На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Личность и темперамент

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
  Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
  Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт 
 
 
 
 
 
 
 

  ЛИЧНОСТЬ  И ТЕМПЕРАМЕНТ 
  Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Кемерово
  2011  г
  Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
  Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
  Гуманитарно-педагогический факультет
  Кафедра истории и педагогики 
 

  ЛИЧНОСТЬ  И ТЕМПЕРАМЕНТ  

  Курсовая  работа 

                 Исполнитель: Хмельницкий Иван Геннадьевич
                 Студент ГП 1-10-2068
                                                                    Научный руководитель:
                 Кабанова Анна Владимировна
                 Исп. наук, доцент ______________
                 Зав. кафедрой: _______________
                  Исп. наук, доцент ____________
                 Дата допуска к  защите _____________ 
             
             
             

  Кемерово
  2011 

  С о д е р ж а н и е 

   Введение ……………………………………………………………… 4

  ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………….. 6
  1. Из истории учения о темпераменте  ……………………………. .6
  2. Понятие темперамента ………………………………………….. 13
  3. Типология темпераментов ……………………………………….  18
  3.1. Понятие о типе темперамента  ………………………………… 18
  3.2. Свойства темперамента, определяющие  психологическую
  характеристику  типов темпераментов ……………………………..19
  3.3.Типы  темперамента……………………………………………….21
  4. Роль темперамента в трудовой  и учебной деятельности ………26
  5. Темперамент и индивидуальный  стиль деятельности ………….28
  6. Темперамент и личность ………………………………………….29
  Заключение ……………………………………………………………32
  Список  использованной литературы………………………………. 33 
 
 

  Введение
  Люди  начинаются знакомиться с понятием «темперамент» очень рано. Еще  в детстве мы замечаем, что одни из нас более подвижные, веселые настойчивые, а другие медлительные застенчивые, неторопливые в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.
  Наблюдения  показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.
  Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент является динамической характеристикой человека и что от темперамента зависят психический темп и ритм, быстрота возникновения чувств, их длительность и устойчивость, смекалистость, направленность на определенные контакты с предметами и людьми, на интерес человека к себе или другим [2].
  Темперамент относится к числу таких психологических  понятий, о которых "все знают". Давая характеристику своим знакомым, мы то и дело употребляем названия различных темпераментов - об одном утверждаем: "типичный холерик", другого именуем "сангвиником", третьего - "флегматиком", четвертого - "меланхоликом". Да и себя обычно относим к одной из четырех категорий.
  Оказывается, чаще всего люди считают себя холериками или сангвиниками. Флегматики попадаются реже, а уж в меланхоличности, как бы стыдясь, редко кто соглашается признаться. Между тем, люди самого различного темперамента могут добиться высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Если взять крупнейших писателей, то А.И.Герцен был типичным сангвиником, И.А.Крылов - флегматиком, А.С.Пушкин - холериком, а Н.В.Гоголь - меланхоликом. Знакомство с понятием и типологией темпераментов позволяет не только удовлетворить познавательный интерес. Знания в этой области необходимы для профессиональной деятельности педагога при выборе индивидуального подхода к процессу обучения, для руководителей всех уровней при построении тактики деловых взаимоотношений с подчиненными, при выборе профессии, а также при профессиональном отборе, при общении людей друг с другом, при выработке профессиональных навыков и т.д.  
 
 
 
 
 

  ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ 
    Из истории учений о темпераменте
  Учение  о темпераменте возникло еще в  древности. Слово «темперамент»  в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Под темпераментом он понимал анатомо-физиологические и психологические индивидуальные особенности человека. Согласно теории Гиппократа, различия между людьми определяются соотношением основных видов жидкостей в их организме. При правильном их смешении человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. По Гиппократу, таковых жидкостей четыре: кровь, два сорта желчи и слизь (или лимфа). У сангвиников преобладает кровь (лат. sanguis), у холериков - желтая желчь (лат. chole),у флегматиков - слизь (лат. phegma). И наконец, меланхолики - это люди с избытком черной желчи (лат. melanos chole). Названия темпераментов сохранились до наших дней.
  Дальнейшее  развитие учения о темпераменте происходило  в следующих направлениях.
  Римский врач Гален (II в.), характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.
  Немецкий  философ И.Кант в конце XYIII в. рассматривает  темперамент только как психические  свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Кант утверждал, что у сангвиника основное стремление есть стремление к наслаждению, соединенное с легкой возбуждаемостью чувствований и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно.  Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.
  У меланхолика господствующая наклонность  есть наклонность к печали. Безделица его оскорбляет, ему все кажется, что им пренебрегают. Его желания носят грустный оттенок.
  Холерический  темперамент обнаруживает замечательную  силу в деятельности, энергию и  настойчивость, когда находится  под влиянием какой-нибудь страсти. Его страсти мгновенно воспламеняются от малейшего препятствия, и его гордость, мстительность, честолюбие, сила его чувств не знают пределов, когда душа его находится под влиянием страсти.
  Флегматику легче, чем для других, удержаться от скорого решения, чтобы обдумать его прежде. Он трудно раздражается, редко жалуется, переносит свои страдания терпеливо и мало возмущается страданиями других. ([1], с.208)
  С древнейших времен исследователи, наблюдая значительное разнообразие поведения, совпадающие с различиями в телосложении и физиологических функциях, пытались их упорядочивать, каким-то образом их группировать. Так возникли самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Так наибольшее распространение получила типология, предложенная Э.Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу “Строение тела и характер”. Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституциональных типа ([4],[5],[6]):
1. Лептосоматик (астенический тип)- характеризуется хрупким телосложением высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые.
2. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее.
3. Атлетик- человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.
4. Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).
  С названными типами строения тела Кречмер  соотносит 3 выделенных типа темперамента, которые он называет: шизотимик, иксотимик и циклотимик. Шизотимик имеет астеническое телосложение, он замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. В отличие от него иксотимик обладает атлетическим телосложением. Это спокойный маловпечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах [4],[5].
  Теория  Э.Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела  популярность концепция темперамента У.Шелдона, сформулированная в 40-х годах  нашего столетия. В основе взглядов Шелдона также лежит предположение о том, что тело и темперамент - это 2 параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Им выделены 3 типа ([4], [5], [6]):
1. Эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы);
2. Мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань);
3. Эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань).
  При этом людям с эндоморфным типом  свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани; мезоморфному типу свойственно иметь стройное и крепкое тело, большую физическую устойчивость и силу; а эктоморфному - хрупкий организм, плоскую грудную клетку, длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой.
  По  У. Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функций определенных органов тела: висцеротония (лат. viscera- “внутренности”), соматотония (греч. soma - “тело”) и церебротония (лат. cerebrum - “мозг”).
  Свойства  темперамента, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям  и дружеским излияниям, терпимость и отсутствие сострадания, нельзя считать  наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Известно, что такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды ([4],[5]).
  Гормональные  теории темперамента односторонне преувеличивают роль желез внутренней секреции и  не в состоянии объяснить приспособление темперамента к требованиям деятельности ([1], c. 409).
  На  самом деле, давно известна зависимость  протекания психических процессов  и поведения человека от функционирования нервной системы. Теория связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была предложена И.П. Павловым и получила развитие и экспериментальное подтверждение в работах его последователей [4].
  Павлов  показал, что в основе каждого  из четырех темпераментов лежит  то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, а организм как целое и выделил в нем мозг ([2], с.307).

Учение  И.П.Павлова. Им выделено три основных свойства нервной системы:

