Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия (на примере ЗАО"Вятичи строй")

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
Введение 3
Глава  1.  Теоретические  аспекты  инновационной  и  инвестиционной  деятельности  организации
1.1.  Сущность,  виды  и  источники   инвестиций 5
1.2.  Сущность и особенности инновационной стратегии  коммерческой организации. Типология инновационных стратегий 11
 Глава  2.  Анализ  деятельности  на  ЗАО «ВЯТИЧИ СТРОЙ»
2.1.  Краткая  характеристика  предприятия 33
2.2.  Особенности деятельности на  строительных  предприятиях на  примере ЗАО  «ВЯТИЧИ  СТРОЙ». Оценка потенциала ЗАО «ВЯТИЧИ СТРОЙ» 36
 Глава  3.  Разработка  проекта мероприятий  по  совершенствованию инновационной  деятельности  организации ( на примере ЗАО «ВЯТИЧИ СТРОЙ» 57
3.1.  Диверсификация  деятельности  компании  с  использованием  новых   технологий  в  строительстве 57
3.2.  Экономическая  оценка  проекта 60
Заключение 68
Список   литературы 73
 

Введение

 
     Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия  – важная неотъемлемая часть его  общей хозяйственной деятельности. Значение инвестиций в экономике  предприятия трудно переоценить. Для  современного производства характерны постоянно растущая капиталоемкость  и возрастание роли долгосрочных факторов. Чтобы предприятие могло  успешно функционировать, повышать качество продукции, снижать издержки, расширять производственные мощности, повышать конкурентоспособность своей  продукции и укреплять свои позиции  на рынке, оно должно вкладывать капитал, и вкладывать его выгодно. Поэтому  ему необходимо тщательно разрабатывать  инвестиционную и инновационную  стратегии и постоянно совершенствовать их для достижения  вышеназванных  целей.
     Таким образом, все  вышеизложенное  обусловливает  актуальность  курсовой работы.
     Целью работы является исследование особенностей инновационной и инвестиционной деятельности предприятия и разработка направлений ее совершенствования.
     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
    рассмотреть  особенности  инвестиционной  деятельности  предприятия;
    изучить теоретические основы формирования и разработки инновационной стратегии коммерческого предприятия;
    исследовать организацию и управление инновациями на примере ЗАО «ВЯТИЧИ СТРОЙ»;
    проанализировать процесс выбора инновационной стратегии предприятия;
    разработать пути совершенствование механизмов реализации инновационной стратегии предприятия.
 
     Предметом исследования является инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.
     Объектом  исследования является  закрытое  акционерное  общество    «Вятичи  Строй».
     Источниками информации для исследования явились: нормативно- правовая база, специальная  литература, первичные документы, годовые  отчеты ЗАО  «ВЯТИЧИ  СТРОЙ» за период с 2008 по 2009 годы.
     В процессе написания работы были использованы следующие методы научного исследования: метод сравнения, анализ литературы, абстрактно-логический и др.
       Поставленные цель и задачи  обусловили структуру курсовой  работы, которая состоит из введения, 3 глав, последовательно раскрывающих  тему работы, заключения и списка  использованной литературы. 
 
 

 

Глава  1.  Теоретические  аспекты  инновационной  и  инвестиционной  деятельности  организации

1.1.  Сущность,  виды  и  источники  инвестиций

 
      Термин  «инвестиция»  происходит  от  латинского  «invest»,  переводимого  как  «вкладывать»,  т.е.  означает  вложение.
      Согласно  Федеральному  закону  «Об  инвестиционной  деятельности  в  Российской  Федерации,  осуществляемой  в  форме  капитальных  вложений»,
      «…  инвестиции – денежные  средства,  ценные  бумаги,  иное  имущество,  в  том  числе  имущественные  права,  имеющие  денежную  оценку,  вкладываемые  в  объекты  предпринимательской  и  (или)  иной  деятельности  в  целях  получения  прибыли  и  (или)  достижения  иного  полезного  эффекта»[7, c.18].
      Виды  инвестиций  зависят  от  целей  вложения,  возможностей  инвестора  и   особенностей  объекта  вложения.  Следовательно,  инвестиции  реализуются  в  трех  основных  формах:
      материальной;
      денежной;
      нематериальной.
      Общепринятым  признаком  классификации  инвестиций служит  объект  вложения.  В  соответствии  с  ним  инвестиции  делятся  на  реальные  и  финансовые. 
      Реальными  инвестициями  считаются долгосрочные  вложения  средств в отрасли материального производства.  Это вложения  в материальные  и нематериальные  активы,  формирующие основной  и оборотный капиталы  предприятия. 
      Ниже  в  таблице  приведено  распределение  инвестиций  по  уровню  риска[3, c.57].
Таблица  1
Разделение  инвестиций  по  уровню  риска 

Низкий  уровень  риска Высокий  уровень  риска
Обязательные  инвестиции Инвестиции  в  снижение  текущих  издержек Инвестиции  в  обновление  основного  капитала Инвестиции  в  расширение Инвестиции  в  новое  строительство Инвестиции  в  рисковые  НИОКР
 
