека заверят, что он находится в безопасности, именно для психоцентриков создаются отели «без забот» по системе «все включено», когда все свободное время туристов может быть занято аниматорами на территории отеля. Причем, как в типичном продукте масскультуре, форма в туризме важнее содержания, то есть на первое место выходит комфорт и визуальная красота курорта. Совершая туристическую поездку, человек не сталкивается с реалиями иной культуры, потому для таких туристов ценность самой поездки заключается лишь в смене занятия: чаще всего с активного (занятость на работе) на пассивное (отдых, развлечение). Отвечая на поставленный вопрос, мы можем сказать, что социально-экономическое сопровождения поездок сделало их доступными, сняло множество препятствий, увеличило число путешественников, но не сделало его в принципиально иной степени, чем раньше средством постижения смыслов иных культур. Иными словами туризм не сделал культурный смысл путешествия явлением массовой культуры, хотя и предложил новые формы организации путешествия как феномена культуры [Черепанова, 2006, с.124].
      Последний вопрос, поставленный нами в начале параграфа: какой тип культурного  пространства измеряется туризмом?
      Туризм  как отрасль мирового хозяйства активно участвовало в формировании специальных туристических зон [Монтанер, 1997, с.131]. Эти процессы берут начало в 70-х гг. XX в. [География мирового хозяйства, 1997, с.94]. Создание этих зон является результатом специального планирования. Считается, что любую территорию можно сделать привлекательной для туризма, поэтому весь комплекс, притягательный для туризма – визуальная красота места, безопасность, достопримечательности можно создать искусственно. Иными словами, некоторая территория может не иметь созданного веками культурного ландшафта, являющегося не результатом планирования, а итогом, в определенном смысле, естественного развития культуры в данной местности. Рассматривая характеристики массового туриста, мы отметили, что он требователен к визуальной красоте и комфорту, т.е. ко всему тому, что не существенно для настоящего путешественника. [Черепанова, 2006, с.126]. Причем туристическое пространство может планироваться, как на местном уровне (дизайн и функциональные зоны отеля), как и на государственном, когда происходит ориентация экономики на туризм. Планирование происходит в несколько этапов.
      Во-первых, подготовка туристических ресурсов, что включает в себя поиск природных, исторических, культурных и т.д. аттракция, которые могли бы стать привлекательными для туристов. Иногда в качестве туристической аттракции используют события, которых не было в реальности (остров Кипр, как место рождения Афродиты) или приписываются уникальные свойства ординарному явлению («неповторимый заказ солнца» на острове Бали). Можно придумать множество мифов, историй, легенд.
      Планирование  туристической зоны, безусловно, «захватывает»  социальное пространство культуры. Как  правило, в развивающуюся туристическую  зону инвестируются достаточное  количество средств, что отражается на качестве жизни населения. Минимизируются факторы, представляющиеся непривлекательными для туризма. Создаются рабочие места, будущие рестораторы, получают необходимое образование. Государство в ускоренном темпе внедряет новейшие технологии строительства, обслуживания.
      Вместе  с позитивными изменениями в  социальном пространстве, происходят и другие трансформации. Местные  жители вынуждены адаптироваться к  потребностям туристов, игнорирую, ради выгоды, веками складывающиеся традиции. Показательным примером могут служить новогодние и рождественские каникулы в Таиланде. Жители страны не считают ни католическое, не православное Рождество праздником, однако создают праздничную атмосферу для туристов, включая традиционные рождественские сувениры, блюда, развлечения, т. е. искусственным становится и коммуникативное пространство культуры, в котором находятся туристы. Таким образом, мы можем утверждать, что туристическая поездка осуществляется и в искусственно измененном пространстве культуры. Перемещаясь в искусственном культурном пространстве, турист не состоянии соприкоснутся с реалиями повседневной жизни другой культуры. Даже если в качестве туристического аттрактора используют «сцены из жизни», то они являются постановочными, вырванными из культурного контекста, и поэтому не имеющими семантической наполненности для туристов, у которых на знакомство с культурой, как правило, не много времени, Турист, в отличие от путешественника, не сталкивается в полной мере с миром повседневности иной культуры, поэтому большинство туристов «остаются» на первой стадии восприятия культуры, когда человеку «показывают» или даже называют идеальную картинку «из жизни».
      Путешествие, принадлежавшее к элитарной культуре, совершается в естественном пространстве культуры и измеряет его, а туризм как проявление культуры массовой, измеряет искусственное пространство культуры – пространство цивилизации, и является неким субинститутом путешествия. Иными словами, путешествие предстает как феномен культуры, как пространственное измерение социокультурной реальности, в то время когда туризм является свойством цивилизации, и его главная функция – компенсация морального и физического утомления[Черепанова, 2006, с.127].
