На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Административная теория управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Национальный  Открытый Институт России г. Санкт-Петербург 
 

Кафедра         Теории и практики государственного и муниципального управления
Дисциплина   Теория управления   
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
Студентки  группы Г-96с/2в
Цыгановой Татьяны Николаевны 

Административная теория управления 

                  Проверил______________  

Дата __________________  

Оценка ________________ 
 

Санкт-Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ 

 
Введение  …………………………………………………………….
стр. 3
I. Теоретические и методологические аспекты теории управления ………………………………………………….  
4
1.1. Общая теория социального  управления …………………. 4
1.2. Методология теории управления ………………………… 5
1.3. Цель и функции  теории управления ……………………… 8
II. Историческое  измерение административной науки  …….. 10
III. Административная  теория Файоля ……………………….. 15
3.1. Концептуальная  модель функций. ……………………….. 16
3.2. Принципы управленческой деятельности ……………….. 16
IV. Теория управления в России ……………………………… 23
V. Инновационные ориентации государственного управления  ………………………………………………..  
30
Заключение  ……………………………………………………….…. 35
Список  литературы ………………………………………………….. 37
 

     

     Введение. 

 
     Управление  как социальный феномен известен с древних времен и является предметом  изучения целого ряда наук, в том  числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики.
     В самом общем виде управление предстает  как определенный  тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых находится в позиции  субъекта управления, а второй  - в позиции объекта управления.
     Таким образом, теория управления как самостоятельная  отрасль знания формируется и  развивается как междисциплинарная  система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных  дисциплин, касающиеся управления. Это  значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.
    Целью курсовой работы является рассмотреть особенности административной
теории  управления.
     Объект  исследования – истоки, инновации теории управления.
     Предмет исследования – административная теория Файоля.
 

     I. Теоретические и методологические аспекты теории управления

       

     1.1.Общая  теория социального   управления 

     В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления.
     Объектом  теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.
     Управленческие  отношения складываются по поводу координации  и субординации общественных связей. В управленческих отношениях проявляется  особый характер социального взаимодействия – соподчиненность, субординация, предполагающая, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету.
     В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:
• сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;
• механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование;
• механизм самоорганизации и саморегулирования;
• технологии и методика процесса управления;
• структурные элементы системы управления;
• принципы, методы управления и т. д.
       Теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологий эффективного управления.
     Основными понятиями и категориями, используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

     1.2. Методология теории управления

     Теория  управления при изучении своего предмета опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов  научного исследования.
     Методология теории управления это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов. Выделяются несколько уровней методологии:
• философская методология (совпадает с гносеологией);
• общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;
• специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук, в данном случае – теории управления;
• методика и техника научного исследования.
     Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.
     Среди важнейших общенаучных  методологических подходов выделим:
• исторический, рассматривающий явление в генезисе;
• сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;
• системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;
• комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.
     Хочется отметить основные требования к использованию системного подхода:
• выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;
• определение составных элементов системы;
• рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;
• анализ функций элементов по отношению к системе;
• выявление системообразующих связей;
• определение механизма функционирования системы.
     Обращаясь к характеристике специально-научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т. д.
     Выделим, прежде всего, такие подходы, как  бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.
     Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. Программа бихевиоризма и сама теория были впервые представлены Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм акцентирует внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т. д. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии примитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной его тезис – изучать не сознание, а поведение, трактуемое как совокупность связей «стимул-реакция». Бихевиоризм не занимается поиском причинно-следственной зависимости поведения, он лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее функциональные, быстро переводимые на язык практических предложений и рекомендаций.
     Ситуационный  подход был разработан в США в конце 60-х гг. ХХ в. В рамках данного подхода отрицается возможность выдвижения любых универсальных принципов управления деятельностью вне контекста деятельности, специфики ситуации, типа решаемых задач и внешней среды, технологии и др. Сторонники ситуационного подхода критикуют понятие социальной системы, настаивают на ограниченном его применении в управленческой практике. Они полагают, что организация является слишком сложной и динамичной системой, и вне контекста ситуации невозможно сформулировать универсальные требования к эффективной организации. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация – это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации.
             Представителями данного подхода в контексте ситуации были проанализированы ограничения на применение моделей организации, выдвинутые различными школами. Так, в качестве ограничения на применение:
• бюрократической модели они рассматривают динамичную внешнюю среду и изменяющуюся технологию;
• органической модели – низкую квалификацию персонала;
• децентрализованной модели организации – высокий уровень автоматизации.
           Сторонниками ситуационного подхода, таким образом, был выдвинут постулат, согласно которому каждому типу управленческих ситуаций, решаемых задач, внешней среды, технологии соответствуют свои оптимальные требования к состоянию организации, средства, стратегия и структура.
        Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:
• упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;
• объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;