     Финансовые  инвестиции – это вложения  в активы  денежного рынка и рынка капиталов.  Среди названных активов можно выделить  следующие:  краткосрочные финансовые  инструменты,  облигации,  акции,  финансовые  фьючерсы,  опционы и т.д.
     Краткосрочные  финансовые  инструменты – это  сберегательные  счета  и  депозиты,  депозитные  и  сберегательные  сертификаты,  краткосрочные  векселя,  краткосрочные  ценные  бумаги  правительства,  объединяемые  понятием  активов  денежного  рынка.  Инвестирование  в  краткосрочные  финансовые  инструменты  (в  общем  случае  на  срок  менее  одного  года),  как  правило,  имеет  целью  использование  временно  свободных  средств  для  сравнительно  быстрого  извлечения  дохода.
      К  финансовым  инвестициям  можно  также  отнести  вложения  в  реальные  (непроизводительные)  активы,  такие,  как  драгоценные  металлы,  предметы  искусства,  антиквариат  и  т.д.,  в  расчете  на  повышение  цен.
      По  участию  в  инвестиционном  процессе  инвестиции  подразделяются  на  прямые  и  непрямые.
      К  прямым  относятся инвестиции,  осуществляемые  юридическими  и физическими лицами,  владеющими  предприятиями или имеющими  право на  участие в их  управлении.  Она подразделяются  на:
      взносы  в  уставный  фонд;
      кредиты,  полученные  от  совладельца  предприятия.
      К  непрямым  относятся инвестиции,  осуществляемые  через финансовых  посредников[21, c.84].
      Рассматривая  иностранные  инвестиции,  можно  выделить  прямые,  портфельные  и  прочие.
      Приведенная  классификация  не  является  полной,  т.к.  инвестиции  также  подразделяются  по  целям  инвестиционной  деятельности,  сроку  ЖЦТ  и  т.д.
      Источники  финансирования  инвестиционной  деятельности
      Принципиально  все  источники  финансовых  ресурсов  предприятия  можно  представить  в  виде  следующей  последовательности: 
    собственные  финансовые  ресурсы  и  внутрихозяйственные  резервы, 
    заемные  финансовые  средства, 
    привлеченные  финансовые  средства,  получаемые  от  продажи  акций,  паевых  и  иных  взносов  членов  трудовых  коллективов,  граждан,  юридических  лиц, 
    денежные  средства,  централизуемые  объединениями  предприятий, 
    средства  внебюджетных  фондов, 
    средства  государственного  бюджета, 
    средства  иностранных  инвесторов.
      Все  предоставляемые  в  распоряжение  инвестиционного  проекта  средства  обладают  стоимостью.  Плата  за  использование  финансовых  ресурсов  производится  лицу,  предоставившему  эти  средства  -  инвестору  в  виде  дивидендов  для  собственника  предприятия  (акционера),  процентных  отчислений  для  кредитора,  который  предоставил  денежные  ресурсы  на  определенное  время.  В  последнем  случае  предусматривается  возврат  суммы  инвестированных  средств. 
      Учет  и  анализ  платы  за  пользование  финансовыми  ресурсами  является  одним  из  основных  при  оценке  экономической  эффективности  капитальных  вложений. 
      Инвестиционная  политика  предприятия
      Инвестиционная  деятельность  на  предприятии  реализуется  в  ходе  осуществления инвестиционной  политики.  Особенности инвестиционной  политики  зависят от  комплекса  факторов,  среди  которых  главенствуют  технические,  экономические,  а  также  социальные  и  экологические.  В  зависимости  от  технического  состояния  основных  фондов  предприятия  и  его  финансово-экономического  положения  приоритет  отдается  либо  капиталообразующим,  либо  портфельным  инвестициям.  В  условиях  слабо  развитого  рынка  предпочтение  отдается  капиталообразующим  инвестициям.
      Для  того  чтобы  инвестиционная  политика,  проводимая  предприятием,  осуществлялась  эффективно,  соответствовала  его  стратегическим  и  тактическим  целям,  необходимо  иметь  четкое  представление  о  ее  содержании  и  порядке  разработки.
     Содержание  инвестиционной  политики  предприятия  состоит  в  определении  объема,  структуры  и  направлений  использования  инвестиций  для  достижения  полезного  эффекта.
     Для  разработки  и  осуществления  инвестиционной  политики  предприятием  необходимы  постоянный  анализ  внутренней  и  внешней  его  среды  для  формирования  потребности  в  инвестициях;  поиск  их  источников;  разработка  и  реализация  инвестиционных  предложений.
     Основные  моменты,  которые  следует  учитывать  при  разработке  инвестиционной  политики,  изложены  в  Методических  рекомендациях.
      В  частности,  к  ним  относятся:
    соответствие  инвестиционных  предложений  законодательству  Российской  Федерации;
    эффективность  инвестиционных  предложений,  включая  не  только  экономический,  но  и  другие  виды  эффектов  (социальный,  экологический,  информационный  и  т.д.);
    возможность  использования  государственной  поддержки;
    вероятность  привлечения  иностранных  инвестиций;
    особенности,  текущее  и  перспективное  состояние  рынка  продукции  и  услуг,  производимых  предприятием;
    текущее  финансово-экономическое  состояние  предприятия;
    технико-технологический  и  организационный  уровень  предприятия;
    условия  инвестирования  на  рынке  капиталов;
    возможность  и  условия  лизинга  имущества;
    условия  страхования  инвестиционных  рисков.
         Основной  целью  инвестиционной  политики  предприятия  является  наиболее  эффективное  вложение  капитала. 
      Количественное  определение  привлекательности  отрасли  для  соответствующего  хозяйственного  подразделения  и  позиции  его  в  конкурентных  условиях  осуществляются  путем  взвешенной  оценки  по  трем  уровням.  Для  привлекательности  отрасли  это  низкий,  средний  и  высокий  уровень;  для  хозяйственного  подразделения  в  конкуренции  это  сильная,  средняя,  слабая  позиции.  Оценка  привлекательности  отрасли  и  позиции  конкретного  хозяйственного  подразделения  в  конкуренции  осуществляется,  как  уже  отмечалось,  формированием  9-клеточной  матрицы  (рис.  1).
      Представленная  на  рис.  1  модель  позволяет распределить  инвестиции  по  хозяйственным  подразделениям  (видам  бизнеса)  диверсифицированного  предприятия  (объединения  предприятий).  Виды  бизнеса,  попавшие  в  левые  верхние  три  квадрата,  требуют  максимальных  инвестиций,  в  правые  нижние  три  —  минимальных,  либо  отказа  от  дальнейшего  инвестирования.  Средние  три  квадрата,  расположенные  по  диагонали  слева  вверх,  характеризуют  виды  бизнеса,  требующие  инвестиций,  стоящих  по  приоритетности  на  втором  месте. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Рис.  1.  Портфельная модель  «Мак-Кинси»  (модель  «Привлекательность  отрасли / позиция бизнеса в конкуренции»)[12, c.78]
      Портфельная  модель  «Мак-Кинси»  решает  две  тесно  связанные  друг  с  другом  задачи:  разработка  долгосрочной  стратегии  диверсифицированного  предприятия  и  распределение  в  соответствии  с  нею  инвестиционных  ресурсов.

