На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Роль финансов в расширенном воспроизводстве. Рынок государственных ценных бумаг. Государство и финансовый контроль в РФ

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 


План работы:
    Роль финансов в расширенном воспроизводстве................................
3
2. Рынок государственных ценных бумаг……….................................... 7
3. Государство и финансовый контроль в РФ.......................................... 13
4. Список использованных источников..................................................... 17
 

    1. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.  

     Финансы — это система денежных отношений  в обществе по поводу образования  и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства. 

     1.1. Функции и роль финансов в расширенном воспроизводстве. 

     Сущность  финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую  финансами. В соответствии с этим выделим две функции финансов: образование денежных фондов и использование  денежных фондов. Часто категории  «финансы» присваивают не свойственные ей функции (аккумулирующая, стимулирующая, контрольная) из-за той роли, которую финансы выполняют в реальной действительности. В данном случае необходимо понять различие между общественным назначением экономической категории «финансы», что выражается через функции категории, и ролью категории в воспроизводственном процессе.
     Под ролью финансов следует понимать результаты их действия. Она шире и  многообразнее, чем функции финансов. Определяя роль финансов в производственном процессе, нельзя ограничиваться только сферой материального производства, подобное определение существенно снизило бы значимость финансов в национальной экономике. Будучи категорией распределения, финансы обслуживают производственный процесс в целом. Распределение, осуществляемое финансовым методом, начинается в сфере материального производства. Функционируя в этой сфере, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов и участвуют в создании новой стоимости; благодаря им распределяется реализованная стоимость и формируются доходы, накопления и отчисления; на их основе образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения разнообразных общественных потребностей. Финансы могут активно влиять на производство. Формируемые денежные фонды целевого назначения способны создавать предпосылки для изменения структуры и динамики производства.
     Начавшееся  в сфере материального производства финансовое распределение продолжается в сфере обращения, оказывая и  на нее свое влияние. В сфере обращения финансы выступают либо как необходимое условие для начала обменных операций (благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды специального целевого назначения), либо как их закономерное продолжение.
     В качестве инструмента распределения  финансы действуют и в сфере потребления, где происходит конечное использование ранее созданной стоимости.
     Использование финансов в общественном воспроизводстве  сопровождается получением определенных результатов, в которых наглядно проявляется роль этой категории. Роль финансов может быть различна в зависимости от изменения реальных условий их функционирования, направлений воздействия на общественное производство и т.п.
     Посредством финансов перераспределяется валовой  национальный продукт в целом. В этом заключается роль финансов государства.
     Финансы предприятий являются определяющим источником и стимулом к расширенному воспроизводству, однако воздействие  государственных финансов выражается не только в установлении налогового пространства для производственной сферы, но и в поддержке важных отраслей национальной экономики.
     В РФ через систему государственного бюджета и внебюджетных фондов перераспределяется более половины ВНП. В США через  государственные финансы распределяется 25 % ВНП. Государство участвует в  установлении производственных связей. Перераспределение ВНП осуществляется и между отраслями народного хозяйства. Это играет чрезвычайно важную роль в развитии отраслей и регионов.
     Финансы играют важную роль в воспроизводстве  рабочей силы, так как за счет финансов содержится сфера просвещения и здравоохранения.
     В целом можно говорить о таких  результатах действия финансов, как  аккумулирование, распределение, стимулирование, регулирование, планирование и контроль. Подобные роли присущи как государственным  финансам, так и финансам предприятий. Для финансов предприятий можно выделить и другие роли, но любая классификация является условной, поскольку данные роли финансов во многом взаимосвязаны, взаимозависимы и обусловлены многогранностью финансовых отношений.
     Аккумулирующая роль финансов выражается механизмом концентрации денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. На практике это выражается в формировании целевых фондов денежных средств различного направления использования.
     Распределительная роль финансов выражается в разделении валового национального продукта между  участниками процесса материального  производства, отраслями национальной экономики, бюджетами различных  уровней. Первичной основой распределения является создание основных (первичных) доходов в различных уровнях финансовой системы в процессе расширенного воспроизводства. При этом под воспроизводством понимают не только расширенное воспроизводство в рамках создания валового национального продукта, но и процесс воспроизводства самих финансовых отношений как непрерывного эволюционного процесса. Сумма этих доходов в рамках всего государства равна национальному доходу.
     Распределительная роль характерна для финансов на различных  стадиях кругооборота, начиная от процесса материально-технического снабжения и завершая реализацией и потреблением продукта производства и возросшей стоимости. 