     1.3. Цель и функции теории управления

     Цели  теории управления:
• изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых;
• определение основных тенденций развития управленческих процессов;
• построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем;
• формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Методология теории управления выполняет  несколько функций:
• познавательную (связанную с изучением сущности управленческих отношений);
• описательную (собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной и практической стороне управления);
• объяснительную (объясняет, почему и в каких условиях в управлении были использованы те или иные познавательные средства);
• прогностическую (опираясь на анализ прошлого и настоящего в управлении, определяет перспективные пути изменения в управленческой деятельности в обозримом будущем);
• контрольную (осуществляет контроль за организацией управленческого процесса, в том числе с точки зрения того, насколько в нем правильно используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тот или иной объект управления);
• оценочную (оценка того, в какой мере соответствует или не соответствует существующая система управления основным тенденциям развития общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам людей);
• образовательно-воспитательную (распространяет знания об управлении, его основных функциях, целях, механизмах);
• прикладную (разрабатывает научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления обществом и его элементов).
В этих функциях выражается практическая направленность методологии теории управления. 

 

       2. Историческое измерение административной науки 

     Теория  административно-государственного управления является одним из наиболее важных и перспективных направлений  современной политической мысли. Долгое время она развивалась в русле  общей политологической традиции и  лишь в конце XIX века стала выделяться в качестве самостоятельной области научных исследований.
     Вычленение  политической сферы из целостного, неразделенного человеческого социума, отделение мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем произошло довольно поздно. Первоначально политические феномены изучались в рамках господствующих социокультурных парадигм в связи с общим комплексом общественных явлений. В течение почти двух тысячелетий — со времен античности и вплоть до XVIII века — все знания о социальных явлениях были единой целостной системой. Но уже Аристотель придавал учению о государственном управлении самодовлеющее значение. Вся общественная жизнь, по его мнению, укладывалась в рамки политической жизни и ставилась на службу государству. Он подчеркивал: “…поскольку наука о государстве пользуется остальными науками как средствами и, кроме того, законодательно определяет, какие поступки следует совершать и от каких воздерживаться, то ее цель включает, видимо, цели других наук, следовательно, эта цель и будет высшим благом для людей”1.
     По  мере расширения и углубления знаний о социальном мире ускорилась дифференциация научных дисциплин. К середине XVIII века произошло отделение естественной философии от моральной. В дальнейшем под влиянием философских исследований Анри Сен-Симона и Огюста Конта моральные науки получили название “социальные”.
     Однако  о начале собственно политической науки  можно говорить лишь с возникновением в первой половине XIX века Правовой школы в Германии, поставившей  своей целью изучение государства. Символически рождение политологии как новой дисциплины знаменует 1880 г. В июне этого года Совет правления Колумбийского колледжа в США (позже переименованного в Колумбийский университет) по инициативе ученого Дж. Барджесса принял решение о создании Школы политической науки. Была введена система подготовки научных кадров с написанием и защитой диссертации. Начиная с 1886 г. Школа политической науки стала публиковать журнал “Политикл сайенс куотерли” (Political Science Quarterly). Примеру Колумбийского университета последовали другие ведущие учебные заведения США, а потом и Западной Европы2.
     В этот период проблемы административно-государственного управления изучались еще в общем  комплексе политических исследований наряду с вопросами политической социализации, конфликта и консенсуса, политического прогнозирования. Но постепенно проблема подготовки профессиональных государственных служащих становится все более актуальной.
     В развитых странах Запада и в России происходят важные изменения в административно-государственном аппарате управления. Во всех звеньях управленческих структур вводится сверху донизу систематическое разделение труда. При этом в государстве складывается иерархия учреждений и должностей, предусматривающая подчинение низших звеньев администрации высшим, а всей армии чиновников — главе государства, находящемуся наверху “пирамиды власти”.
