На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Коррекция делинквентного поведения подростков в процессе социально педагогического сопровождения

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание………………………………………………………1
Введение………………………………………………………….2
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к рассмотрению проблемы делинквентное поведения как формы девиантного поведения подростков……………………………………………………….5
1.1 Проблема делинквентного поведения в научной литературе…5
1.2. Детерминанты  делинквентного поведения…………………...11
1.3 Особенности  проявления делинквентности у  подростков и теоретический анализ  в её коррекционных подходах…………….24
Выводы  по первой главе……………………………………….........33
Глава 2. Исследование проявлений делинквентного поведения у подростков, обучающихся в среднем профессиональном образовательном учреждении…………………… .……………………35
2.1.Характеристика  базы и методов исследования……………................5
2.2 Результаты  констатирующего этапа исследования…………………38
2.3. Содержание  и анализ результатов формирующего  эксперимента..45
Выводы по второй главе …………………………………..…………...52
Заключение……………………………………………………....................63
Список  литературы…………………………………………………...................57
Приложение ………………………………………………………..…61 
 
 
 
 
 
 

            Введение 
             

Актуальность  исследования. Необходимость исследования социально-психологической коррекции делинквентного поведения несовершеннолетних обусловлена системой факторов теоретико-методологического и практического характера. В современном реформирующемся российском обществе наряду с позитивными тенденциями имеют место многочисленные противоречия и трудности, в том числе в области гармоничного развития личности и продуктивной ее социально - ценностной самореализации на всех этапах жизненного пути. Особенно остро они проявляются в поведении нового формирующегося поколения. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок - все это неизбежно приводит к тому, что делинквентный ребенок становится привычным героем городских улиц. Существует большое количество исследований, посвященных коррекционной, превентивной, реабилитационной тематике в педагогике и психологии, количество несовершеннолетних, имеющих отклоняющиеся формы поведения, не уменьшается. В последние годы в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения среди подрастающего поколения особенно возрос, что обусловливает необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики делинквентного поведения у подростков и поисков более эффективных мер социального контроля – превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных. В нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии и косвенно на всей криминогенной обстановке в целом. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. И одним из проявлений реагирования подростков на происходящие изменения являются правонарушения. Состояние и тенденции подростковых правонарушений являются своего рода индикатором нравственного здоровья и положения подрастающего поколения. Таким образом, с одной стороны, хотя на сегодняшний день в России наблюдается ослабление общей криминальной активности несовершеннолетних, однако одновременный рост количества несовершеннолетних участников уголовно-наказуемых деяний, увеличение групповых правонарушений среди несовершеннолетних, усиление элементов их устойчивости и организованности, возрастание криминализации среди подростков не позволяет говорить о положительных тенденциях в детской и подростковой преступности. Это свидетельствует о том, что рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу с другой стороны, это указывает на то, что дальнейшему изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, вопросы коррекции и предупреждения правонарушений и ряд других проблем. Необходимость разрешения данных противоречий и обоснована актуальность нашего исследования: « коррекция делинквентного поведения подростков в процессе социально педагогического сопровождения»
     Цель  исследования. Выявить и экспериментально обосновать условия коррекции делинквентного поведения в процессе социально – педагогического сопровождения.
     Объект  исследования – делинквентное поведение несовершеннолетних правонарушителей.
     Предмет исследования –  коррекция делинквентного поведения подростков в процессе социально – педагогического сопровождения.
     Задачи  исследования:
     1. Изучить литературу по проблеме  исследования.
     2. Изучить проявления делинквентного  поведения у несовершеннолетних  правонарушителей в образовательном  учреждении.
     3. Разработать и экспериментально апробировать программу коррекции делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей в условиях образовательного учреждения.
     Гипотезы  исследования: коррекция делинквентного поведения подростков в процессе социально–педагогического сопровождения будет эффективной при условиях формирования: конструктивного межличностного и общественного взаимодействия, духовно – нравственных ценностей, саморефлексии.
     Методы  исследования: В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретический и эмпирический анализ, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование, опрос.
     База  исследования: Иркутский технологический колледж, в исследовании экспериментальная группа подростков в количестве 35 человек
     Методологической  основой исследования: являлись работы М. И. Бобнева, С. А. Даштамиров, Е. М.  Пеньков, В.Д. Плаков (социальные нормы и регуляция поведения), Вдовиченко А. А (гипопротекция), Личко А. Е (психопатии и акцентуации)., Рубан  Л.С (отклоняющее поведение), В.Н. Кудрявцев (с позиций криминологии и уголовно-правового воздействия), и других ученых.
     Практическая  значимость исследования: программа коррекции делинквентного поведения может быть использована в работе социального педагога среднего профессионального учебного заведения.
     Структура исследования: исследование состоит из введения, первой и второй главы, заключения, списка литературы, приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению проблемы делинквентное поведения как формы девиантного поведения подростков
     1.1. Проблема делинквентного поведения в научной литературе
     Формирование  личности – процесс не только сложный, но и крайне противоречивый. Это  объясняется тем, что противоречива сама социальная среда, в которой человек живет. Более того, одинаковые социальные нормы и методы воздействия применяются к разным по своим способностям, характеру и образу жизни людям [9].
       Отношение человека к социальной среде и социальным нормам, мотивации поступков являются результатом осознания себя в мире людей и вещей. Но это происходит не само по себе, а в процессе социализации личности. При этом отклонения могут быть вызваны как прямым десоциализирующим влиянием, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы делинквентного поведения, взглядов и установок, так и опосредованным, когда снижается значимость таких общественных институтов, как семья, школа, трудовой коллектив [9].
     В разработку общих теоретических  положений, социальных норм и отклонений от них внесли вклад М.И. Бобнева, С.А. Даштамиров, А.А. Ивин, Е.М. Пеньков, В.Д. Плахов, В.Н. Кудрявцев. Различные стороны девиантного поведения в разное время изучали: проституцию — Я.И. Гилинский, С.И. Голод, А.А. Габиани и др.; пьянство и алкоголизм — В.М. Бехтерев, Н.И. Григорьев, Ф.А. Шереги и др.; токсикоманию у подростков — B.C. Бибенский, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский и др.; самоубийства — Я.И. Гилинский, Л.Г. Смольский, B.C. Овчинский и др.; с позиций криминологии и уголовно-правового воздействия — В.Н. Кудрявцев, В.М. Коган, A.M. Яковлев и др.; социально-психологические и психиатрические аспекты девиантного поведения — А.А. Александров, Б.С. Братусь, И.П. Башкатов, И.А. Горьковская, Е.П. Емельянов, В.В. Новиков, В.Ф. Пирожков, Ю.А. Клейберг, В.Т. Кондрашенко, А.А. Реан, Е.В. Руденский, A.M. Свядощ и др.; профилактику отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мер — С.А. Беличева, В.М. Фокин и др.; механизмы индивидуального поведения с точки зрения соотношения биологического и социального в человеке — Н.П. Дубинин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев. А так же М. Вебер, В. Вичев, Н. Гибш, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Р. Миллз, В. Момов, Т. Парсонс, П. Сорокин, Дж. и А. Стимсон, Н. Дж. Смелзер, Ж. Томова, М. Форверг, Т. Шибутани и другие специалисты [6].