1.2.Сущность  и особенности  инновационной стратегии   коммерческой  организации

 
 
      Реальные  конкурентные преимущества товаропроизводителя  на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими сейчас являются факторы, определяющие содержание и условия выбора инновационной  стратегии в управлении организацией и особенности процесса ее реализации.
      Усложнение  производственных процессов, повышение  требований рынка к уровню конкурентоспособности  выпускаемой продукции обуславливают  повышенное внимание к содержанию политики, стратегии и тактики организации, к качеству менеджмента. В этой ситуации основным условием эффективности деятельности любого хозяйствующего субъекта становится уровень его инновационности - реальный и потенциальный.
      Поэтому вполне логично определить инновационную  стратегию как ключевое звено  в корпоративной стратегии, нисколько  не умаляя при этом роль и значение других вышеназванных ее элементов.
      Астафьев  В.Е. определяет инновационную стратегию  как способ достижения и реализации целевого инновационного уровня развития экономической системы, включающий характер распределения и перераспределения  ресурсов между альтернативными  траекториями инновационного развития [3, с.20].
      Более конкретное определение инновационной  стратегии дают Л.Водачек и О.Водачкова, полагающие, что смысл стратегического  управления инновациями заключается  в своевременной концентрации усилий на освоении и использовании перспективных  достижений научно-технического развития и своевременном обеспечении  ресурсами динамики инноваций в  интересах достижения целей предприятия, создания условий для долгосрочной эффективной его деятельности (31, с.37].
      Задачи  инновационной стратегии решаются с помощью нестандартных  управленческих решений, принимаемых с учетом специфики  деятельности организации. Эти решения  подкрепляются комплексом средств  и методов, в том числе тактического характера, позволяющих выявить  и учесть влияние изменений, происходящих во внутренней и внешней среде  в процессе реализации инновационной  стратегии и способных кардинально  изменить ее содержание.
      Основными элементами общей экономической  и инновационной стратегии, обеспечивающими  в конечном итоге их взаимосвязь, согласованность и эффективность, являются цели, ресурсы, сфера реализации. В этом аспекте особенности инновационной  стратегии состоят в следующем.
      Если  цели экономической стратегии, в  первую очередь, определяются состоянием и факторами развития внешней  среды, то для инновационной стратегии основой целеполагания служит собственно положение организации во внешней среде.
      Если  экономическая стратегия в области  распределения ресурсов должна учитывать  приоритеты развития производства в  целом и интересы всех служб и  подразделений, сфер производства и  управления, то задачи ресурсного обеспечения  целей инновационной стратегии  состоят в рациональном их распределении  между отдельными проектами.
      В каждом отдельном случае формирование инновационной стратегии предусматривает  выбор и обоснование направлений  инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных  структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться  на выявление возможностей диверсификации результатов инновационной деятельности организации.
      В практике управления инновациями используются различные приемы  и методы выбора стратегии в управлении организацией, учитывающие ее особенности. При  разработке инновационной стратегии  это позволяет выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие  процессы:
      • совершенствование ранее освоенных  продуктов и технологий;
      • создание, освоение и использование  новых продуктов и процессов;
      • повышение качественного уровня технико-технологической базы производства;
      • повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской  базы;
      • повышение эффективности использования  кадрового и информационного  потенциала;
      • совершенствование организации  и управления инновационной деятельностью;
      • рационализация ресурсной базы;
      • обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности;
      • достижение конкурентных преимуществ  инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем  рынке.
      Данные  процессы отражают базовые направления  развития производства в целом, а  также характер проблем, которые  могут возникнуть у товаропроизводителя  в ходе реализации стратегии.
      Основные  положения инновационной стратегии  представлены в соответствующей  целевой программе, в которой  традиционно отражаются цели, задачи и этапы реализации, взаимоувязанные  по срокам, ресурсам и исполнителям. В программе представляется детализированный перечень конкретных мероприятий, отражающих особенности функционирования организации  и тенденции ее инновационной  деятельности. Однако, независимо от специфики  этой деятельности, у разных хозяйствующих  субъектов существует ряд управленческих задач общего порядка, выполняемых  в ходе реализации инновационной  программы. В частности, высшему  руководству необходимо:
      • сконцентрировать внимание на постановке конкретных целей в части увеличения доходов от реализации новых продуктов;
      • разработать комплекс мер по интенсификации инновационных процессов;
      • обеспечить рост объемов инвестирования в сферу НИОКР;
      • создать эффективные мотивационные  механизмы для всех категорий  работников.
      Предпосылками успешности инновационной стратегии  служат: конкретные условия, в которых  она разрабатывается и реализуется; состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и  их взаимосвязь как основных производственных элементов; общая экономическая  стратегия; организационная структура  управления. Практика показывает, что  наиболее важными факторами эффективности  инновационной стратегии являются:
      • весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений;
      • гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений;
      • процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления;
      • методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент и создания возможностей для таковых в будущем.