     Со  временем систематическое и иерархическое  разделения труда между различными отраслями государственного управления закрепляются в законодательстве, детально регламентирующем функции и компетенцию отдельных государственных служб и учреждений, а также обязанности всех чиновников. Такими мерами стремились укрепить и упорядочить деятельность государственного аппарата, а кроме того, усилить контроль за его работой.
     Централизованная  перестройка государственной службы, с одной стороны, вызывала увеличение численности чиновничества, с другой — изменение его качественного  состава. В частности, постоянно  возрастало количество чиновников низших разрядов (секретарей, делопроизводителей и т.п.), которые должны были обслуживать сам процесс делопроизводства в учреждениях и обеспечивать бесперебойное функционирование всех звеньев государствённой машины. Само расширение состава “канцелярии” было одним из характерных признаков централизации государственного управления. Отсюда произошли термины “бюрократия”, “бюрократизация”.
     Постепенно  на смену иерархии чинов, основанных на “породе”, привилегиях, вводилась  иерархия чинов в зависимости  от личной выслуги и знаний человека, его профессиональной квалификации. Введение постоянного денежного жалованья для всех категорий чиновников усиливало их зависимость от государственной власти.
     Отмеченные  изменения в организации государственной  службы происходили не сразу, не одновременно, а в течение длительного исторического периода. В Западной Европе этот процесс начался в XV—XVI веках, в России и Америке несколько позже — в XVIII веке. Процесс формирования национальных бюрократических структур в большинстве стран Запада и в России закончился примерно одинаково — во второй половине XIX века.
     В 1883 г. в США был принят закон  Пендлтона, получивший название “Закон о гражданской службе”. Принятие этого документа положило начало законодательному оформлению современного института гражданской службы (civil service)3. Закон Пендлтона предусматривает проведение открытых конкурсных экзаменов для претендентов на государственные должности и сохраняет силу в США до настоящего времени.
     В 1887 г. профессор Вудро Вильсон  — будущий президент США —  положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления в своей работе “Изучение администрирования”. Он подчеркнул, что “наука администрирования будет искать способы улучшения деятельности правительства, сделает его работу менее трудоемкой, приведет в порядок организацию управления”4. Вильсон считал, что смена политического руководства не должна влиять на деятельность несменяемого административного аппарата. Таким образом, задачей государственной администрации провозглашалось оперативное и компетентное проведение в жизнь решений любой группы политических лидеров — “избранников нации”.
       Вильсон разработал модель “административной  эффективности”, предложив использовать  в административно-государственном  управлении методы организации  и управления в бизнесе, рациональные и действенные. Он обосновал также необходимость высокого профессионализма в системе государственного администрирования, т.е. подбора государственных служащих по их профессиональной компетентности. Тем самым бюрократия должна была превратиться в инструмент профессионального управления с его принципами “иерархии и разделения функций”.
     Идеи  В. Вильсона во многом разделял американский политолог Фрэнк Дж. Гуднау. В  конце XIX — начале XX столетия Ф. Гуднау и В. Вильсон провели значительные исследования американской системы административно-государственного управления. Они стремились разработать модель бюрократии, которая “работала бы” в рамках демократического общества5. Созданная ими теоретическая концепция позволила политологам начала столетия принять идеалы демократии вместе с деятельностью профессиональной гражданской службы.
В. Вильсон  считал, что отношения между администрацией, исполняющей законы, и властью, создающей  законы, “составляют самую сущность правительственной системы”6. Политики и администраторы во всякой хорошо отлаженной системе должны идти рука об руку. Осуществление политических решений, применение законов, проводимых администрацией, обнаруживают мудрость и исполнимость этих решений и законодательных актов. В свою очередь законодательство и политическое руководство дают основное направление деятельности администрации.
     Вместе  с тем Ф. Гуднау и В. Вильсон  провели четкое разграничение между  политиками и администраторами. По их мнению, для того чтобы обеспечить развитие демократии, политикам необходимо контролировать деятельность администраторов. Такая субординация должна быть определена на индивидуальном и коллективном уровнях. Тогда администраторы никогда не смогут “вмешиваться” в политику: они просто будут следовать указанным направлениям, заданным для них политическими лидерами.
     Под влиянием идеи Ф. Гуднау и В. Вильсона ведущее место в теории административно-государственного управления сразу же заняли вопросы  научного управления или менеджмента, не зависимого от политической идеологии.
 

