На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административно-правовое положение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание:
     Введение…………………………………………………………………….3
     Глава 1. Административно-правовой статус органов  исполнительной власти.
      Понятие и правовой статус органов исполнительной власти……6
      Система и структура органов исполнительной власти………….12
     Глава 2. Административно-правовое положение Федеральной службы
по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации.
     2.1. История создания, цели и задачи Федеральной службы РФ по
контролю  за оборотом наркотиков…………………………………………….18
     2.2. Структура и задачи Федеральной службы России по контролю за
оборотом  наркотиков……………………………………………………………27
     2.3. Полномочия и основные направления  работы Управления Брянской области Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков……………………………………………………………………….33
     Заключение...……………………………………………………………...37
     Список  использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.
     Если  речь идет об исполнительной власти, о  государственной деятельности по её практической реализации, неизбежен  вопрос о том, какому именно государственно-властному  механизму, построенному на началах  разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция  РФ 1993 г. установила, что государственная  власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции  РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной  организации была построена и  соответствующим образом функционировала  система органов государственного управления. Она полностью соответствовала  одному из ведущих проявлений государственной  власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
       Соответственно органы государственного  управления в центре и на  местах являлись основными субъектами  административного права или  же носителями административной  правосубъектности. Иначе говоря, государственное управление как  самостоятельный вид деятельности  государства по реализации своих  задач и функций имело специального, конституционно закреплённого субъекта.
     Конституция РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление, как о самой исполнительной власти, так и о реализующих её органах. Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти
     Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства  и выступает от его имени, наделен  государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве  органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических  актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
     Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с  законодательством, наделена правом выступать  по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
     Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ является федеральным органом исполнительной власти специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, она также координирует деятельность иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области.
     В настоящее время этот государственный  орган, прежде всего, нацелен на борьбу с организованными преступными  группировками, которые формируют  наркопотоки и дилерские сети, которые создали механизмы легализации  денег, заработанных на наркоторговле. А эти деньги нередко используются для финансирования международного терроризма, что подвергает опасности  государственный суверенитет и  основы конституционного строя Российской Федерации. На сегодняшний день Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН) занимает достойное место в системе правоохранительных органов.
     Цель  курсовой работы состоит в рассмотрении административно-правового статуса Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, её основных задач в решении проблем, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
     - раскрыть понятие и правовой статус органов исполнительной власти;
     - дать общую характеристику системы и структуры органов исполнительной власти;
     - рассмотреть историю создания, цели и задачи  Федеральной службы по  контролю за оборотом наркотиков;
     - исследовать структуру и задачи Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков России;
     - раскрыть полномочия и основные  направления работы Федеральной  службы по контролю за оборотом  наркотиков по Брянской области.
     Нормативной базой исследования послужили Конституция  РФ, федеральные законы РФ, административное законодательство, Указы Президента РФ, а также ведомственные нормативно- правовые акты.
     Теоретической основой проделанной работы являются труды ученых-юристов (Давыдов С.И., Кузьменко А.В., Михайлов Б.П., Сергеева А.Н., Чистова Л. И., Щукин В.И. и др.).
     Достижению  поставленной цели и решению вышеназванных  задач посвящена структура данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы. 
 
 
 

     Глава 1. Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
      Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
     После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и  судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательстве федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственное управление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная власть реализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, что понятие «государственное управление»- более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду со своей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.
     Орган исполнительной власти - это государственная  организация, часть системы органов  государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения  исполнения законов и иных нормативных  правовых актов, реализации функций  государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных  форм и методов осуществления  управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих1.
     Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие  его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.
     Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным  разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную. Наличие в системе государственной  власти исполнительных органов - следствие  нормативного закрепления принципа разделения властей.
     Органы  исполнительной власти - это внешняя  форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой  исполнительной власти, посредством  которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.
     Работа  органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.
     Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов  и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.
     Деятельность  органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные  задачи и функции.
     Существует  организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие  в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных  управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного  органа. Каждая государственная должность  замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
     Органы  исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными  полномочиями, которые реализуются  в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов  других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных  правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов  задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции  органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В  содержание полномочий органов исполнительной власти входят: а) исполнительно-распорядительная деятельность; б) контрольно-надзорные функции; в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия; г) нормотворческая деятельность; д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность2.
     Орган исполнительной власти постоянно и  непрерывно действует на определенной территории РФ.
