На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Национализм в России - идеология и практика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ
 
 
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
 
 
КАФЕДРА  ПОЛИТОЛОГИИ
 
 
РЕФЕРАТ
 
Национализм в России – идеология и практика
 
 
 
 
 
 
 
                                                   Выполнил студент 2 курса
                                                   группы № 2106
                                                   факультета ГиМУ
                                                   Шамров И.И.
 
                                                   Проверил:
                                                   преп. Ульянов А.В.
                                                   дата сдачи: 16.05.2011
                                                   оценка:     
                                                   Подпись руководителя:   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2011
     ОГЛАВЛЕНИЕ
 
     ВВЕДЕНИЕ  .......................................................................................  3
 
     ГЛАВА 1. Истоки национализма …………………………………  5
     ГЛАВА 2. Истоки национализма в Росси  ……............................ 12
     ГЛАВА 3. Модели русского национализма   …………………………  15
 
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………    19
 
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………..   20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение
     Национализм — это система идейно-ценностных ориентаций, признающих приоритет национальной идеи в политической жизни общества.
     Национализм - идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
     Национализм - доктрина и политическая практика, основанная на представлении, что основу государственности, хозяйственных  и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.
     Разные  политические идеологии обычно проявляются  в национальных формах, отражающих особенности положения, интересов, менталитета, культурных и иных традиций определенных наций. В тех случаях, когда национальная проблематика доминирует над социальной, когда содержание идеологии стоится на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп, она является националистической.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1
     Национализм в его современном понимании  зародился в XVIII веке как форма  протеста против национального угнетения  и бесправия. Предпосылкой его возникновения  явилось развитие коммуникации между  представителями этносов и формирование у них общей национальной идентичности. Будучи направленной против национального угнетения, колониальной зависимости и различных форм дискриминации, национальная идеология играет прогрессивную роль: способствует консолидации и освобождению нации, созданию самостоятельных государств, развитию национальной культуры и развитию национальных интересов. Однако в современном мире при уважении государством прав человека, при обеспечении им равноправия всех наций, она утрачивает всякое прогрессивное, гуманное содержание.
     Национальная  идеология складывается на основе реальных национальных общностей людей, однако гипертрофирует, преувеличивает значение национальных различий и достоинств собственной нации. Используя национальное самосознание, патриотические чувства, лингвистическое и иное этническое родство, она трансформирует их во враждебную, агрессивную позицию по отношению к другим нациям.
     В современном мире ее распространение  базируется на методах манипулирования  сознанием людей, изощренных технологиях  массового обмана с помощью СМИ.
     Национализм как идеология - разновидность группового эгоизма, не признающая равноправия  наций и их представителей.
     Фашистская  идеология - крайне радикальная форма  национализма. Она трактует понятие  нация как высшую вечную общность, основанную на единстве крови. Все нации делятся на высшие и низшие. При этом первые должны господствовать над вторыми, безжалостно подавляя сопротивление вплоть до уничтожения.
     Классический  образец фашизма - Италия в 20-30е года XX века, идеология движения Муссолини.
     Широко  распространенными проявлениями национализма в наши дни выступают сепаратизм и изоляционизм, разрывающие естественные связи между народами и наносящие  ущерб гражданам всех наций.
     Националистические  идеи и ценности обычно распространяют политические элиты и правители для реализации своих корыстных целей: оправдания собственных претензий на власть, отвлечение населения от провалов в политике, захватов чужих богатств и д.р.
     Широкое политическое влияние имеют религиозные  идеологии, например, христианско-демократическая, исламский фундаментализм, идеология «зеленых».
     Политические  направления национализма: демократия, фашизм, коммунизм.
     Черты национализма:
     · Основан на требовании, что правительства  и управляемые должны обладать культурной идентичностью;
     · Культурный национализм стремиться сохранить или восстановить национальное наследие;
     · Развитие современных систем массовых коммуникаций облегчает распространение  объединяющей национальной идеологии;
     · Национальные идеологии привлекательны для подчиненных классов, обеспечивая для них некоторую защиту от эксплуатации;
     · В XXI веке национализм ассоциируется  с экономическим развитием стран  третьего мира и с борьбой за региональное равенство в обществах.
 