     3. Административная теория Файоля
     Возникновение административной школы связано  главным образом с именем Анри Файоля (1825—1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в.
      Анри  Файоль (1841-1925)  почти всю свою сознательную жизнь проработал во французской  компании по переработке угля и железной руды. Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно  организовывал и осуществлял свою работу.
            Анри Файоль создал административную теорию управления (так называемый «научный менеджмент»). По его мнению, управлять - значит вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся на предприятии ресурсов. Управление, по Файолю включает следующие виды деятельности:
• техническую;
• коммерческую;
• финансовую;
• защитную;
• бухгалтерскую
• административную.
     В теории администрирования Файоля две  части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая — с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это. 
 

     3.1. Концептуальная модель  функций
     Файоль  выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Исторически  они означали важный шаг вперед. Еще недавно Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией предпринимателя оставалась инвестиция капитала в приобретение рабочей силы и оборудования. Тейлор продвинулся дальше и вел функцию планирования. Он назначил специального инструктора и выделил из общей системы управления специальное плановое бюро. В качестве самостоятельных действий управленца он называл контроль и организацию, но не ставил их в число основных функций. Кроме них Тейлор рассматривал предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни о каких функциях менеджмента, особенно высшего звена управления, и тем более в таком систематизированном виде, как у Файоля.
     Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям. В частности, школа управленческих процессов позаимствовала у Файоля функции планирования и организации, развив их дальше [96, с.49]. После Второй мировой войны получил распространение подход, основанный на идее разделения функций управления. Его называют делегированием полномочий. 

     3.2. Принципы управленческой  деятельности 

     Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
     Принципы  управления — это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требовании, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Фаиоля, принципы — это маяк, помогающий ориентироваться.
 Рассматривая  организацию как специфический  вид деятельности и как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:
 1. Разделение  труда, т.е. специализация, необходимая  для эффективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского ( повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
          2. Власть и ответственность. По мнению Фаиоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя является следствием первой. Он считает, что власть сочетает официальный (основанный на занимаемой должности) и личный (заключающий в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду прежней службы и пр.) факторы.
         3. Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашений, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее проявление уважения, Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях.
            Из всех средств воздействия па подчиненных в целях укрепления дисциплины одним из самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто нс смеет являться с опозданием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему подражают, и если он умеет вести дело, ему удастся заставить сотрудников полюбить работу.
          Но и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствия для всех.
      4. Единоначалие. Единоначалие, но мнению Фаиоля, имеет по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.
       5. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом. Двойное руководство может возникнуть, по мнению Фаиоля, лишь вследствие неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями, что нс только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из случаев, по его мнению — нс бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.