1.3. Типология инновационных  стратегий

 
 
     На  наш взгляд, очень интересны выводы, сделанные группой наших экономистов  по результатам исследования зарубежного  опыта инновационного менеджмента. Они выделяют два основных класса инновационной стратегии - оборонительную и наступательную. При этом каждый класс включает в себя несколько  типов или вариантов, которые  могут быть выбраны производителем в зависимости от условий микро- и макросреды.
     Вообще, как известно, оборонительная и наступательная стратегии являются очень распространенными  понятиями и используются для  определения характера целей  и действий практически во всех элементах  экономической стратегии. Поэтому  наша задача здесь состоит в том, чтобы на примере ряда существующих классификационных подходов выявить  основные их характеристики именно для  инновационной стратегии и сформулировать свою точку зрения в этом вопросе.
     В рассматриваемом подходе единая сущность оборонительной стратегии  трактуется достаточно традиционно. Она  состоит в проведении частичных  непринципиальных изменений, позволяющих  усовершенствовать ранее освоенные  продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся  организационных структур и тенденций  деятельности производителя. В этом случае инновации рассматриваются  как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней  среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.
     В рамках оборонительной стратегии выделяются следующие типы:
     • защитная стратегия;
     • стратегия инновационной имитации;
     • стратегия выжидания;
     • стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей.
     Защитная  стратегия представляет собой комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок  с аналогичной или новой продукцией. В зависимости от рыночных позиций  и потенциальных возможностей организации  эта стратегия может разрабатываться  в двух основных направлениях:
     • создание на рынке данной продукции  условий, не приемлемых для конкурентов  и, способствующих их отказу от дальнейшей борьбы;
     • переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции  при сохранении или минимальном  сокращении ранее завоеванных позиций.
     Основной  характеристикой, фактором успешности защитной стратегии  считается время. Все предполагаемые мероприятия  обычно проводятся в достаточно короткие сроки, поэтому производитель должен иметь определенный научно-технический  задел и устойчивое финансовое положение, чтобы достигнуть ожидаемого результата.
     Стратегия инновационной имитации предполагает, что производитель "делает ставку" на успешность новшеств конкурентов, занимаясь  их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет  необходимую производственную и  ресурсную базу, что позволяет  обеспечить массовый выпуск имитируемых  продуктов и реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком.
     Стратегия инновационной имитации предусматривает  использование приемов агрессивной  маркетинговой политики, позволяющей  производителю закрепиться на свободном  сегменте рынка.
     Стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях неопределенности внешней среды  и потребительского спроса на новшество. Она используется самыми различными по размеру и успешности компаниями. Крупные производители рассчитывают с ее помощью дождаться результатов выхода на рынок новшества, предлагаемого небольшой компанией, и, в случае его успеха, оттеснить разработчика. Небольшие компании также могут выбрать данную стратегию, если у них имеется достаточно устойчивая ресурсная база, но есть проблемы с НИОКР. Поэтому они рассматривают выжидание как наиболее реальную возможность проникновения на интересующий их рынок.
     Стратегия выжидания близка к стратегии  инновационной имитации, поскольку  в обоих случаях производитель  прежде всего стремится убедиться  в наличии устойчивого спроса на новый продукт компании-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель  довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной компанией, производитель, выбирающий стратегию  выжидания, стремится превзойти  компанию-разработчика по объемам производства и реализации новшества и здесь  особое значение приобретает момент начала активных действий против компании-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной, и достаточно продолжительной во времени.
     Стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области  производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размеру  организации и фирмы, выполняющие  индивидуальные заказы крупных компаний. Особенность этих заказов или  проектов состоит в том, что предусматриваемые  работы охватывают главным образом  этапы промышленной разработки и  сбыта новшества, тогда как весь объем НИОКР выполняется в  специализированных инновационных  подразделениях самой компании-заказчика.
     Все виды стратегий в отношении ранее  освоенной и совершенствуемой продукции  можно разделить на две основные группы. С одной стороны, это стратегии, предполагающие снижение издержек производителя, с другой -дифференциацию выпускаемой  продукции.
     В рамках первой группы основное внимание уделяется совершенствованию материально-технической  и технологической базы производства, поиску путей сокращения затрат на отдельных этапах инновационного цикла. Обычно стратегию лидерства по издержкам  реализуют компании, имеющие достаточно устойчивое рыночное положение, надежные источники сырьевых ресурсов.
     Стратегия дифференциации продукции предполагает разработку и создание в какой-либо сфере деятельности оригинального  изделия, отличающегося от ранее  освоенных дизайном, некоторыми качественным параметрами, технологическими особенностями  производства, формами послепродажного  обслуживания и т.д.
     В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений инновации, как правило, являются исходной базой для повышения  конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание наступательной стратегии.
     В этом классе инновационной стратегии  выделяются:
     • активные НИОКР;
     • стратегия ориентации на маркетинг;
     • стратегия слияний и приобретений.
     Производители, реализующие стратегию активных НИОКР, получают самое сильное конкурентное преимущество, которое, собственно, и  выражается в оригинальных, единственных в своем роде научно-технических  разработках или принципах, методах.
     При стратегии, базирующейся на интенсивности  НИОКР, ключевые стратегические возможности  открываются за счет горизонтальной диверсификации, освоения новой продукции  и рынков.
     Стратегия, ориентированная на маркетинг, предусматривает  целевую направленность всех элементов  производственной системы, а также  вспомогательных и обслуживающих  видов деятельности, на поиск средств  решения проблем, связанных с  выходом новшества на рынок. Причем основной круг этих проблем отражает взаимоотношения продавца новшества  с его потребителями. Успешность стратегии напрямую зависит от интенсивности  инновационной деятельности организации.
     Стратегия слияний и приобретений является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития производителя, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими  видами активной стратегии, опирается  на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные  рынки. Результатом данной  стратегии  является создание новых производств, крупных подразделений, совместных компаний на базе объединения ранее  обособленных структур.
     Таким образом, конкретный тип инновационной  стратегии зависит прежде всего  от состояния процессов взаимодействия производителя с внешней средой в самом широком смысле.  
 