     В настоящее время получило большое  развитие и распространение понятие  «социально-педагогическая поддержка». Оно часто используется в процессе работы социального педагога с разными  категориями граждан. Рассмотрим подробнее  понятие «социально-педагогическая поддержка», ее цель, структуру и направления деятельности.
     Понятие «поддержка» введено в социальную педагогику относительно недавно и  получило развитие в работах А. С. Белкина, О. С. Газмана, В. А. Горского, И. Ф. Дементьева, Ф. И. Кевля, Н. Б. Крыловой, Н. Н.  Михайловой, Л. Я. Олиференко и других исследователей. Поддержка рассматривается данными авторами, как профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем. Появление данного понятия и развития его как направления деятельности в педагогике основано на гуманистических взглядах на всю систему образования и воспитания, центрированную на ребенке [42].
     Само  слово «поддержка» в русском  языке трактуется как «оказание помощи, содействие», поэтому различные виды поддержки следует рассматривать как деятельность по оказанию помощи. Слово «поддержка» в словарях русского языка идентично словам «помощь» и «содействие», однако в научной педагогической литературе для обозначения педагогической и образовательной деятельности, ориентированной на личность, индивидуальность человека, утвердилось понятие «поддержка».
     Поддержка понимается как рефлексия отношений  человека с людьми из близкого окружения, сопереживающими и оказывающими ему реальную помощь. Другими словами,  поддержка – это сложное образование, которое объективно воспринимается испытуемым как переживание некого положительно окрашиваемого чувства уверенности в себе, возникающего при сопереживании, получении какой-либо помощи от разных категорий людей
       Делинквентность детей относится  к числу важнейших показателей,  характеризующих экономическое,  социальное и нравственное благополучие  общества. В современной России  состояние делинквентности школьников  вызывает тревогу у народа, общественности, врачей, педагогов. Об этом свидетельствуют материалы средств массовой информации о положении детей, а также Федеральная программа развития образования 2000 года, в которой отмечается, что «в последние 1998 -2005 годы отчетливо проявляются тенденции увеличения делинквентности детей» [51, 3]. Статистические данные показывают, что в конце XX - начале XXI века за время обучения в школе количество делинквентных детей увеличивается в 2,4 раза. Такая ситуация обусловлена тяжелым социально-экономическим положением россиян: безработицей и миграцией, региональными конфликтами, ростом числа социально-неблагополучных семей, кризисом духовных ценностей, падением нравственного уровня населения [36, 37 ].
       В последнее время усилился интерес к проблеме деликвентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей в местах временного содержания. Рассмотрим же , что такое деликвентность.
     Делинквентность (delinquency) – данный термин охватывает множество различных нарушений  правовых и социальных норм; в криминологии обычно используют термин «подростковая делинквентность» для обозначения высокого уровня уголовных преступлений, совершаемых  в возрасте от 12 до 20 лет [14].
     Типичными преступлениями для подростков более  юного возраста в указанных пределах являются воровство и кражи со взломом, тогда как насильственные преступления более характерны для тех, кто старше семнадцати. Большинство социологических теорий подростковой делинквентности стремятся объяснять эти преступления с точки зрения организации городских шаек, делинквентных субкультур и ограниченных возможностей для  рабочего класса и депривированных социальных групп [11]. Выделяются социологическое, криминологическое и юридическое (правовое) понятия делинквентности. Как социологическое и криминологическое понятие делинквентность имеет узкое и широкое толкование. В узком смысле слова делинквентность является синонимом понятия преступности, индивидуального и группового преступного поведения. В широком смысле она используется в качестве термина, обобщающего разнообразные формы негативного социально отклоняющегося поведения, начиная с наиболее опасных видов – правонарушений и преступлений – и кончая дисциплинарными проступками и несоблюдением обязанностей [6, 208] 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1 Сущность термина делинквентность.
     Криминальное поведение  является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В целом делинквентное  поведение непосредственно направленно  против существующих норм государственной  жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества [41].
     В специальной литературе рассматриваемый  термин используется в различных значениях. А. Е. Личко [27], введя в практику подростковой психиатрии понятие "делинквентность", ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, Издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мотоциклов и другие. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным [21].
     Получивший  широкое распространение термин "делинквент" за рубежом по большей  части употребляется для обозначения  несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Различаются и многочисленные типы делинквентности: агрессивного, конфликтного, преступного типа; корыстного и насильственного типа и т. п. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным [14, 98].
     Термином "делинквентное поведение" обозначается совокупность противоправных поступков, попадающих под уголовное наказание, и являющихся значительным правонарушением. Если поведение, не одобряемое общественным мнением, называется девиантным, то поведение, которое не одобряется законом, делинквентным. Грань между деликвентным и преступным поведением находится там, где кончается сфера административной ответственности и начинается область уголовно наказуемых поступков. Например, если подросток стоит на учете в детской комнате милиции, не посещает школу, появляется в пьяной компании в общественным местах, его поведение является деликвентным, но не преступным. Преступным оно станет тогда, когда он совершит деяние, расцениваемое законом как уголовное преступление, и будет осужден по закону как преступник [16].
     Наиболее  податливую к деликвенции группу населения составляет молодежь, прежде всего, вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к деликвентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы. Однако негативное влияние оказывает не только семья, но и более широкая социальная среда: друзья, компании, соседи. Особенно опасны в этом отношении районы с высокой плотностью деликвентного и криминального поведения. В таких районах число несовершеннолетних правонарушителей всегда выше среднего показателя [16].
     Среди возрастных групп так же наиболее склонны к деликвентному поведению подростки. Это объясняется их социальной незрелостью и подверженностью влияниям извне. Подростков влечет к новым ощущениям, они стремятся доказать родителям и обществу свою независимость и самостоятельность, но не всегда умеют предвидеть последствия своих поступков. Подросток часто не соответствует социальным требованиям и ожиданиям. При этом он обычно считает, что это общество недостаточно совершенно и относится к нему несправедливо. Складывается противоречия между социальной незрелостью подростков и требованиями общества, которое становиться реальным источником деликвентного поведения. По оценкам психологов, несовершеннолетних правонарушителей отличает самоуверенность, дерзость, обидчивость и плохо контролируемая агрессивность. Некоторым из них присуща заниженная самооценка. Другие поддерживают уровень самооценки, игнорируя свои проблемы, отказываясь брать на себя ответственность за свои поступки и перекладывая с себя вину на других людей и внешние обстоятельства. Иногда правонарушения служат проявлением глубоких неврозов, страхов, тревог, фрустрации [20].
     Из  всего выше сказочного хотелось бы дать свое определение термину «делинквентность» - делинквентным поведением принято  понимать противоправное поведение, негативно влияющее на социальную среду и ведущее за собой саморазрушение личности.
     Таким образом, проанализировав данные определения данному понятию, можно сделать вывод что, делинквентное поведение трактуется по разному, но в каждом определении прослеживается такая мысль как - «делинквентность это противоправное, антисоциальное поведение». Так же можно сказать, что делинквентность можно соотнести с возрастными особенностями. У более младшего подросткового возраста преобладают мелкие кражи, прогулы уроков в школе и т. д. Опять же у более старшего возраста правонарушения несут насильственный характер.  

