На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Развитие сферы услуг в России

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Министерство  образования и  науки Российской Федерации
      Федеральное агентство по образованию 
      ГОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»
      Кафедра мировой экономики 
 
 

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
      по  дисциплине «Мировая экономика» на тему:
      «Развитие сферы услуг в России»
      (вариант  №19)
                                            
                                            
                                         

                         Студент Кузьминых Вера Юрьевна,
                                     заочный факультет, гр. Мен-08,
специальность «Менеджмент организации» 
 

                                     Дата сдачи: 

                                     Подпись студента: 

                                     Дата проверки: 

      Подпись преподавателя: 
 
 
 
 
 
 

      Екатеринбург 
      2011
      Содержание
     Введение……………………………………………………………..3
     Виды  сфер услуг……………………………………………………4
     Размещение  сферы услуг…………………………………………6
     Жилищно-коммунальное хозяйство…………………………….9
     Образование………………………………………………………..12
     Информационные  услуги………………………………………..14
    Услуги  культуры, рекреационные услуги, услуги делового      характера..………………………………………………………….16
     Заключение…………………………………………………………19
     Список  использованных источников………………………….21
     Приложения……………………..…………………………………22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     В условиях рыночного хозяйства России в важнейший сектор ее экономики превращается сфера услуг.
     Сфера услуг — представляет собой совокупность отраслей хозяйства и видов деятельности, предназначенных для производства и реализации услуг населению. Сфера услуг непосредственно связана с воспроизводством человеческой жизни и способствует созданию благоприятных условий развития и размещения производительных сил отдельных регионов.
     Быстрый рост сферы услуг в России в последнее десятилетие привел к значительному изменению структуры российского валового внутреннего продукта. За 1990-2006 гг. общая доля сферы услуг в ВВП России увеличилась с 32,6 до 48,4%, но по уровню развития этой сферы Россия значительно уступает ведущим странам мира, где доля услуг в ВВП колеблется от 2/3 до 3/4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Виды сфер услуг
     В зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера  удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание), сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство) и сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение). Кроме этого выделяют рыночные и нерыночные услуги. К рыночным относят услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам: услуги транспорта, торговли, платные услуги учреждений культуры, образования, здравоохранения, бытовые, услуги финансового посредничества и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения: управление, оборона, фундаментальная наука, бесплатное образование, здравоохранение и др.
     Рынок потребительских услуг в России формируется достаточно быстро. Объем платных услуг населению за 2000-2007 гг. увеличился более чем в 5 раз, при этом наиболее высокими темпами развития отличались услуги системы образования, медицинские, жилищно-коммунальные связи.
     Территориальная организация рынка услуг определяется целым рядом факторов, среди которых  можно выделить демографический, природный, социально-экономический, исторический, особенности потребления услуг, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на развитие отраслей сферы услуг в регионах.
     Демографическая ситуация, складывающаяся на определенной территории, т. е. наличное население, уровень  его естественного прироста, половозрастная структура, формы расселения и т. д., предопределяет характер развития и размещения сферы услуг: изменения в образовательной системе, организации медицинского обслуживания.
     Особенности расселения сказываются на внутрирегиональных различиях размещения отраслей сферы услуг, так как их качественные характеристики в крупных городах и региональных центрах в России всегда были выше, чем в сельской местности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Размещение сферы услуг
     Огромное  воздействие на развитие и размещение сферы услуг оказывает природный фактор. Отличительной особенностью северных и восточных районов России является возрастание расходов на поддержание жизни, где продолжительность отопительного сезона в 2-3 раза выше, чем на юге страны, а экстремальная климатогеографическая ситуация на значительной части территории страны является одной из причин высокой заболеваемости населения.
     Социально-экономическое  положение региона отражает уровень  развития его производительных сил, характеризует объемы произведенного валового регионального продукта (ВРП) и определяет бюджетные возможности территории и объем денежных потоков, в том числе и на развитие сферы услуг.
