На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой менталитет

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования и науки РФ
    Ярославский государственный университет
    им. П. Г. Демидова
    Кафедра теории и истории государства  и права 
     
     
     
     
     
     
     

Правовой  менталитет
Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ярославль
2010
 

       

План
Введение…………………………………………………………………………………..   3
Глава 1. Анализ категории «правовой менталитет»……………………………………   5
Глава 2. Российский правовой менталитет………………………………………………  11
Глава 3. Проблема учета российского правового  менталитета в законодательстве…..  23
Заключение…………………………………………………………………………………  27
Список  используемой литературы………………………………………………………..  29
 

      
      Введение
      В начале XXI века весь мир проходит через ряд серьезных изменений, которые охватывают большинство сфер жизнедеятельности человека – экономику, политику, общественные отношения, духовную сферу. Процессы, ведущие к объединению и унификации всех форм жизнедеятельности, охватили и Россию, целью которой можно считать интеграцию в мировое сообщество. Это во многом зависит не только от политической деятельности, но и от культурного наследия, национальных и психологических черт. В современной науке начинает доминировать ценностный подход к изучению государственно-правовых явлений, в связи, с чем следует уделить большое внимание ментальности и правовому менталитету как неотъемлемой части правовой культуры России и общества.
      Российская  государственная и правовая система  всегда  выделялась своей исключительностью и самобытностью, что является прямым следствием существования особого правового менталитета и правовой культуры нашей страны. Ломка привычных ценностей и стереотипов поведения, исключительность национальных черт и привычек, невозможность понимания смысла происходящих процессов в современной России заставляет граждан переоценить историю и по-новому посмотреть на прошлое своей страны. Данные факторы и определили выбор темы научного исследования – «Правовой менталитет».
      В настоящее время её актуальность объясняется рядом причин:
    Изменением «угла зрения» на правовую действительность российского общества;
    Необходимостью поиска причин, повернувших российское общество к рассмотрению черт российского правового менталитета;
    Постепенными изменениями в общественном правосознании российского общества, означающими формирование в государстве нового типа ментальности российского человека.
      Целью курсовой работы является комплексное  изучение феномена правого менталитета в соответствии с традициями российской правовой культуры и ценностными ориентирами современного общества, а также определить его влияние на развитие российской государственности.
      В соответствии с поставленной целью  данная работа призвана решить следующие  задачи:
    Проанализировать основные особенности правового менталитета;
    Исследовать условия складывания  российского правового менталитета;
    Изучить проблему учета правового менталитета в российском законодательстве.
      Российские  ученые создали немало трудов посвященных  проблеме менталитета вообще. Этой проблемой занимались такие ученые, как Е.А. Ануфриев, А.Я. Гуревич, А. В. Лесная, И. Г. Дубов, А.П. Марков и другие. Проблема правового менталитета ещё не получила достаточной разработки. Отдельные исследования Р. А. Лубского, Д. В. Меняйло лишь обозначили круг проблем, обуславливающих становление и развитие правового менталитета в российском социокультурном пространстве.
      Методологическую  основу работы составляют как общенаучные  методы: диалектический, логический, системного анализа, индукции и дедукции, научного историзма и др., так и частнонаучные методы: прогностический, моделирования, конкретно - социологический и ряд других.
      Использование данных методов научного познания позволяет  комплексно исследовать качественные и количественные характеристики рассматриваемого феномена, проследить его эволюцию и смоделировать ценностные ориентации правового менталитета современного российского общества.
      Теоретическая значимость курсовой работы состоит  в раскрытии понятия правового менталитета, сопоставлении его с такими явлениями, как правосознание, правовое мышление, правовая жизнь, изучении исторического становления  российского правового менталитета и его основных особенностей.
