На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Опыт организации аудиторской деятельности за рубежом и его использование в российской практике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
    СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
    ТУРИЗМА И КУРОРТНОГО ДЕЛА
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
    КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА И АУДИТА 
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА
    По  предмету: Аудит
    На  тему: «Опыт организации аудиторской деятельности за рубежом и его использование в российской практике» 
 
 
 

    Выполнила: студентка 5 курса,
    Гр. 03-Б, Спец. «Бухгалтерский
    учёт, анализ и аудит»
    Палян К.С.
    Научный руководитель:
    Профессор кафедры «Бухгалтерский
    учёт, анализ и аудит»
    Андреев В.Д. 
 
 
 
 
 

    Сочи, 2007 г.
Содержание 

Введение………………………………………………………………………………….3
    Глава 1. Международная практика организации аудиторской деятельности 
      История развития аудита за рубежом…………………………………………..4
      Развитие аудита в странах «Большой Семёрки»………………………………6
        Великобритания – родина аудита………………………………………..6
        Аудиторская деятельность в Германии…………………………………7
        Французский опыт аудита………………………………………………10
        Соединённые Штаты Америки………………………………………....12
        Япония: государство и профессия……………………………………...13
   Глава 2. Развитие рынка аудиторских услуг в России…………………………17
2.1. Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности» как этап развития аудиторской профессии……………………………………………………………..17
2.2. Ключевые  подходы, реализации политики  и перспективы совершенствования  законодательной базы……………………………………….22
      2.2.1. Аккредитованные профессиональные  аудиторские объединения……25
      2.2.2. Совет по аудиторской деятельности…………………………………….28
      2.2.3. Обязательный аудит……………………………………………………...32
      2.2.4. Стандарты аудита………………………………………………………...35
      2.2.5. Контроль качества………………………………………………………..39
      2.2.6. Отчётность аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов..41
Глава 3. Перспективы развития аудита в России……………………………..45
  3.1. Совершенствование бухгалтерского  учёта и аудита………………………..45
  3.2. Аудиторское образование - фундамент  качества аудита…………………...48
  3.3. Состояние аудита на современном  этапе и перспективы его развития  в Российской Федерации……………………………………………………………..48
  3.4. Внедрение международных требований с сохранением исторических традиций……………………………………………………………………………..50
Заключение…………………………………………………………………………52
Список  использованной литературы……………………………………………55 
 
 
 
 

Введение 

     Бизнес  во всех странах складывается в противоборстве между коммерческой выгодой и исполнением закона. Не упустить первое, не нарушая второго, - вот Сцилла и Харибда цивилизованного рынка. Чтобы выбрать верное направление, необходимо, прежде всего, точное знание состояния собственных дел, что невозможно без квалифицированного и независимого аудита. Аудит, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности, способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что убедительно подтверждает зарубежный и имеющийся отечественный опыт.
     В настоящее время в России ведется  серьезная работа по созданию и становлению  отечественного аудита. В то же время потенциал аудиторской деятельности в нашей стране, к сожалению, остается реализованным далеко не полностью, а возможности аудита в достижении целей финансового контроля - не исчерпаны. Одна из причин тому - нерешенность вопроса об оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности.
     Аудиторская деятельность представляет собой важный  элемент  рыночной инфраструктуры. И хотя нужно признать  то  обстоятельство,  что  обязанность проходить аудиторские  проверки во многом навязана нашим  предприятиям  свыше принятыми законами (о предприятиях с иностранными инвестициями, о  банках  и банковской деятельности и т.д.), а не продиктована  внутренней  потребностью лучше  знать  положение  дел  и  желанием  улучшить  свою  работу,   сегодня отношение  к  аудиту  меняется,  центр  тяжести   аудиторской   деятельности перемещается с проверок и подтверждения достоверности отчетности на  текущее консультирование  по  самым  разнообразным   вопросам.   В   этих   условиях актуальным представляется  изучение  богатого  зарубежного  опыта,  а  также отечественного, пусть еще и незначительного.
       Следующим этапом становления  аудита в России является  повышение   его эффективности, и в первую  очередь,  через  развитие  единой  информационной базы  (публичной  отчетности  предприятий,  законодательных  и   нормативных актов),  повышение  экономической  грамотности  руководящих   работников   и расширение  спектра  приемов   и   методов   экономического   анализа.   Эти обстоятельства определили актуальность данной темы и выбор ее автором.
       В   настоящей   работе   рассматриваются   аналитические   процедуры, используемые во внешнем аудите в зарубежных странах.
       Актуальность   темы   определена   целесообразностью    использования имеющегося опыта по этой тематике  и  осознанного  его  применения  в  наших условиях, так как эта методология складывалась  и  развивалась,  непрестанно ориентируясь на потребности аудиторов в аналитическом материале.
       Характеристика аналитических  процедур,  используемых  при  аудите  в зарубежных странах – цель данной выпускной работы.
       Источники   материала   работы   –   научно-методические   разработки российских и зарубежных аналитиков и обзоры мировой практики  отечественными экономистами. 
 
 
 
 

Глава 1. Международная практика организации аудиторской деятельности. 

