На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Обзор историографии истории Беларуси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………………...     2
1. Обзор историографии истории Беларуси  .............................................................     3
2. Становление национальной историографической концепции ………………....     6
3. В.Ю. Ластовский  - “неадменны сакратар адраджэння”.....................................     10
4. Е.Ф. Карский - основоположник белорусоведения……….…………………….. 13
5. В.М. Игнатовский - «бацька» белорусской истории ……………………………   16
6. В.И. Пичета - выдающийся этнограф и славяновед……………………………..   19
7. М.В. До?внар-Запо?льский – исследователь, культуролог, просветитель……....   20
Заключение………………………….………………………………………………   23
Список  использованных источников ……………………………………………...   25
Приложения  …………………………………………………………………………..   26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

“Гісторыя – гэта фундамент, на каторым будуецца жыццё народу”
В.Ластоўскі 

Введение
     Мой реферат посвящен развитию исторической науки в Беларуси. В своей работе я раскрываю понятие историографии. Есть несколько понятий историографии. В широком смысле  - историческая наука (такое значение сегодня используется редко). Второе – это история исторической науки. Третье – это совокупность исторических исследований, объединенный общими чертами: национальными (белорусские, польские, русские и др.),  теоретическими, тематическими и хронологическими (История ВКЛ, конфессиональная принадлежность, закрепощение крестьян и др.). Историография, как научная дисциплина изучает закономерности накопления исторических знаний, научного исследования жизни общества.
     В этом реферате рассказываю об ученых-историографах и историках-исследователях белорусской этнографии - В. Игнатовском, М. Довнара-Запольком, Е.Карском, В. Пичете и В. Ластовском, значении их исследованиях для белорусской современной истории, об их трудах и судьбе. Привожу в работе основные исторические документы, связанные с историей Беларуси.
     В своем реферате я использовала только “дополнительную” литературу. Во-первых,“Энциклопедию Истории Беларуси” (том 3), отсюда я почерпнула сведения о самом понятии историографии, становлении национальной исторической концепции, хронологии белорусской историографии, а так же историографии белорусской истории в трудах ученых 20го века.
     Во-вторых, использовала материал для подготовки информации о М. Довнаре-Запольском из его книги «История Белоруссии», а также из статьи Лебедева, Шумейко и Склабана “М. Довнар-Запольский и его наследние”. Изучила книгу В.М. Игнатовского “Кароткі нарыс гісторыі Беларусі”, которая более 60 лет была запрещена и не издавалась; об авторе этой книги я более конкретно узнала из статьи доктора исторических наук А.П. Грицкевича.
     В книге Я. Янушкевича “Неадменны Сакратар Адраджэння” я нашла информацию про Вацлава Ластовского, а так же рассмотрела его книгу “Кароткая Гісторыя Беларусі”, в послесловьи этой книги профессор А.П. Грицкевич пишет о Ластовском и о том, что даже сейчас, спустя 80 лет после издания, его книга не утратила значение для современн читателя. О Е.Ф. Карском я смогла найти информацию только в интернете на сайте http://ru.wikipedia.org. На этом же сайте нашлась информация о В.И. Пичете. А также о нем и его концепции этногенетических связей узнала много из книги Бондарчика, Мелешко и Пилипенко “Этнаграфія беларусаў: гістарыяграфія, этнагенез, этнічная гісторыя”
  Исходя из изученности темы в литературе, я определила целью данного реферата показать развитие белорусской историографии XX вв. и роль трудов Е.Карского, В.Ластовского, М.Довнара-Запольского, В.Игнатовского, В.Пичеты и их значение для белорусской истории.
   Для достижения намеченной цели мной поставлены задачи:
1. составить обзор историографической науки в Беларуси и изучить её становление.
2. Рассмотреть биографии и труды Е.Карского, В.Ластовского, М.Довнара-Запольского, В.Игнатовского, В.Пичеты.
3. Сделать выводы о развитии историографии XX в. и определить какую роль сыграли работы Е.Карского, В.Ластовского, М.Довнара-Запольского, В.Игнатовского, В.Пичеты.
   Задачи, поставленные при изучении темы работы, определили ее содержание, состоящее из введения, семи глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Обзор историографической науки на Беларуси
Сегодня к нам возвращаются из небытия имена и ранее запрещенные произведения историков. Таким образом, мы знакомимся с «белыми пятнами», какие еще существую в истории и историографии Беларуси. Мы можем теперь познакомиться с процессом возникновения белорусской историографии ХХ века, процессом неоднозначным и противоречивым, когда существуют разные взгляды на исторические события и процессы. Изучение истории исторической науки иллюстрирует объективные потребности науки в познании самой себя, такое изучение даёт информацию о пути, который прошла историческая наука, позволяет уточнить направления ее дальнейшего развития.