     В то же время экономическая освоенность  территории определяет доступность  услуг, прежде всего, социально-культурного характера, и возможность решения проблем развития человеческого потенциала. Периферийное положение большинства населенных пунктов обусловливает наличие в них самого сложного набора социальных проблем — минимальную доступность разного вида услуг в сочетании с низкими качественными характеристиками населения.
     Огромное  воздействие на формирование и развитие сферы услуг оказывает исторически  сложившееся размещение ведущих  отраслей в столичных городах. До сих пор две российские столицы отличаются высоким уровнем территориальной концентрации сферы услуг. Так, здесь проживает более 10% населения России, но расположено 30% вузов, где обучается свыше 24% учащихся высшей школы, работает 17,1% врачей, находятся крупнейшие музеи и выставочные залы, библиотеки, ведущие театры страны, функционирует 51% банков РФ.
     Одновременно  следует учитывать и особенности  потребления услуг, процесс производства которых, как правило, совпадает  с их потреблением. При этом различают  услуги повседневного спроса, постоянно используемые большей частью населения, проживающего на данной территории (услуги общественного транспорта, службы быта, системы образования, коммунальные услуги и др.) и размещаемые равномерно в пределах населенной зоны. Периодически потребляемые услуги (медицинские, рекреационные, культурные) учитывают тяготение населения к соответствующим центрам, а услуги, к которым обращаются эпизодически (строительство жилья, юридические консультации, специализированная медицинская помощь) пространственно разряжены.
     Воздействие этих факторов на территориальную организацию  сферы услуг находит отражение в сложившемся размещении ряда ее отраслей, где только население Центрального и отчасти Северо-Западного районов, включая Калининградскую область, в достаточной мере обеспечено разнообразными видами услуг.
     В целом территориальная организация  платных услуг населению отражает социальную и экономическую неоднородность российского пространства. К началу ХХI в. в России сформировалось три типа регионов с наиболее контрастными социальными характеристиками. Первый из них — Европейский Центр, где завершены процессы урбанизации и демографического перехода, преобладает сильно постаревшее население, особенно в сельской местности; относительно высока обеспеченность городских жителей жильем и основными видами социальной инфраструктуры, значительны различия в уровне и качестве жизни городского и сельского населения. Второй тип регионов — республики Северного Кавказа и юга Сибири, не завершившие демографический переход и слабоурбанизированы: здесь омоложенная возрастная структура, преимущественно низкая обеспеченность разными видами услуг, минимальные доходы и невысокий уровень образования. Третий тип — регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где возрастная структура омоложена в результате миграции, городское население имеет наиболее высокие доходы в стране и одновременно крайне низкую обеспеченность социальной инфраструктурой.
     Особое  место в сфере услуг занимает социальный комплекс, куда относят здравоохранение, образование, туризм, культуру и искусство и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Жилищно-коммунальное хозяйство
     Одна  из первичных жизненных потребностей человека — это потребность в  жилище, обеспечивающем благоприятную среду обитания и определяющем качество жизни. Жилой фонд России составляет 3,1 млрд. м2 общей площади и по видам собственности включает частный, государственный, муниципальный, общественный жилищные фонды и жилищный фонд коллективной собственности.
     Степень обеспечения населения РФ жильем (21,5 м2 в 2007 г. на одного жителя), его благоустройство, а также уровень развития и организации жилищно-коммунального хозяйства значительно уступает развитым странам мира. В 2007 г. водопровод был оборудован у 88% площади всего городского жилищного фонда и 45% — у сельских населенных пунктов; канализацией обеспечивалось 86% всего жилищного городского фонда, а в сельских населенных пунктах этот показатель составлял 35%.
     В предреформенные годы наибольшей обеспеченностью  жильем отличались центральные и  северо-западные районы России, имеющих  значительный жилой фонд, где высокоурбанизированные территории отличаются благоустроенным жильем, а аграрные районы значительно отставали по степени комфортабельности жилого фонда.
     В 1990-е гг. сокращение естественного  прироста и массовый отток населения  из восточных районов способствовал росту обеспеченности жильем (Чукотский АО — 29,4 м2 на одного жителя). Напротив, на юге европейской части России обострение жилищной проблемы главным образом обусловлено усиливающейся нагрузкой на эту сферу беженцев из кавказских республик.
     Здравоохранение представляет собой систему социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Состояние здравоохранения и оказание медицинских услуг обусловлено характером финансирования этой отрасли, обеспеченностью населения медицинской помощью и использованием медицинских учреждений. Величина расходов на здравоохранение в мире в целом к началу ХХI в. составляла 8% ВВП, в экономически развитых странах — 9,2, в развивающихся — 4,7%, в а России уже многие годы она сохраняется на уровне 3,1-3,5, хотя согласно рекомендациям ВОЗ этот показатель должен составлять 5% ВВП.