      История развития аудита за рубежом
  Для более глубокого и системного понимания сущности, целей и задач  аудиторской деятельности целесообразно  обратиться к истории развития аудита.
  Если  рассматривать аудит как финансовый контроль вообще, то первой страной, создавшей  аудиторскую систему, был Китай. Древние китайские записи указывают на то, что уже до н. э. там существовал пост Генерального аудитора, который должен был гарантировать честность правительственных чиновников, по роду своих служебных обязанностей имеющих право пользоваться государственными деньгами и имуществом. Обязанности, права и формы правительственных аудиторских органов менялись от одной династии к другой.
  В Средние века в Европе появляется обычай подтверждать правильность сделок путем их регистрации двумя разными ответственными лицами; таким образом, происходит постепенное становление бухгалтерского учета и контроля. В те далекие времена главным требованием, предъявляемым к аудитору, была его безупречная репутация. Только независимый и честный человек мог быть назначен на эту почетную должность, причем его знания в области бухгалтерии играли второстепенную роль.
  В XIV в. появляется принцип двойной записи в бухгалтерии, вследствие чего был усилен контроль за движением имущества. С XVII в. по сегодняшний день постоянно совершенствуются методы учета и техника получения информации, и без высокой профессиональной подготовки разобраться в бухгалтерских записях невозможно.
Изменения в экономике многих стран, появление  акционерных обществ неизбежно  связаны с периодически возникающими финансовыми кризисами и, как следствие этого, волнами банкротств, что, в свою очередь, вызвало спрос на бухгалтеров-экспертов, защищающих интересы инвесторов. Английский парламент, пытаясь контролировать ситуацию, разработал соответствующее законодательство, направленное на защиту интересов кредиторов и установление персональной ответственности за предоставление информации. Все это способствовало тому, что работа аудиторов была сведена к контролю за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
  Важную  роль в становлении аудита сыграло  появление совместных предприятий. Аудитор должен был отчитываться перед собственником, что, по его мнению, баланс составлен согласно требованиям, установленным законодательством, а также дает верную оценку состояния дел компании. В то же время впервые появился консолидированный баланс. Возникла и должность внутреннего аудитора, однако она предполагала прежде всего контроль за деятельностью бухгалтерских служб, налаживание системы учета или, как говорят сейчас, «постановки учета». Разумеется, прежде всего акцент был сделан на учет денежных средств. По этой причине к концу XIX — началу XX в. у внешних аудиторов появилась возможность применять метод выборочной проверки. Стало ясно: для того чтобы получить факты, влияющие на мнение аудиторов, нет необходимости, да и возможности, детально проверять каждую совершенную операцию. На этом, раннем, этапе развития аудита еще не существовало определенных методик проведения аудита и тем более установленных требований к аудиторскому заключению. До начала XX в. существовала практика, когда достаточно было просто проверить баланс, добавив несколько фраз типа «проверено и найдено верным».
  В связи с недостаточностью аудиторской  информации либо ее некорректным изложением у пользователей этой информацией возникали серьезные проблемы. Например, собственника из США могла интересовать информация о совершенных ошибках на его предприятии за рубежом не только в области использования денежных средств, но и в других сферах хозяйственной деятельности. Между тем аудитор счел необходимым представить информацию только о проверке использования денежных средств. Пример условный, но дает представление о возникшей необходимости стандартизации аудиторских приемов и аудиторского заключения в начале XX в.
  Выполняя  функции защиты и порядка в  интересах как индивидуального предпринимательства, так и экономики различных стран в целом, особое развитие аудит получил после глубокого экономического кризиса 1930-х годов. После Второй мировой войны 1939-1945 гг. без аудита уже невозможно представить экономическую деятельность и в отдельных странах в частности, и в мире в целом.
  Среди организаций — разработчиков  международных аудиторских стандартов в преддверье третьего тысячелетия  следует отметить прежде всего следующие:
— Международный комитет по аудиторской практике Международной Федерации бухгалтеров (Internatil Auditing Practices Committee (IAPS) of the International Feeration of Accountants (IFAC). Основными документами, разработанными данной организацией, являются Международные Стандарты Аудита (International Standarts on Auditing (ISA)) и Международные руководства по Аудиторской практике (International Auditing Statements (IAPS));
  — Американский институт дипломированных  общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants (AICPA)). К основным разработанным им документам относятся: Общепринятые аудиторские стандарты (Generally Accepted Auditing Standarts (GAAS) и Положения о стандартах аудита (Statesments on Auditing Standarts (SAS)).
  Аудиторские стандарты, разработанные этими  организациями, базируются на следующих основополагающих принципах:
    Аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы;
    Во всех вопросах, относящихся к работе аудитора, соблюдается независимость его суждений;
    В ходе аудиторской проверки, а также при составлении аудиторского заключения аудитор должен соблюдать принципы добросовестности; до начала проверки аудитору необходимо составить соответствующий план ее проведения, а в ходе проверки осуществлять необходимый контроль за работой, выполняемой подчиненными специалистами;
    Аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента с тем, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки окончания этапов аудита и проверки в целом;
    В ходе аудиторской проверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и пр., собирает достоверный и исчерпывающий материал для составления заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    В аудиторском заключении должно быть указано, соответствует ли проверенная отчетность установленным нормам и правилам учета;
    В аудиторском заключении отражаются обстоятельства, которые привели к изменениям в учетной политике клиента по сравнению с предыдущим учетным периодом;
    Информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, считается достоверной, если обратное не указано в аудиторском заключении;
    Заключение должно содержать или мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, или описание причин, по которым заключение не может быть составлено. Во всех случаях, когда работа аудитора связана с проверкой отчетности, аудиторское заключение должно содержать описание характера аудиторской проверки и степени ответственности аудитора.
На основе рекомендаций Международного комитета по стандартам учета и отчетности, Международной федерации бухгалтеров и Международной организации высших аудиторских учреждений Всемирным банком в 1995 году было разработано «Руководство по финансовому учету, отчетности и аудиту». Как правило, оно использовалось в качестве справочного пособия.
  В целом организация и практика аудита, опираясь на накопленный в  мире опыт, к началу XXI века имели в различных странах, в том числе и в России, свои особенности. Они отражали специфику каждой страны, систему ее государственного устройства, уровень экономического развития, традиции общественного самоуправления и многое другое. 

      Развитие  аудита в странах  «Большой Семёрки»
 