Глава 2
     Россия  складывалась в многонациональную страну под давлением различных обстоятельств. Объединение народов проходило как добровольно, так и принудительно.
     В тех случаях, когда присоединение  достигалось посредством принуждения, оно чаще всего диктовалось настоятельными потреб-ностями обеспечения безопасности этих рубежей на представлявших постоянную угрозу направлениях.
     В отличие от практики других стран  Запада и Востока, присое-диненные к  России народы не подвергались унизительной дискриминации в системе управления.
     Для них она чаще всего имела не прямое, а косвенное предназначение, без посягатель-ства на основные нормы их общественного быта, при соблюдении уважительного отношения к их обычаям и религиозным приверженностям.
     Внутренняя  самостоятельность многонациональных  сообществ и внешние российские административные ограничения указывают на то, что в государственную систему России было заложено не подав-ление, а именно политический компромисс.
     Россия, формально провозглашенная федерацией в 1918 г., прошла сложный и противоречивый путь развития. Как известно, большинство федераций в мире создавалось путем объединения народов или территорий в единое сложносоставное государство. Образование таких государств происходило в направлении снизу вверх, путем передачи региональными органами власти части принадлежащих им прав федеральным органам государственной власти на основе разграничения полномочий между ними. В связи с этим в подавляющем большинстве даже многонациональных федеративных государств, не говоря уже о мононациональных, в основу их был положен территориальный принцип управления, имеющий целью приближение органа власти к населению и управляемой территории.
     Российская  Федерация формировалась иначе. Это обусловлено рядом объективных  и субъективных причин. Уже к концу  первой мировой войны царизм начал утрачивать контроль над частью окраинных территорий, которые ранее в условиях авторитарного политического режима жестко управлялись из центра. Смена формы правления (переход от монархии к буржуазной республике) еще более ослабила единство и территориальную целостность страны.
     В "наследство" большевикам досталось  территориально раздробленная страна с разваленным механизмом государственной  власти. Очевидно, что у них оставался  один выход - провозгласить федерацию  национального типа, положив в  основу ее создания принцип автономизации. То есть, федерация создавалась не по традиционному типу объединения нескольких частей в одно целое, а, наоборот, путем передачи центральной властью части полномочий на места.
     Естественно, что центральная власть стремилась либо превратить эту процедуру в формальный акт, либо сохранить возможность контролировать и вмешиваться в осуществление власти органами субъектов федерации.
     Россия  в советское время представляла собой сложное образование, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфесий. Этническим ядром страны являются русские, составляющие более 80% ее народонаселения.
     Однако, это не позволяет отнести страну к типу моноэтнических государств, поскольку территория России является исторической родиной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность.
     Этнополитический  процесс в стране протекает по-разному  в зависимости от специфики сложившихся социокультурных и социально-экономических регионов страны.
     Можно выделить четыре региона активного проявления этнополитического процесса:
     - российский север (территория расселения финно-угорских народов),
     -южно-сибирский  район (зона политической активности якутов, тувинцев, бурят),
     -татаро-башкирский  район, северокавказский.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3
Следует различать «классическую» и «постклассическую» мо-дели русского национализма.
Для первой свойственна  жесткая зависимость политической практики от идеологических ценно-стей и иерархичность в постановке и реализации идеологических целей.
К разновидностям классической модели в России можно отнести этнический, патриархальный и державный национализм.
Этнический национализм  основывается на идее «кровного» родства  и «врожденности» национальной идеи Его сторонники, не-смотря на малочисленность, стремятся к созданию военизиро-ванных дружин, выступают с экстремистских позиций под лозунгом «Россия для русского народа».
Патриархальный  национализм, уподобляющий нацию «боль-шой  семье», ссылается на общинные традиции русской деревни. Его идеалом  является допетровская Россия. Представители этого течения ведут в основном просветительскую деятельность с целью национального воспитания.
Державный национализм. Его сторонники проповедуют идею державы как безальтер-нативного  типа российской государственности, основанной на мощном военном потенциале, жесткой вертикальной структуре государственной власти и приоритете управляемой государством экономики. Используется лозунг «соборности», приверженности русского народа православным традициям, социальной справед-ливости и «духу суверенности нации».