        Практическое же значение данной  работы заключается в том, что  материалы курсовой работы могут быть использованы студентами при изучении правового менталитета современной России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Понятие и сущность правового менталитета
      В процессе постепенной эволюции человечества и длительного исторического  развития в научном знании находили отражение представления о менталитете, как отдельных личностей, так и общества в целом. Свое начало формирование понятия «менталитет» и исследование ментальности социальных групп берут  в древности. Еще во времена античности были созданы несколько концепций, посвященных разработке данной проблемы. В них можно увидеть результаты наблюдений Тацита, Ксенофонта, Геродота, Плиния и других историков того времени. В XVIII веке особое внимание этому вопросу уделяли такие выдающиеся мыслители, как К. Линней, Ш. Монтескье, Ж. Бюффон1.
      Пройдя  достаточно длительный период развития, термин «менталитет» так и не получил  однозначного толкования. И сейчас как в зарубежной, так и в  отечественной литературе нет единой трактовки. Это объясняется тем, что данное социально-правовое явление представляют чрезвычайную сложность для изучения, а специальные критерии, выработанные для разъяснения феномена менталитета, достаточно затруднительные для фиксации. Слово латинского происхождения «mens» и образованное от него  прилагательное «mentalis» (mens, mentis - ум и alis - другие) нередкого связывают с появлением данного термина2
      Согласно  другой точке  зрения, слово менталитет образовано от французского эквивалента «mentalite», которое, по мнению ряда ученых, означает «мировидение»3. На самом деле ему предшествовал английский философский термин  «mentality»4, возникший в XVII веке. Несмотря на то, что в XVIII веке Вольтер помогает этому термину «прижиться» во Франции, до начала XX века оно воспринималось как неологизм. Позднее им стали пользоваться и в обычной речи. В XIX-XX вв. ученые в полной мере осознали то, что феномен менталитета требует тщательного изучения.
      Лишь  в XIX веке во многих европейских странах термин «менталитет»  стал активно использоваться в научной литературе, так как он очень близок по звучанию в разных языках мира. «Mentalite» - это склад ума, направление мыслей, умонастроение во французском языке. Английский язык характеризует «mentality» как умственное развитие, особый склад ума. В немецком языке «die Mentalitat» означает склад ума, образ мыслей, способ мышления. С середины XIX века в английской научной литературе начинает употребляться термин «менталитет», со второй половины XIX века в немецкой терминологии,  ёще раньше во французской литературе.
      Р. Эмерсон (1856 г.) стал первым американским философом, в работах которого встречается термин «ментальность». Он использует его при изучении души как первоисточника истин и ценностей. Также этнологи использовали данный термин в отношении народов первобытного общества. Термин «mentality» в современных словарях раскрывается как «способность или сила разума», «образ мыслей, направление или характер размышлений», «качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов», «установки, настроение, содержание ума»5.
      В научной литературе существуют и  другие определения термина «менталитет». Д. Филд утверждает, что менталитет – это «устойчивый склад ума, имеющий если не логическую форму, то системный характер, который коренится в материальной жизни и широко распространен в значительной части населения и который оказывает непосредственное влияние на экономические, социальные и политические отношения»6.
      Огромное  значение для формирования восприятия содержания менталитета сыграли такие направления гуманитарного знания, как семиотика, история ментальностей, теория социальной информации, теория «карнавальной» культуры, историческая и культурная антропология7. Эти научные исследования направлены на выявление установок и ценностей, определяющих сознание и ежедневное поведение человека и социальных общностей.
      Особое  направление исследования истории  ментальностей появилась в исторической науке Франции в 20-30-х гг. XX столетия. Это направление было сформировано и разработано школой «Анналов». Л. Февр, М. Блок, , Ж. Дюби, Ф. Бродель, Ф. Ариес являются её представителями8. Данная школа исследовала историю, главным предметом исследования которой является человек, как творящий культуру представитель социальной общности.
      Данная  ментальная сфера оказывала серьезное  воздействие на все сферы общественной жизни: культуру, экономику, духовность  и право.  Решением этой проблемы занимались, прежде всего, историки, психологи, философы, социологи. Чуть позже к ней приступили политологи и правоведы.