        Великобритания  – родина аудита
  В Великобритании на период начала 2000 года основными игроками, в т.ч. в области регулирования, являлись: Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), Институт присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институт присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI).
  Одним из старейших в мире профессиональных объединений бухгалтеров является Институт присяжных бухгалтеров Шотландии. В Институте впервые было введено понятие «присяжный бухгалтер». В 1854 г. он зафиксирован в законодательных документах и получил Королевский Диплом, подтверждающий статус Института. Институт располагает штатом высококвалифицированных специалистов лекторов, имеющих огромный опыт обучения бизнесу на всех образовательных этапах. Преподаватели Института имеют солидную квалификацию в различных областях бизнеса, хорошо владеют иностранными языками.
  С 1854 г. все выпускники Института получают квалификацию присяжного бухгалтера (имеют право подписывать аудиторские отчеты при наличии и соответствии других составляющих соответствующих аудиторской профессий). Ежегодно преподаватели обучают 1500 студентов в учебных заведениях Института, расположенных в г. Эдинбурге, г. Глазго, г. Лондоне и г. Бирмингеме и др. Занятия рассчитаны на 115 недель и строятся на основе чередования очного и заочного обучения (практики). В первые годы между очными курсами студент учится заочно и курируется по месту работы. В этот период студенты овладевают практическим опытом и постигают требования к работе, проходя соответствующую практику.
  При этом в обучение входит ряд предметов: финансовый учет, коммерческое право, теория аудита, налогообложение, финансы, управленческий учет, информационные системы.
  Институт  организует курсы повышения квалификации, на которых рассматриваются изменения законодательной базы и практика ведения бизнеса. Институт также организует курсы обучения методам управления.
Институт  регулярно проводит детальный анализ требований к обучению и его результатам. В этот процесс входит разработка многоуровневых программ обучения с указанием частоты проведения курсов, их продолжительности и места проведения, разработка надлежащих методов обучения и оценки деятельности, а также определение соответствующих уровней поддержки обучаемых. Институт имеет многолетние и многосторонние международные связи с другими профессиональными аудиторскими объединениями и регулируется органами в области аудиторской деятельности.
  Страна  располагает большим опытом в  области организации внешнего контроля качества, в том числе объединенными  усилиями больших профессиональных объединений.
  Так, в Великобритании тремя ведущими профессиональными объединениями, а именно: Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS), Институтом присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI), в целях осуществления контроля качества создан объединенный отдел мониторинга (JMO). Численность данной структуры — 48 специалистов, из них 30 инспекторов и 18 специалистов, занятых подготовкой сводных материалов, в том числе для указанных институтов и соответствующего департамента (DTI) правительства.
  Примечательно, что аудиторские организации  в соответствии с определенной шкалой производят отчисления своим институтам, а те в свою очередь направляют централизованные ежегодные перечисления данной контрольной структуре, из которых формируется ее бюджет, при этом просто поражает степень независимости контролеров. За 2001 г. было осуществлено 957 аудиторских визитов по контролю качества, под обязательную проверку в год подпадают примерно 20-25 аудиторских общественно значимых организаций, а всего в трех указанных институтах состоят (по данным 2001 г.) 8197 зарегистрированных аудиторских фирм. 

        Аудиторская деятельность в Германии
  В этот же период аудиторская деятельность в Германии осуществляется в соответствии с законом от 24 июля 1961 г. в редакции от 5 ноября 1975 г. (с последующими изменениями). Им определяется, что аудитором является лицо, призванное публично исполнять данную профессию и засвидетельствовавшее личную и профессиональную пригодность путем сдачи соответствующего экзамена. Аудиторская деятельность является свободной профессией, однако она предполагает подтверждение ответственности перед государством.
  Содержанием профессиональной деятельности аудитора является: осуществление аудиторских проверок в экономической сфере, преимущественно в конце года, а также фиксация результатов указанных проверок в соответствующих документах; оказание консалтинговых услуг по налоговым вопросам в соответствии с существующим законодательством; работа в качестве эксперта в сфере управления производством и опекунская деятельность.
Наиболее  известна деятельность аудитора по проверке годовых бухгалтерских отчетов обществ, которые в соответствии с законом подлежат обязательной проверке. Кроме того, также и предприятия, не подлежащие обязательной проверке, привлекают аудиторов для проверки их годовых балансов но собственной инициативе либо в случае необходимости предъявления отчетов сторонним лицам (например, кредиторам). Путем ознакомления с отчетностью и деловой перепиской предприятия, а также при помощи специальных методик проверки аудитор должен убедиться в том, что отчетность как в формальном, так и в материальном плане соответствует предписаниям закона и может быть подтверждена правильность составления годового бухгалтерского отчета. Наиболее существенные результаты проверки аудитор приводит в докладе, в котором он уведомляет проверяемое предприятие о своих выводах.
  Выдаваемое  заключение содержит в краткой форме  результаты проверки. Текст заключения предписывается законом. Заключение аудитора публикуется, как правило, вместе с годовым балансом и отчетом о состоянии дел на предприятии, в то время как доклад о результатах проверки является конфиденциальным документом, доступным исключительно для руководства и наблюдательных органов предприятия. В рамках проведения проверок хозяйственной деятельности предприятия аудитор выполняет и иные виды проверок, например учредительные проверки и проверки по растратам.
  Аудитор может быть квалифицированным консультантом  во всех областях экономики и организации производства. Он консультирует предприятие в самом широком смысле и должен при этом рассматривать проблемы экономического, финансового, организационного и правового характера, находя пути оптимального решения.
  Будучи  квалифицированным консультантом  по налоговым вопросам, аудитор имеет право представлять интересы своих клиентов в делах по налогам перед финансовыми органами и финансовыми судами. Он также может вместе с адвокатом выступать в качестве защитника в судопроизводстве по уголовным делам о налоговых правонарушениях.
  Учитывая  постоянно растущий объем инструкций в области налогового законодательства, одним из основных видов деятельности аудитора является рассмотрение налоговых вопросов наряду с ревизионной и консалтинговой деятельностью.