 

Глава  2.  Анализ  деятельности  на  ЗАО «ВЯТИЧИ СТРОЙ»

2.1.  Краткая  характеристика  предприятия

 
     Строительная  компания «Вятичи  Строй» предлагает полный комплекс услуг по проектированию и строительству быстровозводимых зданий и сооружений из металлоконструкций помещений: фасадные и кровельные работы, смена перекрытий, монтаж систем водоснабжения  и канализации, наружная и внутренняя отделка зданий и помещений промышленных предприятий: бытовых, административных и производственных зданий, складов, сооружений насосных и компрессорных  станций, трансформаторных подстанций, заводов и фабрик, производственных комбинатов и т.д.
      Основным  конкурентным  преимуществом  компании  является  работа без аванса. Оплата производится по факту выполнения работ.
      Строительная  компания "«ВЯТИЧИ  СТРОЙ»" выполняет  ремонтно-строительные услуги в комплексе  и разовые подряды на выполнение евроремонтов (отделка помещений, внутренняя отделка офисов и евроремонт прочих нежилых помещений), выполняет ремонтно-строительные работы по внутренней отделке нежилых  помещений.
      Предприятие осуществляет весь комплекс ремонтно-строительных работ: 
      1) Монтаж, ремонт, реконструкция трубопроводов наружных и внутренних всех типов;
      2) Монтаж любых трубопроводов из полипропиленовых материалов;
      2) Выполняем электромонтаж наружный и внутренний, ремонт сетей электроснабжения;
      3) Монтаж, ремонт вентиляции;
      4) Общие строительные работы;
      5) Ремонт помещений промышленных предприятий: бытовые, производственные и административные  помещения и здания, насосные станции, трансформаторные подстанции и здании компрессорных станций, заводы, фабрики, производственные комбинаты и прочее.
      6) Самые сырые подвалы сделаем сухими, восстановление водонепроницаемости строительных конструкций подземных сооружений.
      7) Ликвидация аварии на коммуникациях в 1 день;
      8) Возьмем Ваше хозяйство на круглосуточную эксплуатацию;
      9) производим замеры сопротивлений изоляций проводников;
      Компания  обладает собственной материально-технической  базой, отличным автопарком машин и  механизмов для ведения всех видов  работ.  Выполняя ремонт и строительство зданий и сооружений, строительная компания «Вятичи строй» за годы плодотворной работы заработала солидную репутацию и уважение деловых партнеров. В клиентской базе компании самые солидные предприятия и организации.
      Строительная  компания «Вятичи  строй» имеет все  необходимые лицензии, выданные Федеральным  агентством по строительству и жилищно-коммунальному  хозяйству, Минкультом и ФСБ.  Строительство и ремонт, выполняемые предприятием, соответствуют всем необходимым стандартам и действующим нормам.
      При выполнении  ремонтно-строительных работ используются самые современные инструменты, строительные механизмы и машины, а также строительные материалы. Для отделки помещений используются современные, экологически чистые отделочные материалы - в обязательном порядке сертифицированные и отвечающие необходимым действующим стандартам.
     Организационная  структура  управления  представлена  на  рис. 2. 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.  Организационная структура компании
     Среди  клиентов  компании  СУ 155  и  ЗАО  «Трест  №26»,  от  которых  получены  субподряды  на  выполнение  работ  в: 
     - ВПК, ОКБ им. Сухого, АНТК им. Туполева, ММПП "Салют", ОАО ММП им. Чернышева, ОАО НПО "Взлет".
     - Объектах пищевой промышленности: Хлебзаводах, кондитерских магазинах "РОТ ФРОНТ", "Красный Октябрь",  Мелькомбинате;
     - Объектах культуры: киностудия "Союзмультфильм", Центральном Детском Киноцентре, выставочном центре  "Савеловский";
     - Объекты общегородского  и жилищного комплекса  и др., в зданиях Министерства путей Сообщения;
     - Больница № 5  и другие ЛПУ Департамента здравоохранения г. Калуги.
     Основные  цели избранной стратегии представлены в комплексной программе технического развития предприятий ЗАО  «ВЯТИЧИ  СТРОЙ», утвержденной на совещании  Совета директоров сроком на 5 лет. К  ним относятся:
     • внедрение  передовых  технологий  в  строительстве  (в  частности,  развитие  сегмента  строительства  быстровозводимых  жилых  домов);
     • повышение технического уровня и качества оказываемых  услуг;
     • обеспечение загрузки имеющихся производственных мощностей и пропорциональность их развития;
     • решение экологических задач;
     • устранение дублирования работ, получение информации о проводимых в связи с этим мероприятиях;
     • долевое финансирование работ.