      Сейчас  в отечественной литературе можно  найти много работ, рассматривающих  менталитет в философском (А.С.Панарин), социальном и культурном (Е.Б. Шестопал, И.Г. Дубов), историческом (А.Я. Гуревич, Л.Н. Пушкарев), политологическом (Е.А. Ануфриев, А.В. Лесная) аспектах. Среди немногих трудов, рассматривающих ту или иную сторону правового менталитета, можно отметить В.Н. Синюкова, Р.С. Байниязова, А.Ю. Мордовцева, А.И. Коваленко.
      Правовой  менталитет - одна из основополагающих категорий в теории правосознания. Безусловно, это связано с тем, что именно данная научная категория позволяет изучить правосознание индивида, социальных групп и общества, познать глубинные структуры юридической психологии. Правовой менталитет относится  к таким понятиям, которые находят отражение в юридической  и политической отраслях отечественной науки. Отражая правовые реалии настоящего времени, правовой менталитет является подвидом общего менталитета, а также определяет дальнейшее развитие правовой действительности.
      Итак, « правовой менталитет - сложное общественное явление, отражающее иррациональную составляющую индивидуального, группового и массового правосознания, проявляющееся как совокупность правовых архетипов и представлений, которые в разных социумах, этносах, типах цивилизаций имеют собственное содержание, определяют особое видение юридической реальности, специфику правового поведения индивида, социальных групп, государственных органов и должностных лиц»9.
      Тщательный  анализ правового менталитета позволяет  сформировать его модель. Её структурные  элементы (правовые стереотипы, представления, ориентации и установки) находятся на двух уровнях – сознательном и бессознательном. На сознательном уровне структурные элементы подвергнуты изменению, а на бессознательном отличаются устойчивостью.
      Правовой  менталитет представляет собой сложное  правовое явление, выполняющее ряд важнейших функций. Среди них выделяют регулятивную, оценочную, познавательную, коммуникативную, накопительную, а также функцию по упорядочиванию и стабилизации правосознания. Существует ряд классификаций правового менталитета. Согласно одной из них правовой менталитет определяется выделяемыми типами: национального, этнического, «эпохального» и цивилизационного порядка. Цивилизационный тип также делится на англо-саксонский, романо-германский, мусульманский, славянский, индусский правовой менталитет и другие. Согласно другой классификации правовой менталитет состоит из «частно - правового менталитета»  и «публично-правового менталитета»10.
      Правовой  менталитет, правовое мировоззрение, правовое мышление и правосознание тесно взаимодействуют между собой, существуя в органическом единстве.  Но не стоит отождествлять эти понятия.
      На  наш взгляд, рассматривая духовный и культурно-исторический статус правового менталитета, следует обратить внимание на его автономность по отношению к правосознанию.  Соотношение этих двух категорий отличается особой сложностью и неоднозначностью. Несмотря на это, можно сделать следующий  вывод: по объему правовой менталитет несколько уже, чем правосознание. Не стоит отождествлять категории «менталитет» и «сознание». Менталитет лишь занимает особое место в идеологической и психологической структуре сознания. Это объясняется научными, культурными, социальными и этническими стереотипами людей. Правовой менталитет в системе элементов юридического сознания следует рассматривать как глубинный слой, который сливается с юридическим подсознанием. Для того чтобы понять сущность правового менталитета, нужно проанализировать правовые традиции, формирующие соответствующий стиль правового мышления.
      Для каждой национальной системы характерен свой собственный правовой менталитет и правосознание, возникающие в ходе длительного исторического, культурного и эволюционного развития. В рамках национального правового менталитета формируется  и уникальный культурный стиль правового мышления. Способ правового переживания и осознания определяет юридическую самобытность общества. «В правовом мышлении происходит сложнейший психологический процесс осмысления, интерпретации, мысленного моделирования юридической жизни общества»11.
      В ходе правовой социализации индивид  получает специальные юридические  знания, принципы и идеи, на основе которых у него формируется типичный алгоритм правового мышления, а так же стереотип реагирования на конкретную юридическую ситуацию. Именно стиль юридической мысли и обуславливает последующее правовое поведение индивида.