      Стимулирующая роль финансов состоит в том, что  государство с помощью целой  системы финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие любого экономического процесса. Можно назвать следующие рычаги воздействия на экономические процессы: бюджет; цены и тарифы; налоги; экспортно-импортные пошлины.
     Регулирующая  роль финансов определяется основной характеристикой финансов как отношений, санкционированных государством. Посредством финансов и их механизмов регулируются основные макроэкономические пропорции экономики: уровень цен, объем валового национального продукта, процентные ставки и пр. Именно финансы стимулируют расширенное воспроизводство и определяют целесообразную деятельность по созданию централизованных и децентрализованных денежных средств, используемых на производственные и социальные нужды общества.
     Роль  планирования и контроля выражается в формулировании целей и выборе путей их достижения на основании  разграничения полномочий и предметов ведения между государством в лице органов государственной власти различного уровня, предприятиями и объединениями, населением в процессе подготовки прогнозов развития отраслей и секторов рынка, подготовке бизнес-планов, смет доходов и расходов домашних хозяйств. Планирование выражается через систему бюджетов и программ развития.
     Контроль  финансов выражается в деятельности по проверке соответствия фактического распределения валового национального  продукта и национального дохода плановым (целевым) показателям. Финансовый контроль охватывает сферу непосредственного производства национального дохода, т. е. деятельность предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, непроизводственную сферу, где национальный доход не создается, сферу распределения. Основной целью финансового контроля является обеспечение эффективности и рациональности расходования финансовых и экономических ресурсов и соблюдения всеми экономическими субъектами законодательства в области финансов.
     В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским). 

      1.2 Роль финансов в расширенном производстве 

     Расширенное воспроизводство - это непрерывное циклическое движение и расширение общественного богатства, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.
     Расширенное воспроизводство предполагает несколько  последовательных этапов (стадий), находящихся  в тесной взаимосвязи.
     1. Производство. Стадия производства предполагает непосредственное создание общественных продуктов, призванных удовлетворять человеческие потребности.
     2. Распределение. Стадия распределения предполагает определение вклада каждого человека в создание произведенной продукции (товаров, работ, услуг).
     3. Обмен. Стадия обмена предполагает встречную передачу одного продукта взамен другого.
     4. Потребление. Стадия потребления предполагает приобретение продукта потребителем для удовлетворения своей потребности в нем.
     Расширенное воспроизводство функционирует с помощью следующих инструментов:
1) различных  экономических рычагов;
2) товарно-денежных  отношений;
3) финансовых  отношений;
4) кредитных  отношений.
     Наиболее  важную роль в процессе расширенного производства играют:
1) государственные финансы;
2) финансы  предприятий.
     Государственные финансы - это один из блоков финансовой системы государства, основным назначением  которого является мобилизация финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и использование их на цели финансирования общегосударственных нужд. Государственные финансы формируются за счет следующих источников:
      1) обязательных налоговых платежей  и сборов;
      2) государственных пошлин;
      3) доходов государства от реализации  государственных предприятий;
      4) доходов, получаемых за счет ведения предприятиями хозяйственной деятельности.
     Государство мобилизует финансовые ресурсы для обеспечения выполнения возложенных на него функций, таких как:
      1) ускорение темпов экономического  роста, темпов роста валового  национального продукта, развития научно-технического прогресса;
      2) рационализация общественного производства;
      3) обеспечение нужд расширенного  воспроизводства;
      4) перераспределение финансовых ресурсов  из более благополучных отраслей  и регионов в отстающие регионы для обеспечения выравнивания уровня их развития;
      5) улучшение благосостояния и повышения  жизненного уровня населения  страны.
     Финансы предприятий - это центральное звено  финансовой системы государства, основное предназначение которого заключается  в том, чтобы:
      1) повысить уровень благосостояния  предприятия, увеличив объемы  денежных фондов;
      2) рационально использовать средства  денежных фондов, контролировать  их целевое расходование с  целью получения максимально  возможной прибыли в процессе  ведения производственной, финансовой, инвестиционной деятельности.
     Роль  финансов предприятия в расширенном  производстве велика потому, что:
      1) финансовые ресурсы предприятия  в условиях рыночной экономики  участвуют в процессе образования  валового национального продукта;
      2) предприятие - самостоятельный хозяйствующий  субъект, в руках которого сконцентрирована  большая часть финансовых ресурсов, в его обязанности входит уплата  налогов в государственную казну. 
 