  Профессиональная ответственность аудитора очень высока. В соответствии с законодательством аудиторы обязуются принимать заказ на проверку лишь в том случае, если они в своих выводах, суждениях и решениях свободны от посторонних влияний, обязательств и учета других факторов, способных нарушить независимость и беспристрастность проведения проверки.
В Германии с учетом вышеизложенного тщательно  разработан комплекс вопросов, связанных с получением права заниматься аудиторской деятельностью. Для проведения квалификационных экзаменов в Федеральных землях формируются специальные комиссии (на трехгодичный срок), председателями которых назначаются представители высшей администрации земель. Решения о допуске претендентов к экзаменам принимаются председателем комиссии при отсутствии возражений со стороны всех ее членов. Решения об отказе в допуске должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими правовыми актами.
  Допуск  к сдаче экзамена на присвоение квалификации аудитора с учетом базисного образования выдается при условии, что соискатель представляет документ, свидетельствующий о наличии: законченного высшего университетского образования в области экономики и организации производства, экономики народного хозяйства или сельского хозяйства, либо иного высшего экономического образования, или же высшего юридического или технического образования, а также имеет достаточный для занятий аудиторской деятельностью стаж практической работы, в особенности подтвердит наличие минимального пятилетнего стажа практической работы в сфере экономики, из которых по меньшей мере 4 года — в области аудита. Документальное подтверждение стажа практической работы в области аудита не требуется для соискателя, проработавшего не менее 15 лет консультантом по налоговым вопросам либо присяжным ревизором бухгалтерских книг; в качестве стажа практической работы засчитывается до 10 лет работы налоговым инспектором. Кроме этого, имеются другие более детальные положения по этим вопросам.
  Законченное высшее университетское образование  для претендента не требуется, если он хорошо зарекомендовал себя, работая не менее 10 лет у частного аудитора, в аудиторской фирме, кооперативном ревизионном союзе, в ревизионной службе союза сберкасс и жиробанков либо в центральной ревизионной службе для публично-правовых корпораций, а также имеет экономическое или иное высшее специальное образование с экономическим уклоном, которое учитывается в условиях допуска (либо до 31 декабря 1972 г. окончил государственное или официально признанное государством высшее экономическое училище или иное учебное заведение по экономической или иной специальности с экономическим уклоном).
  Законченное высшее университетское образование  не требуется также, если соискатель не менее 5 лет работает присяжным  ревизором бухгалтерских книг или налоговым консультантом.
  В процессе обучения соискатель квалификации аудитора должен иметь в виду, что он вместе с заявлением о допуске к сдаче экзамена должен будет представить не менее двух докладов о проведении проверок или экспертных заключений, сопроводив их заявлением о том, что они выполнены им самостоятельно или в основном самостоятельно. К этим докладам о проверках или экспертным заключениям необходимо приложить заявления о согласии со стороны заказчика и аудитора, у которого соискатель проходил обучение, для представления в Комиссию по допуску к экзамену. При этом соискатель может опустить обозначение предмета проверки либо экспертного заключения или дать им нейтральное обозначение.
  К экзамену не допускаются лица, не имеющие  права занимать общественную должность вследствие приговора суда, при наличии психического заболевания, а также находящиеся в запутанном финансовом положении.
  Экзамены  проводятся в письменной и устной форме. Для работников налоговых  инспекций предполагается возможность сокращенного экзамена (за вычетом вопросов налогового права). Организация и методика проведения экзаменов регулируются Федеральным министерством по экономике по согласованию с представительным органом соответствующей Федеральной земли. За допуск к экзамену вносится плата в размере 250 марок, а за сдачу экзамена взимается сбор в размере 1000 марок.
  Соискатели, допущенные к экзаменам, сдают их перед компетентными экзаменационными комиссиями, действующими при верховных  земельных ведомствах. Экзамен состоит из 7 письменных работ, которые выполняются под наблюдением экзаменаторов по одному заданию в день:
    2 работы  из области аудита;
  2 работы из области экономики  и организации производства и  экономики народного хозяйства;
    работа из области хозяйственного права;
    работы из области налогового законодательства.
  После успешной сдачи экзамена соискателю вручается выданная верховным земельным ведомством по экономике лицензия на занятия аудиторской деятельностью. До этого соискатель должен принести присягу перед верховным земельным ведомством. Компетентным ведомством по этому вопросу выступает верховное ведомство земли, на территории которой соискатель намерен осуществлять свою аудиторскую деятельность. В случае если заявление на получение лицензии не подано в течение 5 лет после сдачи экзамена, комиссия по допуску к экзамену может в отдельных случаях потребовать от соискателя повторной сдачи экзамена либо отдельных разделов экзамена, если имеются сомнения в надлежащем осуществлении им аудиторской деятельности.
  Палата  аудиторов является организацией профессионального  самоуправления аудиторов в Германии, которая призвана представлять профессиональные интересы всех аудиторов, присяжных ревизоров бухгалтерских книг, аудиторских фирм и обществ по ревизии бухгалтерских книг, а также осуществлять надзор за выполнением ими профессиональных обязанностей. В круг задач Палаты аудиторов входят все вопросы, имеющие значение для всего профессионального сословия, которое она представляет. В Палату аудиторов могут обращаться не только ее члены, но и заказчики, законодатели, ведомства и суды. Палата аудиторов оказывает поддержку всем представителям профессии советом и рекомендациями по вопросам профессионального права, а также по другим вопросам, связанным с осуществлением аудиторской деятельности.
  Деятельность  Палаты аудиторов и ее компетенция  распространяются на всю территорию Германии. Палата аудиторов имеет 7 представительств в федеральных  землях, которые содействуют главному представительству, но не имеют юридической  самостоятельности.
Контрольные функции за деятельностью представителей профессии аудитора осуществляются Палатой и судебными органами. По решению руководства Палаты может быть дано разъяснение и объявлен выговор. Решением суда может быть сделано предупреждение, объявлен выговор, наложен денежный штраф до 100 тысяч марок и произведено исключение из профессионального сословия. 
 