1.2. Детерминанты делинквентного  поведения
     Исследователь Личко А. Е., говорил что «склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии, акцентуации), так и в еще большей степени с ее типом» [31,18]. Делинквентное поведение при психопатиях отмечается в 49 %, а при акцентуациях характера — лишь в 29 % (Р < 0,01). Наиболее подвержен делинквентности неустойчивый тип психопатии и акцентуации:
     Таблица 1. Показатели частоты делинквентности при различных акцентуациях и психопатиях.
     Тип психопатии и акцентуации характера      Частота делинквентности (%)
     Неустойчивый      76
     Эпилептоидный      61
     Истероидный      52
     Шизоидный      44
     Гипертимный      36
     Лабильный      36
 
     Таким типам, как сенситивный и психастенический, делинквентность вообще не свойственна. Циклоиды способны на эпизодические делинквентные поступки во время гипертимной фазы, реже у них встречаются делинквентные эквиваленты субдепрессивных фаз (1979) [31].
     Вдовиченко  А. А., имел такое же мнение и говорил, что - «При обследовании делинквентных  подростков, направляемых в специальное ПТУ, наиболее частыми типами акцентуаций характера также оказались неустойчивый, эпилептоидный и истероидный» [31,35].
     Делинквентность шизоидов обычно проявляется, когда  отклонение характера от нормы достигает  степени психопатии. У неустойчивых, истероидов и гипертимов делинквентность достаточно часто встречается на фоне акцентуации характера.
     Каждому типу психопатий и акцентуаций характера  присущи определенные особенности  делинквентного поведения. У неустойчивых наблюдаются два возрастных пика делинквентности. Один из них совпадает с переходом в 4-5-й классы школы — от одного учителя к предметной системе с усложнением программ обучения и одновременно с началом полового созревания. Другой пик падает на окончание 8-летнего образования и переход к профессиональному обучению. Делинквентность неустойчивых в 90 % сочетается с ранней алкоголизацией. У гипертимов начало делинквентности в 50 % падает на предподростковый возраст — на 10-12 лет. Делинквентность истероидов начинается в разные годы — от 10 до 15 лет. У них выявляется особая склонность к мелкому воровству, мошенничеству, вызывающей манере вести себя в общественных местах. Алкоголизация у истероидов встречалась лишь в 35 %. Зато у 60 % угроза наказания за совершенные проступки толкала на демонстративное суицидальное поведение. Возрастные особенности начала делинквентности у эпилептоидов сходны с таковыми у неустойчивых, однако драки и даже жестокие избиения у них не уступают воровству. Начало делинквентного поведения у шизоидов в 60 % относилось к более старшему подростковому возрасту — к 15-16 годам. У них часто приходилось сталкиваться с сексуальной делинквентностью (развратные действия, эксгибиционизм, гомосексуальные сношения и др.) [31].
     Мотивы  одних и тех же делинквентных поступков могли быть самыми различными при разных типах психопатий и акцентуаций характера. Кражи неустойчивого подростка — чаще всего путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий. Кражи гипертимного подростка могут носить «престижный характер», т е. предназначены показать сверстникам его смелость и превосходство. Эпилептоиды воруют, имея целью прежде всего присвоение материальной ценности, но иногда сам риск, острые ощущения («холодок») в процессе совершения кражи доставляют им трудно описуемое наслаждение. Среди шизоидов встречаются «символические» кражи (присвоение предметов, принадлежащих объекту тайного обожания), кражи во имя «восстановления справедливости» или в целях пополнения собираемой коллекции [ 31].
     Если  биологическое объяснение делинквенции связано с анализом  природы делинквентной личности, то социологическое объяснение фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих противоправных отклонений в поведении. Впервые социологическое объяснение делинквенции было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом в классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из ее причин явление, названное аномией (буквально «разрегулированность»). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей, нормы управляют их поведением. Следовательно, обычно люди знают, чего следует ожидать от других, и чего ждут от них. Однако во время кризисов или радикальных социальных перемен, жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации, приводящих к подъему уровня самоубийств. Т.о., «нарушение  коллективного  порядка» способствует делинквентного поведению [41]. Селлин, занимаясь изучением поведения отдельных групп, нормы  которых отличаются от норм  остального общества и не соответствуют им, подчеркивал, что делинквентность возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Трэвис Хирши утверждал, что вера в ценности, принятые обществом (например, в правильность законов), ведет к активному стремлению к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности; и чем глубже привязанность ребенка к родителям, школе и сверстникам, тем меньше вероятность, что они совершат делинквентные поступки[17].
     Однако  исследование, проведенное Хинделангом, показало, что слишком глубокая привязанность несовершеннолетних к сверстникам способствует правонарушениям, т.к. группы сверстников, действительно регулируя поведение своих членов, могут поощрять и преступное поведение. Цилуйко М.В. отмечает негативное влияние средств массовой информации на пропаганду сексуальной распущенности среди молодежи. Л.Б.Филонов подчеркивает, что частотность сообщений о безнаказанности «заказных» убийств, о всесильности мафии, отсутствии реакции общества снижают чувствительность населения к отклонениям, а повторяющиеся конструкты закрепляются как наиболее целесообразные образцы поведения [24].
     Рубин Л.С. считает, что нарушение социального контроля ведет к криминализации конфликтов. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствует расширению делинквентного поведения. Рецидив массовой делинквенции в самой острой форме выступает как преступность, посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан [24].Социологические исследования Л.А. Ретуша показали, что в процессе реформ у молодежи нашей страны произошли изменения ценностей. Значительно ослабло уважение к таким ценностям, как «дисциплина», «выполнение долга», «самообладание», «бескорыстие», «самоотверженность». Возросло положительное отношение к ценностям «свобода от авторитетов», «признание личности», «автономия», «самореализация», «личная неприкосновенность» [44]. Для ряда ученых характерно единство мнений о том, что поддержка является особым приемом взаимодействия учителя и ученика. Так в работах О. А. Ахвердовой, И. В. Дубровиной и др. рассматривается проблема поддержки в условиях общеобразовательного учреждения как особый психотехнический прием, который является основным мотивационным фактором учения и основой конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Под поддержкой, авторы понимают знак внимания, оказываемый человеку в ситуации, где он объективно не успешен [42].
     А. В. Иванов определяет понятие социально-педагогической поддержки как «оказание помощи ребенку со стороны педагогов и общества в осуществлении процесса социальной адаптации и социальной интеграции с целью раскрытия индивидуально заданных способностей и талантов при условии принятия интересов и норм общества для участия в его дальнейшем активном преобразовании в деятельности субъекта. Социально-педагогическая поддержка, которая является сущностным понятием социального воспитания и социальной педагогики основана на гуманистических ценностях. В понятии «социализация» важным для понимания социально-педагогической поддержки является то, что личность не только усваивает, но и воспроизводит, обогащает определенную систему знаний, норм и ценностей, т.е. успешно самореализуется в обществе. Для этого индивиду требуется поддержка со стороны тех, кто призван помогать в развитии личности ребенка – педагогов в широком смысле (родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и др.). При этом важно понимать, что самореализация необходима личности не только в процессе практического воплощения интересов и возможностей, но и в процессе преодоления негативных качеств, черт характера, позитивного изменения направленности личности для реализации своих талантов и способностей. Самореализация рассматривается как возможность раскрытия своих индивидуальных способностей, потребностей, замыслов, целей личности через разнообразие видов и форм деятельности социокультурной среды и культурной среды общеобразовательного учреждения. Социально-педагогическая поддержка представляет собой интеграцию организационно-управленческого, диагностико - проектировочного, духовно-нравственного, рефлексивно-аналитического, нормативно-правового компонентов процесса самореализации» [5,45].
     Социально-педагогическая поддержка направлена на главное  – социализацию личности. Под социализацией  мы понимаем овладение нормами и  правилами жизни в обществе, знаниями и умениями строить отношения в обществе, позволяющими личности обрести такие характеристики: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям; творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению; возможности самому проектировать будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни [32].
    И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга считают, что социально-педагогическая поддержка - это оказываемая профессионально подготовленными людьми помощь в выявлении, определении и разрешении проблем человека в ситуации нарушения его базовых прав [28].
    Содержательным  и определяющим в нашем исследовании определение дает Л. В. Мардахаев [51] характеризуя понятие «социально-педагогическая поддержка» как комплекс специальных социально-педагогических мер, направленный на создание и поддержание достойных условий существования для «слабых» социальных групп, отдельных семей, детей, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей, на оказании помощи в жизненном самоопределении.
     С точки зрения социально-педагогической поддержки личности, данное понятие  раскрывает О. С. Газман, который определяет его как «особый педагогический процесс, обеспечивающий индивидуальность», как «деятельность профессионалов, представителей образовательного учреждения, направленная на оказание оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешному продвижению в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением».
     Предметом социально-педагогической поддержки, по мнению О. С. Газмана, является процесс  совместного определения с человеком  его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в образе жизни, общении и взаимодействии с людьми [41].
     А. В. Иванов [5] выделил основные направления деятельности социально - педагогической поддержки:
     1. Диагностическое: комплексная социально-педагогическая и психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявления различных сторон личности, уровня межличностных отношений и т.д.