     2. Рынок государственных ценных бумаг 

     В условиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга - агрегированной характеристикой этого дефицита.
     В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги. Рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.
     Рынок государственных ценных бумаг –  важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и  наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.
     В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента  государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.
     Таким образом, рынки государственных ценных бумаг играют важную роль в финансировании государственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой системы, регулировании экономической активности.
     Правительство может привлечь краткосрочные и  долгосрочные средства за счет продажи разных видов ценных бумаг инвесторам, что требует значительного доверия к нему общества и абсолютной готовности правительства к выполнению своих обязательств. Это особенно касается стран с переходной экономикой, правительство которых привыкли изымать значительную часть доходов у юридических лиц и использовать прямые кредиты центрального банка для покрытия расходов бюджета.
     В ведущих странах мира накоплен богатый  опыт в рыночном управлении государственным  долгом, введены в практику различные виды государственных финансовых инструментов, моделируются и выпускаются разнообразные финансовые государственные обязательства, отвечающие интересам различных групп населения и институциональных инвесторов (торговых и промышленных фирм, банков и финансовых компаний).
     Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного  колебания курса государственных  ценных бумаг. Это сделает их одним  из наиболее востребованных товаров  на фондовой биржи.
     Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.
     Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который  обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное  размещение ценных бумаг. Вторичный  рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.
     По  организационным формам различают  биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.
     Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.
     Операции  с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.
     Фондовая  биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий  рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.
      Государство как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:
- финансирования текущего бюджетного дефицита;
- погашения ранее размещенных займов;
- обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
- сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;
- обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;
- финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
- поддержки социально значимых учреждений и организаций.
     Как уже раньше было сказано одним  из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных  средств путем продажи государственных  ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.
     Следует отметить, что необходимость выпуска  долговых инструментов может появиться  в связи с потребностью погашения  ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.
     Выпуск  некоторых видов государственных  ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.
     Государственные ценные бумаги могут выпускаться  для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также  для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
     Финансирование  государственного долга посредством  выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с  помощью банковских кредитов. Это  связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.
     К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся  следующие ценные бумаги: государственные  облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.
     Облигация - это долговое денежное обязательство, по которому кредитор предоставляет  эмитенту заем. Эмитент, выпустивший  ценную бумагу, обязуется уплатить владельцу облигации в оговоренный  срок номинальную стоимость бумаги и ежегодно (до погашения) фиксированный или плавающий процент. Значит облигацией признается ценная бумага, закрепляющая право держателя на получение от эмитента в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
      Таким образом, облигация является ценной бумагой, удостоверяющей отношение займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим ее (эмитентом, должником) и удостоверяют:
• факт предоставления владельцем бумаги денежных средств эмитенту;