 

        Французский опыт аудита
 
  К началу нового тысячелетия аудиторская  деятельность во Франции осуществлялась в соответствии с Декретом от 12 августа 1969 г. и Постановлением Правительства от 24 января 1994 г. Основная работа в этом направлении возложена на профессиональную организацию — Национальную компанию комиссаров по счетам Франции (CNCC).
  Компания  является юридическим лицом, работает совместно с Министерством юстиции и объединяет всех экономических субъектов, занесенных в государственный реестр. Она отличается от органов государственной власти, в обязанности которых входит занесение аудиторов в государственный реестр.
  Главная цель деятельности Компании — контроль за правильным осуществлением аудиторами своей профессиональной деятельности, защита чести и независимости ее членов. Компания состоит из двух уровней объединений. На региональном уровне организацией и регулированием профессиональной деятельности занимаются региональные компании, состоящие исключительно из профессионалов. Они работают во взаимодействии с региональными комиссиями по занесению в реестр и региональными судебными дисциплинарными палатами, состоящими в основном из судебных лиц.
  Национальная  компания (на национальном уровне) взаимодействует  с Национальной комиссией по занесению  в реестр и Национальной дисциплинарной палатой, состоящей из судебных лиц.
  Деятельность  Региональных Советов осуществляется за счет взносов их членов. Деятельность Национального Совета финансируется Региональными Советами. В соответствии с Кодексом профессиональной этики и Декретом Правительства взносы обязательны для всех членов профессиональной организации. Член профессиональной организации, который два года подряд не уплатил членские взносы, считается исключенным. Взносы состоят из определенной фиксированной суммы и суммы, пропорциональной полученным гонорарам.
  Региональные  компании объединяют всех аудиторов (физических лиц и аудиторские фирмы), относящихся к административным центрам каждого апелляционного суда. Члены региональной компании собираются на собрание один раз в год. Каждая региональная компания управляется Региональным Советом, в котором избирается бюро по следующей схеме:
  Региональный  Совет избирается на 4 года численностью от 6 до 26 членов;
  Члены бюро избираются сроком на 2 года численностью от 4 до 9 членов, один из которых — Президент.
  Региональный  Совет управляет Региональной компанией  и ее имуществом, принимает решения по вопросам, находящимся в компетенции региональной компании.
  Национальная  компания объединяет всех аудиторов, занесенных в реестр. Она управляется Национальным Советом, состоящим из делегатов региональных компаний при представительстве 1 делегат от 150 членов. Национальный Совет обновляется наполовину каждые два года. В Национальном Совете избирается сроком на два года Бюро.
  Работа  Бюро возглавляется Президентом. В  структуру Бюро входят Генеральный Секретарь, помощник Генерального Секретаря, 6 вице-президентов и служащие. Бюро выполняет следующие задачи: проведение технических исследований, консультаций, публикаций; подготовка кадров; контроль качества; осуществление связи; обеспечение отношений с парламентом; осуществление международных отношений; сельскохозяйственная кооперация.
  Национальный  Совет управляет Национальной компанией  и ее имуществом, принимает решения по вопросам, находящимся в компетенции Национальной компании, координирует деятельность Региональных Советов, вырабатывает Доктрину аудиторской деятельности.
  Доктрина  содержит нормы с комментариями  и техническую информацию, в состав которой входят циркуляры, справочник специализированного контроля, энциклопедия юридических работ, техническое заключение. Доктрина вырабатывается постоянными комиссиями. Комитет добросовестного отношения и Комиссия по профессиональной этике вырабатывают нормы и профессиональные правила аудиторов, предлагают комментарии к нормам, технические заключения и публикации.
  Доктрина  вырабатывается также техническими комиссиями по бухгалтерским работам, по юридическим работам, по добросовестности, по сельскохозяйственной кооперации, по информатике, по банкам. Все они излагают свои мнения по профессиональным вопросам, предлагают специфические акции, готовят и предлагают публикации.
  Секретариат Национального Совета осуществляет постоянную помощь аудиторам, которые  имеют возможность устно или  письменно задавать вопросы по своей  деятельности.
  Декрет  Правительства (статья 66) прежде всего  определяет обязанности аудиторов и предусматривает анализ деятельности аудиторов по условиям осуществления ими деятельности (как минимум один раз в год).
  Декретом  Правительства предусмотрен экзамен  на профессиональную пригодность.
Допуск  к экзамену осуществляет Министерство юстиции Франции по представлению документов на претендента из Национальной компании. В состав экзаменационной комиссии входят два члена магистрата (один из них председатель), инспектор финансов, представитель палаты биржевых операций, три преподавателя высшей школы, три контролера-ревизора (аудитора). На экзамене обязательно присутствие пяти членов комиссии.
  Экзамен состоит из письменной и устной частей. В ходе письменного экзамена претендент отвечает на вопросы следующих тем: частные случаи аудита, правоведение, налогообложение, финансы и программная тема. В случае допуска после письменной части к устному экзамену проводится опрос по правоведению, бухгалтерскому учету, финансам и налогообложению, выполняется задание по комментированию текста и общее собеседование.
  До  выдачи свидетельства после успешного  экзамена организуется трехгодичная стажировка претендента. Два года она проводится под руководством контролера-ревизора (аудитора), назначенного региональным Советом. После предоставления отчета руководителя стажировки и замечаний в письменной форме контролера стажировки Президентом Регионального Совета выдается свидетельство.
  В соответствии с Кодексом профессиональной этики Национальным и Региональными  Советами организуются семинары по повышению  квалификации аудиторов и их сотрудников по определенным программам (минимум 40 часов в год). В качестве контроля ежегодно коллегами-аудиторами проводится экзамен по профессиональному мастерству.
  В практике аудиторской деятельности во Франции сложились определенные нормы:
    применяемые непосредственно к аудитору;
    оценки и исследования;
    составления отчета об аудите.
Нормы, касающиеся аудитора, включают понятия:
  Независимость аудитора. Чтобы суждение аудитора было мотивированным, то есть беспристрастным, ему необходимо быть независимым от проверяемого объекта и свободным от всякого принуждения.
  Профессиональная  компетенция. Ответственный за аудит должен убедиться, что группа, на которую возложена данная миссия, обладает необходимыми способностями и компетенцией для ее выполнения с учетом всей специфики. Специальные знания, необходимые для выполнения аудиторской миссии, зависят от характеристик этой миссии, однако обязательна углубленная подготовка по технике аудита, включая знание общих способов и средств.
  Качество  результатов аудита в значительной степени зависит от соблюдения определенных правил, касающихся норм исследования: подготовки и планирования аудиторской проверки, курирования работ, досье и рабочих документов, документации по итогам аудита.
  Планирование  призвано наметить практические операции и приемы, необходимые для достижения целей, поставленных перед аудитом, и обеспечить оптимальное использование всех имеющихся средств.
  Подготовка  аудита включает такие аспекты, как  формирование групп, разработку рабочей  программы, заявку на проведение аудита, предварительное совещание.
Курирование аудита заключается в помощи и  контроле.
  Термин  «рабочие документы» используется для  обозначения документов, подобранных или подготовленных аудитором и собранных в досье. Эти документы представляют собой связь между аудиторской деятельностью и готовыми отчетами.
  Аудитор должен собрать документацию, чтобы подкрепить выводы, как позитивные, так и негативные, к которым он пришел. Он должен убедиться, что все важные информационные данные, содержащиеся в рабочих документах, отражены при изложении выводов в отчете. Аудитор обязан убедиться, что каждый вывод в достаточной мере подкреплен документацией.
  Отчеты  аудитора обычно составляются в письменной форме и таким образом, чтобы они могли служить основой для принятия важных решений. 