     2. Коррекционно-развивающее: организация психокоррекционной, коррекционно-развивающей, социально-развивающей и психопрофилактической работы.
     3. Социально-правовое: осуществление социально-правовой защиты.
     4. Профилактическое: оказание социально-правовой и медико-психологической помощи.
     5. Консультирование: оказание помощи в самостоятельном решении возникших проблем.
     Содержание  социально-педагогической поддержки  определяется совокупностью выявленных социально-педагогических проблем  личности, возникающих при взаимодействии личности с социумом и связанных с социализацией.
     Подводя итоги исследований социологами  причин противоправно  отклоняющегося поведения взрослых и молодежи, следует  отметить, что они недостаточно учитывают  психологические особенности личности. Поскольку не каждая личность в период аномии становится преступной, придерживаясь общечеловеческих ценностей, или может характеризоваться другими  видами  девиантного поведения вследствие происходящих в обществе изменений, отклоняющееся поведение определяется, скорее всего, сочетанием отрицательных факторов внешней среды и психологических особенностей личности[44].
     Психологическое объяснение причин девиантного поведения. Психологический подход, часто применявшийся к анализу  криминального поведения, рассматривает делинквентному поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Так, причиной возникновения девиаций  в  поведении и развитии  ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности)[18].
     Шуэсслер  и Кресси проделали критический обзор многих научных работ, авторы которых пытались доказать, что правонарушителям  и преступникам свойственны некоторые психологические особенности, не характерные для законопослушных граждан. Однако не было выявлено ни одной психологической черты, которая могла бы наблюдаться у всех преступников [18].
     Особое  место среди разнообразных концепций делинквентности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З.Фрейд. Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я» [11].
     Нормальное  развитие личности предполагает  появление  оптимальных  защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и  бессознательного. Фрейд также предположил, что либидо ищет выхода в любой  творческой деятельности; человек стремится  к свободе и самоутверждению. Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений [5].
     Неофрейдисты природу делинквентности рассматривают наряду с другими формами отклоняющегося поведения - неврозами, психастениями, сексуальными расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной дезадаптации личности, которую отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется  природе  агрессивности, которая в психоаналитических работах считается первопричиной насильственных преступлений. Агрессивную  энергию разрушения вызывают врожденные неосознаваемые  влечения: у Фрейда это - либидо; у А.Адлера - стремление к  власти, превосходству над другими; у Э.Фромма - мазохистские стремления к смерти, страданию; у К.Хорни - стремление к безопасности, потребность в удовольствии; у В.Шутца - потребность в поддержке и одобрении со стороны ближайшего окружения. Однако  дальнейшие исследования показали, что сущность девиации нельзя  объяснить лишь на основе анализа психологических факторов [11;5]
     Гуманистический подход рассматривает  отклонения в  поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания считает, что агрессия есть результат искаженного процесса социализации, в частности, злоупотреблений родителей наказаниями,  жестоким отношением к детям [11].
     Представители бихевиоризма и необихевиоризма  Б.Скиннер,  Е.Торндайк, Д.Уотсон доказывают, что окружающая среда полностью определяет  поведение человека: через научение человек овладевает опытом, последствия поведения определяют вероятность его повторения. Следовательно, внешние подкрепления модифицируют поведение и лидера, и девианта. Однако наука о программировании образа жизни потерпела крах, поскольку вступила в конфликт с самопознанием и саморазвитием личности [11].
     В последние десятилетия на Западе получил широкое распространение эмпирический, феноменологический подход к определению отклонений, использующий для их описания понятие синдрома - устойчивого образования в структуре личности - как одного из четырех типов аномалий [44].
     Г.М.Бреслав  отклоняющееся поведение считает следствием отклонений в формировании личности (ОФЛ) или патологии формирования личности как искажение нормы, представленное в психических заболеваниях. ОФЛ, являясь проявлением индивидуальности ребенка, при определенных условиях могут привести к девиациям поведения. В то же время они могут служить необходимым для ребенка этапом индивидуального развития и способствовать  формированию здоровой личность [42].
     Анализ  работ западных психологов показывает, что на первый взгляд оказывается состоятельной «теория множественных факторов» М. и Э.Глюка, которая рассматривает в качестве причин преступности до 200 различных факторов: социальное и расовое неравенство, урбанизация, миграция, последствия НТР и пр. Однако их перечисление не способствует  выявлению истинной причины отклоняющегося поведения [28].
     Отечественная психология, не отрицая влияния врожденных особенностей организма на свойства личности, стоит на позициях того, что человек становится личностью по мере включения в окружающую жизнь [28]. Личность формируется при участии и под воздействием других людей, передающих накопленные ими знания и опыт; не путем простого усвоения общественных отношений, а в результате сложного взаимодействия  внешних (социальных)  и внутренних (психофизических) задатков развития, представляет собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств [12].
     Следовательно, личность и ее аномалии рассматриваются  в социально обусловленной, развивающейся жизнедеятельности, в смене отношений ребенка к окружающей действительности.
     Современные отечественные экспериментальные  исследования подтверждают наличие  психологической реальности, соответствующей понятию «делинквентная личность». Не случайно А.А.Реан отмечает деформацию центральных образований криминальной личности. Так, А.А.Тайбакова определила, что «корыстный преступник – это лицо с уже устоявшимися негативными социальными стереотипами и установками, чье поведение сложно поддается корректировке» [7].
     Причиной  противоправных поступков могут выступать такие  качества личности человека, как жадность, жестокость, хитрость, завистливость, лживость. Причем, эти опасные качества, когда они становятся  синергетиками, могут свидетельствовать о «преднастройке» к непредсказуемым ситуациям с демонстрацией негативных качеств,  провоцировать девиантное и делинквентное поведения [33].
     Поскольку сущность девиации нельзя объяснить  только на  основе  анализа психологических  факторов - какой-то одной психологической  черты,  конфликта или «комплекса» или только следствием сложившихся обстоятельств, - в настоящее время большинство психологов и социологов считают продуктивным социально-личностный подход, основанный на использовании принципа дополнительности как взаимодействия ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов, объединяющих биологические, психологические и социальны причины девиаций. Причем детерминирующими отклоняющееся поведение являются личностные факторы, а ситуативные (влияние условий среды) играют роль модулятора, определяя вариативность проявления личностных
     Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. Не случайно Ю.В.Кудрявцев отмечает, что «криминальная личность» отличается от личности с нормативным поведением  не каким-то единственным качеством, а симптомокомплексом личностных особенностей, обусловливающих трансситуативное (личностно устойчивое) поведение, а также взаимодействием ситуативных и трансситуативных (личностных) факторов. При этом ситуации преступления (алкогольное опьянение, ссора, спровоцировавшая импульсивную агрессию) являются обычно катализатором, «пусковым механизмом» давно сформировавшихся тенденций личности [44; 50].
     Следует отметить, что с точки зрения функционалистской концепции девиантности отклоняющееся поведение есть проявление неэффективной «вторичной» социально-психической адаптации индивида к изменившейся внешней реальности с помощью ригидных и сверхнормативных средств психологической защиты. При этом смысл девиации может быть скрыт как  от самого  субъекта такого поведения, так и от лиц, признанных работать с ним [44;50].
     Подводя  итоги  анализа причин происхождения делинквентного  поведения, следует отметить единство мнений зарубежных и отечественных ученых о важности семейного воспитания. Семья всегда считалась агентом социализации индивида в обществе. В семье формируются не только социально значимые качества личности, но и свойственные ей оценочные критерии; влияние семьи на подростка сильнее влияния школы, общества в целом. Например, варварский принцип «око за око, зуб за зуб» кажется подростку, выросшему в асоциальной семье, естественным и справедливым. В. Поташов отмечает, что потребительство, формирующееся  именно в семье, опасно воздействует на несовершеннолетних, т. к. они стараются добиться желаемого любым путем [44;50].
     Исследования  Шурыгиной И.И. доказали, что в семьях, матери которых имеют высшее образование, не было ни одного случая, чтобы 14 – 15-летние школьники проявляли склонность к делинвенции. Среди бедных детей малообразованных матерей были и воровство, и суицид [11].
     Большинство как отечественных, так и зарубежных ученых (Бандура А., Герн А., Гроссман Г., Лангмейер И., Матейчек З. и др.) считают, что внешние воздействия среды влияют на поведение ребенка, преломляясь через внутренние условия (индивидуальные личностные свойства, качества), формирование которых зависит от взаимодействия наследственных предпосылок со всеми условиями окружения [11].
     Таким образом, необходимо подчеркнуть, что  развитие личностных  качеств и  определенных особенностей поведения  индивида  обусловлено врожденными предпосылками; социальными условиями (особенностями  взаимоотношений с родителями, окружающими взрослыми и сверстниками, содержанием деятельности); внутренней позицией самого индивида [36].
     Исходя  из этих положений, генезис отклоняющегося поведения обусловливают такие  разнообразные, но взаимосвязанные  факторы, как:
     - индивидный, действующий на уровне психобиологических предпосылок,
     -социальный, определяющийся социально-экономическими условиями существования общества,
     -психолого-педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания,
     -социально-психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия личности со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, т.е. нарушения социализации.
     Таким образом, делинквентное форма поведения, базируясь на  индивидуально-психологических  стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, важности семейного воспитания ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения. Социальный педагог должен учитывать это при работе с подростками в образовательном учреждении. 