     Основные направления историографии таковы:
- изучение организации исторической науки (исследует вопросы подготовки кадров, системы наук, организаций, функционирование архивов, издательской деятельности и .тд.);
- исследовательская  проблематика (показывает развитие  научного познания исторического  прошлого)
- теоретическая  база исследований (выявления, какие та или иная теоретическая концепция используется в работе исследователя, воздействуют на формирование школ, течений)
- выявление  течения политической ситуации  на концептуальную позицию исследователя.
     Формирование историографии на Беларуси относится к началу 1920-х годов.  В 1920-30е годы появились работы проблемного характера, в которых анализировались результаты изучения истории Беларуси, большевизма, революционного движения, Октябрьской революции и идейно-теоретической борьбы в работах В.М, Игнатовского, В.И. Пичеты, И.П. Ошаровича, В.К. Щербакова и др. Значительный материал для истории науки в 19- начале 20-го века есть в работе А. Цвикевича «Западно-руссизм: Нарысы з гісторіі грамадскай мыслі на Беларусі ў 19 і пачатку 20 веку». [1]
     В послевоенные годы в сборниках, посвященных юбилейным годовщинам БССР, печатались короткие исторические очерки. Подводились итоги изучения археологии и истории Беларуси. Основное внимание было сконцентрировано на освещении отдельных проблем (проблемная историография: М.Б. Бич, А.П. Грицкевич, М.В. Каменская, В.И. Мелешко и др.) Изданы монографии про Пичету, Игнатовкого, Перцева и других. Развивалась исследовательская деятельность Института культуры, Академии наук Беларуси, Института истории АН Беларуси, БГУ, Гродненского Университета и Минского Пединститута. Разрабатывались вопросы источников, архивного построения, археографии, история краеведения, археологии, этнографии, всеобщей истории.[1]
     Сформировалось новое направление – изучение немарксистской историографии. Работы, посвященные этой тематике, несут в себе опечаток времени. Выявлеяют теоретичекси-методологичексие позиции авторов, позволяют наиболее полно понять историографическую ситуацию (И.А. Брадко, Л.М. Иванов, В.П. Романовский, А.В. Семенова).
     В 1980-е годы  подготовлена монография, посвященная истории науки в период между Мировыми войнами (Михнюк), защищены кандидатские диссертации, посвященные развитию исторической науки в послевоенные годы (В.Т. Лиановец, Л.П. Храпко, И.И. Шевчук). Сделана попытка периодизации  исторической науки в послеоктябрьский период (П.Т. Петриков), комплексно исследуется историографический процесс 18 – нач. 20 века на Беларуси. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Становление национальной историографической концепции
Особенностью  историографии Беларуси является продолжительное господство в ней двух иностранных национальных концепций – великопольской и великорусской, которые, в конечном счете, сводились к отрицанию существования белорусского этноса, его языка, культуры и признания Беларуси частью Польши или России, а белорусов – ветвью польского или русского народов.  Господство иностранных национальных концепций в национальной историографии – следствие угнетенного, колониального положения Беларуси. В суверенных государствах такое не возможно. Каждый цивилизованный народ имеет свою историографию, которая отражает именно его историческую память, взгляд на  свой исторический путь, а также на историю соседних государств и на историю в целом. Именно национальная историография является опорой национального самосознания каждого народа. Без нее народ не может развивать свою культуру, умирает как этнос. Национальная историография, отвечающая реалиям своего народа, есть один из наиважнейших компонентов национальной культуры. [1]
     Становление национальной историографической концепции тесно связано с развитием  научных знаний о Беларуси и белорусском народе – белорусоведении. В конце 18 – нач. 19 века Беларусь в научном отношении оставалась почти неизученным регионом. Отсутствовали исследования об языке, устном народной творчестве, материальной культуре, этнических границах расселения белорусов, истории страны. Не существовало единого названия  народа и страны. Название «Беларусь» на то время закрепилось только за восточными регионами – Витебской и Могилевской губернией. Социальная верхушка населения и интеллигенции была полонизирована. В общественно-культурной жизни страны  господствовал польский язык. Поэтому многими представителями российской интеллигенции Беларусь представлялась как часть Польши. На развитие этнического самосознания  белорусского народа отрицательно сказался раскол его по вероисповеданию на православных и католиков. Православие считалось «русской» верой, а католичество – «польской». Такую пропаганду вели церковь и костел. Вероисповеданием  определялась этническая принадлежность не только в понимании крестьянина, но и в понимании интеллигенции, даже ученых.[1]
Против  великодержавных польских и российских взглядов выступала группа профессоров славистики, истории и права Виленского университета – Бобровский, Данилович, Нарбут, Ярошевич. Они освещали историю ВКЛ с патриотических позиций, высказывались за  возобновление самостоятельности ВКЛ и возвращение державного статуса старобелорусскому языку, считали униатство национальным вероисповеданием и связывали с ним возможность противостояния православной и католической церкви. 