        Соединённые Штаты Америки
  Аудиторскую деятельность в США осуществляют: дипломированные общественные бухгалтеры (основная обязанность которых — проверка публикуемой финансовой отчетности всех публичных продаваемых компаний, большей части других крупных компаний и большого числа меньших компаний, а также некоммерческих компаний).
  Американский  институт дипломированных общественных бухгалтеров устанавливает профессиональные требования, проводит исследования и  публикует материалы по тематике, связанной с бухгалтерским учетом, аудитом, консультационными услугами для администрации и налогами.
  Он  имеет различные отделы и комитеты: аудиторских стандартов; профессиональной этики; услуг в сфере учета и контроля; консультаций по вопросам управления; бухгалтерских стандартов, стандартов контроля качества; по проблемам налогообложения и др.
  У Института три главных функции: установление стандартов и правил, исследования и публикации, непрерывное  обучение.
  Присвоение  звания «дипломированный общественный бухгалтер» регулируется законами штатов через выдачу лицензий. В разных штатах требования к ним неодинаковы. В большей части штатов требуется 4-5-летнее обучение в колледже по специальности «бухгалтерский учет». Во всех штатах требуется, чтобы претендент сдал стандартный государственный экзамен на дипломированного общественного бухгалтера. В большей части штатов необходим опыт практической работы по этой профессии — год и более, — прежде чем претендующий на это звание становится дипломированным общественным бухгалтером.
  Аудиторские фирмы в Соединенных Штатах Америки  имеют более четко определенные обязанности, чем другие организации. Для них существует больше профессиональных требований.
  На  федеральном уровне или на уровне штатов действуют правила, требующие ежегодного аудита. Например, все компании, ежегодно представляющие документы Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям, должны ежегодно подвергаться аудиторской проверке. Подобным образом в некоторых штатах каждое правительственное подразделение должно периодически подвергаться аудиту.
  Обычно  два раза в год — в мае  и ноябре — проводятся экзамены на дипломированного общественного бухгалтера. Письменный экзамен продолжается два с половиной дня. Его подготавливает и оценивает Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров — национальная профессиональная организация. Экзамен проводится по четырем направлениям: аудит, бухгалтерская практика, теория бухгалтерского учета и хозяйственное право. Знания по таким предметам, как профессиональная этика, юридическая ответственность аудиторов, федеральные налоги на доходы и количественные методы бухгалтерского учета, проверяются в качестве составляющих этих четырех направлений. Только около десяти процентов экзаменующихся сдают экзамен с первого раза. 

        Япония: государство и  профессия
  В Японии к концу 2000 года действовали три закона (тройственная правовая система), определяющие финансовый учет и отчетность: Торговый кодекс, Закон о ценных бумагах и биржевых операциях и Закон о налогах с прибыли предприятий (корпораций).
  Торговый  кодекс требует от компаний с ограниченной ответственностью (акционированные компании) предоставлять ежегодный отчет с дополнительными таблицами на неконсолидированной (Общая декларация) основе. Ежегодный отчет, представляемый общему собранию акционеров, должен включать, помимо различных бизнес-отчетов, балансовую ведомость, декларацию о доходах и нераспределенной прибыли (остатке), декларацию о предлагаемом распределении нераспределенной прибыли.
  По  Закону о ценных бумагах и биржевых операциях зарегистрированные предприятия обязаны подавать полугодовые и годовые отчеты в Министерство финансов Японии с направлением их копий на биржи, в реестре которых находятся соответствующие ценные бумаги. Составляемая финансовая декларация, включающая декларацию о регистрации ценных бумаг и годовой отчет, должна быть подробной и содержать ссылки, предусмотренные специальными Правилами. Правила требуют от зарегистрированного предприятия предоставления как консолидированной (общей) финансовой декларации, так и неконсолидированных (отдельных) финансовых деклараций.
  Финансовые  декларации, предоставляемые на основе Закона о ценных бумагах и биржевых операциях, и соответствующие Правила  в основном отвечают международным  стандартам.
  Министерство  финансов Японии определило и контролирует выполнение Закона об операциях с ценными бумагами и биржевых операциях, правил составления финансовой отчетности, правил составления консолидированной отчетности, правил составления предварительной отчетности.
  В 1948 году принят и действует Закон  о сертифицированных общественных бухгалтерах, который устанавливает основные положения бухгалтерской профессии, такие как: экзамены, квалификация, регистрация. Обязанности и ответственность сертифицированных общественных бухгалтеров, младших сертифицированных общественных бухгалтеров, аудиторских корпораций, коллегии сертифицированных общественных бухгалтеров, Японского Института сертифицированных общественных бухгалтеров. Законом определена также система штрафов и наказаний.
  Сертифицированные общественные бухгалтеры в Японии несут на себе груз большой социальной ответственности перед обществом. На них возлагаются такие высокие этические требования, как независимость, профессионализм, конфиденциальность, а также высокая техническая компетентность.
  Сертифицированные общественные бухгалтеры предлагают целый ряд услуг не только внутри, но и за пределами Японии, в том числе:
    исследовательские изыскания, планирование, консультации по бухгалтерскому учету в целом и по бухгалтерским системам в частности;
    подготовку налоговой отчетности, планирование налогообложения и консультации по вопросам в сфере, относящейся к Закону о лицензированных налоговых бухгалтерах;
    консультации в области менеджмента, включая определение стратегии менеджмента, совершенствование операционных и информационных технологий.
  Современная диверсифицированная экономика  Японии требует участия сертифицированных общественных бухгалтеров в таких областях экономики, как слияние и приобретение торговых или промышленных предприятий, подготовка изначальных коммерческих предложений, аудирование, международные услуги и т.д.
В Японии также имеется профессия лицензированных  налоговых бухгалтеров, которые являются экспертами в области налогообложения и занимаются подготовкой налоговой отчетности, заполнением налоговых декларации для налогоплательщиков и предоставлением различных консультаций в области налогообложения (их около 63 000). Примечательно, что сертифицированные общественные бухгалтеры имеют такой уровень квалификации, который позволяет им работать на основе своей регистрации как таковой в качестве лицензированных налоговых бухгалтеров. Они могут также работать и без регистрации, имея малую или местную налоговую практику (на небольших предприятиях) на основе разрешения, выданного руководителем местного бюро по налогообложению.
  Чтобы получить квалификацию сертифицированного общественного бухгалтера, необходимо сдать экзамены, проводимые Аттестационным Советом сертифицированных общественных бухгалтеров, который является органом Министерства финансов Японии (курируется Департаментом планирования финансовой системы). Хотя эти экзамены состоят из трех ступеней, большинство кандидатов начинают со второй ступени. Каждая экзаменационная сессия проводится один раз в год.
К соискателям  предъявляются следующие требования по образованию:
  I ступень — Требования по среднему специальному и высшему образованию не предъявляются;
  II ступень — Выпускники колледжей и университетов, или студенты, 
окончившие два курса обучения (в колледжах или университетах), или 
кандидаты, прошедшие экзамены первой ступени;

