На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История становления российского менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. История становления российского менеджмента...........................4
      Исторические аспекты развития науки управления…………………….4
      Особенности становления менеджмента в России………………………6
      Основные направления российского менеджмента в XXI в……………8
Глава 2.Специфические черты и основные характеристики российского менеджмента…………………………………………………………………..11
      Анализ особенностей развития менеджмента в мировом масштабе…11
      Современные системы управления в России…………………………...13
      Основные особенности и характерные черты российского
менеджмента…………………………………………………………………..15
Глава 3.Проблемы и перспективы развития управления в России……....19
      Исследование факторов сдерживающих развитие менеджмента в России……………………………………………………………………..19
      Выявление перспективных направлений современной науки управления в России……………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………..27
Список  используемой литературы…………………………………………...28 

 


     Введение.

 
     Возникновения менеджмента началось с первым сознательным трудом человека. Он показывает людей, выполняющих функцию, и указывает на должностное и социальное положение.
     Актуальность  данной темы в том, что современный  менеджмент - это профессиональная деятельность, которая является базовой  в дисциплине образования. Менеджмент способствует социальному и экономическому развитию. Менеджмент - вид профессиональной деятельности, который  направлен  на достижение улучшение результатов  в работе организации с использованием множества методов, функции и  принципов. Профессия «менеджер» сейчас востребована как никогда, так как  странна, перешла к рыночным отношениям, и она нуждается в грамотных руководителях, которые умеют руководить людьми и общаться с ними, знали бы все, что важно для этого предприятия, умели принимать решения для достижения основных задач фирмы, сотрудничать с предприятиями на выгодных условиях. Этим они помогут улучшить экономику России, для полноценного развития.
     Цель  данной работы - выявить особенности  процесса развития и формирования менеджмента  в России.
     В рамках рассматриваемой темы необходимо решение следующих задач:
    выявить особенности зарождение и становления менеджмента в российской действительности;
    провести сравнительный анализ  российской и зарубежной практики развития менеджмента;
    обозначить основные проблемы и перспективные направления развития науки управления в России.

     Глава 1. История становления российского менеджмента

      Исторические  аспекты развития науки управления
 
            Развития становления науки управления  можно охарактеризовать как непрерывность  процесса совершенствования жизнедеятельности  людей, объединенных для совместного  проживания. Этот процесс можно  расценить как неизбежный, происходящий  в современном обществе и прежде  всего в его экономике. Из  этого следует, что процесс  становления российского менеджмента  можно условно разделить на  несколько этапов:
           Первый этап  достижения в управлении  считается древний Шумер и его образование, особый слой «жрецов-бизнесменов» связанные с торговыми операциями. Именно эта «школа» управления получила название религиозно-коммерческой.
           Второй этап относится к 1760 г. до н.э.  он связан  с деятельностью царя Хаммурапи, который издал свод законов об управлении государством.
     С его помощью стали регулироваться все общественные отношения между  разными социальными группами населения.
             Третий этап  связан с государственными методами правления, а точнее их применения. И контроля за деятельностью в сфере производства и строительства, во времена Навуходоносора II  (605-562 гг. до  н.э.).
           Четвертый этап можно отнести к зарождениям капитализма и началом прогресса европейской цивилизации и датируется периодом XVII-XVIII вв. н.э.  В этот период произошло отделение процесса управления от владельцев  собственностью это и сесть основой зарождения профессионального менеджмента.
          Роберт Оуэн проводил своё  время за изучением достижения  целей организации с помощью  персонала. Он предоставлял жильё  рабочим, улучшал им условия  их труда, разрабатывал приемы  открытой и самое главное справедливой оценки результатов рабочего, ввел дополнительные выплаты отличившимся рабочим1.
     Но  в реформах не видели здравого смысла и его примеру не последовали.  Примеры описанные  Робертом Оуэном в начале XIX в., не вызывали у бизнесменов интереса к проводимым им реформам. Реформы Роберта  Оуэна были феноменально новаторские для того времени
            Пятый этап  называют бюрократическим, потому что преобразования в теории стало создание концепции образования бюрократии, она позволила сформировать структуры иерархии управления, вести нормы, установить обязанности менеджеров и должностные обязанности.
             Шестой этап  можно назвать, как «тихая управленческая революция», её особенность в том, что те проблемы, которые были основными стали применяться в рамках действующих структур, постепенно дополняя и приспосабливая к новому существованию, в довольно быстро изменяющейся рыночной среде.
              Из-за столь долгого периода  развития менеджмента, управление считалось чисто прагматическим и до настоящего времени не рассматривалось в виде подхода к способам и средствам, методам процессам управления и субъектам и объектам.
               Сейчас формируется направления  научных положений  и научных  мыслей системного управления,  когда российские предприятия,  организации и фирмы, делая  большой шаг  в мировую экономическую  систему хозяйствования, сразу же  попадают в нелегкие  условия  конкуренции товаров и услуг.  В таких условиях важно быстрота  действий менеджеров,   решения  которых  опирается  на анализ  результатов состоянии всех компонентов,  входящих в объект управления. 
 