Знатоком  древней истории славян, пионером белорусской археологии, фольклористики и языкознания был З.Е. Даленга-Хадаковский. Ценные документы по истории Беларуси в 9 томах выдал в 1840 году Григорович. Он также составил 2 словаря белорусского языка. В популяризации знаний о Беларуси и белорусском народе в разных петербургских изданиях сыграли значительную роль издания П.М. Шпилевского. Он составил словарь и грамматику белорусского языка. Однако Российская академия наук отклонила его, сославшись на то, что «диалекты не могут иметь собственных грамматических категорий». Делу пробуждения белорусского народа ради борьбы за волю и счастье  отдал все свои силы и посвятил жизнь Калиновский. Он отчетливо отделял свою родину Литву-Беларусь – от Польши и России и выступал за создание самостоятельной Литовско-Белорусской республик, пропагандировал в «Мужыцкай праўдзе» революционно-демократические пути решения аграрного и политического вопросов, показывал истинное ухудшение положения белорусского крестьянства после присоединения к Российской империи, давал должную оценку издевательствам царизма над совестью народа – поголовному присоединению униатов к православию. Калиновский оценивал унию как национальную веру белорусского народа. [1]
     В конце 1870-1й половине 80х годов существенную роль в белорусском национальном движении, разработке национальной концепции отечественной истории сыграли народники. В их подписных изданиях (“Пісьмы пра Беларусь. Пісьмо першае” Данилы Боровика, “Пасланне да землякоў беларусаў” Шчырага Беларуса и др.) впервые провозглашалось существование самостоятельного белорусского этноса как «отдельной ветви славянского племени». Другая группа народников отстаивала права белорусов на самостоятельность в семье других народов России на принципах свободного соглашения с ними. Со второй половины 1880х годов подобные идеи  в завуалированный форме пропагандировала либерально-народная интеллигенция, которая группировалась около легальной газеты «Мінскі лісток» (историко-этнографические публикации Довнара-Заполького, Янчука и др.) Принципиальное значение имела публикация в 1й половине 1890х годов в Кракове и Познани сборников «Дудка беларуская» и «Смык беларускі» Ф. Багушевича. «Дудка Беларуская» побудила к творческой деятельности новое поколение творческой интеллигенции, в том числе Тётку, Я. Купалу, А. Гуриновича и др., заложила крепкий фундамент для развития крестьянско-народнического направления в белорусской литературе, которое в начале 20го стало у нее определяющим. [1]
     Завершающий этап борьбы за признание существования белорусской нации и ее права на самоопределение своей судьбы связан с созданием и деятельностью первой национальной политической партии – «Беларускай сацыялістычная  грамада» (1903-1918 гг.) В 1907-15 гг. центром белорусской национально-патриотического движения явилась газета “Наша Ніва”. Газета последовательно открывала реакционну, шивинистическую политику царизма в Беларуси, протестовала против раздела народа по вероисповеданию на “русских” и “поляков”, противопоставляла этой политике пропаганду национального самознания и единства всех белорусов – и православных, и католиков. Она настойчиво требовала введения в школу, церковь и костел на Беларуси белорусского языка. А в 1910 вышла отдельным изданием “Кароткая гісторыя Беларусі” В.Ю. Ластовского – важная веха в становлении национальной историографии. Под редакцией «Нашай Нівы» усилиями И.И. Луцкевича формировался Белорусский музей. Благодаря ей раскрылись литературные таланты Я. Купалы, М. Богдановича, З. Бядули, М. Гарецкого, А. Гаруна и многих других писателей, публицистов и критиков. Широко использовались исторические темы и мотивы. История родной страны осмысливалась с национальной позиции, другой раз, особенно в поэзии, в некоторой степени идеализировалась. [1]