      Правовой  менталитет отличается от правосознания  и по выполняемым функциям. Создание правовых норм и реализация предписаний  права является функциональной характеристикой второй категории. Правосознание, являясь источником положительного права, способствует совершенствованию правовых механизмов и законодательства.
      Объединяя в себе правовую рациональность и  абстрактность, правосознание смотрит на историю не как на случайную, беспорядочную цепь событий, а находит в ней упорядоченность и закономерность. Правовой менталитет так же определяет и конкретизирует специфические историко – правовые традиции общества.
      Правовой  менталитет в отличие от правосознания  скорее духовно – правовая психологическая категория, он является стержнем, при помощи которого функционирует правовая культура общества. Правовой менталитет в структуре правового сознания выступает систематизирующим, стабилизирующим и упорядочивающим элементом правосознания12.
      Таким образом, по нашему мнению, именно от качественного развития правового менталитета зависит, степени развития ее духовно-психологических структур зависит юридическая стационарность правосознания. Оно характеризуется помимо интеллектуального постоянства так же и эмоциональной  изменчивостью. Существование общественного, группового и индивидуального правосознания указывает на автономность правоментальных структур и в то же время на их динамичное взаимодействие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Российский  правовой менталитет
      В настоящее время Россия переживает переходный период, происходит изменение  базовых ценностно – нормативных  ориентаций. Особое значение приобретает  научное изучение правовых ценностей. Ведь эффективность реформ, которые  осуществляются в той или иной стране и направлены на установление и осуществление правовых начал  во всех сферах общественной жизни  зависит от того, насколько осуществляемые преобразования соответствуют ценностно-правовым ориентирам общества и как большинство слоев общества воспримет данную модель трансформации13.
      Нынешней  ориентации населения на правовой путь развития общества способствовало длительное историческое развитие и постепенное формирование правового менталитета.
      Изучение  исторического формирования его  предпосылок в России невозможно без комплексного сравнения путей  развития русской и западной правовых культур. Российская правовая традиция основана на преобладании коллективных начал над индивидуальными. Но в современной России, в связи с целью построения демократического общества, предпочтение отдается западной правовой традиции, которая утверждает приоритет индивидуальной частной собственности над коллективной. Безусловно, политические и правовые обычаи и традиции оказали серьезное влияние на формирование русской правовой традиции. Ю.А. Тихомиров считает, что маленькая территория и большая плотность населения в западных странах воспитала в населении индивидуализм (приоритет личности в государстве и развитие имущественных отношений на основе частной собственности); рационализм (приоритет формальной регламентации отношений в обществе); национализм (позитивное отношение к государству)14.
      В Российском же менталитете сложились  коллективность и уважение к другим этносам, их ценностям и идеям, но не сформировалось стремление к предпринимательству, получению прибыли. Это обусловлено огромной территорией страны, невысокой плотностью населения и суровым климатом. Реформируя правовую систему, следует учитывать самостоятельность  и обособленность российской правовой традиции.
      С точки зрения западной правовой культуры, правовая культура России выражает правовой нигилизм и недооценку права. Правовой нигилизм составляет «сложное общественное явление, отражающее состояние индивидуального и группового правосознания, проявляющееся в осознанном полном или частичном отторжении средств правового регулирования, как неспособных служить удовлетворению интересов субъектов права, обеспечивать достижение поставленных ими целей»15.  Ценность права, признанная на Западе, в России в полной мере никогда не признавалась. Это позволяет утверждать, что в России вообще не сформирована правовая культура. Такой точки зрения придерживается В. А. Туманов. И. Д. Невважай объясняет Российский правовой нигилизм как признание права, но немного другое его понимание. В этом случае правовой нигилизм означает, что субъект правосознания не находит реального воплощения своего понимания права в жизни. Этим можно объяснить негативное отношение к «иному» пониманию права16.