     1.3 Особенности проявления делинквентности у подростков и теоретический анализ в её коррекционных подходах
     Изучение  личности несовершеннолетнего преступника  имеет важное криминологическое и уголовно-правовое значение, т.к. в центре внимания оказывается подросток, сознание и психика которого, в отличие от взрослого индивида, находятся в стадии формирования, вследствие чего они более восприимчивы, как к позитивным, так и к негативным влияниям. В силу возрастных особенностей личность несовершеннолетнего характеризуется специфическим набором психологических свойств и качеств, которые подвергаясь воздействию неблагоприятных условий жизни и воспитания, нередко деформируются, повышая тем самым вероятность преступного поведения.
     Причинно - мотивационный комплекс подростковой преступности, как и преступности в целом, с одной стороны, обусловлен определенными особенностями личностных характеристик виновного, его психофизиологическими  данными, а с другой, формируется в процессе жизнедеятельности индивида в рамках определенного общества и под непосредственным его влиянием. В этой связи прав С.С. Рыжаков, утверждая, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в процессе воспитания и освоения социальных функций [43]. Отсюда возникает некое двуединство социального и биологического в человеке, его осознание себя частью общества, составляющим элементом сложной и многоликой социальной системы, что порождает как его личностное самосознание, так и восприятие в таковом качестве индивида окружающими.
     Личность  – по определению это относительно устойчивая, динамичная, социально-обусловленная совокупность духовных, общественно-политических и морально-волевых качеств человека, сознание и поступки которого характеризуются определенной степенью социальной зрелости и стремлением проявить свою индивидуальность, индивидуальные особенности [12].
     Сказанное выше предполагает целостно-системный характер личности преступника, как и личности вообще, и обусловливает ее криминологическое изучение одновременно в двух аспектах: с одной стороны как объект социальных связей и влияний, с другой - как субъекта, способного к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Отсюда можно выделить две грани одной категории, две взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы признаков, раскрывающих различные стороны подростка, как субъекта корыстно-ориентированной преступности: объективную и субъективную [27].
     При этом к первой подсистеме можно отнести  такие группы признаков как социально-демографические, уголовно-правовые и социально-психологические, иначе говоря, социальные позиции и роли, деятельность личности. Ко второй - индивидуально-психологические, т.е. нравственно-психологические и физиологические (биологические) [27].
     Анализ  криминологической характеристики несовершеннолетнего преступника  предполагает комплексный подход к  изучению различных сторон его личностных индивидуально-социальных проявлений. Однако учитывая многообразие и многогранность набора свойств и качеств человеческого существа, неразрывное единство, взаимосвязь и взаимообусловленность его социальной и биологической составляющих, представляется целесообразным остановиться на более существенных и значимых группах признаков, наиболее ярко и предметно характеризующих несовершеннолетнего как субъекта преступления корыстной направленности, что в полной мере отвечает целям настоящего исследования.
     Исходя  из сказанного, в рамках настоящей  работы всестороннему рассмотрению и анализу будут подвергнуты  социально-демографические, социально-психологические и индивидуально-психологические группы признаков, характеризующие личность корыстно ориентированного несовершеннолетнего правонарушителя [27].
     Некоторые из показателей, входящих в социально-демографическую  характеристику, были обзорно рассмотрены выше в связи с общей криминологической характеристикой корыстной преступности несовершеннолетних [19].
     Социально-демографическая  характеристика представляет собой  информацию о социальном статусе, определяющем личность преступника как объект и субъекта общественных отношений. Ее содержание включает следующие признаки: пол, возраст, образование, социальное, семейное положение и другие.
     Анализ  выявленных в результате проведенного исследования социально-демографических  признаков, позволил констатировать, что несовершеннолетний преступник, совершающий преступления корыстной направленности - это, как правило, лицо мужского пола. Доля девушек и юношей, совершивших корыстные преступления, соотносится приблизительно как 1:12 [19].
     Однако на фоне неоднородных региональных показателей наблюдается общий рост числа преступлений рассматриваемой категории, совершаемых лицами женского пола. Хотя, как уже было отмечено, девушками совершаются в основном преступления против собственности, данные опроса, проведенного среди сотрудников правоохранительных органов, свидетельствуют о значительном качественном преобразовании корыстной преступности несовершеннолетних женского пола. Растет число совершаемых ими корыстно-насильственных преступлений, при этом (частично затронем и социально-психологическую характеристику личности девушек) их противоправное поведение, по сравнению с юношами, часто отличается большей жестокостью, дерзостью и цинизмом при достижении корыстной цели [19].
     По  утверждению ряда криминологов, психологической особенностью рассматриваемой категории несовершеннолетних является более глубокая и резко выраженная деформация нравственно-психологических черт: пренебрежение к окружающим, попрание их достоинства, отрицательное отношение к принятым нормам поведения, моральная распущенность, грубость, упрямство, вспыльчивость и возбудимость. У несовершеннолетних девушек, совершивших преступление корыстной направленности, интенсивно формируется психология паразитизма, проявляемая в утрате интереса к учебе, работе, каким-либо действиям на пользу обществу в целом или коллективу в частности. «Личностная деформация приобретает у таких девушек крайне уродливые формы, начинаясь в более раннем возрасте, чем у юношей» [8].
     Российское  общество сегодня находится в состоянии аномии, причем криминализация общества привела к тому, что сегодня стирается грань между социально-позитивным и негативным поведением. Трансформационное общество сегодня оказывает негативное воздействие на процессы, происходящие в обществе
      