     Органы  исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций  государственного управления каждый орган  исполнительной власти имеет право  издавать правовые акты управления. В  законах и специальных нормативных  правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной  регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая  правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного  нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями  законов и развивают их, а также  обеспечивают решение возникающих  в сфере управления споров и административных дел.
     Определен нормативно установленный порядок  образования, формирования реорганизации  и ликвидации органа исполнительной власти.
     Каждый  орган исполнительной власти имеет  свое наименование. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена  ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
     Орган исполнительной власти - юридическое  лицо - имеет гербовую печать, может  вступать в гражданско-правовые отношения.
     Финансирование  органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета  или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
     Правовой  статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти  органы являются самостоятельными и  независимыми именно в осуществлении  предоставленных им полномочий. Независимость  органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.
     Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой  и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и  их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается  государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким  образом, штатное расписание устанавливает  организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления  и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.
     Органы  исполнительной власти обладают оперативной  самостоятельностью, границы которой  устанавливаются закреплённой за ними компетенцией; последняя определяет основы правового положения данного  органа либо в нормах Конституции  РФ (например, Правительства РФ), либо в нормах конституций и уставов  субъектов РФ, либо в нормах федерального и регионального законодательства, либо, наконец, в нормах индивидуальных положений о них, утверждаемых в  установленном порядке. Компетенция  исполнительного органа выражает его  задачи, обязанности, полномочия и ответственность.
     В её рамках исполнительные органы совершают  юридически значимые действия, Выражающие их административную право- и дееспособность. В этом смысле наиболее показательны различные варианты нормотворческой (установление правил поведения), правоисполнительной (обеспечение реализации законодательных  и подзаконных правил поведения) и правоохранительной (наблюдение за правильностью проведения в жизнь правовых норм) деятельности3.
     Характеризуя  исполнительные органы в целом, необходимо учитывать, что практически от их имени действуют и, соответственно, представляют их в конкретных управленческих отношениях должностные лица, сами по себе, естественно, исполнительными  органами не являющиеся.
     Каждый  орган исполнительной власти имеет  определённый для него действующим  законодательством территориальный  масштаб деятельности, учитывающий  особенности федеративного устройства РФ.
     Таковы  наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое  представление об административной правосубъектности органов исполнительной власти (исполнительных органов) или  же органов государственного управления.
     Орган исполнительной власти - это структурное  подразделение государственно-властного  механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного  функционирования в системе разделения властей с целью проведения в  жизнь (исполнения) законов в процессе руководства (регулирования) экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. 
 
 
 
 

     1.2. Система и структура органов исполнительной власти.
     В Российской Федерации создано множество  органов исполнительной власти, различающихся  по уровню их нахождения в структуре  исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу  образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который  лежит в основе классификации, можно  выделить следующие виды органов  исполнительной власти.
     1. По уровню нахождения органа  в системе исполнительной уластив  Российской Федерации (в зависимости  от федеративного государственного  устройства страны):
     а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные  министерства, федеральные службы, федеральные агентства);
     б) органы исполнительной власти субъектов  РФ: республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно - властные полномочия. Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.
     Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов  вышестоящим, так и известную  самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует  разрабатывать основные критерии распределения  полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления, а  также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
     2. По субъекту, в ведении которого  находится право формировать  (учреждать) органы:
     а) органы исполнительной власти, которые  формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру  образования этих органов к ведению  Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные  органы;
     б) органы исполнительной власти, которые  формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции  РФ, конституций (уставов) и законов  субъектов РФ. Право образования  этих органов отнесено к ведению  субъектов РФ.
     Органы  исполнительной власти, формируемые  в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим  федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в  субъекте РФ, подчиняется и главе  администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.
     3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:
     а) органы руководители, которых (главы  исполнительной власти) избираются населением на соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации  краев и областей, городов федерального значения);
     б) органы, формируемые в установленном  порядке высшими должностными лицами (Президент РФ) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).
     4. По организационно-правовым формам:
     а) правительства (Правительство РФ, Правительство  республики, города федерального значения, краев, областей);
     б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);
     в) федеральные службы и федеральные  агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);
     г) администрации;
     д) мэрии;
     е) департаменты, управления, главные  управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов  исполнительной власти, так и в  субъектах РФ).