      Причиной  формирования подобного положения  послужило постоянное ведение многочисленных войн Россией. Только сильная, централизованная власть могла потребовать от народа полной самоотдачи и жертвенности для концентрации всех ресурсов,  способствующих победам. В таких условиях крайне тяжело шло формирование гражданского общества. Постоянная смена социальных ценностей сопровождалась аномией, в том числе и обесцениванием права, которое можно проследить хронологически. Так, заграничные походы русской армии после войны 1812 года способствовали распространению в стране демократических идей. Их столкновение с самодержавием вылилось в восстание декабристов 1825 года, которое следует рассматривать как проявление правового нигилизма. На складывание Российской правовой культуры оказывали влияние так же такие факторы, как принятие христианства, монголо-татарское иго и гигантские размеры страны. Все это не было присуще странам Западной Европы.
      Таким образом, в России сформировалась авторитарно - патерналистическая модель общества, предопределившая формирование собственного правового менталитета. Причиной неприятия западной правовой модели и формирования правового нигилизма стало негативное отношениие к частной собственности. Для крестьянского населения существенное значение имела семейная или общинная собственность. В. И.Костенко считал, что варяги, заложив политическую традицию автономности правящего класса от общества, тем самым предопределили формирование правового нигилизма17.
      В XIII–XV веке в связи с монголо - татарским нашествием, затормозилось правовое развитие Руси. Кризис в экономике и консервация феодальной раздробленности привели к архаизации права, замедлению его совершенствования. В XVI веке в  эпоху Ивана Грозного обострилась проблема собственности, право не регулировало этот вопрос, а, следовательно, воспринималось как не значимое и бесполезное. В силу различного сословного статуса субъектов, в России не могло быть воспроизведено наделение граждан юридическими правами. В законодательстве Петра монарх имел право распоряжения собственностью. В силу неразвитости экономических отношений в обществе, право продолжало носить черты феодального института.
      Движение  России по пути феодализма началось с  реформы Александра II 1861 года, которая положила конец феодальной зависимости. Фактически же крестьяне по-прежнему оставались неполноправным сословием. Это тормозило экономическое совершенствование России, не позволяло развиваться сельскохозяйственной деятельности. Такое положение дел сохранялось до начала XX века. Именно в этот период П.А.Столыпин предложил концепцию реформирования страны. Модернизация могла быть осуществлена при выполнении основного условия: сделать полноправным собственником земли обычного крестьянина. Не смотря на то, что политику П. А. Столыпина не поддержали ни либералы, ни консерваторы Государственной Думы, которые не хотели ничего изменять, и нехватку времени, не доведенные до конца реформы, изменили положение в российской деревне и всем обществе в целом.
      Невозможность укрепления правосознания и права  объяснялось медленным развитием отношений, основанных на частной собственности. Право, которое насильственно навязывалось государством сверху, не воспринималось населением как ценность, а, наоборот, вызывала негативную реакцию, что влекло к формированию правового нигилизма.
        Социалистическая революция 1917 года  полностью ликвидировала частную  собственность.  И. А. Ильин значение частной собственности определял тем, что она "воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать "моё" и "твоё", приучая его к правовой взаимности и к уважению чужих полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности»18.
      Во  многом благодаря неразвитости отношений, основанных на частной собственности, в России не сформировалась западная модель права и правосознания, не установились ее ценности. В связи с этим, одной из основных задач российского права является противодействие нигилизму. Осуществлять его необходимо в соответствии с особым менталитетом России, где преобразующей идеей, являясь альтернативой идее частной собственности, должна стать идея социальной справедливости, обеспеченной государством. На этой позиции стоял В. А. Ядов, который делает ряд выводов19:
    Российское общество, в отличие от экономически устойчивых западных обществ, трансформируется нестабильно.
    В Российской цивилизации не сложилось гражданское общество, роль государства в обществе остается решающей.
    Цивилизационные особенности Российского общества определяют склонность к коллективизму и неприятие индивидуализма.
    России необходим собственный пут социальных трансформаций, а не копирование западной модели.