  III ступень — Кандидат должен пройти экзамены второй (заключительной) ступени и пройти (иметь) практику, прежде чем приступить к экзамену этой ступени.
  На  первой ступени экзамена определяется, имеет ли кандидат базовые знания, необходимые, чтобы претендовать на прохождение второй ступени испытаний (экзаменов). Экзамен включает проверку знаний японского языка, математики, английского языка и подготовку сочинения (профессионального). Для этого экзамена не требуется подготовки на уровне средне-специального и высшего образования. Экзамен первой ступени не требуется для выпускников колледжей и университетов или для тех, кто окончил по крайней мере двухгодичный курс в колледже или университете.
  На  второй ступени экзаменов соискатели проходят испытание владения профессиональными знаниями, необходимыми для бухгалтера. Экзамен состоит из двух тестов (экзаменов): множественный экзамен по выбору и письменный экзамен. Те кандидаты, которые прошли множественный экзамен по выбору, могут быть допущены к письменному экзамену.
  Соискатель  должен пройти экзамены по всем предметам, выбранным им в ходе одной сессии (3 дня). Общепризнано, что вторая ступень экзаменов представляет собой одну из самых трудных (подобно юристам и дипломатам) среди профессиональных экзаменов в Японии; ее проходят в среднем в год от 9,8 % до 53 % соискателей. Например, в 1997 году ее прошли 673 человека из примерно 10 тыс. претендентов.
  Соискатель, который прошел вторую ступень, получает квалификацию «Младший сертифицированный общественный бухгалтер» после регистрации в Японском институте сертифицированных общественных бухгалтеров (далее — Институт).
На третьей (заключительной) ступени экзаменов  соискатели испытываются на техническую  компетенцию по профессиональным признакам, требуемым для данной категории. Соискатель, для того чтобы получить возможность сдачи экзаменов третьей ступени, должен пройти двухгодичный курс повышения квалификации (минимум 350 часов), предлагаемый Институтом и другими квалифицированными организациями, а также двухгодичную практику аудита в какой-либо аудиторской фирме или по специальности аудита на промышленном предприятии. Однако большинство соискателей заканчивают оба практических курса в течение трех лет, воспользовавшись разрешением в течение одного года совмещать практику на обоих курсах.
  Соискателю, прошедшему третью (заключительную) ступень  экзаменов (их, как правило, сдают 65—70 процентов соискателей), разрешается  практика в качестве сертифицированного общественного бухгалтера после регистрации и получения членства в Институте.
  Аудиторские проверки в Японии проводятся на базе аудиторских стандартов, разработанных Совещательным Советом по деловой бухгалтерии при Министерстве финансов, и основных положений аудиторской практики, принятых Институтом. Аудиторские стандарты, разработанные Совещательным Советом, рассматриваются как общепринятые аудиторские стандарты и процедуры в Японии.
  Японский  институт сертифицированных общественных бухгалтеров был основан как  самоуправляющаяся ассоциация. Он был реорганизован в 1966 году в соответствии с поправками к Закону о сертификационных общественных бухгалтерах и является единственной организацией для сертифицированного общественного бухгалтера (в соответствии с упомянутыми поправками все сертифицированные общественные бухгалтеры обязаны вступать в члены Института).
  Таким образом, квалифицированные специалисты, которые намерены заниматься практической деятельностью, имея звание сертифицированного общественного бухгалтера, должны зарегистрироваться в Институте и стать его членами.
  Имея  главными целями деятельности сертифицированных  общественных бухгалтеров — подъем уровня этической чистоты и совершенствование профессионального качества работы, Институт осуществляет следующее:
    Контроль над качеством аудита, проводимого его членами, включая фирмы, путем выпуска обозрений контроля качества.
    Беспрерывное профессиональное обучение, включая практические курсы повышения квалификации для младших членов в объеме не менее 40 часов в год.
    Участие в работе Совещательного Совета по деловой бухгалтерии Минфина.
    Совершенствование возможностей службы своих членов, включая гармонизацию условий службы, и сотрудничество с представителями других квалифицированных профессий.
    Активное участие в работе международных организаций.
    Активное внедрение программ, решений IFAC и т.д.
    Публикации, включая ежемесячное издание журнала Института.
    В административную структуру Института входят:
  Президент, Вице-президенты, исполнительные директора, аудиторы (члены ревизионной комиссии), которые выбираются из числа членов сроком на три года. Секретариат Института работает на постоянной основе во главе с Генеральным секретарем. Штаб-квартира Института располагается в Токио, региональные отделения имеются по всей Японии. Региональные отделения (их 13) помогают и содействуют осуществлению программ на местном уровне и поддерживают связи членов с Президентом Института.
  Институт  создал по поручению Минфина Японии 3 учебно-практических центра (в гг. Токио, Осака, Нагоя), где проводит повышение квалификации. Наиболее распространена вечерняя форма обучения (3 раза в неделю младшие члены за 2 года обучаются в течение 350 часов).
  Финансовое  обеспечение Института базируется на вступительных членских взносах (по 40 000 иен), ежегодных взносах (по 60 000 иен — около 500 долл. США) и взносах, отчисляемых по определенным процентам членами при проведении обычного и специализированного аудита (как правило, в размере 1 процента от аудиторского вознаграждения).
  В этот период в Японии насчитывается около 12 тысяч сертифицированных общественных бухгалтеров, около 4 тысяч младших сертифицированных общественных бухгалтеров и 133 аудиторские корпорации (в каждой из них работает от 5 до 1000 сертифицированных общественных бухгалтеров).
  По  Торговому кодексу в Японии ежегодно аудируется около 6 тысяч компаний. Около 4 тысяч компаний (в том числе банки) аудируется по Закону о ценных бумагах и биржевых операциях. Кроме этого, ежегодно аудируется около 6 тысяч частных образовательных институтов (организаций).
  По  итогам каждой аудиторской проверки в Институт представляется отчет  с заключением.
  Японский  институт сертифицированных общественных бухгалтеров является членом учредительного Совета Международной Федерации бухгалтеров (IFAC) и одним из ключевых членов Международного комитета по аудиторской практике. Представитель Института был избран вице-президентом IFAC сроком на 2,5 года в начале октября 1997 года.
  Институт  является также членом — учредителем  Международного Комитета бухгалтерских стандартов и направляет свои ресурсы в различные виды деятельности этой организации
  В качестве соучредителя и одного из ключевых членов Конфедерации бухгалтеров Азии и Тихого Океана Институт играет важную роль в развитии и совершенствовании профессии бухгалтера в этих регионах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Развитие рынка  аудиторских услуг  в России
2.1. Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности» как этап развития аудиторской профессии
  По  мере накопления опыта и расширения в нашей стране рынка аудиторских услуг, роста числа и профессионализма аудиторов важнейшим условием для дальнейшего развития аудита становилось повышение возможностей его саморегулирования как независимой предпринимательской деятельности, усиление роли профессиональных объединений аудиторов в обеспечении качества аудита, ответственности аудиторов, защите их интересов.
  Исходя  из этих целей на протяжении нескольких лет разрабатывался законопроект об аудиторской деятельности. В работе над этим основополагающим документом, которая началась еще в 1994 г. в соответствии с Указом Президента России от 22 декабря 1993 г. № 2263, участвовали наряду с Комиссией по аудиторской деятельности, Минфин России, Банк России, Госналогслужба, Счетная палата Российской Федерации, Генпрокуратура, МВД России, Верховный и Арбитражный суды России, ведущие аудиторские организации. В конце 1996 г. проект был представлен Президенту России для внесения в Государственную думу. Однако его доработка потребовала еще четыре года, в течение которых рассматривались и согласовывались предложения различных заинтересованных организаций, учитывались мнения иностранных специалистов.