     5. По характеру компетенции (или  содержанию деятельности):
     а) органы исполнительной власти общей  компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми  или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам  принадлежит так называемая общая  компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического  строительства на соответствующей  территории;
     б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление, подчиненными им отраслями  в различных сферах государственной  деятельности. Ими являются, как  правило, федеральные и республиканские  министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются  органы отраслевого управления, выступающие  структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и  осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;
     в) органы межотраслевой компетенции  выполняют специальные функции  для всех или, для большинства  отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой  компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.
     6. По порядку принятия управленческих  решений (правовых актов управления):
     а) коллегиальные органы;
     б) единоначальные органы.
     Структура федеральных органов исполнительной власти  представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Структура утверждается Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ 1993 г.
     В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
     Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
     Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
     Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
     Руководители  федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью  которых осуществляет Президент  РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа, определяется Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом.
     Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 представляет собой следующую систему федеральных органов исполнительной власти.
     I. Федеральные министерства, федеральные  службы и федеральные агентства,  руководство деятельностью которых  осуществляет Президент Российской  Федерации, федеральные службы  и федеральные агентства, подведомственные  этим федеральным министерствам. К таким министерствам относятся Министерство внутренних дел РФ (в структуре которого состоит Федеральная миграционная служба), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ.
     II. Федеральные министерства, руководство  деятельностью которых осуществляет  Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. К таким министерствам, в частности, относится Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ.
     III. Федеральные службы и федеральные  агентства, руководство деятельностью  которых осуществляет Правительство  РФ. Сюда относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное космическое агентство.
     Таким образом, можно сделать следующий  вывод. Согласно Конституции РФ система органов исполнительной власти имеет иерархическое строение, соответствует государственному устройству и определяет порядок взаимоотношений между различными уровнями исполнительной власти. При этом каждый уровень власти по вертикали имеет свой круг полномочий и свою зону ответственности, а наличие между ними отношений иерархии обеспечивает направленность их деятельности на решение однотипных задач.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Административно-правовое положение Федеральной  службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации.
     2.1. История создания, цели и задачи  Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.
     Совершенствование мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков невозможно без знания истории  теории вопроса, организационных и  правовых основ деятельности органов  и учреждений, ее осуществляющих.
     Документальное  подтверждение борьбы с употреблением  наркотических средств и психотропных веществ в России начинается с XIX века. До этого времени наблюдалось  лишь давление представителей православного  духовенства на славянских язычников, использовавших в своих обрядах  различные психотропные вещества растительного  происхождения4.
     Исследованию  этой темы посвящено много научных  трудов, один из наиболее полных - «Наркотики на Руси» Б. Калачева, в котором автор заглянул в самые истоки проблемы. Оказывается, с помощью зелья еще древние славянские жрецы вводили людей в транс, а также излечивали от недугов. Точный его состав сейчас определить трудно. Но по оценкам современных ученых, таких препаратов: галлюциногенных грибов, мхов, трав, ягод - древним волхвам было известно более ста наименований. Известно также, что викинги (варяги) перед боем употребляли в пищу отвар из мухоморов. Яд этих грибов полностью подавлял чувство страха и вызывал у воинов необузданную ярость к врагам5.
     С введением христианства на Руси язычество  ушло в подполье, - православные священники осуществляли выявление и поимку лиц, занимавшихся зельничеством и  ведовством. Так в Уставе князя  Владимира Святославовича статья 9 запрещает «зельничество», а статья 16 возлагает лечение больных на церковных людей. Изобличенных волхвов могли приговорить к штрафу в пользу церкви, а могли и сжечь на костре. Надо сказать, что жестокие меры по отношению к волхвам не имели поддержки у населения. Постепенно зельничество трансформировалось в народную медицину, использовавшую психотропные вещества, например, в целях обезболивания. Семена мака употребляли в пищу. Из конопли вили канаты6.
     В 1581 году российский монарх и его  окружение стали пользоваться услугами английского медика Джеймса Френча, открывшего первую царскую аптеку в  Москве. Из Западной Европы британец впервые  привез опиум, добываемый англичанами  в Индии. Несколько позднее Россия стала закупать это лекарство  у Англии оптом, но затем переключилась  на прямое приобретение наркотика в  странах Востока.
     В XVII веке надзорные функции за медициной  окончательно перешли от церкви к  воеводам, подчиненным Разбойному и  Земскому приказам. В следующем столетии Российская империя уже вступила в активные дипломатические сношения с Китаем. А в середине XIX века, когда ее границы расширились  и пришли в соприкосновение со странами Востока, при образовании  Амурской и Приморской областей, правительство  впервые столкнулось с курением опия, и сразу же последовал Указ о его запрещении.