     Первые специальные работы по истории белорусской государственности – брошюры А.И. Цвикевича «Кароткі нарыс узнікнення Беларускай Народнай Рэспублікі» (1918) и Довнара-Запольского «Асновы Дзяржаўнасці Беларусі» (1919) – опубликованные в связи с объявлением Белорусской Народной Республики (БНР) Значительный вклад в разработку и популяризацию национальной концепции истории Беларуси сделал В.М. Игнатовский, который в 1919-30х издал работы по истории Беларуси и монографию о восстании 1863-64гг. В 1920-е годы его «Кароткі нарыс гісторыі Беларусі» являлся учебником по отечественной истории в школах, а «Гісторыя Беларусі у 19 і пач.20 ст.» изучалась ВУЗах. 1920е годы были особо плодотворны в разработке национальной историографической концепции. В Совецкой Беларуси и за ее пределами публиковались исследования Игнатовского, Турука, Пичеты, Довнар-Запольского, Ластовского, Цвикевича, Гарецкого, Жилуновича (Гартного), Луцкевича, Станкевича и др. Этому способствовала относительно либеральная политика коммунистической власти в БССР , в том числе и по национальным вопросам. Однако либерализация режима оказалась краткосрочным явлением. Уже в начале 1930х годов ведущие историки – представители историографической концепции – были репрессированны, а их работы на длительный период попали в спецхраны. [1]
     Возможности возрождения и дальнейшего развития историографической концепции  появились на переломе 1980-90х гг. в результате развала СССС и становления реального суверенитета Республики Беларусь. Освящение отечественной истории с государственно-национальных позиций требует учета принципов, которые обеспечивают научность исследований: деполитизация историографии; гуманистические, общечеловеческие и государственно-национальные ценности как криерий истины и оценки исторических событий, деятелей, фактов; методология, основанная на творческом освоении всемирно-исторических процессов; объективного отбора и анализа фактов; соответствие содержанию исследований и учебных пособий достижениям истоической науки; понимание отечественной истории как части европейской и всемирной истории; сравнительно-исторический подход с выявлением специфического и общего всемирной, региональной и отечественной истории. Это подходы позволяют наиболее полно и точно показать противоречивость, многогранность и вместе с тем единство и целостность исторического процесса, место и роль в нем Белорусии, возвращение к истокам национальной концепции отечественной истории и дальнейшее ее развитие на основе современных достижений исторической науки является одной из главных предпосылок духовного возрождения белорусского народа, укрепление государственного суверенитета Республики Беларусь.
     И В.Ластовский, и В. Игнатовский, и В. Пичета, и Е. Карский, и М. Довнар-Заполький были яркими представителями национальной историографической концепции. Их труды были основопологающими в ней и сыграли огромную роль в становлении белорусского историографии и самой этой концепции.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. В.Ю. ЛАСТОВСКИЙ
     Про Вацлава Ластовского как историка написано очень мало. Небольшая биографическая статья напечатана в 6-ом томе “Белорусской Советской Энциклопедии”. Вацлаву Ластовскому дается характеристика как “историку, публицисту, одному из идеологов белорусского национализма”. А его работам, как подчеркнуто в статье, “присущи тэндеэцийность и националистическая интерпритация исторических фактов”. Он “враждебно относился к марксизму, отрицал классовую борьбу и ведущую роль пролетариата”. Такие обвинения были включены в дело Вацлава во время его ареста.