      Туризм  – это то, что Бердяев называл  «наслаждение жизнью», «господство  над жизнью», путешествие же – это «восстание духа против окончательного перехода культуры в цивилизацию» [Бердяев, 1990, с.145]. Цель туризма – развлечение и отдых, с одной стороны, прибыль организаторов – с другой, в то время как путешествие не ищет выгоды – «культура бескорыстна, цивилизация – заинтересована» [Бердяев, 1990, с.146]. Эта идея имела продолжение в работах, посвященных реалиям современной культуры, например, в работах Ф.И. Гиренка и М.Н. Кокаревич. Можно говорить, что туризм для всех, а путешествие для «тех людей, для которых имеет смысл ценность культуры» [Кокаревич, 2004, с.98].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по Главе I
     Путешествие в начале своего зарождения, воспринималось людьми, как нечто опасное, требующее длительной серьезной подготовки. Люди, отправляющиеся в путешествие, воспринимались как бросающее вызов себе и богам. Все формы перемещения за пределы привычного пространства были связаны с опасностями и неудобствами – переселения народов, военные походы, торговые компании, паломничество, странствия как способ получения образования, бродяжничество как образ жизни. Начиная с XIX в. появляются предпосылки зарождения путешествия, современного типа – туризма, который считается одной из разновидностей путешествия. По мере того, как совершенствовалось общество, становились более разнообразными и комфортабельными виды путешествий. Путешествие становится образом жизни населения и какой бы мотивацией не руководствовался человек, он всегда будет находить что-то новое, необычное и неожиданное для себя.
     Нами были определенны синонимы термина путешествия, которые объединялись одним общим термином «путешествие» и являлись только лишь его частным проявлением. Выяснение исторических форм путешествий, анализ определений, синонимичных терминов, позволил выделить характерные черты путешествия как феномена культуры. Путешествие всегда является перемещением в пространстве, но не всякое перемещение может быть путешествием, оно не зависит от расстояния, на которое человек удаляется, наиболее важным является то, что путешественник уезжает из родных мест. Путешествие всегда локализовано, имеет свое начало и завершение, также путешествие развивается и эволюционирует вместе с процессами происходящими в самом обществе, путешествие всегда совершается с определенными целями, ввиду психологических особенностей каждого человека и соответственно, специфичности мотивации перемещения в другое пространство .
     Мы выяснили, что турист и путешественник, довольно близкие понятия, основной целью туриста является развлечения, путешественник же всегда преследует в своих перемещениях разнообразные цели. Туризм представляет собой современную форму путешествия, но не вбирает в себя все его виды. Любую территорию привлекательную для туризма, можно создать искусственным путем, сделать притягательной для путешествующих. В связи этого вместе с изменениями в социальном пространстве, происходят и отрицательные изменения в социальной сфере. Турист отправляясь в путешествие не углубляется в мир повседневности другой культуры, путешественник всегда измеряет культурное пространство.
     В заключении можно добавить, что путешествие как способ измерения культурного пространства позволяет узнать о невидимых границах в культуре. В динамики культуры настоящего времени, человек совершает множество перемещений, служащих лишь средством развлечения, путешествием как культурным феноменом не являются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Путешествие в современной культуре (на примере анализа интереса к данному явлению у жителей г. Тобольска)
      Роль путешествия в пространстве культуры
      Человек начинает познавать структуру собственного культурного пространства с самого рождения, начиная с семьи, членом которой он является. Далее в процессе роста и развития, усвоения норм общества, в осуществлении повседневной жизни человек осознает себя частью определенного культурного пространства, постепенно познавая социальное пространство. Осознание человеком принадлежность к одному культурному пространству, неизбежно указывает на то, что есть и другие. Для того чтобы узнать о существовании других пространств, человек может просто прочитать книгу или услышать о нем от другого человека. Однако для того, чтобы уловить характер повседневности другой культуры, «похода в библиотеку» недостаточно, потому что тогда мы увидим «одну единственную картину» – фотографично и статично, в то время как картина жизни кинематографична и текуча» [В преддверии философии. Духовные искания древнего человека]. Для того чтобы узнать о другом пространстве и понять его, нужно покинуть пространство своей повседневности и переместится в чужое.
      Таким образом, реальное перемещение и  пребывание в пространстве другой культуры, то есть путешествие, позволяет человеку воспринять характер повседневности этой культуры. «Для того чтобы увидеть жизнь города путешественник должен заглянуть в церковь, на рынок и на кладбище. Церковь расскажет, как жители относятся к святыням, рынок расскажет об их благосостоянии, кладбище – об уважении к своим корням» [Георгиева, 2005, с.294] – эта старинная мудрость предлагает путешественнику пройти через различные пространства культуры, чтобы познакомиться с обычной жизнью города.