     Основные  принципы управления: 

     
    формирование  структур управления для всех уровней  организации экономики;
    централизация  органов управления экономикой страны;
    отраслевой метод управления экономикой;
    единоначалие в управлении;
    разделение труда;
    строжайшая дисциплина труда;
    учет и контроль результатов труда   и мерой потребления;
    поощрение инициативы;
    стимулирование труда;
    стабильное закрепление кадров;
    концентрация ресурсов на главных направлениях  развития   общества.
           Основная задача современного  этапа развития - это ухватиться  за  мировой опыт управления  и, опираясь на собственные  достижения в науке управления  и в ее применении, внедрить  его  экономические отношения  которые сейчас строятся  вновь,  и на этих основаниях добиться  выхода странны на мировой  уровень. 

     
      Особенности становления менеджмента  в России
     Предпринимательская деятельность в малом масштабе (малое  предпринимательство) не зарекомендовало  себя в России и не стало конкурентоспособным. Но десятилетний путь становления и  развития не может пройти бесследно  и на этом основании можно сделать  вывод, что в каждом этапе развития малое предпринимательство вносило вклад в реализацию целей экономической политики страны. Несмотря на то, что малое предпринимательство довольно уязвимо, дальнейшее развитие нашей страны в области экономики может быть только с учетом этой деятельности.
     Малое предпринимательство прошло три  этапа развития, и на каждом этапе  оно решало комплекс проблем, которые  касались собственного становления, так  и вопросы общего экономического порядка.2
     Первый  этап (1991-1994) характеризуется определением места малых предприятий в  создании хозяйственной системы. Создании стратегий для поддержки малого предприятия, определение приоритетов его развития. Данный этап ,можно считать этапом "проб и ошибок".
     Второй  этап (1995-1998). Выявление концепций  для развития малого предпринимательства. Нахождение новых реальных методов  помощи малым предприятиям с возможностью регионам самим решать эти вопросы. Но предпринимательство в сфере  хозяйствования не было создано, и становление  конкурентного производства становится проблемой. 
     Третий  этап - современный. Главной чертой этого этапа становится обеспечение  благоприятных условий для развития малой предпринимательской деятельности на основе повышения качества и поддержки  на государственном уровне.
     Главной задачей является, что в кредитно-финансовую систему страны можно внедрить отработку  прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства. Эту задачу, несмотря на дефицит бюджета можно решить привлечением внебюджетных источников. Государство считает для себя поддержку малых предприятий важнейшей задачей. Но так, же остаётся открытым вопрос о международном сотрудничестве в этой, же сфере.
      Основные направления российского менеджмента в XXI в.
Главным событием, которое влияет на специфику  управления, является национальный менталитет. В наше время ментальности присуще различное значение. Начало рыночных отношений сподвигло к формированию российского менеджмента.
     Его развитие зависит: Во-первых от того насколько развит уровень товарного производства. Менеджмент неотъемлемо присущ товарному производству. Формирование рыночной экономики в Российской Федерации, это так же процесс становления менеджмента.
     Во-вторых, от технического прогресса и развития общества в этой сфере. Так научно технический прогресс в 19 веке- начале 20, заключался в переходе от ремесленничества к машинному производству. Так же поменялось управление и при переходе к конвейерному производству. И сейчас при переходе к новейшим автоматизированным системам и технологиям управление меняется.
     1.Концепция  прямого копирования теории управления с запада, не учитывает особенностей российского менталитета. России “надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...” 3. Чтобы это осуществить, надо только перевести учебники с теорией и практикой европейского управления на русский язык. И просто использовать эти знания в практике. Процент использования этой концепции очень велик, из-за того что это довольно легко сделать. Но легкость не означает безопасность. Если вспомнить теорию «монетаризма» и концепция « шоковой терапии» их применение было неадаптированное к  России. Так и при использование этой концепции может стать потрясением.