2.2. Оценка  потенциала   ЗАО «ВЯТИЧИ СТРОЙ»  

 
      Оценка  инновационного  потенциала  предполагает  рассмотрение  таких  составляющих,  как:  инновационная  стратегия  организации,  SWOT-анализ,  анализ  внешней  среды  (PEST-анализ),  а  также  стратегическая  оценка  активов  организации.
      Разработка  инновационной стратегии является задачей высшего руководства. Но вполне очевидно, что по сути - это  коллективный процесс, в котором  принимают участие и менеджеры  среднего звена, и представители  заинтересованных функциональных служб. Формирование основных стратегических задач инновационного развития организации  является исходным моментом всего процесса стратегического планирования. На их основе разрабатываются и оцениваются  возможные варианты планов развития ведущих производственных подразделений  с точки зрения условий и возможностей конкуренции производимой ими продукции. В результате формируются частные  цели развития подразделений (или отделений  – для хозяйствующих субъектов  со сложной территориально-производственной организационной структурой) и стратегии  их деятельности в рамках инновационной  стратегии организации.
      Разработка  целей и стратегических задач  позволяет более предметно определить их потребности в различных ресурсах, прежде всего финансовых и трудовых. Все предложения такого рода, выдвигаемые  руководством подразделений, представляются на рассмотрение высшего руководства  для их утверждения. В случае положительного исхода, т.е. утверждения целей и  стратегий развития подразделений, происходит окончательное формирование инновационной стратегии организации в целом и взаимоувязка конкретных задач развития производства и отдельных подразделений. Для того, чтобы упорядочить и в необходимой мере регламентировать процесс реализации инновационной стратегии с целью обеспечения контроля за ним со стороны руководства необходимо иметь соответствующую «документальную» форму представления стратегии. Как отмечалось выше, в этом качестве используются программы инновационного развития, в том числе и программы отдельных подразделений. Поэтому после этапа целеполагания, на котором обеспечивается собственно выбор инновационной стратегии с учетом интересов всех участников инновационного процесса, наступает этап разработки и оценки программ.

      Определение места фирмы среди  конкурентов

Таблица 2
Отличительные черты различных вариантов конкурентных стратегий
Вид стратегии /отличительная черта широкой минимизации издержек широкой дифференциации оптимальных издержек Сфокусированные низкие издержки и дифференциация
Стратегические  цели Ориентация  на весь рынок Ориентация  на весь рынок Понимающий  ценности покупатель Узкая рыночная ниша, где покупательские нужды и предпочтения существенно  отличаются от остального рынка
Основа  конкурентного преимущества  Издержки  производства ниже, чем у конкурентов Способность предлагать покупателям что-то, отличное от конкурентов Предоставление  покупателям большой ценности за их деньги Более низкие издержки в обслуживаемой  нише или способность предложить покупателям что-что особенное, соответствующее  их требованиям и вкусам
Ассортимент товаров Качественный  базовый продукт без излишеств (приемлемое качество и ограниченный выбор) Много разновидностей товаров, широкий выбор, сильный акцент на возможность выбора среди различных характеристик Характеристики  товара - от хороших до превосходных, от присущих ему качеств до особых Удовлетворение  особых нужд целевого сегмента
Приоритеты  в производстве Постоянный  поиск путей снижения издержек без  потери качества и ухудшения основных характеристик товара Нахождение  путей по созданию ценностей для  покупателей; стремление к созданию превосходного товара Внедрение особых качеств и характеристик  при низких издержек Производство  товара, соответствующего данной нише
Приоритеты  в маркетинге Выделение тех характеристик товара, которые  ведут к снижению издержек Создание  таких качеств товара, за которые  покупатель будет платить Предложение товаров, аналогичных товарам конкурентов, по более низким ценам Увязка  сфокусированных уникальных возможностей с удовлетворением специфических  требований покупателя
Поддержка стратегии Разумные  цены/ хорошая ценность Создание  различий характеристик, за которые  будут платить Концентрация  на нескольких ключевых отличительных  чертах; усиление их и создание репутации  и имиджа товара
Индивидуальное  управление снижением издержек и  повышением качества продукта/ услуги одновременно Поддержка уровня обслуживания ниши выше, чем  у конкурентов; задача - не снижать  имидж компании и не распылять  усилия, осваивая другие сегменты или  добавляя новые продукты для расширения присутствия на рынке
Наиболее  уязвимые места стратегии Если  конкурент  предложит  более  низкую цену, то компания потеряет клиентов Появление новых  товаров, способных удовлетворить  данные потребности Возможность появления  товаров-аналогов исчезновение  узкого сегмента, занятие данного  сегмента рынка более сильным  конкурентом, сумевшим удовлетворить  открывшуюся потребность
 
     Выбранная  стратегия  деятельности – стратегия  дифференциации.  На  сегодняшний  день  продуктовый  ассортимент  компании  представлен  современными  технологиями  строительства.  Однако  в  будущем,  несомненно,  произойдет  устаревание  используемых  технологий,  что  приведет  к  необходимости  поиска  и  освоения  новых  технологий.  Только  постоянно  обновляя  продуктовый  ассортимент,  компания  сможет  удерживать  существующую  рыночную  долю.  В  противном  случае  компания  потеряет  рынок  и  своих  клиентов.

      Определение масштаба бизнеса.

Таблица  3
Анализ  деятельности  организации  на  корпоративном  уровне
Наименование  рассматриваемого аспекта. Ответы  на вопросы:
Анализ  на корпоративном уровне
Масштаб бизнеса: Основное  направление  деятельности  компании – строительство  и  ремонт  промышленных  помещений. Компания  планирует  диверсифицировать  деятельность  за  счет  строительства  быстровозводимых  конструкций  по  канадской  технологии
Взаимосвязанность Виды  бизнеса  связаны  между  собой  за  счет  одинаковой производственной  базы  и  человеческих  ресурсов.
Стратегические  вызовы Компания  может  повысить  ценность  для  потребителей  за  счет  формирования  лояльной  базы  клиентов,  сокращения  сроков  строительства,  продленного  гарантийного  периода.
 