      Соотнеся  знания о собственном и чужом  культурном пространстве, человек имеет  возможность сравнивать эти разные по содержанию структуры, тем самым, во-первых, четче осознать свою культурную и социальную принадлежность, во-вторых, принять чужую культуру как не менее достойную, чем собственная, в-третьих, яснее понять свою культуру, взглянув на нее через призму чужой – как рыба в воде, мы на столько погружены в собственную культуру, что нам необходимо расстаться с ней, дабы осознать сам факт ее существования.
      Совершая  путешествие, человек попадает в  иное культурное пространство, что  заставляет отметить наличие в этом пространстве участков, привлекающих путешественника. Возникает вопрос, существует ли в культурном пространстве аттрактивные (от англ. Attract – притягивать) участки, к которым веками устремляются люди?
      Рассмотрим  составные части культурного  пространства и определим возможные центры «притяжения». Природное и социальное пространство культуры подвержены наибольшей степени изменчивости. В них не представляется возможным бесспорно обнаружить участки, которые бы привлекали путешественников столетиями. Однако есть так называемые «памятники природы», представляющие уникальные объекты природного пространства, к которым совершались путешествия с эстетическими целями. Но поскольку они не являются творениями культуры, мы рассмотрим два пространства культуры: интеллектуальное и коммуникативное.
      Интеллектуальное  пространство, находит свое воплощение в культурном ландшафте в виде сакрального пространства. С другой стороны, своеобразной «концентрацией» интеллекта в пространстве могут быть научные центры, университеты.
      Это могут быть предметы (иконы, спасы), географические объекты (р. Иордан), местности, культовые сооружения (Кааба), города (г. Иерусалим), которые обладают высокой «концентрацией» Причем, перечисленные аттрактивные участки особенно привлекательны, потому что обладают «изначальной святостью» [В преддверии философии. Духовные искания древнего человека]. В настоящее время поток паломников ничуть не ослабевает, напротив, развитые сообщения между странами позволяют огромному числу людей «прикоснуться» к святыням. Через путешествия паломники, как и века, назад, стремятся познать и изменить себя, обрести гармонию и новую цель в жизни. «Прикасаясь» к святыням, пилигримы как будто соотносят свою мгновенную, с точки зрения истории жизни, с абсолютными ценностями, с истинным и вечным, что было и будет всегда – «время течет в повседневной жизни, но это время кажимости видимого мира, истинное же время – вещность высшей реальности, неподверженной изменениям» [Гуревич, 1999, с.47].
      Следующий выявленный аттрактивный участок интеллектуального пространства – это образовательные центры. Веками люди совершали дальние путешествия для того, что бы приобщиться к знаниям, начиная с греческой школы в античности, монастырей и университетов средневековья, заканчивая современным образованием, частью которого является путешествие. Причем образовательное путешествие является реальным, и путешествующий имеет возможность не столько получить знания, сколько приобщиться к культуре, в которую он попадает.
      Коммуникативное пространство, представляет собой информационно-знаковую составляющую культурного пространства, это своеобразное сообщение для человека, который в состоянии его «прочитать». Чем больше «исторических пластов», тем привлекательнее ландшафт для путешественника. Причем, привлекательно может быть как «мертвый ландшафт» – пирамиды в Гизе, которые в V в. до н. э. видел Геродот, так и «живой» – Рим, который продолжает накапливать свои «пласты». Иными словами «человек должен отыскивать живые остатки исторических эпох, должен путешествовать, как путешествовал Геродот, по тем странам, где живут народы, представляющиеся как бы окаменелыми остатками прежней культуры, её прежними ступенями, на которые можем встать и мы» [Подорога, 1995, с.150]. Путешествие к «историческим пластам» люди издавна предпринимали в поисках истоков своей культуры. Путешественники, принадлежащие к дочерней [Гуревич, 1999, с.88] культуре возвращается к истоками материнской, для того, что бы понять глубже собственную. В прошлом, это были гранд-туры, сейчас это путешествия потомков-эмигрантов:
      Таким образом, можно утверждать, что в  культурном пространстве есть аттрактивные участки, к которым веками устремляются люди. Причем, расположены они в интеллектуальном и коммуникативном пространствах культуры.
      Человек, совершающий путешествие в другую страну, сталкивается со всеми проявлениями незнакомой культуры. Повседневность иной культуры может разительно отл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.