     Вацлав Юстинович Ластовский родился 20 октября 1883г. На хуторе Колесники Дисненского повета Виленской губернии. Его родители были арендаторами-земледельцами. Начальное образование он получил дома. Закончил народную школу в Погосте, где благодаря своим знаниям получил некоторые знания. В 1904-1905гг., находясь в Питербурге, слушал, как он потом сам писал, “зайцем” лекции в университете. Затем пробовал здать государственные экзамены на атестат зрелости в Риге, но, согласно его словам “зрэзался па расейскай мове”. Потом уже ни времени, ни возможности получить образование не было, так что фактически он добился всего благодаря своим талантам, не получив достойного образования. [6]
     Позже Вацлав вступил в Польскую социалистическую партию Литвы, которая была организована в 1902г. и действовала на территории Литвы и Западной Беларуси. Партия требовала самостоятельности Литвы и Беларуси, призывала к революции, свержению царизма, установлению республиканско-демократического строя, федеративных отношений Литовско-Белорусской  республики с Россией. В 1903г. 20-летний Вацлав женился на 30-летней Марие Иванаускайтэ, которая позже была известна под псевдонимом «Ладина Пяледа»., через нее он и познакомился с социалистами и вступил в партию. [6]
     В 1906г. Вацлав Ластовкий перешел в БСГ, в составе которой пробыл до 1908г. В это время Ластовский активно включается в культурную и общественную деятельность. С 1909 по 1914 г. он работал в Вильно секретарем редакции «Нашай Нівы», а в 1916-1917 гг. Редактором газеты “Гоман”, которая выходила в Вильно, оккупированном немецкими войсками. В начале 1918г. Создал в Вильно организацию “Связь независимости и нераздельности Беларуси”, которая выработала основные напрвления  создания независимой Беларусии. Не трудно заметить, что Вацлав Ластовский использовал все возможное, чтобы добиться независимости Беларуси. Решительно выступал против каких-либо попыток создать Белорусскую державу совместно с Литвой или Польшей. Был кооптирован в состав Рады Белорусской Народной Республики в Минске. [6] 

Вацлав  Ластовский  не подписал  известную  телеграмму  25 апреля 1918г на имя  германского имератора Вильгельма ІІ, в которой буржуазные деятели БНР благодарили императора за освобождение их от большевиков. 17 декабря 1919г. часть министров Наивысшей Рады БНР, в том числе и Вацлав Ластовский были арестованы за «проведение нелегального схода». Польские оккупационные власти выдали распоряжение о роспуске Народной Рады БНР, полтора месяца В. Ластовский просидел в тюрьме, потом их было разрешено переехать в столицу Литвы – Каунас, где Народная Рада БНР возобновила свою деятельность. На протяжении 1920-21х гг. был во главе Народной Рады БНР. [6]
     17 марта 1923г. было подписано соглашение об общей политике в отношениях между Польшей и Литвой, было рекомендовано, чтобы Вацлав Ластовский пост премьер-министра, как непопулярный в дипломатических сферах Западной  Европы, со стороны правительства Беларуси соглашение подписали Жилунович и Игнатовский. Таким образом остался в Каунасе, где возглавлял белорусское движение в Литве, был редактором журнала «Кривич» (1923-1927). Здесь он издал «Падручны расійска-крыўскі (беларускі) слоўнік», очень ценную с научной точки зрения “Гісторыю беларускай (крыўскай) кнігі” и много других работ. [6]
     Его пригласили в Минск на академическую конференцию по вопросам языка, Вацлав Ластовский признал советскую власть, отказался от своих прежних взглядов и получил право вернуться в Беларусь. В 1927г. переехал в Минск и работал директором Белорусского Государственного музея, позднее работал в Инбелкульте. В 1928г. стал секретарем АН Беларуси. В 1930г. был арестован вместе с другими писателями и учеными и без суда выслан за пределы республики. В 1938г. после повторного ареста в Саратове как «агента польской разведки и участника национал-фашистской организации» был расстрелян. Вацлав Юстинович Ластовский был реабилитирован только в 1988 году. [6]
     Рассматривая содержание книги Вацлава Ластовского “Кароткая Гісторыя Беларусі” следует отметить, что подходить к ней с мерками сегодняшнего дня нельзя. Когда он писал эту книгу, Вацлав не знал, на какие рубежи выйдет белорусская историческая наука. 27-летний автор не проводил специальных исторических исследований. Книга по-совему компилятивная, основанная на тогдашних работах русских, польских, украинских историков. Он был первым белорусским историком, писавшим про Белорусь и для белорусов.
     “Кароткая Гісторыя Беларусі” делится на 5 частей:
    ад першых часоў да ўцеку полацкіх князёў у Літву (1129г)
    ад звароту іх (1132г) да смерці Вітаўта (1430г)
    ад смерці Вітаўта да Люблінскай уніі (1569г)
    Беларусь пад Расіяй
Почти такая же периодизация сохранилась  и используется сейчас. Прошлое Беларуси показано, главным образом, как история княжения, воин и политических событий с дополнением сведений по истории культуры. 1я часть книги начинается с описания славянских племен. Историк, наверное, впервые рассказал про полоцких князей и их политику. [5] 

Во второй части книги рассказывается про историю Полацкого княжества, обозначается политическая жизнь Новогрудских князей и история ВКЛ вплоть до смерти Витовта. В заметке к портрету Ягайлы Вацлав Ластовски заметил, что когда тот был королем Польши, он не умел говорить по-польски, разговаривал только по-белорусски. [5]
     В третьей части книги рассказывается о периодах княжения великих князей литовских и русских, весь раздел – история воин Белорусско-Литовской державы с Москвой. Отдельно следует отметить, что Вацлав Ластовский впервые в исторической литературе привел правильную последовательность князей литовских. [5]
     Почти половину книги занимает четвертая часть, в которой описывается история Беларуси в составе Речи Посполитой. Последняя, пятая часть книги «Беларусь под Россией» - небольшая. Здесь В. Ластовский сосредоточился на политике русификации, которую проводил царский режим на Беларуси. Кстати, это относится и к политике по русификации Беларуси в ХХ веке. Почти ничего не сказал автор про восстание 1863 года под началом Калиновского.