     2.Концепция  адаптации западной теории менеджмента, это не просто копирование теории с запада, а приспособление к российским условиям, менталитету и т.д. Но и здесь есть проблема. А какую именно теорию нужно адаптировать. Системы управления Японии, США, Западной Европы сильно отличаются между собой. Какую бы теорию мы не взяли, мы все равно используем теорию, которая настроена на данную страну, их ментальность, на развитие этой странны, на их жителей. Здесь целесообразно вспомнить слова М.Вебера: “ Капитализм западного типа мог возникнуть только в западной цивилизации”. 4 В 80-х годах в России своевременный уход с работы, опоздание, воровство- стали нормой и сейчас изменений в лучшую сторону нет. Из-за этого в системе национального менеджмента придется внести поправку на борьбу с «несунами», опоздавшими и разработать новые методы повышения качества. Исходя из этого мы можем сделать вывод что адаптированные теории, не принесут желаемого успеха в российскую экономику.
     3.Концепция  создания российской теории менеджмента, включает в себя российскую ментальность с использованием аспектов мирового опыта управления. Здесь не возможно прямое копирование любой из теорий, но и отрицать достижения западной и восточной школы управления тоже нельзя. И то и другое как мы уже выяснили не применимо.  А.Маршалл утверждал, что: “ Экономическая наука это не совокупность конкретной истины, а лишь орудие для открытия конкретной истины”5. Это высказывание полностью можно перенести и на науку менеджмент. Из этого следует, что менеджмент в России должен иметь свои формы и методы управления, содержания которые соответствуют российскому менталитету. Существует два подхода в понимании российского менеджмента:
    первый подход - полное отрицание возможности и необходимости менеджмента в России из-за особенностей исторического и национально-культурного характера;
    второй подход - не следует преувеличивать российскую специфику, нужно брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой, так как процессы научно-технического прогресса одинаковы во всех странах.
     Российский  менеджмент – осмысление западных теорий их опыта и учет российской специфики, т.е. совокупность мирового управления (эффективного), и отечественного опыта, на базе российских, национальных, исторический особенностей.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Специфичные черты и основные характеристики российского менеджмента

 
     
      Анализ  особенностей развития менеджмента в  мировом масштабе
         Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных направления. На смену старому, традиционному направлению, в менеджменте нашедшему свое отражение в так называемой американской модели, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели менеджмента, приходит неформальное направление, которое можно охарактеризовать, как «информационное». Многое из опыта в области менеджмента других стран могло бы быть полезным и в российской практике.
         Рассмотрим  американскую, японскую, европейскую  модель управления и сравним с  российской моделью развития управления.
         Американская  модель отличается особой демократизацией  управления. Здесь высоки требования к нормативно-правовой базе, открытости информации, сведения об акционерах и  др.
         Вся система управления основывалась и  основывается на общих принципах, которые  условно можно разделить на две  равноценные части. Основная мысль  первой части заключается в создании доверия между руководителями и  подчиненными, между самими подчиненными за счет ясности в подходах управления через стимулирование труда.
         Вторая  часть включает те принципы управления, которые свойственны только этой фирме и предлагают развитие у  работников анархии и индивидуализма. Считается, что в таких искусственно созданных условиях работник должен планировать и управлять своей  судьбой и соответственно координировать свое трудовое поведение.6
         1.Четкая  кадровая политика.
         2. Единый социальный статус работников.
         3. Привлечение на работу специалистов  высшей квалификации.
         4. Поощрение несогласия.
         5. Поощрение горизонтальных связей. 