     Рисунок 1.2  Негативные последствия трансформационных  изменений в российском обществе ( Сулейманова С.Т.).
     Подрастающее  поколение изначально обречено на кризисную  социализацию в современных условиях, причем девиантное поведение сегодня  является большей нормой для подростков, чем законопослушное, общественно-полезное поведение. Отсутствие какой-либо идеологии, значимых ценностных ориентаций привело к тому, что современные подростки воспринимают элементы криминальной субкультуры как наиболее приоритетные в настоящее время. Негативные социальные причины становятся источниками конфликтности между обществом и подрастающим поколением. Наблюдая резкую поляризацию, подростки испытывают чувство разочарованности, что способствует увеличению фактов вовлечения подростков в криминальные группировки, в употребление наркотических средств, в занятие проституцией. Следствием трансформационных изменений является то, что многие подростки сегодня относятся к так называемой маргинальной среде. Особенно опасным является то, что у некоторых подростков вырабатывается особая система ценностей, с присущей ей глубокой враждебностью к существующим общественным институтам, крайними формами социальной неприспособленности и непринятием всего существующего [48].
     «Ребенок  – развивающееся существо, и каждое явление, в нем наблюдаемое, находится в процессе становления. Оно не раз и навсегда одно или другое…но может стать как одним, так и другим и фактически на наших глазах, в ходе воспитательной работы, становится то одним, то другим» [31,191]. Относительно подростка следует отметить  менее глубокое поражение личности по сравнению с взрослыми. Кроме того, это позволяет определенно говорить о различной степени криминализации несовершеннолетних преступников. Убедительное подтверждение этого содержатся в работах ряда авторов у В.Н.Кудрявцева, Н.С.Лейкиной, Г.М.Миньковского, А.М.Яковлева.
     Выделяя различные типы несовершеннолетних преступников, такие исследователи  как В.Н.Кудрявцев, А.М.Яковлева говорят  о неких условных группах подростков, для которых совершение преступления было:
     а) случайным, противоречащим общей направленности личности (25 – 35 %);
     б) вероятным в следствии общей  неустойчивости личностной направленности  (25 – 35 %);
     в) соответствующим общей направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации (30 – 40 %);
     г) соответствующим преступной установке  личности и включающим поиск или  создание необходимого повода и ситуации (10 – 15 %) [40].
     Данная  типология наглядно подтверждает неосознанный, случайный характер подростковой преступности, поскольку лишь 10 –15 % из общего числа имеют действительно преступную установку.
     Исследователи подростковой преступности отмечают, что она может быть обусловлена  как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, неадекватностью реакций, ригидностью поведения, склонностью к аффективным реакциям. Девиантное поведение, в значительной мере, обусловлено и неблагополучием семейного воспитания, иногда «гиперопекой» или крайне жестким обращением, неблагополучным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных педагогов. Первые проявления девиантного поведения – прогулы, драки, мелкое хулиганство, вызывающее поведение в обществе и так далее. «Это период когда степень испорченности еще не достаточно высока. Но отрицательное воздействие микросреды – ближайшее окружении, жизненные неурядицы, собственные ошибки и неправильные поступки – все это продолжалось в течение более или менее длительного времени, изменения личности накапливались и привели, наконец, к совершению преступления» [29].
     Своевременно  не пресеченные «легкие» формы асоциальных  проявлений закрепляются в соответствующие  стереотипы, формируется асоциальный  стиль поведения, который при  соответствующих условиях может  перерасти в устойчивое антисоциальное. Отвержение базовых социальных ценностей – такова первопричина социально - дезадаптированного поведения. «Социальная неадаптированность личности, ее отклоняющееся поведение связано с ослаблением социального контроля, попустительством. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность к самоограничению» [17].
     Безусловно, такая ситуация приводит к максимальному  отрицательному результату, если происходит на ранней стадии формирования личности, в подростковом возрасте.
     Поведение индивида определяется и тем, что  он себе запрещает и позволяет, то есть особенностями его психической  саморегуляции. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности над высшими.
     Как считает М.Е.Еникеев, - «каждый человек  обладает своим набором «значений для себя», индивидуальным классификационно-оценочным механизмом – личностным конструктом, определяющим меру возможных отклонений от норм в различных типовых ситуациях. В острых конфликтных ситуациях, в обстановке конфликта норм, условиях сложного взаимодействия сознания и подсознания возможна регрессия поведения» [17,89].
      В силу возрастных особенностей подростки  еще достаточно восприимчивы к внешним  влияниям. А.И.Миллер предполагает, что  «личность подростка – еще  глубоко не зрелая, во многом дисгармонична. Нравственное сознание пока что оторвано от реальности; картина, образ мира (представления о людских взаимоотношениях, оценки своих и чужих поступков и т.д.) несоразмерны действительным отношениям людей, подлинным оценкам происходящего» [37; 45]. Подросток часто судит по принципу «все или ничего», его внутреннее зрение носит контрастный характер, не замечая полутонов и переходных ступеней. При всем стремлении к самости и взрослости, при всем внешнем упрямстве подросток нередко сам не знает, чего хочет, какие конкретные жизненные и нравственные цели желал бы достичь. Именно поэтому он достаточно легко оказывается в ведомом состоянии. Это, к сожалению, открывает дорогу не только социально-положительному влиянию, которое часто связано с нотациями и назиданием. Поэтому в случае подростковой девиантности необходимо высоко профессиональное психолого-педагогическое сопровождение посткриминального этапа.
     Педагогическая  поддержка в различных источниках характеризуется как метод и  форма воспитания, технология образования, позиция педагога, как «свободное общение», «товарищеские отношения  взрослого и ребенка», их внутренний настрой [46]. Педагогический смысл поддержки в широком смысле связывается с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития детей, раскрытия и реализации их внутренних сил, формирования способности к самостоятельному действию и свободному выбору. Именно в таком ракурсе мы будем рассматривать поддержку в рамках данного исследования.
     Для того, чтобы обеспечить подростку  психолого-педагогическую поддержку, по мнению А.В. Мудрика, необходимо четко  осознавать источник проблемы делинквентности. Рассмотренная нами ранее схема позволяет сделать вывод, что механизм складывания антиобщественного и просоциального поведения одинаков. Проблема укореняется в личности, которая формируется под воздействием негативных условий жизни (на схеме соответствует первому этапу). Объективные противоречия в сфере экономики, быта, духовного развития, особенности образа жизни разных социальных групп, с одной стороны, порождают сложную жизненную ситуацию, а с другой, - противоречиво сказываются на формировании личности. «Под влиянием комплекса конкретных обстоятельств, среди которых не последняя роль принадлежит индивидуальным особенностям человека, может сложиться личность, для которой на психологическом уровне характерны: 
     а) ограниченность потребностей и интересов;
     б) нарушение равновесия между разными их видами;
     в) искажение ценностных ориентаций;
     г) антисоциальные способы удовлетворения потребностей и интересов. [37].
     Тем самым создается психологическая  основа для совершения преступления. Фундаментом для ее формирования являются отклонения в сфере потребностей человека.
     Закреплению полученного опыта асоциального поведения способствует опять же удовлетворение потребности в уважении, признании, и выстроенная на их основе самооценка. Многие авторы связывают  самооценку с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Несмотря на всю противоречивость современных данных о самооценке несовершеннолетних правонарушителей, практически общепризнанными являются представления о связи самооценки с девиантным и криминальным поведением. Наиболее распространенной является позиция о завышенной самооценке подростков - делинквентов (С.Н.Хоружий; Е.А.Яновская). По мнению сторонников другой точки зрения (например, Г.К.Валицкас, Ю.Б.Гиппенрейтер), уровень самооценки несовершеннолетних правонарушителей ниже, чем у правопослушных подростков. По мнению А.А.Реана,  которое видимо наиболее близко к истине, главное в проблеме подростков состоит в том, что самооценка у них находится в противоречии с оценкой социума, не соответствует внешней оценке (родителей, педагогов, класса и т.д.), при этом внешняя оценка всегда ниже (даже если самооценка достаточно адекватна). В условиях, когда самооценка не находит опоры в социуме, когда оценка другими постоянно низка, в сравнении с самооценкой, у человека развивается ощущение личностного дискомфорта. Подросток начинает искать выход из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве, группу, где его будут ценить, постоянно подтверждая это вербально, что и приведет к удовлетворению потребности в уважении и состоянию комфорта от принадлежности к группе. Но группа, в которую переходит подросток, уже совершивший преступление, в большинстве случаев опирается на контрнормативную шкалу ценностей, свойственную для подростков с девиантным поведением. В таком случае закрепление асоциального опыта практически неизбежно, особенно если учесть и обстановку, складывающуюся в воспитательной колонии [43].
       Однако, как указывает А.А.Реан, описанный  путь устранения противоречия  между самооценкой и оценкой окружающих может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит тогда, когда подросток находит социальную опору в группе, ориентированной на нормативную шкалу ценностей. Следовательно, существует лишь один эффективный путь решения этого психологического противоречия. Необходимо «подставить» подростку вместо асоциальной группы, другую группу – просоциальной ориентации, в которой бы он мог получить заслуженное одобрение, быть признанным, в силу чего его самооценка сможет получить адекватную опору в виде социальной оценки его личности [43]. Это и должно, по мнению А.А.Реану определять основное направление педагогической деятельности в условиях пенитенциарного учреждения для подростков. 
 