  1). Сила процесса возбуждения и торможения, зависящая от работоспособности нервных клеток;
  2). Уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс);
  3). Подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением и наоборот.
  Сила  возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости.
  Сила  торможения понимается как функциональная работоспособность нервной клетки при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.
  Говоря  об уравновешенности нервных процессов, И.П.Павлов имел в виду равновесие процессов возбуждения и торможения.
  Подвижность нервных процессов проявляется в быстроте перехода одного нервного процесса в другой. Подвижность нервных процессов проявляется в способности к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни.
  И.П.Павлов выяснил, что темперамент каждого животного зависит не от одного из свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности и темперамент, он назвал типом нервной системы, или тип нервной деятельности. ([1], c. 408).
  И.П.Павлов различал 4 основных типа нервной системы ([1],[3],[4]):
  1). Сильный, уравновешенный, подвижный (“живой” по И.П.Павлову – сангвинический темперамент);
  2). Сильный, уравновешенный, инертный (“спокойный” по И.П.Павлову – флегматический темперамент);
  3). Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием процесса возбуждения (“безудержный” тип, по И.П.Павлову – холерический темперамент);
  4). Слабый тип (“слабый”, по И.П.Павлову – меланхолический темперамент).
  Выявленные И.П.Павловым основные комбинации свойств и типы нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Таким образом, физиологической основой темперамента является общий тип нервной системы ([1], c. 408).. Итак, И.П.Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания ([4], С.386).
  Тип нервной системы – это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Именно в этом смысле можно вслед за И.П.Павловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа высшей нервной системы.
  В работах Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына были расширены представления о свойствах нервной системы, открыты два новых свойства нервных процессов: лабильность и динамичность. Динамичность нервных процессов - свойство, которое определяет динамичность возбуждения или динамичность торможения (легкость и быстроту образования положительных и тормозных условных рефлексов), лабильность нервных процессов – свойство, определяющее скорость возникновения и прекращения нервных процессов (возбудительного или тормозного процесса) [1], [4].
  Психические свойства темперамента и физиологические  свойства нервной системы тесно  взаимосвязаны. Биологический смысл  этой взаимосвязи заключается в  том, что с ее помощью достигается  наиболее тонкое, четкое и своевременное  приспособление к среде. Там, где приспособительная функция какого-либо свойства нервной системы не может быть осуществлена при помощи одного присущего ей свойства темперамента, она осуществляется при помощи другого присущего ей свойства темперамента, которое компенсирует первое.
  Происхождение типов нервной  системы и темперамента и его изменение. И.П.Павлов называл общий тип нервной системы генотипом, т.е наследственным типом. От подобных изменений свойств темперамента следует отличать созревание темперамента. Тип темперамента формируется не сразу, со всеми характерными для него свойствами. Общие закономерности созревания нервной системы накладывают отпечаток и на созревание типа темперамента. Основные свойства определенного типа темперамента проявляются постепенно, с возрастом, в зависимости от созревания нервной системы. Этот процесс называется созреванием темперамента [1].
    Понятие темперамента
  Человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек становится личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности психики. Последние весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения свойствами являются свойства темперамента ([1], c. 405). К свойствам темперамента относятся прежде всего врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. Свойства темперамента есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности ([1], c. 406). От темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно:
  1). Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);
  2). Психический темп и ритм;
  3). Интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
  4). Направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
  Динамика  психической деятельности зависит  также от мотивов и психических  состояний. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье – падение их.
  Но  свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний проявляются у него одним и тем же образом. Темперамент проявляется у человека в очень различной обстановке: в том, как он общается с людьми, как радуется и огорчается, как работает и отдыхает. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека ([1], c. 406). Специфика темперамента заключается также в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, характеризующую тип темперамента.
  Таким образом, под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. ([1], c. 407; [4]. С.387).
  Существуют  несколько иные определения темперамента и его свойств.
  Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение ([2], С.394).
  Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов ([3]. С.167).
  Темперамент – это врожденные особенности  человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде ([6], C.287).
  Темперамент есть не что иное как наиболее общая  характеристика импульсно-динамической стороны поведения человека, выражающаяся преимущественно свойствами нервной деятельности [7].
  Немовым Р.С. высказывается точка зрения, что свойства темперамента не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Он считает, что генетически заданные свойства темперамента в процессе взаимодействия со средой трансформируются, приобретая новое качество. 

  В лекциях Е.И.Рогова ([4], C.387) рассматриваются сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, пластичность и ригидность, темп реакций, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная возбудимость как свойства темперамента, позволяющие выделить 4 основных типа темперамента
  Немов Р.С. ([2], С. 398—400) выделяет при психофизиологической оценке темперамента четыре компоненты: эргичность, пластичность, скорость и  эмоциональность.
  В соответствии с двумя основными  видами человеческой деятельности —  предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств  темперамента должно рассматриваться  отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении  они проявляются по-разному.
  Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы  или их сочетание, а типичные особенности  протекания психических процессов  и поведения, которые данные свойства порождают.
  Рассмотрим  эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.
  Активная  сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.
  Продуктивность  всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена  по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.
  Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.
  Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных  с ней движений. Они у активного  человека инстинктивно более широки, чем у менее активного.
  Темп  работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром, другой – в медленном темпе.
  От  активности и темпа работы зависит  продуктивность действий, связанных  с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.
  В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным  образом, только в данном случае они  касаются вербального и невербального  взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.
  Значительно различается стиль общения у  сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.
    Типология темпераментов
  3.1.Понятие  о типе темперамента.
  Под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.