     При этом Россия уже многие годы занимает первое место в мире по обеспеченности населения страны врачами (49,8 на 10 000 жителей), в структуре специальностей которых, зависящей от частоты обращений за медицинской помощью, преобладают терапевты (более 1/5), хирурги (1/9), педиатры (1/10) и стоматологи (1/12). Однако кризисное положение материально-технической базы отрасли не позволяет в полной мере использовать потенциал высококвалифицированных специалистов.
     Несмотря  на рост обеспеченности населения врачами, выделяются регионы- лидеры, что связано  либо с историческими факторами  развития отрасли (Москва, Санкт-Петербург), либо с усилением депопуляционных процессов (Смоленская, Ярославская области, Хабаровский край), либо с усилением социальной политики на данной территории (Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская область). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Образование
     Сильная социальная политика предшествующих десятилетий  в области образования способствовали широкому охвату населения различными видами обучения и по выпуску специалистов в расчете на 10 тыс. жителей, Россия, согласно данным ЮНЕСКО, входит в первую десятку стран мира.
     Развитие  и размещение системы образовательных учреждений, которые в России представлены тремя уровнями (общие образовательные, средние специальные и высшие учебные заведения), во многом определяются демографической ситуацией.
     Особое место занимает дошкольное образование. Резкое падение рождаемости в 1990-х гг. на фоне экономического кризиса привело к сокращению охвата детей дошкольными учреждениями на Северном Кавказе, в Центральном Черноземье. Исключение составляют северные территории России, где обеспеченность детей постоянными дошкольными учреждениями примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по России.
     Система общего среднего образования отличается повсеместностью размещения. В стране работают государственные дневные  общеобразовательные учреждения различных видов, развивается сеть частных школ, из которых более 1/3 расположено в Центральном районе, главным образом в Москве и Московской области, а также в крупных городах России.
     Размещение  системы среднего профессионального  образования ориентируется на городскую среду и до сих пор основными районами подготовки специалистов среднего звена для различных отраслей народного хозяйства остаются Центр и Урал, где сосредоточено почти 2/5 учебных заведений, обеспечивающих квалифицированными кадрами все районы страны.
     Богатые традиции в подготовке специалистов имеет российская высшая школа. В  настоящее время в системе  высшего образования страны работает более 1 тыс. вузов. Среди государственных  вузов явно преобладает подготовка специалистов технического и естественно-научного профиля, а среди негосударственных — финансово-экономического. Распределены вузы по территории России крайне неравномерно. Более 1/3 вузов страны находятся в Центре и Северо-западе, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, где высока доля негосударственного сектора высшей школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. Информационные услуги
     Информационные  услуги, предоставляемые на российском рынке, постоянно растут и расширяются. Они являются непременным условием динамичного развития рыночной экономики. Возможность получения и использования электронных информационных ресурсов превращается в ключевой фактор развития России в ХХI в.
     Значительную  часть информационных услуг составляют услуги связи, обеспечивающие пространственное перемещение информации, не создавая при этом нового продукта. Размещение телефонных аппаратов (телефонная емкость) отличается их сосредоточением в Западной зоне страны, где наиболее высокие показатели телефонной плотности (число телефонов на 100 жителей) имеют Северо-Западный и Центральный районы, главным образом за счет Москвы и Санкт-Петербурга. В конце 1990-х гг. в стране ускорился процесс внедрения цифровых систем связи и по количеству крупных проектов в области телекоммуникаций Россия опережает все страны мира. К 2010 г. цифровизация телефонной системы связи должна составить 94%.
     Наиболее высокими темпами развивается мобильная связь, включающая сотовую связь, пейджинг, транкинг, беспроводной телефон. При этом происходит постепенное территориальное перераспределение числа абонентов — сокращается доля Москвы и растет удельный вес регионов (52% в 2001 г. и 17% в 2007 г.).
     Новой средой создания и распространения  информации являются компьютерные сети, стирающие географические, политические или этнические границы, которые  больше всего используются в науке и образовании, меньшие — в торговле и заготовках. Переход к постиндустриальной стадии инновационной волны в сфере информационных технологий и превращает Интернет в приоритетную отрасль экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6.Услуги культуры, рекреационные услуги, услуги делового характера
     Услуги  культуры представляют объекты культуры и искусства, кинематографии, печати, телевидения и радиовещания, осуществляющих производство, сохранение, тиражирование, распространение и организацию потребления населением благ и услуг культурного и информационного назначения.