• обязательство эмитента вернуть долг через определенное время;
• право инвестора получать в виде вознаграждения за предоставленные денежные средства определенный процент от номинальной стоимости облигации;
• процент по облигациям остается постоянным или изменяется незначительно. Поэтому облигации - ценные бумаги с фиксированным доходом или твердо доходные бумаги.
     Облигации выпускаются с целью привлечения  денежных средства для покрытия госбюджета и реализации государственных проектов и служат источником финансирования расходов бюджета, превышающих доходы, а также являются формой сбережений средств граждан и организаций и получения ими дохода.
     Существуют  разные виды облигаций зависимо от эмитента, способа выплаты дохода, сроков действия, на которые они выпускаются, условий обращения и их надежности.
     Государственные облигации выпускают центральные  органы управления. Как правило, эмитентом  является Министерство финансов. Полученные средства направлены на покрытие бюджетного дефицита или финансирования определенных инвестиционных проектов. Облигации местных займов выпускают местные органы управления.
     В зависимости от способа выплаты  дохода различают процентные, дисконтные и конвертируемые облигации. Процентные облигации предусматривают выплату дохода в виде годового процента, что устанавливается до номинальной стоимости. По дисконтным доход формируется в виде разницы между номинальной стоимостью и ценами покупки. Конвертируемые облигации предусматривают не выплату дохода, а обмен их на новые. При этом номинальная стоимость приобретенных облигаций увеличивается, то есть доход образуется за счет разницы между номинальной стоимостью новых и предыдущих облигаций
     На  облигации указана номинальная  стоимость. Она может быть продана за сумму меньшую, чем номинальная стоимость (со скидкой). Тогда лицо, выпустившее ее, обязано возместить ее держателю в предусмотренный срок номинальную стоимость. Доход держателя в этом случае образуется в виде разницы между номинальной и продажной ценой. Облигация может быть продана по номинальной стоимости либо по рыночной цене. В этом случае лицо, выпустившее облигацию, обязано возместить ее держателю в предусмотренный срок номинальную стоимость и уплатить ему фиксированный процент. При покупке облигации по номиналу доход держателя равен полученному проценту. При перепродаже облигаций по рыночной цене держатель ее имеет доход или убыток в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи и доход в виде процента. В случае фиксированного процента облигации - твердо доходные ценные бумаги.
     По  срокам различают срочные, бессрочные и облигации с правом досрочного погашения. Срочные выпускаются  на определенные периоды, которые не могут изменяться. В зависимости  от продолжительности периода они  делятся на краткосрочные (до одного - двух лет), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (более пяти – десяти лет). Следует заметить что, в каждой стране существует свой подход к определению терминов разделения облигаций на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
     В зависимости от условий обращения  облигации, делят на две группы: со свободным и ограниченным обращением в зависимости от прав на их переход  от одного к другому владельцу.
     По  надежности облигации делятся на обеспеченные и не обеспеченные. Обеспеченные облигации предусматривают гарантии их погашения и выплаты дохода в соответствии с установленными сроками. Обеспечением таких облигаций может быть недвижимое имущество, земля. Государственные облигации независимо от того, указывается или нет объекты и формы их обеспечения, всегда считаются обеспеченными, поскольку государство не может обанкротится и всегда имеет достаточные ресурсы. Поэтому его облигации выступают эталоном надежности.
     Казначейские  обязательства – вид ценных бумаг  на предъявителя, что размещаются среди населения, и свидетельствуют об внесении их владельцами средств в бюджет и дают право на получение финансового дохода. Выпускают такие виды казначейских обязательств: краткосрочные (до одного года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 до 10 лет).
     Краткосрочные казначейские векселя являются формой долгового обязательства государства, выпускаются на срок, как правило, до одного года под покрытие бюджетного дефицита с выплатой дохода в виде дисконта. Таким образом, краткосрочные казначейские векселя - государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах одного года со времени их выпуска и реализуемые с дисконтом, т. е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (либо продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.