  Выводы по первой главе
     Таким  образом, делинквентность, определяемая  нами, как социо – педагогическая и психолога - биологическая  проблема, требует комплексного подхода в рассмотрении вопроса его критериев, то есть признаков, указывающих на наличие делинквентного в поведении подростков. В этом случае следует выделять несколько аспектов, имеющих уровневое значение:
     1) социально-правовой (как проблемы для общества в широком смысле);
     2) социально - педагогической ( неуважение старших по возрасту и статусу людей)
     3) социально - психолога - биологической (как проблемы для личности, то есть для себя общественного).
     Нам представляется, что первый уровень, являющийся поверхностным, и потому более разработанным, не определяет всей глубины проблемы  и поэтому  не обозначается нами как единственный, а дополняется двумя другими. Необходимо учитывать, что каждые три уровня по отношению друг к другу образуют причинно-следственную зависимость. Более того, думается, что при таком подходе возможно смешение критериев и факторов. Но данная ситуация основана на убежденности в психолого-педагогических механизмах возникновения девиантности и при наличии психолого-педагогических критериев проявление социально-правового – это лишь дело времени (особенно если учитывать современную ситуацию в обществе и кризисные моменты подросткового возраста).
     В то же время, такой подход позволяет  нам видеть комплексно все уровни проблемы; четко осознавать, что делинквентность требует комплексного решения и погружения на самые глубинные уровни. Это может стать основанием для более раннего ее диагностирования и, следовательно, более качественной профилактической работы в этом направлении.
     Наличие выделенных выше критериев для личности означает, прежде всего, то, что она  оказывается в дисгармоническом отношении с обществом, не может  найти в нем свою нишу, наладить устойчивые положительные связи.
     Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов. 
 