     Культурный потенциал России огромен и уникален это театры, музеи, в том числе под открытым небом (Суздаль, Ростов Великий, Углич, Великий Устюг, Кириллов), массовые библиотеки с фондом свыше 1,1 млрд. экз.; киноустановки с платным показом, распределенных относительно равномерно — пропорционально численности населения.
     Однако  резкое сокращение бюджетных ассигнований на культуру в годы рыночных реформ поставило эту сферу в тяжелейшее положение. В нашей стране на 1 млн. жителей приходится 3,2 театра (в Австрии — 24, Швеции — 13,6, Франции — 9,6), 10 музеев (в Нидерландах — 35, Швеции — 34, Чехии — 33), 368 библиотек (в Финляндии — 2500, Чехии — 708). Даже в Москве обеспеченность музеями, театрами, концертными залами, библиотеками существенно ниже, чем во многих европейских столицах. Растет охват населения телевидением и радиовещанием. Несмотря на повсеместность размещения объектов культуры и массовой информации наибольшей обеспеченностью ими отличаются два района — Центральный и Северо-Западный, прежде всего Москва и Санкт-Петербург. 
Услуги делового характера включают
услуги кредитно-финансовые, рекламы, посреднические, маркетинговые, по обработке данных и информационному обеспечению, в области права и аудита и др. Размещение этих услуг отличается высоким уровнем территориальной концентрации — сосредоточением в Центральном экономическом районе — форпосте рыночных преобразований в России. Так, здесь функционирует свыше половины из почти 1200 коммерческих банков, действующих в стране, главным образом в Московском регионе (57%); получают 3/4 всей выручки от реализации рекламных услуг в стране, которую обеспечивают 2/3 рекламных агентств, зарегистрированных в России; 60% выручки от реализации продукции организаций, оказывающих услуги в области аудита, более 50% услуг правового характера и др.
     Рекреационные услуги обеспечивают восстановление и развитие физических и духовных сил человека, создавая для него наиболее благоприятную среду обитания. Среди видов рекреационной деятельности выделяют санаторно-курортное лечение, туризм и экскурсии, организацию мест отдыха (дома, базы отдыха, пансионаты, спортивно-оздоровительные лагеря) и формирование городских, пригородных, приморских зон отдыха.
     Россия  обладает богатым и разнообразным  рекреационным потенциалом —  благоприятные климатические ресурсы  южных районов европейской части  страны, Сибири и Дальнего Востока, огромная площадь рекреационных  лесов, густая речная сеть, озера и водохранилища, целебные минеральные источники, морские побережья Северного Кавказа, Балтийского взморья и Японского моря, горные ландшафты Хибин, Урала, Кавказа, Саян, Забайкалья — который используется всего на 8-10 % и обеспечивает обслуживание лишь 1% мирового туристического рынка. Созданное в стране рекреационное хозяйство лишь наполовину обеспечивает потребности населения в организованном отдыхе и лечении, на 20-30% — в туристическо-экскурсионном обслуживании.
     Размещение  рекреационного хозяйства России отличается крайней неравномерностью. Более 3/5 суммарной емкости рекреационных учреждений сосредоточено на территории трех районов европейской части страны, при этом на Северном Кавказе и в Калининградской области преобладает санаторно-курортная сеть, а в Центре и Северо-западе — предприятия, обслуживающие въездной туризм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
      Услуги  как вид человеческой деятельности имеют длительную историю. Однако, только последние тридцать лет им стали  уделять наибольшее внимание. Все больше людей трудятся в сфере услуг. Практически все организации оказывают услуги в той или иной степени. Для организаций, занимающейся услугами важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику в оценке и продаже.
      Любая организация, занимающаяся услугами, государственная или частная, большая или малая, должна понимать как управлять такими специфическими характеристиками, как неосязаемость, изменчивость, неразрывность производства и потребления, неспособность к хранению. Помочь в этом могут признанные системы классификаций.
      Неуверенность потребителей и их участие в процессе приобретения услуги всегда будут объектами  пристального внимания на ряду с определением того, что фактически предлагается под видом услуг.
      По  мере расширения сферы услуг возникают проблемы регулирования этого важного сектора экономики. Трудности разработки универсальной системы регулирования связаны с многообразием услуг и их неоднородностью, а также с нематериальным характером большинства видов услуг.
      Становление рыночных отношений в экономике России расширило границы задач оказания услуг и поставило проблемы оценки эффективности деятельности организаций, оказывающих услуги, особенно новые их виды, и привело к тому, что радикально изменилось соотношение форм собственности во всех сферах деятельности, также это относится к сфере услуг. Сегодня услуги оказывают государственные и негосударственные организации, частные лица. Следовательно расширяется содержание показателя " объем платных услуг населению 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников 