      Таким образом, создание Российской модели социального  справедливого общества возможно при  поддержке высокого авторитета государства. Основой позитивных трансформаций должно стать усиление системы правопорядка, согласованного с общественными запросами россиян. Эти трансформации способствуют повышению правовой культуры общества и снижению уровня правового нигилизма.
      Противоречие  между ценностями национальной и  западных правовых культур – одна из ключевых особенностей правового  менталитета России. Не следует идеализировать западную правовую культуру, перенос опыта Запада на российскую почву требует предельной осторожности. Природные и исторические условия обуславливают различие этих культур. Примером тому могут послужить, основанные на коллективизме, российские ценности.
      Тем не менее, формировать российскую правовую культуру следует в соответствии с привносимым западным положительным  опытом и ценностями российского  правового менталитета. Правовой менталитет России  представляет собой сложный, но вместе с тем самобытный правовой феномен. Выделяют ряд морально-этических  особенностей российского правового менталитета, проявляющихся в системе приоритетов:
    Содержания над формой (стремление к справедливости);
    Чувств над разумом (в постижении правовой действительности);
    Общего над частным;
    Коллективного над индивидуальным;
    Морали над правом;
    Духовного над материальным.
      При формировании российской правовой культуры необходимо учитывать эти принципы, но и принимать во внимание мнение К. Г. Юнга, «считавшего западное и  восточное мировоззрение взаимоисключающими друг друга»20. Неприятие западных нравственных ценностей  индивидуализма приводит к вседозволенности, свобода в русском обществе не сопровождается ответственностью. О.С. Звонарева указывала, что России нужен собственный путь развития менталитета, с заимствованием прогрессивных западных элементов, но учитывающий отечественную специфику21. Реально существовавшее же положение в стране вело к нарастающему недоверию власти и утверждало правовой нигилизм в России. С этой позицией согласен  М. Б. Смоленский, который утверждает, что заимствование западной модели в России малоэффективно, что обеспечено своеобразием культурного и  социально-экономического контекста22.
      Данная  проблема имела место не только в  России. Так, при рецепции в правовую систему Японии германского Гражданского уложения, сознанием японцев этот материал был отвергнут , о чем говорили К. Цвайгерт и Х. Кетц23, выделяющие юридическую самобытность правового менталитета Японии. Для России так же явилась бы более естественной идентификация источников права, различных видов правоотношений, судебной системы и системы нормативно-правовых актов на базе правового менталитета.
      Разумное  сочетание индивидуальных и коллективных начал так же является одной из самых важных проблем в Российском праве. Приоритет коллективного  интереса над индивидуальным характерен для советского периода, в настоящее время наблюдается явный перевес индивидуальных начал. И то, и другое положение дел ведет к разрушению государственности  и принципов правового общества. Б. С. Эбзеев связывал решение этой проблемы с преодолением крайности коллективистских и идвивидуалистических представлений, возможностью защитить личность от произвола в обществе, а общество от анархического своеволия личности, что означало бы баланс интересов личности и общества24.
      Такое сочетание интересов будет способствовать появлению свободы, не отождествляемой с произволом, и взаимной ответственности личности и общества. Безусловно, право вносит порядок в жизнь общества, но преступив черту, право может предпринять попытку вместить динамичную жизнь в рамки формального закона и начать главенствовать над ней. Российский общественный уклад не принимает этот порядок в силу сформировавшихся общественных начал, которые право не могло игнорировать.
      В силу этого, Н.А. Бердяев считал: «Россия – страна бытовой свободы, неведомой передовым народам Запада, закрепощенным мещанскими нормами. Русский человек с большой легкостью духа преодолевает всякую буржуазность, уходит от всякого быта, всякой нормированной жизни»25.
      На  благо личности, общества и государства  следует использовать такое положительное качество русского народа как духовная свобода. Приведение её в соответствие с позитивным правом и нравственными ценностями общества являлось основной задачей России. В связи с этим считаем необходимым рассмотреть основные особенности современного правового менталитета России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.