Постклассический  национализм в России интересен  тем, что его идейно-ценностные компоненты более прагматичны. Действуя по принципу политической целесооб-разности, он способен к компромиссу.
ГЛАВА 2 Националистические тенденции в общественной жизни России в конце 20 - начале 21 веков
2.1 Скинхеды - субкультура  националистического толка. История  движения, особенности организации
Одним из проявлений националистического характера  в России в 90-е годы 20 века стало  появление молодежного националистического движения.
Националистические  группировки или скинхеды - это  участники относительно нового неформального  движения. Слово «скинхеды» происходит от слияния двух английских слов: skin - кожа и head - голова. В России представители  этого движения предпочитают называть себя бритоголовыми.
Впервые скинхеды появились в конце 60-х годов  в Европе в рабочих предместьях  Лондона. На западе опубликовано большое  количество исследований, в которых  приводится несколько причин возникновения  этого движения. Одна из главных - начавшийся в то время бурный приток эмигрантов из стран «третьего мира», которые стали дешевой рабочей силой и стали вытеснять из некоторых сфер производства и торговли коренных британцев. Скинхеды в то время носили модные пиджаки с подбитыми плечами и слушали афроамериканскую музыку. В 1969 году в английских портовых городах начались массовые драки между ними и американскими морскими пехотинцами, среди которых было много афроамериканцев. Именно тогда выработался их стиль одежды, используемый и сейчас в Европе и России. Это была короткая военная куртка без воротника, узкие, высоко закатанные джинсы на подтяжках, тяжелые ботинки из толстой свиной кожи. Такая форма помогала в драке. Афроамериканскую музыку вытесняет арийский стиль «Ой» - белый рок.
К началу 80-х годов движение становится довольно массовым и распространяется по Европе, постепенно добираясь до Австралии и Южной Америки. Бурно развивается индустрия скинхедов, особенно музыкальная. Появляются десятки скинхедовских музыкальных групп. В Европе выпускается много аудиокассет с записями гитлеровских военных маршей и видеокассет нацистских фильмов, в частности «Триумф воли» любимого режиссера Гитлера Лени Риффеншталя Беликов С.Бритоголовая культура.//Литературная Россия, №4, 26.01.01. C.12. Популярны у скинов майки с цифрами 88 - порядковый номер двух «н» в немецком алфавите, что означает «Хаиль Гитлер», 14 - символ фразы на английском языке из 14 слов «Мы должны сохранить существование наших людей и будущее для белых детей» и 18 - числовое обозначение первых двух букв имени Адольф Гитлер. Символика скинов восходит к обожаемому ими Третьему рейху и кельтской мифологии. Есть и собственный символ - скрещенные молотки. Но все же основной их знак - кельтский крест.
В начале 90-х  годов первые скинхеды появляются и в России. Сначала их увидели в Москве, с той поры ставшей считаться идеологическим и духовным центром движения. В это время в Москве насчитывалось всего несколько десятков поклонников скин-культуры и идеологии.
В 1993 - 1994 годах  численность московских скинхедов достигла 150 - 200 человек. Их деятельность уже активно влияла на криминальные сводки столицы. Подобные группировки начинают возникать в других крупных городах России, и, прежде всего в Санкт-Петербурге, Ростове и Волгограде Беликов С.Бритоголовая культура.//Литературная Россия, №4, 26.01.01. С.12.
Начиная с середины 90-х годов, общее число бритоголовых превышает 1000 человек, их субкультура  и идеология становятся заметным явлением в мире российского политэкстремизма правого толка. В движении наметился определенный рост и оживление. В Москве стал выходить журнал «Под ноль» - первый в России печатный орган движения.
С 1994 - 1998 годов  среди бритоголовых произошел гигантский скачок в численности и организованности. Их общее число увеличивается в несколько раз. В Москве и Петербурге появляются довольно крупные группировки. В Москве в 1998 году насчитывается около 20 объединений. Активность скиндвижения приобретает катастрофические размеры, чаще происходят столкновения с иностранцами.
Все возрастающее количество неонацистов и выросший при этом спрос на скинхедовскую атрибутику породили целую скин-индустрию, созданную исключительно для неонацистов. Вместо одного журнала «Под ноль», нерегулярно выходившего в Москве, появляется несколько новых изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвертка». Увеличилось и число музыкальных скин-групп, многие из которых известны по всей России. Из их числа - «Штурм», «Вандал», «Ультиматум».
Стоит отметить, что про скинхедов часто писала газета Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова. Наиболее активно писал о скинхедах и о музыке стиля «Ой» журнал «Железный марш».