         В Германии (европейская модель) распространено привлечение широких слоев населения к участию в собственности корпорации. Для этого используются налоговые льготы для акционерных обществ и массовых вкладчиков.
         В Японии управление опирается на коллективных акционеров. В их число входят крупные  финансовые организации и корпорации, объединенные совместным владение и  управлением. Японская система управления и стимулирования труда основывается на следующих положениях:
         1.Пожизненный  наём рабочих и служащих.
         2.Принцип  «старшинства» 
         3.Разносторонняя  подготовка кадров.
         4.Планомерное  перемещение кадров из одного  функционального подразделения  в другое.
         5.Система  горизонтальной координации, предполагает, что на низовом уровне создается  сеть специальных управленческих  органов, которые позволяют оперативно  и результативно решать большинство  организационных и управленческих  вопросов.
         6.Особая  процедура принятия решений. 

         В России складывается своя модель корпоративного управления, наряду с общими чертами, сходными с известными в мировой  политике моделями, начинают формироваться  и свои особенности. Важную роль в  формировании российской модели корпоративного управления играет государство. Оно создает и регулирует нормативно-правовую базу деятельности корпораций - открытых акционерных обществ.7 
     

     
      Современные системы управления в России
     Новая управленческая парадигма была сформирована на почве изменений в общественно  мировом развитии. Начало XX в. являлся индустриальным периодом для многих стран мира. Вторая половина этого же века констатировала странами лидера, что начался переход к постиндустриальному развитию, а для неё характерны новые закономерности и черты. Послужило этому изменению научно-технический прогресс и сосредоточенность на производственном потенциале, особенно в годы Великой Отечественной Войны. Уже после войны в мире произошло изменение экономики, главной частью которого стала отрасль, которые удовлетворяют потребности человечества. Современные системы управления были сформулированы в 70-80-е годы, когда экономическая среда радикально менялась. В таблице №1 приведены различия взглядов на управление старой парадигмой и  новой парадигмой.
     В условиях предпринимательства и  его структуры старые принципы управления перестали «работать» и поэтому  пришлось пересматривать эти принципы. В литературе « тихая управленческая революция» это новая система  подхода к управлению. Его основные положения заключаются не в кардинально  резком изменении сложившихся структур, методов и систем менеджмента, а  постепенно дополняя их и приспосабливая к новым условиям. Расширенное  использование получают системы  на основе экстренных решений, они учитываются как непривычность и неожиданность будущего развития.
     Таблица 1.
     Основные  положения старой и новой парадигм управления.8
     Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.)      Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др.)
     1 . Предприятие  это закрытая  система, цели, задачи и условия  деятельности которой достаточно  стабильны      1 . Предприятие это открытая система,  рассматриваемая в единстве факторов  внутренней и внешней среды
     2. Рост масштабов производства  продукции и услуг как главный  фактор успеха и конкурентоспособности             2. Ориентация не на объемы выпуска,  а на качество продукции и  услуг, на удовлетворение потребителей
     Рациональная  организация производства, эффективное  использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента        Ситуационный  подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования  фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго  плана 
 
 
 
Продолжение таблицы 1.
     Главный источник прибавочной стоимости  производственный рабочий и производительность его труда      Главный источник прибавочной стоимости  люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциал
     Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы            Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства      
 
 
     
      Основные  особенности и  характерные черты
     Определяют  два подхода в понимании российского  менеджмента. Первый подход гласит, что  нет необходимости менеджмента  в России. Объясняется это тем, чтобы применить западную модель менеджмента у нас присутствуют затруднения в сфере национально-культурного  и исторического характера. Второй подход исключает влияние российской специфики на развитие управления, следуя тому, что процесс НТП одинаковый, можно сделать вывод, что надо брать готовую модель менеджмента  и использовать ее, потому что положительных факторов больше чем отрицательных.
           