     Как уже говорилось, “Кароткая Гісторыя Беларусі” на протяжении десятилетий была спрятана от читателей. Она подвигла белорусов на протест против политики царизма по национальному вопросу. М. Богданович высказался о ней, как о лучшей книги года, ей дали положительную оценку даже российские литераторы. Она вдохновляла демократические, национальные силы, показывая богатое историческое настледие белорусского народа, которому есть, чем гордиться.
                                       “Ад Дзвіны і да Прыпеці,
Ад Дняпра да Буга вод
  Аднэй маці жывуць дзеці,
Беларускі жыве народ, -
Под  этими строками стихотворения Я. Мурашки «Родны край» мог подписаться Вацлав Ластовский. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Е.Ф. КАРСКИЙ
     Имя академика Е.Ф. Карского, известного филолога-славяниста, этнографа, фольклориста, палеографа, основоположника белорусской филологии и языкознания, давно уже стало украшением не только белорусской, но и общеславянской науки. Его перу принадлежит более 700 работ по славистике, белорусистике, русистике. [7]
     Евфимий Федорович Карский родился 1 января 1861г. в деревне Лаша Гродненской губернии и происходил из духовного звания. Получив образование в Минской Духовной Семинарии, Евфимий Федорович продолжил его в Нежинском историко-филологическом институте, где занимался славяно-русской филологией под руководством профессора Р.Ф. Брандта. После окончания в 1885 г. института, он до 1893 года преподавал в Виленской гимназии. В 1893 году Карский был принят преподавателем русского языка в Варшавский Университет, а в 1894 году назначен экстраординарным профессором кафедры русского и церковно-славянского языков. В 1902 году он получил должность декана историко-филологического факультета, а в 1905-1910 годы возглавлял Университет в качестве ректора. За свои выдающиеся ученые труды Евфимий Федорович в 1901 году был избран членом-корреспондентом Императорской Академии Наук, а в 1916 избран ее действительным членом, став первым академиком белорусом. С 1917 года Карский в качестве профессора преподавал в Петроградском Университете. В 1922 году Карский был избран действительным членом Инбелкульта, а в 1929 году членом Чешской Академии Наук. [7]
     При советской власти Карский не единожды терпел невзгоды из-за своих убеждений. Так, уже в 1919 году он снят с должности профессора в Минском педагогическом институте, как человек с неблагополучной «политической физиономией», в этом же году он подвергся аресту. Взгляды учёного раздражали как большевиков, так и белорусских националистов, так как он не считал белорусов отдельной национальностью, а рассматривал белорусскую народность как часть единого русского народа, наряду с великорусами и малорусами, а белорусскую речь как наречие общерусского языка. Он также скептически относился к насильственной белорусизации, проводимой советской властью. Всё это привело к ухудшению положения Евфимия Фёдоровича в советской науке. По возвращении Карского из научной командировки 1926 года, совершённой им в славянские земли, в прессе была развязана кампания по его шельмованию. Появились статьи, в которых Карский назывался «черносотовцем», «осколком царского режима», в вину ему ставилось то, что назвал Львов «старым русским городом», отмечал лучшую благоустроенность Западной Белоруссии (находившейся под властью Польши) по сравнению с Советской Белоруссией, то, что за границей он якобы входил в контакт с белогвардейцами и т. п. В 1927 годуна закрытом заседании ЦК КП(б)Б было вынесено решение поставить вопрос об исключении Карского из Академии наук. Карский пытался оппонировать критикам, но его опровержения не печатали. Он подвергался давлению со стороны партийного научного сообщества, а в 1929 годубыл снят с должность директора Музея антропологии и этнографии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.