Таблица  4
Анализ  деятельности  организации  на  уровне  бизнес-единицы
Наименование  рассматриваемого аспекта. Ответы  на вопросы:
Ассортимент продукции Услуга  по  строительству  быстровозводимых домов  по  канадской  технологии
Охват потребителей Основная  аудитория  – клиенты  со  средним  и  высоким  уровнем  дохода,  желающие  построить  дом  в  соответствии  с  современными  технологиями  за  короткий  период  времени  в  черте  города  или  загородом.
Географическая  координата Основные  рынки  сбыта:  Москва,  Подмосковье,  близлежащие  области
Вертикальный  охват Компания  имеет  налаженные  связи  с  поставщиками  материалов  и  комплектующих  для  строительства  и  ремонта  промышленных  помещений.  Однако  в  условиях  диверсификации  деятельности  необходим  поиск  новых  поставщиков.
Средства  для изменения масштаба Введение  новых  услуг  в  ассортимент  компании  будет  сопровождаться  появление  новых  клиентов  и  развитием  «старых».  Обновление  ассортимента  будет  способствовать  повышению  конкурентоспособности  компании  за  счет  повышения  универсализации.
 
      Таким  образом,  в  компании  существуют  предпосылки  для  ввода  новой  услуги,  а именно:  производственная  база,  специалисты  с  высоким  уровнем  квалификации  в  сфере  строительства.  Диверсификация  деятельности  будет  способствовать  повышению  конкурентоспособности  фирмы,  расширению  рынков  сбыта  и,  как  следствие,  приросту  прибыли.

      Анализ  конкурентного облика организации

Таблица 5
Анализ  конкурентного облика организации  (по  5-ти  балльной  шкале)
Наименование  рассматриваемого аспекта

««ВЯТИЧИ  СТРОЙ»»

Фирма конкурент  «Квант»

Фирма конкурент  «Промтех»

1.  Ширина  товарной  серии Самая узкая  товарная серия  Наиболее широкая  товарная серия среди анализируемых  компаний Товарная серия  несколько шире, чем в «ВЯТИЧИ  СТРОЙ»
2.  Характеристики  услуги       Срок  выполнения
      Используемые  материалы
    
    
       Гарантийный  период
 
От 1 мес. Соответствуют  ГОСТам  и  СНиПам   

1 год  
 
От  3 мес. Некоторые  материалы  не соответствуют  ГОСТам  и  СНиПам 
6 мес. 
 
От  2 мес. Соответствуют  ГОСТам  и  СНиПам   

6 мес. 
3.  Обслуживание       Гарантийный  ремонт
     
Наличие  горячей  линии
     
Обучение  потребителей  пользованию
 
Производится  в  минимальные  сроки  Да, круглосуточная   

Да 
 
Практические  не  осуществляется Нет   

Только  устная  инструкция 
 
Производится  (4) 
Да  

Да 
4.  Наличие       Доступы  через  каналы  дистрибьюции
      Наличие  сайта     
 
7  розничных   точек  Есть 
 
5  розничных   точек Нет 
 
7  розничных   точек  Нет 
5.   Имидж  и  репутация       Название  бренда
     
Репутация  высокого  качества  обслуживания
 
Известно  в  определенной  аудитории  Да 
 
Широко  известно  Известны  слабые  места  компании
 
Известно  в  определенной  аудитории  Да,  за  исключением  отдельных  случаев 
6.  Продажи  и  отношение      Продавцы,  умеющие  в  подробностях  описать  большое  число   продуктов
      

Уровень  обслуживания 

     Работа  с  рекламациями
 
Все   
 
 
По  шкале  оценки 5
Есть  рекламационная  служба
 
50%  продавцов   в  полной  мере  владеют   данной  информацией   
По  шкале  оценки  4
Есть  рекламационная  служба
 
80%  продавцов   в  полной  мере  владеют   информацией  об  услугах   
По  шкале  оценки  5
Рекламационная  служба  отсутствует, длительный срок исполнения рекламаций
7.  Цена      Стоимость   услуги
   
 Наличие   специальных  предложений
 
Несколько  ниже,  чем  у  конкурента  Квант  Сезонные  акции 
 
Максимальная  на  рынке 
Отсутствуют 
 
Несколько  ниже,  чем  у  конкурента  Квант Скидки  на  ряд  услуг 
 
      Таким  образом,  по  всем  параметрам  кроме  ширины  товарной  серии  средние  значения  оцениваемых  параметров  в  «ВЯТИЧИ  СТРОЙ»  выше,  чем  у  конкурентов.  Ширина  товарной  серии – самая  маленькая  среди  рассматриваемых  компаний.
      Следовательно, в  компании  есть  предпосылки  для  развития  новых  услуг:  высокое  качество  обслуживания,  клиентоориентированная  политика  взаимоотношений  с  клиентами,  приемлемые  цены  и  быстрые  сроки  оказания  услуг  (выполнения  работ).
      Анализ  цели организации
Таблица 6
Чего  «ВЯТИЧИ  СТРОЙ» хочет добиться на рынке?
Наименование  рассматриваемого аспекта. Ответы  на вопросы:
1 2
Стратегическая  перспектива: Компания  планирует  занять  лидерские  позиции  в  сфере  промышленного  строительства  в  Подмосковье. Занять  долю – 10% - в  сфере  строительства  быстровозводимых  конструкций.
Виды  бизнеса: Сохранение  старых  видов  бизнеса  и  развитие  новых:  освоение  технологии  быстрого  возведения  сооружений  (жилых  и  промышленных)
Продукты Переход  в  «дорогой»  сегмент  за  счет  использования  материалов  более  высокого  качества,  современных  технологий  и  высокого  качества  и  обслуживания
Дифференциация Дифференциация  по  клиентам:  корпоративный  и  частный  рынок.  Дифференциация  по  работам:  быстровозводимое  строительство  и  стандартные  технологии.
 