     В периоды 1840-1842 и 1856 и 1860 гг. в Китае  происходили так называемые «Опиумные войны», ставшие следствием колониальной политики Англии, развязавшей против местного населения настоящий наркогеноцид. Российское правительство заняло в этом вопросе более цивилизованную позицию, запретив несколькими постановлениями экспорт опия в Китай. Вскоре при присоединении к России Туркестана было издано распоряжение и о запрете курения гашиша. По некоторым оценкам, в Средней Азии начала ХХ в. проживало не менее 1 млн. человек, интенсивно злоупотреблявших наркотиками, а контрабандный оборот опия и гашиша переваливал за сотни тонн. Чиновник по особым поручениям П. Григорьев, который специально в течение двух лет исследовал этот вопрос, сделал следующий вывод: «да, проблема есть, но ее разрешение - дело будущего и «это будущее, по всей вероятности, еще не скоро придет...».7 Как мы видим, его слова остаются актуальными и в настоящее время.
     В первые годы Советской власти спекуляция наркотиками официально признавалась «самой отвратительной из всех видов спекуляций». Специальным предписанием Совета народных комиссаров от 31 июля 1918 года «О борьбе со спекуляцией кокаином» структурам ВЧК и милиции вменялось в обязанность «беспощадно арестовывать всех этих мерзавцев, наживающих деньги на полном расстройстве жизни и здоровья огромного числа людей»8. Вместе с тем, в Уголовном кодексе 1922 года еще отсутствовали статьи, предусматривающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Такие дополнения в этот документ были внесены только через 3 года. В соответствии со статьей 140-д, изготовление, хранение и сбыт наркотиков наказывались лишением свободы на срок до 3 лет. А в Уголовном кодексе, принятом 22 ноября 1926 года, уже имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов.
     В советскую эпоху мощным сдерживающим фактором для распространения наркотиков служил так называемый «железный занавес», уклад жизни и идеологический настрой общества. Но уже с конца 60-х годов в СССР стали проявляться признаки ситуации, которую мы имеем сейчас.
     Большую и трагическую лепту в распространение  наркомании внесли война в Афганистане. Так в 1986 году министром внутренних дел А. Власовым была озвучена официальная  цифра - 46 тысяч человек состоят  на учете с диагнозом «наркомания». Спустя 4 года, в августе 1990 года, руководитель Главного управления уголовного розыска МВД СССР Н. Хромов назвал уже другую, значительно большую цифру - 1,5 миллиона человек, причем, по данным специалистов, более половины наркотиков, находившихся в незаконном обороте в России, производились за ее пределами. Это был один из негативных результатов политики открытости страны для международного сообщества.
     Важный  этап распространения наркомании с  Востока на территорию нашей страны связан с развалом Советского Союза  и массовой миграцией беженцев и  переселенцев стран СНГ.
     Начало  становления органов и учреждений, противодействующих незаконному обороту  наркотиков (НОН), относится к 1918 году с предписания СНК РСФСР о  борьбе со спекуляцией кокаином. В  это время в ВЧК организуется подотдел по борьбе со спекуляцией  кокаином (наркотиками) в составе  отдела по борьбе со спекуляцией. В  структуре НКВД подобное подразделение  не создавалось, хотя функции борьбы с незаконным оборотом наркотиков возлагались  на уголовный розыск9.
     По  предложению ВЦИК и СНК 9 апреля 1924 года Президиумом Госплана СССР создается  специальная Комиссия для организации  борьбы с незаконным распространением наркотиков. В протоколе заседания  Президиума Госплана зафиксировано: «Признать целесообразным организовать в Госплане при секции Внешней торговли комиссию по выяснению мер борьбы с производством и распространением опиума и других наркотических веществ с участием представителей от Народного Комиссариата Земледелия, Народного Комиссариата Здравоохранения, УПЭУ ВСНХ, Народного Комиссариата Внешней Торговли и Народного Комиссариата Иностранных Дел»10.
     По  ходатайству Центрального Административного  Управления НКВД РСФСР к заседаниям Комиссии регулярно привлекались представители  милиции. Вместе с другими членами Комиссии специалисты из НКВД принимали участие в разработке антинаркотических законодательных актов, решению иных ответственных вопросов в данной сфере.
     В 1935 году эта Комиссия, по-видимому, оказалась  реформирована. По крайней мере, нам  известно постановление СНК СССР от 29 июля 1935 г. «О возложении на Всесоюзную государственную инспекцию при СНК СССР наблюдения и контроля за оборотом в СССР опиума и других наркотических веществ». Таким образом, уже в 30-е годы в стране функционировали межведомственные государственные структуры, прямо отвечающие за наркоситуацию в стране11.