  Проект  Федерального закона «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее составленных проектов. Кроме этого, в нем были использованы положительные позиции Временных правил аудиторской деятельности, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263. При этом учитывались развитие системы рыночных отношений в Российской Федерации, практика ведущих российских аудиторских организаций и в определенной степени (с учетом российских особенностей) опыт осуществления аудиторской деятельности в зарубежных странах. Законопроект был разработан с привлечением практически всех заинтересованных сторон — представителей профессиональных аудиторских организаций, научных и государственных, практикующих аудиторов. Кроме того, законопроект прошел экспертизу в авторитетных международных объединениях аудиторов Великобритании, Швеции, Франции и других стран, на него было дано положительное заключение старейшим в мире профессиональным аудиторским объединением — Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (IСAS).
  На  протяжении более семи с половиной  лет регулирование аудиторской  деятельности в Российской Федерации  осуществлялось в соответствии с  Временными правилами аудиторской  деятельности в Российской Федерации. Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 г. № 2263 было установлено, что Временные правила вступают в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования Указа и действуют до принятия Федеральным собранием Российской Федерации закона, регулирующего аудиторскую деятельность.
  Необходимость совершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации была вызвана  тем, что Временные правила, сыграв важную и своевременную роль в  становлении аудита в стране, уже  не отражали в полной мере сложившихся условий на рынке аудиторских услуг, отставали по ряду существенных позиций от реальной жизни.
  Имея  поручение Правительства Российской Федерации, Минфин России, со своей стороны, стремился ускорить принятие закона по аудиту. Подготовленный вариант, учитывающий предложения группы депутатов Государственной думы, был внесен Правительством России в Государственную думу 9 июня 1999 г.
  В соответствии с данным законом государственное  регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, — Минфин России. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается Совет по аудиторской деятельности. Кроме того, при этом органе получают аккредитацию профессиональные аудиторские объединения, формирующиеся в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов.
  Статьей 1 «Понятие аудиторской деятельности» Закона определено, что аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Это определение не имеет принципиальных отличий от применявшегося во Временных правилах, где было указано, что аудиторская деятельность, аудит представляют собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
  Так, для целей Закона под сопутствующими аудиту услугами следует понимать:
    постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
    налоговое консультирование;
    анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
    управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
    правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
    автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
    оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
    разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
    проведение маркетинговых исследований;
    проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
    обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
• оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
  При этом Законом предусмотрено, что аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг, что соответствует норме, действовавшей ранее во Временных правилах.
  Необходимо  отметить, что п.п. 12 п. 6 ст. 1 может  быть более детализирован соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности.
Закон концептуально очерчивает правовое пространство аудита и в ст. 2 «Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности» устанавливает, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Закону
  Согласно  ст. 3 «Аудитор» аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Это понятие не вводит каких-либо существенных новых норм по сравнению с Временными правилами.
  В ст. 4 «Аудиторская организация» имеется ряд отличий по сравнению с Временными правилами. Так, данной статьей Закона предусмотрено, что не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то не менее 75 %. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.
  На  основании накопленного опыта за время действия Временных правил в ст. 5 «Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» и ст. 6 «Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг» более подробно охарактеризованы права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц.
  При проведении аудиторской проверки аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
    осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;
    предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
    в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
    обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
    исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  Есть  существенное отличие в содержании ст. 7 «Обязательный аудит» от изложения этого вопроса во Временных правилах.
Так, обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
    организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
    организация является кредитной организацией, страховой  организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
    объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;
    организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют п.п. 3 п. 1 настоящей статьи. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
    обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
  Нововведением данной статьи является то, что обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. Это позволяет повысить качество проведения обязательного аудита, имеющего важное экономическое и социальное значение.
  Большое значение как для аудитора, так  и для аудируемого лица имеет  вопрос конфиденциальности информации при проведении аудита. На наш взгляд, во Временных правилах ему было уделено  недостаточно внимания. Видимо, это обстоятельство способствовало тому, что у аудиторов порой возникали острые ситуации. Пункт 3 ст. 7 в редакции от 14.12.01 г. № 164-ФЗ гласит: «Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». В Законе данному вопросу посвящена ст. 8 «Аудиторская тайна». Само понятие «аудиторская тайна» было введено ранее частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. В ст. 8 детально расписан порядок использования информации, получаемой в ходе проведения аудиторских проверок, а также и при осуществлении контроля качества в отношении индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций; предусмотрена ответственность за разглашение сведений, составляющих аудиторскую тайну.
  Согласно  ст. 9 «Правила (стандарты) аудиторской деятельности» правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. При этом правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
  Законом установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.
  В ст. 10 «Аудиторское заключение»  указано, что аудиторское заключение — это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
  В ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» более подробно по сравнению с Временными правилами представлен круг лиц (физических и юридических), которым и (или) в отношении которых не разрешается проводить аудиторские проверки. При подготовке данной статьи также был использован опыт применения Временных правил.
Так, аудит  не может осуществляться:
    аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
    аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
    аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
    аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.
  Очень важным и отвечающим современным  требованиям развития профессии является введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые должны играть значительную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством аудиторских услуг. Согласно ст. 20 «Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения» аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — это саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для всех членов правила (стандарты) профессиональной деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематический контроль за их соблюдением и получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.