     Таким  образом,  компания  планирует  завоевать  лидерские  позиции  на  существующем  рынке  и  начать  освоения  нового  для  себя  рынка.  При  этом  компания  ориентирована  на  повышение  ценности  для  клиента  за  счет  использования  более  качественных  материалы,  современных  технологий  и  стандартов  обслуживания.
Таблица 7
Что «ВЯТИЧИ  СТРОЙ»  хочет получить от своих  заинтересованных сторон?
Заинтересованные  стороны: Отношения организации с  заинтересованными  сторонами:
Сотрудники ТОП-менеджмент  должен  быть  высококвалифицирован,  разбираться  в  вопросах  строительства,  коммерции  и  т.д. Все  сотрудники  должны  пройти  аттестацию  на  соответствие  занимаемой  должности.  Регулярное  обучение  сотрудников  по  направлению:  техника  продаж,  техника  обслуживания,  новые  технологии  в  строительстве  и  т.д.
Уровень  вознаграждения  для  большей  части  персонала  – средний  по  рынку.  Для  ценных  сотрудников – высокий.
Органы  власти Налаженные  связи  с  администрацией  позволяет  компании  существенно  сократить  срок  согласования  проектов.
Потребители Компания  предоставляет  услуги  по  промышленному  строительству  с  целью  максимальной  реализации  запросов  потребителей.  Каждый  клиент рассматривается  с  точки  зрения  долгосрочных  ценностей.  Вследствие  этого  компания  сосредоточена  на удержании  клиентов  и  повышении  их  лояльности  за  счет  высокого  качества  работ,  приемлемой  стоимости  и  лояльного  сервисного  обслуживания.
Общество Компания  планирует  принять  участие  в  программе  «Каждой  молодой  семье – дом».  Участие  в  данном  проекте  станет  возможным  после  запуска  новой  услуги  по  строительству  домов по  канадской  технологии.
 
     Таким  образом,  компания  имеет  достаточно  стабильные  отношения  со  всеми  заинтересованными  сторонами.  В  своей  деятельности  ЗАО  «ВЯТИЧИ  СТРОЙ»  старается  учесть  как  интересы  сотрудников,  так  и  интересы  внешних,  по  отношению  к  организации,  сторон,  прежде  всего  потребителей  и  органов  власти.
     Стратегический  анализ активов организации. 
 
 

Таблица 8
Категории активов организации
Категории активов: Обзор по активам организации
Финансовые  На  сегодняшний  день  баланс  компании  абсолютно  ликвиден,  компания  практически  не  зависит  от  заемных  средств.  Однако  выявлено  снижение  эффективности  управления  активами,  а  также  снижение  объемов  продаж.
Кадровые  
Численность  персонала  на  сегодняшний  день  составляет  57  человек.  Все  сотрудники  компании  являются  высококвалифицированными  специалистами  в  своей  области,  постоянно  проходят  соответствующие  курсы  повышения  квалификации,  а  также  внутрифирменное  обучение.
Физические  
Поскольку  основное  направление  деятельности  компании – оказание  строительных  услуг,  то  используемые  технологии –  технологии  стр-ва  быстровозводимых  конструкций.  Для  осуществления  работ  фирма  закупает  строительные  и  отделочные  материалы.  В  компании  есть  склад,  где  хранятся  материалы  и  оборудование.
Знания  
Компания  достаточно  давно  работает  на  рынке.  За  этот  период  компания  собрала  достаточную  информацию  о  потребительском  поведении  в  своей  отрасли.  Также  компания  тщательно  отбирает  и  систематизирует  знания  об  используемых  технологиях,  материалах  и  инструментах.
Политические  отношения  
На  сегодняшний  день  отношения  с  властными  структурами  чисто  формальные  и  в  основном  сводятся  к  получения  разрешения  на  строительство.
Восприятие  
Потребители  достаточно  высоко  оценивает  качество  оказываемых  услуг.  Фирма  конкурентоспособна.  Более  подробный  анализ  приведен  выше.
Организационные  
Корпоративная  культура  достаточна  развита.  В  компании  приветствуется  работа  в  команде,  что  существенно  повышает  эффективность  работы  за  счет  синергии.  Управленческие  решения  принимаются  в  основном  достаточно  быстро.

     За  предшествующий  период  в  компании  сформирована  достаточно  основательная  база  ресурсов,  необходимых  для  дальнейшего  успешного  развития  компании.  Руководству  компании  стоит  обратить  внимание  на  динамику  финансовых  ресурсов:  по  результатам  анализа  выявлено  снижение  продаж  и  снижение  эффективности  управления  активами  компании.

       Проведение SWOT - анализа.

 

Таблица  9
Матрица  SWOT-анализа 

     
S(сильные стороны) Квалифицированные  кадры
Положительная  репутация
Наработанная  база  клиентов
Хорошая  материально-техническая  база
W(слабые стороны) Узкий  продуктовый  ассортимент
O(Возможности) Высокий  потенциал  развития  компании  в  будущем
Возможность  освоения  новых  прибыльных  услуг
T(Угрозы) Падение  продаж
«Старение»  оказываемых  услуг
Стагнация  строительного  рынка
 
     Компания  имеет  такие  сильные  стороны,  как  квалифицированный  персонал,  хорошая  материально-техническая  база  и  т.д.  В  случае  роста  строительного  рынка  компания  сможет  повысить  объемы  продаж  и  увеличить  рыночную  долю,  однако  ей  необходимо  обратить  внимание  на  новые  услуги.

        Анализ  дальней внешней среды.

 Для анализа  дальней внешней среды используется  так называемый PEST- анализ. (Политика, Экономика, Социум, Технологии).
Таблица  10
Анализ  внешней среды предприятия
P(Политика) Политическая  стабильность  влияет  на  темпы  роста  отрасли
В  связи  с  изменением  законодательства  могут  происходить  определенные  изменения  в  порядке  деятельности  компании  (например,  необходимость  вступления  в  СРО)
E(эконом.) Рост  цен  на  сырье  приведет  к  удорожанию  стоимости  услуг
Стагнация  спроса  в  строительной  отрасли  в  связи  с  кризисными  явлениями  в  экономике
Темп  инфляции  влияет  на  уровень  цен,  а  также  на  эффективность  инвестиций  в  будущем
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.