В данных журналах и газетах, часть из которых издавалась нелегально, поются настоящие гимны  будущим спасителям Земли от зла. Субкультура приносит весьма ощутимый доход. Например, группа «Коловрат» призывает своих поклонников покупать односторонние футболки черного цвета с надписью «Коловрат. Россия», и с цветным изображением креста с логотипом группы на груди, а также на правом рукаве Ивлев К. Об истории национализма.//Патриот, №25, 2003 год. С.10.
В Москве есть свои сформировавшиеся «точки», где практически  всегда можно купить экстремистские газеты, журналы, музыкальные альбомы, нашивки. Неплохой доход приносят видеокассеты с нацистскими фильмами. Становятся востребованы «Маин Кампф» Адольфа Гитлера и «Мир 20 века» одного из главных идеологов нацизма Альфреда Розенберга.
В Краснодаре на «Арбате» можно и сейчас приобрести кулон или кольцо с фашистской свастикой, а в магазине «Черепаха» - купить немецкую военную форму с нашивками со времен Второй Мировой войны.
Сколько на сегодняшний  день в России националистических организаций, точно сказать невозможно. 99% таких  объединений состоит из 3 - 5 человек, очень часто один и тот же человек  состоит в нескольких организациях одновременно. По данным МВД, только в Москве нацистские группировки располагают тремя тысячами активистов. Кроме того, еще около 30 тысяч человек, проживающих в столице, так или иначе, связаны с экстремистскими организациями ультраправого толка. Что же касается молодежных группировок - «скинхедов», то в столице их более 10 тысяч Соколов М.Радикальное националистическое движение в путинской России: современное состояние и ближайшие перспективы
3.1 Возрождение  националистический взглядов после распада СССР
Распад СССР изменил расстановку политических сил в мире, перед Россией и  другими государствами появилась  проблема их будущего, их самоопределения  в мировом сообществе.
В 90-е годы Россия переживала подъем националистических настроений. Деятельность русских националистических группировок и организаций, черносотенные издания начинают пользоваться поддержкой националистически ориентированного общества. В качестве одного из факторов, влияющих на происходящие в обществе процессы, выступает в сфере национальных отношений определенная традиция националистического характера среды русских настроений. В то же время антирусский национализм существовал в Прибалтике и на Украине, в Грузии и Азербайджане, в республиках Средней Азии. Источником националистических настроений было то, что в межнациональных отношениях в СССР действовал не только фактор «дружбы народов», но и по ряду причин возникали скрытые напряжения и негативное восприятие людей другой национальности.
Распад СССР вместо того, чтобы смягчить межнациональные противоречия, привел к их обострению и появлению новых проблем и противоречий практически во всех государствах на территории бывшего СССР, так как республики стали суверенными, и появилась возможность решить оставшиеся от прошлого проблемы в общих интересах.
С разрушением  Советского Союза 25 миллионов русских  лишились Родины, оказавшись в сопредельных с Россией, но уже других государствах. В некоторых бывших республиках  СССР их стали притеснять и вытеснять  из страны, они начали подвергаться дискриминации по национальному признаку. Следует учесть, что власти недооценивали остроту национальных проблем в СССР, а российские политики в своей борьбе за власть данный вопрос вообще игнорировали. Таким образом, идея национального возрождения и сплочения русского народа во имя «Великой России» становится главной идеей националистических сил сегодня.
Идейно-психологический  комплекс национализма, как свидетельствует  исторический опыт, проявил себя в  политике либо в виде жестких и  кровавых фашистских диктатур, либо в форме авторитарных режимов Келле В. Национализм и будущее России. - URL:http://www.ntv.com/Russia [27.02.03]. В системе межнациональных отношений эта политика ориентирована не на утверждение равенства наций, а на доминирование, прежде всего, своей нации над другими во всех сферах общественной жизни.
Русский национализм  неоднороден. Имеются его более  умеренные и более откровенные  крайние проявления. Последние не утруждают себя теоретическими изысканиями, а берут готовое из идейного арсенала немецкого фашизма, лишь несколько адаптируя его идеологию к современным российским условиям.
Всплеск настроений в поддержку национализма в России в период кризиса 90-х годов связан с распространением целей, которые  русские националисты поставили  перед собой: выведение страны из кризиса, из экономического и политического хаоса путем сплочения нации под знаменем национальных ценностей и т.д.