     Позднее, в 1937 году, с образованием службы по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС) линию борьбы с  наркобизнесом стали главным  образом доверять этой организационной  структуре милиции, так как в  незаконном обороте в основном преобладали  наркотикосодержащие лекарственные  препараты. Но и с других оперативных  аппаратов НКВД, МГБ, МВД СССР раскрытие  преступлений, связанных с наркотиками, не снималось12.
     Очередной взрыв наркопроблемы после гражданской  войны пришелся на вторую половину 50-х годов. В этот период УВД Омской области создает на базе аппарата уголовного розыска мобильную оперативно-служебную  группу (ОСГ). В ее состав вошли: 7 оперуполномоченных уголовного розыска (УР), один оперуполномоченный ИТУ, 4 оперуполномоченных органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ), один следователь  и члены КООД. За шесть лет ее существования эти специалисты  обезвредили 300 преступных организованных групп. Итогом работы указанной ОСГ  стал актуальный и для наших дней вывод: с незаконным оборотом наркотиков можно успешно бороться только на корпоративной внутриведомственной  и межведомственной основе.
     Специальным распоряжением Министерства охраны общественного порядка (МООП) РСФСР 18 января 1963 года лидирующей службой  милиции в этой сфере определяется уголовный розыск, где создается  специальное отделение в отделе по борьбе с преступлениями против жизни и здоровья граждан. Спустя 10 лет, 7 июля 1973 года на базе этого отделения  создается самостоятельный отдел  по борьбе с наркоманией УУР МВД  СССР со штатной численностью 6 человек. В органах внутренних дел этой проблемой занимались тогда 282 сотрудника. В борьбе с незаконным оборотом наркотиков аппараты уголовного розыска с 1963 года. признаются ведущими. Они наделяются функциями выявления крупных  сбытчиков наркотиков, организуют взаимодействие с оперативными аппаратами ИТУ, следствием, государственными учреждениями, общественными  организациями, средствами массовой информации и т.д.
     Вместе  с тем проблема наркомании в стране к середине 80-х годов значительно  обостряется, растет торговля наркотиками, увеличивается число лиц, злоупотребляющих ими. Последующие 10 лет не внесли серьезных  изменений в активизацию борьбы с НОН.
     Начиная с 1986 года намечаются кардинальные перемены в деятельности МВД СССР по противодействию  незаконному обороту наркотиков. Численность сотрудников отдела по борьбе с наркоманией в структуре  ГУУР увеличивается до 12 человек, а  общее число этих специалистов в  подразделениях министерства и его  региональных органах составило 409 человек13.
     Таким образом, к 1990 году в МВД СССР создается определенная система борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, организационно и структурно функционально адекватная внутриведомственному, межведомственному и международному направлениям работы. В целом задача борьбы с незаконным оборотом наркотиков по-прежнему возлагалась на подразделения уголовного розыска.
     Управление  по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД России не только руководит  деятельностью аналогичных подразделений  на местах, но и разрабатывает совместно  с заинтересованными министерствами и ведомствами единую стратегию  борьбы с незаконным оборотом наркотиков, осуществляет планирование этой работы и принимает меры противодействия  распространению наркомании. Управление осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности всех органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию  преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, занимается разоблачениям  особо опасных преступных групп, специализирующихся на распространении  наркотиков, располагающих межрегиональными и международными связями, а также  обеспечивает выполнение международных  обязательств по контролю за оборотом наркотиков и организует сотрудничество со специализированными подразделениями  стран СНГ и других государств в этой сфере.
     В мае 1998 года межведомственным приказом МВД, ГТК, ФСБ и ФПС России образуется Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного  оборота наркотиков при МВД России (на правах Управления). Это новое  организационное образование непосредственно  подчиняется УБНОН МВД России. Наконец, приказом МВД России в апреле 2000 года создается Оперативно-розыскная  часть МВД России также курируемая УБНОН МВД России.
     Решение о создании новой федеральной  структуры по борьбе с наркотиками  было принято 24 сентября 2002 года на заседании  Госсовета Российской Федерации, специально посвященном борьбе с наркотиками.11 марта 2003 года Владимир Путин подписал пакет указов, в результате которых  упразднил Федеральную службу налоговой  полиции, Федеральное агентство правительственной связи и информации, и передал функции ФПС в ведение ФСБ. Наследником ФСНП и стала новая структура.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.