 

     Глава 2. Исследование проявлений делинквентного поведения  у подростков, обучающихся в среднем профессиональном образовательном учреждении 

     2.1. Характеристика базы и методов исследования 

     В соответствии с гипотезой и задачами исследования был разработан план педагогического  эксперимента: констатирующий, формирующий  и контрольный.
     Констатирующий  эксперимент проводился в 2011 учебном  году.
     Целью данного исследования было создание экспериментальной группы подростков из образовательного учреждения и выявление среди них склонных делинквентному поведению.
     Эксперимент проводился в Иркутском государственном Технологическом колледже. В нем участвовало 35 человек, возраст которых от 15 до 18 лет.
     Иркутский технологический колледж одно из крупнейших и конкурентоспособных  учреждений профессионального образования  Иркутского региона. Образован в  результате объединения Иркутского торгового училища и Иркутского заочного технологического техникума в 2005 г
     Ежегодно  в колледже обучается более 1000 человек. Возглавляет колледж заслуженный  учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук - Кофман Любовь Николаевна. Образовательный процесс осуществляют 60 инженерно-педагогических работников с высокими квалификационными категориями.
     Констатирующий  этап эксперимента включал в себя 3 диагностики:
      - Склонности к отклоняющему поведению (А,Н Орлова);
      - « Шкала враждебности» Кука  – Медлей;
      - Фрейбургдская анкета [21]
     Автором Диагностики «СОП» является А.Н. Орлов. Диагностика и выявление подростков склонных к дилинквентному поведению. Целью данной методики является выявление отклонений в поведении по восьми шкалам таких как: шкала женской социальной роли, шкала склонности к делинквентному поведению, шкала волевого контроля эмоциональных реакций, шкала склонности к агрессии и насилию, шкала склонности к самоповреждению и саморазрушению, шкала склонности к аддиктивному поведению, шкала склонности к нарушению норм и правил, шкала установки на социально - желаемые ответы. В данной методики интерпретация результатов производиться именно по восьми шкалам из за того, что эти шкалы считаются самыми распространенными видами девиантного поведения, которые способствуют развитию делинквентного поведения. Методика считается количественной, а не качественной, так как охватывает большое количество исследуемых человек, у методики заданна балловая шкала подсчета результата. Данная методика позволяет точно понять какое негативное явление имеет высокий уровень, а какой низкий. [21]
     « Шкала Враждебности» Кука – Медлей. Данная методика позволяет охватить большое количество респондентов, так как она входит в группу количественных методик. Целью данной методики является выявление уровня агрессии, цинизма, враждебности личности. В данной методики представлены три исследуемых качества личности, потому что именно в совокупности эти качества помогают выявить характер враждебности. В данной методики представлены 27 вопросов касающихся взаимодействия с окружающими. В связи с этим методика позволяет выявить вербальную и невербальную агрессию. Уровень циничности позволяет нам судить о искренности, доброжелательности респондента к окружающим. [21]
     Фрейбурдская  анкета агрессивности относиться качественно  – количественному методу, в основном направлена на выявление агрессии, но по мимо этого по данным в анкете вопросам можно судить о других негативных качествах личности ( низкая нравственность, уровень совести, и т.д). [21]
     В совокупности данные три методики помогают раскрыть среду развития делинквентного поведения, помогают понять на какое  негативное явления личности нужно  делать основной упор при коррекции, уже присвоенного явления или  явления которое ещё развивается и находиться на маргинальном этапе.
       Второй формирующий этап исследования, состоит из 6 блоков:
     1блок. В первом блоке эмперерического исследования были применены специальные упражнения для формирования у несовершеннолетних духовных ценностей. ( проигрывание проблемных ситуаций. Рефлексия) Проблемные ситуации составлялись нами, с учетом направления специальности, которую получает экспериментальная группа, для более успешного усвоения материала.

     2 блок. Во втором этапе данного исследования были подовраны видео ролики которые позволяют нам формировать нравственность  у подростков, также в данном блоке запланирована работа с родителями дискуссии с несовершеннолетними. В данном блоке представляются такие фильмы как: «Растление несовершеннолетних в школе», «Убийство детства - порнография, наркотики, мультфильмы», «О программе уничтожения семьи в России», «Безмолвный крик», « Мечта», « Наркотики», «Алкоголь – правда» данные видео созданы организацией «общее дело» для работы с подростками и их радетелями. С помощью данных видео – лекций подростки и их радетели смогут понят, что социально – негативные явления начинают развиваться с элементарных действий на которые в обыденной жизни не уделяют должного внимания. [53]

     3 блок. В данных блоках подобранны тренинговые занятия которые позволяют - научиться адоптироваться в социуме. ( тренинг),4 блок. Повышение самооценки у субъекта. ( игра Дебаты, тренинг ),5 блок. Развитие коммуникативных навыков. ( игра Дебаты, тренинг )
В выше представленных блоках реализовывались тренинговые упражнения такие как: приветствие и знакомство с ведущим, процедура знакомства с участниками « что в имени моём», установка внутри групповых правил», создание рисунка « моя визитная карточка», «испорченный телефон», « я тебя не понимаю», « не подходи ко мне», « королевство», групповая дискуссия « наши ожидания – наши опасения», « ритуал приветствия», « повороты», « договоримся?», « такие вот вопросы», « пойми меня», «переправа», « трио», « граффити», « запрещенные слова», «от чужого имени», « радуга чувств», «я источник – чувств», « такие разные чувства», дискуссия « как управлять своими чувствами», « замороженный» мы решили задачи использование механизмов межличностного общения в жизни, возможности преодоления жизненных трудностей, обеспечение достаточного уровня адаптации в кризисные периоды для этого нами были разработаны и адоптированы тренинговые занятия. Так же в данных блоках реализовывалась игра «дебаты» с помощью данной игры нарабатываются такие навыки как: исследовательские навыки, организационные навыки, навыки слушания и ведения записей, развитие критического мышления. [34]
6 блок. В заключительном блоке эмперерического исследования мы в форме лекций в дискуссионной форме давали материал подросткам для Формирование базовых компетенций у несовершеннолетнего по правам и обязанностям несовершеннолетнего ( уголовных, административный, гражданский кодексы) права и обязанности несовершеннолетнего,  наркозависимость, влияние ПАВ средств, виниричиские заболевания, суицидальное поведение – как распознать и предупредить. ( лекции дискуссионной формы)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.