     Рис. 1.Основные черты  и специфика российского  менеджмента.
     Есть  и те, и другие факторы. При рассмотрение и оценивание можно выявить что помогает, а что затрудняет менеджменту в России.  

     1.  Регионально-политический аспект, конечно  же, создает трудности Российскому менеджменту. Из-за того что экономика находиться в зависимости от политических процессов, создается опасения при инвестировании.                                                                                                                                      Но в России присутствует склонность к спонсорству и благотворительности. В переходном этапе они помогают в решение проблем изменения управления.
     2.  В менеджменте, как и в большинстве других сфер деятельности, неотъемлемым важным фактором является профессионализм кадров менеджеров, экономистов, финансистов. Большое значение имеет профессионализм управления, который определяет главное подготовку кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России система подготовки в стадии становления.
     3.  В каждой стране есть свои  традиции организационной культуры. Это можно увидеть в отношении  к видам организации. Организационные  культуры Японии и Германии  в мире очень заметны. Россия  тоже имеет собственную организационную  культуру, которая была создана  на исторических фактах и оставила  отпечаток на современном управлении. Западная и российская организационная культура пересекаются в российском менеджменте. Но присутствие в российской культуре научно-интеллектуального потенциала, способствует менеджменту, он может сыграть положительную роль в его развитии. Если человек хорошо понимает что ему нужно, то он качественно сделает работу.
     4.   Российское состояние экономики  можно охарактеризовать структурой  деформирования. У нас много хозяйственных комплексов, военно-промышленных предприятий, но остаётся не развитым малое и средние предприятие. В менеджменте много что зависит от экономической структуры, однако, у нас хороший опыт и использования государственного  регулирования экономики. Если его принять в новых задачах реформирования то это поможет достичь нужного эффекта, а так же способствования создания нового управления.
     5.   Но в России остался и прежний  подход к управлению. Его можно  охарактеризовать как смещение  внимание руководителя с главных  проблем экономики на проблемы  технического характера. Это не  сбалансированный подход к решению  проблем. Но наш опыт освоение  высоких технологий может пригодиться  в построении нового управления. Если бы мы смогли освоить полностью эти высокие технологии, то в нас и в нашем опыте есть те черты, которые необходимы в управлении.
      6.  Хоть наша страна стремиться  к рыночной экономики, но мы переживаем переходный период. Это когда действуют и старые методы управления и новые, создающие трудности для менеджмента.
     7.   Российский менталитет даёт определенные  возможности в особенности в решении проблем, к их подходам, в реакции на происходящие ситуации. Он влияет на использование западного менеджмента, создавая трудности, но очень отличается от самого западного менталитета. Но наш менталитет собрал многие качества одно из них, потребность в целеустремленности, которое согласуется с идеями менеджмента и отвечает этим условиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3.Проблемы и перспективы  развития управления в России

 
     
      Исследование  факторов сдерживающих развития менеджмента  в России
 
     В Российской Федерации наше образование  построено больше на теории, нежели на практике и обучение менеджеров не исключение. Практика  считается, увы, не главным делом, нежели теория. Складывается предположение ,что при хорошем знание теории новоиспеченный менеджер найдет выход из любой практической ситуации, но в Европе подход к этому совсем другой. Там, теоретические знания для Руководителя не очень важны, можно сказать они не являются для него обязательными.
     В западной теории управления есть самый  главный вывод, для менеджера  важно уметь управлять и руководить ресурсами и людьми. При этом знание теории приветствуется, но не в обязательном порядке.9.
     Считается, что технический специалист может попросить технической помощи без ущерба для своего авторитета, но технический специалист не может попросить других принять за него административное решение. Кроме того, считается, что “менеджмент никогда не будет точной наукой. Для этого в нем слишком много внешних переменных”.10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.