    Бурденкова  Е. О перспективах статистики платных  услуг. - Вопросы статистики, 1996, №2
    Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Знание, 1991
    Тамбовская область в цифрах. Услуги населению. - Тамбов: Облкомстат,
    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение 1
  Объем платных услуг населению Тамбовской области по видам услуг - всего
  (млн.  рублей)
  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.   темпы   роста
  (в  %)*)
  Все оказанные услуги   в том  числе:
 
  2635
 
  29254
 
  148204
 
  455112
 
  761136
 
  1089756
 
  102,0
бытовые 846 10166 27236 83582 174510 260108 132,0
пассажирского транспорта 601 6616 47776 117649 138905 218741 115,2
связи 158 1773 11420 42387 82614 114797 97,7
  жилищно-коммунального  хозяйства   в том  числе:
 
  435
 
  4452
 
  21162
 
  92061
 
  179949
 
  268951
 
  90,7
жилищные: 47 513 3924 15574 26853 40942 105,1
преставление  жилой площади (квартплата)  
  16
 
  64
 
  1557
 
  8974
 
  19575
 
  28442
 
  **)
услуги гостиниц, мотелей   25   302   1401   4095   5819   9046
коммунальные: 388 3939 17238 76487 153096 228009 85,3
пользование электроэнергии 72 778 3966 14762 24693 45588 96,6
водоснабжение 13 49 1230 5653 10596 17179
газоснабжение 114 752 2340 20286 55487 83625 83,6
центральное отопление 170 2090 7553 22760 34189 53525
горячее водоснабжение 7 142 646 7082 8846 11358
канализация 12 128 1503 3979 7664 13317
культуры 69 538 2459 5886 9358 11925 110,7
физической  культуры и спорта  
  2
 
  22
 
  152
 
  455
 
  1133
 
  1299
 
  108,1
медицинские 31 317 1668 7839 13644 18641 126,0
санаторно-курортные  и оздоровительные  
  129
 
  1528
 
  6384
 
  15376
 
  17103
 
  18820
 
  86,2
ветеринарные 2341 3707 146,4
туристско-экскурсионные 36 223 1000 3175 4466 4490 78,7
правового характера 60 1182 6457 12203 18323 29777 139,5
системы образования 74 893 6932 25298 42052 63599 132,8
прочие услуги 194 1544 15558 49201 76738 74901 69,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение 2
  Структура платных услуг населению области
  по  видам услуг - всего 
  (в  %)
  2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
  Все оказанные услуги   в том  числе:
 
  100,0
 
  100,0
 
  100,0
 
  100,0
 
  100,0
 
  100,0
бытовые 32,1
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.