Исследователь А.Верховский отмечает, что развитие национальных настроений связано с  географическим положением субъектов РФ. Он отмечает, что в большинстве субъектов РФ, включая те, в которых традиционно развита субкультура радикального национализма (например, Санкт-Петербург, Новосибирская область), распространение крайних радикальных националистических идей ограничивается маргинальными группировками. Исключения составляют регионы, в которых в результате губернаторских выборов к власти пришли политические деятели национально-патриотического толка: Кондратенко Н. в Краснодарском крае, Михайлов Е. в Псковской области Верховский А.Национализм и ксенофобия в российском обществе. - М.,1998. С.17-18.
Можно сказать, что гражданам, выбирающим себе националистов  в качестве руководителей, близки националистические взгляды. Отчасти это связано  со сложной ситуацией в соответствующих  регионах. Оба региона пограничные. Относительно богатый Краснодарский  край граничит со взрывоопасным и «этнически чуждым» Кавказом. Относительно бедная и неблагоприятная Псковская область - с процветающими и тоже «этнически чуждыми» Эстонией и Латвией, которые претендуют на земли, которые в России принято считать исконными и в которых существуют реальные проблемы с правами этнических русских. Таким образом, существуют некоторые объективные предпосылки к росту национальных настроений среди населения в данных регионах. Верховский также отмечает факт этнической дискриминации в Краснодарском крае: администрация Кондратенко активно боролась с пропиской лиц армянской национальности, мотивируя эти действия тем, что в результате наплыва армян, например, в Сочи нарушается «демографический баланс».
В некоторых  изданиях отмечается, что новый губернатор Краснодарского края А.Ткачев, сменивший Кондратенко, также известный своей радикальной риторикой и политикой по отношению к проживающим в крае этническим меньшинствам, своей позицией способствует росту национализма в обществе. В Интернете помещена информация, что в 2002году он дал интервью газете «Московские новости», в котором заявил: «Армян в нашем крае уже больше миллиона, а еще турки-месхетинцы, курды, цыгане, таджики, грузины. Ими власти займутся в ближайшее время. Мы увеличим штраф за отсутствие регистрации до 6 тысяч рублей и будем смотреть на окончания фамилий. Фамилии, оканчивающиеся на «ян», «дзе», «швили», «оглы», незаконны так же, как и их носители». Но эти заявления не имели далеко идущих последствий, а количество иностранных граждан в Краснодарском крае продолжает расти. Работа по наведению порядка в крае ведется в рамках закона. 30 марта 2004 года в программе «Основной инстинкт» Ткачев заявил, что он выступает против агрессивного проявления национализма и дискриминации, и в то же время считает, что улучшать уровень жизни следует в первую очередь русскому населению.
3.2 Партии националистической  направленности. РНЕ: история, основные  программные положения, методы  работы
Кризисная ситуация, возникшая в начале 90-х годов  в политической жизни России, способствовала возникновению различных организаций националистического толка.
В общей массе  этих организаций необходимо отметить возродившуюся «Черную сотню» http://www.sotnia.ru/chsotnia/t2002/.htm [02.10.03]. Это была православная организация, главными задачами которой являлось «оцерковление» русского народа и установление в России Русской власти.
Организация «Черная  сотня» сформировалась летом 1992 года, ее лидером стал Штильмарк Александр  Робертович, во главе «Черной сотни» стоял Совет. Организация находилась в плохих отношениях с РНЕ; с мая по декабрь 1993 года «Черная сотня» состояла в унии с Русским национальным союзом. С 1992 года издается газета- бюллетень «Черная сотня», содержание которой сводилось к антисемитским статьям и историческим экскурсам.
Необходимо обратить внимание на цели данной организации. Она выступала за братские отношения  народов России, за воссоздание Единой, Великой и Неделимой Российской Империи. Территории, находящиеся ныне вне границ РФ, но входившие в  Российскую империю до 1917 года, добровольно могут входить в состав России. «Черная сотня» отвергала практику национально-территориального деления государства, а также принципы отделения церкви от государства. Стоит отметить, что данная организация осудила войну в Чечне, а 16 января 1995 года провела митинг по поводу военных действий в Чечне.
Вот основные пункты программы «Черной сотни»:
? православная  церковь - основа духовного здоровья  народа;
? воссоздание  единой и неделимой России;
? предприятия  тяжелой промышленности, оборонных отраслей, а также транспорт и банки переходят в собственность государства;
? поддержка отечественных  предпринимателей;
? введение церковной  цензуры, следящей за недопущением  пропаганды насилия;
? земля передается  в собственность тем, кто ее  обрабатывает, без права продажи, но с правом наследования;
? запрещение  деятельности сект и иностранных  проповедников на территории  России;
? введение более  строгих наказаний за тяжкие  уголовные преступления;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.